Сценарий фольклорно-познавательного мероприятия «Бабушкины куклы»
методическая разработка на тему
Данное мероприятие рассчитано на возрастную категорию воспитанников 9-12 лет и направлено на развите познавательного интереса к изучению традиционной русской культуры и народных обычаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр Детского Творчества»
с.Александров-Гай, Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области
сценарий фольклорно-познавательного мероприятия
(рассчитан на детей 9-12 лет)
Подготовила: Болтышова Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования объединения «Доброе слово»,
Адрес: с. Александров-Гай, пл. 35-летия Победы, д.1, пом.3,
СЛАЙД 1 (Звучит «Перепляс скоморох», в зрительный зал входят ведущие – скоморохи)
К нам сюда скорее просим, подходи, честной народ!
Веселиться начинайте,
Всех нас ярмарка зовет!
Почтенная публика, кому дырку от бублика — от вкусного, хорошего. Отдаем дешево! А вот цветные фонарики, воздушные шарики, серпантин, конфетти — покупай да шути!
1 скоморох: Подходи, народ, сюда и давай знакомиться!
Пусть на долгие года этот день запомнится!
Собирайтесь веселей, дорогие зрители!
Ждем на ярмарку детей, ждем и их родителей!
Есть хорошие товары.
Не товар, а сущий клад-
Разбирайте нарасхват!
Вот подарки для друзей, налетайте поскорей!
Есть на ярмарке игрушки,
Расписные погремушки,
Ваньки — встаньки и матрешки,
Куклы тряпичные — очень симпатичные!
Не за четвертак, не за пятак, товар продадим почти за так!
Торопись народ! Сам товар к тебе идет!
2 скоморох: Ребята вместе с мамами на ярмарку пойдут,
И, кроме сладких пряников, друзей себе найдут.
На ярмарочной площади устроят хоровод,
Молва об этой ярмарке по всей Руси пойдет.
1 скоморох: Поспешите, поспешите-
К первой лавке подходите!
Здесь куклы деревянные,
Загадку отгадайте -куклу забирайте!
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка (матрешка)
Матрёшка (от уменьшительного имени « Матрёна ») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более.
2 скоморох: А теперь, собирайся, детвора!
Ждёт веселая игра!
1 скоморох: В этой чудо –мастерской
Мастер тоже не простой!
Куклу смастерит на диво-
Неваляшкою зовется, упадет- перевернется!
2 скоморох: Неваля́шка, ва́нька-вста́нька — детская игрушка , принцип действия которой основан на том, что кукла стремится занять строго определённое конструкцией положение- головой вверх.
Приглашаем вас размяться, поиграть, поупражняться!
1 скоморох: А здесь куклы тряпичные очень симпатичные!
Кукла – просто загляденье,
Взрослым всем на удивленье,
Для забавы малышам!
Посмотри, как хороша!
1 скоморох: В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол.
Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, часто без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы.
В традиционной кукле СЧАСЬЕ — главное это волосы, в них женская сила. Коса закручивается вверх и служит опорой кукле, делая её устойчивой.
2 скоморох: КУКЛА МОСКОВКА. Другое название куклы «Седьмая Я» (семья).
Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва — мать, новое княжество — новый ребенок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Это кукла — символ материнской заботы и любви. Как мать любит и заботится о своих детях, так и мать любит своих детей, сколько бы их не было.
1 скоморох: ДОМАШНЯЯ МАСЛЕННИЦА
Мощным оберегом жилища считалась «Домашняя масленица» — небольшая соломенная или лыковая кукла с белым тряпичным лицом. Ей встречали молодоженов и бережно хранили дома, как символ достатка и здорового потомства. Нарядив, на праздники ее сажали на окно или крышу, призывая весну и Солнце. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище.
2 скоморох: БЕРЕГИНЯ
Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Или если вы делаете куклу в подарок, тогда используйте лучше кусочки новых тканей, прочные красные нитки. Красный цвет считали наши предки обережным, поэтому куклы завязывались нитками такого цвета.
