Технология проведения сценария праздника

Технология организации и проведения праздников

Для подготовки к празднику создается комиссия (совет дела), которая не позднее чем за месяц составляет подробный план его проведения. В плане должны быть определены содержание, форма и методы про­ведения праздника,указаны лица, ответственные за различные участки предпраздничной работы. Подготовленный план обсуждается и утверж­дается на заседании органов самоуправления или совета ученического коллектива школы.

В ходе подготовки школьного праздника важно продумать распределение творческих заданий между всеми первичными коллективами. Это обеспечивает разви­тие здорового соперничества, стимулирует активность, инициативу, учащих­ся, позволяет выявить склонности и таланты каждого воспитанника.

Кроме того, массовое участие воспитанников всех возрастных групп в подготовке к празднику, занятость общим делом создают в коллективе особое настроение, атмосферу близости, делового сотрудничества преподавателей и учащихся, объединяя их как равных партнеров в решении общих задач.

Эффективному проведению праздника способствуют:

· объединение всех его составных частей вокруг главной цели;

· отбор художественного материала;

· выбор средств эмоциональной ­выразительности;

· коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Организуя детский праздник, во­-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно­досуговой деятельности. Во-­вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В-­третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

Сценарий детского праздника – это подробная литературно­текстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.

В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художест­венные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформ­ления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов.

1­й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем­-либо. Идея детских праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

2­й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сцениче­ском действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

· экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших главному действию; вступительное слово ведущего);

· завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

· развитие действия, или основное действие, т. е. изображение основных событий праздника;

· кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

· развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию:

· строгая логичность построения и развития темы;

· законченность каждого эпизода;

· органическая связь эпизодов;

· нарастание действия в его движении к кульминации.

Праздник, как правило, состоит из трех частей.

В первую часть включаются все традиционные торжественные момен­ты: поздравление с праздником, подведение итогов предыдущей работы, поощрение победителей и т.д.

Вторая, художественная часть, нередко строится в форме концерта ху­дожественной самодеятельности.

Третья часть состоит из массовых танцев, игр, аттракционов и со­ревнований.

Обязательными элементами любого праздника являются музыка и тан­цы. Важную роль также играет праздничное оформление помещений, где проводится праздник. Возможна организация выставки творческих работ учащихся в соответствии с темой праздника. Также обязательным элементом праздника является приглашение гостей в соответствии с темой праздника (ветераны приглашаются на праздник «День победы», мамы и бабушки — на праздник «День матери», «8 марта» и т.д.).

Проведение праздника должно быть очень тщательно продумано: по­рядок входа в зал, посадка на места, очередность выступлений участников и гостей, выход гостей и участников из зала по окончании праздника — все это нужно де­тально предусмотреть, чтобы организационные неполадки не нарушали праздничное настроение участников и зрителей.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

Читайте также:  Ободки для праздника осени

Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать с ее помощью в начале праздника общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально­-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.

Играна детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного или художественного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.

Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре.

Все праздники готовятся и проводятся с учетом общей методики. Вме­сте с тем каждый праздник в зависимости от его назначения имеет и не­которые особенности в подготовке и проведении.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник статьи: http://studopedia.su/10_120621_tehnologiya-organizatsii-i-provedeniya-prazdnikov.html

Технология подготовки праздника

Массовый праздник

Подготовкой праздника занимается организационный комитет, в который могут входить:

· сценарная группа, которая должна найти яркий документальный и художественный материал, определить героев будущего праздника;

· режиссерско-постановочная группа, обеспечивающая подготовку художественных коллективов;

· группа технического обеспечения призвана позаботиться о налаживании и отработке техники: массовый праздник не может обойтись без проверенной радиоаппаратуры и других технических средств;

· группа информационная берет на себя широкое оповещение населения о порядке мероприятий, местах развлечений, зрелищах, изготавливает афиши, программы — рекламную кампанию;

· группа художников-оформителей: они должны украсить территорию в соответствии с темой, организовать наглядную агитацию;

· спонсорская группа занимается поиском спонсоров;

· хозяйственная группа — обеспечение транспорта, сборка и разборка сцен, подмостков…;

· группа поддержки порядка;

· торговая группа и т.д.

Члены штаба, в который входят руководители всех групп, а также представители общественных организаций координируют действия групп, руководят ходом праздника, оперативно вмешиваются в случае необходимости.

