Шагаа — традиции и обычаи. Порядок проведения
Самым любимым и популярным праздником тувинцев является Шагаа — Новый год по лунному календарю. Глубокий смысл праздника заложен в самом его названии — Шагаа, который тувинцами воспринимается как «Шагның чаазы»— «Начало нового времени», т. е. нового цикла, новой жизни и нового года по лунному календарю. Традиции его празднования корнями уходят в древность. Шагаа — особый сакральный праздник, поэтому существует определенные традиции его подготовки и проведения.
- Бүдүү айы — последний месяц уходящего года (канун)
Бүдүү айы – канун или последний месяц уходящего года (белый месяц). Новый год — праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключается, в первую очередь, в очищении. Бүдүү айы делится на несколько частей – духовное очищение, очищение дома, распаковка запасов к Шагаа, шитье новой одежды.
В это время каждый человек и каждая семья должны основательно подготовиться к Шагаа, внешнему очищению своего аала (квартиры, дома, двора). Эти действия называются кактаныр, арыгланыр, т.е. «трясти», «очищать» всякую грязь, скверну, которые накопились за год. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и трясут на снегу, все старое выбрасывают. Чистое жилище должно было принести благополучие и процветание его обитателям. Эта уборка, в которой участвуют все члены семьи, имеет глубокий философский смысл: вычищается не столько мусор, сколько болезни и плохие мысли.Для духовного очищения принято посещать молебны или приглашать священнослужителей на дом для очищения и освящения домашнего алтаря. Все помыслы и деяния, совершенные в белый месяц, умножаются во много раз, и плохие, и хорошие, поэтому важно взращивать в себе добродетельные помыслы. Также принято просить прошения и прощать самому. Запрещается проливать кровь животных, употреблять алкоголь. Таким образом, главное назначение бүдүү айы – очищение внешнее и духовное.
Подготовка блюд к Шагаа. Важно было, чтобы праздничный стол ломился от изобилия вкусной еды. Для Шагаа готовят в основном вареную баранину, различные виды выпечки (боова — пресные лепешки, боорзак– печенье в виде жаренных в топленом масле кусочков теста) и белую пищу (ак чем). К белой пище относятся различные виды молочных продуктов: сүттүг шай — молочный чай, саржаг — топленное масло, өреме — молочная пенка, быштак — пресный и прессованный сыры, курут — разные виды высушенной гущи, полученной из кислого молоко и др. Белую пищу ставили в почетной части юрты – дөр, перед буддийским алтарем, как подношение божествам и зажигали лампаду. Также белую пищу использовали в обряде саӊ салыр.
Новогоднюю пищу тувинцы заготавливали осенью, перед зимней перекочевкой. Данную традицию называли үүже кылыр – заготовка запаса мяса, хырбача или хырмача – мясное ассорти, замороженное в бараньем или говяжьем желудке. А в канун Шагаа совершалось үүже бузар – вскрытие ранее спрятанного до зимы хырбача.
2. Бүдүү хүн – Последний день уходящего года (канун)
Последний день уходящего года называют бүдүү хүн. Как правило, до этого дня вся основная подготовительная работа к Шагаа должна быть закончена. В этот день запрещается делать грязную работу, рекомендуется следить за своим поведением, относиться друг к другу с большим почтением.
3. Шагаа хүнү – первый день наступившего года (день Шагаа)
Саӊ салыры. Под обрядом саң салыр в целом понимается ритуальный костер, место установления которого предварительно тщательно очищается. Его, как правило, устанавливают на возвышенном и чистом месте, на восточной стороне. Дрова или палочки, которые берутся для костра, должны быть ровными и чистыми. В зависимости от местных традиций, складывают их по-разному: одни в виде четырехугольника, другие в форме пирамиды.
