Традиции и обряды марийского народа
Слово «Марий» переводится как человек, мужчина. Исследования ученых ДНК показывают, что марийцы — самая древняя национальность, старше марийцев только народ «саами», другие – русские, татары, украинцы, итальянцы гораздо младше марийского народа.
Марийцы – это последние язычники Европы!
Марийцы соблюдают свою национальную традицию, обряды, чтут память предков, отмечают национальные праздники.
Традиции марийского народа уходят корнями в далёкое прошлое. Что заботило, радовало и тревожило марийский народ – всё это воплощалось в сказках, загадках, пословицах и передавалось детям, внукам.
У марийского народа много разных праздников, обрядов.
Особым колоритом выделяется марийская свадьба c её песнями, танцами, плясками. A звучат на ней марийские народные инструменты: гусли, волынка, свирель, гармонь и другие.
|
До нас дошли такие марийские праздники как Пелейдыш пайрем, Шорыкйол.
Пеледыш пайрем – Праздник цветов, отмечается летом.
Пеледыш пайрем проводится после завершения весенне-полевых работ и проходит поэтапно: сначала в сельской местности, затем в столице республики Йошкар-Оле. Общереспубликанский правздник приурочен ко Дню независимости России и ежегодно празднуется в последнее время 12 июня.
| |
На празднике не только поют и танцуют, но и играют. B играх много юмора, шуток, задора.
Испокон веков в подвижных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои.
Шорык йол – Рождество зимой. В парках звучат национальные марийские мелодии, водятся хороводы, организуются игры, зимой – катание с горки .
Годовой праздничный цикл у народа мари начинается с праздника Шорыкйол, что в переводе на русский язык означает «овечья нога». Этот новогодний праздник наши финно-угорские предки отмечали еще шесть тысяч лет тому назад . «Рожденный новый год» и указывает на рождение нового времени, когда световой день начинает прибавляться и, по марийским приметам, замерзает вода в реке, а медведь переворачивается на другой бок.
К первому зимнему празднику мари готовились заранее, тщательно и основательно собирая праздничный стол. Ритуальная обильная пища своими корнями уходит в архаику, выражая не только сытость, веселье и довольство, но и аграрную магию: стремление воздействовать на природу, добиться благополучия в хозяйстве и жизни своей семьи.
Как подчеркивается в научной литературе, все действия, совершаемые в первые дни нового года, у многих народов наполнялись большим магическим смыслом. Крестьяне мари также сохраняли веру в магию почина, первого дня, как знака доброго пожелания. Поэтому в праздник Шорыкйол все стремились обильно поесть не только обычные, но и ритуальные блюда. В этот день задабривали кормами и животных.
| Рано утром в праздник Шорыкйол хозяин выходил на ток, делал гурты из снега. То было не только магическим действием в знак будущего хорошего урожая, а означало необходимый агроприем, ибо каждый крестьянин понимал: чем больше снега зимой в поле, тем больше хлеба летом в амбаре. В это же утро надо было с силой встряхивать садовые деревья для продвижения их внутренних «соков», что предотвратит общее замерзание. |
Праздник начинали дети. Они гурьбой заходили в чей-либо дом и дружно кричали: «Шорыкйол! Шорыкйол! Шорыкйол!» Также три раза должны были ответить хозяева, которые затем высыпали на пол приготовленные заранее орехи. Дети собирали угощения. Считается хорошей приметой, если будет много угощений, значит и год будет хороший. Обойдя всю деревню, детишки поровну делили полученные подарки и ели вместе, играли, смеялись, воспроизводя смешные случаи прожитого праздничного дня.
| Особой приметой праздника и сегодня является поезд ряженных Одетые в старые тулупы, шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, в разнообразных масках, весело и шумно заходят они в дома односельчан, поздравляют хозяев с праздником, принимают угощения. Все магические действия направлялись на достижение благополучия в наступающем году: чтобы гумна были полны хлеба, кошельки полны денег, в саду полно яблок, овчарни полны ягнят и т.д. Приемы ряженья и мероприятия с участием ряженых являются исключительно языческими символами плодородия. Переодевание в шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, надевание старой одежды наизнанку являлось воплощением идеи обновления жизни и преодоления смерти. Все магические действия направлялись на достижение благополучия в наступающем году: чтобы гумна были полны хлеба, кошельки полны денег, в саду полно яблок, овчарни полны ягнят и т.д. Приемы ряженья и мероприятия с участием ряженых являются исключительно языческими символами плодородия. Переодевание в шубы, вывернутые мехом наружу, лохматые шапки, надевание старой одежды наизнанку являлось воплощением идеи обновления жизни и преодоления смерти. |
| Оправдывая свое название, марийский праздник Шорыкйол был и днем почитания овцы. От плодовитости овцы зависела жизнь крестьянина: шкура шла на изготовление шуб и тулупов, шерсть — на валенки, варежки и сукно, мясо употреблялось в пищу. Отражением магии почина как доброго пожелания является новогодний обычай хождения по домам с поздравительными песнями, смысл которых сводится к пожеланию здоровья и заклятию обильного урожая и домашнего скота. |
Главное достоянием республики считаются это Священные рощи, или, вернее, уникальная культура марийцев — ведь в этих рощах все еще молятся древним Родным Богам.
