Суббота праздники будни зеев гринвальд

Суббота, праздники, будни

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Рекомендуем

Женщины в истории

Религия против стресса

Недельная глава Ки Тиса: как рушатся идеологии?

Рав Бенцион Зильбер

В этот шабат читают раздел о красной корове

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

8 Марта — Международный женский день

Как иудаизм относится к празднику 8 марта?

Рав Реувен Куклин

Что пишет Маймонид об уважении к женщине?

Нужен ли религиозным женщинам феминизм?

Утопия феминизма

Рав Захария Матитьяу

Новомесячье — женский праздник?

Все общины соблюдают?

Восьмое марта — Международный Женский День

Рав Реувен Куклин

На дворе 8 марта. Откуда берет корни традиция отмечать Международный Женский День, и как к нему относится иудаизм?

«Давайте представим. «

Приглашаем на церемонию празднования Еврейского Женского Дня

Иудаизм и евреи

Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала

Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен

Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники

Источник статьи: http://toldot.ru/cycles/cycles_727.html

Суббота, праздники, будни 20. Бирхот анеенин

ברכות הנהנין — «бирхот анеенин»

1. «Всевышнему принадлежит земля и все, чем она полна» («Теилим» כ״ד,א׳). Людям дано право наслаждаться миром, принадлежащим Творцу, но перед этим они должны произнести благословение, в котором они как бы просят разрешения у Него на пользование вся!ческими благами.

Говорят мудрецы: «Нельзя получать удовольствие от этого мира без благословения. Насладившийся чем-либо без брахи — взял не свое».

В бирхот анеенин мы благодарим и восхваляем Бога, наделяющего нас Своим добром.

2. Перед едой и питьем — даже если их количество крайне мало — произносят соответствующее благословение. При этом продукт или сосуд с питьем держат в правой руке (левша — в левой).

3. Нельзя делать перерыв между брахой и едой. Если был сделан перерыв во времени, однако благословивший не разговаривал, он не должен повторить браху при условии, что мысленно не отвлекся от трапезы.

Если же он разговаривал в перерыве между благословением и едой о чем-либо постороннем — то должен повторить благословение.

4. Различные виды еды требуют соответствующих им благословений. Перечислим наиболее распространенные случаи:

* на пироги, лапшу, вафли и другие мучные продукты (кроме хлеба), сделанные из «пяти злаков» — говорят:

״ברוך אתה ה׳ אליקינו מלך העולם בורא מיני מזונות״

«Пять злаков», имеющиеся здесь в виду. — это пшеница, ячмень, полба, овес и рожь.

На сваренный рис также благословляют: ״בורא מיני מזונות״, но после еды произносят:״בורא נפשות רבות״, а не ״על המחיה״ (см. глава 14-я, закон 1).

* на вино благословляют:

׳ברוך אתה ה׳ אל’קינו מלך העולם בורא פרי הגפן״: Особое благословение на вино установлено ввиду его важности.

* на фрукты говорят:

״ברוך אתה ה׳ אלקיני מלך העולם בורא פרי העץ״ Отметим, что на авокадо произносят ״בורא פרי העץ״, но когда его едят вместе с хлебом, сделав браху ״המוציא״, то на авокадо не требуется отдельного благословения.

* на овощи (в том числе арбуз, бананы и т.п.) говорят:

.״ברוך אתה ה׳ אלקיני מלך העולם בורא פרי האז־מה״

* на нерастительные продукты, например: сыр, творог, яйца, мясо, рыбу и т.п., а также на напитки (включая соки из фруктов и овощей) благословляют:

.״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם שהכל נהיה בז־ברו״

Благословения на ароматы

Перед обонянием приятного запаха, говорят специальное

* если аромат исходит от трав, говорят:

״ברוך אתה ה׳ אלקינו*מלך העולם,בורא עשבי ?שימים״

Читайте также:  Праздник день науки для начальной школы

* от деревьев (их цветков, листьев, ветвей) —

״ברוך אתה ה׳ ולקינו מלך העולם בורא עצי בשמים״

״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם הנותן ריח טוב כפירות״ (или ״אשר נתן ריח טוב כפירות״)

* если запах исходит не от деревьев, трав или плодов — то говорят:

״ברוך אתה ה׳ אלקינו מלך העולם בורא מיני בשמים״

Произнеся по ошибке это благословение на ароматы, исходящие от трав, деревьев или плодов, не следует говорить повторно соответствующую им браху.

