- Сценарий праздника для национальной (средней) группы “Навруз- весенний праздник” (на татарском языке) материал (средняя группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Сценарий проведения татарского праздника «Карга боткасы» («Грачиная каша»)
- Сценарий праздника «Карга боткасы» материал (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника для национальной (средней) группы “Навруз- весенний праздник” (на татарском языке)
материал (средняя группа) по теме
“Нәүрүз – язгы бәйрәм”
Составили: Шамсутдинова Сирина Абдулловна, Рахимова Лилия Фанисовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navruz-_vesenniy_prazdnik.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника для средней группы “Навруз- весенний праздник” (на татарском языке)
“Нәүрүз – язгы бәйрәм”
Максат: Балаларны татар халкынын милли бэйрэмнэре хэм культуралары белэн таныштыру. Балаларда бэйрэмгэ карата унай тэсирлэр калдыру. Татар халкынын милли уеннары хэм бию элементлары белэн таныштыру .
(Балалар залга керэләр, ярым тугэрэк ясап басалар)
Бала 1: Елгада бозлар кузгалды..
Елмая, колә кояш.
Урамнар буйлап атлый,
Ямьле хәм күнелле яз.
Бала 2: Эй яз-матур, яз-матур,
Хуш киләсен, уз бире.
Кунак булып килер дип,
Куптэн коттек без сине.
Бала 3: Кояшлы коннэре белэн
Ямьле яз килеп житте.
Бу жырны безгэ бэйрэмгэ
Ямьле яз булэк итте.
(Балалар “Яз җыры”н башкаралар. Утыралар урындыкларга).
Бала: Эй дускайлар, дускайлар,
Житте ич Нэуруз айлар.
Алып баручы 1: Исэнмесез, кунаклар! Менэ коткэн бэйрэмебез дә килеп житте. Нэуруз бэйрэме башлана!
Алып баручы 2: Балалар, э сез Нэуруз бэйрэме турында белэсезме? Ул нинди бэйрэм?
Балалар: Нэуруз – ул язгы бэйрэм. Элеккечэ- Яна ел бэйрэме.
Алып баручы 1: Эйе, балалар, март ае – яз башы, бик матур ай. Бу ай озак заманнар буе яна елнын беренче ае булып йоргән. Нэуруз – язны каршылап, язгы чэчу эшләре алдыннан уткэрелэ торган халык бэйрэме ул. Нэуруз – ул игелек, дуслык бэйрэме. Ул тынычлыкка, матурлыкка ондәуче бэйрэм.
Алып баручы 2: Нэуруз бэйрэме котлы булсын,
Эче тулы нур булсын!
Нэуруз коен кем койлэсэ,
Ул дэртле һәм бай булсын!
Алып баручы! Менэ жыелып та беттек. Бэйрэмне башларга вакыт, минемчэ.
Бала 1: Яз килэ, яз килэ
Кояш нурларын сибэ.
Тып-тып итеп тамчы тама,
Инде кар эреп бетэ.
Бала 2: Яз килэ, яз килэ,
Жырчы кошлар килэ.
Бала 3: Эй, дусларым, килегез,
Кунел ачу конебез.
Жырлый-жырлый биик эле,
Сез кул чабып торыгыз.
(Татар халык биюе “Эпипэ”)
Алып баручы 1: Хуш килэсез, гузэл Нэуруз,
Язгы яна елыбыз.
Яна елда туры булсын,
Нурлы булсын юлыбыз!
Алып баручы 2: Борын-борын заманнан,
Болгар белэн Казаннан,
Жаек белэн иделдэн
Бу бэйрэм безгэ килгэн,
Нэуруз мобэрэк булсын!
Балалар (барысы бергә): Нэурузбикэ! Нэурузбикэ!
(Бер кулына чэчэклэр салынган кэржин , икенче кулында зонтик тоткан Нэуруз керэ)
Нэуруз. Мин ерактан килдем сезгэ язлар иленнэн,
Урман аланынын ал чэчэклэр ускэн жиреннэн.
Зэнгэр болытлы, Лэйсэн янгырлары белэн
Килдем язгы сулар кебек ашкынып.
Исэнмесез, кунаклар! Исэнмесез, балалар!
