Сценарий игры-викторины по теме «Знатоки сказок»
Цели:
- В увлекательной игровой форме развивать у учащихся устойчивый интерес и любовь к чтению.
- Развитие навыков устной связной речи, обогащение словарного запаса.
- Развитие творческой активности.
Учитель: Знаете ли вы сказки? Это выяснит наша игра. Я буду читать вам начало сказки, а вы по этому началу – зачину должны угадать, что это за сказка, дать ей полное название и указать имя автора.
I. «Начинает сказка сказываться»
- «Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна, у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому». (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»).
- «Жили-были старик со старухой, у них была дочка да сынок маленький. Дочка, дочка», – говорит мать. «Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, а ты смотри за братцем Иванушкой». (Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).
- «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали». (Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»).
- «Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе – детей не было». (Русская народная сказка «Снегурочка»).
– Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных сказок. Но наш конкурс только начинается, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале.
Вы внимательно читали, а сейчас должны внимательно выслушать вопрос и полно дать ответ (чтобы мы поняли). Подумайте, а после отвечайте. Дайте время подумать другим.
Каждый найдет себе вопрос по силам.
II. «Портретная галерея»
– Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками и карандашами, а описаны словесно. Я сейчас вас познакомлю со словесными портретами героев наших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать её полное название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
- «Безобразнее коряги, нос изогнут, словно крюк,
Ноги – как у раскоряги, и корявы сучья рук».
(Шурале. Сказка-поэма «Шурале». Габдулла Тукай).
- «Княжна-диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава
Выступает, будто пава…»
(Царевна-Лебедь. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
- «Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца вовсе нет». (Снегурочка. Русская народная сказка).
- «На лазоревом платье – частые звезды, на голове – месяц, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать». (Василиса-премудрая. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»).
- «На лошади с бубенчиком едет в лес по дрова крестьянин. Полушубок на нем старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые». (Крестьянин. Два мороза. Русская народная сказка).
- «Девочка маленькая, такая хорошенькая. Девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке». (Красная шапочка. Братья Гримм «Красная шапочка»).
III. «Сказочная почта»
Учитель: Вот у нас появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо. Посмотрим, как будут отвечать на следующие вопросы.
Ведь нам путь дальше, в сказку. И чем дальше, чем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слышали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках сказочные письма сказочных героев. Вам нужно отгадать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо.
Кто автор сказки?
Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
- «Приезжайте, доктор, в Африку скорей,
И спасите, доктор, наших малышей».
(Телеграмма от Гиппопотама доктору Айболиту. К.И.Чуковский «Айболит).
- «Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа и всё, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотой». (Зверь лесной, чудо-морское – девице, купеческой дочери. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»).
- «Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских садах распускаются весенние цветы. Посему повелеваем доставить к новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании». (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку королевы. С.Я.Маршак «12 месяцев»).
– Надо сказать, что вы оказались неплохими почтальонами – письма по адресам разнесены правильно, сказочные телеграммы, указы разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть. Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале.
IV. «Сказочный концертный зал»
– В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и петухи, и волки, и коты. Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петуха:
«Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку».
А вот петушок спасает котика-братика:
«Стрень, грень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!»
– Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название.
Итак, первый номер нашей концертной программы.
«Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса, нехитро уйти!»
(Колобок. Русская народная сказка «Колобок»)
«Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Я коза, во бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную».
(Коза. Русская народная сказка «Волк и лиса»).
«Сестрица моя, Алёнушка,
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезать!»
(Козленочек, братец Иванушка).
Кто и в какой сказке «при честном, при всем народе» поет песню «Во саду ли, в огороде». (Белка. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
– Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот я и решила: объявляется обеденный перерыв. Но перерыв не простой – обед-то будет сказочный.
V. «Пир на весь мир»
– Наш вопрос: кто, кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой обед – пир сказочный?
- «Наварила манной каши и размазала по тарелке…
– Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!»
(Лиса журавля. Русская народная сказка «Лиса и журавль»).
- «Съешь моего ржаного пирожка…
– Не стану я ржаной пирог есть!
