Традиционный праздник окончания весенних полевых работ

Содержание
  1. Время окончания полевых работ и свадеб: чем знаменит Михей Тиховей. История, традиции праздника
  2. Пророк Михей предсказывал пришествие Мессии
  3. Начало сезона ветров и чествование каменщиков
  4. Несколько названий праздника
  5. Обряды и народные традиции на Михея Тиховея
  6. Каменщиков на Руси побаивались
  7. Приметы праздника
  8. Гербер (Гырон быдтон) — Праздник в честь окончания весенне-полевых работ
  9. Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов
  10. Календарь славянских праздников и список языческих обрядов
  11. Вот как называли наши Предки месяцы, в которых справляли главные славянские праздники:
  12. Зимние славянские праздники и обряды
  13. Языческие и славянские праздники в декабре
  14. 3 декабря День памяти богатыря Святогора
  15. 19-25 декабря Карачун
  16. По завершению Карачуна наступает Праздник — Коляда, Солнечное Рождество
  17. 31 декабря Щедрый вечер, Щедрец
  18. Языческие и славянские праздники в январе
  19. 6 января Турицы
  20. 8 января Бабьи каши
  21. 12 января День похищений
  22. 18 января Интра
  23. 19 января Водосвет
  24. 21 января Просинец
  25. 28 января День угощения домового — Велесичи, Кудесы
  26. Языческие и славянские праздники в феврале
  27. 2 февраля Громница
  28. 15 февраля Сретение
  29. 16 февраля Починки
  30. 18 февраля Троян Зимний, день Стрибожьих внуков», поминовение павших у Троянова Вала
  31. 28 февраля Великий Велесов день
  32. Весенние славянские праздники и обряды
  33. Языческие и славянские праздники в марте
  34. 1 марта День Марены, Вьюницы, Навий день
  35. 14 марта Овсень малый
  36. 19-25 марта Комоедицы или Масленица, Великдень
  37. 22 марта Сороки или Жаворонки
  38. 25 марта открытие Сварги или Закликание весны
  39. 30 марта Ладодение
  40. Языческие и славянские праздники в апреле
  41. 1 апреля День Домового или его пробуждение
  42. 3 апреля Водопол День водяного
  43. 14 апреля день Семаргла
  44. 21 апреля Навий день или Поминовение предков
  45. 22 апреля Лельник Красная горка
  46. 23 апреля Ярило вешний
  47. 30 апреля Родоница
  48. Языческие и славянские праздники в мае
  49. 1 мая Живин день
  50. 6 мая День Даждьбога — Овсень большой
  51. 10 мая Вешнее Макошье
  52. 22 мая Ярило мокрый Троян, Трибогов день
  53. 31 мая Праздник кукушки или Кумление
  54. Летние славянские праздники и обряды
  55. Языческие и славянские праздники в июне
  56. 1 июня Духов день или начало Русальей недели
  57. 19-25 июня Купало
  58. 23 июня Аграфена Купальница
  59. Языческие и славянские праздники в июле
  60. 12 июля День Снопа Велеса
  61. Языческие и славянские праздники в августе
  62. 2 августа Перунов день
  63. 15 августа Спожинки
  64. 21 августа День Стрибога
  65. Осенние славянские праздники и обряды
  66. Языческие и славянские праздники в сентябре
  67. 2 сентября День памяти князя Олега
  68. 8 сентября Род и Роженица
  69. 14 сентября Первые Осенины, День Огненного Волха
  70. 21 сентября День Сварога
  71. 22 сентября Праздник Лады
  72. 19-25 сентября Радогощь, Таусень, Овсень или Осеннее Равноденствие (Новолетие)
  73. Языческие и славянские праздники в октябре
  74. 14 октября Покров, с введением христианства этот праздник отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата.
  75. 30 октября День богини Макоши
  76. Языческие и славянские праздники в ноябре
  77. 25 ноября День Марены

Время окончания полевых работ и свадеб: чем знаменит Михей Тиховей. История, традиции праздника

27 августа в народе и в православной церкви празднуют день одного из малых библейских пророков, которых было двенадцать. Он жил в VIII в. до н. э. и был современником пророка Исайи. Его зовут Михей, что обозначает «подобный Богу». Еще его называют Михеем Морасфитянином, так как он родился в поселении Морасф, в Иудее. В народе праздник носит название Михей Тиховей.

Пророк Михей предсказывал пришествие Мессии

По мнению исследователей, Михей написал книгу пророчеств и был инициатором течения, сторонники которого призывали к упрощению сути иудаизма. Главной задачей верующего Михей провозглашал смирение, послушание и совершение добрых поступков.

Одним из первых этот святой начал предсказывать приход на землю Христа. А также он предрекал разрушение Иудеи вследствие того, что ее правители погрязли в грехе.

Начало сезона ветров и чествование каменщиков

Народное название праздника — Михей Тиховей — объясняется тем, что 27 августа, когда происходит завершение Успенского поста, начинали дуть ветра, люди вели наблюдение за ними и определяли, какая погода ждет их в ближайшее время. Это зависело от силы ветра. Если она была большой, то ожидалось дождливое начало осени.

В этот день было принято чествовать представителей такой профессии, как каменщик. Особенно почитали тех из них, кто подвизался в строительстве церквей. А еще Михей был покровителем тех, кто хотел приобрести жилье.

Несколько названий праздника

Есть у праздника и другие наименования:

  • Михеев день.
  • Узорник.
  • День каменщиков.
  • Камнеклад.
  • Камнерез.

Как же отмечали этот день наши предки?

Обряды и народные традиции на Михея Тиховея

Главными традициями 27 августа были следующие:

  1. Завершение полевых работ.
  2. Помощь тем, кто остался без мужской силы в доме, то есть сиротам и вдовам.
  3. Чествование строителей-каменщиков.
  4. Окончание Успенского поста, начало осеннего мясоеда.
  5. Проведение свадеб.

Далее — подробнее о почитании каменщиков.

