- конспект урока во 2 классе по теме «Обряды и праздники русского народа» план-конспект урока по музыке на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
- Д ревние славяне называли Масленицу Комоедицей в честь Медвежьего бога.
- https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
- https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
- Конспект урока «Народные праздники и традиции» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока во 2 классе по теме «Обряды и праздники русского народа»
план-конспект урока по музыке на тему
конспект урока во 2 классе по теме «Обряды и праздники русского народа». ФГОС ( по программе Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obryady_i_prazdniki_russkogo_naroda.docx | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока во 2 классе
Учитель: Самсонова Наталья Владимировна.
Тема урока : Обряды и праздники русского народа.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
Предметные: наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
умение оценивать произведения разных видов искусства;
использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные : размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные : проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.
«Проводы зимы» ( р. н. п. Л.Зыкина)
р.н.п. «Как вставала я ранешенько»
https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК( компьютер), экран и проектор.
(вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.)
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать
-Какая музыка по настроению встретила вас в классе? (Р,Н,П,)
— Вам понравилась песня?
— А настроение у вас изменилось? Почему?
-Как вы думаете — кто ее сочинил эту музыку композитор или народ ?
-Где чаще исполняют р.н. песни? ( на праздниках, посиделках, на гуляньях)
-Нас скоро ожидает праздник, а вот какой
— Отгадайте мою загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (Масленица)
Постановка цели и задач урока
-И тема нашего урока называется «Масленица» — долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла.
-Подходит ли загадка к теме нашего урока?
-Цель нашего урока – познакомиться с историей и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню, частушку, игры, загадки и поговорки. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности
-А кто из вас бывал на таком народном гулянье, знает, что же это за праздник Масленица?
— Почему этот праздник получил такое название? (от традиции печь блины)
— Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)
— Есть такое выражение в народе — замаслить, значит задобрить.
— Кого ж надо было задобрить? ( зимушку)
— Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.
Зима недаром злиться, прошла ее пора,
Весна в окно стучится и гонит со двора.
А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы?
Д ревние славяне называли Масленицу Комоедицей в честь Медвежьего бога.
-Давным- давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю,по всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней
-А кто их придумывал? ( Народ ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
-Все дни масленой недели имеют свои названия:
Дни узкой масленицы : понедельник, вторник и среда
Понедельник — наступает встреча , яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье — устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.
В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?
(Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…
Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.
Давайте вместе встретим масленицу песней
«Как вставала я ранешенько» (исполняет учитель, дети поют припев)
Как здорово вы поете. Какая песня по настроению? Чем мы выразили понедельник? (песней)
Вторник —торой день Масленицы – заигрыш беспечный вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.
Учитель: А в какие игры играют на Масленицу?
А еще на масленицу играли в такие игры, как:
Приглашаю детвору на веселую игру –называется игра горелки.
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
раз, два – не воронь
Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене.
Чем мы во вторник занимались? (играли)
Вот среда подходит «Лакомкой зовется»
Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
Какое главное угощение на празднике?
У: На что блины похожи? (на солнышко)
-Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца, Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох и вкусный первый блинок!
— А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины»
У: Какая песня по настроению, о чем в ней поется? Перед разучиванием настрой на вокально- хоровую работу: «Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь, ноги в пол упри смелей, спинку выпрями скорей, руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно»
А теперь давайте ее разучим. Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.
При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:
-Дикцию (четкое произношение текста);
-Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой);
У: Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что мы в среду делали? (кушали блины)
У : Давайте все вместе придумаем движения к песне. и исполним с движением.
Физ. Минутка на песню Блины
У: Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц А вы знаете поговорки, пословицы об этом празднике?
« Не житье — бытье, а масленица»,
У: Как вы понимаете смысл этой поговорки –«Не житье – бытье, а масленица» ( так говорят о привольной хорошей жизни)
«На горках покататься, в блинах поваляться»
«Не все коту масленица, а будет и Великий пост»
Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который длится до Пасхи, и в это время отменяются игры, развлечения, верующие люди не кушают мяса, молочные продукты.
И наступает время широкой масленицы.
— Наступает четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит Ледяные крепости, снежные бои..Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.
— Посмотрите на картину русского художника Бориса Кустодиева Что вы видите, какой праздник здесь изображен? Докажите — Какие приметы праздника вы видите? ( Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)
— Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?
Д :– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
— А какой муз. инструмент главный на празднике? Отгадайте? – Муз. фрагмент. Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента ? В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)
https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
— А какой инструмент как брат гармони – только еще современнее?
