Технология организации и проведения праздников
Для подготовки к празднику создается комиссия (совет дела), которая не позднее чем за месяц составляет подробный план его проведения. В плане должны быть определены содержание, форма и методы проведения праздника,указаны лица, ответственные за различные участки предпраздничной работы. Подготовленный план обсуждается и утверждается на заседании органов самоуправления или совета ученического коллектива школы.
В ходе подготовки школьного праздника важно продумать распределение творческих заданий между всеми первичными коллективами. Это обеспечивает развитие здорового соперничества, стимулирует активность, инициативу, учащихся, позволяет выявить склонности и таланты каждого воспитанника.
Кроме того, массовое участие воспитанников всех возрастных групп в подготовке к празднику, занятость общим делом создают в коллективе особое настроение, атмосферу близости, делового сотрудничества преподавателей и учащихся, объединяя их как равных партнеров в решении общих задач.
Эффективному проведению праздника способствуют:
· объединение всех его составных частей вокруг главной цели;
· отбор художественного материала;
· выбор средств эмоциональной выразительности;
· коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.
Организуя детский праздник, во-первых, нужно рассматривать его как важную самостоятельную форму культурнодосуговой деятельности. Во-вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. В-третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).
Сценарий детского праздника – это подробная литературнотекстовая и организационная разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно, взаимосвязано излагается все, что будет происходить.
В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них. Приемы активизации участников праздника, описание художественного оформления и специального оборудования также включаются в сценарий. Таким образом, сценарий мероприятия представляет собой последовательно разработанную педагогическую программу организации праздничной деятельности.
Работа над сценарием включает в себя несколько этапов.
1й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо. Идея детских праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.
В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.
2й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:
· экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших главному действию; вступительное слово ведущего);
· завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);
· развитие действия, или основное действие, т. е. изображение основных событий праздника;
· кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);
· развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).
Требования к сценарию:
· строгая логичность построения и развития темы;
· законченность каждого эпизода;
· органическая связь эпизодов;
· нарастание действия в его движении к кульминации.
Праздник, как правило, состоит из трех частей.
В первую часть включаются все традиционные торжественные моменты: поздравление с праздником, подведение итогов предыдущей работы, поощрение победителей и т.д.
Вторая, художественная часть, нередко строится в форме концерта художественной самодеятельности.
Третья часть состоит из массовых танцев, игр, аттракционов и соревнований.
Обязательными элементами любого праздника являются музыка и танцы. Важную роль также играет праздничное оформление помещений, где проводится праздник. Возможна организация выставки творческих работ учащихся в соответствии с темой праздника. Также обязательным элементом праздника является приглашение гостей в соответствии с темой праздника (ветераны приглашаются на праздник «День победы», мамы и бабушки — на праздник «День матери», «8 марта» и т.д.).
Проведение праздника должно быть очень тщательно продумано: порядок входа в зал, посадка на места, очередность выступлений участников и гостей, выход гостей и участников из зала по окончании праздника — все это нужно детально предусмотреть, чтобы организационные неполадки не нарушали праздничное настроение участников и зрителей.
Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.
Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать с ее помощью в начале праздника общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.
Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают детей изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.
Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников. Важно донести до детей красоту, емкость художественного слова, закрепить в их сознании, что оно всегда имело живое хождение в народе, использовалось им в определенных целях.
Играна детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного или художественного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.
Огромная роль принадлежит ведущему. Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре.
Все праздники готовятся и проводятся с учетом общей методики. Вместе с тем каждый праздник в зависимости от его назначения имеет и некоторые особенности в подготовке и проведении.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник статьи: http://studopedia.su/10_120621_tehnologiya-organizatsii-i-provedeniya-prazdnikov.html
Технология подготовки праздника
Массовый праздник
Подготовкой праздника занимается организационный комитет, в который могут входить:
· сценарная группа, которая должна найти яркий документальный и художественный материал, определить героев будущего праздника;
· режиссерско-постановочная группа, обеспечивающая подготовку художественных коллективов;
· группа технического обеспечения призвана позаботиться о налаживании и отработке техники: массовый праздник не может обойтись без проверенной радиоаппаратуры и других технических средств;
· группа информационная берет на себя широкое оповещение населения о порядке мероприятий, местах развлечений, зрелищах, изготавливает афиши, программы — рекламную кампанию;
· группа художников-оформителей: они должны украсить территорию в соответствии с темой, организовать наглядную агитацию;
· спонсорская группа занимается поиском спонсоров;
· хозяйственная группа — обеспечение транспорта, сборка и разборка сцен, подмостков…;
· группа поддержки порядка;
· торговая группа и т.д.
