Сценография
Нестеров А.К. Сценография // Энциклопедия Нестеровых
Для современных театров, художественных студий, анимационных программ и других сфер творческих представлений сценография является основой пространственных решений. В данном термине отражаются проблемы, стоящие перед визуальной значимостью художественного образа, заложенного авторами.
Искусство сценографии
Практические интересы развивающегося искусства спонтанно выдвинули сценографию в качестве базовой основы планирования и разработки художественных спектаклей, анимационных программ, выставочных мероприятий и т.п., ее суммарная многозначность только подтверждает необходимость в дальнейшем развитии сценографической деятельности.
Поэтому значимость сценографии в понимании и восприятии художественного замысла и для реализации пространственного решения по задумке автора очевидна.
Сценография должна включать сценическое оформление как необходимый момент художественной целостности любых постановок, она должна сформулировать принципы деятельности актеров и участников спектакля, выступления во время его проведения. Пространственное решение каждого мероприятия должно отвечать выбранной тематике и действиям участников в структуре выступления в целом.
В самом общем определении сценография – это вид художественной деятельности, в основе которого заложено оформление спектакля, выступления, создание изобразительного образа, который воспринимается зрителями и участникам как единое целое, существующее в сценической форме, времени и пространстве.
Сценография – это наука о художественно-технических средствах создания и проведения спектакля. Все художественно-декорационные и технические средства, которые используются в реализации сценической программы или мероприятия, рассматриваются сценографией как элементы, создающие художественную форму представления.
В практическом плане сценография представляет собой создание зрительного образа представления посредством оформления места проведения декорациями, освещением, постановочной техникой, а также посредством создания костюмов актеров в духе сценария. Фактически, постановка спектакля и создание правильного восприятия у зрителей и участников зависит от того, насколько органично подобраны элементы представления в процессе сценографии.
Сценография означает создание зрительного образа посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники. Особая зрелищность, сложные эффекты требуют работы сценических механизмов, которые могут сменить декорации за занавесом или на глазах у публики.
Сценография появилась в Древней Греции, возможно, происходит от термина «скенография», который в свое время понимался как «роспись сцены», то есть применение «живописных перспектив» в оформлении сцены.
На первый взгляд, сама структура слова сценография намекает на специфику деятельности художника по оформлению. Но если понимать сценографию только как художественное оформление, то возникает вопрос – сводится ли сценография только к декорации и костюмам актеров.
Однако, значение сценографии в структуре спектакля и представления шире, так как изображаемое на декорациях – это, прежде всего, развитие действий актеров в определенной пространственной среде в рамках тематики выступления. То есть, на самом деле, сценография – это термин, содержание которого значительно шире, чем прямое значение слова. Содержание сценографии в структуре спектакля означает не только изображение на декорациях и костюмах, но и постановочную деятельность актеров. Причем все это осуществляется в рамках, заданных темой представления.
К тому же, если декорации создаются, в основном, на изучении материала различных художников, иллюстраторов и т.п., то сценография в целом должна ориентироваться на всю пространственную трактовку спектакля, на все то, что формирует визуальную значимость постановочного образа. Простейшим примером представления может служить Новогодняя Елка. Например, внезапное появление сотового телефона у Деда Мороза на новогоднем празднике уничтожит созданный образ. Однако, если обставить это как шутку и адаптировать программу к современным особенностям, это будет воспринято зрителями адекватно и не создаст неприятного впечатления.
Типы сценографии
Сценография может быть трех типов:
- подробная сценография,
- лаконичная сценография;
- минимальная сценография.
Подробная сценография включает в себя полное оформление места проведения спектакля в соответствии с его программой, костюмированных участников, детально проработанный сценарий, скоординированные действия всех актеров на каждом этапе и полное отсутствие внешних воздействий в период выступления. Подобные методы применяются для постановок серьезных тематических спектаклей с полным соответствием антуражу.
Лаконичная сценография означает общее оформление места проведения спектакля без внимания к деталям, слабо детализированные костюмы актеров, общий сценарий с основными репликами актеров. В основном спектакли и выступления такого уровня организуются на корпоративных и социальных мероприятиях.