У моего батюшки и пшеничные не едаются!»
(Печка, девочка. Русская народная сказка «Гуси-Лебеди»).
- «Испекла каравай – рыхлый да мягкий,
Изукрасила каравай разными узорами мудреными.
По бокам города с дворцами,
Садами, да башнями – сверху птицы летучие,
Снизу – звери рыскучие».
(Василиса-Премудрая для царя. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка»).
- «Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле». (Старуха – старику. Русская народная сказка «Колобок»).
- «Приготовил он окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и угощает». (Журавль – лису. Русская народная сказка «Лиса и журавль»).
VI. «Кто в теремочке живёт?»
Вот мы с вами побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, он ушел с пира несолоно хлебавши!
Ведь мы здесь ещё больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь: кто и в какой сказке живет по этому адресу?
Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в этом доме?
- «Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми тесовыми вороты».
(Изба жадной старухи. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
- «Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквями,
С теремами да садами.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом…»
(Остров Буян, княжество Гвидона. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).
– Наше путешествие в сказку закончено, но сказка всегда остается с нами, стоит только открыть книжку и прочитать: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/528528
Сценарий викторины «В гостях у сказки»
материал
Сценарий викторины по детским сказкам. Можно провести совместно с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина «В гостях у сказки»
Зал оформлен различными иллюстрациями из сказок
Ведущий 1 : Здравствуйте дорогие гости! Все мы очень любим сказки , среди которых есть самые любимые. Сказки рассказывают о добрых и злых волшебниках, о могучих богатырях и прекрасных царевнах. Сегодня мы с вами вновь окунемся в волшебный мир сказки .
Ведущий 2 : Что такое сказки ?
Это много света и добра,
Это мир чудес и волшебства,
Это мир фантазий и мечты,
Это радость, мудрость, красота!
Ребенок II: Что такое сказки ?
Это яркие краски и забавные маски,
В сказке можно сразиться
С самым злым колдуном
В сказках феи и принцы ,
И красивые лица,
В сказке летают жар-птицы .
Вед1: Как вы уже поняли, у нас будет две команды:
- «Лиса Патрикеевна»
- «Петушок золотой гребешок» (у каждой команды значки с изображением героя).
Команды, вам нужно выбрать капитана команды. У вас есть время посовещаться. Капитан команды надевает соответствующий значок капитана.
Вед2: А оценивать ваши умения и старания будет почетное и справедливое жюри:_________________________________________________________________________________________
Вед1: Ну что, готовы, начать наше необычное путешествие по стране сказок? Тогда отправляемся!
Вед2: А начнем мы с разминки «Хорошо ли вы знаете сказки?» На экране будут появляться картинки, команды по очереди будут определять, из какой сказки данная иллюстрация. Всем понятны правила? Готовы? Начали!
2. «Лиса и журавль»
3. «Красная шапочка»
4. «Аленький цветочек»
5. «Городок в табакерке»
7. «Конек – горбунок»
8. «Лягушка – путешественница»
9. «Снежная королева»
10. «Сказка о царе Салтане»
Вед1: Молодцы! Отлично справились с заданием. А теперь посоревноваться в своих знаниях, приглашаем капитанов команд.
Задача капитана каждой команды назвать как можно больше сказок, в которых бы говорилось о героях, названия которых используется у ваших команд. Отвечать нужно по очереди, по одному ответу. Готовы? Начинаем!
- «Колобок»,
- «Лиса и кума»,
- «Как лиса перехитрила льва»,
- «Лисичка-сестричка и волк-дружище»,
- «Лиса-повитуха»,
- «Лиса и тетерев»,
- «Лиса и дятел»,
- «Лиса и журавль»,
«Петушок – золотой гребешок»:
- «Петушок и бобовое зернышко»
- «Кот, петух и лиса»
- «Ванькины иминины»
- «Курочка и петушок»
- «Петушок с семьей»
- «Заинькина избушка»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Петушок – золотой гребешок и чудо – меленка»
Вед 2: Капитаны отлично справились с поставленной задачей! А больше всего сказок назвала команда _________
А теперь, посоревнуемся в музыкальном искусстве. Мы с вами будем петь! Но не просто петь, а на скорость. Кто быстрее догадается, начнет петь песню, и ответит из какой сказки эти строки, та команда и получает один балл. Задание понятно? Начинаем! И так, первая композиция:
1. Песенка колобка.
