Сценарий фольклорного праздника «Казачьему роду нет переводу»
методическая разработка
Сценария для продения праздника по казачеству в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_kazachestvo.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №4 «Солнышко»
Сценарий фольклорного праздника « Казачьему роду нет переводу »
Подготовила: воспитатель Пушкарь Е.А.
Звучит музыка, дети заходят в зал.
Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие,
Гости званые, долгожданные.
На земле Ростовской
Средь полей бескрайних
Живёт народ — казаки,
Их роду нет конца.
Им любо то, что свято,
Ведь дружбою богаты,
Гостеприимством, песнями, отвагою,
Геройством Казачьи их войска!
В культуре казаков 3 правила.
Их повторяем вновь :
-Гостю — все почтение.
-А женщине — любовь.
Вы пришли к нам петь, играть, плясать.
Да Дон наш прославлять.
1реб. Наша Родина – Россия,
И об этом знаю я.
Это солнце в небе синем,
Лес, моря, луга, поля.
2реб. Знаю также, что Россия-
Край любимый мой, родной
И далекие дороги
Приведут всегда домой.
ВЕДУЩИЙ : Ребята, а знаете ли вы кто такие казаки?
Дети : Казаки военные люди, которые защищали Россию, воевали, охраняли границы.
Казаки умели не только воевать, да на коне скакать, но и метко стрелять, охотиться, рыбу ловить, веселиться и отдыхать. Вот и мы сегодня всем покажем и докажем, что не забыты славные традиции казачества, достойная смена растет.
Дети читают стихи
Шашку на ремне носить.
Мать родную не забуду,
Буду Родине служить.
2. Вольный ветер, степь без края,
Дым до неба у костра.
Жизнь походная такая,
У донского казака.
3. Дом казачий есть у нас,
В нем старинные предметы:
И кувшин, кровать и таз,
Помнят дедовы заветы.
4. Кто не знает группу нашу?
Здесь ребята – молодцы!
Просят все добавку каши,
5. Мы казачки не простые,
Просим помнить это вас.
Все казачки, мы донские,
6. Мы и пляшем и поем,
В доме чисто приберем,
Средь бескрайних полей
И степных ковылей,
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет :
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
Память предков охраняют,
Веру в Бога почитают,
Сохраняют на Руси.
Звучит музыка «Варенички».
Вход казака и казачки.
Казак : Как я сказал, так оно и будет! Сказал хлопец краше, значит хлопец!
Казачка : Да как же это так, а? Люди добрые, вы послушайте, что он говорит! Я ему говорю : девчата краше хлопцев! А он уперся – говорит, что хлопцы краше девчат. Что с хлопца взять, у него в голове одни кони да шашки! Девчата краше! (топает ногой) .
Казак : А если враг придет, кто на защиту встанет? Девчата? Нет — хлопцы! Хлопец вырастет и станет казаком, настоящим защитником родного края.
Казачка : А я говорю — девчата красивее!
Казак : А я говорю — хлопцы!
Казак : А ну-ка, хлопцы, давайте покажем Галинке и девчатам, какие мы — казаки, быстрые и ловкие. Выходите хлопцы ко мне. Скажите хлопцы, а кто самый лучший друг казаку? Правильно, конь — верный товарищ. Ведь даже в народе говорится : Казаку конь — и отец родной, и товарищ дорогой. Казаку конь себя дороже. Казак сам голодает, а конь его сыт. Вот так!
Верхом «на лошадях» выезжают казаки.
Казак : Видишь, Галинка, какие у меня хлопцы — ловкие, быстрые, смелые, настоящие казаки!
Казачка : Подумаешь. ты сейчас увидишь, какие у меня девчата шустрые! А ну-ка, девчата, давайте сейчас покажем хлопцам и нашу удаль. Выходите все ко мне.
Казачья игра «Иголка, нитка, узелок»
Казачка : Ну что, Грицко, увидел, как девчата справляются по хозяйству! Настоящие хозяюшки!
Казак : За то посмотри, какие мои хлопцы ловкие. Хлопцы, а ну-ка, покажите свою удаль казачью. А вы, девчата, смотрите, как хлопцы будут соревноваться.
Проводится подвижная игра «Разведчики» (ползание под дугу по «пластунски»).
Казак : Ну что, девчата, видите, какие хлопцы у меня ловкие, хоть сейчас в войско бери!
Казачка : Подумаешь, ловкие! Мои девчата тоже самые ловкие и печь калачи хорошо умеют! А мы сейчас вам это покажем! Правда, девчата?
