- Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология») классный час по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сценарий праздника «Великий и могучий русский язык» методическая разработка по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- сценарий «День родного языка» методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ» (сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)
классный час по русскому языку на тему
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»
(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках декады «Филология»)
Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 4
2013-2014 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_russkogo_yazyka_2013-14.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника русского языка «СЛОВО О СЛОВАХ»
(сценарий праздника русского языка, проведенного в рамках
Щербак Е.В., МКОУ СОШ № 4
Учитель. Ребята! Сегодня у нас праздник русского языка. Он называется «Слово о словах: Русский язык богат, велик, могуч. Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромною власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами»,- писал известный русский учёный Н. Бердяев.
Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Пусть минует наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.
Итак, поговорим о словах, сделаем их своими верными друзьями.
(11 класс исполняют «Приветственную песню» на мелодию песни «Учат в школе»)
Все, кто любят наш язык,
Слово уважать привык,
Собрались сегодня в нашем зале,
Знания новые искать,
Мир словесный постигать
Мы друг другу в этот день
На вопросы отвечать
И в значенья слов вникать
Будем вместе, будем вместе
С русским языком дружить,
Добрым словом дорожить
Лучше вместе, потому что
Вед.1 Вот так говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога»:«Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить, надо его как — то называть, именовать». Самые простые слова-названия того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это «кошка», это «ель», это «снег». Такими этикетками увешано всё вокруг нас. У каждого из нас есть имя . Имена, ребята, есть и у предметов, которые нас окружают.
Вед.2 читает стихотворение М. Пляцковоского
Есть сладкое слово-конфета,
Есть быстрое слово-ракета.
Есть кислое слово-лимон,
Есть слово с окошком-вагон
Есть слово колючее-ёжик,
Есть слово промокшее-дождик.
Есть слово упрямое-цель,
Есть книжное слово-страница,
Есть слово лесное-синица.
Ест слово пушистое-снег.
Есть слово веселое смех.
Вед.3. Очень много пословиц о словах. Вспомним эти пословицы.
- Сердечное слово до сердца доходит.
- Приветливое слово и железную дверь отопрёт.
- Ласковое слово гнев побеждает.
- Малое слово большую обиду творит.
- Слово не воробей, вылетит -не поймаешь.
- Слово-серебро, молчание-золото.
Есть ещё одна мудрая пословица:«Хромое слово-кривая речь». Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться.
Вед.4 читает стихотворение В. Солоухина
Когда ты хочешь молвить слово
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком въётся,
То медью траурной поёт,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Вед.5 Какими словами вы дарите радость родителям, друзьям, а какие слова ранят и огорчают их? «Радостные» слова: люблю тебя, моё солнышко, ты-настоящий друг, умница, молодец, горжусь тобой и т.д. «Огорчающие» слова: отстань, ты мне надоел, балбес, бестолковый и т.д.
Вед.6 Давайте пригласим на наш праздник этикетные слова, пусть они нас порадуют. Выходят ученики 5 класса и обращаются к детям, используя в речи этикетные слова: добрый день, привет, здравствуй; всего доброго, желаю удачи, до свидания; будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас; извините, не сердитесь и т.д.
Чем чаще, к месту, искренне будете употреблять этикетные слова, тем приятнее будет с вами общаться, тем доброжелательнее будут к вам относиться
Вед.7 читает стихотворение С. Острового
К словам привыкаешь день ото дня
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
— Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть
Вед.8 . А сейчас, ребята, вспомните о словах, которые ссорятся друг с другом. Послушайте это стихотворение и найдите эти слова.
Повстречались в разговоре слово друг и слово враг .
Слово друг -любитель игр, а слово враг -любитель драк.
Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,
Потому что слово враг сразу драться предлагал,
Ну, а слово друг -играть: и поссорились опять.
Сколько речь наша жива, будут ссорится слова.
День и ночь , война и мир будут спорить что есть сил.
Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей .
Ссориться не надо нам, не придется и словам.
Почему же некоторые слова «ссорятся» между собой? Они антонимы.
Вед.9 . Давайте отгадаем загадки. Отвечайте хором.
Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада, и зовут меня…. (прохлада)
Я антоним к слову смех, не от радости, утех,
Я бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадались? Это… (плач)
Я антоним слова лето, в шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама, потому что я … (зима)
Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна, называюсь … (тишина)
Вед.10 . А теперь вспомним синонимы
Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун, а называюсь я ….(тайфун)
Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт, мы называем всё … (антракт)
На время что — то прекратив, мы называем … (перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком — дают уставшим …(передышку)
Бывает, мы неправильно произносим слова, неправильно ставим ударение. Со стороны речь говорящего кажется невыразительной, грубой. Понятно, что говорящий не следит за своей речью, не обладает культурой речи. Давайте послушаем диалоги:
«В кабинете врача» и «Телефонный разговор»
Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?
Доктор: На что жалуетесь?
Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.
Доктор: Температуру измеряли?
Вася: Да я градусник вчера кокнул!