2. Песенка мамы – козы из сказки «Волк и семеро козлят»
3. Песня белки из сказки о Царе Салтане
4. Песенка крокодила Гены «Пусть бегут неуклюже»
5. Песенка мамы дядя Федора из Простоквашино «Кабы не было зимы»
6. Частушки Бабок – Ежек из сказки «Летучий корабль»
Вед 1: Отлично справляются команды со всеми заданиями. Ну а теперь мы устроим аукцион, да не простой а сказочный. Каждая команда по очереди будет называть сказки, в которых бы говорилось о героях.
«Лиса Патрикеевна» будет называть сказки про Иванушку, а «петушок – золотой гребешок – сказки с Бабой – Ягой.
У вас есть время немного подумать ( Музыка)
Команды по очереди называют сказки. Побеждает та команда, у кого больше ответов.
1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
3. «Иван царевич и серый волк»
4. «Конек – горбунок»
5. «Иванушка – дурачок»
7. «Кощей Бессмертный»
8. «Царевна – лягушка»
- «Гуси – лебеди»
- «Летучий корабль»
- «Царевна – лягушка»
- «Сказка о Василисе прекрасной»
- «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»
- «Поди туда – не знаю куда, принеси то — не знаю что»
- ___________
- ______________
Вед 2: Сложенная работа была у каждой команды, но в этом конкурсе победила команда____________________.
Ну а теперь немного подвигаемся. Следующий конкурс называется «Репка». У вас на столах лежат значки со всеми персонажами сказки «Репка». Вам нужно распределить роли, и построиться возле репки в правильном порядке. Победит та команда, которая быстро и правильно построится возле репки. Готовы? Начали! (Музыка и значки)
Вед 1: Стоп – игра! Первой справилась с заданием команда___________. Молодцы!
Команды, а вы готовы проявить недюжую эрудицию и высокий уровень интеллекта? Тогда мы начинаем следующее задание. У вас на столах лежат конверты с заданиями. Каждая команда по очереди, будет читать соперникам задания, задача соперников отгадать о какой сказке и персонаже идет речь. Готовы? Начинает команда «Петушок – золотой гребешок».
- С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Кто герой её — мальчишка?
- Сейчас потолкуем о книжке другой —
Тут берег морской…
Старик вышел к морю
Он невод забросил,
Кого – то поймает
И что – то попросит.
О жадной старухе
Рассказ тут пойдет
А жадность, ребята,
К добру не ведет…
И кончится дело
Все тем же корытом
Но только не новым
А старым, разбитым
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке
Девочка спала,
Вот какая девочка,
Как она мала!
Кто читал об этом книжку
Знает девочку-малышку?
(«Дюймовочка»)
Ой, никак не вытянуть!
Ой, засело крепко!
Но ещё помощники
Дружный общий труд.
Кто засел так крепко,
- Еще пуще старуха бранится:
-Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Пошел поп по базару
Посмотреть кой — какого товару.
(«Сказка о попе и его работнике балде»)
Вед 2: Все команды легко справились с заданием.
Под музыку входит почтальон. Отдает телеграммы, уходит.
Вед 1: Спасибо тебе почтальон. Что это за телеграммы? Странные какие — то.
Вед 2: А от кого телеграммы то? Ни чего не понятно с ними. Может наши участники помогут нам разгадать от кого эти телеграммы.
Вед 1: Ну что команды, поможем?
Ведущие по очереди читаеют каждой команде телеграммы, а они отгадывают от кого телеграмма и из какой сказки.
«От дедушки ушел, от бабушки ушел. Скоро буду у вас!»
«Спасите! Нас съел серый волк!»
