Толсур удмуртский праздник доклад

Традиции удмуртского народа — доклад сообщение

В основном говоря о традициях удмуртского народа, сразу представляются праздники.

Свадьба была одним из самых главных праздников для удмуртов и остается таким сейчас. В день свадьбы проводились различные церемонии с музыкальными элементами. Иногда такие обряды могли происходить несколько месяцев и даже годов. Свадьба начиналась со сватовства. Все решало взрослое поколение, и мнение молодых никогда не учитывалось. На сватовстве присутствовала только невеста, которая находилась в гостях у семьи жениха. Сам жених на такой церемонии не присутствовал. Девушку оценивали и обычно в первый раз отказывали. Чем больше невеста приедет свататься, тем ее достоинство будет возрастать. После жених должен заплатить калым за невесту. После был сговор, на котором обсуждали, сколько будет гостей, и когда будет проходить сама свадьба. Когда все было решено, то в доме жениха устраивался пир.

Толсур это праздник в честь собранного урожая. Люди должны прибрать свой дом. Все готовят вкусные угощения и накрывают стол. Обычно на стол ставят пиво и домашний самогон. Обязательно нужно позвать много гостей. В этот день надо веселиться, петь песни и танцевать, играть в игры.

Вой дыр это масленица, которую празднуют в Удмуртии. Так же как и русский народ, они пекут блины. Собираются все родственники, и даже некоторые люди могут праздновать свадьбу именно в этот день. В этот день девушкам принято гадать на будущего мужа.

Акаяшка. Для начала нужно изгнать злого духа, чтобы он не испортил людям праздник. И дом принято очистить от темной силы. Праздник длится не меньше трех дней и после начинается пасха. Ради жертвоприношения принято зарубать какую-нибудь птицу лучше всего гуся. А в последний день праздника женщины должны постричь овцу, чтобы дома водились деньги.

Большинство праздников у удмуртов связано с урожаем ведь именно урожай приносит больше доходов.

Обряд «Быдӟым нунал» состоит в том, что умершие родственники приходят в наш мир и навещают живых людей. Перед обрядом точно нужно сходить в баню, чтобы очиститься. Если провести такой ритуал, то человек обеспечит себе здоровье на год.

Еда у удмуртов традиционно состоит из каких-нибудь зерновых культур и мясо. Удмурты любят готовить мучные изделия, такие как пельмени, блины и знаменитые лепешки. Очень любят удмурты свежие и домашние молочные продукты.

Вариант 2

На протяжении многих сотен лет в судьбах людей разных народов происходили перемены, связанные с рождением, смертью и другими важными событиями. Однако по личным наблюдениям или по другим причинам со временем в разных народах стали формироваться некоторые традиции, корни которых были связаны с их верой.

В настоящее время из года в год происходит следование некоторым устоявшимся привычкам среди людей удмурского народа. Прежде всего, это связано с празднованием каких-либо событий, верой в силы природы.

Празднование торжественных мероприятий зависело от церковного календаря. В прошлое время не было ни одного представителя этого народа, который бы не имел отношение к празднованию Гербера, который имел отношение к завершению работ в поле. В ожидании богатого урожая люди благодарили Бога, закапывая яйца в землю. Они созывали гостей и накрывали щедрые столы. В своих лучших нарядах они водили хороводы, при этом было характерно отсутствие громких песен. Повсеместное гуляние молодежи происходило до сумерек.

Когда приходило время первых сборов урожая, то важным моментов было приготовление каши из этих свежих злаков. До сих пор традиция поддерживается жителями Удмуртии. Этот день имеет название «Выль Джук». Обязательным напитком считается овсяный кисель. На обрядовом дереве плели косы, произнося молитвы богу Инмару.

Сезонный характер носит и удмурский праздник «Сизьыл юон». Поздней осенью, собирая урожаи, люди выражали разными способами надежды на то, что следующий год будет еще богаче овощами и рожью. Обязательным элементом было переодевание в белую одежду. Утренний ритуал был связан с выпечкой хлеба. Чтобы урожай был щедрым, хлеб макали в винную настойку, освящая его молитвами.

Пукрол (Покров день) – мероприятие, связанное с наступлением холодов. Это время считалось началом утепления домашнего очага. Кроме того, принято было принято совершать поминки в доме и на могиле умершего. После этого праздника проводились свадебные церемонии и игры с переодеванием. После этого хороводы завершаются, их сменяют посиделки.

Читайте также:  Праздники дагестана 2021 календарь

Семык Келян – имеет свои суеверия. До этого праздника не рекомендуют заранее заготавливать веники, а также купаться.

Таким образом, заклинания, песни и танцы, магические действия, блюда удмуртов были связаны с начальными и завершающими работами людей в полях, на сенокосе. В настоящее время в народе сохранились многие традиции, связанные со старинными празднованиями, которые изменились, но осталась прежней цель их проведения.