Каменщиков на Руси побаивались

Как уже говорилось выше, 27 августа был еще и Днем каменщика. Нужно отметить, что на Руси мастера каменных дел и в частности строители храмов пользовались большим уважением. Некоторые люди даже относились к ним с опаской, старались не сердить их и не раздражать. Это объяснялось тем, что каменщики знали множество секретов и умели строить дома на века. Если же им не угодить, они могут отомстить и сделать с жилищем что-то не то.

Ремесло каменщиков является одним из самых древних. Все начиналось с обустройства пещер, строительства землянок, а затем уже и создания деревянных и деревянно-земляных сооружений. Венцом всего стали каменные здания. В различных частях света на сегодняшний день обнаружены насчитывающие тысячи лет строения из камня.

В Древней Руси распространение каменного архитектурного строительства началось в XI веке. В следующие столетия этот процесс получил заметное ускорение. Начиная с XIV века, в основе оборонительных сооружений городов на Руси, которыми являлись стены, был именно камень. Первые памятные сооружения имеют связь со временами Киевской Руси. После этого архитектурные памятники стали воздвигать в таких городах, как Новгород, Владимир, Псков и Суздаль.

Приметы праздника

На Михея Тиховея существовали следующие приметы:

  1. Если задули сильные ветра — в сентябре придется мокнуть под дождем.
  2. Пришел тихий ветер в садок — жди сухую осень в лесок.
  3. Подул ветер с севера — урожай ржи будет добрым.
  4. Если журавли еще не успели улететь, значит следует иметь ввиду, что зима наступит поздно. Если же их уже и след простыл, то морозы грянут в средине осени.
  5. Михеев день завершает пост и с бабьим летом перекликается.
  6. Поднятие утреннего тумана вверх столбами — не иначе как к дождю.
  7. Если в речке ил опустился на дно, погода будет хорошей.

Источник статьи: http://fb.ru/post/religion/2020/8/23/239460

Гербер (Гырон быдтон) — Праздник в честь окончания весенне-полевых работ

Гербер (Гырон быдтон) — Праздник в честь окончания весенне-полевых работ.

Гершыд — Обряд-благодарение в честь окончания сева и обеспечения будущего урожая.

Краткое описание — праздник окончания весенне-полевых работ, время когда завершались все полевые работы с применением плуга (гербер – после плуга; гырон-пахота, быдтон-окончание, гершид – праздник плуга ). Проводился в период инвожо – летнего солнцестояния. Цикл обрядов-благодарений по случаю завершения сева и заклинания будущего урожая.

Обязательным моментом празднеств были моле­ния: индивидуальные (на своей полосе) и общие (всей дерев­ней) с принесением в жертву богам крупных животных – бычка, жеребенка и т. д. Именно в этот период проводились крупные моления типа булда вӧсь (д. Чежесть, Большая Пудга, Кузебаево), дэмен вӧсь (д. Мельниково), на которые собирались 10-12 деревень.

Состояние бытования — в удмуртском лексиконе сегодня более распространен термин «гербер», в советское время укоренился термин «гырон быдтон», который вытеснил устаревший и языческий «гершид». В настоящее время в большинстве своем бытует как праздник-чествование тружеников села и народное гуляние. В традиционном виде Гершыд зафиксирован в Агрызском районе Республики Татарстан.

Риск исчезновения — в связи с христианизацией моления на лугу на данный момент не проводятся либо проводятся в усеченном варианте.

Исключительность, ценность — по словам информаторов, это было самое значительное событие в году. Жертвоприношений раньше было значительно больше, и они были дифференцированы вплоть до того, что ритуальный хлеб в честь различных божеств пекли не в одной печи, не из одной квашни.

Форма бытования — Праздник бытует в восстановленной, усеченной форме в виде народного гуляния и чествования тружеников посевной.

У удмуртов земледельче­ские праздники можно разделить на весенние и летне-осен­ние. Зимние не играли значительной роли. Первые связаны с подготовкой к посеву и посевом хлебов, вторые — с ожида­нием и сбором урожая, с жертвоприношениями богам с бла­годарностью за урожай. Кроме того, земледельческие обря­ды можно разделить на регулярные, канонически проводимые ежегодно и в одно и то же время, и чрезвычай­ные, проводимые по случаю засухи и т. д. В целом у всех удмуртов, очевидно, было около 10 боль­ших и малых обрядов, относящихся к их земледельческой ре­лигии.

Описательные сведения — Обряды, проводимые после весенней пахоты, за­нимали одно из важных мест в календарном цикле. Сущест­вовали разные термины для их обозначения, чаще всего уз­колокальные. Разными были и сроки проведения. Сложность их выделения в наше время заключается еще и в том, что произошло наслоение христианской терминологии и деталей обрядов на языческую основу. Тем не менее материал позволяет выделить из разно­родной информации ряд закономерностей, выстраивающих­ся в единый комплекс представлений.

Обряды гырон быдтон (кизён быдтон, акашка), гершыд (ю вӧсь. бусы вӧсь) и трочин (куар басьтон, куар вӧсян) нужно рассматривать как разные проявле­ния единого представления о необходимости проведения обрядов-благодарений в честь окончания сева и обеспечения будущего урожая. Все эти праздники проводились в начале инвожо – дней летнего солнцестояния.

Приведем несколько свидетельств в пользу наших рас­суждений: «После окончания сева бывает трочин (троица). В этот день отмечают праздник гершыд» (д. Гожня);

«Бусы вӧсь раньше гершыд называли. Проводили после того, как сев заканчивался» (д. Петухово);

«Ю вӧсь проводили всей деревней после окончания сева» (д. Верх. Асаново);

«Через восемь недель после Пасхи проводили куар басьтон. Проводили после весенних работ. Сейчас в этот день в колхозе гырон быдтон проводят» (д. Почешур).

Одним из глав­ных моментов праздника было катание на лошадях (д. Пытцам, Казес, Гожня, Лебедевка, Алганчи-Игра). К это­му дню по деревне собирали яйца в специальное лукошко, чалмы и кисеты у молодушек, чтобы самые красивые пода­рить потом победителям скачек (д. Лебедевка, Пытцам, Баграш-Бигра). Лошадь, пришедшую первой во время скачек, кормили жертвенной кашей (д. Пытцам).