1 скоморох: КРУПЕНИЧКА
Простая на внешний вид куколка — зернушка, но изготовленная с большой любовью, имеет глубокий символический смысл.
Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.
На праздник Ивана Купала делали куклу КУПАВКУ. Ее сплавляли по воде,тесемочки, привязанные к ее рукам, забирали все людские болезни и невзгоды. В других областях Купавку делали незамужние девушки, по ней гадали о суженом, о своей будущей судьбе. Разноцветные тесемочки — это желания девушек. Украшали Купавку яркими цветами изеленой травой. Шумною гурьбой девицы-красавицы шли на берег реки,бросали куклу в воду и смотрели: пристанет к берегу — девушка замуж невыйдет в этом году, прибьется к берегу — быть беде. Значит, совсем невесомой нужно делать куколку, чтобы несли ее воды легко по течению, добрую весть приносили, чтобы не кручинилась девушка, а ждала сватов от суженого.
2 скоморох: КУКЛА ДЕСЯТИРУЧКА
помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.
Можно повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.
1 скоморох : Закрутка «БЕРЕГИНЯ СНА» с полезными травами (шалфеем, мятой, мелиссой) оберегала сон ребенка.
Раньше дети с трех лет умели мастерить таких кукол. Попробуем и мы. Для этого не нужно ничего, кроме разноцветных лоскутков, толстых ниток, немного старания и фантазии.
Бытовое название этой куклы – закрутка (от слова «крутить, закручивать»).
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
2 скоморох: Существует несколько способов изготовления кукол-закруток. Рассмотрим один из них.
Мы с вами будем делать куклу желаньица. Кукла желаньица делается на основе куклы –закрутки.
(во время работы звучат русские народные песни)
Сегодня мы научимся мастерить русские куклы-закрутки, которые по преданию приносят в дом счастье и исполняют желания. Их так и называли — «Желанница». Эта кукла обшита ленточками, пуговичками и бусинками.
Такая подружка — кукла Желанница — была в деревне у каждой девушки.
Последовательность изготовления куклы – закрутки
1. На ткань наложить ватин, отогнуть края наизнанку на 2 см, ткань закрутить. Свободный край бокового среза загнуть наизнанку, подклеить снизу.
2. На уровне линии шеи (1\5 высоты туловища) перевязать закрутку нитками, концы закрепить узлом.
3. Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута , накрыть верх закрутки, сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи. Подогнуть срез рукава, забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой затянуть оставшуюся ткань на линии талии.
4 Изготовить волосы и косы, закрепить по центру головы.
5. Оформление куклы. От общего вида куклы зависит характер образа. Костюм можно украсить вышивкой, тесьмой, лентами.
1 скоморох: Вот, ребята, вы сами стали кукольных дел мастерами!
А сейчас пришла пора смекалку вашу проверить!
ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»
2 скоморох: Молодцы, и с этим заданием справились!
Отдохнули все по праву.
Мастерам воздали славу.
Что ж, теперь домой пойдем.
Что узнали, не забудем,
Долго-долго помнить будем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рекомендациях дается пошаговая инструкция изготовления традиционной куклы-мамки.
Мифы, ритуалы, фотоматериал. все что нужно, чтобы интересно рассказать детям :).
Сценарий мероприятия Русские обрядовые куклы.
сценарий спектакля предназначен для участия в празднике коренных малочисленных народов Севера «Вороний день».
Класс: 5-«З»Дата проведения: 21.11.2017Классный руководитель: Бердникова Т.А.Цели:Ø пробудить интерес обучающихся к русской народной культуре;Ø прививать уважение к тради.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/11/11/stsenariy-folklorno-poznavatelnogo-meropriyatiya-babushkiny-kukly
Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой»
Елена Волокитина
Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой»
Начиная с января этого года в нашем детском саду начался долгосрочный творческий проект «Знакомство с народной игрушкой». Детей подготовительной группы очень заинтересовали тряпичные куклы. А началось все со святок, когда дети познакомились с куклой колядой. Детям настолько было интересно, что нам пришлось начать наш проект.
