Фольклорная познавательно-игровая программа «Семен летопроводец»
Сценарий русского народного праздника «14 сентября — Семен Летопроводец» Сценарий взят из интернета внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми- Захаровой Е.Н. «Чебулинская школа- интернат психолого – педагогической поддержке» Звучит русская народная песня. Выходит ведущая в народном костюме. Вед : Здравствуйте, ребята. Сегодня – 14 сентября – Семенов день . Окончание лета. Первый день бабьего лета. Мушиные похороны и первая встреча осени, поэтому в старину этот день называли еще Семен — Летопроводец . И я открою вам секрет – он хочет прийти к нам в гости. Под русскую народную музыку, в народной рубахе выходит Семен Семен : Здравствуйте, дети! Я пришел к вам с подарками, песнями, шутками и прибаутками, ведь сегодня мой праздник и называется он Семен –день или Семен-именинник , так что будем веселиться! Но сначала я вам расскажу о том, что на Руси делали в этот день. Вед : Нет, нет, Семен , раз у тебя именины, то без именинного хоровода мы тебя не оставим! (Дети водят Семену хоровод : «Как на Семины именины испекли мы каравай…и т. д.) Семен : Спасибо, ребята, порадовали меня. Вед — Семен, а давай я расскажу про твой день. На Семен день люди провожали лето и встречали осень . В этот день принято было справлять новоселье. Если на Семена не был убран урожай , то, считай он пропал, а если в этот день улетали гуси, — жди ранней зимы. В народе об этом дне говорили : « Семен день — сеялка с плеч» или : « Семен день — семена долой » . Семен- Давайте и мы с вами урожай соберем. Выходите нам две команды по 7 человек. Игра: «Собери урожай» на определенном месте от команды стоит ведро с овощами. Каждый участник команды подбегает берет один овощ и кладет в свое ведро. Так продолжается пока не закончатся овощи. Чья команда соберет больше всего овощей, та и становится победителем. Семен : Во многих местах с днем Семена- летопроводца был связан обычай хоронить мух, тараканов, одолевающих крестьянина в избе. Вед- Потешные похороны устраивали девушки, для чего вырезали из репы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажали горсть пойманных мух, закрывали их и «торжественно» выносили из избы, чтобы предать земле. При этом кто-нибудь должен был гнать мух из избы полотенцем и приговаривать : «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь Приглашаем к нам 8 девочек. Игра «Собери мух» — на определенном расстоянии натягивается веревка, на которую крепятся прищепками мухи. Каждая из девушек должна подбежать, снять муху и вернуться к своей команде. Чья команда быстрее справится, та получает приз. Семен : Если на Семен-день теплая погода , то вся зима будет теплая. А если в этот день сухо — вся осень сухая. (дети отмечают, какая сегодня погода и решают,- какими будут зима и осень) Вед- Вся неделя с 14 сентября называется «Семинскою» .Если погода теплая стоит семь дней, то говорят : «Вот и бабье лето !» А еще в этот день охотники с собаками выезжали на поля, на ловлю зайцев. Игра «Охотники» — Я прошу подойти ко мне двух смельчаков, мальчиков- охотников. Остальные все зайцы. Мальчики берутся за руки и пытаются поймать зайцев в ловушку, тех, кого поймали, становятся к охотникам в круг и уже все вместе ловят зайцев. Таким образом, должен получится один большой круг. Семен : В этот день нечистая сила меряет воробьев меркою : сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого воробьи все собираются в одном месте, и потому в Семен -день их нигде нельзя увидеть. Вед : А наши «воробьи» здесь! Давайте поиграем в игру «Воробышек» . Кто у нас хочет быть воробышком? Игра «Воробушки»- (по принципу музыкальный стульчик) 7 человек. Стульчиков на один меньше. Победитель получает приз. Семен : Как же мне, ребята, понравилось у вас в гостях, да пора и честь знать, пойду птицам в дальнюю дорогу помогать собираться, ведь уже завтра они начнут улетать на юг. Вед- Но, прежде чем уйти, поведаю вам, что в старину в этот день выбирали старшую женщину и водили ей хоровод, а после этого она угощала всех по обычаю овсяным хлебом . (дети водят вокруг ведущей хоровод) Вед : Вот и закончился наш праздник . Спасибо тебе, Семен ! Прощай, — до следующего года! Да хлебушка овсяного возьми с собой в дорогу! Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/folklornaya_poznavatelno_igrovaya_programma_se_140518.html Сценарий русского народного праздника «14 сентября — Семен Летопроводец» Наталья Скельсара Сценарий русского народного праздника «Семен — Летопроводец» для детей старшей и подготовительной групп. Вед: Здравствуйте, ребята. Сегодня – 14 сентября – Семенов день. Окончание лета. Первый день бабьего лета. Мушиные похороны и первая встреча осени, поэтому в старину этот день называли еще Семен — Летопроводец. И я открою вам секрет – он хочет придти к нам в гости. Давайте дружно позовем его! (под русскую народную музыку выходит Семен) Семен: Здравствуйте, дети! Я пришел к вам с подарками, песнями, шутками и прибаутками, ведь сегодня мой праздник и называется он Семен –день или Семен-именинник, так что будем веселиться! Но сначала я вам расскажу о том, что на Руси делали в этот день. Вед: Нет, нет, Семен, раз у тебя именины, то без именинного хоровода мы тебя не оставим! (дети водят Семену хоровод: «Как на Семины именины испекли мы каравай…и т. д.) Семен: спасибо, ребята, порадовали меня. Ну а теперь слушайте…. На Семен день люди провожали лето и встречали осень. В этот день принято было справлять новоселье. Если на Семена не был убран урожай, то, считай он пропал, а если в этот день улетали гуси, — жди ранней зимы. В народеоб этом дне говорили: «Семен день — сеялка с плеч»или: «Семен день — семена долой». Вед: А давайте встречать осень радостно, с песней! (дети поют песню «Наступила осень» Наступила после лета Мы ее о разных красках Закружился в небе листопад, Снова листики с дерев летят. Расставаться с летом очень жаль, Улетают птицы вдаль. Осень, осень, раз, два, три, Ты нам краски подари. Осень, осень, раз, два, три, Ты нам краски подари. Чтоб смогли раскрасить мы Листья и в лесу грибы. Чтоб смогли раскрасить мы Листья и в лесу грибы. С неба льется чаще, чаще Мы раскроем поскорее Лица грустные у мам и пап. Лица грустные у детворы От осенней слякотной поры. Осень, осень, раз, два, три, Ты нам краски подари. Осень, осень, раз, два, три, Ты нам краски подари. Чтоб смогли раскрасить мы Листья и в лесу грибы. Чтоб смогли раскрасить мы Листья и в лесу грибы. Наступила после лета Мы ее о разных красках Закружился в небе листопад, Снова листики с дерев летят. Расставаться с летом очень жаль, Улетают птицы вдаль. — 3 раза). Семен: Во многих местах с днем Семена-летопроводца был связан обычай хоронить мух, тараканов, одолевающих крестьянина в избе. Потешные похороны устраивали девушки, для чего вырезали из репы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажали горсть пойманных мух, закрывали их и «торжественно» выносили из избы, чтобы предать земле.При этом кто-нибудь должен был гнать мух из избы полотенцем и приговаривать: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь»(по желанию можно провести обряд). Затем у девушек начинались посиделки, которые назывались «Засидки». Они брали в руки веретено и ткали до полуночи. Вот и у меня в корзине лежит веретено и я приглашаю девочек поиграть в игру «Горячее веретено». (все девочки встают в круг и под веселую плясовую передают веретено друг другу по кругу, как только музыка замолкает, та, у которой осталось в руках веретено, — покидает круг…и так продолжается до победительницы) Семен: Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет теплая. А если в этот день сухо — вся осень сухая. (дети отмечают, какая сегодня погода и решают,- какими будут зима и осень) Семен: Вся неделя с 14 сентября называется «Семинскою».Если погода теплая стоит семь дней,то говорят: «Вот и бабье лето!» А еще в этот день охотники с собаками выезжали на поля, на ловлю зайцев. Но это чисто мужская забава, поэтому прошу сюда мальчиков,- поиграть в игру «Бездомный заяц», а девочки пусть накинут платки да на завалинке посидят. (подвижная игра «Бездомный заяц» Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Другие игроки-зайцы чертят себе круги, и каждый становится в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, если забежит в какой-либо круг. Тогда заяц, что стоял в кругу должен сразу же убегать, потому что теперь он становится бездомным, и охотник будет теперь охотится на него. Как только охотник поймал зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником). Семен: Воробья знают все. И, казалось бы, – что может быть интересного у такой знакомой птички? На самом же деле, эта птица не зря встречается во многих сказках. Первая тайна воробьев – это почему их так называют? «Вора – бей! Вора – бей!» Ой, так ведь получается «вора бей». Значит, воробушек-то наш воришка! Что же он ворует? Наверное, зернышки. А еще что? Крошки. У кого воробей зерна да крошки ворует? У голубей, собак, кошек и даже у людей. Получается, что пока другие зазеваются, воробей тут как тут – зернышко утащит. И в этом «вора бей» звучит характер птички – шустрый, проворный, хитрый, драчливый, смелый. Вед: А