Сценарий праздника «Воронья каша»
материал
«Воронья каша». Традиционный башкирский и татарский праздник, посвященный встрече весны, проводится в весенне-летний период и приурочен к окончанию весенних полевых работ. Праздник издавна отмечался в каждом башкирском и татарском поселении.
В этот день для ребят нашего детского сада организуется развлечение на улице. К нам в гости приходят сказочные персонажи: Шурале, водяной, леший и конечно же ворон. Ребята соревнуются в ловкости, быстроте и смекалке. В конце праздника раскладываем традиционное угощение для птиц – кашу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_meropriyatiya.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия «Воронья каша»
Цели : — формирование чувства патриотизма, духовно-нравственных ориентиров;
— воспитание эмоционально-ценностного отношения к традициям и культуре башкирского и других народов, проживающих на территории республики;
— развитие творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды;
— совершенствование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
Задачи : — удовлетворять специфические потребности детей в движении;
-обогащать двигательный опыт;
— развивать физические качества (быстроту, ловкость, силу, выносливость)
— развивать координацию движения на основе уже накопленного опыта;
— воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью;
— воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи, доброжелательности к сверстникам.
Оборудование : ведро с шишками, 2 ложки, 2 пустых корзины, резинка-кольцо на каждую пару, 2 мешка, 2 «костра» h – 140 см. из фетра, ведро с водой, 2 стойки мишени, 5 мячиков, 2 подушки, следы из линолеума, плоскостной дом для Айсылу.
Персонажи : Айсылу, сорока, Шурале.
Сорока прилетает к детям в группу
Сорока — Караул, беда, помогите
Воспитатель – Что случилось? Объясни спокойно, может ничего страшного и не произошло?
Сорока – Шурале, Айсылу, ой беда-беда.
Воспитатель: Сорока, мы ничего не понимаем, объясни спокойно и по порядку.
Сорока- Все-все успокоилась. Сегодня как обычно Айсылу должна была варить кашу для птиц, но она куда-то пропала. А птичка синичка рассказала, что видела, как Аысылу разговаривала с Шурале в лесу, когда собирала там хворост. Ребята, помогите нам спасти Айсылу.
(Дети собираются на улицу, чтобы выручить Айсылу из беды. На улице их встречает Шурале)
Шурале – Куда отправились?
Шурале – Ишь чего захотели! Теперь Айсылу будет у меня жить, мне кашу варить.
Сорока- Ты не хороший, злой и жадный, дети все равно помогут Айсылу и птицам.
Шурале – Так и хотите ей помочь? А не испугаетесь? Вы хоть сильные и ловкие? Ну раз так я готов вас проверить. Я приготовил вам испытания, пройдете их отдам вам Айсылу!
(Дети делятся на две команды для эстафет)
1) «Перенеси шишку в ложке»
Шурале: Ловкие да быстрые. Но дальше испытания будут сложнее. Не испугаетесь?
2) «Стреноженные кони»
(Дети в паре, обнимая друг друга за плечи, передвигаются со связанными, рядом стоящими ногами, одновременно делая ими шаг вперед, приставляя свободную ногу)
Шурале – Смотри – ка, они и вправду дружные, но я вам все равно не отдам Айсылу, пока все мои испытания не пройдете!
Шурале – Быстрые да ловкие, а вот смелые ли вы?
4) «Перепрыгни костер»
Шурале – О, какие они все смелые. А теперь я проверю какие вы умелые
5) «Кто быстрее наполнит ведро водой»
Шурале- Ай да молодцы! Ну теперь я буду испытывать ваших капитанов
6) «Поединок метких»
(попасть мячом в кольцо)
Шурале – Вот и нашли мы настоящего батыра, а теперь ты, батыр, со мной будешь состязаться.
7) «Поединок на бревне»
(Победитель в поединке метких состязается на бревне, стараясь сбить подушкой с бревна Шурале)
Шурале – Ну теперь я уверен, что мне с вами не справиться, хорошо! Вы идите по следам зверей и дойдете до домика где спит Айсылу. (следы из линолеума)
(Дети добираются до домика)
Шурале- Ну вот этот дом, зовите свою Айсылу.
Шурале – Ха-ха-ха! Спит она волшебным сном, а развеется этот сон только от волшебства. Самое простое волшебство это загадки, отгадаете их и проснется Айсылу.
1. Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
2. Черны, проворный
Всем червякам враг
3. На шесте- дворец
Во дворце – певец
4. Непоседа пестрая,
(из домика выходит Айсылу)
Айсылу – Спасибо вам ребята, выручили меня. Каждый год весной я угощаю птиц вкусной кашей, чтобы весна была дружной, а лето жарким. На полях созрел хороший урожай, а птицы уничтожали вредителей и пели красивые песни. Сейчас я пойду варить кашу для птиц, а вы покажите Шурале и сороке как красиво вы умеете петь и танцевать.
(Дети танцуют танцы под башкирские мелодии. Затем приходит Айсылу с кашей и дети раскладывают кашу по кормушкам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника для детей старше-подготовительной группы.
Сценарий посвящен Отечественной войне 1812 года.
Предлогаемый сценарий разработан для детей старшей группы. Праздник проводится на татарском языке.
8 января — народный праздник «Праздник каш». В народе говорили: «Бабий праздник, праздник каш» В этот день готовят традиционные старинные блюда — каши.
Цель: познакомить воспитанников и родителей с историей и происхождением различных каш, с народными традициями, связанными с зерновыми культурами; воспитывать вкус ребенка, культуру питания и здо.
Сценарий физхкультурного праздника, посвященного Дню защитника Отечества для детей старшей возрастной группы ДОУ.
Сценарий праздника по теме проекта»Молочная каша» для детей 4-5 лет.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2020/02/12/stsenariy-prazdnika-voronya-kasha
Народный праздник «Карга боткасы»
Праздник «Карга боткасы» (в переводе с татарского языка на русский язык «Грачиная каша») является одним из самых популярных весенних праздников у башкир и татар.
В старые времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят грачи, поэтому, как только начинал таять снег и появлялись первые ручьи, в честь прилета птиц устраивался праздник Карга Боткасы. Этот древний обряд проводился перед посевной: его смысл был – задобрить, накормить птиц, чтобы был хороший и богатый урожай.
Этот обычай сохранился и в наши дни. В этот день нарядно одетые дети собирали с каждого дома обязательную «дань» — крупу, молоко, масло, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник. Народ собирался на самом возвышенном месте села, сельчане несли с собой угощения: сметану, творог, балеш, баурсак, блины, губадию, мед, чак-чак, зажигался костер, и в большом казане самые опытные женщины готовили кашу.
На празднике устраивались состязания и игры. И стар, и млад показывали свое мастерство, талант, ловкость и силу, водили хороводы, а песни и частушки сопровождались игрой на народных инструментах; и после игрищ и веселья все приглашались к столу, и начиналась раздача каши. Первая порция обязательно отдавалась земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторая – воде (ручью), чтобы вода сохранила живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – грачам с благодарностью за то, что они принесли весну. После этого каша раздавалась всем присутствующим, и когда люди расходились, стаи птиц летели на кашу, оставленную им.
— Вкусной каши принесли, Угощайтесь вы, грачи! Пожелайте вы дождя, чтоб полны были поля!
Создать условия для возрождения культурного наследия и народных праздничных обычаев, приобщать детей к истокам народной музыки, деревенского фольклора, познакомить с неповторимым колоритом народного творчества – вот некоторые задачи, над которыми работает весь наш коллектив СП МАОУ Ембаевской СОШ им. Аширбекова, и поэтому в рамках большого проекта по этнокультурному компоненту мы тоже решили в очередной раз провести этот прекрасный татарский праздник Карга боткасы.
Бабушка Халима, пришедшая к детям старшего возраста в гости, рассказала им об обрядах и обычаях этого праздника. Дети, окунувшись в праздничную атмосферу, на фоне народных мелодий привязывали разноцветные ленточки, платочки к веточкам дерева и от души говорили всем добрые пожелания, построили уютные домики для прилетевших птиц. Вместе с веселым гармонистом дети с шутками и прибаутками собирали продукты для каши. И пока бабушка варила кашу, дети тоже устроили веселье: поиграли в татарские игры «Тюбетейка», «Шатер», «Расходитесь!», девочки исполнили танец с платками. Нам, взрослым, было отрадно видеть, как мальчики и девочки старались в танце передать именно те народные движения, которые есть у татарского народа, а как умело напевали слова на татарский мотив!
Тут и каша подоспела! Она получилась на славу, а после подвижных игр и аппетит у детей был отменный. Поев кашу, дети, быстро одевшись, поторопились на улицу, и, вспомнив слова бабушки, оставили, как положено, порции каши для земли, воды и неба. Добрая половина каши досталась грачам.
Лети, грач, в высь поднебесную и расскажи всем о доброте земной. Неси людям благую весть — ВЕСНА наступила!
