Классный час «Главные праздники нашей страны»
классный час (3 класс) по теме
Данная разработка познакомит учащихся с основными праздниками нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdniki.doc | 53.5 КБ |
prazdniki.ppt | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Вязники».
«Главные праздники нашей страны»
Учитель 1 категории
- познакомить с государственными праздниками, отмечаемыми в нашей стране; историей их возникновения;
- Рассказать школьникам о значении праздников с целью формирования у них гражданственности и патриотизма.
- Развивать кругозор, мышление, речь, словарный запас школьника.
Оборудование: презентация – календарь с главными праздниками, плакаты к праздникам.
Подготовка: дети готовят стихи, посвящённые праздникам.
1 ученик: Мы любимых праздников с нетерпеньем ждём.
Нам приносят праздники радость в каждый дом.
С песни начинается праздничный денёк,
В сердце зажигается тёплый огонёк.
Жалко, что кончаются праздничные дни,
Но не забываются никогда они.
Учитель: — Вы любите праздники? Какие праздники вы знаете?
— Праздники бывают семейные и государственные, которые празднует вся страна. Сегодня я предлагаю вам перелистать календарь и вспомнить эти праздники.
Открываем календарь, начинается январь. (слайд 1, 2 )
— Какой праздник в январе?
2 ученик : Что от года нового ждём мы каждый раз?
Ждём мы, что исполнятся все мечты у нас.
Ждём подарков радостных, добрых новостей
И улыбок солнечных от своих друзей.
Верим, что распустится белый сад весной,
Что ещё прекраснее станет край родной.
Учитель : — Ребята, а всегда ли новый год праздновали 1 января?
— Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.
Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год.
Вместе с христианством на Руси (988 г. — Крещение Руси) появилось новое летоисчисление — от сотворения мира, так и новый европейский календарь — Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.
По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября. Реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.
Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Пётр 1 издал указ об украшении домов еловыми или можжевеловыми ветками. С 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки .
Перевернём календарь- месяц февраль. (Слайд 3)
3 ученик: Дуют ветры в феврале.
Воют в трубах громко,
Змейкой мчится по земле
Над кремлёвскою стеной –
Слава армии родной
В день её рожденья!
Учитель: В 1918 году впервые советские войска одержали победу под Нарвой и Псковом. Праздник имел другое название: День советской армии и военно-морского флота. С 1992года он стал называться Днём защитника Отечества.
Российский воин бережёт
родной страны покой и славу.
Он на посту. И наш народ
Гордится армией по праву.
Спокойно дети пусть растут
В родимой солнечной Отчизне.
Он охраняет мир и труд,
прекрасный труд во имя жизни!
На календаре — март. (Слайд 4)
В марте есть такой денёк
С цифрой, словно кренделёк.
Кто из вас, ребята, знает
Цифра что обозначает?
Дети хором скажут нам:
«Это праздник наших мам!» (хором)
Учитель: В давние времена женщины не имели никаких прав. В 1910году Клара Цеткин выступила в защиту женщин и с тех пор женщины имеют равные с мужчинами права. А 8 марта мы празднуем Международный женский день.
Следующий месяц – апрель. (Слайд 5)
В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни весенняя капель:
Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
— Что это за праздник? Кто расскажет историю его появления?
Наступает месяц май. (Слайд 6)
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу, решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,за мирный дом,
За мир, в котором мы живем! (М. Владимов)
Учитель: Все знаете, почему мы празднуем этот праздник?
На календаре Июнь. (Слайд 7)
Учитель: 12 июня
День России, или же День принятия Декларации о государственном суверенитете России, как именовался этот праздник до 2002 года, — это один из самых «молодых» государственных праздников в стране.
12 июня 2001 года, выступая в Кремле на торжественном приеме по случаю Дня принятия Декларации о государственном суверенитете России, Президент РФ В.В. Путин сказал, что «С этого документа начался отсчет нашей новой истории. Истории демократического государства, основанного на гражданских свободах и верховенстве закона. А его главный смысл — это успех, достаток и благополучие граждан».
В 1994 году первый Президент России Борис Ельцин своим Указом придает 12 июня государственное значение — День принятия декларации о государственном суверенитете России.
Я люблю тебя Россия,
Твои бескрайние поля,
Наполняя мысли силой,
Люблю тебя моя земля.
Ты даешь мне в жизни крылья,
Как заботливая мать,
Слышишь мир, сыны России,
Будут с гордостью летать.
На нашем праздничном календаре сентябрь. (Слайд 8)
Быстро лето пролетело,
Наступил учебный год,
Но и осень нам немало
Дней хороших принесёт.
Здравствуй, осень золотая!
Школа, солнцем залитая!
Наш просторный, светлый класс,
Ты опять встречаешь нас.
