- Тил ашар
- Почему казахи сажают детей на трон? Разбор
- Почему в Казахстане детям популярно устраивать пафосные праздники с ношением их на троне и как это может повредить ребёнку, выяснял Informburo.kz.
- Как проходит инициация?
- Сколько стоит вынос на троне?
- Это не казахский обычай
- Зато запомнится
- Это скажется на развитии ребёнка
- главная / Инфо / Праздники Тілашар тойы
- По древним традициям
- По мере взросления
- Тилашар сегодня
- «Тилашар» тойы
Тил ашар
В казахских степях всегда была высокая детская смертность. Тому причины и слабое развитие медицины, и полная зависимость от животноводства и милостей природы, да и социальные катаклизмы сыграли свою роль. Степь никогда не была спокойным местом для мирного проживания: бесконечные межродовые споры, попытки захвата джунгарами, Хивой или бухарцами. В 30е годы 20го века во время великого голода выкашивались целые поеколения. Само собой разумеется, что первыми страдали самые слабые и беззащитные, то есть дети и старики.
Напуганные родители верили, что, если называть ребенка некрасивым именем, например, Сассыкбай (то есть, Вонючка) – то злые духи не обратят внимания на малыша и он вырастет сильным и здоровым. Для предотвращения сглаза на лоб младенца рисовали точку углем. Считалось, что завистливый взгляд будет отвлекаться на грязное пятнышко и не сможет навести порчу на самого ребенка. На руку младенца прикалывали либо надевали браслет на ручку с камнем, имитирующий глаз. До сорока дней новорожденного ребенка не показывали никому, кроме самых близких родственников. Более того, ребенок до сорока дней у казахов не считался рожденным, видимо, чтобы не сильно горевать потом. Зато все значимые вехи в маленькой еще жизни ребенка праздновались со всей пышностью: это и бесик той или шилдехана, это и сорок дней, годик, сундет (у мальчиков) и, наконец, тилашар.
Тилашар (в переводе: начало речи) знаменует собой окончание младшего детского возраста. Обычно, тилашар празднуется тогда, когда ребенок идет в школу в первый класс. По традиции, родители ребенка должны зарезать молодого барашка в честь праздника. На торжество приглашают всех – близких и дальних родственников, соседей, колен по работе и т.п. В последнее время становится традицией отмечать это торжество не в кругу семьи, а в ресторане со всей пышностью. Обязательно приглашают певцов, устраивают игры и развлекаются всячески.
Дети получают подарки в виде небольших сумм денег, либо школьные принадлежности и одежду. Малышу дают советы и наказы о том, как важно учиться прилежно, а малыш должен наизусть называть своих предков до седьмого колена, знать пословицы и поговорки, читать стихи гостям. Этим ребенок показывает, что он готов к школе и ко взрослой жизни в-целом.
Источник статьи: http://cooks.kz/10687/
Почему казахи сажают детей на трон? Разбор
Почему в Казахстане детям популярно устраивать пафосные праздники с ношением их на троне и как это может повредить ребёнку, выяснял Informburo.kz.
Казахский той – это само по себе явление интересное и для культуролога и в чём-то для антрополога. Но если про свадьбы устали даже шутить, то про другие популярные в южных областях нашей страны поводы для праздника пока говорили мало. К примеру, о так называемых сундет-тоях, тусау кесу и тилашарах. Различные стадии развития и достижения маленького мальчика в казахской семье от отсекания крайней плоти до похода в первый класс сейчас модно отмечать пышными до гротеска празднествами.
Informburo.kz разобрался, сколько стоят подобные торжества, является ли это исконно казахской традицией и как вынос на троне может повлиять на психику ребенка.
Как проходит инициация?
Бывший вице-министр сельского хозяйства РК Марат Толибаев был неприятно удивлен пышностью празднества, которое устроили в честь того, что ребёнок пошёл в первый класс, в одном из городов Казахстана. Тилашар показался ему действом за гранью добра и зла и заставил тревожиться за судьбу нации.
