Юсупов, Нуратдин Абакарович
Нуратдин Юсупов | ||
Дата рождения | 28 марта1931 ( 1931-03-28 ) | |
---|---|---|
Место рождения | Кулушац, Лакский район, ДАССР, РСФСР, СССР | |
Дата смерти | 23 февраля2000 ( 2000-02-23 ) (68 лет) | |
Гражданство (подданство) |
| |
Род деятельности | поэт, переводчик | |
Направление | детская литература | |
Язык произведений | лакский | |
Дебют | «Слово о матери» (1956, сборник) | |
Премии | | |
Награды | Нуратдин Абакарович Юсу́пов (1931 — 2000) — известный лакский поэт. СодержаниеБиографияРодился 28 марта 1931 года в селении Кулушац Лакского района. Окончил исторический факультет Дагестанского педагогического института имени С. Стальского (ныне ДГУ имени В. И. Ленина), затем Высшие литературные курсы при Литературном институте имени М. Горького и двухгодичные курсы сценаристов. Первая книга его стихов «Слово о матери» на лакском языке появилась в 1956 году. Поэтические сборники на родном языке: «Как Али стал вожаком», «Дети гор», «День рождения канатоходца», «Как звать тебя?», «Мечты Ахмеда», «Чтобы я сделал для тебя?», «Три подарка» и другие. Стихотворения Нуратдина Юсупова переводились на русский язык. В Москве вышли его книги: «Голубь и пшеничное зерно», «День рождения», «Рыба тонет», «Как лягушка осталась без хвоста», «Хитрый Ахмед», «Раз, два, три», «Чабан Рабадан» и другие. Сценарии Нуратдина Юсупова были экранизированы: «Канатоходцы» (Северо-Кавказская студия телефильмов), «День рождения». Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%AE%D1%81%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%B2,_%D0%9D%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B4%D0%B8%D0%BD_%D0%90%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 Нуратдин ЮсуповКраткая биография автораВыпускник исторического факультета Дагестанского педагогического института им. С. Стальского (ныне ДГУ им.В.И.Ленина), затем Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького и двухгодичные курсы сценаристов. Первая книга его стихов «Слово о матери» на лакском языке появилась в 1956 году. Поэтические сборники на родном языке: «Как Али стал вожаком», «Дети гор», «Деть рождения канатоходца», «Как звать тебя?», «Мечты Ахмеда», «Чтобы я сделал для тебя?», «Три подарка» и другие. С. Выпускник исторического факультета Дагестанского педагогического института им. С. Стальского (ныне ДГУ им.В.И.Ленина), затем Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького и двухгодичные курсы сценаристов. Первая книга его стихов «Слово о матери» на лакском языке появилась в 1956 году. Поэтические сборники на родном языке: «Как Али стал вожаком», «Дети гор», «Деть рождения канатоходца», «Как звать тебя?», «Мечты Ахмеда», «Чтобы я сделал для тебя?», «Три подарка» и другие. Стихотворения Нуратдина Юсупова переводились на русский язык. В Москве вышли его книги: «Голубь и пшеничное зерно», «День рождения», «Рыба тонет», «Как лягушка осталась без хвоста», «Хитрый Ахмед», «Раз, два, три», «Чабан Рабадан» и другие. Его книги переведены на многие языки мира. По сценариям Нуратдина Юсупова сняты фильмы «День рождения» («Союзмультфильм») и «Канатоходцы» (Северо-Кавказская студия телевизионных фильмов). Нуратдин Юсупов перевел на родной язык произведения Пушкина, Лермонтова, Короленко, Чехова, Маяковского, Есенина , Твардовского. Источник статьи: http://knigogid.ru/authors/23341-belkin-aron-isaakovich Конспект занятия «У нас в Гостях дедушка Рабадан» по произведению Н. Юсупова «Чабан Рабадан» (5–7 ЛЕТ) Темирбекова Альбина Салевовна КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «У НАС В ГОСТЯХ ДЕДУШКА РАБАДАН» ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ Н. ЮСУПОВА «ЧАБАН РАБАДАН« -познакомить детей с произведением Н. Юсупова «Чабан Рабадан« -развивать речь детей,обогащать речь словами: прикорнуть, свирель, скот, кочевать, отара, чабан, шерсть; -знакомить детей с приемами аппликации — приклеиванию шерсти на силуэт овцы для придания сходства с её шубой. — развивать память, мыслительную деятельность, воображение, мелкую моторику рук. — воспитывать у детей интерес к чтению художественной литературы; -вызвать эмоциональный отклик, желание заботиться о животных. Материалы и оборудование: книга Н. Юсупова «Чабан Рабадан»; силуэты овец, шерсть, клей, кисточки, салфетки; костюм персонажа (чабан Рабадан). Предварительная работа: беседа о работе чабана, о домашних животных, о пользе, которую они приносят людям; разучивание пальчиковой гимнастики «Овечка»; рассматривание картины «Пастух с овцами»; разучивание физкультминутки «Мы веселые овечки». Ход занятияВоспитатель. Какая чудесная мелодия. Прислушайтесь, ребята, это играет свирель. Звучит горская