Ноябрь уж на дворе…
4 НОЯБРЯ — ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА (Слайд 9)
С историей не спорят,
С историей живут,
На подвиг и на труд
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Учитель : Праздник 4 ноября многие воспринимают как новый праздник. Отмечаем его с 2005 г. Самое главное, что это не вновь придуманный праздник, а восстановленный праздник. У него очень древняя история. Перенесемся на 400 лет назад, в начало 17 века.
Тогда на Руси началось страшное время, которое называлось Смутой. Не было царя, не соблюдались законы. Этим воспользовались враги (поляки), захотели захватить нашу страну, сделать ее частью своего государства. Весь народ во главе с К. Мининым и Д. Пожарским поднялся на защиту Родины.
Учитель: Мама! Мамочка! (Слайд 10) Сколько тепла, ласки и нежности таят в себе эти слова, которыми мы называем самого близкого, самого дорогого человека на земле! Каждый из нас от рождения и до конца своей жизни несет в своем сердце любовь к матери. Мама для любого из нас – это святыня, хранительница семейного очага. Именно поэтому во всех уголках мира принято отмечать День матери. День матери отмечают с 1998 года по указу первого президента России Б.Н. Ельцина в последнее воскресенье ноября. В этот день принято поздравлять своих мам.
Месяц декабрь. (Слайд 11)
Учитель: Подумайте, что такое законы? (это правила, которые устанавливает государство.)
— Для чего они издаются? (их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, какому народу они принадлежат.)
Учитель: Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны — Конституция. Ныне действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны. В этом году исполнится 20 лет принятия Конституции РФ, за это время в нее не внеслась ни одна поправка.
Живу в России, россиянин – я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна.
Поэтому и дорожим мы ею!
Учитель: — Мы перелистали календарь, вспомнили все главные праздники.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/08/klassnyy-chas-glavnye-prazdniki-nashey-strany
Разработка классного часа «Народные праздники»
Народные праздники и обряды.
Цели урока: 1. Расширять знания учащихся об истории возникновения традиционных
Способствовать формированию понятий : « обряд»; « обрядовая
Развивать интеллект, обогащать нравственные качества младших
Содействовать воспитанию национальной гордости, культуры
Оборудование: репродукции картин Б.Кустодиева « Масленица», Сурикова « Взятие снежной крепости»; праздничные поздравительные открытки; оборудование для игр:
« Отгадай слово»; народные обрядовые куклы; музыкальная запись пьесы П.И.Чайковского « Февраль» из альбома « Времена года».
« Вся жизнь пронизана обрядом,
пошлой, скудной и скучной делается
она, когда утрачена обрядность жизни».
Прозвенел и смолк звонок,
Он позвал вас на урок.
Все вы любите учиться,
Не умеете лениться.
Вам пойдёт, ребята, впрок.
— Посмотрите на изображение этих предметов. Скажите одним словом, что они символизируют?
( Все эти предметы являются атрибутами праздника).
III . Актуализация знаний учащихся.
1. Вступительная беседа.
— Любите ли вы праздники?
— Какие праздники вы знаете?
— Какие праздники являются вашими любимыми? Почему?
2. Классификация праздников. Работа в парах.
Государственные ( День защитников Отечества; День Победы; День народного единства и т.д.)
Религиозные ( Пасха, Рождество, Крещение Господне, Троица и т.д.);
Семейные ( День рождения).
(У детей на партах – комплект поздравительных открыток « Праздники». Они должны разложить их по 3 группам).
3. Постановка проблемного вопроса.
— Все мы очень любим праздники. А знаете ли вы как возникли праздники?
1. « История возникновения народных праздников». Рассказ учителя.
— Так же, как и другие древние народы, славяне одновременно верили во множество богов, которых считали похожими на людей.
Каждый день выезжает из золотого дворца в колеснице, запряженной огненными конями бог солнца Ярило. Но бывает и так, что бог солнца сердится, и тогда, сохнут реки, гибнут посевы, голод губит людей.
А вот солнце закрыли мрачные тучи. Это разбушевался бог Перун. Он бьёт своей дубинкой , и гремит гром, стрелами-молниями Перун рассекает тучи, поливая всё живое сильным ливнем.
Чтобы боги были добрее к людям, древние славяне устраивали в их честь праздники.
2. Словарная работа по формированию нового понятия « обряд».
— Любой праздник не обходится без обрядов.
В.Даль – автор « Толклвого словаря» дал такое толкование понятию « обряд»:
« Обряд – введённый законом или обычаем порядок в чём-либо».
Например, в новогоднем празднике мы находим множество обрядовых элементов: костюмирование; украшение ёлки; приготовление новогодних подарков; угощение.