Докто: А как лечились вчера?
Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.
Вед.11 Старайтесь не допускать такие ошибки в своей речи. Пусть ваша речь будет культурной, выразительной, понятной.
Слово-это не пустяк.
В каждом слове свой костяк
Говорите и любите это чудо
В школе учат понимать,
Что словом нужно выражать
Доброту, тепло, любовь, заботу к людям
Не стесняйтесь говорить
И «спасибо», и «прости»,
И «люблю», «целую», «верю», «уважаю».
Постарайтесь не грубить,
В своём сердце сохранить
Слово. Это то, что сердцем выражаешь.
(11 класс дарят гостям праздника и друг другу открытки-сердечки, подписанные словами: Люблю Вас; Уважаю; Признателен Вам; Спасибо за знания; Благодарю; Горжусь тобой; Вы — мудрая; Справедливая; Чуткая; Прости меня; Желаю здоровья; Будьте счастливы и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-диалог проходит в игровой форме, к которому учащиеся заранее готовят костюмы-буквы церковнославянской азбуки, рассказывая о том, что каждая из них обозначает, а также оформляется выст.
Отчет о мероприятиях, о количестве участников, призерах и победителях по русскому языку и литературе.
Данный сценарий урока для учащихся 3 класса составлен согласно требованиям ФГОС.
ОглавлениеВведениеГлава 1. Лексическая система языка и место тематической группы в ней1.2.Слова с корнем «бел» как объект лингвистического исследованияГлава 2. Лексико — тематическая групп.
Данный материал предназначен для детей с нарушением слуха и речи.Задачи:Образовательные: расширить знания учащихся в области фонетики, лексикологии, научить различать согласные звонкие и глухие.Развив.
Как хорошо, что многие ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Чер.
Материал для внеклассной работы.. Может быть использован для общешкольного мероприятия или в классе ко дню русского языка или во время проведения предметной Недели, а также для рабоы кружка или внеуро.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/17/stsenariy-prazdnika-russkogo-yazyka-slovo-o-slovakh
Сценарий праздника «Великий и могучий русский язык»
методическая разработка по русскому языку на тему
Сценарий праздника предназначен для проведения в коррекционной школе. Мероприятие способствует привлечению внимания учащихся к нарушению норм культуры речи, формирует навыки правильной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_russkogo_yazyka.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Великий и могучий русский язык»
(в рамках Недели русского языка)
привлечение внимания учащихся к нарушению норм культуры речи; формирование и пропаганда норм и правил русского языка среди детей; формирование навыков правильной речи.
Берегите наш язык,
наш прекрасный русский язык,
этот клад, это достояние,
переданное нам нашими предками.
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
И рассказы, и сказки –
Наш великий язык!
Ребята! Сегодня у нас праздник русского языка. Он называется «Великий и могучий русский язык». Русский язык богат, велик и могуч. Мы живем в царстве слов, и слова имеют власть над нашей жизнью. «Мы заколдованы словами,-» писал известный русский ученый Н. Бердяев.
Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть же слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.
Итак, поговорим о словах, сделаем их своими верными друзьями.
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Поговорим сегодня о чистоте нашей речи. «Хромое слово-кривая речь» — гласит русская пословица. Чтобы речь не была «кривой», а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться, знать нормы произношения, т. е. быть культурным человеком.
Сценка №1. Выбегают подростки:
1-ый – Всё? Отстрелялся?
2- ой — Сдал. А Васька блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
1-ый — А я тоже не могу врубиться в эту математику. Было бы клёво получить «4». Она говорит, иди, блин, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб.
2–ой — Ну, похиляли.
4 ведущий. Вы поняли, о чём шла речь? На каком языке говорили мальчики?
К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью.
Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?
Доктор: На что жалуетесь?
Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.
Доктор: Температуру измеряли?
Вася: Да я градусник вчера кокнул!
Докто: А как лечились вчера?
Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.
Ребята, а Сережка из 4 матерится. Ребята-а-а, я не знаю: это хорошо или плохо?
Ведущий. Конечно, плохо. Сквернословие, к сожалению, становится болезнью. А вы знаете, что в 17 веке, по Соборному уложению
царя Алексея Михайловича, за матерные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь. А знаменитая мать Мария из монастыря Фрола и Лавра говорила: «Не сквернословь…. Когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел.».
Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту речи? Не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется мужество. Над тобой будут смеяться, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Попробуйте устоять, не испугаться насмешек, презрения и даже одиночества.
Ребята, а еще Колька говорит, чтоб я гнал бабки, припер ему тачку родака, иначе стремная житуха будет у меня. Ребята, я не понимаю, что он хочет. Помогите мне.