Минимальная сценография подразумевает выступление актеров без костюмов, без оформления места проведения спектакля. Фактически, минимальная сценография – это выступление на заготовленной сцене под музыкальное сопровождение. Такой подход применяется в самых простых спектаклях и выступлениях, например, анимационных программах, проводимых по схеме ведущий – актеры – зрители – конкурсы – призы.
Вообще в сфере социально-культурного сервиса и туризма термин сценография получил широкое распространение. Часто этим термином обозначают один из ключевых моментов анимационных программ – пространственное решение мероприятия.
Современная сценография
Отчасти данный термин ограничивается в своем содержании, потому что отсутствует единая теоретическая база по данному направлению. Несмотря на то, что эта составляющая театрального искусства существует с самого момента зарождения театра и спектаклей, сценография не может похвастаться сколько-нибудь детально проработанной теоретической концепцией. Напротив, прикладные аспекты сценографии подробно и детально проработаны.
Современная сценография включает в себя систему элементов, обеспечивающих эффективность проведения спектакля и выступления.
Несмотря на это, многие подразумевают под сценографией исключительно декорационное искусство. Это в корне неверно. Термин «декорационное искусство», буквально обозначает «декорировать, украшать что-то» и относится в основном к театральным приемам украшениям. Собственно, театральные приемы сценографии и положили начало сценографии во всех других сферах, связанных с представлениями и выступлениями. Например, развлекательный сервис позаимствовал театральные методы и подходы для оформления мероприятий. Однако декорационное искусство – это только часть театральной сценографии, а не ее полное содержание.
Поэтому сценография – это не только декорирование места проведения спектакля, выступления, представления или иного мероприятия, так как, на самом деле, это не отвечает своей сути, а лишь характеризует определенный прием подготовки места проведения. Сценография включает в себя эстетическую позицию определенной тематики, в рамках которой проводится спектакль или выступление. Следовательно, универсальность применения сценографии весьма условна, поскольку то, что должна включать сценография, зависит от концепции спектакля.
Замысел режиссера заставляет актеров и зрителей учитывать пространственную и тематическую определенность спектакля. Поэтому классическое восприятие окружения изменяется, благодаря чему и становится возможным ощущение у зрителей и участников причастности к действию. Это залог успеха любого спектакля и выступления, который обеспечивает сценография.
Утверждение новых задач и возможностей, стоящих перед современным театром и актерским мастерством, возможно за счет расширения возможностей сценографии. Необходимо развитие визуальной значимости художественных образов, целостности представления и постановки, а также интерактивности общения актеров и участников со зрителями.
Если есть пространство, созданное посредством сценографии, где разворачивается действие художественной постановки, то оно уже влияет на образ и восприятие у зрителей и участников. Поскольку художественная деятельность весьма характерна и отличается от, например, игры актеров в кино, то сценография должна помогать актерам реализовать свое исполнительское мастерство.
Поэтому сценография имеет ярко выраженную зависимость от художественного контекста постановки, обусловленную характерными особенностями организуемого выступления. В результате, развитие сценографии осуществляется за счет того, что с каждой новой художественной постановкой сценографии ставятся новые задачи, и каждый раз они становятся более сложными и комплексными.
На практике, отдельная должность сценографа в деятельности театральных, цирковых и иных художественных групп выделяется только в крупных учреждениях культуры и социально-культурного сервиса. Также должность сценографа есть в крупных предприятиях, занимающихся организацией праздников и мероприятий, в том числе в крупных отелях, санаториях и т.п. Сценограф в таком случае является своеобразным постановочным технологом, архитектором, конструктором и инженером проводимых представлений и мероприятий.
В небольших творческих коллективах функции сценографа выполняют сами их члены и актеры. В их задачи входит и оформление пространства, выделяемого для проведения выступления, и создание целостного художественного образа проектируемой постановки.
Максимум, что делается вне художественной группы, это изготовление декораций. При этом любой профессиональный художник способен выполнить художественное оформление декораций, если перед ним четко поставлены цели и задачи оформления. Однако художник не сможет передать дух декораций, просто воплотив идеи в виде художественных декораций. Поэтому сценография не заключается только в декоративном оформлении пространства. Однако к сценографии постоянно выдвигаются новые требования, каждый раз по иному расценивая роль художника в создании художественной целостности новой постановки, что в свою очередь требует от художника определенной специализации, направленности на такого рода деятельность.