Традиции удмуртского народа

Интересные ответы

Все знаю выражение: собака – друг человека. Вот уже многие века собаки сопровождают человека в различных жизненных ситуациях: от охоты до охраны дома. Собака относится к животным – компаньонам, как и кошка.

Тигр – это млекопитающий зверь из семейства больших кошек, один из четырех видов пантер. Слово тигр в переводе с древнегреческого языка означает быстрый, острый.

Шапка Мономаха – шапка великих русских царей. Она символизирует абсолютную власть. Как она выглядит? Шапка Мономаха представляет собой золотую шапку с соболиным мехом.

Мир животных очень многообразен и интересен. В царстве животных существуют виды, схожие самому человеку. Примером этому может быть шимпанзе. Он бывает двух видов: обычный и карликовый

Аккумулятор – накопитель энергии, который может впитывать энергию в себя, и при необходимости отдавать другим приборам. Правда, часть питания просто улетучиваться, но эту проблему никак не исправишь

Источник статьи: http://sochinite.ru/otvety/okruzhayushchij-mir/tradicii-udmurtskogo-naroda-doklad-soobshchenie

Толсур удмуртский праздник доклад

ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ

Празднуется так же, как и повсеместно, в ночь на 1 января.

Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки)

Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия – Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника – Ымусьтон (Рождест венский), Толсур кезьытълс (Рождественские морозы).

Народные обычаи, свойственные празднику Толсур: уборка в доме, приготовление кушанья, пива и кумышки (вотский самогон), приглашение гостей, назначение к этому дню свадеб (сюан). Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые обычаи праздника – это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали.

Вой дыр (Масленица)

Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей – спуск с пологих горок, много было гармошек. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.

Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.

Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.

Йо Кеян (Проводы льда)

Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием – вскрытием реки). Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому – провожали лёд.

Быдзымнал, Акаяшка (Пасха)

Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в ночь на Великий четверг (в 2008 году это 24 апреля) от нечистой силы.

Акаяшка – весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в куале (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли и сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка (куды) засеянное заделывали граблями (мажес).

Читайте также:  Праздник красивых бабушек какого числа

Праздник продолжался три дня (вывоз сохи, проводы льда и чествование сохи) и сливался с Пасхой – Акашка уй (букв. «Пасхальная ночь»). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца. Существовало поверье: в первый день Пасхи надо христосоваться с усопшими, зарывать яйцо в могилу.

Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе.

Гербер, Гырон быдтон, Гершид

Это один из значительных праздников – молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: Гербер (т.е. после плуга), Гершид (буквально: гери шид, т.е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).

Гырон быдтон проводится на лугу в самое красивое время – в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы. Классический Гырон быдтон продолжается несколько дней. На нем пожилые люди ведут неспешную беседу, молодежь занята хороводами, играми, соревнованиями, организовывали скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.

За праздником Гербер следовал церковный праздник Петров день, наступающий 12 июля. Удмурты его называли Куарсур (буквально: «Праздник травы»). В сельской местности с этого дня дружно начинался нырысете турнан (первый покос). Считалось, что лучшее сено то, которое скошено перед самым цветением коренных луговых трав. По народной примете, в Петров день наступает лето красное, певчие птицы перестают петь. В этот день в церковных приходах совершаются богослужения во имя апостолов Петра и Павла.

Куриськон, Пужмерлы Вось

Большие праздники-моления с жертвоприношением после окончания весенних полевых работ.

Семык Келян (Троица)

Празднуется по православному календарю. До этого дня нельзя купаться и заготавливать веники.

Выль жук (Ильин день)

Выль жук – осенний праздник в честь нового урожая. Выражение означает «новая каша, приготовленная из ячменя первого помола». По традиции в этот день все кушанья готовили из нового урожая. На родовом току (кутсаськон инты) молотили снопы цепями (кулэс), и зерно провеивали на ветру (тол шорын) с помощью деревянных лопат. После помола пекли хлеб из муки свежего урожая, а также варили овсяной кисель. Кроме того, хозяева с полей приносили колосья ржи (уег) и ячменя (йыды), листья овощей, окунали их в суп и освящали, а затем молились, прося у Бога (Инмар) обильного урожая в будущем. Пучок из разных колосьев и листьев овощей каждая семья вывешивала в своем святилище – куале.

На праздник Выль жук приходился Ильин день. Этот религиозный праздник христиан удмурты отмечали 2 августа ежегодно. На празднование дня Ильи-пророка верующие приносили в церковь вареное мясо (голову и бок) и раскладывали его перед образами, а священник, отслужив молебен, освещал святой водой кушанье и кумышку. Отведав даров, он угощал ими прихожан. Из сельскохозяйственных работ к Ильину дню убиралась рожь, а затем начиналось боронование пара, посев ржи и сбор бобовых (гороха). Время начала посева ржи определялось тем, «когда воробьи стаями начнут садиться на птичью гречу». На Ильин день выпекали уег нянь колды (каравай ржаного хлеба), резали барана и вдоволь угощали приглашенных гостей.

