Татарский праздник воронья каша

Сценарий праздника «Воронья каша»
материал

«Воронья каша». Традиционный башкирский и татарский праздник, посвященный встрече весны, проводится в весенне-летний период и приурочен к окончанию весенних полевых работ. Праздник издавна отмечался в каждом башкирском и татарском поселении.

В этот день для ребят нашего детского сада организуется развлечение на улице. К нам в гости приходят сказочные персонажи: Шурале, водяной, леший и конечно же ворон. Ребята соревнуются в ловкости, быстроте и смекалке. В конце праздника раскладываем традиционное угощение для птиц – кашу.

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_meropriyatiya.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия «Воронья каша»

Цели : — формирование чувства патриотизма, духовно-нравственных ориентиров;

— воспитание эмоционально-ценностного отношения к традициям и культуре башкирского и других народов, проживающих на территории республики;

— развитие творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды;

— совершенствование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

Задачи : — удовлетворять специфические потребности детей в движении;

-обогащать двигательный опыт;

— развивать физические качества (быстроту, ловкость, силу, выносливость)

— развивать координацию движения на основе уже накопленного опыта;

— воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью;

— воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности к сверстникам.

Оборудование : ведро с шишками, 2 ложки, 2 пустых корзины, резинка-кольцо на каждую пару, 2 мешка, 2 «костра» h – 140 см. из фетра, ведро с водой, 2 стойки мишени, 5 мячиков, 2 подушки, следы из линолеума, плоскостной дом для Айсылу.

Персонажи : Айсылу, сорока, Шурале.

Сорока прилетает к детям в группу

Сорока — Караул, беда, помогите

Воспитатель – Что случилось? Объясни спокойно, может ничего страшного и не произошло?

Сорока – Шурале, Айсылу, ой беда-беда.

Воспитатель: Сорока, мы ничего не понимаем, объясни спокойно и по порядку.

Сорока- Все-все успокоилась. Сегодня как обычно Айсылу должна была варить кашу для птиц, но она куда-то пропала. А птичка синичка рассказала, что видела, как Аысылу разговаривала с Шурале в лесу, когда собирала там хворост. Ребята, помогите нам спасти Айсылу.

(Дети собираются на улицу, чтобы выручить Айсылу из беды. На улице их встречает Шурале)

Шурале – Куда отправились?

Шурале – Ишь чего захотели! Теперь Айсылу будет у меня жить, мне кашу варить.

Сорока- Ты не хороший, злой и жадный, дети все равно помогут Айсылу и птицам.

Шурале – Так и хотите ей помочь? А не испугаетесь? Вы хоть сильные и ловкие? Ну раз так я готов вас проверить. Я приготовил вам испытания, пройдете их отдам вам Айсылу!

(Дети делятся на две команды для эстафет)

1) «Перенеси шишку в ложке»

Шурале: Ловкие да быстрые. Но дальше испытания будут сложнее. Не испугаетесь?

2) «Стреноженные кони»

(Дети в паре, обнимая друг друга за плечи, передвигаются со связанными, рядом стоящими ногами, одновременно делая ими шаг вперед, приставляя свободную ногу)

Шурале – Смотри – ка, они и вправду дружные, но я вам все равно не отдам Айсылу, пока все мои испытания не пройдете!

Шурале – Быстрые да ловкие, а вот смелые ли вы?

4) «Перепрыгни костер»

Шурале – О, какие они все смелые. А теперь я проверю какие вы умелые

5) «Кто быстрее наполнит ведро водой»

Шурале- Ай да молодцы! Ну теперь я буду испытывать ваших капитанов

6) «Поединок метких»

(попасть мячом в кольцо)

Шурале – Вот и нашли мы настоящего батыра, а теперь ты, батыр, со мной будешь состязаться.

7) «Поединок на бревне»

(Победитель в поединке метких состязается на бревне, стараясь сбить подушкой с бревна Шурале)

Шурале – Ну теперь я уверен, что мне с вами не справиться, хорошо! Вы идите по следам зверей и дойдете до домика где спит Айсылу. (следы из линолеума)

(Дети добираются до домика)

Шурале- Ну вот этот дом, зовите свою Айсылу.

Шурале – Ха-ха-ха! Спит она волшебным сном, а развеется этот сон только от волшебства. Самое простое волшебство это загадки, отгадаете их и проснется Айсылу.