Обязательным моментом празднеств были также моле­ния: индивидуальные (на своей полосе) и общие (всей дерев­ней) с принесением в жертву богам крупных животных – бычка, жеребенка и т. д. Именно в этот период проводились крупные моления типа булда вӧсь (д. Чежесть, Большая Пудга, Кузебаево), дэмен вӧсь (д. Мельниково), на которые собирались 10-12 деревень.

День начинался с того, что каждая семья шла на свою полосу, глава семьи клал в выкопанную деревянной лопа­точкой ямку небольшую булочку – мушник, крашеное яйцо (д. Ст. Салья); просто яйцо (д. Баграш-Бигра); корочку хле­ба, яичную скорлупу и крашеное яйцо (д. Гожня). Жертва, согласно поверьям, предназначалась Му-Кылчину – Творцу Земли:

«Вить чиньы пыр пазьгем ю-нянь зеч мед потоз,

Выжыысеныз кутскыса йылозяз мед тысялоз!

(Сквозь пять пальцев рассыпанное-посеянное зерно хо­рошим пусть уродится; с корня начиная, пусть колосится!)» (д. Ст. Салья).

Затем вся деревня собиралась в специально отведенном для молений месте. В большом котле варили жертвенную ка­шу или суп. Пищу освящали, просили богов умножить уро­жай и сохранить его от вредителей («ю-нянез нумыр медаз партма») (д. Ст. Салья).

Читайте также:  Табель отметить январские праздники

Праздник мог завершиться в один-два дня (д. Алганчи-Игра), мог продолжаться 3-4 дня (д. Баграш-Бигра, Ст. Салья), целую неделю (д. Казаково).

Удалось записать достаточно подробную информа­цию об обряде гершыд (букв.: суп плуга) в д. Варклет-Бодья Агрызского района Республики Татарстан в июне 1985 года.

Сейчас обряды праздника гершыд начинаются в выход­ные дни, которые предоставляются колхозникам после ве­сенне-полевых работ. За два дня до молений проводится гер­шыд юон – пир в честь гершыда. Устраивают застолья, хо­дят друг к другу в гости. Пожилые поют в эти дни вӧсь гур – напев обряда гостевания в честь календарного праздника.

Все моления начинаются после гершыд юона.

В первый день проводили ю вӧсь вӧсян – моление в честь посевов на озимых. Теперь моление проходит на территории пасеки (как самом чистом, неоскверненном месте). Здесь разжигается костер и варится жертвенная пища.

На второй день куяськон – поминовение умерших. Со­бираются в специально отведенном для этого месте. Несут с собой 1 – 2 яйца, хлеб, вино. Бросают яйца и хлеб, льют не­много кумышки к подножиям священных елей. Закалывают овцу или барана, варят кашу. Перед тем как приступить к общей трапезе, одну-две ложки каши также бросают под ели.

На третий день – моление в честь Инмара, главного бо­га. Молятся хлебом и маслом. Жертвуют кого-либо из круп­ных животных (быка, телку). Варят кашу. Кости животного сжигаются.

На четвертый день продолжается моление в честь Инма­ра. Костер на этот раз разжигается чуть поодаль от первого кострища. Кости животного сжигаются.

На пятый день молятся Му-Кылчину. Жертвенная еда, приготовляемая в этот день, предназначается только для жителей данной деревни. Присутствующим со стороны есть запрещается. Кости жертвенного животного (черного быка, барана) закапываются в землю рядом с кострищем.

На шестой день – йыбырттон – поклонение, самый зна­чительный день моления во всем обрядовом цикле. В этот день жертвуется баран или овца. По очереди ос­вящаются хлеб с маслом, куарнянь – пресные лепешки, мя­со: всего понемножку бросают в огонь. Часть освященной пи­щи кладется на специальное устройство из веток на малень­кой елке и называется «вылэ мычон» («вверх возносимое») – это жертвоприношение верхним богам. Жрецы – куриськисьёс – при освящении каждого из видов жертвенной еды произносят про себя куриськоны. Кланяются один или три раза. Вслед за ними поклоны повторяют и все присутствую­щие. Мясо и бульон распределяют по мискам для каждой семьи мужчины – помощники вӧсяся, женщины в этом не принимают участия. После этого все располагаются семья­ми и едят. Остатки бульона и мяса не оставляют, несут до­мой или выливают в костер. Ни в коем случае не разрешается выливать освященную пищу под ноги. После ритуальной трапезы все снова собираются к костру. Часть жертвенной пищи бросают в огонь, остальное ставят на стол для вӧсясей и их помощников. Все остатки сжигаются на ко­стре.

Седьмой день – акташе вӧсяськон – моление акташу, проходящее неподалеку от места моления «йыбырттон». Из каждого дома несут куарнянь и крупу. В жертву приносят барана. Варят кашу. Освящают по оче­реди все виды пищи. Ставят «вылэ мычон», там же зажигают свечу. Мясо раздают всем присутствующим, завернув его в половину лепешки (куарнянь). После этого делят кашу. По­ев, все присутствующие встают на колени двумя полукруга­ми: впереди – мужчины, сзади – женщины. Стоя молятся только те, у кого в семье кто-либо недавно умер («выль кулэмъёссы вань»). Совершив поклоны, многие уходят домой.

Восьмой день – сьӧрлон кулэмъёслы куяськон – поми­новение умерших на стороне. Согласно полевым данным, прежде это было поминовение родичей прежней родины.

На этом цикл молений гершыда заканчивается.

Литература: Владыкин -мифологическая картина мира удмуртов. – Ижевск: Удмуртия, 1994.

Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/199/24257.php

Календарь Славянских праздников и Языческих обрядов

Календарь славянских праздников и список языческих обрядов

Древние языческие и славянские традиционные праздники, главные памятные даты и обряды, значение которых важно для всего Рода, находились в календаре определенного числа или месяца не просто так. Все праздники славянских народов и традиции тесно связаны с Природой и ее жизненным ритмом. Мудрые предки понимали – невозможно повернуть ее вспять и бессмысленно переписывать старые стили на новые.