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой …Баян
— Вот картина Кустодиева ожила и зазвучала, значит и картина может быть звучащей. А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть?, подскажите мне… частушка.
— Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).
-Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок — Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый
— Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? ( Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)
-Я сейчас спою вам несколько частушек, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах (раздаю муз. инструменты, вспоминая названия) .
( трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки)
Частушки про Масленицу.
Вместе дружно мы живем
вам частушки пропоем
Нынче масленку встречаем
всех блинами угощаем
В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке.
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.
— А кто хочет сам исполнить частушки- выходите смелее! А теперь, мы все вместе споем частушки. Я начну –вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь – будет песенка звенеть!
Веселей играй, гармошка.
Масленица, не грусти!
Приходи весна скорее,
Зиму прочь от нас гони!
Мы вам спели, что хотели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
-Как мы четверг выразили? Частушкой звонкой
пятница – Тещины Вечерки . В этот праздничный день теща идет на блины к зятю. Пригласите и вы родных, покажите свое уважение и любовь;
суббота – Золовкины Посиделки . К молодой невестке приходят все родственники. Невестка должна накрыть стол с хорошим угощением, и не забыть о подарке золовке.
Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? ( сжигали чучело в костре.)
-Для чего сжигали? ( Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний день праздника люди просили друг у друга прощения . А кто знает как называют в народе этот день ?( Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение? Расстаются с Масленицей с сожалением: «Веселенько тебя встречать, привечать; трудно, нудно тебя со двора провожать!» .
— Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.
Рефлексия (подведение итогов урока)
— И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? где побывали? А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке.
-Давайте отгадаем мои загадки :
Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины) !
-Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)
-Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)
-А блины на Масленице символ чего?
Дети: Символ солнца.
— Молодцы, все загадки отгадали. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей работой? Почему ты доволен? А трудности вам встречались? Как вы их преодолели? А кого вы хотели бы поблагодарить за урок?
— И в наше время снова возрождаются народные традиции и обряды.
Звучит песня «Масленица» -раздаю солнышки
— Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание.
Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали — Молодцы!
Ребята, вы славно все здесь занимались!
Хочу сказать спасибо вам!
А также угостить баранками
И пожелать здоровья всем!
Список используемой литературы
- УМК «Музыка» 2 класс. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва, Просвещение, 2004.
- Алпарова Н.Н., Николаев В.А. Музыкально- игровой материал для дошкольников и младших школьников «Весна идет»- М. Гуманит. изд. центр Владос, 2004 год
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=Yd_liIGJ7ck ( А. Аникин «Масленица»)
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2018/03/26/konspekt-uroka-vo-2-klasse-po-teme-obryady-i-prazdniki-russkogo
Конспект урока «Народные праздники и традиции»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа, развивать понимание названий праздников и их смысл. Расширять кругозор детей, развивать их речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_narodnyh_prazdnikov.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого мероприятия: «Русские народные праздники и традиции»
Цели: Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа, развивать понимание названий праздников и их смысл. Расширять кругозор детей, развивать их речь.
Образовательные: познакомить учащихся с национальными особенностями праздничных обрядов, формировать взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ.
Развивающие: развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности; развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус.
Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре
I. Организационный момент.
Сл. 1. — Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия — очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, т. е. русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и у мели веселиться.
Сл. 2. Праздник — это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. В праздниках и увеселениях люди находили передышку от всевозможных тягот жизни. У наших предков каждый праздник был определенным итогом, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем на ярмарке, где люди обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, весёлые молодецкие забавы .
Сл. 3. На праздник крестьяне надевали не простые наряды, а традиционные праздничные костюмы. Каждый праздник имел свои обряды, которые имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.
— Ребята, а вы любите праздники?
-Какие праздники вы знаете?
-Кто такие наши предки?
Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. А хотите узнать, как? Ну тогда давайте отравимся на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковер, закрывайте глаза и мы отправляемся в путешествие.
Сл. 4. А теперь открывайте глаза и слушайте. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. На Руси на праздники часто проводились ярмарки.
Сл. 5. Сценка на ярмарке . «Как старик корову продавал»
Дед : — Кому корова? Кому корова?
Вед. 1 : На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Вед. 2 : Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
Вед. 1 : Чего же не нравилась людям она?
Ведь многим была коровёнка нужна!
Покупатель 1 : Хозяин, продашь нам корову свою?
Дед : — Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
Покупатель 2 : Не много ли просишь, старик, за неё?
Дед : — Да где наживаться! Вернуть бы своё!
Покупатель 1 : Уж больно твоя коровёнка худа!
