- Еврейский праздник Суккот: история, традиции и правила
- История
- Традиции
- Трапеза
- Еврейский праздник Суккот: история, традиции и правила
- История
- Традиции
- Трапеза
- Суккот – праздник великой надежды
- НЕМНОГО ИСТОРИИ
- ДАТЫ ПРАЗДНИКА
- ИМЕНА ПРАЗДНИКА
- ХАГ СУККОТ – ПРАЗДНИК ШАЛАШЕЙ
- ХАГ ХА-АСИФ – СБОР УРОЖАЯ
- ХОШАНА РАБА – ВЕЛИКАЯ ОСАННА
- ВОЗНЕСЕНИЕ ЛУЛАВА
- ШМИНИ АЦЕРЕТ – ПРАЗДНИК ВОСЬМИ ДНЕЙ
- СИМХАТ-ТОРА – РАДОСТЬ ТОРЫ
- О ЧЕМ ЖЕ ЭТОТ ПРАЗДНИК?
Еврейский праздник Суккот: история, традиции и правила
С 13 октября начинается один из главных иудейских праздников — Суккот. Он в том числе считается праздником урожая. Торжество приходится на тот период, когда земледельцы, завершив сбор, могут отдохнуть до первых дождей.
Значение этого праздника очень велико: начинается он 15-го числа седьмого месяца года (тишрей) по еврейскому календарю и длится семь дней. Сразу за ним наступает следующий праздник — Шмини Ацерет.
История
Дословно «сукка» в переводе с иврита — это шалаш, «суккот» — шалаши. В русском языке этот праздник еще называют «Праздник кущей».
Он основан на истории об Исходе евреев из Египта. Во время странствий по Синайской пустыне Бог окружил верующих «облаками славы», тем самым скрыв людей от палящего солнца. Собственно, эти «облака» и подразумеваются под словом «сукка».
Традиции
Все семь дней необходимо жить в шалаше. Это главная заповедь праздника. С одной стороны, это отсылка к библейским событиям. С другой — так иудеи учатся расставлять приоритеты, подчиняя материальное духовному. Сукка — это священное место.
Чтобы шалаш был кошерным, он обязательно должен находиться под открытым небом, строить его желательно своими руками. В шалашах необходимо собираться семьей, принимать гостей, а также спать.
В современном мире в сукке едят, спят и проводят как можно больше времени там, где это позволяет климат. В холодных широтах в шалашах спят только самые отважные и морозоустойчивые, но есть все равно приходят в сукку на протяжении всех семи дней праздника. Именно здесь нужно проводить приемы пищи, содержащие мучное.
Одной из важнейших заповедей Суккота является «вознесение лулава» — связки из четырех видов растений. Каждое символизирует определенный тип людей: этрог — благочестивые евреи, соблюдающие все правила; финик — евреи, знающие Тору, но не соблюдающие всех правил; мирт — евреи, совершающие добрые дела; ива — евреи, не делающие ни того ни другого.
В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются и все нужные детали для шалашей, и все растения, которые необходимы для выполнения заповеди.
Трапеза
Суккот начинается перед заходом солнца. Хозяйка зажигает свечи, в синагоге начинается вечерняя служба (маарив), а придя в сукку, все совершают освящение дня над бокалом вина — кидуш.
Источник статьи: http://tass.ru/obschestvo/6986427
Еврейский праздник Суккот: история, традиции и правила
С 13 октября начинается один из главных иудейских праздников — Суккот. Он в том числе считается праздником урожая. Торжество приходится на тот период, когда земледельцы, завершив сбор, могут отдохнуть до первых дождей.
Значение этого праздника очень велико: начинается он 15-го числа седьмого месяца года (тишрей) по еврейскому календарю и длится семь дней. Сразу за ним наступает следующий праздник — Шмини Ацерет.
История
Дословно «сукка» в переводе с иврита — это шалаш, «суккот» — шалаши. В русском языке этот праздник еще называют «Праздник кущей».
Он основан на истории об Исходе евреев из Египта. Во время странствий по Синайской пустыне Бог окружил верующих «облаками славы», тем самым скрыв людей от палящего солнца. Собственно, эти «облака» и подразумеваются под словом «сукка».
Традиции
Все семь дней необходимо жить в шалаше. Это главная заповедь праздника. С одной стороны, это отсылка к библейским событиям. С другой — так иудеи учатся расставлять приоритеты, подчиняя материальное духовному. Сукка — это священное место.
Чтобы шалаш был кошерным, он обязательно должен находиться под открытым небом, строить его желательно своими руками. В шалашах необходимо собираться семьей, принимать гостей, а также спать.
В современном мире в сукке едят, спят и проводят как можно больше времени там, где это позволяет климат. В холодных широтах в шалашах спят только самые отважные и морозоустойчивые, но есть все равно приходят в сукку на протяжении всех семи дней праздника. Именно здесь нужно проводить приемы пищи, содержащие мучное.