Автор: Борисова Г.Р., музыкальный руководитель
СП ДО МАОУ Ембаевской СОШ им. Аширбекова.
От редакции интернет-издания «Детские сады Тюменской области»
Все авторы репортажей раздела «Дошкольные вести», которые публикуются по договору редакции с ДОУ, в любое время могут заказать «Свидетельство о публикации в СМИ». Образец: Свидетельство о публикации в СМИ.pdf
Уважаемые коллеги! Расскажите об интересных мероприятиях в Ваших детских садах. Как стать автором >>>
Ваш материал будет участвовать в областном конкурсе «Детский сад: день за днём» на лучшее освещение деятельности дошкольной образовательной организации в интернет-пространстве в 2021/2022 учебном году. Награждение в День воспитателя и работников дошкольного образования на областном праздничном Педагогическом форуме в Департаменте образования и науки.
Источник статьи: http://tmndetsady.ru/doshkolnyie-vesti/news11654.html
Сценарий праздника «Воронья каша» («Карга боткасы»)
Лариса Шаехмурзина
Сценарий праздника «Воронья каша» («Карга боткасы»)
Ведущий : Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы пришли в музыкальный зал, чтобы отпраздновать веселый праздник «Карга боткасы»
(«Воронья каша»). Что же это за праздник? И почему он так называется?
В давние времена люди думали, что весну на своих крыльях приносят грачи. Поэтому после прилета грачей народ устраивал праздник «Карга боткасы«. Они радовались прилету птиц и весне. Ну а мы с вами тоже радуемся приходу весны и поем об этом песню
«Звонко капают капели»
Здравствуй, милая весна.
Ты душиста и ясна.
Зеленеют лес и луг!
Солнце греет все вокруг!
И зовет тепло лучей,
На прогулку всех детей Прилетели к нам грачи,
“Кар – кар – кар”, — кричат они.
И зовут всех нас на луг.
Приходи и ты, мой друг! Не забудь ты взять, дружок
Яйца, соль и казанок.
Молочка добавим в кашу,
Ну, и маслица, в придачу.
Ведущий : В старину, наши предки очень любили этот праздник, они вместе собирались на лугу и варили очень вкусную кашу- «Карга боткасы».
А как же они ее варили? Вот послушайте!
Перед самым праздником, с вечера, молодые люди в деревнях ходили от дома к дому и спрашивали у хозяев продукты для приготовления каши. Как же это происходило, мы сейчас услышим.
Эй, хозяева! Открывай ворота
Если дашь нам пять яиц
Твоя курочка снесет сто яиц!
Ведущий : Из дома выходила хозяйка и давала детям яйца.
Эй, хозяева! Дай нам масло, дай крупу, Не жалей еще муку.
Ведущий : Из дома выходила хозяйка и давала детям крупу, масло, муку … вот так и собирали продукты для грачиной каши. На следующий день с самого утра на луг приносили собранные по домам чай, яйца, сахар, хлеб, крупу, молоко масло, самовары и вот такой казанчик. (Ведущий берет с костра казанчик).Вот в таких казанчиках бабушки готовили кашу. Давайте и мы с вами приготовим кашу! Для этого мы соберем продукты для каши в этот казанчик. (Педагог показывает продукты дети перечисляют их).
Дети: — Масло, молоко, соль, крупа ячменная. (Ведущий все складывает в казанчик).
Ведущий : — Правильно, молодцы! Вот сейчас можно варить кашу. (Ставлю казан на костер и начинаю перемемешивать кашу).
А когда бабушки варили кашу приговаривали так:
Реб: Каша варится вкусна,
Каша варится сладка,
Уварилась кашка – Во!
Масло падает в неё.
В этот день девочки и женщины с разными хорошими пожеланиями привязывали ленточки, платки, бусы, кольца, браслеты и серебренные монеты к дереву или кустарнику. Вот у меня есть ленточки и платочки, давайте и мы привяжем ленточки с пожеланиями. (Дети по одному говорят свои пожелания и привязывают к дереву разноцветные ленточки).
Дети: — Чтоб нам здоровья желали.
• Чтоб от недобрых глаз берегли.
• Чтобы дружбу восхваляли.
• Чтоб все несчастья исчезли.
Чтоб мы дружные были
Чтоб мы старших слушались
Ведущий: — Вокруг украшенного дерева водили хоровод и говорили добрые пожелания. Во время праздника просили дождя у природы.
Дети: — Дождик, дождик, лей, лей!
