массовый праздник. Особенности массового праздника, классификация. Методика организации праздника.
Праздник – это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом.
- Массовость.
- Разновозрастный состав участников и зрителей.
- Одновременная работа нескольких сценических площадок.
- Зритель может быть и непосредственными участниками массовых действий.
- Праздник — длительное по продолжительности мероприятие.
- Наличие особой праздничной ситуации, эмоционального настроя.
- Всеобщие: День защитника Отечества; День победы; Всемирный день матери.
- Локальные праздники: День города; День независимости республики Хакасия;
3. Профессиональные День шахтера; День учителя.
- Религиозные (праздники Храма) Троица; Пасха; Рождество.
5. Трудовые. Праздник урожая; Праздник первого снопа
- Семейно-бытовые
- Свадьба.
- Календарные (народные)
- Масленица;
- Праздник русской березки;
- Новый год.
- Фольклорные
- Красная горка
- Молодежные
- День св. Валентина;
- День молодежи;
- Татьянин день;
- День студента.
- Детские
- День защиты детей;
- День знаний;
- Праздник Букваря
- Спортивные
- Спартакиада;
- Олимпийские игры.
- Национальные
- Чыл Пазы
- Тун Пайрам
Режиссура массового праздника
Понятие «праздник» — более широкое, чем «представление». Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием масс. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ.
Представление же, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей.
Массовый праздник — одновременное возникновение сразу нескольких очагов художественного действия, и каждый из его участников должен сам выбрать себе объект внимания, тогда как представление этот объект внимания предопределяет.
Массовое представление может быть театрализованной частью праздника и занимать важное место в его структуре.
Драматургия праздника. Это, прежде всего, четкое понимание идеи праздника, осознание того, что этот праздник должен утверждать, какую основную тему он должен поднять и для чего, каковы его задачи: призыв народа к новым победам, раскрытие величия того или иного события, стремление мобилизовать людей на решение важного вопроса. В каждом празднике есть «сверхзадача», которую ставит перед собой режиссер: для чего проходит, во имя чего создается, к чему стремится праздник.
Драматургия массового праздника зависит, кроме того, от целого ряда обстоятельств. Одно из них — место действия. Праздник по своему масштабу может быть иобщегородским, и общенациональным. Он может проходить в городе, в сельской местности, на стадионе, в клубе, парке, на площади или улице.
Совершенно естественно, что надо знать те средства, которыми вы располагаете, т. е. те художественные силы, возможности, с помощью которых будет выражена идея праздника.
Итак, тема праздника, его место, масштаб, художественные средства—все это основа, без которой нельзя приступить к созданию драматургии праздника и его режиссерскому воплощению. Причем и драматургия и режиссура должны учитывать творческие возможности исполнителей, место действия, а не подчинять все это заранее созданным режиссерским замыслам.
Под словом «драматургия» чаще всего понимают пьесу. Конечно, в массовом празднестве это другая драматургия. В ней нет подробно разработанных взаимоотношений, углубленного психологического развития образов. Драматургия массового праздника ближе к сценарию кинофильма, но и они существенно различны. Так, например, вкиносценарии большое место отводится слову. Специфика же массового праздника требует чрезвычайно экономного использования его. Здесь нужны иные средства выразительности, иное воздействие на зрителей. Такие компоненты, как песня, танец, живая картинная композиция, заменяют в массовом представлении психологическое обоснование поведения героев. Свойственная этому жанру эмоциональность предполагает мгновенное переключение внимания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок.
Иначе говоря, драматургия массового действия должна строиться так, чтобы во внешней форме подачи материала найти внутренний образ, соответствующий его идее, ритму, дыханию.
Участников праздника можно разделить на две группы: непосредственные, активные участники — исполнители и, если так можно выразиться, пассивные участники — зрители.Но пассивны они только до тех пор, пока не началось праздничное действие. В течение праздника, тема которого им близка и дорога, а форма понятна и увлекательна, зрители начинают сопереживать, активно откликаться на воздействие. Это может быть выражено аплодисментами, различными эмоциональными переживаниями, т. е. в определенные моменты эти две стороны объединяются, между ними устанавливается тесная связь — контакт между действием и его восприятием.
Чтобы достичь этого с наибольшей полнотой, необходимо приблизить праздник к массе зрителей — это еще одна важная задача, во многом определяющая успех кампании.
Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможность органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. Это необходимо, во-первых, для максимального приближения к зрителю воздействующих сил, а, кроме того, во избежание несчастных случаев, так как непродуманное и неуправляемое скопление людей просто опасно.
Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавалов, которые требуют четкого ритма, площадок для плясок, аттракционов, свободы для движения людей в театральных костюмах, прохождения декорированных машин и всего того, что составляет карнавальное шествие. Все это надо предусмотреть в сценарии массового праздника, четко определить все коммуникации, которые связывают между собой его части, только тогда можно организовать, построить, подчинить единому целому все праздничное действие.
Специфика массового праздника предопределяет в его сценарии и режиссуре особое значение логики развития действия, логики сцепления образного строя, логики композиции. Начало, развитие, кульминация, финал — все это обязательные части сценария массового действия, в их рамках определяется степень эмоционального накала каждого эпизода, ритмичная их контрастность и строгое взаимодействие.
Сконцентрировать внимание зрителей, заставить их заинтересоваться праздником (а их тысячи, т.е. неизмеримо больше, чем на любом театральном спектакле или концерте) — важнейшая задача сценария.
Режиссер с помощью сценария должен объединить эту массу зрителей, помочь им сосредоточиться на стержневой теме действия. Раскрытие темы начинается с пролога.Этому может служить художественное оформление территории праздника, музыкальное оформление, объединяющее его части и диктующее его ритм, слово, в частности поэтическое, направляющее мысли участников массового праздника в русло, намеченное режиссером. Подготовив, таким образом, участников праздника, режиссер и сценарист должны повести их по намеченному сюжету за своей основной мыслью, раскрытию которой должны служить и исполнительские, актерские силы, и те приемы, которыми будет достигаться их приближение к зрителю, и многое другое, зависящее от развития авторской и режиссерской фантазии.
В частности, одним из, способов повышения заинтересованности зрителя массовым праздником является включение его в действие. Достигается это путем максимального сближения исполнителей и зрителей. Уже давно служат этому движущиеся платформы и грузовики, превращаемые в сцены. Даже крыши микроавтобусов стали площадкой для концертов.
Итак, продумывая драматургию праздника, надо помнить, что люди, которые пришли на массовое представление, хотят быть не только зрителями, но и участниками действия. Поэтому, развивая сюжет массового представления, надо определить кульминацию, которая обобщит тему праздника и вовлечет всех зрителей в орбиту своего влияния. Надо добиваться того, чтобы в ходе представления, праздника возникла новая, активно действующая сила, способная стереть грани между исполнителями и зрителями, превратить зрителей в участников массового действия.
Задача финала — закрепить в сознании зрителей то для чего был организован праздник, к чему стремились постановщики: чувство гордости за свою страну и народ, желание новой встречи, ощущение удовлетворения от проведенного дня.
Осуществление всего этого сопряжено с рядом трудностей в самой режиссуре.
Одна из них заключается в том, что массовый праздник в целом нельзя прорепетировать. Вторая — в том, что данный массовый праздник идет один раз. А если он и повторяется, то это по своей форме уже совсем другой праздник — новые сценарий, режиссура и организация, другие зрители, другое настроение.
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s9042t11.html
Технология подготовки праздника
Массовый праздник
Подготовкой праздника занимается организационный комитет, в который могут входить:
· сценарная группа, которая должна найти яркий документальный и художественный материал, определить героев будущего праздника;
· режиссерско-постановочная группа, обеспечивающая подготовку художественных коллективов;
· группа технического обеспечения призвана позаботиться о налаживании и отработке техники: массовый праздник не может обойтись без проверенной радиоаппаратуры и других технических средств;
· группа информационная берет на себя широкое оповещение населения о порядке мероприятий, местах развлечений, зрелищах, изготавливает афиши, программы — рекламную кампанию;
· группа художников-оформителей: они должны украсить территорию в соответствии с темой, организовать наглядную агитацию;
· спонсорская группа занимается поиском спонсоров;
· хозяйственная группа — обеспечение транспорта, сборка и разборка сцен, подмостков…;
· группа поддержки порядка;
· торговая группа и т.д.
Члены штаба, в который входят руководители всех групп, а также представители общественных организаций координируют действия групп, руководят ходом праздника, оперативно вмешиваются в случае необходимости.