Саң салыры делали следующим образом: на сооруженной из снега небольшой горке устанавливали три больших камня и на них устраивали жертвенный костер, на который кладут ветку можжевельника — артыш. Его используют во многих ритуальных действиях, поскольку ему приписывают особые свойства, главное из которых – очищение. На костер кладут артыш, затем белую пищу — чем үстүн или чем дээжизин — самую почетную и лакомую часть принесенной еды. Все эти действа воспринимаются как подношение божествам разного ранга, хозяевам местности, а также как «угощение» самому божеству огня. При этом обязательно обходили три раза жертвенник сан салыры произнося йөрээлдер – благопожелания и просили благополучия в наступившем году.
Во время отсутствия мужчин, женщины совершали около своего жилища биче саң салыр – малый обряд возжигания ритуального костра для кормления духа-хозяина домашнего очага, окропляя землю молоком или чаем с молоком с помощью ритуальной ложки — тос карак.
Чолукшулга ёзулалы — это очень важная часть праздника, поскольку в этом обычае соединено несколько смысловых значений: младший по возрасту протягивал руки к локтям старшего ладонями вверх, как бы говоря: когда ты будешь совсем немощный, я поддержу тебя, помогу. Старший же протягивал руки ладонями вниз (у всех народов это жест отдавания), обещая поделиться самым главным, чем владеет пожилой человек – жизненным опытом. Таким образом, это философский жест обещания поделиться всем важным тем, что имеешь. А если учесть, что этим обещанием обменивались все жители Тувы, получалось, что все люди обещали каждый год помогать ближнему. При совершении чолукшууру все говорили: «Амыр менди!» – Мира Вам! И отвечали: «Сол менди!» – Мира и Вам тоже! Не приветствовали друг друга только супруги.
Кадак сунар езулал. Кадак является особым символом уважения, чистого, дружеского и радушного отношения, бескорыстия дарящего. Кадак сгибают и преподносят лицевой стороной на раскрытых ладонях. Сгиб должен быть обращен к себе, а сложенная открытая часть тому, кому он подносится. Это означает чистоту и открытость помыслов подносящего. Принимающий вытягивает руки в знак признательности и благодарности, затем аккуратно складывает его. Кадак никогда не вешают самому себе на шею, поскольку это знак уважения другого человека, а не самого себя. Возлагать кадак на шею имеют право только духовные наставники или аксакалы.
После наступления Шагаа и в течение наступившего ак ай — белого месяца принято оказывать почтение старшим, особенно пожилым, ходить друг другу в гости, общаться, играть национальные игры (кажык, тевек, шыдыраа, даалы, панчык, хендирбе сый шагары и т.д.).
Источник статьи: http://tmgnews.ru/culture_tradition/shagaa-tradiczii-i-obychai-poryadok-provedeniya/
О национальном празднике Шагаа
Шагаа — это новый год по лунному календарю, один из самых крупных праздников в календаре тувинцев. Праздник Нового года приходится на начало белого месяца по лунному календарю. Дату праздника определяют ламы. Новый год наступает не в полночь, а с восходом в первый новогодний день. Точное время древние тувинцы определяли по собственной руке: считалось, что смена ночи и дня происходит в тот момент, когда становится возможным разглядеть линии на раскрытой ладони. Новый год в Туве встречают весной, потому что только после окота скота, приходящегося на раннюю весну, можно было считать годовой цикл завершенным. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда проходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом.
В праздновании Шагаа причудливо переплелись языческие традиции и религиозные каноны. Шагаа встречают у излучины двух рукавов Енисея с ночными шаманскими очищающими кострами; в ста метрах от этого действа на рассвете перед храмом так же горит костер «сан», но произносятся буддийские молитвы и благопожелания, и никто не ощущает неудобств при переходе границ разных традиций.
За несколько дней до наступления шагаа территория села или аала тщательно убирается. Жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, все старое выбрасывают или сжигают. Эти предновогодние хлопоты по своей сути — обряд изгнания скверны и нечисти из дома.