вот ученые думают иначе. Они считают, что вовсе и не вор наш воробей. Они говорят, что слово «воробей» произошло от древнего «вор». От этого «вор» произошли такие известные нам слова как «забор» или «ворота». Почему же тогда «воро — бей»? Потому что воробей — это птичка, которая на заборе и на воротах сидит, рядом с человеком давно живет. Есть и другое мнение. Что в основе слова «воробей» слово «ворк» — ворковать, ворчать. И получили свое название воробьи за то, что они беспокойные и все время чирикают. Вед: Семен, а ты почему разговор о воробьях завел? Семен: А вот почему…В этот день нечистая сила меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого воробьи все собираются в одном месте, и потому в Семен-день их нигде нельзя увидеть. Вед: А наши «воробьи» здесь! Погляди, Семен, сколько их прыгает. (дети под музыку изображают воробьев) Вед: Давайте поиграем в игру «Воробышек». Кто у нас хочет быть воробышком? Поможет нам считалка! Чирик –чири – воробей! Клюй, клюй конопель. (русская народная игра «Воробышек» Сначала выбирают водящего. Это будет воробышек. Все другие игроки должны придумать, каким деревом или кустарником они будут называться. Например, кто-то будет сиренью, кто-то березой, кто-то рябиной и т. д. Все игроки кроме воробышка садятся в круг. В центре круга нужно поставить стул (табурет или скамеечку) для воробышка. Это будет «столбик». Каждый игрок должен громко сказать всем,кем он будет в этой игре: «Я осина. А я дуб. Я сосна». Эти слова нужно всем запомнить. Воробышек сидит «на столбике» и приговаривает ритмично. Остальные играющие ему подпевают – приговаривают с ним. Сидел-сидел на столбике, Слетел-слетел воробышек на… малину! Тот игрок, кто в этой игре назвал себя «малиной»,должен подхватить песню: Сидел-сидел на столбике. Слетел-слетел воробышек на ….березку! Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется и не скажет «на столбик» или не назовет то дерево, которого нет в игре! Когда произойдет ошибка, все игроки должны быстро поменяться местами, в том числе и воробышек. Столбик занимать нельзя! Кто остался без места, в следующей игре становится воробышком. Он садится на столбик, и игра продолжается.) Семен: Как же мне, ребята, понравилось у вас в гостях, да пора и честь знать, пойду птицам в дальнюю дорогу помогать собираться, ведь уже завтра они начнут улетать на юг. Но, прежде чем уйти, поведаю вам, что в старину в этот день выбирали старшую женщину и водили ей хоровод, а после этого она угощала всех по обычаю овсяным хлебом. (дети водят вокруг ведущей хоровод) Вед: Вот и закончился наш праздник. Спасибо тебе, Семен! Прощай, — до следующего года! Да хлебушка овсяного возьми с собой в дорогу! (дети прощаются с Семеном) Вед: Угощайтесь, ребята (раздает детям хлеб и сушки). Понравился вам праздник? Расскажите о нем друзьям и родителям. А теперь давайте скажем лету «До свидания»! (дети под песню «До свиданья, лето» прощаются и уходят) -чтение сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка о том, как жила последняя муха» -разучивание игры «Воробышек» -разучивание игры «Бездомный заяц» Конспект НОД «История русского народного костюма» Цель: сформировать у детей представления о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях, способствовать проявлению. Проект «Богатство русского народного творчества» Проект для средней группы «Богатство русского народного творчества» Тип проекта: познавательно — патриотический, творческий, краткосрочный,. Сценарий праздника 1 сентября Сценарий праздника «Первого звонка» МАОУ НШДС №72 г. Калининграда Организатор воспит. работы Яхъяева И. А. Ведущий 1: Добрый день, дорогие. Сценарий русского народного праздника «Масленица» МАСЛЕНИЦА Дети под русскую народную мелодию встают по круг Вед: ПРИЕЗЖАЙ К НАМ В ГОСТИ, МАСЛЕНИЦА, НА ШИРОКИЙ ДВОР- НА ГОРАХ ПОКАТАТЬСЯ,. Сценарий русского народного праздника «Масленица» для старшего дошкольного возраста Цель: • познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей, • вовлечь детей принять в участие в празднике; • знакомить с различными. Сценарий русского народного праздника «Масленица пришла» Сценарий русского народного праздника «Масленица пришла» Цель. Приобщение детей к празднованию русских народных праздников. Задачи. Знакомить. Сценарий русского народного праздника Масленица в ср-ст-подг. гр. Сценарий русского народного праздника Масленица. Масленица — праздник проводов зимы. ХОД ПРАЗДНИКА: Звучит русская народная песня «Как у. Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-ruskogo-narodnogo-prazdnika-semen-letoprovodec-14-sentjabrja.html Adblockdetector |