Порядок предпочтения брахот

5. Если человек собирается есть несколько различных видов пищи, то он должен следовать определенным правилам при установлении очередности благословений.

Если требуется произнести несколько различных видов брахот, то порядок таков: ״שהכל נהיה״(5,״אדמה״(4,״עץ״(3,״גפן״(2,״מזונות״ (1.

При равных благословениях, например на два пирожных или на два фрукта и т.п. благословляют тот из них, который цел, если один цел, а второй нет; на тот из них, который больше по размеру; на тот из них, который больше нравится человеку и т.д. В таком случае, при разных достоинствах продуктов, порядок следующий: целый благословляется прежде, чем нецелый, который больше нравится; тот, который больше нравится, благословляется раньше, чем большой; целый раньше, чем большой.

Плоды деревьев, относящиеся к т.н. «семи видам», которыми прославилась земля Израиля — ״שבעת המינים״— благословляются прежде, чем другие. Среди этих плодов очередность следующая: 1) маслины, 2) финики, 3) виноград, 4) инжир, 5) гранат.

6. Ошибившийся в благословении в ряде случаев должен заново сказать соответствующую браху, например: сказавший на овощи ״בורא פרי העץ״, должен заново благословить ״בורא פרי האדמה״. Наоборот, сказавший на фрукты ״בורא פרי האדמה״ — не говорит заново правильное благословение, так как дерево растет из земли. Произнесший на все виды пищи ״שהכל נהיה בדברו״, не благословляет заново.

7. Принимая лекарства, надо благословлять перед ними и после них только в том случае, когда их вкус приятен. (Браха после них говорится в случае, когда они приняты в размере «кезаит», если это твердое вещество, или «ревиит» — если жидкое). Если их вкус неприятен и они не принимаются с целью насыщения, браха не говорится.

На воду произносят браху, только если пьют ее с целью утоления жажды. Если же запивают лекарство, или, поперхнувшись, пищу и т.п., то не благословляют. Однако, если для этого употребляют-ся другие напитки, нужно благословить, так как получают удоволь-ствие от их вкуса.

8. Существуют различные мнения, следует ли произносить

браху в случае, если лишь пробуют еду и при этом проглатывают ее (например, при варке). Поэтому, пробуя и глотая пищу, лучше сразу рассчитывать на получение удовольствия (а не только на оп-ределение вкуса), и в таких случаях благословить.

9. Перед тем, как есть влажные продукты, например, вымытые и еще влажные фрукты, или еду, политую соусом и т.п., следует омыть руки (без брахи ״על נטילת ידים״).

Это распространяется на те виды продуктов, которые обычно едят, держа в руках, а не ложкой или вилкой, даже если на этот раз пользуются ложкой или вилкой.

10. Когда едят два продукта: один — как основной, а другой — как второстепенный, обогащающий или изменяющий вкус основного, то произносят браху только на главный. Практически же в конкретных случаях следует обращаться за советом к сведущему человеку, так как исполнение этого правила зависит от вида продуктов и привычек их употребления.

11. Если человек собирается есть мучные изделия в количестве, достаточном для большинства людей, чтобы насытиться, то он поступает как во время обычной трапезы с хлебом, т.е. совершает омовение рук, произносит ״על נטילת ידים״, затем ״המוציא״, и после еды — биркат амазон.

По Хазон Иш, объем до 200 см3, а по мнению раввина Хаим Наэ, до 168 см3 наверняка еще не достигает этого количества. «Мишна Брура» устанавливает, что омовение рук, благословение ׳׳המוציא״ и биркат амазон произносятся только, если едят мучные изделия в количестве, достаточном для утренней или вечерней трапезы, что превышает указанные выше объемы.

Поэтому, в случае если человек собирается есть печенье, пироги и т.п. в указанных количествах, то лучше всего перед этим благословить на хлеб.