Дед : Танцует, проклятая. Прямо беда!
Покупатель 2 : -Танцует! Вот это да (танец коровы)
Покупатель 1 : — А много ль корова даёт молока?
Дед : — Да мы молока не видали пока.
Ве дущ. 2 : Весь день на базаре старик торговал,
Ведущ. 1 : Никто за корову цены не давал.
Ведущ. 2 : Один паренёк пожалел старика :
Паренёк : — Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Паренёк и ведущие : Подходи честной народ,
Старик корову продаёт.
А корова хороша.
Даёт много молока.
Покупатель 2 : Корова что необычная?
Корова что заграничная?
Корова : Нет, Я самая оптимичная!
Ведущ. 1 : Идёт покупатель с тугим кошельком,
Ведущ. 2 : И вот уж торгуется он с пареньком;
Покупатель 1: — Корову продашь?
Паренёк : — Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
Покупатель 2: — Да так ли! Уж выглядит больно худой!
Паренёк : — Не очень жирна, но хороший удой.
Покупатель 1: — А много ль корова даёт молока?
Паренёк : — Не выдоишь за день — устанет рука.
Ведущ. 1 : Старик посмотрел на корову свою:
Дед : — Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому —
Такая кормилица нужна самому!
II. Сообщение темы урока.
Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старинные мудрые традиции земли русской, ее обычаи красивые, праздники светлые.
III. Работа по новой теме.
Сл. 6. Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то. Что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома.
А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина. Не страшна ему долгая, суровая зима. Можно немного отдохнуть и повеселиться.
Сл. 7. Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Праздновали Успение 28 августа.
В православии Успение относится к числу двунадесятых праздников — то есть двенадцати наиболее важных (после Пасхи) праздников. В праздник по земле нельзя было ходить босиком, а также втыкать в нее любые острые предметы.
На Успение крестьяне часто приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для освящения и благословения, в этот день было принято солить огурцы и квасить капусту.
В домах накрывали столы. А жнецы передавали хозяину с хозяйкой венок, сплетенный из колосьев. И венок этот хранился в красном углу избы. Существовало поверье, что он приносит удачу и охраняет дом от нечистой силы.
По Успению предсказывали погоду на Старое бабье лето.
Народные приметы
С Успенья солнце засыпает.
Если молодое бабье лето вёдреное — жди ненастья на старое.
Если на Успенье или в эти дни появится радуга — к затяжной и теплой осени.
Много паутины в бабье лето — к ясной и холодной зиме.
На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.
Если погода в этот день хорошая, то старое бабье лето — с 13 по 21 сентября — будет ненастным.
Если в этот день погода тихая и ясная – и осень будет такой же.
Сл. 8. Следующий праздник который отмечают 14 октября это Покров Пресвятой Богородицы . На Руси этот день приходился на время окончание полевых работ и наступления первых холодов. Поэтому на Покров крестьяне утепляли свои жилища и завершали подготовку к зиме. Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Это также была пора свадеб. А те девушки, которые еще не вышли замуж, просили в этот день Богородицу помощи в выборе достойного жениха.
Чтобы детки в семье не болели, принято в этот день обливать их водой через большое решето на пороге дома. Также в этот день считается правильным кормить домашних животных так, чтобы они не могли съесть всего корма. Полагалось испечь специальный хлеб, украшенный различными аппликациями из того же теста – покровский каравай. Нужно было накормить им своих близких, друзей и соседей, а остатки и крошки сохранить до Великого поста.
Полагалось 14 октября отправиться в лес за грибами. Нужно было принести хоть немного и засушить их, стараясь угодить таким образом домовому. По мнению хозяев дома, именно это сказочное создание отвечало за достаток, безопасность и богатство семьи.
Песня «Покров Богородицы»
— Какие праздники отмечали наши предки зимой? (Ответы детей)
Наступил январь – самый холодный, самый суровый месяц. Несмотря на то, что январь – лютый, суровый месяц, на это время приходится много праздничных дней.
Сл. 9. Рождество – 7 января.
С утра рождественского дня было принято хождение из дома в дом со звездой, символизирующей вифлеемскую звезду, а также пение рождественских гимнов, славящих Христа.
Сл. 10. С 7 по 19 января наступали Святки. Это было одно из наиболее праздничных времен года. Главным развлечением было колядование. Колядки – песни, посвященные началу нового года.
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Подавай, не ломай.
А по целому давай!
Кто дает пирога,
Тому скот, живота.
Кто не даст пирога –
Уведем корову за рога!
