Татарский праздник амаль это

Весенний праздник – Амаль

Амаль – праздник весны сибирских татар. Весна в наш поселок Надцы вступает как-то робко, словно просит разрешения сельчан. Ещё стоят белоснежные сугробы чуть тронутые дымкой. Воздух в эти дни по-особенному сладок и приятен. С утра – прохлада, а потом целых полдня – ослепительные лучи. Праздник с ласковым названием Амаль существует у сибирских татар испокон веков. Он означает празднование наступившего Нового года и главная цель этого торжества сводится к обходу домов с пожеланиями. Некоторые исследователи утверждают, что Амаль сродни русской Масленице.

23 марта такой праздник прошел и у нас на территории. В этот день исполнялись стишки-пожелания, которые в переводе с татарского звучали так:

Пусть спешит Амаль с удачей

Дарит пусть он нам тепло

Чтоб была душа богаче

Чтобы стало всем светло.

После этих слов хозяева не скупились на самые разные сладости всех, даря при этом смех и улыбку. Это добрый знак, значит весь год в нашем поселке будет сытно и дружно. Некоторые специально приехали в родной поселок из Тобольска, чтобы поучаствовать в празднике. Организовали праздничное настроение работники культуры, культорганизатор Абдуллаева И.Ф. и библиотекарь Агафурова С.Ш.

Особое внимание сегодня уделяется тем, кто одинок, кто стар, болен, кто нуждается в заботе и душевной поддержке. Краковец Глеб и другие ребята оказали помощь пожилому человеку в уборке снега. Молодцы!

Замечательная погода и хорошее настроение ребят стали спутниками этого радостного весеннего праздника Амаль. Значит, весна пришла!

Агафурова С.Ш., библиотекарь Надцынского филиала

Источник статьи: http://xn—-8sbbbaytbth1ah7bj.xn--p1ai/news/%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C/

Что такое Амаль?

В конце ХХ – начале ХХI века многие народы России, в том числе и татарский, стали уделять больше внимания изучению и возрождению своих традиций.

Например, праздник Сабантуй начали проводить согласно традициям татарского народа. В городах и сёлах стали отмечать такие праздники, как Науруз и Амаль, стремясь возродить утраченные традиции и вернуть их в повседневный быт.

Амаль – праздник весны сибирских татар. Весна в сибирско-татарские деревни вступает как-то робко, словно просит разрешения сельчан. Ещё стоят белоснежные сугробы, чуть тронутые дымкой. Воздух в эти дни по-особенному сладок и приятен. С утра – прохлада, а потом целых полдня – ослепительные лучи. Праздник с ласковым названием Амаль существует у сибирских татар испокон веков. Он означает празднование наступившего Нового года, и главная цель этого торжества сводится к обходу домов с пожеланиями. Некоторые исследователи утверждают, что Амаль сродни русской Масленице.

В день Амаль исполняются стишки-пожелания, которые в переводе с татарского звучат так:

Читайте также:  Праздник со слогом кар

Засветит солнце, с неба облако сойдёт.

Звери бродят, пищу ищут, соловей в лесу поёт.

Нас печеньем угощают, сладкий чай, конфет дадут.

Бродит с завистью сурово стая воронов вокруг.

После этих слов хозяева не скупятся на самые разные сладости – конфеты, пряники, баурсаки и щедро раздают всем, кто рядом, даря при этом смех и улыбку. Это добрый знак: значит, весь год в их селе будет сытно и дружно.

В музее села Ембаево прошёл урок по календарно-обрядовому празднику сибирских татар Амаль. В селе эта традиция была утрачена. Чтобы возродить её, сотрудники музея очень подробно рассказали учащимся Ембаевской средней школы о значении этого праздника. Завязался диалог между учащимися и ведущей. В знак пожелания благополучия в будущем году музейный урок был завершён предложением угощения.

Ембаевский музей всегда рад гостям. Приглашаем всех, кто пожелает окунуться в культуру, историю, традиции татарского народа! Мы работаем ежедневно с 9.00 до 17.00, кроме воскресенья и понедельника.

