Сценарий праздника «День Татарских народных игр».
материал (подготовительная группа) на тему
Цель: — формировать у детей нравственные качества через татарские народные подвижные игры, народный фольклор и традиции;
Задачи: — формировать у детей представления об обычаях, традициях, играх, укладке жизни татарского народа;
— воспитывать у детей уважение к народным традициям и обычаям;
— развивать интерес к татарским национальным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности.
Участники: дети старших групп, воспитатель по обучению татарского языка.
Зрители: дети младших групп, воспитатели.
Оборудование: магнитофон, диски УМК “Туган телд сйлшбез”, шары, плакаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_1.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«День Татарских народных игр».
Цель: — формировать у детей нравственные качества через татарские народные подвижные игры, народный фольклор и традиции;
Задачи: — формировать у детей представления об обычаях, традициях, играх, укладке жизни татарского народа;
— воспитывать у детей уважение к народным традициям и обычаям;
— развивать интерес к татарским национальным играм, желание использовать их в самостоятельной деятельности.
Участники: дети старших групп, воспитатель по обучению татарского языка.
Зрители: дети младших групп, воспитатели.
Оборудование: магнитофон, диски УМК “Туган телд сйлшбез”, шары, плакаты.
Игры: «Колечко». Цель: — воспитывать любовь к фольклору татарского народа.
Задачи: — развитие саморегуляции и произвольности поведения;
— совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара.
«Одень тюбетейку» Цель: — воспитывать любовь к фольклору татарского народа.
Задачи: — побуждать говорить об ее эмоционально- образном содержании, делиться своими впечатлениями.
— развивать навык чистого интонирования, четкого произношения слов, выразительного, осмысленного исполнения татарских песен.
«Тимербай» Цель: создавать условия для свободного самовыражения детей в играх, поощрять музыкально-игровую импровизацию в ролевом поведении, развивать творческие способности.
Задачи: — развивать интерес к играм татарского народа;
-формировать ритмичность движения в соответствие с характером музыки.
«Битье горшка» Цель: создать условия для свободного самовыражения детей в играх.
Задачи: — выполнять правильно команды
— развивать умение координировать свои движения
«Сядь, сядь, Малика! » Цель: совершенствовать певческие навыки детей на основе национального репертуара.
Задачи: — воспитывать любовь к фольклору татарского народа.
— совершенствовать технику исполнения танцевальных движений.
Праздник проходит на улице (на участке) в виде спортивно-развлекательной форме. Звучит татарская народная (плясовая) музыка (Аудио-приложение УМК «Туган телд сйлшбез») .
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Иснмесез, балалар. Хлллр ничек?
Дети: Иснмесез! йбт!
Ведущая: Ребята, у нас сегодня день необычной. Во первых, смотрите, какая сегодня погода.
Дети: Теплая, солнечная, радостная.
Ведущая: Да, ребята. Радостная и Праздничная. Да, да, вы не ослышались, Праздничная. У нас в садике сегодня «День Татарских народных игр». Ребята, а вы любите играть?
Ведущая: А вы хотите научиться играть татарские игры?
Ведущая: Тогда, давайте поскорее начнем. Первая наша игра называется «Колечко». («Йзек салыш». Игра проводится под музыку. Аудио-приложение УМК «Туган телд сйлшбез», трек № 29) .
Правило игры. Водящий зажимает колечко между ладонями, все игроки подставляют ему свои руки «лодочкой». Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались кому именно. После этого произносится фраза «Колечко – колечко, выйди из крылечко! » Тот, кому колечко досталось, должен выбежать на место водящей, остальные же должны попытаться его удержать, если, конечно, сообразят вовремя, кто именно собирается бежать. Если получившему колечко удается выбежать, то в следующем водит он, если нет – водящий остается тот же.
Ведущая: Какие вы у меня молодцы! Давайте, перейдем к следующий игре. Ребята, вы знаете, что это такое? (Показывает тюбетейку) .
Ведущая: Хотите узнать?
Ведущая: Хорошо, я вам расскажу. А вы внимательно слушайте.