Сл. 11. В течение двух недель Святок деревенское население собиралось на вечеринки, так называемые «игрища» или «посиделки». Собиралась преимущественно молодежь.
Святочные посиделки отличаются от других посиделок тем, что девушки и парни рядятся, да так, чтобы и подруги, и друзья не узнали. Это своего рода бал – маскарад.
Сл. 12. 19 января – Крещение Господне.
В полночь ходили к проруби за водой, поскольку считалось, что в эту ночь небо открывается и вода становится святою. Этой водой кропили дома, хозяйственные постройки. Крещение завершал длительный цикл праздничных Святок.
Сл. 13. Самым веселым весенним праздником была на Руси Масленица.
Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
В народе каждый день масленицы имеет свое название.
Понедельник именовался «Встречею». В этот день народ встречал Масленицу. Все решали, с кем и как проводить праздник, с кем встречаться на Масляной неделе. В понедельник хозяйки делали маленькие блинчики и давали их детям.
Второй день – Заигрыши.
Начинались игры, на улицах появлялись ряженые. Строили снежный город, или, как его называли, крепость зимы. С утра приглашались парни и девицы покататься на горах, поесть блинов.
А среду добрые люди называли « Лакомкою»
Все принимались усердно навещать друг друга и в гостях обильно угощаться блинами.
В этот день начинали лакомиться блинами даже самые бедные.
Четвертый день – Широкий четверг.
Народ придавался потехам: ряженые, скоморохи, катание на лошадях и с горы, кулачные бои. Все шумело и веселилось. В четверг можно было всяких блинов покушать. Пекли их из разной муки: гречневой, ржаной, пшеничной. И с чем только не подавали: с сыром, яйцами, маслом, творогом, икрой, рыбой, груздями.
Пятница (пятый день) – «Тещины вечерки».
В пятницу приходила в гости родня жены, и зятья угощали своих тещ. Пригласить нужно было накануне, оказать как можно больше почестей.
Шестой день – золовкины посиделки. В этот день навещали родню мужа. Невестка одаривала своих золовок (сестер мужа) подарками.
Сл. 14. И, наконец, наступал последний день Масленицы, воскресенье, который называли «Веселая Масленица».
Сл. 15. Последний день был всеобщим праздником. Всем честным народом провожали Масленицу, побеждали зиму и встречали весну. В заключение праздника Масленицу провожали, т. е. сжигали чучело.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.
Что будем рисовать?
Сл. 16. (елочные игрушки).
IV. Практическая работа.
Дети, как выдумаете, какой праздник к нам приближается? Все мы ждем его, мечтаем о елке, украшенной игрушками. Посмотрите, какие красивые елочные игрушки у меня на столе. Сегодня на уроке мы нарисуем одну из таких игрушек. А в конце урока мы приклеим их на нашу ёлку.
Выполнение работы детьми. Украшение ёлки.
Очень выразительные рисунки получились у вас сегодня. Все игрушки большие, яркие. По вашим рисункам каждый сможет догадаться, что вы очень любите новый год.
V. Подведение итогов.
Сл. 17. Сейчас я предлагаю вам выразить свое настроение, которое испытываете от урока. На доске вы видите так называемое «дерево чувств». На партах лежат разноцветные листочки. Обратите внимание на слайд. На нем вы можете видеть, какое настроение выражает каждый листочек:
оранжевый — радостное, теплое;
желтый — светлое, приятное;
синий — неудовлетворенное, грустное;
черный — упадок, уныние.
Вам необходимо прикрепить к «дереву чувств» тот листочек, который больше соответствует вашему настроению.
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского народа: .
Сценарий праздника «Семейные традиции» содержит в себе разработку мероприятия для учащихся начальной школы, в частности для учащихся 4го класса.
Урок окружающего мира по теме «Семейные праздники и традиции» проведён в з классе. Большая предварительная подготовка к уроку вызвала познавательную активность не только детей, но и родите.
Занятие с одной стороны, призвано подготовить учащихся к восприятию праздника с учетом культурных особенностей празднования Пасхи в России и Британии, а с другой стороны, решить учебные задачи повторе.
Материал может быть использован на уроке окружающего мира , во внеурочной деятельности. Здесь вы можите познакомиться с праздниками Масленицы и Пасхи, традициями и обычаями этих праздников.
продолжить знакомство детей с традициями и праздниками русского народа; развивать художественно-эстетический вкус школьников; воспитывать любовь к традициям своего народа; формировать ду.
Представляет собой информационную карту урока с приложением.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/02/10/konspekt-uroka-narodnye-prazdniki-i-traditsii