Технология подготовки праздника
Для того, чтобы подготовить какое-либо мероприятие, организаторы пользуются определенными технологиями, которые направлены на решение конкретных задач и состоят из последовательности или системы приемов и техник. Очень важно представлять проект подготовки и проведения массового театрализованного мероприятия как целостный (интегральный) процесс, а не серию стадий, через которые нужно пройти, при этом стадии не обязательно должны осуществляться в упомянутом порядке, некоторые из них будут проходить одновременно, накладываясь друг на друга. Под системой алгоритмов понимается моделирование, преобразование и использование действий по организации интеллектуально-творческой и организационной деятельности для успешной подготовке и реализации массового театрализованного представления. Грамотный организатор всегда должен уметь ответить на 2 вопроса: «что праздновать?» и «как праздновать?».
Сегодня как никогда российский календарь богат праздниками. Замелькали новые названия: презентация, вернисаж, бенефис, марафон, прием, юбилей, шоу. Причем религиозные и народные торжества перемежаются с профессиональными и сугубо государственными. Есть еще одна категория памятных дат, которые унаследованы от Советской власти – 1 Мая, 7 Ноября, День Конституции, 8 Марта, хотя сейчас с ними произошли интересные метаморфозы:
7 Ноября теперь День Примирения, 1 Мая — лишние выходные дни,8 Марта никто не вспоминает, хотя бы формально о К. Цеткин. «О том же свидетельствует многообразие форм и расширение массовых театрализованных представлений у нас: повсеместно устраиваются праздники города, новогодние гуляния, проводы масленицы и другие фольклорные праздники и зрелища, в которых принимают участие самодеятельные и профессиональные коллективы и зрители». Л.М.Аронов «Опыт постановки массовых театрализованных представлений и праздников» М. 1998
Как «оживить» государственные праздники? Как привлечь к ним внимание? Как сохранить интерес к традиционным, народным праздникам? Стоит ли привносить в них что-то новое, или идти по накатанным сценариям? Есть ли какие-то общие рецепты, «алгоритмы успеха» – или все зависит от количества выделенных на подготовку празднования средств? – с ответа на эти вопросы и начинается применение культурно-досуговых технологий. Восторг, феерия, яркие впечатления – это принадлежит гостям, тем же, кто занимается организацией, хорошо знакома другая сторона – кропотливая подготовка, многократное согласование всех составляющих, координация работы технических служб и творческих коллективов. Изучение опыта ведущих режиссеров страны показывает, что в алгоритме подготовки массового театрализованного мероприятия существуют стабильные компоненты административно-организационного характера, такие как:
· создание Оргкомитета и (или) оперативно-постановочного штаба, распределение обязанностей между его членами,
· проведение PR и фандрайзинговой кампаний,
· организация проведения репетиций,
— подведение финансовых и организационных итогов и т.п.
Можно представить, что в развернутом виде технологическая «цепочка» могла бы иметь шесть «звеньев»:
1. Принятие решения о проведении мероприятия (хотя, строго говоря, п.1 — это еще не технология, т.к. здесь перед организаторами стоит вопрос «что праздновать», а технология начинается с ответа на вопрос «как», но без принятия решения о проведении мероприятия, не нужны и остальные действия); На первом этапе решается еще одна проблема, – в какой форме будет проходить мероприятие (укаждой формы есть свои технологические особенности: мероприятие в форме диспута принципиально отличается от театрализованного представления).
· создается Оргкомитет, состав которого предлагает инициативная группа (должностные лица, заказчики, либо другие организаторы).
· Оргкомитет разрабатывает Программу мероприятия, распределяет обязанности, создает рабочую группу (творческую, организаторскую, техническую);
· творческая группа готовит сценарий мероприятия. (Многое зависит, от выбора режиссера и сценариста. Сценарий праздника, заявка и разработка необходимы для реализации замысла режиссера. А от режиссера требуется большая работа по воплощению сценария, конкретное вхождение в каждый эпизод. Режиссер не только дает идею, но и должен рассказать технологию: как он будет делать то-то и то-то, какими средствами, что ему для этого нужно, вместе с организаторами посмотрит площадку, поговорит о ее оформлении. Режиссер должен подумать и о том, чтобы ведущий воплощал идеи режиссера и даже сам где-то был бырежиссером);
· техническая группа готовит техническое задание (предусматривается необходимость применения звуковой и световой аппаратуры, других технических средств как для основного действа, так и для спецэффектов, продумываются вопросы художественного оформления, другие организационные вопросы — стоянки автотранспорта, наличие мест общего пользования и т.п.);
· организаторская задача состоит в координации усилий всех заинтересованных сторон;
· финальный аккорд планирования — утверждение сметы финансовых затрат.