Это – тюбетейка. Традиционный головной убор для мужчин. Тюбетейку принято красиво украшать бисерами, вышивать узоры красивыми, разноцветными нитками. Посмотрите, ребята и наша тюбетейка очень красивая (дети рассматривают тюбетейку). Она тоже вышита яркими нитками, и на ней красивые татарские орнаменты. У татар есть игра связанная с тюбетейкой. Она так и называется «Одень тюбетейку». Давайте, мы тоже поиграем в эту игру.
Правила игры. Дети становятся в круг. Поют песню на татарском языке, и одевают тюбетейку. Таким образом, передают друг другу. Игра проводиться под музыку. (Аудиоприложение УМК «Туган телд сйлшбез”, трек №13)
Бик ераклардан килгнсе,
Тск матурлыгы белн
Чиккн матур тбте
Мен кемд тукталды.
В конце песни, у кого остается тюбетейка, тому и дается наказание: спеть песенку, рассказать стежок, кричать как петушок, и т. д. Игра так продолжается.
Ведущий: Вот какие вы у меня молодцы! Вам понравилась эта игра?
Ведущий: Следующая наша игра называется «Тимербай». Я уверена, что эта игра вам тоже очень понравиться.
Правила игры. Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Игра проводиться под музыку. (Аудиоприложение УМК “Туган телд сйлшбез” трек № 29) Водящий говорит:
Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстрой искупались.
И красиво нарядились.
И не есть, ни пить, не стали,
В лес под вечер прибежали.
Друг на друга поглядели,
Сделали вот так!
С последними словами «вот так» водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь в место себя. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.)
Ведущий: Умницы! Ребята, вот какие веселые игры есть у татар. Но, это еще не все. Вы не устали?
Ведущий: Тогда, давайте продолжим наш праздник с игрой «Битье горшка».
Правило игры. Дети становятся в круг, или в одну линию. В центр ставятся горшок. Платком связывается глаза, и он должен по прямой линии дойти до горшка и с помощью палки разбить горшок. Таким образом, игра продолжается. Игра продолжается под музыку. (Аудиоприложение УМК “Туган телд сйлшбез” трек № 13)
Ведущий: И с этой игрой вы у меня справились! Молодцы! Следующая наша игра не менее интересна, и тоже связана с завязыванием глаз. Игра называется «Сядь, сядь, Малика! »
Правила игры. Дети становятся в круг. Одному завязывают глаза, и ставят в центр круга. Дети взявшись за руки, поют песню и идут по кругу. Песня поется на татарском языке:
Утыр, утыр, Млик, алмагачы тбен,
Кем утырган каршыа, йтеп бирче тиз ген
Один из детей садится в круг, рядом с водящим, и он должен с помощью прикосновений узнать, кто стоит с ним рядом. Если не узнает, дается наказание. Игра так продолжается.
Ведущий: Ребята, вам понравилось?
Ведущий: Эта, была наша последняя игра. Вот сколько веселых и задорных игр мы с вами поиграли. Это еще не все игры, у татарского народа очень много веселых и не менее интересных игр. Мы с вами их тоже обезательно сыграем. Вам понравилась наш сегодняшний праздник “День татарских народных игр”?
Ведущий: Ребята, давайте закончим наш Праздник с песней “Родной язык”, слова который написал наш известный писатель Г. Тукай (Аудио-приложение УМК «Туган телд сйлшбез», трек № 37) .
Вы у меня сегодня очень хорошо играли и песенку спели! Молодцы! Я очень рада, что вам наш праздник понравилась. Ребята, татары очень веселый, открытый, доброжелательный народ. Они еще славятся своим гостеприимством. Они любят принимать гостей и угощать всякими сладостями. Я тоже приглашаю вас на чаепитье с традиционными блюдами чпочмак и чк – чк! Сау булыгыз! До свидания! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Праздник этот самый главный государственный и славный» .С этих слов начался праздник в нашем детском саду « День народного единства». Каждая группа подготовила номер. Мы надеемся, чт.
Сценарий «День народного единства» разработан для детей подготовительной группы с участием родителей. Группу посещают дети из семьи марийцев и семьи удмуртов. Родители рассказали о всоих народных пром.
В празднике участвуют две подготовительные к школе группы. В нём используются слайд-шоу, стихи и песни русских авторов, краткий исторический материал, соответствующий возрасту дошкольников.
Цель: Познакомить детей с содержанием праздника, его значением для России. Воспитывать патриотизм.