Балалар һәм алып баручы: Исэнмесез, Яз кызы – Нэурузбикә!. Сине бик көттек!
Нэуруз: Белэм-белэм! Сез мине бик яратасыз! Салкын кыштан сон мин жылы коннэр, йогерек сулар, Лэйсэн янгырлары, умырзая чэчэклэре алып килдем!
Алып баручы 1: Хуш килэсен, Нэуруз, турдэн уз! Жылы Лэйсэн янгырлардан сон жир йозе яшэреп, шау чэчэккэ торенер.
Нэуруз: Эйдэгез, кызлар, чэчэклэр белэн биеп алыйк эле.
Бию “Умырзая” (чэчэклэр белэн)
Нэуруз: Балалар, э хэзер, эйдэгез, бергэлэп уйнап алыйк.
“Там, там, тамчы там” уены (татар халык кое хәм сузлэре)
Уенчылар, пар-пар булып, кулга-кул тотынышып бер-бер артлы басалар. Алар бергэлэп тубэндэге жырларны жырлыйлар хәм бию хэрэкэтлэре ясыйлар:
Там, там, тамчы там, алга баралар
Тамганынны яратам артка таба чигэлэр
Тамган тамчыларга карап , кара-каршы басып кул чабалар
Мин жырларга яратам
Без уйныйбыз, уйныйбыз, тугэрэк ясап эйлэнэлэр
Якты коннэн туймыйбыз.
Кулны –кулга чаба-чаба , кул чабалар
Колэбез дэ жырлыйбыз
(Уеннан сон балалар урындыкларга утыралар)
Алып баручы 1: Яз нурлары- комеш нурлар
Яз шатлыгы, яз бэхете,
Алып баручы 2: Язлар, җэйлэр имин килсен,
Кук йозе аяз булсын.
Бэхетләр алып килсен!
(Балалар музыка астында чыгып китэлэр)
- Г.З. Гэрэфиева “Сомбелэне кем белэ?”- Казан. “Хэтер нэшрияты, 2003.-191б.
- К.В. Закирова, Л.Р. Мортазина “Балачак-уйнап-колеп усэр чак”. –Казан. Редакционно-издательский центр. 2012.-192б.
- Ф.Ю.Юсупов, З.Ф. Камалова “Голбакча”.- Казан. Татарстан китап нәшрияты, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие. Знакомство детей с татарским орнаментом через традиции татарского народа.
Знакомство детей с орнаментом и традициями татарского народа.
“Нәүрүз – язгы бәйрәм”Составили: Рахимова Лилия Фанисовна, Шамсутдинова Сирина Абдулловна.
Сценарий содержит элементы театрализованной и игровой деятельности. Предполагает включение музыкального материала на усмотрение музыкального руководителя.
Сценарий весеннего праздника для детей средней группы.
Сценрий написан в форме концерта. При помощи лепестков «волшебного цветка» концертные номера чередуются и разнообразны по стилям и жанрам. В гости к детям приходит персонаж из му.
Сценарий праздника для средней группы «Навруз-весенний праздник» (на татарском языке).
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/30/stsenariy-prazdnika-dlya-natsionalnoy-sredney-gruppy-navruz-vesenniy
Сценарий проведения татарского праздника «Карга боткасы» («Грачиная каша»)
Цель:
- Познакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа.
- Развивать интерес к быту и культуре татарского народа.
Воспитатель. В давние времена думали, что весну на своих крыльях приносят грачи. Поэтому после прилета грачей народ устраивал праздник «Карга боткасы». Они радовались прилету птиц и весне.
Залетает грач-ребенок.
Карга әйтә: кар-кар,
Туем җитте, бар-бар!
Ярма, күкәй алып бар,
Ипи-итең алып бар,
Карр, Карр, Карр.
Звучит татарская плясовая. В зал заходят дети, одетые в национальные татарские костюмы. Впереди идет мальчик с гармошкой. Дети останавливаются у первого дома.
1 ребенок
Эй, хозяева!
Открывай ворота,
Если дашь нам пять яиц,
Твоя курочка снесет сто яиц!
2 ребенок
Өйдәме, түтәй!
Җәтрәк бир күкәй.