На Шагаа даже самые бедные араты должны проявить хлебосольность, на праздник в каждой юрте достают специально припасенные продукты. В преддверии Шагаа готовят большое количество угощения для всех, кто зайдет в праздничный день в гости. В старину скуповатым богачам доставалось от бедняков именно в Шагаа. По информации, собранной ученым Георгием Курбатским, молодежь шла «колядовать» по аалам и тем, у кого угощение было скудным, приходилось выслушивать частушки, в которых звучали слова: «То, что ты приготовил для народа, я один съел», «Ты с осени не готовился к Шагаа, наверное, думал, что богатые не придут, а бедные и это съедят. », «Хватит, ребята, пойдем отсюда. Они приготовили жирное мясо не для гостей, а для себя. Да еще спрятали, хотят его подпортить, наверное, пусть протухнет. А мы пойдем к следующей юрте». Ссор и драк на Шагаа не было. «Нож в ход никто не пускал, хотя он был за спиной у каждого», — пишет Георгий Николаевич.
В ночь накануне Шагаа желательно не спать, хотя бы в промежутке между 3 ночи и 6 утра — ведь новый год наступает не в полночь, а с восходом солнца в первый новогодний день. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, он их принимает за мертвых и не благословляет. Как правило, в это время (не находящиеся в храмах на молебнах) дома читают детям сказки, играют в народные игры и ждут рассвета. На рассвете мужчины возжигают сан, «угощают» огонь пищей и произносят пожелания на предстоящий год. Хозяйки приветствуют первый луч солнца свежезаваренным чаем, разбрызгивая его по установленной традиции в направлении частей света. Поприветствовав солнце, землю и Большую родину — Туву, обязательно угощают этим чаем детей и всех, кто находится в юрте. В трех шагах от входа в юрту устанавливают «сан» — курильницу, которую возжигают угольком из домашнего очага.
За три дня до Шагаа и в течение месяца после наступления нового года нельзя совершать неблаговидные поступки, в том числе употреблять алкоголь. В этот период стократно увеличиваются благие деяния и настолько же — обратные.
Одной из важнейших, зрелищных составляющих праздника в старину были состязания «едоков» с весьма значительным призовым фондом. Сила и ловкость настоящего мужчины подтверждалась не только в игрищах, но и его богатырским аппетитом. Богатые тувинцы выставляли коня и резали самого жирного холощеного барана — ирт. В огромном китайском котле (используемом лишь при похоронах и свадьбах) с названием «тос танма», определявшим его емкость (девять бездн), умещалась вся туша. Одолевший угощение — забирал коня.
Источник статьи: http://rtyva.ru/press_center/news/holidays/846/
Исследовательский проект «Обряды Шагаа»
Меня заинтересовала история возникновения этого праздника, его традиционные обряды. Захотелось узнать (стало любопытно), какие обряды проводились на Шагаа раньше? Сохранились ли они сейчас, как соблюдает нынешнее поколение традиции празднования Шагаа? С таких вопросов началась моя работа над этим проектом. Поэтому, тема моего проекта «Обряды Шагаа, национального праздника тувинцев».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_h._sayyna.docx | 24.64 КБ |
proekt_sayyna.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Список использованной литературы ………………………….
Шагаа — один из знаменательных праздников тувинцев. Уже в самом названии заложен глубокий смысл: шагның чаазы — начало нового времени, т. е. праздник представляет собой проводы зимы и встречу весны, начало нового года по лунному календарю. Шагаа встречают каждый год в разное время. Точной даты его проведения нет, она варьируется с конца января до конца февраля. Дату определяют по лунному календарю ламы-астрологи. В Туве праздник Шагаа является всеобщим любимым праздником и, как Новый год, его все ждут с нетерпением и радостью. И меня заинтересовала история возникновения этого праздника, его традиционные обряды. Захотелось узнать (стало любопытно), какие обряды проводились на Шагаа раньше? Сохранились ли они сейчас, как соблюдает нынешнее поколение традиции празднования Шагаа? С таких вопросов началась моя работа над этим проектом.
Поэтому, тема моего проекта «Обряды Шагаа, национального праздника тувинцев».
Изучение особенностей обрядов празднования Шагаа в Туве.
1. Собрать информацию по теме проекта.
2. Ознакомиться с традиционными обрядами праздника.
