Праздник Урожая
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Познакомить детей с татарским народным праздником «Сөмбелә» (Праздник урожая) ;
Познакомить с традициями татарского народа;
Воспитывать любовь и уважение к татарскому языку и татарской культуре.
(Балаларны “Сөмбелә бәйрәме” белән таныштыру. Бәйрәм рухи тудыру, телне өйрәнүгә кызыксыну уяту.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sombel.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий татарского национального праздника
подготовила воспитатель по обучению детей татарскому (русскому) языку МАДОУ №311 Московского района города Казани Мубаракшина Сания Василовна
Основная цель занятия – воспитание уважения и любви к татарскому языку и татарской культуре.
Цель: познакомить детей с татарским народным праздником «Сөмбелә» (Праздник урожая) ;
Познакомить с традициями татарского народа;
Воспитывать любовь и уважение к татарскому языку и татарской культуре.
(Балаларны “Сөмбелә бәйрәме” белән таныштыру. Бәйрәм рухи тудыру, телне өйрәнүгә кызыксыну уяту.)
- Знакомство с татарским фольклором, традициями, праздниками, прослушивание народных мелодий,
- рассматривание иллюстраций народных костюмов,
- прослушивание разучивание попевок и народных песен,
- знакомство с танцевальными движениями,
- игра в народные игры,
- подбор костюмов и материала, оформление музыкального зала для проведения мероприятия.
Оборудование: яркие татарские народные костюмы (их элементы) для детей и взрослых, костюм Сөмбелә,костюмы овощей : тыквы, капусты,
моркови, картошки, корзины, угощения
Воспитатель: Здравствуйте, гости и мои маленькие друзья. Мы сегодня собрались на праздник Сөмбелә , Праздник урожая. Праздник отмечают в день осеннего равноденствия, когда день и ночь уравниваются. В это время уже урожай убран, осенняя посевная закончена и люди устраивали этот праздник. Хозяйкой праздника была русоволосая девушка по имени Сөмбелә. Давайте и мы с вами отметим этот праздник.
Воспитатель : Исәнмесез, кадерле кунаклар, нәни дуслар. Без бүген Сөмбелә бәйрәменә җыелдык. Сөмбелә бәйрәме көн белән төн тигезләшкәндә бәйрәм ителгән. Бу вакытта инде уңыш җыю эшләре тәмамлана, көзге чәчү эшләре бетә. Бәйрәм килә. Бәйрәмнең хуҗабикәсе Сөмбелә исемле, алтын-сары толымлы кыз булган. Әйдәгез, балалар, без дә бүген бәйрәм итик.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/16/prazdnik-urozhaya
Праздник урожая
материал (старшая группа) на тему
Национальный татарский праздник урожая «Сумбуля» для детей старшего дошкольного возраста на русском языке с включением татарского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_urozhaya.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата : 3 ноября 2017г.
Тема : Татарский национальный праздник « Сюмбеля »
Задача : Воспитывать интерес к татарской культуре . Познакомить детей с национальным праздником « Сюмбеля » .
Пассивный словарь : национальный праздник , осеннее равноденствие, посевная.
Активный словарь : Сюмбеля ( Сомбелэ ), осень (коз), листья ( яфраклар) , желтый (сары), красный (кызыл), дождь (янгыр) .
Место проведения : Музыкальный зал, оформлен в соответствии с тематикой осени (надпись «Сомбелэ» , листья, деревья, изображения зверят, на мультимедийном экране надпись «Сомбелэ» , при входе в зал плакат с поздравлением)
Оборудование : Пианино, 2 ноутбука, мультимедийный экран, стульчики, скамейки, костюмы Батыра, Уныш бабай,
Волка, Айсылу, Шурале, ведущей, Сюмбеля , зонтики для танца, корзины, ведра, овощи (лук, морковь, капуста, картофель, маски «Листья» .
Роли взрослых : Шурале, Уныш бабай, Сюмбеля .
Роли детей : Батыр, Волк, Айсылу.
Предшествующая работа : Знакомство детей с культурой татарского народа (народно-прикладное искусство, поэзия, песни, народные игры, национальные блюда, костюмы, классические музыкальные произведения, составление сценария , подготовка участников Уныш Бабай, Шурале, Сюмбеля (воспитатели, Батыр, Волк, Айсылу (дети, разучивание песни «Алтын кз» , танца с зонтиками, подготовка слайдов, запись речи Шурале в виде видеоролика.