Читайте также:  С праздником военно морского флота плейкаст

Пукрол, Пукро (Покров)

Праздник Покров день – Пукро (Пукрол) удмурты отмечают каждый год 14 октября. К Покрову дню люди утепляли свое жилье. Снаружи дома делали завалинки, а изнутри промазывали щели и оконные рамы. Совершается куриськон – моление духу голбца (погреба).До Покрова дня с полей собирался весь урожай зерновых, шел обмолот. Около Покрова дня происходили малые поминки (пичи кисьтон), а в Покровскую субботу – поминки на могилах (шай вылын кисьтон).

После Покрова дня играли свадьбы, а молодежь приходила в кенос (клеть), чтобы посмотреть невесту и ее одеяние (доськут). В Покров день тоже проводилась обрядовая игра – ряженье с участием девушек и ряженых путем перемещения из одного дома в другой.

Этот праздник знаменует конец хороводов, начало посиделок.

Источник статьи: http://interprazdnik.narod.ru/udmurt.htm

Толсур удмуртский праздник доклад

Живые традиции народов России запись закреплена

УДМУРТСКАЯ МАСЛЕНИЦА

Вöй дыр — последний праздник в зимнем сезоне календарного года («вöй» — масло и «дыр» — время, то «вöй дыр» означает «масленое время»). Март назывался «вöй толэзь». У удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели.

Вӧй (вӧйдыр, вӧй пырон-потон, вӧй келян, масленица) — масленица — праздновалась через 7—8 недель после Нового года, в конце февраля — начале марта. Выбиралась такая неделя, когда луна убывала и нарождалась новая. Праздновать обычно начинали в четверг и кончали в воскресенье или понедельник, иногда подготовка и проведение масленицы занимали около двух недель.

Обязательно перед этим днем мылись в бане, с утра пекли хлеб. В четверг начиналось вӧсь нерге — гостевание с родственниками (бӧляк), продолжавшееся несколько дней. Но своего апогея веселье достигало лишь в воскресенье. К этому дню наряжали лошадей: к дугам подвязывали колокольчики, чалмы; в гривы вплетали чук (ленты); накидывали на лошадей домотканые покрывала, зипуны, кое-кто даже надевал на лошадь штаны. Ездили в кошевках на подушках, заезжали на лошадях прямо во дворы и катались по двору. Иногда в сани ставили железную печку, растапливали ее и, впрягшись в сани, приплясывая, тащили их по деревне. На улице, в конце деревни, жгли солому и катались на лошадях или на санках по этому огню. По деревне в этот день ходили с факелами. Катались на лыжах, салазках, специально приспособленных скамейках, прялках, санях. Верили, что у того, кто дальше всех прокатится на прялке, уродится конопля. Ребятишки катались на санках с горы.

Катание в масленицу, валяние в снегу, обрядовая трапеза с патронимическим коллективом или соответствующей половозрастной группой, «угощение» умерших сородичей знаменовали конец долгого и трудного зимнего периода, наступление весны с ее заботами. Первоначально они имели магический характер и были призваны обеспечить получение нового урожая. Впрочем, в XX в. над магическим смыслом этих обрядов уже не всегда задумывались, а просто развлекались, веселились.

На масленой неделе или даже после нее в дни поста устраивали мытье мотов пряжи (шорт миськон), для чего созывали родню. Моты пряжи, замоченные в зольном щелоке, возили мыть к реке. Вернувшись оттуда, переодевались, и начиналось угощение, после чего сидели и пели песни. Как всегда, собирались и зрители посмотреть гостей, послушать песни. Когда мытье заканчивалось во всех домах, устраивали деревенский праздник. Женщины при гулянии из дома в дом носили с собой прялки – орудие для изготовления пряжи. После проводов масленицы наступал семинедельный великий пост, в течение которого крестьяне готовились к полевым работам.

В эту пору приятным для молодежи занятием было беление холстов (дэра гужатон), ассоциировавшееся с веселым времяпрепровождением. Сотканные зимой холсты ранней весной стелили на снег. Время от времени их переворачивали и смачивали водой, мыли и снова стелили. Это продолжалось в течение двух-трех недель. Все это время ночами молодежь караулила их, проводя время неподалеку, развлекаясь играми – традиционным репертуаром устного, народного творчества.

АУК УР «Республиканский Дом народного творчества – Дом молодежи», Ижевск.

Масленица южных удмуртов Вӧй келян. Отмечается в последний день масленичной недели (воскресенье). Съёмки проходили в деревне Бобья-Уча Малопургинского района УР 13 марта 2016 года.

Источник статьи: http://vk.com/wall-144961270_3433

Оцените статью
Adblock
detector