В нашем календаре языческих праздников славян мы указываем для вашего удобства даты по новому стилю. Если Вы хотите праздновать их по старому, просто отнимите от указанного числа и месяца тринадцать дней. Мы будем искренне рады тому, что Вы проникнетесь честностью и полезностью, разумностью и благодатью языческих праздников Древней Руси и Предков-славян, их традиций и поможете возродить и передать их своим Потомкам для укрепления силы всего Рода. Для желающих войти в новый ритм с обежной защитой амулетов, заходите в наш каталог — славянские обереги.

Природный календарь славян основан на четырех главных точках – днях осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Они определяются астрологическим расположением Солнца относительно земли: возможно смещение в датах от 19 до 25

Лето (год) Зимнее солнцестояние Весеннее равноденствие Летнее солнцестояние Осеннее равноденствие
2016 22,23,24 декабря (25 — Коляда) 19 марта 21 июня 25 сентября
2017 21,22,23 декабря (24 — Коляда) 18 марта 21 июня 25 сентября
2018 20,21,22 декабря (23 — Коляда) 19 марта 22 июня 25 сентября
2019 22,23,24 декабря (25 — Коляда) 21 марта 21 июня 23 сентября
2020 19,20,21 декабря (22 — Коляда) 20 марта 22 июня 22 сентября
2021 20,21,22 декабря (23 — Коляда) 18 марта 21 июня 25 сентября
2022 21,22,23 декабря (24 — Коляда) 19 марта 21-22 июня 25 сентября

Само же годовое Колесо – Коло Сварога состоит из двенадцати лучей-месяцев. Силой Богов и Рода она запущено в непрерывное вращение посолонь и образует КругоВорот ПриРоды.

Саму любовь славян к своей Земле и Круговороту стихий и времен года отражают древние языческие названия каждого месяца. В одном емком слове отражена суть времени и ласковое обращение к ПриРоде, понимание ее трудной КруглоГодичной работы во Благо своих детей.

Вот как называли наши Предки месяцы, в которых справляли главные славянские праздники:

Январь — Просинец, Февраль — Лютень, Март — Березень, Апрель — Цветень, Май — Травень, Июнь — Червень, Июль — Липень, Август — Серпень, Сентябрь — Вересень, Октябрь — Листопад, Ноябрь — Грудень, Декабрь — Студень

Зимние славянские праздники и обряды

Языческие и славянские праздники в декабре

3 декабря День памяти богатыря Святогора

В этот день славянами вспоминается и почитается богатырь-великан Святогор, принесший Руси большую пользу в борьбе с печенегами. Его подвиги описаны наравне с героизмом Ильи Муромца в славянских былинах, жил он на высоких Святых горах, а по преданию его тело захоронено в Гульбище, боярском кургане больших размеров. В такой праздник хорошо рассказать своим Потомкам о великане Святогоре и продлить Память о его наследии, поведать и о Родных Богах славян.

19-25 декабря Карачун

Карачун – второе имя Чернобога, спускающегося на землю в дни зимнего солнцестояния, Коловорота (длится 3 дня в промежутке с 19 по 25 декабря). Карачун является злым подземным духам и имеет при себе слуг в образе медведей – буранов и волков – метелей. Это мороз и холод, укорачивающийся день и беспроглядная ночь. Однако вместе с этим Карачун считается справедливым Богом смерти, не нарушающим земные Порядки просто так. Чтобы защититься от гнева Чернобога достаточно соблюдать Правила и носить славянские амулеты-обереги.

По завершению Карачуна наступает Праздник — Коляда, Солнечное Рождество

Коляда – это молодое Солнце, воплощение начала новогоднего цикла. С этого дня начинались Большие зимние Святки и поворот Солнца на весну. В это время дети и взрослые рядились в сказочных персонажей и зверей и под именем Коляды стувались в избы зажиточных семей. Под задорные песни и пляски они требовали угощений от накрытого стола и желали хозяевам счастья и долголетия. Обидеть колядующих означало навлечь на себя гнев самого Коляды, поэтому накануне Солнечного Рождества начиналась подготовка сладостей и варка кутьи.

31 декабря Щедрый вечер, Щедрец

В этот день Больших зимних Святок, собирались и выходили по улицам играть представления. Собирать угощения, славить и щедрых хозяев и шуточно ругать скупцов. Щедрый, добрый вечер! – кричалось каждому прохожему в приветствие. Отсюда и пошло название этого зимнего славянского праздника со времен языческой веры.

Языческие и славянские праздники в январе

6 января Турицы

Тур – это сын Велеса и Макоши, покровитель пастухов, гусляров и скоморохов, юношей – будущих воинов и кормильцев семей. В этот славянский праздник производился обряд посвящения в мужчины, а также выбирался главный пастух в селенье. Этот праздник закрывает Велесовы Зимние святки и поэтому все спешат погадать последний раз, что же ждет их в будущем, накрывают богатый стол.

8 января Бабьи каши

В этот славянский праздник чествуют повивальных бабок и всех старших женщин Рода. Им преподносятся щедрые дары и славления, а в ответ они обсыпают своих детей и принятых когда-то младенцев зерном с благославлением и пожеланием щедрой Доли и Легкой Судьбы. Символ Рода в славянских оберегах также помогает сохранить связь между поколениями, привить Потомкам уважение к своим Предкам.

12 января День похищений

В этот не славянский праздник, а памятный день Велес похитил супругу Перуна, Додолу или иначе Диву в отместку за отказ на предложение руки и сердца, а позже и Марену, супругу Даждьбога, которая стала женой Кащея и родила ему много дочерей-демониц. Поэтому двенадцатого января остерегаются выпускать девушек гулять одних и работают над усилением личных защит: изготавливают украшения-амулеты, вышивают на женских рубаха обережные орнаменты.

18 января Интра

Это древний языческий праздник славян, в день которого они почитают участника Воинского Триглава Интру. Он, Волх и Перун составляли Свод качеств, необходимых для воина. Интра символизировал Свет и Тьму как борьбу противоположностей и необходимость выбрать верное, порой и жесткое решение. Также Интра, Индрик-зверь является и покровителем колодцев, туч, змей, Навьим Богом, поэтому в такую ночь Ведуны заговаривали на защиту все печные трубы, чтобы темные духи в виде змей не смогли проникнуть в дом.