Бирсәң безгә биш күкәй,
Тавыгың салыр йөз күкәй.
Из домика выходит хозяйка и дает детям яйца. Дети под музыку подходят к следующему домику.
3 ребенок
Май кирәк, ярма кирәк,
Карга туена бар да кирәк.
Тагын булса он чыгар,
Пешерербез без чумар.
4 ребенок
Эй, хозяева!
Дай нам масло, дай крупу,
Не жалей еще муку.
Из дома выходит хозяйка и дает детям муку. Дети под музыку подходят к третьему домику.
5 ребенок
Шикәр кирәк, тоз кирәк,
Чыгар түтәй, тизрәк!
Синең кебек уңган түтәй
Бу дөньда бик сирәк!
6 ребенок
Сахар нужен, соль нужна
Подавай, скорей, сюда!
Белый свет хоть обойди,
Хозяйки лучше не найти!
Выходит хозяйка выносит соль и сахар.
Ведущ. Ребята, все это мы отдадим на кухню, и пока наша каша варится, мы с вами повеселимся!
7 ребенок
Яз килә, яз килә!
Язны зурлыйк әле.
Гөрләвекләр челтәревенә
Кушылып җырлыйк әле!
Дети исполняют песню “Яз килгән”
Н.Яхина сүз., Луиза батыр-Болгари муз.
Залетает девочка-ласточка.
8 ребенок
Ласточка, ласточка,
Милая ласточка.
Ты где была?
Что за весть принесла?
Ласточка.
За морем бывала
Весну зазывала.
Несу, несу
Вам Весну-Красну!
Звучит красивая музыка. Входит весна.
Весна.
Саумы, нәни дусларым
Сезне сагынып килдем мин.
Сезгә аяз көннәр дә,
Яңгыр да китердем мин.
Ведущ.
Здравствуй Весна-красна!
Долго ждали мы тебя.
Надоела нам зима, морозы да метели!
Мы хотим чтоб к нам скорей птицы прилетели.
Весна
Снег да холод прогоню
Тепло с юга принесу,
Побегут кругом ручьи
Брызнут солнышка лучи!
Ярче вы, лучи, сияйте,
И земельку согревайте!
Зеленейте, стебельки,
Расцветайте все, цветки,
Из-за моря вереницей
Поскорей вернитесь птицы!
Звучит танец — песня “Кайт, карлыгач”
После танца звучат птичьи голоса.
Весна
– Ребята, слышите, птицы прилетели
Песню громкую запели!
Звучит песня “Яз җыры” Р. Валиева сүз. Луиза Батыр-Болгари муз.
Ведущ. — Весна, наши умеют играть на муз. инструментах. Послушай как они это делают.
Звучит оркестр. (танец татар-мишярей)
8 ребенок.
Яз каршылап, җырлар җырладык
Ә хәзер, әйдәгез, уйнап алыйк!
Ведущ.
Весна! Ты здесь всех повесели
В игры поиграй с детьми!
1. Пронеси яйцо (Стр.гр)
2. День-Ночь
3. Тюбетейка
Весна.
Сойдут снега, пройдут дожди
И солнце всех теплом согреет.
И скоро расцветут цветы
И станет мир наш красивее.
Исполняется танец “Гөлләр”
Весна. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, каких перелетных птиц вы знает? (Выслушиваются ответы детей) А теперь я хочу послушать стихи про птиц на татарском языке.
9 ребенок.
Җылы яклардан
Сыерчык килде.
Мин куйган яңа
Ояга керде.
Бик тә җентекләп
Тикшереп йөрде
Шундый сөенде,
Ошаткач өен!
10 ребенок
Карга әйтә: кар-кар !
Мичтә бәлеш бар-бар!
Берсен генә алыр идем
Өйдә кунак бар-бар!
Песня “Становится весною” сл. и муз. Лазаревского.
Ведущ. Вот и наша каша готова! Давайте на радость споем песню “Манная каша” муз. исл. Л.Абелян.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/662538
Сценарий праздника «Карга боткасы»
материал (старшая группа) на тему
Для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karga_botkasy_2015g.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий проведения татарского праздника «Карга боткасы» («Грачиная каша»)
Цель: Познакомить детей с национальным праздником наших предков, с его историей и значением в жизни народа. Расширить представление о традициях татарского народа.