1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет

2. Черны, проворный

Всем червякам враг

3. На шесте- дворец

Во дворце – певец

4. Непоседа пестрая,

(из домика выходит Айсылу)

Айсылу – Спасибо вам ребята, выручили меня. Каждый год весной я угощаю птиц вкусной кашей, чтобы весна была дружной, а лето жарким. На полях созрел хороший урожай, а птицы уничтожали вредителей и пели красивые песни. Сейчас я пойду варить кашу для птиц, а вы покажите Шурале и сороке как красиво вы умеете петь и танцевать.

(Дети танцуют танцы под башкирские мелодии. Затем приходит Айсылу с кашей и дети раскладывают кашу по кормушкам)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника для детей старше-подготовительной группы.

Сценарий посвящен Отечественной войне 1812 года.

Предлогаемый сценарий разработан для детей старшей группы. Праздник проводится на татарском языке.

8 января — народный праздник «Праздник каш». В народе говорили: «Бабий праздник, праздник каш» В этот день готовят традиционные старинные блюда — каши.

Цель: познакомить воспитанников и родителей с историей и происхождением различных каш, с народными традициями, связанными с зерновыми культурами; воспитывать вкус ребенка, культуру питания и здо.

Сценарий физхкультурного праздника, посвященного Дню защитника Отечества для детей старшей возрастной группы ДОУ.

Сценарий праздника по теме проекта»Молочная каша» для детей 4-5 лет.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2020/02/12/stsenariy-prazdnika-voronya-kasha

Народный праздник «Карга боткасы»

Праздник «Карга боткасы» (в переводе с татарского языка на русский язык «Грачиная каша») является одним из самых популярных весенних праздников у башкир и татар.

В старые времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят грачи, поэтому, как только начинал таять снег и появлялись первые ручьи, в честь прилета птиц устраивался праздник Карга Боткасы. Этот древний обряд проводился перед посевной: его смысл был – задобрить, накормить птиц, чтобы был хороший и богатый урожай.

Этот обычай сохранился и в наши дни. В этот день нарядно одетые дети собирали с каждого дома обязательную «дань» — крупу, молоко, масло, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник. Народ собирался на самом возвышенном месте села, сельчане несли с собой угощения: сметану, творог, балеш, баурсак, блины, губадию, мед, чак-чак, зажигался костер, и в большом казане самые опытные женщины готовили кашу.

На празднике устраивались состязания и игры. И стар, и млад показывали свое мастерство, талант, ловкость и силу, водили хороводы, а песни и частушки сопровождались игрой на народных инструментах; и после игрищ и веселья все приглашались к столу, и начиналась раздача каши. Первая порция обязательно отдавалась земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторая – воде (ручью), чтобы вода сохранила живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – грачам с благодарностью за то, что они принесли весну. После этого каша раздавалась всем присутствующим, и когда люди расходились, стаи птиц летели на кашу, оставленную им.

— Вкусной каши принесли, Угощайтесь вы, грачи! Пожелайте вы дождя, чтоб полны были поля!

Создать условия для возрождения культурного наследия и народных праздничных обычаев, приобщать детей к истокам народной музыки, деревенского фольклора, познакомить с неповторимым колоритом народного творчества – вот некоторые задачи, над которыми работает весь наш коллектив СП МАОУ Ембаевской СОШ им. Аширбекова, и поэтому в рамках большого проекта по этнокультурному компоненту мы тоже решили в очередной раз провести этот прекрасный татарский праздник Карга боткасы.

Бабушка Халима, пришедшая к детям старшего возраста в гости, рассказала им об обрядах и обычаях этого праздника. Дети, окунувшись в праздничную атмосферу, на фоне народных мелодий привязывали разноцветные ленточки, платочки к веточкам дерева и от души говорили всем добрые пожелания, построили уютные домики для прилетевших птиц. Вместе с веселым гармонистом дети с шутками и прибаутками собирали продукты для каши. И пока бабушка варила кашу, дети тоже устроили веселье: поиграли в татарские игры «Тюбетейка», «Шатер», «Расходитесь!», девочки исполнили танец с платками. Нам, взрослым, было отрадно видеть, как мальчики и девочки старались в танце передать именно те народные движения, которые есть у татарского народа, а как умело напевали слова на татарский мотив!