Пусть растет все поскорей,
Будет травка зеленей!
Ты воды не жалей!
Ведущий: — Молодцы! А сейчас мы послушаем еще одну песню о весне Исполнение песни «Пришла весна»
Ведущий: а чтобы праздник прошел весело мы спляшем татарский танец
4-й ребенок. Грачи за морем были
В родные края прилетели,
Над нашей землей закружили.
Танец «Грачи прилетели» (дети в костюмах исполняют танец)
Ведущий: Вслед за грачами вернулись и другие птицы.
Ведущий : Ребята, слышите, птицы песни свои поют! Давайте, послушаем! (Дети слушают)
(В это время выходят перелетные птицы: грач, ласточка,скворец)
Дети здороваются с птицами: Здравствуйте, наши друзья!
Птицы: Здравствуйте, ребята!
Реб.1 : Расскажите птицы, где вы побывали?
Грач : В жарких странах, там жаркое лето, ни зимы, ни снега там нету!
Реб.2 : Расскажите, птицы, что вы повидали?
Ласточка : Бродят там слоны-великаны, целый день кричат обезьяны, там растут деревья-лианы, там растут на пальмах бананы.
Реб. 3 Хорошо ли жили, вы вдали от дома?
С кем вы там дружили в странах незнакомых?
Скворец : Мы скучали по деревьям, по звенящему ручью, по скворечне, по деревьям, по соседу воробью.
Реб.4 : Мы вас очень-очень ждали!
Ведущий: После прилета птицы начинают вить гнезда, чтобы вывести птенцов.
Эстафетная игра «Построй гнездо»
Ведущий: Молодцы, ребятки, весело поиграли!
Скоро и каша сварится, давайте готовить скатерть. Вот так застелим на поляну скатерть и поставим угощенья из башкирских и татарских блюд. Как называется это блюдо?
Дети: — Это чак-чак, учпочмак, вак бэлэш, лепешки, бэлэш, мед….
Ведущий: — Молодцы! Вот и каша сварилась. Приглашаю всех к костру. Первая порцию отдадим земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторую — воде, чтобы вода сохранила жизнь на земле. Третью — небе, чтобы было много солнечных дней и во — время шли дожди, а четвертую — грачам с благодарностью за то, что они принесли весну!
— Принесли мы вам, грачи, вкусной каши,калачи:
Кашей угощайтесь, нам дождя желайте! (Ставит кашу под дерево, где сидят грачи).
Весело грачей встречали,
А теперь пора настала
Вкусной кашей угощаться.
Ведущий: на этом наш праздник подошел к концу, до свидания!
Презентация «Каша-сила наша» Представляем Вашему вниманию методическую разработку познавательно-творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста «Каша сила.
Индивидуальный семейный проект «Ай да каша!» Информационная карта проекта По доминирующей деятельности: познавательно — исследовательский По количеству участников: индивидуальный Характер.
Мини-музей «Каша — радость наша» «ИГРАЕМ С КРУПАМИ» Название: (серия игр,с использованием круп) «Волшебные бусы», «Золушка», «Угадай-ка», «Манная графика», «Найди клад».
Праздник сказки «Каша из топора» В рамках праздника мы деткам показывали русскую народную сказку: «Каша из топора» Цель: воспитывать интерес к народному творчеству (сказке).
Проект «Гречневая каша — пища наша» Научно — исследовательский проект на тему:«Гречневая каша – польза наша» Цель проекта: o доказать, что гречневая каша — сытное и полезное.
Проект «Каша-сила наша» в средней группе Актуальность: Жизнь в ХХI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема.
Проект «Каша — здоровье наше» Паспорт проектной работы 1. Название проекта: «Каша – здоровье наше». 2. Авторы и руководители проекта: Голякова Т. А., Дементьева Т. А. 3. Участники.
Проект «Каша — здоровье наше!» Проект познавательно-игровой «Каша- здоровье наше» средняя группа. Актуальность: Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших.
Сценарий шуточной сценки «Солдатская каша» Шуточная сценка «СОЛДАТСКАЯ КАША» Автор: С. В. Павлова, музыкальный руководитель МБДОУ ДСКВ №15 г. Ейска МО Ейский район Цель: популяризация.
Воспитательное занятие «Каша — мать наша» Цель: расширение представлений детей о крупяных культурах, их полезных свойствах, о том, что каша – лучшее блюдо для детей, наиболее подходящее.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-prazdnika-voronja-kasha-karga-botkasy.html