Читайте также:  Сценарий новогоднего праздника новогодние конкурсы

12. На овощи и фрукты, измельченные или растертые таким образом, что невозможно определить в них их первоначальную форму и строение, произносят ״שהכל נהיה בדברו״. Однако, если сохранились следы внутреннего строения и формы — говорят соответствующую браху ״פרי האדמה״ или ״פרי העץ״, даже если их измельчили. На те фрукты или овощи, которые едят обычно в совершенно измельченном, протертом и т.п. виде — говорят — ״פרי העץ״ или ״פרי האדמה״, даже если нет никаких следов первоначального вида.

Желательно в конкретных случаях прибегнуть все же к совету сведущего человека.

Источник статьи: http://toldot.ru/articles/articles_31061.html

Суббота, праздники, будни 1. Пробуждение утром

Встав утром, после ночного сна, еврей произносит молитву «Моде ани», а перед сном — «Шма Исраэль», в течение же дня он выполняет многочисленные заповеди и законы.

Сказано в «Псалмах» — «Теилим»: «Я всегда представляю перед собой Всевышнего» — такова высокая духовная ступень, к которой должен стремиться каждый человек: он должен чувствовать, что Б-г присутствует всюду и постоянно наблюдает за ним.

В «Шулхан Арух». раздел «Орах Хаим», разъясняется:

В словах: «Я всегда представляю перед собой Всевышнего» заключен важный принцип Торы. Поведение человека, который находится у себя в доме, его движения, его занятия, отличаются от его поведения в присутствии великого царя. Тем более, когда человек проникается сознанием того, что величайший из царей — сам Всевышний, чье величие пронизывает мироздание, — пристально наблюдает за всеми его поступками. Сказано у пророка Иермияу: «Скроется ли человек в потайном месте так, чтобы Я не увидел его? — говорит Б-г».

ГЛАВА ПЕРВАЯ — Пробуждение утром

1. С момента пробуждения, человек предстает перед Б-гом, чтобы исполнять Его заповеди — мицвот. Они вносят в жизнь особый уклад, наполняющий ее духовным содержанием и возвышающий нас над материальностью. Исполняя мицвот, связанные с утренним пробуждением, человек приступает к служению Б-гу. Он омывает руки, подобно тому, как это делали коаним в Храме, одевается по законам скромности — ведь «вся земля полна величием Всевышнего» — и покрывает голову в знак Б-гопочитания.

2. Человек должен постараться встать раньше, чтобы успеть помолиться в синагоге с «миньяном».

3. Засыпая, мы вручаем душу Всевышнему, а утром Он возвращает нам ее, освеженную и успокоенную. Поэтому человек благодарит Создателя, говоря:

״מודה אני לפניף מלך חי וקים שההזרת בי נשמתי בחמלת — רבה אמוןתף״

— «Я благодарю Тебя, Царь, вечно живой, за то, что Ты возвратил мне мою душу по милости Своей — велика вера в Тебя». Между словами «בחמלה» и «רבה» следует сделать паузу.

Утреннее омовение рук («нетилат ядаим»)

4. Затем омывают водой обе руки. Это называется «нетилат ядаим шел шахарит»(утренним омовением рук). Дети, встав утром, также должны омывать руки.

5. Нужно стараться как можно скорее омыть руки после пробуждения. Поэтому вода должна быть близка к месту сна, чтобы даже расстояния в 4 «амы»(примерно 4 средних шага, см. таблицу в конце главы 15-й) не пришлось пройти, не омыв рук.

Перед омовением нельзя дотрагиваться до рта, глаз, носа, ушей; а также трогать продукты питания.

Почему омывают руки утром

6. В книгах законоучителей приводятся три причины:

а) Утром мы встаем как обновленные создания и приступаем к служению Б-гу, и поэтому сразу же с началом дня мы должны омыть руки еодой, подобно тому, как коаним в Храме каждое утро омывали руки перед жертвоприношением (что называлось «освящением рук»).

б) В связи с тем, что во время сна руки касаются тела, мудрецы («XA3AЛ») установили утреннее омовение рук и благословение на него перед утренней молитвой.

в) К моменту пробуждения на руках остается особая нечистота сна (טומאה), и чтобы удалить ее, мы омываем водой по 3 раза каждую руку.

Каким образом совершают омовение

7. Сосуд с водой берут правой рукой и перекладывают в левую с тем, чтобы сначала омыть правую руку. Льют воду 3 раза поочередно на каждую руку в таком порядке: правая, левая, правая, левая, правая, левая. (Существует мнение, что руки следует омывать четыре раза, т.е. вылить воду еще раз на каждую руку).