Цель: формировать основы гражданственности и патриотизма через ознакомление с культурой народов, проживающих на территории России.Задачи: Знакомить детей с праздником День единства народов; обогащать .
Сценарий праздника «День поэзии» для детей разного возраста. Публикация будет полезной воспитателям по обучению татарского языка.В публикации хочу поделиться педагогическим опытом о проведен.
Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину.Задачи: расширять представления детей о Родине, о народах проживающих в России, о дружбе и мире во всем мире. Де.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2014/12/09/stsenariy-prazdnika-den-tatarskikh-narodnykh-igr
Халкыбызның күркәм гадәтләре (сценарий дня татарской культуры)
проект на тему
Мероприятия такого плана способствуют развитию и обогащению национальных традиций и обычаев народов Поволжья, оказывают благотворное влияние на историческое, культурное и духовное развитие представителей татарской национальности, создают возможности для популяризации национального языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
halkybyznyn_kurkm_gadtlre.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий Дня татарской культуры.
Халкыбызның күркәм гадәтләре
В.1. Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы приветствуем гостей нашего
Дня татарской культуры.
Пусть этот праздник станет ещё
Одним вкладом в дело согласия, единения.
Мира людей разных национальностей, живущих
На нашей Сенгилеевской земле.
2. “Исәнмесез диеп башлыйк әле”
Танышу бит шулай башлана.
Сезнең белән очрашуга, дуслар
Күңелебез шундый шатлана.
- Хөрмәтле кунаклар! Бүген Красный Гуляй бистәсе җирендә без сезне каршы алуыбызга бик шатбыз һәм сезгә татар халкының милли ризыклары, халкыбызның күркәм гадәтләренең берсе булган кунакчыллык турында сөйләрбез. Кунакчыллык сыйфаты ул барыннан да элек, кешенең киң күңеллелеге, юмартлыгы турында да сөйли.
- Безнең язучыларыбыз иҗатында да кунакчыллык, кунакка ачык чырай, сый-хөрмәт күрсәтү, халкыбызның гореф-гадәтләре зур урын алган.
- Татар халкының мәкаль һәм әйтемнәрендә, табын сый муллыгыннан да бигрәк, хуҗаның мөлаем, эчкерсез, игътибарлы булырга тиешлеге ачык чагыла..
Бүген безгә кунакка район урынбасарлары һәм шәһәребез кунаклары килгән. Укучылар, әйдәгез кунакларны җылы сүзләр белән каршы алабыз.
Приветствуем мы от души вас,
Как друзей встречаем.
Хлебом – солью угощаем.
Борынгыдан килгән гадәт,
Ата бабай йоласы.
Ипи һәм тоз, баллы чәк- чәк белән,
Кунакларны каршы аласы.
Әйдәгез, түрдән узыгыз,
Бездә кунак булыгыз.
Булсын йөргән юлыгыз.
В.1. На нашем сегодняшнем торжестве присутствуют представители татарской областной автономии.
Слово предоставляется _______________________________________________________
В.1. В то время, когда политики ищут источники
Национальной идее, которая могла бы сплотить Россию,
Нам кажется, что в основе этой идеи должно быть
Осознание каждой нацией себя, как части материка,
Который именуется Человечеством.
Кичәбез котлы булсын,
Табыннар да мул булсын!
Күңел шатлык белән тулсын,
Ял кичәбез гөрләп узсын!
2. Кемнәр генә сиңа сокланмаган һәм мактау җырламаган?! Кемнәр генә синең ярдәмеңдә дөньяны танып белмәгән һәм үзенең уй-хисләрен башкаларга сөйләмәгән?!
Иң әйбәт шигырь!
Туган тел әйбәт булганга,
Шигыре дә, җыры да
В.1. Мы все разноязыкие с рождения,
Твоя, Россия, родины сыны.
Так дай нам силы для объединения
Не допускай вражды, огня войны.
Россия – мать нас всех объединила,
Судьбы своей не мыслим без неё,
Дай нам, Земля, на единенье силы,
Пошли благословение своё.
И минем җандай кадерлем,
И җылы, тере телем!
Кайгылар теле түгел син,
Шатлыгым теле бүген.
Тик синең ярдәмең белән мин,
Тик синең сүзләр белән
Дөньга әйтә беләм.