Члены штаба, в который входят руководители всех групп, а также представители общественных организаций координируют действия групп, руководят ходом праздника, оперативно вмешиваются в случае необходимости.
Технология подготовки праздника
Для того, чтобы подготовить какое-либо мероприятие, организаторы пользуются определенными технологиями, которые направлены на решение конкретных задач и состоят из последовательности или системы приемов и техник. Очень важно представлять проект подготовки и проведения массового театрализованного мероприятия как целостный (интегральный) процесс, а не серию стадий, через которые нужно пройти, при этом стадии не обязательно должны осуществляться в упомянутом порядке, некоторые из них будут проходить одновременно, накладываясь друг на друга. Под системой алгоритмов понимается моделирование, преобразование и использование действий по организации интеллектуально-творческой и организационной деятельности для успешной подготовке и реализации массового театрализованного представления. Грамотный организатор всегда должен уметь ответить на 2 вопроса: «что праздновать?» и «как праздновать?».
Сегодня как никогда российский календарь богат праздниками. Замелькали новые названия: презентация, вернисаж, бенефис, марафон, прием, юбилей, шоу. Причем религиозные и народные торжества перемежаются с профессиональными и сугубо государственными. Есть еще одна категория памятных дат, которые унаследованы от Советской власти – 1 Мая, 7 Ноября, День Конституции, 8 Марта, хотя сейчас с ними произошли интересные метаморфозы:
7 Ноября теперь День Примирения, 1 Мая — лишние выходные дни,8 Марта никто не вспоминает, хотя бы формально о К. Цеткин. «О том же свидетельствует многообразие форм и расширение массовых театрализованных представлений у нас: повсеместно устраиваются праздники города, новогодние гуляния, проводы масленицы и другие фольклорные праздники и зрелища, в которых принимают участие самодеятельные и профессиональные коллективы и зрители». Л.М.Аронов «Опыт постановки массовых театрализованных представлений и праздников» М. 1998
Как «оживить» государственные праздники? Как привлечь к ним внимание? Как сохранить интерес к традиционным, народным праздникам? Стоит ли привносить в них что-то новое, или идти по накатанным сценариям? Есть ли какие-то общие рецепты, «алгоритмы успеха» – или все зависит от количества выделенных на подготовку празднования средств? – с ответа на эти вопросы и начинается применение культурно-досуговых технологий. Восторг, феерия, яркие впечатления – это принадлежит гостям, тем же, кто занимается организацией, хорошо знакома другая сторона – кропотливая подготовка, многократное согласование всех составляющих, координация работы технических служб и творческих коллективов. Изучение опыта ведущих режиссеров страны показывает, что в алгоритме подготовки массового театрализованного мероприятия существуют стабильные компоненты административно-организационного характера, такие как:
· создание Оргкомитета и (или) оперативно-постановочного штаба, распределение обязанностей между его членами,
· проведение PR и фандрайзинговой кампаний,
· организация проведения репетиций,
— подведение финансовых и организационных итогов и т.п.
Можно представить, что в развернутом виде технологическая «цепочка» могла бы иметь шесть «звеньев»:
1. Принятие решения о проведении мероприятия (хотя, строго говоря, п.1 — это еще не технология, т.к. здесь перед организаторами стоит вопрос «что праздновать», а технология начинается с ответа на вопрос «как», но без принятия решения о проведении мероприятия, не нужны и остальные действия); На первом этапе решается еще одна проблема, – в какой форме будет проходить мероприятие (укаждой формы есть свои технологические особенности: мероприятие в форме диспута принципиально отличается от театрализованного представления).
· создается Оргкомитет, состав которого предлагает инициативная группа (должностные лица, заказчики, либо другие организаторы).
· Оргкомитет разрабатывает Программу мероприятия, распределяет обязанности, создает рабочую группу (творческую, организаторскую, техническую);
· творческая группа готовит сценарий мероприятия. (Многое зависит, от выбора режиссера и сценариста. Сценарий праздника, заявка и разработка необходимы для реализации замысла режиссера. А от режиссера требуется большая работа по воплощению сценария, конкретное вхождение в каждый эпизод. Режиссер не только дает идею, но и должен рассказать технологию: как он будет делать то-то и то-то, какими средствами, что ему для этого нужно, вместе с организаторами посмотрит площадку, поговорит о ее оформлении. Режиссер должен подумать и о том, чтобы ведущий воплощал идеи режиссера и даже сам где-то был бырежиссером);
· техническая группа готовит техническое задание (предусматривается необходимость применения звуковой и световой аппаратуры, других технических средств как для основного действа, так и для спецэффектов, продумываются вопросы художественного оформления, другие организационные вопросы — стоянки автотранспорта, наличие мест общего пользования и т.п.);
· организаторская задача состоит в координации усилий всех заинтересованных сторон;
· финальный аккорд планирования — утверждение сметы финансовых затрат.