«Недавно одна знакомая съездила на свою малую родину – в один из областных центров Казахстана. Попала там на той, родственники отмечали поступление сына в первый класс. Казалось бы, не свадьба, не юбилей. Просто сын идет в школу. Но в какое грандиозное шоу это было превращено! – пишет Марат Толибаев в Facebook. – Моя знакомая, давно живущая за границей, была в шоке. Торжество проходило в огромной той-хане на несколько сот человек с золотыми сводами и монументальными колоннами. Столы ломились от яств, некуда было руки положить. Мальчика занесли в зал золотые воины на золотом троне, его осыпали лепестками роз, ему пели гимны, его задаривали деньгами и дорогими подарками. По лицу мальчика не было понятно, нравится ему это или нет, но он уже в игре. Он уже в этой атмосфере. Он уже считает, что так и должно быть, что чем пышнее его проводили в школу, тем выше будет его статус в классе. Мне страшно за нас, казахов!»
Сколько стоит вынос на троне?
Главным виновником торжества, как правило, является маленький мальчик. Ребенок часто непонимающим взглядом смотрит на неустанно умиляющихся взрослых с позолоченного не то трона, не то паланкина, на котором его выносят в сияющий зал с хмельными гостями. В некоторых случаях трон заменяют верблюдом или специально арендованной лошадью, которая неуклюже ступает по скользкому паркету.
Масштабностью такие тои часто ничуть не уступают свадьбам и частично окупаются принесёнными гостями «коримдиками». Такие услуги, как «Вывод на троне» или аренда детского костюма короля, на различных ресурсах поставлены на поток.
Отпраздновать то, что мальчику сделали обрезание, он пошёл в первый класс или просто пошёл, по словам ивент-менеджеров, может быть и не дешевле, чем свадьбу. Всё зависит от финансовых возможностей и фантазии. К примеру, чтобы только арендовать трон, придётся выложить от 7-10 до 25 тысяч тенге – троны бывают разные. Плюс, чтобы выход был эффектнее, можно привлечь в качестве носильщиков для вашего ребёнка профессиональных джигитов в полном облачении.
«Всё зависит от материала, – говорит работник ивент-агентства Куралай. – Плюс шоу-программа. Мы обеспечиваем выход на троне с джигитами. Это стоит в среднем от 35 тысяч и до 100».
Если учесть сам банкет, то аренда зала и праздничный стол по самым скромным подсчётам обойдутся в сумму от 200 тысяч на 40 человек, к примеру. Если вы хотите зал побогаче и гостей побольше, то сумма может расти до бесконечности. Услуги тамады обойдутся в 50 000-75 000 тенге и выше.
Это не казахский обычай
«Этот обряд совершенно несвойственен для казахов. Что такое «поднимание на троне»? У казахов раньше трижды поднимали на белой кошме нового хана. Своего рода казахская инаугурация при провозглашении хана. А тут решили нечто подобное сделать для ребёнка. Я не думаю, что это красиво, что это полезно для формирования личностных качеств ребёнка», – говорит Сабира Кульсариева.
По словам этнолога, у казахов тем не менее были ритуалы, обозначающие важные моменты в жизни мальчика. Но они идейно отличались от выноса на троне.
«У казахов есть некоторые обряды, которые можно назвать инициацией, – рассказала Сабира Кульсариева. – В старину все казахи должны были уметь держаться в седле. В возрасте около семи лет ребёнка сажали в особое детское седло. И тогда мальчику говорили: «Теперь ты джигит». Вот это я понимаю, когда ребёнку дают почувствовать, что он защитник. А что даст ребёнку это нелепое сажание на трон? Что может ребёнку внушить такое действие, кроме собственной исключительности, совершенно необоснованной? Когда ты просто говоришь ребёнку, что он уже особенный, и ничего при этом в него не вкладываешь, то это опасно».