Технология подготовки праздника

Для того, чтобы подготовить какое-либо мероприятие, орга­низаторы пользуются определенными технологиями, которые на­правлены на решение конкретных задач и состоят из последова­тельности или системы приемов и техник. Очень важно представ­лять проект подготовки и проведения массового театрализованного мероприятия как целостный (интегральный) процесс, а не серию стадий, через которые нужно пройти, при этом стадии не обяза­тельно должны осуществляться в упомянутом порядке, некоторые из них будут проходить одновременно, накладываясь друг на друга. Под системой алгоритмов понимается моделирование, преобразо­вание и использование действий по организации интеллектуально-творческой и организационной деятельности для успешной подго­товке и реализации массового театрализованного представления. Грамотный организатор всегда должен уметь ответить на 2 вопроса: «что праздновать?» и «как праздновать?».

Сегодня как никогда российский календарь богат праздниками. За­мелькали новые названия: презентация, вернисаж, бенефис, мара­фон, прием, юбилей, шоу. Причем религиозные и народные тор­жества перемежаются с профессиональными и сугубо государст­венными. Есть еще одна категория памятных дат, которые унасле­дованы от Советской власти – 1 Мая, 7 Ноября, День Конституции, 8 Марта, хотя сейчас с ними произошли интересные метаморфозы:

7 Ноября теперь День Примирения, 1 Мая — лишние выходные дни,8 Марта никто не вспоминает, хотя бы формально о К. Цеткин. «О том же свидетельствует многообразие форм и расширение массо­вых театрализованных представлений у нас: повсеместно устраива­ются праздники города, новогодние гуляния, проводы масленицы и другие фольклорные праздники и зрелища, в которых принимают участие самодеятельные и профессиональные коллективы и зрите­ли». Л.М.Аронов «Опыт постановки массовых театрализованных представлений и праздников» М. 1998

Как «оживить» государственные праздники? Как привлечь к ним внимание? Как сохранить интерес к традиционным, народным праздникам? Стоит ли привносить в них что-то новое, или идти по накатанным сценариям? Есть ли какие-то общие рецепты, «алго­ритмы успеха» – или все зависит от количества выделенных на под­готовку празднования средств? – с ответа на эти вопросы и начина­ется применение культурно-досуговых технологий. Восторг, фее­рия, яркие впечатления – это принадлежит гостям, тем же, кто за­нимается организацией, хорошо знакома другая сторона – кропот­ливая подготовка, многократное согласование всех составляющих, координация работы технических служб и творческих коллективов. Изучение опыта ведущих режиссеров страны показывает, что в ал­горитме подготовки массового театрализованного мероприятия су­ществуют стабильные компоненты административно-организационного характера, такие как:

· создание Оргкомитета и (или) оперативно-постановочного штаба, распределение обязанностей между его членами,

· проведение PR и фандрайзинговой кампаний,

Читайте также:  Сценарий праздника для кружковцев

· организация проведения репетиций,

— подведение финансовых и организационных итогов и т.п.

Можно представить, что в развернутом виде технологическая «це­почка» могла бы иметь шесть «звеньев»:

1. Принятие решения о проведении мероприятия (хотя, строго гово­ря, п.1 — это еще не технология, т.к. здесь перед организаторами стоит вопрос «что праздновать», а технология начинается с ответа на вопрос «как», но без принятия решения о проведении мероприятия, не нужны и остальные действия); На первом этапе решается еще одна проблема, – в какой форме будет проходить мероприятие каждой формы есть свои технологические особенности: меро­приятие в форме диспута принципиально отличается от театрализо­ванного представления).

· создается Оргкомитет, состав которого предлагает инициа­тивная группа (должностные лица, заказчики, либо другие организаторы).

· Оргкомитет разрабатывает Программу мероприятия, рас­пределяет обязанности, создает рабочую группу (творче­скую, организаторскую, техническую);

· творческая группа готовит сценарий мероприятия. (Многое зависит, от выбора режиссера и сценариста. Сценарий праздника, заявка и разработка необходимы для реализации замысла режиссера. А от режиссера требуется большая ра­бота по воплощению сценария, конкретное вхождение в ка­ждый эпизод. Режиссер не только дает идею, но и должен рассказать технологию: как он будет делать то-то и то-то, какими средствами, что ему для этого нужно, вместе с орга­низаторами посмотрит площадку, поговорит о ее оформле­нии. Режиссер должен подумать и о том, чтобы ведущий во­площал идеи режиссера и даже сам где-то был бырежиссе­ром);

· техническая группа готовит техническое задание (преду­сматривается необходимость применения звуковой и свето­вой аппаратуры, других технических средств как для основ­ного действа, так и для спецэффектов, продумываются во­просы художественного оформления, другие организацион­ные вопросы — стоянки автотранспорта, наличие мест обще­го пользования и т.п.);

· организаторская задача состоит в координации усилий всех заинтересованных сторон;

· финальный аккорд планирования — утверждение сметы финансовых затрат.