Казак : А давайте мы вам поможем! Становитесь парами, поиграем в игру «Калачи» .
Проводится подвижная игра — «Калачи».
Казачка : Какие красивые девчата, всё умеют!
Казак : Да и хлопцы у меня не хуже! А давай их в ловкости проверим! А ну-ка, хлопцы, заплетай плетень!
Казачка : А ну-ка, девчата, заплетай свою плетень!
Проводится кубанская подвижная игра «Плетень»
Казак : Какие ловкие хлопцы, какие быстрые! Ну что, Галинка, что на это скажешь!
Казачка : Хороши казачата, та не хуже и девчата!
Казак : Та как же так, все ж видели, что хлопцы мои — самые сильные, самые ловкие, самые быстрые!
Казачка : Да что ты заладил : хлопцы, хлопцы. Говорю тебе — девчата краше!
Ведущая вмешивается в спор: Подождите, подождите, гости дорогие! Ну о чем вы спорите! У нас в детском саду и девочки, и мальчики — все хороши, все молодцы! Правда, ребята? И мы не спорим, кто лучше — девочки или мальчики. Они же и должны быть разные : мальчики смелые, сильные — ведь они же будущие мужчины -казаки, а девочки нежные, статные, настоящие хозяюшки — ведь в будущем они станут женщинами — казачками. А казак и казачка должны жить в мире и согласии.
Казак : А хотите вы поиграть все вместе в игру «САЛОЧКИ В ДВА КРУГА»?
Ведущая : Ну что, гости дорогие, как вам наши ребята пришлись?
Казачка : Какие молодцы ребята! Тут уж и без спора видно, что все хороши. Казак: Все они : ловкие, быстрые, внимательные и соревноваться умеют! Как же тут выберешь!
Казачка : Дорогие дивчата и хлопцы, хорошо у вас, но пора и честь знать, спасибо за веселье, за то, что помогли нам с Грицком наш спор рассудить. До свидания, ребята! Вы о нас не забывайте!
Казак : Чаще в гости приглашайте!
Уходят под музыку.
По зёрнышку вбирая гордость
Растут потомки казаков
Сердца их души наполняет
Великая к земле любовь.
И никогда не изменить характер нашего народа
И что вы там не говорите : «Казакам нету перевода!»
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2019/10/20/stsenariy-folklornogo-prazdnika-kazachemu-rodu-net
Проект «Праздник-народное гуляние «Казачий круг»
Ирина Барабанова
Проект «Праздник-народное гуляние «Казачий круг»
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
В настоящее время стремительно теряется годами накопленное и бережно сохраняемое предшествующими поколениями культурное наследие.
Чрезвычайно важно вернуть утраченные человеческие ценности в неповторимой народной культуре, восстановить связь времен. Для этого необходимо знакомство подрастающего поколения с национальными традициями, обычаями, культурным прошлым своего народа.
Одним из уникальных и органичных ресурсов в решении этой задачи является культура Донского казачества.
Без знаний основ народной русской жизни, жизни казаков Дона, родного фольклора нельзя воспитать патриота и гражданина России. Этим продиктована актуальность данного проекта
в современных условиях.
Беседы с детьми показали недостаточный уровень их знаний по истории казачества. По результатам анкетирования родителей было выявлено, что тема казачества, а также казачьего фольклора, не часто обсуждаема в семье, в быту. Но при этом отмечается интерес к проблеме и желание узнать новое. Следовательно, необходимость разработки и реализации этого проекта будет способствовать возрождению самобытной казачьей культуры, ее сохранению и популяризации.
Приобщение дошкольников к культуре и традициям Донского казачества.
• Формировать знания по истории и культуре казачества.
• Знакомить детей с традициями самобытной культуры казачьего фольклора.
• Прививать бережное отношение к традициям Донского казачества.
• Осуществлять взаимодействие ДОУ с семьей, направленное на развитие нравственно – патриотических и духовных качеств личности ребенка.
Автор проекта: Барабанова Ирина Павловна, воспитатель старшей группы
Тип проекта: практический, творческий, краткосрочный, групповой
Сроки проведения: январь – февраль — март 2016г
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель
Основная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»,
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
— Может назвать свою страну, столицу России; край, в котором живет, его столицу; традиционную область Донского казачества, свою малую родину; имеет представление об их флаге, гербе.
— Испытывает гордость за историческое прошлое и настоящее соотечественников.