Источник статьи: http://rayon72.ru/news/history/178267.html

Амаль – праздник весны по-татарски

У многих тюркских народов новый год ассоциируется с обновлением природы, наступлением весны. У разных народов он называется по-разному. Сибирские татары называют этот праздник Амаль, что в переводе с сибирско-татарского означает март. А март – это месяц весны и светлых надежд. Празднуется Амаль в день весеннего равноденствия и отмечается сибирскими татарами еще с незапамятных времен.

По традиции в этот день с восходом солнца жители сел и деревень – в основном, конечно же, дети – обходили каждый дом с возгласами: «Амаль!». А хозяева в ответ кидали мелкие мучные изделия: кусок пирога, печенье, другую выпечку, а позже – конфеты и монеты. Считалось, что чем больше угощений и монет наберёшь, тем богаче будет предстоящий год. В некоторых населенных пунктах Амаль сопровождался песнями и танцами. А вечером праздник продолжался гуляньем и праздничными застольями.

Этот весенний праздник до сих пор не потерял своей актуальности. 24 марта такой национальный обрядовый праздник прошел в селе Сорокино. Открыл его заведующий сельским домом культуры Ильдус Галиев.

После приветственных слов участники этого мероприятия – а их собралось более ста человек – продолжили празднование. Все поздравляли друг друга, а за поздравление требовалось вознаграждение. Считалось, что все пожелания, которые прозвучали в этот день, непременно сбудутся.

Замечательная погода и хорошее настроение стали спутниками этого радостного весеннего праздника Амаль. Значит, весна пришла!

Источник статьи: http://yarkovo.admtyumen.ru/mo/Yarkovo/news/more.htm?id=11363128@egNews

Татарский праздник амаль это

У многих тюркских народов новый год ассоциируется с обновлением природы и наступлением весны. Сибирские татары называют этот праздник Амаль, что в переводе с сибирско-татарского означает март. А март – это месяц весны и светлых надежд. Празднуется Амаль в день весеннего равноденствия и отмечается еще с незапамятных времен.

Читайте также:  Исторические традиции уис профессиональные праздники уис

По традиции в этот день с восходом солнца жители сел и деревень – в основном, конечно же, дети – обходили каждый дом с возгласами: «Амаль!». А хозяева в ответ кидали мелкие мучные изделия: кусок пирога, печенье, другую выпечку, а позже – конфеты и монеты. Считалось, что чем больше угощений и монет наберёшь, тем богаче будет предстоящий год. В некоторых населенных пунктах Амаль сопровождался песнями и танцами. А вечером праздник продолжался гуляньем и праздничными застольями.

Этот весенний национальный обрядовый праздник до сих пор не потерял своей актуальности. 23 марта на улицы деревни Лаймы и деревни Индери Вагайского района (Тюменская область) выбежали дети. Постепенно к детям присоединились взрослые. Не спеша, улица за улицей, они обошли всю деревню, останавливаясь у каждого дома и крича «Амаль!».

Жители домов, среди которых были и пайщики КПК «СИБИРСКИЙ КАПИТАЛ» бросали кричащим сладости, монеты и бумажные деньги, упакованные в спичечные коробки. Все люди старались бросить от своего дома что-то нужное, проявляя тем самым уважение к односельчанам. Кооператив в лице пайщиков тоже принял участие в этом празднике и вручил небольшие подарки жителям деревни – блокноты, краски, альбомы и раскраски.

Источник статьи: http://kpk72.ru/menu/social-responsibility/news/amal-vagai/

Татарский праздник амаль это

Мөрәҗәгать итү һәм котлаулар бирү өчен электрон адрес:
janartat@inbox.ru,
телефон:
8 (3452) 69-57-60.