Одним из основных элементов постнановки художественных спектаклей и представлений является сценография и сценографическая подготовка. Роль сценографии в создании художественного образа постановки очень велика, так как за счет технологий сценографии создается пространственное решение для каждого спектакля и представления с целью создания у зрителей правильного восприятия художественного образа.
Сценография заключается в использовании художественно-технических средств для постановок, спектаклей, представлений, выступлений и иных мероприятий. С точки зрения практической реализации сценография представляет собой создание яркого зрительного образа, который воспринимается зрителями и участниками.
Для этого используется художественное оформление декорациями, освещением и постановочной техникой места проведения анимационной программы. Кроме того к сценографии относится создание костюмов актеров, которые должны соответствовать художественному замыслу постановки.
Сценография основана на принципе соответствия концепции постановки. При этом методика и инструментарий сценографии приспособлены для создания отдельных элементов, составляющих в целом комплексный творческий замысел, а художественная целостность является сутью и основной целью сценографии.
Источник статьи: http://odiplom.ru/lab/scenografiya.html
Сценография для массовых праздников
Библиографическая ссылка на статью:
Матасова А.М., Ляшенко Н.В. Специфические особенности создания сценической атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и массовых праздников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69722 (дата обращения: 02.03.2021).
Вопрос создания атмосферы является важнейшим вектором режиссуры вне зависимости от ее отраслевой принадлежности (театр, кино, телевидение, театрализованные представления и праздники). Само понятие атмосферы было рассмотрено многими исследователями в области режиссуры.
Так, М. А. Чехов в своей книге «О технике актера» признает за атмосферой главенствующее положение в сценической иерархии элементов, считая ее душой и сердцем театрального произведения [11].
Исследование А. Д. Попова показывает, что «через взаимодействие человека с окружающими людьми и обстановкой возникает сценическая атмосфера. Характер мышления человека, темпо-ритм его жизни, и, наконец, психофизическое самочувствие способствуют выделению атмосферы времени, в котором он живет…». Вместе с тем, надо понимать, что в жизни каждому сопутствует своя атмосфера, и она не однозначна, в ней всегда происходит борьба различных мотивов, так называемая «борьба атмосфер»- где люди носители различных атмосфер, где наша личная атмосфера может подчиняться общественной и т.д.[7].
А.Я. Зися в отношении атмосферы утверждает, что «художническое видение объекта как живого многогранного целого создаёт плотную атмосферу произведения искусства, сопротивляющуюся тому анатомированию, которое может иметь место в теории»[4].
А Э.Золя, художественно осмысливая понятие атмосферы, замечал, что она «неопределима, но определяема. Мы всегда её чувствуем, ощущаем… Интересный как будто бы спектакль (книга, фильм, картина, музыкальное произведение), но чего-то не хватает. Это отсутствие чего-то важного, это раздражающая нас пустота спектакля сводит на нет все усилия актёров, режиссёра, художника, композитора. То, что отсутствует, мы называем по-разному: воздухом спектакля, его особенным излучением, обаянием».
Многие практики в области режиссуры утверждают, что нет более загадочного и неуловимого понятия в режиссерской технологии, чем атмосфера[8,9]. Другие элементы театрально-зрелищного искусства можно определить и проверить на площадке с той или другой степенью точности. А атмосфера создается постепенно и складывается из множества элементов, заданных автором или сочиненных режиссером. Это понятие почти невозможно определить, уложить в словесные формулы. Оно ускользает от однозначной прямолинейности, дразнит своей изменчивостью, непостоянством и зыбкостью. Верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения – всегда плод соединения творческих усилий режиссера, актера и художника. В ней должно быть выражено все: идея спектакля, ритмы сценической жизни, с ней связаны образы героев, их взаимоотношения.