-Имеет представления о знаковых событиях истории казаков, родного края.
-Проявляет эмоциональный интерес к традиционным обрядам донских казаков
и старинному укладу их жизни.
-Делится своими впечатлениями о новых знаниях с родителями.
-Самостоятельно создает при помощи деталей казачьих костюмов и атрибутов игровые образы героев фольклорных праздников: Марфуши, Петра, старейшины, кузнеца, продавца музыкальных инструментов, атамана, есаула (помощника атамана).
-С интересом участвует в подготовке сюжетных композиций для казачьих посиделок «Чаепитие», «Ярмарка».
-Реализует полученные знания через продуктивную деятельность в танце – игре «Карусель», исполнении частушек, танце с ложками, обряде «Запекания углов».
Знает 2 загадки, 2 пословицы, поговороки, 2 потешки, дразнилки.
-Понимает смысл казачьих пословиц, поговорок.
-Подпевает казачьи песни: «Золотая песенка», «До свиданья, журавли», «Как за Доном».
-Имеет социальный опыт участия в казачьих праздниках.
-Усваивает привычку следовать принятым нормам и правилам культуры поведения, взаимоотношений.
-Владеет навыком коллективного пения: подпевает казачьи песни «По Дону гуляет», «В амбар за мукой», «Прялица».
-Любит петь, делает это эмоционально и с удовольствием.
-Проявляет самостоятельную творческую активность в инсценировании сказки, танце – игре «А теперь на месте шаг».
-Владеет ритмически организованными формами импровизации на простых инструментах казаков: ложках хохломских.
-Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе коллективного творчества.
-Проявляет толерантность, интерес к казачьей культуре.
— Пробуждается интерес к пониманию патриотизма жителей Донского края.
— Понимает и правильно трактует значение новых слов казачьего лексикона: ухват, прялка, курень, грубка, ладушки, лампасы, папаха, подворье и др.
-Помогает родителям печь пирог, варить вареники.
-Знает названия казачьих блюд: пареная тыква, квашеная капуста, уха, кулебяки, холодец, студень, борщ, лапша, вареники, таранчук (мякоть баранины, обжаренная в кипящем масле, солянка, голубцы ленивые, галушки, узвар (компот, сало, пампушки, блины, шашлыки и др.
-Играет в народные игры –забавы: «Плетень», «Горячее место», «Перетяжка», «Скачки», «Казачья рыбалка», «Устоять в паре» и др.
-Имеет социальный опыт активного вовлечения в культурное наследие своего народа.
-Понимает, что казачий фольклор отражает нравственно — патриотические чувства казаков.
Этап Задачи Содержание Сроки Ответствен-ный
I. Подготовительный этап -Формировать проблему, цель и задачи проекта.
-Экспресс – опрос детей «Посидим рядком, да поговорим ладком о родной стороне, о жизни казачьей».
-Анкетирование «Изучение отношения родителей к проблемам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.
-Создание методической копилки по теме проекта.
-Составление паспорта проекта праздника – народного гуляния «Казачий круг». Январь 2016г. Воспита-тель
II. Организационный этап -Осуществлять взаимодействие с семьей, направленное на развитие нравственно – патриотических и духовных качеств личности ребенка.
— Готовить казачьи костюмы для проведения фольклорного праздника.
-Формировать представления о малых фольклорных формах казаков:
частушках, закличках, прибаутках, считалках, приговорках, песенках – небылицах и т. д.
-Развивать умение толковать пословицы и поговорки, прибаутки.
-Прививать интерес к спортивным и народным играм казаков.
-Знакомить детей и родителей с традициями самобытной культуры казачьего фольклора.
-Закреплять знания о казачьей кухне, правильном рациональном питании.
-Оформление папки – раскладушки для родителей «В гостях у Донских казаков».
-Экскурсия детей в музей ДК «Где казак, там и слава!».
-Экскурсия в библиотеку «Нравы и обычаи казаков»:
-традиции самобытной культуры казаков, уклад жизни;
-устный фольклор донских казаков.
-Сам себе костюмер (ряжение):
-подготовка и примеривание казачьих костюмов;
-спонтанные костюмированные игры и диалоги.
-Развлечение «Казачьи посиделки»:
-украшение в стиле горницы казачьего куреня (старые фотографии, икона, русская печь, стол с самоваром, баранками, пирогами, медом и др.);
-культура празднования (прославление тех, кто хорошо работал).