На первом же своем заседании штаб разбился на отдельные секции:
1. Художественно-постановочная секция, в обязанность которой вошло:
а) подыскать место для инсценировки;
б) сделать расстановку сооружений;
в) оформить отдельные моменты инсценировки;
г) подобрать костюмы, грим, световые эффекты, кино, музыку и т.д.;
д) проводить репетиции.
2. Административно-хозяйственная секция:
а) закупка материалов для инсценировки;
б)постройка необходимых сооружений;
в)приобретение костюмов и грима, а так же оборудование всей монтажной части.
3. Организационная секция:
а)подбор участников для инсценировки;
б) переговоры с организациями о снабжении всем необходимым;
в)установление порядка во время репетиций и самой инсценировки»
Создание оргкомитета по постановке праздника. В него входят представители административных, профсоюзных органов и других учреждений, от участия которых зависит четкая и точная работа по подготовке праздника. Члены оргкомитета – руководители учреждений, занимающиеся вопросами питания, транспорта, обеспечения безопасности, развития культуры (государственной и профсоюзной), спорта, народного образования. .
Итак,помимо главных специалистов в состав РПГ могут входить:
2. Производственно-технический персонал:
а) художник по свету .
в) режиссер кинофрагментов;
г) режиссер слайдфильмов;
д) заведующий художественно-постановочной частью. 3. Административно — организационный персонал:
а) заместитель директора (по расселению и питанию, по транспорту, по техническому обеспечению)
б) администраторы (главный, старшие и просто);
д) снабженцы — экспедиторы;
е) заведующие складами;
4. Авторско — редакционная группа:
а) автор сценария . ;
б) авторы поэтических текстов, публицистических текстов и лозунгов, конферанса и интермедий;
в) авторы специально созданных к празднику песен (композиторы и поэты);
г) литературный редактор;
д) музыкальный редактор;
е) редактор по подбору концертных номеров и коллективов»
III.На этапе подготовки:
Предпразднество – ощущение радостного ожидания, в котором живут люди в преддверии того или иного значительного события. И это «предпразднество» в огромной степени помогает организаторам праздника, создавая заранее светлый настрой, готовность людей воспринять все действия, которые им потом преподнесутся на сцене или на других площадках, с открытой душой и радостно. Во время этого периода организаторы торжеств проводят многие дополни тельные акции, готовят сознание людей приближающемуся торжеству и тем самым центральный момент самого празднования уже г многом «авансируется». Главное – умело использовать это явление «предпразднества» в творческих интересах.
• решаются вопросы рекламного и ПИАР-сопровождения.
Хорошо срабатывает и тщательно продуманная (придуманная) Легенда праздника (И. Захаров, г. Санкт-Петербург), изложенная ясным и понятным языком – основная «приманка» предстоящего праздника, которая обязательно должна содержать в себе:
— описание предлагаемого ритуала (закладываемой или имеющейся традиции),
— обобщающий комплимент приглашаемым — потенциальным участникам,
— объяснение выгод для гостей и участников.
Историческая ссылка – объясняет связь нового праздника с подобным же, проводимым в прежние века, с каким-либо событием в жизни города, исторического или литературного деятеля и тем самым придает «вес» современному мероприятию. Н-р: «В. такого-то года князь (купец, крестьянин, генерал, помещик) основал город (завод, первую мельницу, трактир), выиграл сражение, написал всемирно известный роман, начал создавать картинную галереи или музей, получил контракт на поставки (сыра, осетров, икры) к царскому столу, открыл месторождение (нефти, самоцветов, железной руды) и др.
Примеры: г. Грязи — Петр 1, г. Гагарин — столица ССО, г. Мышкин – Музей Мыши.
Описание предлагаемого ритуала (закладываемой традиции): содержитсамое общее представление о предмете праздника, это информация о том, как происходит упомянутое в исторической мотивации действие. Составляя такое описание, не увлекайтесь деталями, старайтесь возбудить в участниках и гостях праздника ощущениечего-то знакомого.