Каждое произведение требует своей особой атмосферы, которая должна подчеркнуть основную мысль и действие на сцене. Поиски атмосферы зависят от жанра продукта труда режиссера. Большую роль при создании атмосферы играет знание быта, эпохи, традиций. Все это создает колорит и единый стиль произведения. Таким образом, атмосфера – это одно из главных направлений в замысле режиссера и создается с общим постановочным решением.
Вместе с тем, формирование атмосферы – это сложный динамический процесс, лежащий на плечах режиссера, целью которого является создание единого, гармонически целостного художественного произведения, на создание которого, обычно, направлены не только все выразительные средства режиссуры, но и усилия всего творческого коллектива. Таким образом, атмосфера – объемный показатель, детерминирующий в себе атмосферу внутреннюю – «творческую» (настрой исполнителей, творческого коллектива в целом) и атмосферу внешнюю – сценическую (выразительные средства режиссуры – декоративно-художественное оформление, музыка, свет, звук, видео, электронные и цифровые постановочные технологии и т.д.).
Вопросом формирования внутренней, так называемой «творческой» атмосферы занимались в свое время М.Чехов, К.С. Станиславский, В.И Немирович-Данченко, Г.Товстоногов, А. Попов и многие другие корифеи в области режиссуры.
Творческая атмосфера — это один из могучих факторов в искусстве, и создать рабочую атмосферу необычайно трудно. Это не в состоянии сделать один руководитель — создать ее может только коллектив. Разрушить ее, к сожалению, может любой человек[1].
Атмосфера – явление глубоко человеческое, и в центре ее находится человек, пристрастно вглядывающийся в мир, действующий, мыслящий, чувствующий, ищущий. Сложный комплекс взаимоотношений с окружающей действительностью, мир наших мыслей, чувств, желаний, настроений, мечтаний, фантазий, то без чего немыслимо было бы наше существование, это и есть атмосфера жизни, без нее наша жизнь была бы обескровлена, автоматична, а человек напоминал бы робота[2].
Вместе с тем, весь сложный творческий процесс создания актером образа — это не только репетиция с руководителем и труппой. Этот процесс не вмещается только в рамки репетиций. Актер, готовящий роль, должен быть целиком захвачен ею на всем протяжении работы надпроизведением.
Атмосфера относится к чувственной сфере, как и искусство. Но это не значит, что если спектакль или представление насыщено индивидуальными чувствами артистов, то в нём есть атмосфера. Отдельные актёры с их чувствами – не более как часть целого. Они должны быть объединены и гармонизированы, и объединяющим началом в этом случае является атмосфера спектакля.
По-настоящему хорошее произведение искусства может вырасти только в условиях хорошей морально-творческой атмосферы. Значит, чтобы создать хорошее произведение, то есть выполнить свою прямую режиссерскую функцию, режиссер обязан заботиться о создании хорошей атмосферы в коллективе ничуть не меньше, чем, скажем, о хорошем качестве мизансцен или декораций. В коллективе, где морально-творческая атмосфера находится на должной высоте, работа над спектаклями протекает быстрее и дает лучшие плоды [3].
Формирование творческой атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и праздников основывается на этих же базисах. И процесс этот может быть реализован только в результате целеустремленного, целенаправленного действия исполнителей в предлагаемых обстоятельствах и той общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители, и участники – чувством радости каждого от сопричастности к творчеству, от встречи со зрителем, от участия в праздничном действе и т.д.
Вместе с тем, внутренний настрой исполнителя рождается:
— В результате целеустремленного, целенаправленного его действия в предлагаемых обстоятельствах.
— Его увлеченностью исполняемым номером.
— Доверительным, верным общением со зрительным залом.
— Общей атмосферой праздника, которой заражены и зрители и исполнители – одни – чувством радости творчества, другие – сопричастности к творчеству.
Выражается же внутренняя творческая атмосфера в режиссуре театрализованных представлений и праздников через темпоритм номера, эпизода, блока; психофизическое самочувствие исполнителей, их поведение на сцене; темпоритме, в котором идет действие[12,13].
Что касается внешней «сценической» атмосферы, то она являлась и является коренным, природным, неотъемлемым свойством и качеством русского театра переживания. Это самый заразительный, эмоциональный и духовно активный, сущностный компонент действия, так такового, реализующий его художественный смысл. Её поиск и подробное, живое построение, должны стать одной из главных задач постановщика с первых же дней репетиций.