Одной из важнейших заповедей Суккота является «вознесение лулава» — связки из четырех видов растений. Каждое символизирует определенный тип людей: этрог — благочестивые евреи, соблюдающие все правила; финик — евреи, знающие Тору, но не соблюдающие всех правил; мирт — евреи, совершающие добрые дела; ива — евреи, не делающие ни того ни другого.
В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются и все нужные детали для шалашей, и все растения, которые необходимы для выполнения заповеди.
Трапеза
Суккот начинается перед заходом солнца. Хозяйка зажигает свечи, в синагоге начинается вечерняя служба (маарив), а придя в сукку, все совершают освящение дня над бокалом вина — кидуш.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d9bd1685d636200b1cc573a/evreiskii-prazdnik-sukkot-istoriia-tradicii-i-pravila-5da291e43642b66f6ba1e6d0
Суккот – праздник великой надежды
А вы знали, что Суккот – единственный праздник нашего народа, который включает в себя сразу три праздника? А еще это единственный праздник, названный “праздником нашей радости и веселья”? Он, как и все библейские торжества Израиля, пропитан удивительным и глубоким символизмом. Библейские, как вы понимаете, означает, что они установлены не людьми, но прямым Божьим указом, Его волей. И во время Своих праздников Бог был особенно близок к своему еврейскому народу, говорил к нему, присутствовал среди него.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
О празднике Суккот (סוכות) подробно написано в книге Левит 23:35–44 и Второзаконии 16:16. Здесь говорится, что на Суккот израильтяне должны были совершать паломничество к Храму в Иерусалиме, жить в сукках (шалашах, סוכה), не делать никакой работы в первый и последний дни праздника, приносить жертвы Богу, соблюдать традиции, связанные со сбором урожая и “арба’ат миним” (“четыре вида растений”, “ארבעת המינים”). Также в праздник шалашей народ Израиля собирался, чтобы послушать чтение Моисеевых Законов.
В эти дни завершилось строительство иерусалимского Храма. Царь Соломон освятил его в дни Суккот, что детально описано в Третьей книге Царств и Второй книге Паралипоменон: коэны (священники) и левиты перенесли все священные сосуды в скинию и алтарь (Ковчег Завета). Было совершено праздничное жертвоприношение. Освящение Храма стало всенародным праздником.
ДАТЫ ПРАЗДНИКА
Суккот длится девять дней (в Израиле – восемь), начиная с 15 дня месяца тишрей. В Израиле Симхат-Тора празднуется одновременно со Шмини Ацерет, а в странах диаспоры – на следующий день.
После первых двух праздничных дней, когда работа возбраняется, идут четыре промежуточных дня («холь а–моэд», буквально “будни выделенных дней”, “חול המועד“) с третьего по шестой включительно, когда работа частично разрешена. Затем следуют еще три дня. Все это вместе и составляет девять дней Суккот.
ИМЕНА ПРАЗДНИКА
Тора называет несколько имен праздника:
- Хаг а-Суккот (חג הסוכות) –“Праздник кущей, или шалашей” (Левит 23:34)
- Хаг а-Асиф (חג האסף) – “Праздник сбора урожая” (Исход 23:16)
- Зман Симхатейну (זמן שמחתנו) – “Праздник радости и веселья” (Второзаконие 16:14).
- Хаг (חג) – “Праздник” (Левит 39:41)
- Первые два дня называются Суккот (סוכות)
- Седьмой день называется хOшана Раба (הושענה רבה) – “Великая Осанна”
- Восьмой день называется Шмини Ацерет (שמיני עצרת) – “Праздник восьми дней” или буквально “Восьмого – праздничное собрание”
- Девятый день праздника называется Симхат-Тора (שמחת תורה) – “Радость Торы”
Зачем так много названий? Давайте разберемся подробнее.
ХАГ СУККОТ – ПРАЗДНИК ШАЛАШЕЙ
Это первое название праздника и основное (Левит 23:41–43). После возвращения нашего народа из плена, праздник был дополнен новыми элементами (об этом говорят книги Езры и Неемии) и стал именоваться Суккот – в память о днях, когда наши предки по пути из Египта жили в шалашах (на иврите – суккот, סוכות): “… чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской” (Левит 23:14).
Название это говорит нам о том, что дети Израиля жили в шалашах, когда 40 лет проходили через пустыню. И верный Бог заботился о народе все эти годы.
Шалаш – куща – палатка – это символ Божьей опеки, покрова, Божьей заботы. Ведь не имея шалашей, евреи бы просто умерли от жара раскаленной пустыни.
Само повеление в книге Левит ставить шалаши в дни праздника – это повеление не забывать. Потому что мы иногда оскудеваем памятью и не помним того, что Господь сделал для нас. Забываем, что это Он – наше обеспечение, наш покров и забота. Проходят дни пустыни, трудностей, испытаний, и мы с легкостью забываем о Божьей заботе. Но именно в пустыне среди испытаний формировался характер евреев, поднимались герои и ропотники. И Бог взрастил новое поколение Израиля именно там. Мы не должны забывать Его покров и милость в той пустыне нашей жизни, которую Он прошел с нами. Об этом напоминает нам и Псалом 90:1.