В него входили мастер классы по изготовлению куколок, поездки в краеведческий музей.
Большую помощь оказывали родители. Они тоже с большим удовольствием принимали участие в мастер -классах. А по окончании проекта мы приняли участие в городском конкурсе»Россия многонациональная» и показали там свою «Кукольную свадьбу»
-Формирование у детей дошкольного возраста
(6-7лет) интереса к истории и культуре русского
народа, через образ народной тряпичной куклы.
1. Воспитывать любовь и бережное отношение к русской национальной культуре- ее праздникам, обычаям, традициям, обрядам,песням, танцам, народным играм посредством разыгрывания с помощью тряпичных кукол различных ситуации, соответствующих традиционным обрядам, а именно «Кукольной свадьбы».
2. Воспитывать интерес к народной игровой
3. Познакомить с историей возникновения кукол, с техникой изготовления игровой народной тряпичной куклы, вызвать интерес к ее созданию ;
4. Обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах и материалах используемых для их изготовления.
Дети входят и поют песню «Как за нашим за двором»
Как за нашим за двором(2р)
За двором, за двором(2) (идут выстраиваются полукругом)
2. Растет травка шелкова(2)
Шелкова, шолкова (2) (руки поднимают вверх медленно помахивают)
3. Зеленая мурова (2)
Мурова, мурова(2) (медленно опускают)
4. По той травке Ваня шел(2)
Ваня шел(2) (выходит Ваня идет по кругу, становится на свое место).
Все собираются в кружок шепчутся, становятся полукругом.
Выходит девочка хозяюшка.
Хоз: Здравствуйте! А что ж это вы сюда в куколки пришли играть?
Девочки (хором):Да вот свадебку сыграть хотим.
Хоз: Ну, хорошо, свадьба веселое дело, а жених то есть? Девочки: Есть, Есть! Ваня, выходи! (Ваня выходит в круг танцует под барыню присядку)заводят песню «Лебедин»
1. Да кто ж у нас Лебедин,
Да кто ж у нас Соколин (Ваня идет по кругу, кланяется своей куклой на три стороны)
Припев: Лебедин мой Лебедин, лебедушка белая. (машут платочками)
2. Иван сударь Лебедин, Алексеич – Соколин. (идет по кругу)
Припев: Лебедин мой Лебедин, лебедушка белая.
(машут платочками (идут по кругу, выстраиваются полукругом)
Хоз: Хорош жених, ничего не скажешь.
Дев: Да уж хорош!
Хоз: А невеста то у вас есть?
(девочки со своими куклами бегут к хозяюшке кричат)
Хоз: Тихо, тихо. Раз так смотрины, устроим. !Как твою зовут?
1 девочка: Арина
Хоз: Покажись- ка, Аринушка!
Аринушка выходит поет.
Песня «Аринушка Молода»
1. Аринушка – Молода калачи напекла
Калачи горячи на окошко мечи!
Прилетели дергачи, похватали калачи
2. Уж ты тетушка Арина, ты куда, куда ходила?
Аринушка: на базар ходила, себе меду купила.
Аринушка Рубль дала (горделиво)
Все : Коромысла полтора (перепляс по кругу)
Хоз. Ой, нет, не подходит, уж больно фасониста, подружкой будешь!
Хоз: А как твою зовут?
2 дев: Ульянушка.
Хоз: А ну, покажись Ульянушка!
2 дев: Ульянушка поет
Песня:»У Егорки дом на горке».
1. Захотела меня мать
За Егорушку отдать.
У Егорки дом на горке –
Тяжело воду таскать.
У Егорки дом на горке –
Тяжело воду таскать.