«Простое яичко я уже снесла»
«Живу без всякой славы, средь зеленые дубравы у семи богатырей»
Вед 1: Какие же вы все умные! Спасибо вам! Ой! А я смотрю, зрители то наши заскучали совсем. А я вот игру знаю «Волшебный сундучок». Ребята, давайте мы с вами отгадаем, что это за предметы и из каких сказок они к нам попали. Готовы?
Ведущий достает из сундучка по очереди: золотой ключик, золотое яичко, наливное яблочко, хрустальный башмачок.
Вед 2: Отлично справились с заданием наши зрители. Спасибо вам ребята.
Вед1: Что — то мы засиделись. Давайте немного разомнемся и поиграем в «Кошкин дом»
Вед 2: Отличная идея! А задание будет следующее. От обеих команд нужен один взрослый и один ребенок. Вы будите пожарными. По сигналу пожар, пожарные бегут к стульям, выворачивают рукава, надевают пиджак, застегивают пуговицы, затем надевают каску и садятся на стулья. Задание на скорость. Готовы? Начинаем! Пожар!
(На стульях заранее висят пиджаки с вывернутыми рукавами каски. После сигнала включается музыка)
Вед1: Ловкие у нас пожарные, с такими не пропадем! Есть у нас еще задание на сообразительность. Готовы посостязаться? Тогда слушайте задание. Мы будем вам по очереди читать небольшие рассказы, а вам нужно угадать, что же это за сказка и про кого. Начинаем!
1. Она была такая ленивая, ничего не хотела делать: не убиралась, посуду не мыла, все у нее было очень грязное. И сама она, тоже была грязная. От нее все убежали, остались одни тараканы.
(Федора, из сказки «Федорино горе»)
2. Он был такой грязнуля, спать ложился не умытым, за пирожок брался грязными руками. От него все сбежали. А потом один такой большой, зубастый чуть его не съел. (Грязнуля из «Мойдодыра»).
3. Она была такая злая
Все просила и просила
Все посылала и посылала мужа к морю
А потом ей дали такую штуку
Старую и разбитую.
(Старуха из «сказки о рыбаке и рыбке»)
4. Он все время говорил: «Никого я не боюсь. Вот не боюсь нисколько и все тут!» И напугал такого злого, в лесу живет. И ему поверили.
(Заяц из сказки «Про храброго зайца, длинные уши, косые глаза»)
5. Ему говорили: «Сиди дома, не высовывайся», а он все свое, высунулся орет: Как не дают! Как не дают!
(Петух «Кот, петух, лиса»)
6.Ему говорили «Нельзя этого делать! Нельзя!». А он не послушался, и у него выросли рожки и копыта.
(Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Вед2: Отлично справились! Вот и подошло к концу наше необычное и интересное путешествие в страну сказок. Спасибо всем за участие. Мы просим жюри подвести итоги и определить победителя.
(Жюри подводят итоги и подписывают грамоту)
Вед1: Пока жюри подводит итоги, мы успеем поиграть еще в одну игру, «Собери картинку». Команды на скорость должны собрать картинку и назвать сказку. Готовы? Начали!
(Команды составляют картинки и называют получившиеся сказки)
Вед2: Наше жюри определило победителей. Передаем им слово.
Жюри объявляет победителей и вручает грамоту победителям, второй команде тоже грамота за участие.
Вед1: Поздравляем победителей, участников. Спасибо вам за ваше активное участие! А теперь нам пора прощаться. До свидания! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Программа рассчитана на изучение материала детьми старшего, подготовительного к школе возраста в условиях детского сада. Занятия проводятся музыкальным руководителем по подгруппам. Цель: расширение.
Методическая разработка игры-викторины предназначена для воспитанников младшего школьного возраста.Викторина по сказкам проводится в виде игры, и направлена на создание условий для р.
Спортивный досуг для детей и родителей.
Сценарий для детей подготовительной группы.
Тема недели: «В гостях у сказки» Сценарий НОД по образовательной области физическое развитие с детьми среднего дошкольного возраста «В гости к колобку». Оборудов.
для детей средних групп.
Сценарий развлечения для детей старшего дошколного возраста.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/02/15/stsenariy-viktoriny-v-gostyah-u-skazki