На первом же своем заседании штаб разбился на отдельные секции:

1. Художественно-постановочная секция, в обязанность которой вошло:

а) подыскать место для инсценировки;

б) сделать расстановку сооружений;

в) оформить отдельные моменты инсценировки;

г) подобрать костюмы, грим, световые эффекты, кино, музыку и т.д.;

д) проводить репетиции.

2. Административно-хозяйственная секция:

а) закупка материалов для инсценировки;

б)постройка необходимых сооружений;

в)приобретение костюмов и грима, а так же оборудование всей монтажной части.

3. Организационная секция:

а)подбор участников для инсценировки;

б) переговоры с организациями о снабжении всем необходимым;

в)установление порядка во время репетиций и самой инсценировки»

Создание оргкомитета по постановке праздника. В него входят представители административных, профсоюзных органов и других учреждений, от участия которых зависит четкая и точная работа по подготовке праздника. Члены оргкомитета – руководители учреждений, занимающиеся вопросами питания, транспорта, обеспечения безопасности, развития культуры (государственной и профсоюзной), спорта, народного образования. .

Итак,помимо главных специалистов в состав РПГ могут входить:

2. Производственно-технический персонал:

а) художник по свету .

в) режиссер кинофрагментов;

г) режиссер слайдфильмов;

д) заведующий художественно-постановочной частью. 3. Административно — организационный персонал:

а) заместитель директора (по расселению и питанию, по транспорту, по техническому обеспечению)

б) администраторы (главный, старшие и просто);

д) снабженцы — экспедиторы;

е) заведующие складами;

4. Авторско — редакционная группа:

а) автор сценария . ;

б) авторы поэтических текстов, публицистических текстов и лозунгов, конферанса и интермедий;

в) авторы специально созданных к празднику песен (композиторы и поэты);

г) литературный редактор;

д) музыкальный редактор;

е) редактор по подбору концертных номеров и коллективов»

III.На этапе подготовки:

Предпразднество – ощущение радостного ожидания, в котором живут люди в преддверии того или иного значительного события. И это «предпразднество» в огромной степени помогает организаторам праздника, создавая заранее светлый настрой, готовность людей воспринять все действия, которые им потом преподнесутся на сцене или на других площадках, с открытой душой и радостно. Во время этого периода организаторы торжеств проводят многие дополни тельные акции, готовят сознание людей приближающемуся торже­ству и тем самым центральный момент самого празднования уже г многом «авансируется». Главное – умело использовать это явление «предпразднества» в творческих интересах.

• решаются вопросы рекламного и ПИАР-сопровождения.

Хорошо срабатывает и тщательно продуманная (придуманная) Ле­генда праздника (И. Захаров, г. Санкт-Петербург), изложенная яс­ным и понятным языком – основная «приманка» предстоящего праздника, которая обязательно должна содержать в себе:

— описание предлагаемого ритуала (закладываемой или имеющейся традиции),

— обобщающий комплимент приглашаемым — потенциальным участникам,

— объяснение выгод для гостей и участников.

Историческая ссылка – объясняет связь нового праздника с подоб­ным же, проводимым в прежние века, с каким-либо событием в жизни города, исторического или литературного деятеля и тем са­мым придает «вес» современному мероприятию. Н-р: «В. такого-то года князь (купец, крестьянин, генерал, поме­щик) основал город (завод, первую мельницу, трактир), выиграл сражение, написал всемирно известный роман, начал создавать кар­тинную галереи или музей, получил контракт на поставки (сыра, осетров, икры) к царскому столу, открыл месторождение (нефти, самоцветов, железной руды) и др.

Примеры: г. Грязи — Петр 1, г. Гагарин — столица ССО, г. Мышкин – Музей Мыши.

Читайте также:  Сценарий праздника день молока

Описание предлагаемого ритуала (закладываемой традиции): содержитсамое общее представление о предмете праздника, это ин­формация о том, как происходит упомянутое в исторической мотивации действие. Составляя такое описание, не увлекайтесь деталя­ми, старайтесь возбудить в участниках и гостях праздника ощуще­ниечего-то знакомого.