Задачи: — Развивать интерес к быту и культуре татарского народа. — Воспитывать межнациональную дружбу. — Расширить словарь детей (через знакомство с отдельными словами из языка татарского народа).
Предшествующая работа: — Подбор литературы о быте и культуре татарского народа; — беседа с детьми о празднике «Грачиная каша» — чтение татарских сказок; — изучение татарских народных пословиц, поговорок, потешек, закличек, песен; — знакомство с подвижными играми татарского народа; — разучивание татарских стихов; — знакомство с костюмами татарского народа.
Звучит татарская музыка, дети старших групп собираются в музыкальном зале, украшенном шарами, цветами и птицами.
Ведущая: Ребята, посмотрите, как нарядно в зале. Кажется, намечается какой-то праздник.
Вед: Вот и кончилось время снега и льда. Берег реки затопляет вода. День удлиняет, ночь убывает. Как это время дети называют?
Вед: Человек открыл весну, за порог он вышел. И увидел ручеёк и капель услышал. И понятно стало всем, что зима устала. Что состарилась она и весна настала.
Бик күӊелле тышта, Кар эри, боз китә. Чабышып йориләр, Малайлар бер читтә!
Карга булып киенгән ике бала керәләр. Канатларын җилпи-җилпи, карр, карр, дип йөриләр.
1-бала: Кара әле дустым, кара, Кара карга очып бара. Син беләсеӊме, Алия. Ул да бит сөйләшә ала.
Карга : Мин карга, карр-карр. Тиздән әреп бетәр кар. Канатымда хатым бар, Буеӊ җитсә, тартып ал.
2-бала : Укымый да беләбез бит. Хатыӊда ни язганын! Бөтен кошлар hәм балалар. Матур язны сагынганын.
Вед: Яз килә, яз килә! Сыерчыклар килә! Гөрләшеп, сайрашып, Җырчы кошлар килә!
Вед: В давние времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят грачи. Поэтому, как только начинал таять снег и появлялись первые ручьи, в честь прилёта грачей устраивался праздник «Карга боткасы» — «Грачиная каша». Они радовались прилёту птиц и весне. Вы хотите пойти на праздник?
Вед: Тогда пойдём собирать для каши крупу, масло, молоко, яйца, сахар на стол – угощение.
Реб: Здравствуй, милая весна. Ты душиста и ясна. Зеленеют лес и луг! И зовёт тепло лучей, На прогулку всех детей.
Звучит татарская музыка. В зал заходят дети, одетые в национальные татарские костюмы. Впереди идёт мальчик с гармошкой, девочки с корзинками в руках. Дети останавливаются у первого дома.
1-ый ребёнок. Эй, хозяева! Открывай ворота. Если дашь нам пять яиц, Твоя курочка снесёт сто яиц!
Из домика выходит хозяйка и даёт детям яйца. Дети под музыку с песней идут к следующему домику.
Алда итәрбез әле, гөл дә итәрбез әле. Матур җырлар җырлар- җырлый. Бәйрәм итәрбез әле.
2-ой ребёнок. Эй, хозяева! Дайте нам масло, дайте крупу, Не жалейте ещё и муку.
Из дома выходит хозяйка и даёт детям муку.
3-ий ребёнок. Кар-кар кричат грачи, Есть бялеш в печи, Если в печи бялеш есть. Значит дома гости есть!
В зал входят под музыку бабушка и дедушка.
Бабушка : Вот и мы пришли, крупу, соль, казанок принесли. Здравствуйте, дорогие дети! Я — бабушка Халима, я – дедушка Халим, мы пришли к вам на праздник.
Вед : Бабушка Халима, дедушка Халим, помогите нам приготовить кашу. У нас сегодня праздник «Грачиная каша».
Дедушка: Надо разжечь костёр, возьмём дрова, котёл и поставим кашу вариться.
Вед : Пока каша варится, вы Халим бабай и Халима әби посмотрите, как наши дети пляшут, поют и играют в народные игры.
Танец «Девочки фабричные» исполняют дети 8 группы.