19 января Водосвет

Можно заметить, что обычаи этого праздника очень напоминают христианский праздник Крещения. Однако христиане заменили название языческого праздника «Водосвет» на «Крещение Господне», а суть и традиции остались прежними хоть это и не христианский праздник и даже католики не отмечают 19 января.

В этот день славяне отмечали языческий праздник Водосвет. Считалось, что собственно в этот день, вода делалась светлой и превращалась в целебную. По традиции в этот день купались в проруби. Если окунуться не было возможности, тогда обливались водой в тёплом месте. После того, как все искупались, собирались гости и желали друг другу здоровья до следующего Водосвета.

Считалось, что такое купание заряжает человека здоровьем на весь год. Славяне верили, что в этот день Солнце, Земля, а также центр Галактики располагаются таким образом, что вода структуируется и открывается канал общения между людьми и центром Галактики, своего рода связь с космосом. Именно поэтому вода и то, что состоит из воды, считалось хорошим проводником. Вода способна «запоминать» как отрицательную, так и положительную информацию. И естественно может либо восстановить человека, либо наоборот разрушить его.

Наши предки верили в целебные свойства воды и понимали, что от качества воды зависит здоровье человека.

Читайте также:  Зайчонок праздник отмечали всех друзей своих позвал

21 января Просинец

Этот славянский праздник посвящается славлению Небесной Сварги и возрождению Солнца, смягчению холодов. В древности языческие Ведуны вспоминали и благодарили Крышеня, давшего людям огонь для растопления Великого Льда и пролившего из Небесной Сварги живительную Сурью – воду, которая 21 января делает все источники целебными и омолаживающими.

28 января День угощения домового — Велесичи, Кудесы

В этот день славят детей Велеса – его небесных воинов и благодарят Бога за такую защиту Рода. Также не забывают и про Домового, угощают его самым вкусным в доме и просят не обижаться на что либо, поют ему песни и сказки, стараются задобрить и развлечь. В этот день кудесят все: от духов до людей, поэтому не стоит удивляться происходящим чудесам и подшучиванием Батюшки-Велеса над нами. Если хочется, то можно принести требы под ель или сделанный кумир Родного Бога прямо в лесу.

Языческие и славянские праздники в феврале

2 февраля Громница

В этот зимний славянский праздник можно услышать удивительные единичные раскаты грома – так Перун поздравляет свою супругу Додолю-Маланьицу, Молнию, приглашая и нас славить богиню и просить у нее милости – не сжигать амбары и дворы в гневе, а работать во славу будущего урожая, вызывая дожди. Также в такое время смотрели на погоду и определяли – засушливым будет год или же нет.

15 февраля Сретение

Это древний славянский праздник встречи Весны и Зимы, последних зимних холодов и первых весенних оттепелей. В знак уважения к Солнышку пеклись требные блины, а в полдень сжигали Ерзовку, куклу из соломы, выпуская дух Огня и Солнца на свободу. Любопытно, что все многочисленные, связанные с этим днем приметы довольно точны. Поэтому рекомендуем наблюдать погоду на Сретение и строить планы исходя из предсказанного ПриРодой.

16 февраля Починки

Починки – это важная дата, наступающая сразу же после языческого праздника древних славян Сретения. С этого дня принимались за починку телег, заборов, овинов, амбаров и сельскохозяйственного инвентаря. Готовь телегу зимой – именно с Починок пришла к нам такая мудрая пословица. Также следует не забыть и о Домовом, принести ему угощения и поговорить с ладом да миром для установления контакта и получения поддержки в работе на пользу хозяйства.

18 февраля Троян Зимний, день Стрибожьих внуков», поминовение павших у Троянова Вала

Этот замечательный славянский праздник – день Памяти павших воинов, достойных Сварожьих внуков. В их честь совершались обрядовые реконструкционные бои и приносились щедрые помины, а Потомкам рассказывалось и наглядно показывалось – как много сделали для всего Русского Рода участвовавшие в бою у Троянова Вала воины.

28 февраля Великий Велесов день

Великий Велесов день наши предки праздновали именно 28 февраля, а в високосный год 29 февраля.

Сегодня можно встретить информацию, что день Велеса празднуют 11 февраля, никак при этом не объясняя сей факт и откуда повелось праздновать 11-го. Однако мы же склоняемся строго к 28 или 29 февраля. В этот праздник славили Великого Бога Велеса приносили требы, проводили обряды и игровые забавы, как символ скорого окончания холода, его отступления вместе с Марой.

Весенние славянские праздники и обряды

Языческие и славянские праздники в марте

1 марта День Марены, Вьюницы, Навий день

В этот день славят богиню Зимы и Смерти Марену, владеющую Навьим миром и помогающую людям после жизни дойти до Калинова Моста. По нему можно пройти через черту Яви и Нави, реку Смородину. В ночь перед этим праздником в Яви пробуждались все неусопшие, забытые и незахороненные души умерших. Они могли ходить по дворам, пытаясь получить внимание и даже вселяться в живых. От того в то время люди надевали личины – маски животных, чтобы навьи злые духи не заметили их и не смогли навредить. В последний Навий день принято почитать своих усопших Предков и готовить поминальный стол, приносить требы и воздавать Славу за прожитую жизнь и данных ими Потомков Рода. Угощать своих умерших Родных можно как и на могилах, так и пустив по воде скорлупы от крашеных яиц – если они ушли в другой мир давно и жальника, могилы уже не осталось или она очень далеко.

14 марта Овсень малый

По древнеславянскому обычаю на Малый Овсень приходился Новый Год – начало пробуждения ПриРоды и ее готовность к сельскохозяйственным работам и плодоРодию. Соответственно, март был ранее первым месяцем года, а не третьим. Овсень, появившийся чуть позже на свет и считающийся младшим брат-близнец Коляды. Именно он доносит до людей знания брата и помогает воплотить их в практический опыт. В этот день принято радоваться новому году и строить планы на будущее, начинать новые дела, славить пробуждение ПриРоды.