Храм марийцев — Священная роща, где протекал Всемирный молебен. Марийцы молятся о благополучии своих родных и близких, благодарят Мать Землю за урожай, за плодовитость его скота
В республике их сохранилось около 500. Причина в том, что в советское время Священные рощи были низведены до просто участков леса, и были отнесены к «особо ценным».
Священных рощ в республике много — когда едешь по дорогам Марий Эл, постоянно видишь их то с одной, то с другой стороны.
Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду. Запрещено здесь, естественно, и мусор — и надо сказать, в рощах действительно поразительная чистота.
| |
Много национальных блюд у народа мари. Самые почитаемые из них Это подкоголь (вареники), коман-мелна (Трехслойные блины). Каждый праздник на столе народа мари всегда проходит при участии этих вкусных блюд.
| |
Марийцы – это удивительный народ. Со своими традициями и обычаями. Наша республика — это национальная республика. Это Земля наших предков – мари!
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Источник статьи: http://studopedia.org/14-97048.html
Проект «Марийские национальные праздники»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Визимьрская средняя общеобразовательная школа»
«КАЛЕНДАРЬ МАРИЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ»
Выполнила: ученица 5 «б» класса Григорьева Анастасия.
Руководитель: учитель ИКН Зурагаева Ю.К.
Мы живём в Республике Марий Эл, коренным населением которой является народ мари.
Марийцы — трудолюбивый, веселый народ. У марийского народа есть свое богатство — традиции, обряды, своя культура, которая передается из поколения в поколение.
Марийские праздники являются очень древними. Они рождались в процессе труда, связаны с явлениями природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ — весеннего сева, пахоты, уборки урожая. Разнообразные обряды и обычаи, магические действия, приметы и поверья, игры и развлечения, общие трапезы были направлены на обеспечение плодородия земли, получение богатого урожая, высокой рождаемости, семейного благополучия, приплода скота.
Цель нашей работы – рассмотреть праздники мари, связанные с народным земледельческим календарём.
В связи с данной целью поставили следующие задачи:
- изучить литературу о марийских праздниках;
- узнать, какие народные земледельческие праздники являются традиционными у марийцев;
- выяснить, отмечаются ли в настоящее время марийские земледельческие праздники или их некоторые элементы.
Считаем данную работу актуальной, так как в наше время идёт возрождение многих национальных традиций. Мари, чья история уходит в глубокую древность, прошёл суровый и сложный жизненный путь. Но, несмотря ни на какие трудности, он сумел сохранить и донести до наших дней свою самобытную национальную культуру.
Определив тему работы, мы приступили к поиску информации и столкнулись с тем, что литературы по данной теме немного. В основном мы опирались на традиционное марийское издание «Марла календарь» /на русском и марийском языках/. Также мы черпали информацию из книги «История и культура марийского народа», энциклопедии «Я познаю мир» («Праздники народов мира»).
Предмет моего исследования : культура и традиции марийского народа.
Объект исследования: марийские праздники.
Исследуя данную тему, надеюсь получить дополнительный материал о культуре, традициях, обычаях своего родного народа, как носителях народных знаний, передать изученный мной материал и оформленный в виде перекидного календаря моим сверстникам и заинтересовать их историей и культурой своего народа и сохранить ее.
Неотъемлемой частью общественного быта народа были календарно-трудовые, престольные (храмовые), местные деревенские праздники. В праздниках олицетворялись идеалы народа, его представление о счастье, полноте существования, гармонии и творческой жизни.
Зимний цикл марийских календарных праздников.
1 января — У Ий Пайрем ( Новый год )
В новогодние праздники марийцы избавляются от плохого старого и мечтают о хорошем новом .