1. Вход детей в зал, построение в две колонны друг против друга.
2. Сюрприз (птичка с видеозаписью) . Определение проблемы и ее разрешение.
3. Сказка с участием детей и взрослых
4. Игра с Уныш бабай (сортировка овощей) .
5. Испытание от Шурале – загадки, за освобождение Сюмбеля .
6. Хороводная игра Сюмбеля .
7. Прощание с Сюмбеля , обмен впечатлениями о празднике с вручением подарков.
Ход праздника : дети входят в зал и встают в две колонны друг против друга (выходит ведущая) .
Ни арада жэй утте,
Матур коз килеп житте.
Шатлык тулы бу бэйрэмне
Балалар куптэн котте.
Здраствуйте, ребята и гости нашего праздника ! Исэнмесез! (Ребята здороваются в ответ) .
Ребята, скажите-ка мне, какое сейчас время года? А какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Как вы относитесь к осени? (разные ответы детей) .
А какая она — золотая осень? (красивая, желтая, теплая, золотая) .
А за что вы любите осень? (созревают овощи, фрукты, осенние цветы) .
А кто знает, по какому поводу мы сегодня собрались с Вами? (при затруднении обратить внимание детей на оформление зала) .
Ведущая : Мы сегодня собрались на праздник Сюмбеля — праздник урожая . Его отмечают в день осеннего равноденствия, когда день и ночь уравниваются. В это время уже урожай был убран, осенняя посевная была закончена и люди устраивали этот праздник . Хозяйкой праздника была девушка по имени Сюмбель. Давайте и мы с вами отметим этот праздник (неожиданный стук) .
Ведущая : Ой, а кто это там?
Появляется из-за ширмы птичка (мягкая игрушка, к крыльям прикреплен сверток.
Птичка : Это я! Принес посылку от Вашего мальчика, от Шурале!
Ведущая : Так-так, давайте-ка посмотрим. Хм, это диск, его нужно вставить и посмотреть. А чтобы посмотреть видео, давайте, дети, сядем на стульчики.
Идет видеозапись на экране с речью Шурале. («Это я украл Сюмбеля ! Вам ее никогда не вернуть! Ха-ха-ха! Если только пройдете мои испытания!»)
Ведущая : Что же нам теперь делать? Какой же праздник без нашей любимой Сюмбеля ? Горе-горе.
К ведущей подбегает Батыр.
Батыр : Не переживай, Айгуль апа! Я спасу Сюмбеля . А кто мне в этом поможет?
Батыр : Замечательно, значит у меня много друзей!
Ведущая : Спасибо тебе, Батыр! Отправляйся в путь дорогу. Удачи тебе. Будут трудности, зови друзей, и они тебе помогут.
Батыр идет по лесу, останавливается, рассказывает стихотворение :
Коз килде. Улэннэр
Звук ветра, вбегают листики, берут за руку Батыра, встают.
Песня «Алтын коз» (муз. А. Батыршина, сл. З. Нури)
Звук ветра, листики убегают, Батыр остается на месте и навстречу ему выходит волк.
Волк : О, Батыр. Вот ты и попался, я тебя съем!
Батыр : Погоди, Волк! Ты лучше помоги мне найти Сомбелэ. А мы тебя на праздник пригласим , да ведь, ребята!
Волк : Что же делать! Помогу и подскажу, если ты выполнишь одно мое условие.
Волк : Стихов красивых давно не слыхал, потому и заскучал.
Батыр : Слов красивых мастера, выходите,
Дети 12 группы рассказывают стихотворение «Козге табын» (Ф. Яруллин) :
Аделина : Козге табын-бай табын,
Кыяр, карбыз хэм кавын
Тимур : Алмалары ал тосле,
Балкып туган тан тосле.
Капсан эри авызда,
Хэр кисэге бал тосле.
Карина : Э жимеше, жимеше,-
Яна пешкэн кумэчтер
Кайнар кояш тослесе.
София :Эткэм кебек тырыш коз,
Энкэм кебек юмарт коз.
Козлэр юмарт булганга,
Все вместе : Бик бэхетле, бик шат без!
Вафина Карина рассказывает стихотворение “Осень пришла” (М. лил) :
И в ельнике грустно,
И в поле так пусто,
От ярких цветов
Не осталось следа.