Народные обряды создавались самим народом на протяжении длительного времени. По обряду люди распределили и регламентировали своё время, свой труд, отдых и развлечения. Всё это, вместе взятое, представляло их образ жизни, именуемый в народе
3. Знакомство с народным праздником – « Масленица».
а) беседа по картинам русских художников ( Кустодиева « Масленица», Сурикова
« Взятие снежной крепости»).
— Рассмотрите внимательно эти картины. Какое время года на них изображено?
— Какой русский народный праздник отмечается в конце зимы?
( Это – Масленица, праздник прощания с зимой и встречи весны).
— Кто из вас знает, какие обряды совершают во время этого праздника?
( Сначала провожают зиму. Делают из соломы чучело — Масленицу и наряжают его. Вокруг чучела водят хороводы, а потом сжигают его на костре.
Масленицу празднуют весело и широко. К празднику пекут блины – круглые, румяные, горячие, как солнце. Во время праздника устраивают народные игры и забавы).
— Какие фрагменты праздника изображены на картинах русских художников?
-Какие краски использовали живописцы для создания своих картин? Почему?
— Какое настроение вызывают эти картины?
в) слушание пьесы П. И. Чайковского « Февраль».
— Наступил февраль – последний месяц зимы. Русский народ празднует Масленицу.
« Ступай, масленица, за солнцем, за летом, зови их к людям!» . Кругом – песни, пляски, смех. Музыка очень точно рисует нам картину этого шумного, многолюдного праздника. Слушаешь её – и будто оказываешься на празднике.
Закройте глаза и представьте себе картину, которую нарисует вам ваше воображение.
( Дети слушают музыку в течение одной минуты).
— Что вы представили себе, когда слушали музыку?
( Широкая площадь. Много людей. Всем весело. Люди едят блины, катаются на санях, жгут чучело Масленицы ).
— Как композитору удалось создать в музыке картину праздничного веселья?
( С помощью звона музыкального треугольника, ударов барабанов. Именно эти инструмены создают весёлый, праздничный характер музыки. Музыка этой пьесы – мажорного лада).
— Что общего в произведениях художников и композитора?
4. Знакомство с народным праздником – Иван Купала. Исполнение хоровода « По-за городу гуляет».
— Наступило лето. В ночь с 23 на 24 июня празднуется замечательный славянский праздник Иванов день ( Иван Купала). Кто из вас слышал о таком празднике?
В старину парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь бога Солнца. А ночью прыгали через костры, т.к. верили в очищающую силу огня. Затем бросали венки в воду, с песнями входили в реку и купались.
Предлагаю вам поиграть в народную игру – хоровод.
( Учащиеся становятся в круг и разыгрывают хоровод).
По-за городу гуляет ( 2 раза)
Царевич-королевич ( 2 раза).
Он царевну выбирает ( 2 раза)
Царевич-королевич ( 2 раза).
Царевич-королевич ( 2 раза).
Зайди сюда, в городок ( 2 раза)
Царевич-королевич ( 2 раза).
Встань здесь, улыбнись ( 2 раза)
Царевич-королевич ( 2 раза).
Царевна-королевна ( 2 раза).
5. Знакомство с народным праздником – Днём Матушки Осенины. Изготовление обрядовой куклы из соломы.
— А этот праздник отмечали в народе осенью – 21 сентября. Женщины в этот день выходили к берегам рек, озёр, прудов и встречали Матушку Осенину. Старшая женщина стояла с овсяным хлебом из муки нового урожая, а вокруг молодые пели песни. Затем хлеб делили на всех и кормили им домашний скот. Это была благодарность Природе – Земле-матушке, царице-водице, солнышку и животным. Звался этот день ещё в народе госпожинки-оспожинки.
Госпожа – хозяйка жатвы. Главными на уборке урожая были женщины – жницы, а мужчины сеяли.
Самой красивой девушке плели золотой венок из колосьев и несли последний сноп в дом, в красный угол. В последнем снопе – великая сила.
Из пшеничных и ржаных колосьев делали кукол. Куклу торжественно несли домой. Здесь она украшала стол и хранилась до следующего урожая.
Сегодня мы с вами изготовим обрядовых кукол из соломы.
( Демонстрируется образец. Уч-ся под руководством учителя поэтапно изготавливают кукол).
— Многие народные праздники отмечаются и по сей день. Это очень хорошо, что люди соблюдают старинные традиции и обряды. Это и почитание предков, и просто нормальное, людское отношение к памяти, к своим корням, к себе самому как части времени, части истории.
В этом – суть народных праздников и обрядов. Они спасают нас от беспамятства. Кроме того, праздник всегда хорош, потому что несёт в себе радость, ощущение единства с родными, с друзьями, со своим народом.
Составление классного проекта « Народный календарь».
Источник статьи: http://infourok.ru/razrabotka-klassnogo-chasa-narodnye-prazdniki-4474036.html