19-25 марта Комоедицы или Масленица, Великдень

Языческий праздник Масленица – это не просто славянская встреча весны и веселые проводы зимы. Это день весеннего солнцестояния, поворотный момент в календаре и укладе жизни. В православном празднике Масленицы языческая Комоедица сохранилась практически со всеми ее традициями: сжигания чучела зимы – Марены, угощение блинами – Комами и еда их всю неделю. Первые солнечные блины обычно отдавали в качестве треб Медведю, олицетворению Велеса. Их раскладывали на лесных пеньках, а дальше шли жечь обрядовые костры, в которых сжигали ненужное старье и очищали себя и свою семью от ненужного груза. Начинали праздновать Комоедицы за неделю до дня Равноденствия и продолжали веселиться еще неделю после него.

22 марта Сороки или Жаворонки

Этот славянский праздник является продолжением славления весеннего равноденствия, а называется так из-за того, что по обычаю начинают прилетать сорок новых видов птиц с зимовья, в том числе и первые жаворонки. И даже они в этот раз припозднились, то в каждой семье выпекались свои сдобные жаворонки, которые должны были привлекать настоящих. Обычно это доверялось делать детям, которые с удовольствием бежали закликать весну, а после лакомились вкусной выпечкой. В виде жаворонка делались и деревянные обереги для дома. Они привлекали счастье, здоровье и удачу.

25 марта открытие Сварги или Закликание весны

На последнее, третье закликание весны с ржаными ароматными жаворонками, играми и хороводами происходит Открытие Небесной Сварги и на землю сходит Жива. Наконец-то природ проснется, оживет и начнет свой рост в течение рек и сеянцах, молодых побегах и новых ветках деревьев. В этот славянский праздник чувствуется Живое дыхание Богов, благосклонно относящихся к явьим Потомкам.

30 марта Ладодение

В этот мартовский день славили Ладу: богиню любви и красоты, одну из двух небесных Рожаниц, Богородицу. Этот славянский праздник сопровождался хороводами и плясками, а также выпеканием журавликов из пресного теста для домашних семейных оберегов. Светлый день добра и тепла позволял зарядить и украшения для девушек или замужних женщин – серьги, кулоны и браслеты с ладинцами, символизирующими гармонию женской красоты, здоровья и мудрости.

Языческие и славянские праздники в апреле

1 апреля День Домового или его пробуждение

Этот веселый славянский праздник посвящался Домовому – тому самому духу, что оберегал ваш дом, подворье и закрома. Первого апреля он просыпался от зимней спячки, в течение которой он делал только важные дела – охранял ваше имущество, и начинал активную работу по наведению уюта и привлечения достатка в семью. Чтобы он быстрее проснулся и стал бодрее – его угощали молоком и другими вкусностями, начинали шутить и играть с ним и друг с другом – разыгрывать и рассказывать анекдоты, надевать одежду наизнанку, а носки или обувь порознь.

3 апреля Водопол День водяного

Именно в этот день просыпался Водяной и начинался ледоход и разлив рек. Этот славянский праздник посвящался ему: рыбаки несли щедрые дары для Водяного в надежде, что тот наведет порядок в водном царстве и отблагодарит угощающих щедрым уловом, не порвет их сети, пригонит в них крупную рыбу, а также накажет русалкам не трогать их и их близких. Некоторые артели могли принести в дар и целую лошадь, однако чаще всего требы ограничивались молоком, маслом или хлебом с яйцами. Кидая их в холодную весеннюю воду, славяне надеялись – Водяной дух проснется в хорошем и сытом настроении.

14 апреля день Семаргла

В этот славянский праздник Семаргл-Огнебог топит последние снега, превращаясь в пылающего крылатого волка и летая по полям. Именно этот Бог Солнца и Огня охраняет посевы и дает хорошие урожаи и именно он может сжечь дотла все живое. Говорят, что Семаргла выковал из искры сам Сварог на своей священной кузнице. Каждую ночь он стоит на страже Порядка с огненным мечом и только в день осеннего равноденствия приходит к Купальнице, чтобы у них появились дети – Купало и Кострома. Требы Огнебогу приносят, бросая их в костер, обереги с Семарглом также активируют в его пламени с просьбой Бога о защите.

21 апреля Навий день или Поминовение предков

В этот день весенних святок души умерших Предков спускаются к нам, чтобы навестить и услышать про нашу жизнь, радости и печали. Поэтому производится поминовение родственников на могилах и принесение тризны: угощения в память о них. Более старших в Роду поминают, опуская в воду скорлупки от крашеных яиц, чтобы к Русальему дню они были переданы им как дорогая весточка от близких. Также как и первого апреля, в день Марены, в этот славянский праздник выходя на Явью сторону и неусопшие, неупокоенные, неприкаянные, обиженные покойные души. Именно поэтому многие опять наевают личины для защиты себя от них.

22 апреля Лельник Красная горка

В этот удивительный праздник и еще долго после него славили Лелю, богиню весны, молодости и помощницу в получении будущего урожая. На высокий холм, Красную Горку усаживали самую молодую и красивую девушку, приносили ей всяческие дары: молоко, хлеб, сладости и яйца, водили вокруг нее хороводы и радовались пробудившейся после зимы жизни. Раскрашенные, писаные яйца раздавались родным и близким, а также неслись уже покойным Предкам в качестве помина. Такие цветные, расписные яйца вообще являются частью славянской культуры, некоторые из них следовало приберечь для последующих один за одним других весенних праздников пробуждения ПриРоды и славления Ярилы, Живы, Даждьбога.

23 апреля Ярило вешний

В этот славянский праздник выходят на улицу встречать и благодарить покровителя пастухов и защитника от хищников домашнего скота Ярилу-весеннее Солнышко. С этого периода начинаются первые весенние свадьбы и производится символическое оплодотворение – Отмыкание Ярилой Земли и выпускание первой росы, которая считалась сильной и использовалась при обрядовых катаниях мужчин по земле для увеличения их здоровья и богатырской воли. Ярилина роса бережно собиралась и использовалась впрок как живая вода для лечения многих недугов.