2. Захотела меня мать
За Иванушку отдать,
А Иван то чванится,
Надо в ножки кланяться.
А Иван то чванится,
Надо в ножки кланяться.
3. Захотела меня мать
За Григория отдать,
Не люблю Григория — вот и вся история.
Не люблю Григория — вот и вся история
Хоз: Ой, нет. больно боевая, да голосистая, такая всех женихов распугает
2дев Ульянушка : Ой,да ну и что! Я себе другого жениха найду!
Хоз: а как тебя зовут?
Хоз: А ну,покажись!
Машенька идет проходочкой, выполняет танцевальные движения.
Хоз: Вот эта в самый раз!
Все: Хороша, красавица да умница!
звучит музыка двое девочек выносят хлеб и соль кланяются
Девочки: У вас товар, у нас купец, ну, что по рукам.
Кукол Ванечку и Машеньку ставят на середину.
Все: Совет, да любовь
(идут по кругу за куклами под русскую нар мелодию, выстраиваются полукругом)
1дев. :Доргие хозяйки, ждали ли вы гостей? Наварили пол литра щей?
2дев:. Вы на нас не глядели, а мы как ясные соколы долетели!
3 дев: Эй, ребятки косые заплатки, чего стоите в круг плясать выходите!
Дети заводят хоровод.
Песня_ хоровод:»Яровая солома»
1Яровая солома сухо высушена,
У крестьянина дочь всему выучена.
У крестьянина дочь всему выучена,
Она – жать, молотить, ещё по полу ходить.
2. Она жать, молотить, ещё по полу ходить,
Она ходит по полу, расчесыва голову. (так и поется)
Она ходит по полу, расчесыва голову,
Русу косу плетёт, приговаривает.
Русу косу плетёт, приговаривает:
«Ты расти, расти коса (замедляя) до шелкова пояса».(поклон)
Прикреплённые файлы:
kukolnaja-svadbaprezentacija-microsoft-office-powerpoint-2007-2_db32v.pptx | 6103,38 Кб |
«Прилёт птиц». Сценарий фольклорного праздника Цель: Установление теплых, доброжелательных отношений в совместной творческой деятельности взрослых и детей. Задачи: Познакомить детей с.
Беседа «Знакомство с народной куклой» (2 часть) Воспитатель: Куклу никогда не делали одну. Оберегов изготавливали целую вереницу, но обязательно – нечётное количество. Иначе кукла не просто.
Практикум для родителей «Ознакомление с тряпичной куклой, как средство приобщения дошкольников к народной культуре» Практикум для родителей: «Ознакомление с тряпичной куклой, как средством приобщения дошкольников к народной культуре» Изучение национальной.
Сценарий фольклорного праздника «Троица» Фольклорный праздник для детей средне-старшей группы. «Троица» Автор: Маклакова Е. М. музыкальный руководитель МДОУ Новоспасский детский.
Сценарий фольклорного праздника «Осенняя ярмарка» Под музыку забегают 2 скомороха с дудками, танцуют 1-й Скоморох (Фома): Здравствуйте, почтенные господа! Мы приехали на ярмарку сюда..
Сценарий фольклорного праздника «Жаворонки» Фольклорный праздник «Жаворонки» Вед: Весна на пост свой заступила, Тепло земле всей подарила И солнечным ярким лучом С улыбкой вошла в.
Сценарий праздника «Мамин праздник с куклой Машей» Сценарий праздника 8 марта во второй группе раннего возраста «Мамин праздник с куклой Машей» Цель: создать теплую атмосферу праздника Задачи:.
Заключительное мероприятие по проекту «В мире животных» (старшая разновозрастная группа) Цель: продолжать знакомить детей с миром диких и домашних животных, закрепить полученные ранее знания, учить детей заботливому отношению.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-folklornogo-prazdnika-zaklyuchitelnoe-meroprijatie-znakomstvo-s-narodnoi-kukloi.html