В зимнем цикле календарных праздников важное место занимали Святки ( Шортйол , Шартял, Шочъйол, Шорыкйол ). Шортйол марийцы проводили в период зимнего солнцестояния. Праздник завершал старый, начинал новый земледельческий год. В дни праздника проводились различные магические действия, моления, гадания, игры и ряженья, готовились обрядовые и праздничные блюда. Сложившись в большой комплекс праздничных обрядов, они были направлены на обеспечение благополучия семьи, хозяйства, увеличения будущего урожая, домашних животных.
Это праздник остается одним из любимых. Ряженые дети и взрослые ходят по домам, меняя свои голоса, разговаривают с хозяевами, справляются о здоровье, домашних делах. У всех ряженых корзинки или мешочки для угощений.
Прощаясь, желают успеха, богатства, здоровья.
12 февраля марийский праздник «Конга пайрем» («Праздник печки»)
12 февраля отмечается старинный марийский национальный праздник «Конга пайрем» («Праздник печки» ). Нет ничего удивительного в том , что у печки есть свой праздник . Но вряд ли его сейчас широко отмечают – ведь в современных деревнях далеко не в каждом доме есть печка.
Весенний цикл праздников.
Уярня (Масленица) (конец февраля начало марта)
Предки марийцев в конце зимы проводили праздник, во время которого устраивали проводы зимы и встречу весны с ее живительной силой и солнечным теплом. В нем сочетались элементы зимней и весенней обрядности, что стало особенностью праздника. Стремление пробудить и оживить природу, возродить плодородные силы земли, а также обеспечить хозяйственное благосостояние семьи, оградить себя и свое хозяйство от темных сил — первоначальная идея Масленицы, забыта в настоящее время. Праздник сегодня.
Жители нашего поселка до сих пор отмечают этот праздник: катаются с горок, пекут блинчики, сжигают масленицу, а также устраивают различные игры.
5 марта — день принятия герба и флага Республики Марий Эл
Кугече (Большая Среда Пасхи)
Традиционный марийский праздник Кугече – Великий день — традиционно отмечается в конце пасхальной недели и является одним из значимых в весеннем календарном цикле. Кугече связан с молениями, почитанием оживающей природы и семьи. На жертвенном столе размещаются и марийские национальные блюда, и крашеные пасхальные яйца. Праздник сегодня . Праздник не утратил своих особенностей и в настоящее время. Дети ходят по домам собирают крашеные яйца, произнося «Христос воскресе!» Отвечая «Воистину воскресе» взрослые подают яйца, куличи, сладости. Взрослые едут на всенощную службу в церковь. Освящают яйца, куличи.
Ага — пайрем (Праздник пашни)
Праздник пашни, праздник сохи. Это праздник завершения полевых работ, большой аграрный языческий праздник с жертвоприношениями.
Семык (Семик) — главный праздник марийцев.
Семык отмечался через 7 недель от Пасхи: со среды на Троицкой неделе и заканчивался в воскресенье — в день Троицы.
Значение праздника. Праздником Семык начинается цикл летних праздников марийцев, он является одним из значимых и любимых. В отличие от русского Семыка, основной идеей марийского праздника является поминовение умерших родственников и прошение у них благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту.
14 июня — Пеледыш Пайрем (Праздник цветов)
Праздник в честь растительного мира, один из летних праздников, имеющих под собой древнюю языческую основу. Впервые Пеледыш пайрем под названием Йошкар пеледыш пайрем проведен в 1920 году в селе Сернур. Он был приурочен к народным календарным праздникам Агавайрем и Семык с целью заменить их и отвлечь сельское население от религиозных праздников.
Праздник сегодня. В нашем поселке этот праздник не отмечается. Но некоторые жители ездят на этот праздник в Йошкар-Олу. На празднике можно увидеть представителей горных, луговых. восточных марийцев, увидеть особенности нарядов, танцев разных регионов. Где проживают марийцы.
9-12 июля – ритуальный обрядовый праздник Сурем (Очищение)
Ритуальный обрядовый праздник связан с определёнными магическими действиями — изгнанием нечистой силы, игрой на ритуальных труба х .
2 августа Угинде (Праздник урожая)
Угинде входит в праздничный календарь всех групп марийцев. Он отмечается в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа). Православные марийцы приурочивают его к самому Ильину дню. Главная идея праздника — поблагодарить богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и в будущем обеспечить свою семью хлебом.