Уеннар бит, дусларым, Витамин кебек алар; күӊелләрне үстерә, йөрәкләргә көч бирә. Әйдәгез, без дә сезнеӊ белән уйнап алыйк.
- Игра «Уголки». По четырём сторонам зала ставятся стулья выбирают 5-х детей, играет негромкая мелодия и произносятся слова.
Менә сезгә туры почмак. Берегезгә юк почмак. Җәтезрәк кылансагыз. Алырсыз берәр почмак.
По окончании стихотворения дети должны быстро занять стулья, кто не успел, выходит из игры, приглашается другой ребёнок.
- Игра «Птицы перелётные — зимующие». Ведущая называет птиц, если птица перелётная дети летают по залу, машут крыльями. Называет зимующую птицу, дети останавливаются и присаживаются на корточки.
- Игра «Түбәтәй»-3 группа.
- Игра «Башмагым» (Башмачки)-8 группа.
- Игра «Капка» (Ворота)-2 группа.
Бабушка : Мы вам загадаем загадки, вы найдите на них отгадки.
— Всех перелётных птиц черней. Чистит пашню от червей. (ГРАЧ) — Меня часто зовут, дожидаются. А приду — от меня укрываются. (ДОЖДЬ) — В дверь, в окно стучать не будет. А взойдёт и всех разбудит. (СОЛНЦЕ) — Была белая да седая. Пришла, зелёная, молодая. (ЗИМА И ВЕСНА)
Вед : Спасибо, бабушка Халима дедушка Халим. Может танец, для нас станцуете? (Бабушка и дедушка исполняют татарский танец).
Парный танец исполняют дети 2-ой группы
В зал входят дети – грачи в костюмах (дети 8-ой группы)
Грачи : 1. Летим, летим из тёплых стран.
Летим, летим к своим друзьям.
2. Здравствуйте, здравствуйте, дети.
Рады мы нашей встрече.
Вос-ль: Расскажите, птицы, где вы побывали?
Расскажите, птицы, что вы повидали?
Грачи: 1. В жарких странах жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нету.
Бродят там слоны – великаны.
2 . Целый день кричат обезьяны.
Там растут деревья – лианы.
Там растут на пальмах бананы.
Вос : Хорошо ли жили вдалеке от дома?
С кем Вы дружили в странах незнакомых?
Грачи: 1. Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью.
2 . По скворечне, по деревьям.
Вос: Все мы рады вам, друзья.
Будьте с нами вы всегда.
Танец «Бибика» исполняют дети 12 группы.
Вед: Очень вкусно пахнет «Карга боткасы». По – моему самое время попробовать кашу. Вот и каша готова. Поиграли и плясали. Грачей весело встречали. А теперь пора настала. Вкусной кашей угощаться.
Халим бабай : Первую порцию каши отдадим Земле с пожеланием всем мира, спокойствия, богатого урожая.
Вторую порцию – Воде (ручью), чтобы вода сохранила живность на земле.
Халима бабушка: Третью порцию – Небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди. Четвёртую — грачам с благодарностью за то, что они принесли весну.
Вед: Следующая порция вам, ребята, чтобы жили дружно, росли счастливыми. Шестая порция – гостям. «Кто гостей не любит звать, тому радости не знать».
Вот наш праздник и подошёл к концу. Шумный праздник отыгрался, Всем раздав тепло и свет. В сердце каждого остался. Чистый, долгий, светлый след.
Вот и подошёл к концу наш праздник «Карга боткасы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самым популярным весенним праздником татарского народа несомненно является «Карга боткасы»В древние времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны. Поэтому как то.
Предлогаемый сценарий разработан для детей старшей группы. Праздник проводится на татарском языке.
Матур бизәлгән залга кара каргалар очып керә. Балалар ярымтүгәрәккә кереп басалар. Өйдән-өйгә йөреп сый җыю, җырлар, төрле биюләр башкару, шигырьләр сөйләү, татар халык уеннары уйнау. Шул арада әби, б.
Татарский народный обряд «Карга боткасы». Сценарий.Опыт адаптации литературного и музыкального материала, особенности постановки в детском саду.
Каждый месяц по годовому плану мы проводим для детей веселые праздники и развлечения.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2016/09/08/stsenariy-prazdnika-karga-botkasy