мелодия. Воспитатель читает стихотворение «Маленький чабан». Маленький чабан За селом свирель поет, Там Аслан ягнят пасёт. С ним собака, верный друг, Зря ты ходишь, волк, вокруг. У Аслана в сумке сыр. На лугу зеленом пир. Сорок маленьких ягнят Травку свежую едят. На лугу свирель поет, В гости всех друзей зовёт! (А. Исмаилов) Раздается блеяние овец, ягнят. Интересно, что это за шум? Слышите, ребята, кто-то в гости к нам идёт. Входит дедушка Рабадан. Дедушка Рабадан. Здравствуйте, ребята! Пока мой внук Аслан пасет отару на зеленом лугу, я пришел к вам в гости и принес очень интересную книгу. Воспитатель. Ребята, вы узнали, кто это? Дети. Дедушка Рабадан! Дедушка Рабадан. А чтобы узнать, что это за книга, вам надо отгадать мою загадку. Кто пасет овец и коз, Там, где луг травой зарос? Дети. Чабан. Дедушка Рабадан. Молодцы, отгадали загадку. Книга называется «Чабан Рабадан». А написал ее дагестанский поэт Нуратдин Юсупов. Воспитатель. Спасибо, дедушка Рабадан, мы обязательно сейчас прочитаем произведение Нуратдина Юсупова «Чабан Рабадан». Может быть, это про Вас написал дагестанский писатель Нуратдин Юсу- Воспитатель выразительно читает произведение Н. Юсупова «Чабан Рабадан». Воспитатель. Вот какое стихотворение написал Нуратдин Юсупов. Ребята, вам понравилось это произведение? Что вам больше всего понравилось в нем? А теперь давайте немного отдохнем и представим, что мы веселые овечки. Проводится физкультминутка «Мы веселые овечки». Мы веселые овечки рано утром возле речки Прыг-скок, прыг-скок (Дети прыгают, взявшись за руки) Вверх до неба Поднимают высоко руки, Вниз до травки (Опускают руки до пола, А потом кружились, кружились (Берутся за руки и кружатся) — Бух! В речку все свалились! (Дети изображают падение). Воспитатель. Ребята, давайте продолжим нашу беседу. Вопросы по содержанию стихотворения: 1. Кто написал стихотворение «Чабан Рабадан»? 2. Как зовут чабана? Как описывает его Нуратдин Юсупов? 3. Чем занимается чабан Рабадан? 4. Какой труд у чабана? 5. Сколько овец в отаре у чабана Рабадана? 6. Кто был в отаре чабана Рабадана? 7. Где живет чабан Рабадан? 8. Каким был чабан Рабадан? Воспитатель. Ну что, дедушка Рабадан, Вам понравилось стихотворение? Дедушка Рабадан. Конечно, я узнал своих овечек, коз и бараков. Воспитатель. Дорогой дедушка Рабадан! Мы с ребятами хотим сделать вам подарок. Скоро зима, и мы с ребятами хотим подарить вашим овечкам теплые шубки. (Воспитатель предлагает детям выполнить коллективную работу — аппликацию «На пастбище»). Воспитатель. Ребята, вы догадались, из чего мы будем делать шубки для овечек? (Ответы детей). С помощью вот такой шерсти. Возьмите шерсть в руки. Потрогайте ее руками. Какая шерсть? Дети. Мягкая и пушистая. Воспитатель. Прежде чем мы с вами будем выполнять работу, давайте поиграем в пальчиковую игру. Проводится пальчиковая гимнастика «Овечка». На лугу стоят овечки. Шерсть закручена в колечки. А играет для овечек На свирели человечек. Воспитатель. А теперь давайте оденем наших овечек в красивые, пушистые и теплые шубки. Воспитатель показывает, как делается Посмотрите, как мы с вами будем выполнять работу. Берем шерсть, делим ее на меленькие кусочки, каждый кусочек скатываем в шарик. Затем берём кисточку, опускаем её в клей и слегка прижимаем. Самостоятельное выполнение работы детьми. Дедушка Рабадан. Спасибо, ребята, вам за подарки, за вашу доброту, отзывчивость и трудолюбие! Теперь овечкам зимой будет тепло. Уж очень хороши эти овечьи шубки. Поеду в горы и всем расскажу, какие дети растут в детском саду. До свидания! Воспитатель. До свидания, дедушка Рабадан! Приезжайте к нам в гости. Мы вас будем ждать. Конспект комплексного занятия «В гостях у сказки» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое. Конспект муз. занятия по опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и произведению А. С. Пушкина для старшей группы ДОУ Ход занятия:Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня день гибели великого поэта А. С. Пушкина. Давайте вспомним на нашем музыкальном занятии. Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-u-nas-v-gostjah-dedushka-rabadan-po-proizvedeniyu-n-yusupova-chaban-rabadan-5-7-let.html Стихи Нуратдина Юсупова Бывают разные дома – Но дом чабанский непохож Белить не надо этот дом, Но, если дождь в горах польет, Ни капли не пропустит дом. Не страшен чабану и снег, Что делал бы чабан в горах Да, плохо бы ему жилось Под мышкой волочить матрац, . Хочу, чтоб знала вся страна Девушки-табасаранки Девушек-табасаранок На снегу ковер расстелим, Думая: цветы погибнут На перилах жарким летом . Девушки-табасаранки Источник статьи: http://journal-shkolniku.ru/usupov-stihi.html Adblockdetector |