Зато запомнится
Заместитель заведующего кафедры факультета истории археологии и этнологии Казну им. Аль-Фараби Меруерт Егизбаева считает, что ничего предосудительного в таком восторженном отношении к ребёнку нет. Вынос на троне восходит к старинным казахским обрядам, когда после обрезания малыша сажали на жеребёнка. Просто для городских потомков кочевников жеребёнка заменили троном.
«Когда детям исполнялось пять лет, казахи проводили обряд сүндетке отырғызу. В честь этого устраивался пышный той. Соседи, родные собирались, давали көрімдік. Когда в семье рождался мальчик, казахи дарили ему жеребёнка. Жеребёнок рос вместе с мальчиком, потом после обряда сүндетке отырғызу его сажали именно на этого жеребёнка. Считается, что это открывает мальчику новую дорогу. Так как в городе нет жеребёнка – видимо, используют трон. Я считаю, что это хороший обряд. Потому что сундет – это стресс для ребёнка. Его надо месяц психологически готовить к этому. Поэтому пышный праздник делается для того, чтобы у него остались хорошие воспоминания».
Это скажется на развитии ребёнка
Психолог Раушан Каримова уверена, что приучать ребёнка к беспричинному самолюбованию весьма опасно для его развития. В результате у него может сформироваться необоснованно завышенная самооценка. В итоге он будет переоценивать свои возможности и не сможет адекватно вести себя в коллективе.
«Это показывает уровень культуры родителей прежде всего. Понимаете? Это возможность показать своё тщеславие, продемонстрировать богатство. Но это ни разу не поучительно для ребёнка, – прокомментировала Раушан Каримова. – Наверное родители хотят, чтобы ребёнок запомнил этот праздник. Но на самом деле для ребёнка богатство и золотой трон ничего не значат. Он ничего этого не понимает. Умные родители устроили бы праздник прежде всего для ребёнка, чтобы были дети, чтобы было весело, чтобы они могли показать себя, продемонстрировать способности, подготовку к школе. Это было бы разумнее. А чванство ничего не даёт – ни педагогического, ни морального эффекта».
Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook
Источник статьи: http://informburo.kz/stati/pochemu-kazahi-sazhayut-detey-na-tron-razbor-infromburo.html
главная / Инфо / Праздники Тілашар тойы
В наше время праздник Тилашар отмечают в преддверии 1 сентября, когда малыш уже вырос и готов окунуться в страну знаний – пойти в школу. Но изначально этот праздник имел немного иной смысл
По древним традициям
Тилашар праздновали, когда малыш начинал говорить и мог осознанно повторять новые слова, то есть переставал быть младенцем. Для того чтобы он быстро и внятно заговорил, родители ребенка резали барана, устраивали большое пиршество и звали гостей, среди которых обязательно присутствовали почтенные старцы аула — аксакалы.
Начинался обряд. Один из самых уважаемых аксакалов, накинув на шею ребенка белый платок (или, в прошлые времена, кишку барана), 3 раза спрашивал его: «Сөйлейсің ба?» («Будешь говорить?»). Так как ребенок еще недостаточно хорошо говорил, родители в ответ на вопрос старца также 3 раза отвечали за малыша: «Сөйлеймін» («Буду говорить»). Затем ему давали съесть местные деликатесы — приготовленные язык барана, чтобы тот скорее заговорил, нёбо, чтобы был красноречивым, и глаза, чтобы был зорким. Аксакалы произносили слова назидания и добрые пожелания, чтобы малыш быстро освоил казахский язык и рос таким же мудрым, как Лукпан хаким (исламский праведник, древний мудрец),
или справедливым, как Толе би (казахский общественный деятель, бий (судья) Старшего жуза, который прославился своей справедливостью в разрешении споров). Наставления и пожелания старших формировали определенный стереотип поведения и образа жизни, а также помогали выработать полезные привычки.
После проведенного обряда родители малыша выводили его на улицу, чтобы преподать ему первые наглядные уроки: указывали на барана или корову, объясняли, кто это, какие издает звуки, просили повторить слова. А гости радовались вместе с хозяевами праздника тому, что ребенок понимает и повторяет урок, и дарили «тілашар көрімдік» (подарки). Праздник сопровождался народными песнями, играми и другими нехитрыми развлечениями.