Сценическая атмосфера зависит от характера событий, развертывающихся перед нами, от места и времени действия. Атмосфера не только порождается основными событиями – она является одновременно и причиной и следствием этих событий.
Так, А.Д. Попов, утверждал, что верно найденная атмосфера и точно решенные средства ее выражения в сценическом действии – всегда плод соединения творческих усилий режиссера, актера и художника…ей должно быть выражено все: идея спектакля, ритмы сценической жизни, с ней связаны образы героев, их взаимоотношения [7].
Формирование сценической атмосферы в режиссуре театрализованных представлений и праздников, в отличие от режиссуры театра, процесс не мене сложный и многоступенчатый. Сценическая атмосфера в данной предметной области создается и выражается: оформлением, музыкой, светом, звуками, шумами и другими постановочными средствами.
Создавая сценическую обстановку номера, эпизода, всего представления, режиссеру необходимо помнить и о том, что каждой эпохе, каждому времени, каждому событию присуща своя особая атмосфера. Атмосфера времен гражданской и Отечественной войн не одна и та же; атмосфера послевоенных лет не похожа на атмосферу наших дней. Каждый город, каждое село, каждая семья тоже имеют свою атмосферу, которая зависит от социального, общественного, бытового уклада, от природных особенностей, места расположения и т.п.[6].
Естественно, что и каждое событие тоже имеет свою собственную неповторимую атмосферу. Вот почему еще на стадии изучения материалов, связанных с той или другой датой, которой посвящается массовое действие, идет и процесс постижения условий, в которых это событие происходило, что и приводит к возникновению у режиссера ощущения связанной с ним (событием) атмосферы.
Процесс создания верной сценической атмосферы — это, прежде всего, поиск и сознательный отбор средств, которые наиболее точно ее выражают: световой и цветовой палитры, бытовых деталей, музыки, шумов, звуков и т.п.[5]. Поскольку средства, выражающие сценическую атмосферу, весьма разнообразны, то верно найденная атмосфера и точно решенные выразительные средства режиссуры являются комплексом творческих усилий режиссера, актера и других участников режиссерско-постановочной группы. Каждый из них, через ощущение личной причастности, вносит свой вклад в практическое осуществление массового действа. И именно в результате их совместной работы рождается зримый образ массового действа.
Образ — это результат и идеальная форма отражения режиссерского замысла. А сама образность – изобразительность, яркость, наделенность образами. Необходимо отметить, что найденный режиссером образ, не может быть сведен к какому-то единому правилу или условию, ибо он заложен в том богатстве художественных индивидуальностей, какими являются режиссерские стили, их неповторимость. В театрализованных представлениях и праздниках специфика образа состоит в том, что он определяется конкретным событием, с которым связана и представляет собой художественное осмысление, обобщение реального факта, оказывающее воздействие на массу именно силой художественного обобщения реальности.
Различают символическую образность, историческую образность и персонифицированную образность.
Символическая образность – совокупность художественных образов символического значения. Она используется для выражения идеи массового действа:
— как принцип построения (найдя образ, адекватный идее, режиссер выявляет действенный ход построения всего представления – ход-прием);
— как движущая сила (символ становится сюжетным стержнем всего представления);
— для усиления эмоционального фона восприятия реального жизненного материала.
Символическая образность предполагает поиски условно-знаковой системы, ассоциирующейся у участников театрализованного действия с идеей по содержанию и эквивалентной ей по форме.
Историческая образность -это живое, наглядное представление событий, имеющих в своей основе близкие зрителю аналогии в прошлом. Сюда же относятся и фольклорные истоки, опирающиеся на народные традиционные основы, использующие аллегорические и мифологические персонажи, костюмированные, художественно-спортивные состязания.
Персонифицированная образность дает возможность апробировать себя как личность в различных ролях, подражая избранным героям. Порой по замыслу организаторов праздника в рамках такой образности «оживают» предметы, которым придается характер одушевленных персонажей в театрализованном действе.