3. Провести анкетирование среди одноклассников, родителей и педагогов школы с целью выявления знаний об обрядах Шагаа, соблюдения этих обрядов.
5. Показать значимость существования этих обрядов.
6. Разработать памятку « Обряды Шагаа », сделать презентацию о празднике Шагаа.
Проблема исследования: Сохранились ли традиционные обряды празднования Шагаа в настоящее время? Выявление соблюдения семьями учащихся, педагогов нашей школы традиционных обрядов Шагаа.
Обряды Шагаа являются обязательными для возрождения и развития национальных обычаев и традиций тувинского народа.
Сохранение традиции празднования Шагаа из поколения в поколение.
— А как раньше готовились к встрече Шагаа, какие обряды обязательно совершали при праздновании Шагаа?
Чтобы ответить на этот вопрос, во время каникул я съездил в Барун-Хемчикский район к дедушке его зовут Биче-оол Шыдырвевич. Ему 70 лет.
Он рассказал, что тувинцы праздновали лунный Новый год, соблюдая двенадцатилетний цикл, где каждому году соответствует какое-то животное. Порядок годов таков: год мыши, коровы, тигра, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, курицы, собаки, кабана.
Каждая семья готовилась к Шагаа тщательно: доставала мясные (ууже, хырбача), молочные (ааржы, курут, саржаг, чокпек), растительные (далган, тараа) припасы.
Перед праздником мужчины занимались уборкой двора, а женщины — уборкой юрты, приготовлением национальных блюд.
По словам дедушки, на Шагаа проводились обязательные ритуальные обряды. Это «Сан салыр», «Чалбарыг», «Арыгланыр» и «Чолукшуур».
Узнав об обрядах проведения Шагаа у дедушки, я решил узнать, а как сейчас празднуют Шагаа, сохранились ли эти обряды?
Самый главный ритуальный обряд «Сан салыр».
Для этого, я сходил в местный буддийский храм и встретился с настоятелем храма. С его слов, Шагаа начинается с обряда «Сан салыр». Этот обряд проводят во всех буддийских храмах города. Самый большой «Сан» разжигают на самом возвышенном месте города — на горе Догээ.
(видео ). Оказывается, в настоящее время идет небольшая замена главных атрибутов этого обряда: вместо старшего по возрасту часть ритуального действа возложена на занимающего высокий пост, например, в настоящее время жертвенный костер в Кызыле-столице Тувы , разжигает Глава Республики Тыва Шолбан Валерьевич Кара-оол. А в остальном, условная сакральность сохраняется.
Такой же обряд Сан-Салыры проводится у истоков реки Енисей, на слиянии двух рек Каа-Хем и Бии-Хем. Этот обряд проводит Местная религиозная организация тувинских шаманов «Дунгур» (Бубен).
Как проводится шаманами этот обряд? Чтобы найти ответ на этот вопрос, встречался с шаманом Кужугет.
По его рассказу, обряд Сан-Салыры проводится на рассвете. Шаманы сооружают ритуальный костер, который зажигают с первыми лучами солнца. Камлание сопровождается ритмичными ударами бубнов и шаманскими призываниями ( алгыши ) (видео). Обязательным элементом обряда Сан-Салыры является жертвоприношение Огню — младшему брату Солнца.
— Это очень важный и древний обряд, — рассказал шаман общества «Дунгур».
— Мы шаманы просим духа огня сделать грядущий год хорошим — чтобы люди были счастливы, дети — здоровы, скот — сыт и тучен. Этот обряд также призван сохранить все хорошее, что было в уходящем году и подготовить людей к следующему году, дабы они могли принять только хорошее из всего того, что несет новый год. Обряд «Чалбарыг».
«Чалбарыг» — обращение к природе, где просили в Новом году хороший урожай, достаток, здоровье.