В.1. Татарский танец в исполнении ансамбля песни и танца “Звонкие голоса”.
2. Слово предоставляется начальнику отдела образования МО “Сенгилеевский район” Евдокимовой Татьяне Александровне.
Без бит татар балалары
Әйдә җыелыйк әле.
Җырлап күрсәтик әле.
Кызлар, малайлар бер читтә
Юкка келешеп тора
Бигрәк килешеп тора.
Нәни генә кояш кебек
Башыңны нурлый бит ул.
Астында акыл да булса,
Түбәтәй җырлый бит ул.
Түбәтәй кигән малайны
Кызлар күрми узармы.
Хәзер эзлим үземә тиң
Калфак кигән кызларны.
Эх! Безнең татар кызлары!
Калфак кигән чибәрләрнең
Ак калфаклар, кәләпүшләр
Бик килешә йөзләргә,
Күңел ачыйк без бергә.
Ал да булыр чагыбыз,
Гөл дә булыр чагыбыз,
Без җырламый кем җырласын?
Безнең җырлар чагыбыз!
Без биеми кем биесен?
Безнең биер чагыбыз!
(Җырлы биюле уен “Кәрия-Зәкәрия”, кашыклар белән)
В.1. Слово предоставляется начальнику отдела культуры и организации досуга Максимовой Галине Фёдоровне.
Бәйрәмсез бик күңелсез бит,
Күңелсездер сезгә дә.
Бәйрәмнәр кирәк сезгә дә,
Бәйрәмнәр кирәк безгә дә,
Кирәк һәммәбезгә дә.
Бәйрәмне кем китерә?
Чәчәкләр, гөлләр микән?
Бураннар, җилләр микән?
Әллә соң дуслар микән?
Бәйрәм кирәк әтигә,
Бәйрәм кирәк әнигә,
Бабай белән әбигә.
Безнең халык кунакчыл:
Якты чырай, такта чәй дип
Каршы ала кунакны.
В.1. Вы, татары, издавна здесь живёте,
Предков дух вам выпало беречь
Пусть живёт в веках татарская культура,
Пусть не забывают дети песни, сказки, речь.
В.1. Для вас исполнят песню на татарском языке вокальная группа Сенгилеевского педагогического колледжа.___________________________________________________
2. Хөрмәтле кунакларыбыз! Гаилә — тормышыбыз нигезе. Гаилә нык, тату икән, дәүләт тә нык, тату дигән сүз. Һәр кеше бәхетле гаилә корырга омтыла. Бәхетле гаилә төшенчәсен без ничек аңлыйбыз соң? Минемчә, ул борынгы гореф-гадәтләрне саклый, яңаларын булдыра белүдә. Һәр гаиләнең үзенә генә хас йолалары, тәрбия алымнары бар. Белемле, тәрбияле балалар үстерүче, күп сыйфатлары белән үрнәк булып торучы гаиләләр безнең арабызда да аз түгел. Һәм менә шундый гаиләләрнең берничәсе безнең арабызда.
(Гаиләләр өчен мәкальләр)
- Агачны яфрак бизәсә, кешене . (хезмәт бизи).
- Һөнәрле үлмәс, . (һөнәрсез көн күрмәс).
- Ул ояты – атага, . (кыз ояты — анага).
- Ата-ананы тыңлаган – адәм булган, . (тыңламаган әрәм булган).
- Оясында ни күрсә, . (очканда шул булыр).
- Эшләгәнең кеше өчен булса, . (өйрәнүең үзең өчен).
- Белем алу . (энә белән кое казу).
- Кем эшләми, . (шул ашамый).
- Калган эшкә, . (кар ява).
- Тәмле тел таш яра, тәмсез тел . (баш яра).
- Үткен — тел бәхет, . (озын тел – бәла).
- Тырышкан табар, . (ташка кадак кагар).
- Эш беткәч, . (уйнарга ярый).
- Кечегә шәфкать итеп юл бир, олыга . (хөрмәт итеп кул бир).
- Кунак сые: якты йөз, тәмле сүз, аннан кала — . (ипи-тоз).
- Сүзең кыска булсын, . (кулың оста булсын)
Сорау бирер нәниләр, ни диярләр әниләр. (табышмаклар)
- – Ул бөтен өйдә дә бар.
- Аны әниләр ясый.