По мере взросления
После праздника начинался новый отсчет в жизни ребенка. Взрослые, чаще мама и бабушка, начинали разучивать
небольшие стишки, потешки, которые сопровождались незамысловатыми играми. Благодаря этим играм малыш мог быстрее ориентироваться в окружающей среде. Например, для чего нужен скот или какая связь между родителями и ребенком. С помощью игр процесс обучения становился более интересным и понятным, быстрее запоминались новые слова, что, впрочем, происходит и теперь. Родители старались не только научить малыша говорить, но и сызмальства привить любовь к народным песням, к родине, привить ребенку чувство уважения и причастности к семье, к своему народу.
Тилашар сегодня
Уклад жизни стал иным и некоторые традиции или забылись, или видоизменились. Если раньше праздник Тилашар проводили, когда ребенок был совсем маленьким, то сегодня это происходит, когда он готовится к первому ответственному шагу в жизни —
поступлению в первый класс.
Неизменным осталось одно — приглашенные гости, богатый дастархан, подарки и, конечно же, добрые пожелания. Но теперь уже повзрослевшего ребенка не учат говорить, а готовят к школе, где он будет учиться счету, письму. Ребенку желают быстрее освоить грамоту и читать как можно больше. Сегодня Тилашар отмечают в кафе или ресторане. Родители приглашают аниматоров, чтобы сделать этот день самым ярким и запоминающимся, дарят ребенку дорогие подарки. Ну а семьи с более скромным достатком отмечают это событие дома, в кругу самых близких родственников. В последнее время празднество организуют и в школах, где для первоклассников устраивают общий праздник — Тилашар, во время которого дети демонстрируют свои первые успехи в учебе. Так учителя стараются сделать процесс обучения более интересным и донести до ребенка важность получения знаний.
Источник статьи: http://www.youprint.kz/info/events/t%D1%96lashar_toyyi
«Тилашар» тойы
Казахский народ всегда ценил ораторское искусство и силу слова. Именно поэтому каждый родитель, хочет, чтобы их дети рано начали разговаривать, а в будущем были ораторами. Когда малышу исполняется полгода, ему в ухо нашептывают песни, стихи, чтобы он быстро усваивал новые слова. Первые слова ребенка это обычно «папа, мама». Для того чтобы он быстро заговорил, делают праздник «Тілашар». Для этого режут барана, приглашают авторитетных аксакалов, которые обладают ораторскими качествами. Аксакалы режут мясо и дают ребенку язык, чтобы он быстро заговорил. Затем берут кишки барана и опоясывают им малыша. Затем ему три раза задают вопрос на подобие «будешь говорить?», и родители малыша отвечали «будем». Далее аксакалы желали, чтобы он был оратором как Жиренше, быстрее научился говорить, стал видным деятелем и т.д. Далее для формирования речи языка участвовали односельчане ребенка. Они рассказывали ему сказки, истории, учили запоминать название птиц, зверей и т.п.
В настоящее время Тилашар устраивают, когда ребенок собирается идти в первый класс, учится читать, писать. Еще этот праздник называют «әліппе тойы (праздник букваря).
Сейчас этот праздник проводят в ресторанах. В ресторан зовут гостей. На праздник зовут родственников, близких мальчика. Пришедшие гости дарят ему сувениры, подарки, затем его поздравляют. Мероприятие проходит по специальному сценарию. Ребёнка привозят на троне, тем самым показывая, что он стал взрослым. Затем старший из гостей делает бата (благословление) ребенку. Для праздника заказывают тамаду. Для проведения этого мероприятия, люди обращаются к специальным организациям, которые проводят, организуют праздники. Снимают на камеру и дарят видеозапись праздника родителям в виде диска. На празднике все веселятся, танцуют, играют. После провожают мальчика или девочку в первый класс.
Источник статьи: http://toibiznes.kz/ru/articles/tradition/tilashar-toi