Этот праздник не отмечается как раньше, но старшее поколение до сих пор почитает его, ведь «хлеб — всему голова». Свежеиспечённый хлеб – главное блюдо на праздничном столе. И на каждый праздничный стол первым ставят хлеб, желая, никогда не быть обделенным от него. В нашей школе такой праздник отмечается выставкой «Чудо овощ», а в детском саду утренник «Праздник урожая».
5 октября — Туня кумалтыш.
Проведение — священная Роща «Ош Куэр», деревня Нурсола Куженерского района Республики Марий Эл. Всемарийское моление Тyня Кумалтыш проводится в священных рощах, куда приходят карты и их помощники из числа членов общины.
12 октября — Турек Суртан кугызын кумалтышыже..
Проведение – поселок Мари-Турек Республики Марий Эл.
Молитвы своему легендарному предку — заступнику марийского народа Туреку (Туру), прах которого, по преданию, покоится под святым курганом, вознесли язычники — маритурекцы.
12 октября — Мер кумалтыш
Место проведения — священная роща Тумерото, город Йошкар-Ола. Мер Кумалтыш – это моление союза религиозных общин. Проводится обычно раз в три года. Место, время, характер жертвоприношений определяет совет картов — мера. Каждое тиште направляет на это моление своих представителей.
12 октября — Тисте кумалтыш
Тисте кумалтыш – общинное моление марийцев. Место проведения : священная Роща «Шинурото», Куженерский район Республики Марий Эл.
19 октября — Немда кундем кумалтыш
Место проведения Немда кундем кумалтыш — Новоторъяльский район Республики Марий Эл
19 ноября — Ял кумалтыш.
Место проведения – деревня Туня Уржумского района Кировской области.
Моление ял кумалтыш проводится раз в год до или после летних полевых работ.
4 ноября – День марийской государственности
Праздник установлен в честь образования Марийской автономной области (1921) и имеет государственный статус. Впервые праздничное торжество состоялось 1 марта 1921 года.
У пучымыш (Праздник новой каши)
У пучымыш проводится до православного Михайлова дня (21 ноября), в некоторых местах — в субботу перед праздником Покрова (14 октября), в других — в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) или в пятницу после него.
Праздник У пучымыш имеет важное значение для сельских жителей, он проводит итоги осенних уборочных работ, ритуально узаконивает начало потребления хлеба из нового урожая.
10 декабря — Марий Тиште Кече ( Праздник марийской письменности )
10 декабря 1775 года императорская Академия наук Санкт — Петербурга издала первую марийскую грамматику «Сочинения, принадлежащие к грамматике черемисского языка» . Ее автором считают казанского архиепископа Вениамина Пуцек — Григоровича . Учитывая историческую значимость издания первой грамматики марийского языка , с 10 декабря 1998 года в Республике Марий Эл отмечается День марийской письменности — Марий Тиште Кече .
У каждого народа есть свои традиционные праздники. Изучив марийские праздники, знакомясь с традициями и обычаями родной деревни, можно утверждать, что корни многих марийских праздников уходят глубоко в язычество марийского народа. Язычество марийского народа — это целый необозримый мир. Ко всему прочему, этот мир жив и по сей день. Приверженцев язычества называют «чимарий», что означает «чистый мари» или «настоящий мари». Почему «чистый мари»?- Мари, сохранивший изначальную веру, не примкнувший к другой. Марийский народ во все времена поклонялся силам природы, ощущал себя ее частицей, осознавал, что он не царь природы, которому позволено губить ее как угодно.
Сохранив, чтя культуру, традиции родного края, мы сохраним нашу нацию, наш народ.
Собранный материал поможет моим друзьям глубже познакомиться с традициями, обычаями марийского народа и не утратить его богатство.
1. Календарные праздники и обряды марийцев. Йошкар-Ола, 2003.
2. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Редколлегия: Н.С. Попов (ответственный редактор), Т.Л. Молотова, Г.А. Сепеев. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. С. 200-214.
3. Калинина О.А. Марийские праздники. — Йошкар-Ола,2006.-51 с.
- История и культура марийского народа/ Под ред. А.А.Андриянова, О.М.Герасимова,-Йошкар-Ола: Марий книгоиздат.,1994 г.
- История и культура марийского народа: Хрестоматия для учащихся 5,6 класса / Под ред. Г.И.Соловьева. — Йошкар-Ола: Марий книгоиздат.,1993
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/02/24/proekt-mariyskie-natsionalnye-prazdniki