И лужи покрылись
Ручей не искрится,
И в сумерках птицы
И улицей длинной,
Как клин журавлиный,
Летит прям к дошкольным дверям
Волк : Ну, ребята, молодцы! Порадовали. Рэхмэт! Спасибо! А ты Батыр, отправляйся по этой тропе и никуда не сворачивай!
Батыр : Рэхмэт, дустым! Сау бул!
Волк : Сау бул, Батыр!
Идет Батыр дальше. На пути встречает «Уныш» бабая.
Батыр : Исэнме, бабай!
Бабай : Батыр! Исэнме, здравствуй! Проходи. Твоя помощь мне нужна. Стар я стал. Урожай собрал, да все в одну корзину. Ты мне помоги все правильно разложить, а я тебе подарок подарю.
Батыр : Бабай, ты подарков не дари, лучше Сюмбеля найти помоги . Знаешь, где живет Шурале?
Бабай : Э, конечно знаю. С ним по молодости встречался я (смеется) . Хотел он обхитрить меня. Хорошо, договорились. Помогу я тебе.
Батыр : Друзья мои, помощники! Давайте поможем дедушке (зовет детей из зала) .
Бабай : Вот-вот посмотрим, что же здесь есть (показывает овощи, дети должны назвать что это, спрашивает перевод на татарском языке ). Так-так, в овощах разбираетесь, значит сможете все правильно разложить. Все раскладываем по корзинам.
Бабай назначает кто какой овощ выбирает, дети исполняют (во время игры звучит татарская мелодия в быстром темпе).
Бабай : Менэ рэхмэт. Вот спасибо. Помогли. Теперь моя очередь. Батыр, иди вот по этой тропе прямо, никуда не сворачивай.
Батыр : Рэхмэт. Сау бул, Бабай.
Уходит. Видит, девочка сидит и плачет, подходит к ней и спрашивает :
— Девочка,ты почему плачешь?И как тебя зовут?
Айсылу : Меня зовут Айсылу. Я заблудилась.
Батыр : Не плачь, Айсылу. Меня зовут Батыр. А пойдем со мной спасать Сюмбеля .
Айсылу : Пойдем. Только вот кажется дождик собирается.
Шыбыр-шыбыр кем эндэшэ?
Батыр : Кем дэ дэшми, козге янгыр
Зонтик белэн сойлэшэ.
Под музыку выходят девочки с зонтиками. Один зонтик отдают Батыру и Айсылу.
Танец с зонтиками под песню «Кулчатыр» .
Сылу и Батыр идут дальше и приходят к дому Шурале, он спит.
Батыр : Шурале! Отпусти Сюмбеля .
Шурале просыпается. Удивленно смотрит на Батыра и говорит :
Батыр :Отпусти, говорю!
Шурале : Ой, напугал. А вот и не пущу! Вы со мной не играете. И на праздник не зовете !
Айсылу : Так ты ведь злой!
Шурале : От того и злой, что одинокий!
Батыр : Так ведь это не беда!
Айсылу : Конечно, мы будем с тобой играть!
Батыр : И на праздник позовем , так ведь друзья!
Шурале : Ага, так я вам и поверил.
Айсылу : Мы обещаем!
Шурале : Вот отгадаете мои загадки. Тогда и подумаю.
Батыр : Я думаю, ребята нам с удовольствием в этом помогут.
1. Под кустом копнешь немножко, вылезет на свет…
2. Тот, конечно, мне не друг, кто не любит горький…
3. Кто, скажите, не знаком с белозубым…
4. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
Шурале : Со всеми загадками справились. Я вижу вы дружные ребята. Что же делать,так и быть. Отпущу я Сюмбеля .
Под музыку выходит Сюмбеля .
Батыр с Айсылу подбегают к Сюмбеля , обнимают ее.
Ведущая : Здравствуй Сюмбеля . Мы тебя очень ждали и целый год по тебе скучали.
Сюмбеля : Исэнмесез, балалар! Исэнмесез, кунаклар! Я Сюмбеля . К вам пришла, праздник осенний вам принесла. Ведь осень приходит не с пустыми руками : с дождем, холодными ветрами. Это и листья на деревьях-желтые, красные — цветные. А грибы, посмотрите какие! Самое главное-урожай, на полях, в огородах на грядках, спеши собирай!