ХАГ ХА-АСИФ – СБОР УРОЖАЯ
Когда древний Израиль жил в своей земле, этот праздник был выражением благодарности Богу за урожай и зависимости от Божьей милости (ведь это Бог посылает дождь на землю, и она дает урожай). Каждый еврей того времени понимал, что всё нужное для жизни исходит от Бога. Это был общенациональный праздник под названием Хаг ха-Асиф (Левит 23:39).
В это время года земледелец уже собрал свой урожай и, радуясь, ожидал от Бога дождя для новых плодов. Лишь по отношению к этому празднику сказано в Торе: “Ты возвеселишься пред лицом Господа, Бога нашего”.
Собранный урожай указывал на верность Бога, благословляющего и не оставляющего своих детей (Иоанна 14:18). Он сказал: “Не оставлю вас и не покину вас”. Так и происходило с теми, кто ходил с Богом и верил Ему – они получали свою жатву и не оставались сиротами. Потому что сирота всегда находится в поиске куска хлеба, в нужде, в попрошайничестве. Но Господь обещал, что так не будет, и в Хаг ха-Асиф евреи ликовали, благодарили, приносили первые плоды Богу в Храме!
ХОШАНА РАБА – ВЕЛИКАЯ ОСАННА
Есть кое-что особенное в седьмом дне праздника – “хОшана Раба”. Название его происходит от слов “хоша на” – “Мы молим – спаси!” – которые многократно повторяются в молитвах этого дня. В древности полагалось обойти храмовый жертвенник семь раз, повторяя слова молитвы: “Молим Тебя, Господь – спаси нас!” Именно этими словами встречал народ Иисуса, когда Он торжественно въезжал в Иерусалим. Радуясь, люди срезали пальмовые ветви и потрясали ими.
И в наши дни молящиеся семь раз обходят биму (возвышение в синагоге, на котором читают Тору), держа Писание в руках, со словами той же молитвы. При этом, принято многократно потрясать лулавом, что символизирует молитву о дожде.
ВОЗНЕСЕНИЕ ЛУЛАВА
В момент, когда народ ликовал и благодарил за урожай, совершался следующий особый ритуал под названием — «вознесение лулава». Лулавом называется как лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, так и все растения вместе. Принято поднимать и благословлять все четыре вида растений. Каждое из них символизирует определенный тип людей:
- этрог, обладающий и вкусом и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела
- лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел
- мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела, но они не читают Писания
- ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают добра.
И наш Бог всех соединил в один букет – один народ – чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга.
Согласно другому толкованию, каждое из растений — это символ определенной части человеческого тела:
- этрог — это сердце
- тонкий и прямой пальмовый лист — позвоночник
- мирт с его овальными листочками — глаза
- ива — уста.
Собранные вместе, они составляют человека, всем сердцем преданного своему Творцу.
ШМИНИ АЦЕРЕТ – ПРАЗДНИК ВОСЬМИ ДНЕЙ
Наступал восьмой день праздника. И что же? Пора расходиться? Но нет, Бог просит своих детей остаться еще немного, побыть друг с другом и с Ним в куще. Этот день праздника учит нас терпению и посвящению (мы – то уже настроились идти домой). Шмини-Ацерет – не просто день радости и празднования, но он должен быть с жертвой Богу.
СИМХАТ-ТОРА – РАДОСТЬ ТОРЫ
В завершение праздника, Симхат-Тора, оканчивается и годичный цикл чтения Торы. Завершается, чтобы тут же начаться заново, символизируя вечность еврейского народа.
О ЧЕМ ЖЕ ЭТОТ ПРАЗДНИК?
Праздник Кущей напоминает нам о прошлом – о нашем избавлении из египетского и вавилонского плена и ожидании собрания радости в будущем. Он же напоминает о великом Суккоте, который еще впереди: «Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей» (Захария 14:16).
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откровение 21:1-4).
Время царствования Мессии, предсказанное пророком, – это время примирения и единения.
Через символы и традиции празднования Суккот Всевышний дает нам понять, что мы – странники и пришельцы на этой земле. Капли дождя, зной солнца, ветер – все это должно проникать через крышу шалаша, показывая ненадежность, временность любого жилища на земле. Наше тело – тоже шалаш, а душа – его обитательница. И Бог предлагает каждому постоянное жилище вместе с Собой на небесах.
Суккот – это еще и праздник великой надежды! В последний день праздника священник по обычаю совершал молитву о дожде в Израиле на весь следующий год. Именно в этот день праздника Иисус сказал «…кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоанна 7:37). Иисус – вечный источник живой воды живой для нашей души!
Последнее пожертвование: 18.02. Спасибо!
Источник статьи: http://ieshua.org/sukkot-prazdnik-velikoj-nadezhdy.htm