На первом же своем заседании штаб разбился на отдельные секции:
1. Художественно-постановочная секция, в обязанность которой вошло:
а) подыскать место для инсценировки;
б) сделать расстановку сооружений;
в) оформить отдельные моменты инсценировки;
г) подобрать костюмы, грим, световые эффекты, кино, музыку и т.д.;
д) проводить репетиции.
2. Административно-хозяйственная секция:
а) закупка материалов для инсценировки;
б)постройка необходимых сооружений;
в)приобретение костюмов и грима, а так же оборудование всей монтажной части.
3. Организационная секция:
а)подбор участников для инсценировки;
б) переговоры с организациями о снабжении всем необходимым;
в)установление порядка во время репетиций и самой инсценировки»
Создание оргкомитета по постановке праздника. В него входят представители административных, профсоюзных органов и других учреждений, от участия которых зависит четкая и точная работа по подготовке праздника. Члены оргкомитета – руководители учреждений, занимающиеся вопросами питания, транспорта, обеспечения безопасности, развития культуры (государственной и профсоюзной), спорта, народного образования. .
Итак,помимо главных специалистов в состав РПГ могут входить:
2. Производственно-технический персонал:
а) художник по свету .
в) режиссер кинофрагментов;
г) режиссер слайдфильмов;
д) заведующий художественно-постановочной частью. 3. Административно — организационный персонал:
а) заместитель директора (по расселению и питанию, по транспорту, по техническому обеспечению)
б) администраторы (главный, старшие и просто);
д) снабженцы — экспедиторы;
е) заведующие складами;
4. Авторско — редакционная группа:
а) автор сценария . ;
б) авторы поэтических текстов, публицистических текстов и лозунгов, конферанса и интермедий;
в) авторы специально созданных к празднику песен (композиторы и поэты);
г) литературный редактор;
д) музыкальный редактор;
е) редактор по подбору концертных номеров и коллективов»
III.На этапе подготовки:
Предпразднество – ощущение радостного ожидания, в котором живут люди в преддверии того или иного значительного события. И это «предпразднество» в огромной степени помогает организаторам праздника, создавая заранее светлый настрой, готовность людей воспринять все действия, которые им потом преподнесутся на сцене или на других площадках, с открытой душой и радостно. Во время этого периода организаторы торжеств проводят многие дополни тельные акции, готовят сознание людей приближающемуся торжеству и тем самым центральный момент самого празднования уже г многом «авансируется». Главное – умело использовать это явление «предпразднества» в творческих интересах.
• решаются вопросы рекламного и ПИАР-сопровождения.
Хорошо срабатывает и тщательно продуманная (придуманная) Легенда праздника (И. Захаров, г. Санкт-Петербург), изложенная ясным и понятным языком – основная «приманка» предстоящего праздника, которая обязательно должна содержать в себе:
— описание предлагаемого ритуала (закладываемой или имеющейся традиции),
— обобщающий комплимент приглашаемым — потенциальным участникам,
— объяснение выгод для гостей и участников.
Историческая ссылка – объясняет связь нового праздника с подобным же, проводимым в прежние века, с каким-либо событием в жизни города, исторического или литературного деятеля и тем самым придает «вес» современному мероприятию. Н-р: «В. такого-то года князь (купец, крестьянин, генерал, помещик) основал город (завод, первую мельницу, трактир), выиграл сражение, написал всемирно известный роман, начал создавать картинную галереи или музей, получил контракт на поставки (сыра, осетров, икры) к царскому столу, открыл месторождение (нефти, самоцветов, железной руды) и др.
Примеры: г. Грязи — Петр 1, г. Гагарин — столица ССО, г. Мышкин – Музей Мыши.
Описание предлагаемого ритуала (закладываемой традиции): содержитсамое общее представление о предмете праздника, это информация о том, как происходит упомянутое в исторической мотивации действие. Составляя такое описание, не увлекайтесь деталями, старайтесь возбудить в участниках и гостях праздника ощущениечего-то знакомого.