Н-р, «Большинство людей знают, что стекло выдувают, хрусталь гранят, омуля вылавливают в Байкале, об этом есть песня, гейзеры вырываются из-под земли. » Эти действия должны лежать в основе ритуала (очень привлекательно проведение соревнований по профессиональным навыкам, когда публика может стать не только зрителем или участником, но и членом жюри конкурса), и время праздника «осетра» или «омуля» – шествие рыбаков просит удачи, обращаясь к богам или предкам. Затем рыбаки прощаются со своими женами и отправляются на рыбную ловлю, а на берегу на период большой путины зажигается огонь на высоком холме. По возвращении устраивается конкурс на лучший улов и лучшего осетра или омуля, который продается с аукциона. При таком по­строении ритуала создается интрига: будет или не будет улов? Праздник легко достраивается с помощью дополнительных легенд и сказаний. Кроме того, соблюдается реальное время проведения праздника: открытие — уход рыбаков в море, закрытие – возвраще­ние с уловом.

Как отступление – беспроигрышно использование эзотерического символа – огня, т.к. он сам по себе притягивает внимание. Огоньки на лодках, сигнальные огни, костры дружбы, факельное шествие, фейерверк .

Обобщающий комплимент приглашаемым — потенциальным участ­никам – он адресуется будущим участникам и гостям праздника. При его написании следует помнить, что в нем должны упоминаться такие качества, которые могли бы отнести к себе как можно большее число людей. Не каждый назовет себя «поклонником того или иного писателя», но редкий откажет себе в характеристике «умный читатель, глубокий знаток» и т.п. Обобщающий комплимент позволяет организаторам точнее определить спектр мотивации своей деятельности, пример «С тех пор это праздник смелых и ловких, праздник любителей русской природы, любителей и мастеров песни, бесстрашных наездников и знатоков лошадей, мастеров и ценителей русского фарфора, хрусталя, пива, масла и т.д.». Объяснение выгод для гостей и участников – содержит описаниетех преимуществ, которые получат гости и участники от присутствия на празднике. Оно завершает легенду. Например «Те, кто при дет, смогут попробовать 120 сортов пива, отведать уникальных по вкусу пирожных с настоящим вологодским маслом, увидеть лучший российский хрусталь, полакомиться свежайшим омулем, потанцевать среди освещенных гейзеров, целый вечер слушать туристические песни в исполнении бардов, и т.д.).

· организуется фандрайзинговая кампания;

· составляются программы выступлений, согласуются работы технических служб и творческих коллективов;

· решаются технические проблемы;

· утверждается состав «уважаемых гостей»;

· проводятся репетиции и т.д.

ВНУТРИВЕННЫЙ.На этапе проведения:

· хорошо бы не повторяться, нужно всегда быть в поиске (новых идей, коллективов, жанров . );

· надо все тщательно дозировать и комбинировать (в игры поиграть и поесть и попить и потанцевать);

· нужны неожиданные ходы, сюрпризы;

· хорошо бы активно задействовать зрителей и участников.

Не менее важным ритуалом, чем открытие, является закрытие праздника, после которого гости разъезжаются по домам. Запоми­нается первая и последняя фраза (т.н. «эффект края»). Процедура закрытия — это те впечатления, которые участники унесут с собой и будут помнить до следующего праздника. Классический пример – плачущий Олимпийский Мишка на воздушном шаре, гашение огня, спуск флага.

Само собой разумеется, «разбор полетов» в своей профессиональной среде.

Второе — финансовые итоги. Организаторы праздника должны по­учить прибыль от всех видов предпраздничного и праздничного бизнеса. Искусство рыночной экономики состоит в умении извлекать прибыль из небольших праздников. Авторитетность праздника вычисляется довольно просто – она определяется тем, насколько больше денег организаторы получают, чем вкладывают. Организаторам целесообразно рассматривать не только то, что работает на праздник, но и те многочисленные факторы, которые работают про­тив праздника (непродуманные заявления властей, отрицательные стереотипы в сознании граждан, недостаточность информации и др.)

ВАЙ.Последний этап: принятие решения о последействии– обсуж­дение по итогам мероприятия и решение о продолжении дела или отказаот реализованной идеи (такое тоже может быть).

Технологический подход способствует более четкому представлению внутренних творческих и организационных (производственных) процессов подготовки и проведения массового мероприятия. Применение конкретных приемов и техник позволяет:

— анализировать и систематизировать на научной основе практический опыт и его использование;

— комплексно решать творческие и организационные проблемы;

— прогнозировать результаты деятельности, снижать влияние неблагоприятных обстоятельств;

— выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии;

— оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные средст­ва, искусство, компьютерную и лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера — транспорт, инструменты, материалы и т.п. — важны не количество и объем используемых средств, а их разумное (и рачительное!) использование в полном соответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческими задачами.

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s56409t20.html

Оцените статью
Adblock
detector