Тут и каша подоспела! Она получилась на славу, а после подвижных игр и аппетит у детей был отменный. Поев кашу, дети, быстро одевшись, поторопились на улицу, и, вспомнив слова бабушки, оставили, как положено, порции каши для земли, воды и неба. Добрая половина каши досталась грачам.

Лети, грач, в высь поднебесную и расскажи всем о доброте земной. Неси людям благую весть — ВЕСНА наступила!

Автор: Борисова Г.Р., музыкальный руководитель

СП ДО МАОУ Ембаевской СОШ им. Аширбекова.

От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf

Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>

Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2021/2022 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.

Источник статьи: http://tmndetsady.ru/doshkolnyie-vesti/news11654.html

Сценарий праздника «Воронья каша» («Карга боткасы»)

Лариса Шаехмурзина
Сценарий праздника «Воронья каша» («Карга боткасы»)

Ведущий : Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы пришли в музыкальный зал, чтобы отпраздновать веселый праздник «Карга боткасы»

(«Воронья каша»). Что же это за праздник? И почему он так называется?

В давние времена люди думали, что весну на своих крыльях приносят грачи. Поэтому после прилета грачей народ устраивал праздник «Карга боткасы«. Они радовались прилету птиц и весне. Ну а мы с вами тоже радуемся приходу весны и поем об этом песню

«Звонко капают капели»

Здравствуй, милая весна.

Ты душиста и ясна.

Зеленеют лес и луг!

Солнце греет все вокруг!

И зовет тепло лучей,

На прогулку всех детей Прилетели к нам грачи,

“Кар – кар – кар”, — кричат они.

И зовут всех нас на луг.

Приходи и ты, мой друг! Не забудь ты взять, дружок

Яйца, соль и казанок.

Молочка добавим в кашу,

Ну, и маслица, в придачу.

Ведущий : В старину, наши предки очень любили этот праздник, они вместе собирались на лугу и варили очень вкусную кашу- «Карга боткасы».

А как же они ее варили? Вот послушайте!

Перед самым праздником, с вечера, молодые люди в деревнях ходили от дома к дому и спрашивали у хозяев продукты для приготовления каши. Как же это происходило, мы сейчас услышим.

Эй, хозяева! Открывай ворота

Если дашь нам пять яиц

Твоя курочка снесет сто яиц!

Ведущий : Из дома выходила хозяйка и давала детям яйца.

Эй, хозяева! Дай нам масло, дай крупу, Не жалей еще муку.

Ведущий : Из дома выходила хозяйка и давала детям крупу, масло, муку … вот так и собирали продукты для грачиной каши. На следующий день с самого утра на луг приносили собранные по домам чай, яйца, сахар, хлеб, крупу, молоко масло, самовары и вот такой казанчик. (Ведущий берет с костра казанчик).Вот в таких казанчиках бабушки готовили кашу. Давайте и мы с вами приготовим кашу! Для этого мы соберем продукты для каши в этот казанчик. (Педагог показывает продукты дети перечисляют их).

Дети: — Масло, молоко, соль, крупа ячменная. (Ведущий все складывает в казанчик).

Ведущий : — Правильно, молодцы! Вот сейчас можно варить кашу. (Ставлю казан на костер и начинаю перемемешивать кашу).

А когда бабушки варили кашу приговаривали так:

Реб: Каша варится вкусна,

Каша варится сладка,

Уварилась кашка – Во!

Масло падает в неё.

В этот день девочки и женщины с разными хорошими пожеланиями привязывали ленточки, платки, бусы, кольца, браслеты и серебренные монеты к дереву или кустарнику. Вот у меня есть ленточки и платочки, давайте и мы привяжем ленточки с пожеланиями. (Дети по одному говорят свои пожелания и привязывают к дереву разноцветные ленточки).

Дети: — Чтоб нам здоровья желали.

• Чтоб от недобрых глаз берегли.

• Чтобы дружбу восхваляли.

• Чтоб все несчастья исчезли.

Чтоб мы дружные были

Чтоб мы старших слушались

Ведущий: — Вокруг украшенного дерева водили хоровод и говорили добрые пожелания. Во время праздника просили дождя у природы.

Дети: — Дождик, дождик, лей, лей!

Пусть растет все поскорей,

Будет травка зеленей!

Ты воды не жалей!