30 апреля Родоница

В этот последний день апреля и Красной Горки заканчиваются весенние холода и люди идут поминать предков, принося им стандартные требы: кутью, блины, овсяный кисель и писаные яйца. Также в этот день устраиваются соревнования: катание с горы писаных яиц. Побеждает тот участник, чье яйцо укатится дальше всех и не разобьется. Такая выкатка земли яйцами символизирует ее будущее плодоРодие. К полночи все празднующие готовят зачин и собирают огромный большой костер на той же горе для празднования Живина дня.

Языческие и славянские праздники в мае

1 мая Живин день

Сразу в полночь первого мая начинается славянский весенний праздник в честь Живы: богини весны, плодородия, рождения жизни. Дочь Лады и супруга Даждьбога, Живена дает жизнь всему живому и наполняет этой созидательной силой весь Род. При зажженном костре в ее честь женщины и девушки, которым покровительствует богиня, берут в руки метлы и совершают обрядовую пляску-уборку от нечисти, прыгают через ЖивоТворящий Огонь, очищаясь от зимнего навьего сна и морока. Жива – это движение природы, первые побеги, первые ручейки, первые цветы и первая любовь.

Читайте также:  С праздником по чувашски перевод

6 мая День Даждьбога — Овсень большой

В этот день славят Даждьбога, ПраРодителя славян, Бога Плодородия и супруга Живы. Именно в этот день он отрекся от Марены и сделал выбор в пользу дочери Лады, тем самым – став вместе с Живой на защиту ПриРоды и ее Плодов. Шестого мая люди выходят в поле и производят первые ритуальные засевы, выводят скот на свежие поля, а также начинают строительство новых домов, ну и конечно же – приносят щедрые требы дедушке Даждьбогу и радуются жаркому солнышку как символу настоящей весны и будущего обильного урожая.

10 мая Вешнее Макошье

Это день почитания Мать-сырой-Земли и ее покровителей – Макоши и Велеса. В этот день запрещалось ранить землю: копать, боронить или просто втыкать в нее острые предметы – ведь она просыпается после зимнего навьего сна и наполняется живительными соками. Все ведуны и просто чтящие ПриРоду братья-славяне выходили в этот день со щедрыми дарами на поля и выливали Матушке Земле полные чарки, славя ее и прося хорошего урожая, ложились на нее и слушали ее ласковый родительский шепот с советами и наставлениями.

22 мая Ярило мокрый Троян, Трибогов день

В этот день происходит прощание с Ярилой – весенним Солнцем и славятся три летних Бога Сварожьего Триглава, сильных в Прави, Нави и Яви: Сварога, Перуна и Велеса. Считается, что Троян собрал в себе силу каждого из них и ежедневно стоит на страже ПриРоды от нападения Чернобога. На Трояна производили посвящение мальчиков в воины, поминали предков и делали обереги от душ неприкаянных покойников, в том числе и опахивали целые деревни защитным, обережным кругом от злых навьих сил, а женщин и девушек очищали от морока перед свадебными обрядами и деторождением.

31 мая Праздник кукушки или Кумление

Этот очень интересный славянский праздник подразумевает то, что все мы братья и сестры одного Рода. Поэтому желающим покумиться – сродниться, не имея прямого кровного родства, в последний день весны предоставляется такая возможность. Также можно попросить желаемого у Живы – просто расскажите свои надежды и мечты кукушке, она донесет их до Богини и прокует ей о вас. Также в этот древний языческий прадник славяне обменивались подарками-оберегами с дорогими и близкими им по духу людьми.

Летние славянские праздники и обряды

Языческие и славянские праздники в июне

1 июня Духов день или начало Русальей недели

Духов день начинается с первого дня лета и продолжается всю неделю, называемую Русальей. С этого дня Марена выпускает погостить умерших предков в Явь, а их Потомки приглашают их в свои дома, раскладывая по углам березовые ветки, символизирующие Родовые связи. Однако вместе с ними активируются и не упокоенные, самоубивщиеся и утопившиеся люди. Чаще всего это женщины и Русалки. Вода в это время наиболее активно принимает и проводит энергию Прави, Силави и Яви. С помощью нее можно выздороветь, навести порчу или же что-то узнать. В качестве треб на берега рек приносили одежду и рушники для русальих детей, а чтобы духи не смогли проникнуть в тело, носили обереги с Одолень-травой.

19-25 июня Купало

Это главный летний языческий праздник у славян – День Солнцестояния, Коловорота. В этот день совершаются многие обряды – ведь сила такого периода очень большая. Собранные на Купало травы имеют большую ценность. Ярый огонь костра очищает людей, а вода смывает с них все горести и болезни. Пир, игры да хороводы с обрядами продолжаются с зари до зари. Это славянский веселый и жизнерадостный праздник, символом которого на весь год остаются обереги с Одолень-травой, Цветком Папоротника и Коло Года.

23 июня Аграфена Купальница

Этот языческий древнеславянский праздник открывал купальный сезон. В каждом доме начинали заготавливаться целебные банные веники и проводилась ритуальная топка бань для чистки родных – пропаривания, и последующей зарядки – восстановления здоровья при окунании в открытые водоемы. В день Аграфены Купальницы, как и на других святках, девушки всех возрастов ходили со славлениями и прошениями преподнести подарки: славянскую верхнюю одежду, рубахи с вышивкой, украшения из серебра с обережной символикой.

Языческие и славянские праздники в июле

12 июля День Снопа Велеса

С Велесового дня начинает прибывать жара и производится покос сена скоту, завязываются вбирающие в себя плодорородный дух полей первые снопы. Поэтому и приносятся требы и славления Велесу, как покровителю земледелия и скотоводства. Также в этот день величали и Алатырь, а Велеса просили пододвинуть его на время и дать душам своих предков пройти в Навь и обрести там свой покой. Чиры Велеса в этот славянский летний праздник наносились на его кумиры, а также личные и домашние амулеты-обереги. Также в этот день приносятся требы в Священном Огне.