Н-р, «Большинство людей знают, что стекло выдувают, хрусталь гранят, омуля вылавливают в Байкале, об этом есть песня, гейзеры вырываются из-под земли. » Эти действия должны лежать в основе ритуала (очень привлекательно проведение соревнований по профессиональным навыкам, когда публика может стать не только зрителем или участником, но и членом жюри конкурса), и время праздника «осетра» или «омуля» – шествие рыбаков просит удачи, обращаясь к богам или предкам. Затем рыбаки прощаются со своими женами и отправляются на рыбную ловлю, а на берегу на период большой путины зажигается огонь на высоком холме. По возвращении устраивается конкурс на лучший улов и лучшего осетра или омуля, который продается с аукциона. При таком построении ритуала создается интрига: будет или не будет улов? Праздник легко достраивается с помощью дополнительных легенд и сказаний. Кроме того, соблюдается реальное время проведения праздника: открытие — уход рыбаков в море, закрытие – возвращение с уловом.
Как отступление – беспроигрышно использование эзотерического символа – огня, т.к. он сам по себе притягивает внимание. Огоньки на лодках, сигнальные огни, костры дружбы, факельное шествие, фейерверк .
Обобщающий комплимент приглашаемым — потенциальным участникам – он адресуется будущим участникам и гостям праздника. При его написании следует помнить, что в нем должны упоминаться такие качества, которые могли бы отнести к себе как можно большее число людей. Не каждый назовет себя «поклонником того или иного писателя», но редкий откажет себе в характеристике «умный читатель, глубокий знаток» и т.п. Обобщающий комплимент позволяет организаторам точнее определить спектр мотивации своей деятельности, пример «С тех пор это праздник смелых и ловких, праздник любителей русской природы, любителей и мастеров песни, бесстрашных наездников и знатоков лошадей, мастеров и ценителей русского фарфора, хрусталя, пива, масла и т.д.». Объяснение выгод для гостей и участников – содержит описаниетех преимуществ, которые получат гости и участники от присутствия на празднике. Оно завершает легенду. Например «Те, кто при дет, смогут попробовать 120 сортов пива, отведать уникальных по вкусу пирожных с настоящим вологодским маслом, увидеть лучший российский хрусталь, полакомиться свежайшим омулем, потанцевать среди освещенных гейзеров, целый вечер слушать туристические песни в исполнении бардов, и т.д.).
· организуется фандрайзинговая кампания;
· составляются программы выступлений, согласуются работы технических служб и творческих коллективов;
· решаются технические проблемы;
· утверждается состав «уважаемых гостей»;
· проводятся репетиции и т.д.
ВНУТРИВЕННЫЙ.На этапе проведения:
· хорошо бы не повторяться, нужно всегда быть в поиске (новых идей, коллективов, жанров . );
· надо все тщательно дозировать и комбинировать (в игры поиграть и поесть и попить и потанцевать);
· нужны неожиданные ходы, сюрпризы;
· хорошо бы активно задействовать зрителей и участников.
Не менее важным ритуалом, чем открытие, является закрытие праздника, после которого гости разъезжаются по домам. Запоминается первая и последняя фраза (т.н. «эффект края»). Процедура закрытия — это те впечатления, которые участники унесут с собой и будут помнить до следующего праздника. Классический пример – плачущий Олимпийский Мишка на воздушном шаре, гашение огня, спуск флага.
Само собой разумеется, «разбор полетов» в своей профессиональной среде.
Второе — финансовые итоги. Организаторы праздника должны поучить прибыль от всех видов предпраздничного и праздничного бизнеса. Искусство рыночной экономики состоит в умении извлекать прибыль из небольших праздников. Авторитетность праздника вычисляется довольно просто – она определяется тем, насколько больше денег организаторы получают, чем вкладывают. Организаторам целесообразно рассматривать не только то, что работает на праздник, но и те многочисленные факторы, которые работают против праздника (непродуманные заявления властей, отрицательные стереотипы в сознании граждан, недостаточность информации и др.)
ВАЙ.Последний этап: принятие решения о последействии– обсуждение по итогам мероприятия и решение о продолжении дела или отказаот реализованной идеи (такое тоже может быть).
Технологический подход способствует более четкому представлению внутренних творческих и организационных (производственных) процессов подготовки и проведения массового мероприятия. Применение конкретных приемов и техник позволяет:
— анализировать и систематизировать на научной основе практический опыт и его использование;
— комплексно решать творческие и организационные проблемы;
— прогнозировать результаты деятельности, снижать влияние неблагоприятных обстоятельств;
— выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии;
— оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства, искусство, компьютерную и лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера — транспорт, инструменты, материалы и т.п. — важны не количество и объем используемых средств, а их разумное (и рачительное!) использование в полном соответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческими задачами.
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s56409t20.html