- Зур да, кечкенә дә, уртача да була.
- Усал малайлар аның белән сугыша.
- Күбрәк ашаганнан соң, әтиләр шуңа таяна, кайчагында, аңа чумып, гырлап та китә.
- Әниләр аның белән уйнамаска куша.
- Авылда ул һәрвакыт түрдә була, ә шәһәрдә аңа игътибар аз.
- Ул йомшак та, бик йомшак та була.
- Ялгыз кешеләр аны кочаклап ятарга ярата. (м е н д ә р)
2. – Ул үзе бик кирәкле әйбер.
— Ике колагы, бер борыны бар.
— Ул бик күп төрле була.
— Бик матур итеп бизәлгәннәре дә бар.
— Аны бигрәк тә әбиләр, бабайлар ярата.
— Ул — өстәлнең бизәге.
— Аңа күмер дә салалар, кайсыларын электр утына да тоташтыралар.
— Ул булса, чәй эчүләре дә күңелле.
3. – Ул һәммә кешедә дә бар.
— Картларда сүлпәнрәк, яшьләрдә көчлерәк. Кем белә бәлки киресенчәдер.
— Ул шатландыра да, көендерә дә.
— Бер караштан туа, озак еллар яши.
— Аннан башка яшәп булмый.
— Венера Ганиева да шулай дип җырлый.
(м ә х ә б б ә т)
4. – Аны камыр белән иттән ясыйлар.
— Башта зур камыр, аннары кечкенә камыр ясыйлар.
— Аны ясау бер кешегә генә озакка китә.
— Мин аны саный беләм, бигрәк тә санарга яратам.
— Аңа яраткан кеше борыч та сала.
5. – Ул татар халкының милли ашамлыгы.
— Кунаклар килгәндә пешерелә.
— Өстенә тәмле әйберләр сибәләр.
— Эчендә дә тәмле әйберләр күп: дөге, йомырка, йөзем, корт.
— Ул катлы-катлы була.
В.1. Счастья и процветания желает вам своим танцем народный коллектив ансамбля “Сонет” пос. Силикатный.
Йөрәгеңә үтеп керер дә,
Нурландырыр керсез күңелеңне,
Усаллыкның калмас кере дә.
Тыңла әле син бер татар көен,
Тыңла әле күзең ачылсын.
Күңелеңдә булган сагыш, моңнар
Татар җыры белән басылсын.
Татар халкы элек-электән иң кадерле кунагын чәй белән сыйлаган. Табында күршеләр белән бергәләп чәй эчү кешеләрне бер-берсенә якынайта, эч серләрен уртаклашырга тел ачкычы бирә.
— Безнең татар халкы кунакны нинди генә ризыклар белән сыйламый.
— Сез нинди милли ризыкларны беләсез һәм кунакларны нинди ризыклар белән сыйлар идегез? (Эчпочмак, бәлеш, гөбәдия, кош теле, кыстыбый)
Безнең халык кунакчыл
Якты чырай, тәмле сүз белән
Каршы ала кунакны
Сыйлап, зурлап, хөрмәтләп
Озатып кала аларны.
Дуслык җебе өзелмәс ул,
Моңлы халык бар җирдә.
Безнең шушы очрашу
Истә калыр гомергә.
В. 1. Для вас поёт _______________________________________________с Шиловка.
В.1. У татарского народа праздник –
В песнях, танцах льётся свет.
Ветер с Волги, как проказник,
Края милого привет.
Мира и добра вам желает своей песней Гелфария Латыпова
В.1. Весь наш край, как музыкальный инструмент,
Все поют, а не поющих просто нет,
Льётся музыка, смеётся, говорит
В ней душа татарская горит.
-2. Халкыбызның кунакчыллык, бер-береңә ихтирам, авыр чакта иптәшеңә ярдәм кулы сузу кебек күркәм гореф-гадәтләре һәрвакыт сезгә юлдаш булсын. Нинди генә авыр вакыйгалар булса да, чын кеше булып кала белергә кирәк. Йөзләрегез һәрчак якты, телләрегез татлы, табыннарыгыз мул булсын.
В.1. У нас в гостях замечательные артисты Областного центра национальных культур. Передаём им эстафету праздника.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/02/29/halkybyznyn-kurkm-gadtlre-stsenariy-dnya-tatarskoy