Языческие и славянские праздники в августе

2 августа Перунов день

Этот древне языческий славянский праздник посвящался чествованию и славлению Вышнего Бога огня и грома, Перуна. В такую дату все мужчины освящали свое оружие, чтобы оно служило верой и правдой хозяину, было вострым, а также вызывали дождь после длительной засухи для спасения полей и урожай. Перуну приносились жертвы и просто щедрые требы к алтарю с кумиром и чиром: выпечка, хлеб, квас. Надетая с благословлением Бога секира Перуна или другой славянский талисман охраняли владельца на чужбине и в трудных ситуациях.

15 августа Спожинки

Спожинки, пожинки или обжимки – это языческий праздник древних славян со славлением Велеса и срезанием последних урожайных снопов зерна. В каждом поле оставляли последний пучок пшеницы и завязывали его в виде бороды Велеса, в знак уважения и понимания всего того подаренного им великого дара земледелия. Также в это время начинали освящать на Великом Огне собранные мед, яблоки и зерно, приносить их в требу вместе с хлебом и кашей Родным Богам.

21 августа День Стрибога

Это славянский праздник в честь Стрибога, повелителя ветра и управляющего смерчами и стихийными бедствиями Бога. В этот день приносят требы для заверения своего уважения: лоскутки, зерно или хлеб и просят снисхождения – хорошего урожая в следующем году и целых крыш над головой. Стрибог является родным братом Перуна и держит в своем кулаке семьдесят семь ветров, живя на острове-Буяне. Именно поэтому предки верят – он может донести просьбу или желание Родным Богам и наказать обидчиков, где бы они не находились.

Осенние славянские праздники и обряды

Языческие и славянские праздники в сентябре

2 сентября День памяти князя Олега

Князь Русский Олег сделал много для своего народа: заключил договор с Византией и наладил торговые пути с беспошлинным сбытом, объединил разрозненные славянские Роды в Единый – Киевскую Русь, дал достойное воспитание сыну Рюрика Игорю, и прибил свой щит как символ победы на ворота Царьграда. Вещий Олег погиб по вине своего коня, как и предсказывали это мудрые Жрецы. Как бы он не старался изменить ход судьбы, это было невозможно.

8 сентября Род и Роженица

Этот славянский праздник посвящен семьи и его благополучию. В такой светлые день Славят Рожаниц: Лелю и Ладу и весь произведенный ими Род. После принесения треб Родным Богиням начинаются обрядовые игры и ритуальные похороны мух, символизирующих скорое оцепенение всех насекомых и впадание в спячку до весны. Кроме пира на весь дом, близкие люди обменивались подарками и оберегами со славянскими символами: Ладинцем, Рожаницей, Родом и Родимычем, а также торжественно вешали и ставили лики и кумиры Богов на Алтарь.

14 сентября Первые Осенины, День Огненного Волха

В этот день земледельцы начинали праздновать Первые Осенины – день Урожая и благодарить матушку Землю за него. Также стоит вспомнить и чествование Огненного Волха – сына Индрика-зверя и Матери Земли, мужа Лели, любовь которых выдержала все преграды и обстоятельства, а мудрый, храбрый и чистый образ Волха четко отражен славянскими сказками в главном герое Финисте Ясном Соколе.

21 сентября День Сварога

В этот сентябрьский день славяне отмечали праздник Сварога и славили его за то, что он снизошел и научил людей ремеслам вместе с Велесом, подарил священный Топор и Кузницу. Тем самым Род Русский мог выжить и заняться делом осенней и зимней порой. В этот день принято резать откормленных за лето кур, и первую из подворья отдать Сварогу в качестве треб. Осенние смотрины и свадьбы также начинались с этого дня, а братины собирали в избах девушек огромное количество молодых парней. В этот день также происходило закрытие Сварги и уход в нее до весны богини Живы.

22 сентября Праздник Лады

Лада, как Богородица и подательница семейного благополучия, покровительница всего живого, заслужила у славян праздник во славу себя. В это время ее благодарили за снятый урожай и достаток, а также за посланную вторую половинку и создание новой семьи, играли свадьбы с обрядовыми обручальными кольцами, а также дарили своим выросшим дочерям обережные украшения с Ладинцами как талисман для красоты и гармонизации женской судьбы.

19-25 сентября Радогощь, Таусень, Овсень или Осеннее Равноденствие (Новолетие)

В этот день подводились итоги и считался убранный урожай и сделанные запасы. Люди славили главного Бога Рода и Рожаниц и приносили им щедрые требы в благодарность за покровительство и помощь. На некоторых территориальных областях славяне начинали праздновать Осеннее равноденствие с закрытия Сварги, Праздника Небесного Кузнеца или Богача и все это время вели щедрые пиры.

Языческие и славянские праздники в октябре

14 октября Покров, с введением христианства этот праздник отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата.

В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой, и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов, хотя точного названия праздника не сохранилось. День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме.

30 октября День богини Макоши

В осенний день славили Макошь, ту – что прядет человеческие судьбы, покровительствует семьям и детям в ней, дает счастливый яркий очаг и помогает научиться женским ремеслам: ткачеству, прядению, шитью, вышиванию. Ей приносились требы под кумиры на Алтаре или же на поля и в реки: сладкие булочки, монетки и пшеница как символ зажиточности. Также в этот день активировались заранее вышитые обереги для дома, чиры и славянские амулеты-украшения.

Языческие и славянские праздники в ноябре

25 ноября День Марены

В последние дни осени Марена окончательно выгоняет Ярилу и накрывает Явь своим покрывалом холода, снега и льда. Этот языческий праздник славян не содержи в себе радости. Люди примиряются с фактом и в зачине кладут скромные требы Богине, однако все равно стараются показать Маре свое бесстрашие и готовность выжить даже самой лютой зимой. Также в эту дату внимательно относятся к духам умерших Предков, их шепоту в последних оставшихся листьях и стараются принести помин, задобрить навьи Силы.

Источник статьи: http://veles.site/news/kalendar-slavyanskih-prazdnikov-i-yazycheskih-obryadov

Оцените статью
Adblock
detector