Ведущий. Это, Незнайка, жаргонная лексика, которая тоже засоряет и портит нашу речь. Друзья, мы проведем конкурсы на знание русского языка. Каждый класс –это команда. За правильный ответ получаете жетон. В какой команде жетонов будет больше, та любит и уважает русский язык больше. Она владеет русским языком.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/03/16/stsenariy-prazdnika-velikiy-i-moguchiy-russkiy-yazyk
сценарий «День родного языка»
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
мероприятие ко Дню русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
праздник русского языка | 51.5 КБ |
роль русского языка в жизни человека | 51.5 КБ |
prazdnik_rodnogo_yazyka.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная композиция, посвященная Дню родного языка
Ведущий 1 Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой,
Ведущий 2 В ноябре 1999 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля.
Ведущий 1 Как и все мировое сообщество, мы отмечаем День родного языка. Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.
Родной язык, проникший в нашу кровь
Ведущий 2 В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд русских писателей, и созидательный труд всего русского народа.
Ведущий 1 «Русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения», — писал Белинский.
А современник А.С.Пушкина русский поэт П.А.Вяземский сказал: «Язык есть исповедь народа, в нём слышится его природа, его душа и быт родной. »
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
Ведущий 1 Богат и интересен наш язык. Знаете ли вы, что на Руси в старину месяцы носили свои названия. Они были тесно связаны с природой и со всеми изменениями, которые происходят с ней в течение года. Так январь в Древней Руси назывался « сечень », потому что уже в январе люди начинали готовиться к весенним полевым работам: вырубали, или «секли», деревья на участке леса, выбранном под будущую пашню. Срубленные деревья оставляли сохнуть на месте около месяца, поэтому февраль носил название «сухий» или «сухой». Звали его также и « лютым » — ведь морозы в эту пору года на нашей земле стоят лютые.
В марте подсохшие за февраль деревья сжигали на том месте, где они были срублены, и полученной золой удобряли землю: месяц март получил имя « березозол ».
В апреле наступала весна. Дремучие леса одевались густой зеленой листвой, бескрайние степи — сочной травой и яркими цветами. Славяне дали апрелю имя « цветень », а маю — « травень ». Красивые имена! Это потом мы перешли на византийский календарь.
Ведущий 2 А знаете ли вы, что в разных источниках можно встретить разные варианты самого длинного слова в русском языке. Например, в Книге рекордов Гиннесса это слово — «превысокомногорассмотрительствующий», а в орфографическом словаре РАН — «водогрязеторфопарафинолечение». Однако все эти рекорды безосновательны, ведь некоторые правила русского языка позволяют теоретически легко их побить. Так, для обозначения возраста человека самым длинным словом будет «восьмидесятичетырёхлетний», но по этому же принципу можно строить гораздо более длинные прилагательные для возраста деревьев или даже космических объектов.
Ведущий 1 А знаете ли вы, что в русском языке есть несколько слов с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и слово змееед. Также есть одно слово с тремя «о» подряд — зоообъединение.
Ведущий 2 А знаете ли вы, что единственное слово русского языка, не имеющее на
поверхностном уровне корня — вынуть (приставка вы- + суффикс -ну- + окончание -ть). Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им-. Раньше, примерно до XVIII века, этот глагол выглядел как выняти.
Ведущий 1 А знаете ли вы, что писатель и языковед Лев Успенский, автор книги «Ты и твоё имя», подсчитал, что 90% наших имён, в том числе самые, казалось бы, исконно русские, на поверку оказываются имеющими иноязычные корни и происхождение. Больше всего имён заимствовано из трёх языков: греческого (Василиса, Екатерина, Ксения, София, Алексей, Андрей, Георгий, Кузьма, Фёдор), древнееврейского (Анна, Елизавета, Мария, Захар, Иван, Илья, Михаил) и латинского (Валентина, Клавдия, Марина, Виктор, Игнат, Константин, Лаврентий, Павел).
Надо было быть полиглотом – знатоком многих языков, – чтобы разобраться в том, что имя Никифор, например, означает по-гречески «победоносный», Даниил на древнееврейском языке – «суд божий», а Акулина по-латыни – «орлица»
Ведущий 2 А знаете ли вы, что в русском языке есть недостаточные глаголы
Классический пример: «победить». Он победит, ты победишь, я. победю? побежу? побежду? Так не говорят! Нет такой формы! Приходится пользоваться заменяющей конструкцией «я одержу победу» или «стану победителем». Поскольку форма первого лица единственного числа отсутствует, глагол является недостаточным.
Ведущий 1 Много интересного вы узнаете о языке, если будете внимательны к словам, к речи, если будете вдумчивыми читателями и слушателями.
Дорогие ребята! Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
Ведущий 2 Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!
Язык наш драгоценный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
И рассказы, и сказки –
Свой великий язык!
Ведущий 1 Предлагаю вам поиграть в игру-кричалку «Мы тебя знаем» . Я кричу начало пословицы, а вы ее продолжаете. Барыни-сударыни, помогайте своим детушкам!
- Поспешишь — …людей насмешишь.
- Что посеешь, … то и пожнешь.
- Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
- Семь раз отмерь, … один отрежь.
- Глаза боятся, … а руки делают.
- С кем поведешься … от того и наберешься.
Молодцы, ребята, вы старались, вспоминали пословицы и поговорки.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/11/05/stsenariy-den-rodnogo-yazyka