Вместе с тем, создание сценической атмосферы – это путь не только к целостному образу сценического действия, но и его стилевому единству, коррелирующее с режиссерским замыслом представления и детерминирующее в себе всю палитру выразительных средств режиссуры.
Основными диффинициями отражения спектра выразительных средств режиссуры, с помощью которых создается сценическая атмосфера в театрализованном представлении и празднике являются:
1) Декоративно-художественное оформление (сценография).
Одно из самых действенных выразительных средств, создающее верную и прежде всего броскую, яркую праздничную сценическую атмосферу представления. Ведь декорационное решение, соответствующее определенному времени, создает среду, в которой присутствуют точные приметы времени.
Музыкально-шумовое оформление создает на сцене точную атмосферу того или другого исторического времени, вызывает у зрителей ассоциации, связанные с определенной эпохой, определенным временем, определенным событием. Основными приемами использования музыки в театрализованном представлении и массовом празднике можно считать:
— Лейтмотив всего представления, помогающий развитию действия, объединяющий одной музыкальной темой все эпизоды, погружая их в определенную музыкальную среду.
— Как характеристика действующего лица (определенная мелодия, возникая при появлении персонажа, становится его личной музыкальной характеристикой, раскрывающей какие-либо его внутренние качества.
— Как раскрытие внутреннего состояния действующих лиц в происходящем на сцене событии. Или как контраст, разоблачающий истинную цель героя.
— Как заставка, как связка между номерами, эпизодами, блоками.
Важное место в создании сценической атмосферы занимают звуки и шумы. Верно прозвучавший на сцене звук (скрип двери, вой ветра, шум дождя, перестук вагонных колес и др.) несет в себе действенно-эмоциональный заряд и придает физическую достоверность сценическому действию, обстановке, в которой оно происходит.
3) Световое оформление.
При работе над световым решением режиссеру необходимо помнить, что каждое изменение света, каждая его переброска, каждый световой эффект должен нести в себе определенный смысл, понятный зрителю и служить выявлению содержания номера, эпизода в театрализованном представлении и празднике.
Однако, режиссер театрализованных представлений и праздников обязан помнить: любые постановочные приёмы (мизансцены, свет, кино, музыка, декорационное оформление) должны служить главному – созданию такой эмоциональной обстановки на сцене, которая поможет участникам наиболее выразительно исполнить свой номер, а зрителям воспринять их не только умом но и сердцем[10]. Главной задачей режиссёра театрализованных представлений является создание праздничного поля энергетической среды – наполнить пустое пространство, создать атмосферу, в которой будет всё жить: все, что создаёт атмосферу (декорации, музыка, свет и т.д.) и всё что создано атмосферой (целостный образ представления, люди).
Таким образом, верное внутреннее настроение исполнителей (творческая атмосфера), внешняя сценическая обстановка (сценическая атмосфера) и непременное, обязательное их слияние являются основой создания замысла, решения и воплощения театрализованного представления и массового праздника.
Библиографический список
- Бармак А.А. Художественная атмосфера спектакля: Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М., 1978. 28 с.;
- Бойкова И.И. Художественная атмосфера и действие спектакля: Дисс. . канд. искусствоведения: СПб., 1998. 169 с.;
- Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие для ин-тов культуры, театр, и культ.-просвет. училищ / Б.Е. Захава. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1973. – 320 с.;
- Зись А.Я. В поисках художественного смысла. М., 1991.;
- Кнебелъ М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко. М.: Искусство, 1966. 168 с.;
- Конович А.А Театрализованные праздники и обряды в СССР, М 1990. 45 с;
- Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. М.: ВТО, 1959. -292 с.;
- Станиславский, К.С. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 3 / К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 1990.;
- Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. В 2-х томах. – Л., 1984. 34 с.;
- Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. Барнаул, 2002. 45 с.;
- Чехов М.А. Об искусстве актера. М.: Искусство, 1999. — 271 с.;
- Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. – М.: Советская Россия, 1988 56 с.;
- Шароев И. Режиссура массовых театрализованных представлений. – М. : Просвещение, 1992. – 25, 65 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Источник статьи: http://web.snauka.ru/issues/2016/06/69722