Читайте также:  Праздник для детей музей

8. Следует лить воду на всю кисть до запястья. Сосуд должен быть целым (нетреснутым, невыщербленным и т.п.) и содержать не меньше, чем «ревиит» воды (см. таблицу в конце главы 15-й).

9. Нельзя пользоваться этой водой после омывания в других целях и нельзя в нее вступать, поэтому ее выливают в таком месте, где не ходят люди.

10. Если вода имеется в очень ограниченном количестве, омывают трижды лишь пальцы.

11. Если же воды нет совсем, то надо, проснувшись, вытереть руки (ладонь и тыльную ее часть, и пальцы со всех сторон) любым материалом: одеждой, песком и т.п., и в «брахе» (благословении) вместо «нетилат ядаим» (омовение рук) сказать «некиют ядаим» (чистота рук). После этого можно произносить «брахот» и изучать Тору, но при первой же возможности, надо 3 раза омыть руки водой.

12. Человек, который спал днем, также омывает руки 3 раза, но не произносит на это браху. В главе 3-й, закон 10 будет разъяснено, как следует поступать после ночи бодрствования.

13. Желательно ополоснуть рот. чтобы произносить имя Б-га в благословениях и в молитве чистым ртом. Однако в дни поста ополаскивать рот нельзя.

14. Есть еще ряд случаев, когда следует омывать руки.

Перечислим некоторые из них:

— омывают руки, выйдя из туалета или из ванной, а также после того как стригутся, бреются или обрезают ногти;

— после пребывания на кладбище или после участия в похоронах омывают руки 3 раза. Не омыв рук. не входят в дом.

В вышеупомянутых случаях следует омыть руки как можно скорее.

— если касаются рукой обуви, или ног, или частей тела, которые, как правило, покрыты одеждой, или дотрагиваются до корней волос — омывают после этого руки.

15. Каждый еврей должен на протяжении всего дня покрывать голову т.н. «кипой» или шляпой — в знак Б-гопочитания.

В Гемаре «Шабат» говорится, что, покрывая голову, человек приучается к боязни и смирению перед Б-гом и улучшает свои душевные качества. Желательно покрывать голову и во время сна.

Порядок утреннего одевания

16. Пророк Миха призывал еврейский народ: «Будь скромен перед Б-гом твоим». Человек должен во всем вести себя по законам скромности. Скромность и стыд — высокие душевные свойства, приближающие человека к пути Торы.

Даже во время одевания надо вести себя скромно и стараться, чтобы тело не обнажалось без надобности, ведь весь мир исполнен присутствия Творца и все открыто перед Ним.

17. Тора учит, что правой стороне следует отдавать предпочтение перед левой. Поэтому вначале одевают правую часть одежды, а затем — левую. Но шнурки завязывают сначала с левой стороны из-за того, что на левую руку навязывают «тфилин». Таким образом обуваются в следующем порядке: обувают, не зашнуровывая, правый ботинок, затем — левый ботинок, шнуруют его и затем шнуруют правый.

Снимая обувь, разувают левую ногу раньше правой, подчеркивая этим значимость правой стороны.

Умываясь, тоже начинают с правой стороны. Когда моют все тело, начинают с головы.

Запрет вести себя подобно другим народам («гоим»)

18. В Торе (книга «ויקרא») сказано: «Не следуйте обычаям других народов», и также: «Не следуйте тому, что принято у них». Нам нельзя быть похожими на другие народы одеждой и поведением. На еврейский народ возложено возвышенное предназначение: он должен быть близок к Б-гу, исполняя 613 Его заповедей («тарьяг мицвот») и служить источником света для всех народов. Имея такое предназначение и находясь на такой духовной ступени, мы не должны подражать «гоим».

19. Необходимо носить скромную одежду. Мы должны стремиться развивать и утончать свои духовные качества, а скромность одежды и поведения во многом способствует этому. Это относится также к прическе, стилю речи и многому другому.

Каждый еврей, где бы и в какое время он ни жил, должен направлять все свои поступки и поведение так, чтобы все видели, что он относится к избранному Б-гом народу.

Источник статьи: http://toldot.ru/articles/articles_30834.html

Оцените статью
Adblock
detector