Н-р, «Большинство людей знают, что стекло выдувают, хрусталь гранят, омуля вылавливают в Байкале, об этом есть песня, гейзеры вырываются из-под земли. » Эти действия должны лежать в основе ритуала (очень привлекательно проведение соревнований по профессиональным навыкам, когда публика может стать не только зрителем или участником, но и членом жюри конкурса), и время праздника «осетра» или «омуля» – шествие рыбаков просит удачи, обращаясь к богам или предкам. Затем рыбаки прощаются со своими женами и отправляются на рыбную ловлю, а на берегу на период большой путины зажигается огонь на высоком холме. По возвращении устраивается конкурс на лучший улов и лучшего осетра или омуля, который продается с аукциона. При таком построении ритуала создается интрига: будет или не будет улов? Праздник легко достраивается с помощью дополнительных легенд и сказаний. Кроме того, соблюдается реальное время проведения праздника: открытие — уход рыбаков в море, закрытие – возвращение с уловом.
Как отступление – беспроигрышно использование эзотерического символа – огня, т.к. он сам по себе притягивает внимание. Огоньки на лодках, сигнальные огни, костры дружбы, факельное шествие, фейерверк .
Обобщающий комплимент приглашаемым — потенциальным участникам – он адресуется будущим участникам и гостям праздника. При его написании следует помнить, что в нем должны упоминаться такие качества, которые могли бы отнести к себе как можно большее число людей. Не каждый назовет себя «поклонником того или иного писателя», но редкий откажет себе в характеристике «умный читатель, глубокий знаток» и т.п. Обобщающий комплимент позволяет организаторам точнее определить спектр мотивации своей деятельности, пример «С тех пор это праздник смелых и ловких, праздник любителей русской природы, любителей и мастеров песни, бесстрашных наездников и знатоков лошадей, мастеров и ценителей русского фарфора, хрусталя, пива, масла и т.д.». Объяснение выгод для гостей и участников – содержит описаниетех преимуществ, которые получат гости и участники от присутствия на празднике. Оно завершает легенду. Например «Те, кто при дет, смогут попробовать 120 сортов пива, отведать уникальных по вкусу пирожных с настоящим вологодским маслом, увидеть лучший российский хрусталь, полакомиться свежайшим омулем, потанцевать среди освещенных гейзеров, целый вечер слушать туристические песни в исполнении бардов, и т.д.).
· организуется фандрайзинговая кампания;
· составляются программы выступлений, согласуются работы технических служб и творческих коллективов;
· решаются технические проблемы;
· утверждается состав «уважаемых гостей»;
· проводятся репетиции и т.д.
ВНУТРИВЕННЫЙ.На этапе проведения:
· хорошо бы не повторяться, нужно всегда быть в поиске (новых идей, коллективов, жанров . );
· надо все тщательно дозировать и комбинировать (в игры поиграть и поесть и попить и потанцевать);
· нужны неожиданные ходы, сюрпризы;
· хорошо бы активно задействовать зрителей и участников.
Не менее важным ритуалом, чем открытие, является закрытие праздника, после которого гости разъезжаются по домам. Запоминается первая и последняя фраза (т.н. «эффект края»). Процедура закрытия — это те впечатления, которые участники унесут с собой и будут помнить до следующего праздника. Классический пример – плачущий Олимпийский Мишка на воздушном шаре, гашение огня, спуск флага.
Само собой разумеется, «разбор полетов» в своей профессиональной среде.
Второе — финансовые итоги. Организаторы праздника должны поучить прибыль от всех видов предпраздничного и праздничного бизнеса. Искусство рыночной экономики состоит в умении извлекать прибыль из небольших праздников. Авторитетность праздника вычисляется довольно просто – она определяется тем, насколько больше денег организаторы получают, чем вкладывают. Организаторам целесообразно рассматривать не только то, что работает на праздник, но и те многочисленные факторы, которые работают против праздника (непродуманные заявления властей, отрицательные стереотипы в сознании граждан, недостаточность информации и др.)
ВАЙ.Последний этап: принятие решения о последействии– обсуждение по итогам мероприятия и решение о продолжении дела или отказаот реализованной идеи (такое тоже может быть).
Технологический подход способствует более четкому представлению внутренних творческих и организационных (производственных) процессов подготовки и проведения массового мероприятия. Применение конкретных приемов и техник позволяет:
— анализировать и систематизировать на научной основе практический опыт и его использование;
— комплексно решать творческие и организационные проблемы;
— прогнозировать результаты деятельности, снижать влияние неблагоприятных обстоятельств;
— выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии;
— оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы: живое слово, иллюстративный материал, аудиовизуальные средства, искусство, компьютерную и лазерную технику, многообразные средства вспомогательного характера — транспорт, инструменты, материалы и т.п. — важны не количество и объем используемых средств, а их разумное (и рачительное!) использование в полном соответствии с решаемыми воспитательными, развлекательными или управленческими задачами.
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s56409t20.html