Ведущий: — Молодцы! А сейчас мы послушаем еще одну песню о весне Исполнение песни «Пришла весна»

Ведущий: а чтобы праздник прошел весело мы спляшем татарский танец

4-й ребенок. Грачи за морем были

В родные края прилетели,

Над нашей землей закружили.

Танец «Грачи прилетели» (дети в костюмах исполняют танец)

Ведущий: Вслед за грачами вернулись и другие птицы.

Ведущий : Ребята, слышите, птицы песни свои поют! Давайте, послушаем! (Дети слушают)

(В это время выходят перелетные птицы: грач, ласточка,скворец)

Дети здороваются с птицами: Здравствуйте, наши друзья!

Птицы: Здравствуйте, ребята!

Реб.1 : Расскажите птицы, где вы побывали?

Грач : В жарких странах, там жаркое лето, ни зимы, ни снега там нету!

Реб.2 : Расскажите, птицы, что вы повидали?

Ласточка : Бродят там слоны-великаны, целый день кричат обезьяны, там растут деревья-лианы, там растут на пальмах бананы.

Реб. 3 Хорошо ли жили, вы вдали от дома?

С кем вы там дружили в странах незнакомых?

Скворец : Мы скучали по деревьям, по звенящему ручью, по скворечне, по деревьям, по соседу воробью.

Реб.4 : Мы вас очень-очень ждали!

Ведущий: После прилета птицы начинают вить гнезда, чтобы вывести птенцов.

Эстафетная игра «Построй гнездо»

Ведущий: Молодцы, ребятки, весело поиграли!

Скоро и каша сварится, давайте готовить скатерть. Вот так застелим на поляну скатерть и поставим угощенья из башкирских и татарских блюд. Как называется это блюдо?

Дети: — Это чак-чак, учпочмак, вак бэлэш, лепешки, бэлэш, мед….

Ведущий: — Молодцы! Вот и каша сварилась. Приглашаю всех к костру. Первая порцию отдадим земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторую — воде, чтобы вода сохранила жизнь на земле. Третью — небе, чтобы было много солнечных дней и во — время шли дожди, а четвертую — грачам с благодарностью за то, что они принесли весну!

— Принесли мы вам, грачи, вкусной каши,калачи:

Кашей угощайтесь, нам дождя желайте! (Ставит кашу под дерево, где сидят грачи).

Весело грачей встречали,

А теперь пора настала

Вкусной кашей угощаться.

Ведущий: на этом наш праздник подошел к концу, до свидания!

Презентация «Каша-сила наша» Представляем Вашему вниманию методическую разработку познавательно-творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста «Каша сила.

Индивидуальный семейный проект «Ай да каша!» Информационная карта проекта По доминирующей деятельности: познавательно — исследовательский По количеству участников: индивидуальный Характер.

Мини-музей «Каша — радость наша» «ИГРАЕМ С КРУПАМИ» Название: (серия игр,с использованием круп) «Волшебные бусы», «Золушка», «Угадай-ка», «Манная графика», «Найди клад».

Праздник сказки «Каша из топора» В рамках праздника мы деткам показывали русскую народную сказку: «Каша из топора» Цель: воспитывать интерес к народному творчеству (сказке).

Проект «Гречневая каша — пища наша» Научно — исследовательский проект на тему:«Гречневая каша – польза наша» Цель проекта: o доказать, что гречневая каша — сытное и полезное.

Проект «Каша-сила наша» в средней группе Актуальность: Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема.

Проект «Каша — здоровье наше» Паспорт проектной работы 1. Название проекта: «Каша – здоровье наше». 2. Авторы и руководители проекта: Голякова Т. А., Дементьева Т. А. 3. Участники.

Проект «Каша — здоровье наше!» Проект познавательно-игровой «Каша- здоровье наше» средняя группа. Актуальность: Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших.

Сценарий шуточной сценки «Солдатская каша» Шуточная сценка «СОЛДАТСКАЯ КАША» Автор: С. В. Павлова, музыкальный руководитель МБДОУ ДСКВ №15 г. Ейска МО Ейский район Цель: популяризация.

Воспитательное занятие «Каша — мать наша» Цель: расширение представлений детей о крупяных культурах, их полезных свойствах, о том, что каша – лучшее блюдо для детей, наиболее подходящее.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-prazdnika-voronja-kasha-karga-botkasy.html

Читайте также:  Календарь 2021 латвия с праздниками
Оцените статью
Adblock
detector