— Фестиваль казачьей песни «Где песня льется,там легче живется:
-казачьи потешки, частушки и др. ;
-хороводная игра, хоровод с напевами;
-прибаутки, заклички, шутки – присказки;
-создание ансамбля ложкарей.
— Конкурс «Казачьи пословицы, поговорки».
— Ярмарка «Открывай скорей базар, казаки везут товар!»:
-традиционная казачья кухня.
— Казачьи игрища «Лихие казачата»:
-игры – забавы, посвященные Донским героям.
-Конкурс рисунков «Казачьи сказки, былины и легенды».
-Литературная гостиная «Сочинение, инсценирование сказок»
2016г. Воспита-тель, родители, музыкаль-ный руководи-тель
-Формировать знания по истории и культуре казачества.
-каждый понедельник – утро радостных встреч (слушание аудиозаписей казачьих песен, день знаний об истории и культуре донского казачества (во второй половине дня);
— каждый вторник – день здоровья- спортивные и народные игры – забавы казаков (утром);
— каждая среда – сладкий вечер — традиционная казачья кухня
(во второй половине дня);
-каждый четверг — вечер развлечений (спортивный, музыкальный, тематический) (во второй половине дня);
-каждая пятница – «поговорим о хорошем» (утром, продуктивная деятельность — литературная гостиная, конкурс рисунков, конкурс поговорок, фестиваль песни, развлечение «Казачьи посиделки», ряжение «Сам себе костюмер», экскурсии (во второй половине дня). Февраль – март
2016г. Воспита-тель, родители, музыкаль-ный руководи-тель
IV.Итоговый этап -Обобщить знания о казачьем фольклоре.
-Содействовать непрерывному накоплению ребенком культурного опыта прошлого и настоящего своего края.
-Воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
Праздник – народное гуляние «Казачий круг» Март 2016г. Воспита-тель, родители, музыкаль-ный руководи-тель
1. Л. Г. Петерсон, И. А. Лыкова «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»», Москва, Издательский дом «Цветной мир», 2012г.
2. Л. Земскова- Названова «Люби и знай свой край», М, Чистые пруды, 2006г.
3. Л. А. Лялина «Народные игры в детском саду», М, ТЦ «Сфера», 2008г.
4. Л. Н Капранова «Бабушкины забавушки», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008г.
5. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург, 2008г.
6. «Воспитание патриотизма на основе культурно- исторических традиций Донского казачествав образовательных учреждениях: программно- методические материалы»: Ростов-на-Дону, РО ИПК и ПРО, 2008.
7. Елжова Н. В. «Ознакомление дошкольников с историей Донского края».
8. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников»: М, УЦ «Перспектива», 2008г.
9. Интернет –ресурсы: maam.ru; nsportal.ru
«Казачий праздник» Отчет о проведенном мероприятии «Казачий праздник» Жемчужина России – Краснодарский край в этом году отмечает 80- летие. Каждый из нас причастен к этой славной дате, мы.
Детский исследовательский проект по математике: «Круг вокруг нас» Детский исследовательский проект по математике: «Круг вокруг нас» (подготовительная группа) Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение.
Фотоочет о реализации проекта «Славянский круг» — краткосрочный проект Проект «Славянский круг!» Аннотация проекта Патриотизм в современных условиях — это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение.
Казачий фольклорный праздник в средней группе «Осенины и Покров Пресвятой Богородицы» Сценарий казачьего праздника в средней группе посвященный «Покрову Пресвятой Богородицы» Празднично в казачьем стиле украшен зал. Во дворе.
Огород на подоконнике «Казачий хуторок». Познавательно-исследовательский проект Огород на подоконнике «Казачий хуторок» (познавательно-исследовательский проект). Актуальность: каждая программа воспитания и обучения в.
Проект с родителями «Народное творчество» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 г. Калининска Саратовской области» ПРОЕКТ «Народное.
Проектная деятельность в ДОУ. Педагогический проект «Русское народное творчество, культура в семье и в саду» Проектная деятельность в детском саду. Педагогический проект «Русское народное творчество, культура в семье и в саду» средняя группа МБДОУ.
Творческий проект «Народное искусство в речевом развитии детей» Творческий проект «Народное искусство в речевом развитии детей» «Самым высоким видом искусства самым талантливым, самым гениальным является.
Видеозарисовки о конкурсе «Казачий круг» Гала-концерт Сегодня, дорогие коллеги, хочу рассказать вам о событии, которое вновь заставило меня почувствовать себя участником процесса.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-prazdnik-narodnoe-guljanie-kazachii-krug.html