Как доехать до нас

Добраться до нас можно на автобусах маршрута:
6, 32, 34, 37, 48, 51, 65, 69, 77, 78, 135к, 135м
(остановка «Автоколонна №-1228», «Школа №-39»)

ул. Шишкова, 6, 2 этаж

Амаль в Нижних Аремзянах

Каждый год 23 марта жители деревни Нижние Аремзяны Тобольского района отмечают приход весны. Ещё не встанет солнце, а на улицу уже выбегают дети. Они собираются на высоком берегу Иртыша у самого крайнего дома и начинают громко кричать, – «Әмәл! Әмәл!». Постепенно к детям присоединяются взрослые. Жители дома бросают кричащим сладости и монеты, иногда бумажные деньги, упакованные в спичечные коробки. Постепенно собираются почти все жители деревни. Не спеша, улица за улицей, они обходят всю деревню. Останавливаются у каждого дома и кричат – «Әмәл!». Все люди, независимо от материального положения, стараются бросить от своего дома сладости и монеты, проявляя тем самым уважение к односельчанам.

Некоторые специально приезжают в родную деревню из Тобольска и других городов, чтобы поучаствовать в празднике. Тот, кто не может приехать в день праздника, заранее даёт соседям мешочек с монетами с просьбой бросить от их дома. И дети, и взрослые стараются поймать как можно больше денег и конфет, считая, что таким образом они привлекают к себе и своей семье благополучие и достаток в новом году. Вечером люди собираются за праздничным столом и угощают родственников и гостей блюдами традиционной сибирско-татарской кухни.

Читайте также:  Рисование народные праздники изо 4 класс поэтапное

Праздник встречи весны бытует у многих народов. На Кавказе и в Средней Азии он известен как Новруз (от таджикско-персидского – «новый день»). Его отмечают с 21 по 23 марта. Истоки праздника уходят корнями в далёкое прошлое, ко времени становления зороастрийской религии огнепоклонников в древней Персии. Новруз был распространён на всей территории проживания персоязычных народов от Закавказья до долины Инда. С приходом туда тюрков праздник не потерял своего значения и продолжал отмечаться в новой этнической среде. На Ближнем Востоке с приходом арабов и распространением ислама Новруз отмечать перестали.

Название праздника Амаль происходит от арабско-персидского hamal / hәмәль (первый весенний месяц). Под этим названием он известен у казахов Младшего жуза, проживающих в основном на Западе Казахстана и в прилегающих областях России, у некоторых групп астраханских татар, а также в некоторых районах расселения сибирских татар. Такое локальное распространение названия Амаль связано с влиянием персоязычных и таджикоязычных купцов и ремесленников, переселявшихся в XVII-XVIII веках из иранской области Гилян и Бухарского эмирата в низовья Волги и в Сибирь.

В разных населённых пунктах Тюменской области Амаль имеет свои особенности. Где-то это только детский праздник, где-то в нём участвуют и взрослые. В деревнях Вагайского района этот праздник называют «Сатака». Раньше специально к празднику здесь пекли изделия из теста – «көлцә». В отдельных деревнях группу людей сопровождали гармонисты. Подходя к очередному дому, люди дружно кричали «Әмәл! Әмәл!» или «Сатака! Сатака! Әмәл килте сатака!» Если кто-то из жителей не бросал сладости и деньги, то толпа выкрикивала обидные выражения, такие как, – «Сатакасын аяган, күтен карга таяган!» (Кто пожалел сатака, того задом в снег!).

В Нижних Аремзянах праздник Амаль является поистине народным. В нём участвуют все жители от малышей до взрослых. Во время праздника слышны шутки, смех, люди подзадоривают друг друга. Приехать на Амаль – это лишний повод, чтобы встретиться и пообщаться с односельчанами. Иногда, именно здесь, на празднике, люди встречаются с теми земляками, с которыми давно не виделись.

В какие времена начали праздновать Амаль в Нижних Аремзянах никто не помнит. Для местных жителей эта традиция давно уже стала неотъемлемой частью народной культуры. Когда местные жители весной копают свои огороды, им иногда попадаются старые монеты царского времени. Возможно, эти монеты бросали на праздновании Амаля предки нынешних жителей деревни.

Гульсифа БАКИЕВА, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИПОС СО РАН.

Источник статьи: http://yanarish72.ru/Tarih-bitl%D3%99renn%D3%99n/amal-v-nizhnikh-aremzyanakh.html

Оцените статью
Adblock
detector