А теперь давайте будем веселиться, ведь я принесла вам мою любимую игру- «Покажи-ка, Сюмбеля !» . Встанем в большой и дружный хоровод.
Ведущая : Приглашаем всех. И родителей, и воспитателей.
Сюмбеля : Встанем в большой красивый круг. Я буду показывать Вам движения, а вы повторяйте за мной.
Ведущая предлагает детям сесть на стульчики.
Ведущая : Спасибо тебе, Сюмбеля , за такое веселье! Нам очень понравилось! И поэтому мы приготовили для тебя подарок.
Дети выносят поделку, сделанную своими руками.
Сюмбеля : Спасибо! У меня для вас тоже есть сюрприз, который ожидает вас в группах, это национальное татарское блюдо «Бавырсак» — символ богатства и щедрости. А мне пора отправляться к другим ребятам. Сау булыгыз, балалар!
Дети : Сау бул, Сюмбеля .
Ведущая : На этом наш праздник подошел к концу , но вы можете продолжить его в ваших группах за праздничным столом . Всего вам хорошего!
Дети : Сау булыгыз!
Возвращение в группу.
В разработке использована литература :
Хрестоматия «Балачак аланы» — стр. 187.
Хрестоматия «На поляне детства» — стр. 91.
Сборник песен Г. Г. Гараевой «Уз жырыбыз булсын эле» — стр. 8.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/01/30/prazdnik-urozhaya
Сценарий мероприятия «Праздник урожая» (на татарском языке); 1-4 классы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Гилмуллина Лайсан Салахетдиновна
Учитель татарского языка и литературы
Республика Татарстан, г. Елабуга, МБОУ СОШ №6
Балалар бер-бер артлы “Чайкала иген кырлары” дигән музыка астында залга кереп тезеләләр.
Алып баручы: Бервакыт авыл халкы иген ташый
Менә шунда керә инде көзнең башы.
Көн кыскара, яфраклар да саргаялар
Ераклаша безнең өстән җир кояшы.
Күңелләргә якты нур өләшеп
Шатлык өстәп һәрбер йөрәккә.
Үз муллыгы белән көзләр килә,
Йомгак ясап җәйге хезмәткә.
Табындагы икмәк, сый-нигъмәтне
Күреп ил картлары шатлана.
Муллык белән җиргә көзләр килә,
Көзге муллык кыла тантана.
Алтын көз! Болай әйткәндә без табигатьтәге тышкы буяу бизәкләрне генә күздә тотмыйбыз. Көзнең матурлыгы, аның кадере һәм күркәмлеге барыннан да бигрәк көзге муллык, игенчелек белән билгеләнә. Имештер, бер авыл картыннан:
-Синеңчә көз яхшымы, яз яхшымы- дип сораганнар икән. Ул, һич тә икеләнмичә:
Күз өчен яз яхшы, авыз өчен көз яхшы!-дип җавап биргән.
Менә шундый авыз өчен яхшы булган, табигатьнең иң асыл фасылы алтын көздә килә инде халкыбызның онытыла башлаган матур бәйрәме-Сөмбелә. Балалар, без дә сезнең белән бергәләшеп “Сөмбелә бәйрәме” үткәрергә җыелдык. Сөмбелә бәйрәме көн белән төн тигезләшкәндә бәйрәм ителә. Сөмбелә башак дигән сүз ул.Бу вакытта инде уңыш җыю эшләре тәмамлана, көзге чәчү дә бетәргә якынлаша. Уңыш кибәннәргә куелып, амбар-келәтләргә тутырылып беткәч бәйрәм килә.Ул көнгә алдан мул итеп сый-ризык әзерләнә, камыр ашлары пешерелә. Кешеләр өйдән-өйгә кереп күңел ачалар. Бәйрәмнең хуҗабикәсе Сөмбелә исемле алтын сары толымлы кыз булган. Кызлар аңа алтын башаклардан Сөмбелә толымы үреп кидергәннәр. Ил агайлары Сөмбеләне көлтәләр белән бизәлгән биек тәхеткә утыртканнар. Кыскасы, халык мәгънәле, матур итеп күңел ачкан. Без дә бүген көз турында шигырьләр сөйләрбез, уйнарбыз, күңел ачарбыз.
Источник статьи: http://pedsovet.su/load/243-1-0-40117