Этот обряд совершали брызганьем свежесваренного чая с молоком с помощью ритуальной ложки — девятиглазки ( тос-карак ). Культовая ложка Тос — карак имеет особое устройство черпательной части: плоская, с девятью симметрично расположенными круглыми углублениями на поверхности. Строение ложки тос-карак связано с представлением о девяти небесах, что каждое углубление предназначалось для жертвоприношений: Солнцу, Земле, Воде, Дереву, Стреле, Огню, Орлу, Маралу, Медведю . 1 .3. Обряд «Арыгланыр».
После молитвы проводится обряд очищения: стряхивают с одежды пыль и грязь, валяя ее в снегу, что символизирует освобождение от плохого. Обряд «Чолукшуур».
Это очень важная часть праздника, поскольку в этом обычае соединено несколько смысловых значений: младший по возрасту протягивал руки к локтям старшего ладонями вверх, как бы говоря: когда ты будешь совсем немощный, я поддержу тебя, помогу. Старший же протягивал руки ладонями вниз, обещая поделиться самым главным, чем владеет пожилой человек — жизненным опытом.
Сакральный смысл этого действия в уважении к возрасту, к предкам, к своим корням, к родителям.
Из беседы с лама — башкы и шаманом Кужугет Хертековичем, я узнал, что Шагаа в Туве празднуют, соблюдая традиции и обычаи предков.
Для выявления знаний об обрядах Шагаа, провел анкетирование среди одноклассников, педагогов и родителей нашего класса. В опросе участвовали 30 человек.
1.Что такое Шагаа?
2.Какие главные обряды Шагаа вы знаете?
3.Соблюдают ли в у вас в семье традиции празднования Шагаа?
4.Необходимо ли сохранить все традиции и обряды и атрибуты празднования Шагаа?
Все опрошенные (родители, ребята, педагоги) имеют представление об этом празднике.(100%)
Соблюдают обряд «Сан салыр» — в 16 семьях (26%).
обряд «Чалбарыг» — в 14 семьях (23%).
обряд «Арыгланыр» — в 12 семьях (19%).
обряд «Чолукшуур» — в 20 семьях (32%).
Из них соблюдают все обряды 12 семей. Из них городских семей — 5, а сельских — 7.
Все опрошенные считают, что необходимо сохранить и продолжить традиции и атрибутику празднования Шагаа,
В этом году наш класс назначили ответственным за проведение Шагаа в нашей школе. Мы начали готовиться к столь важному мероприятию заранее, к нам подключились и наши родители. Так как я прочитал много материалов о празднике, мне захотелось поделиться знаниями о празднике с учащимися нашей школы, для этого я решил выпустить буклет о Шагаа. Вместе с одноклассниками выпустили буклет, где размещена информация о проведении праздника, подготовил презентацию о празднике Шагаа.
Заключение.
В процессе работы над исследовательским проектом я выяснил , что обряды празднования тувинского национального праздника Шагаа в настоящее время сохранились и соблюдаются нынешним поколением. Многие мои одноклассники ходят с родителями в буддийские храмы, помогают при уборке дома ( девочки помогают мамам, а мальчики-отцам) готовить национальные блюда, а большинство ребят посещают народные гуляния.
Вывод : Каждый из нас должен знать древние традиции и обычаи наших предков. Необходимо продолжить соблюдать традиции и атрибутику празднования Шагаа, взрослым нужно учить детей, как проводить обряды, чтобы они (дети) став взрослыми, соблюдали и уважительно относились к традициям и обычаям своего народа, передавали свои знания от поколения к поколению.
Мой проект можно использовать для изучения обычаев и традиций тувинского народа, по материалам проекта можно проводить классные часы, уроки посвященные « Шагаа».
Список использованной литературы.
1.Кенин-Лопсан, М.Б. Традиционная культура тувинцев: Тувинское
книжное издательство, 2006. — 232 с.
2. Конгу А. А. Ритуально-обрядовые действа во время Шагаа
[Электронный адрес] // Новые исследования Тувы. 2015, № 1. URL:
3. Кужугет, А.К. (1998) Шагаа// Круг знания. Вып. 1. Кызыл. с. 44-51.
4.Курбатский, Г. Н. (1973) Тувинские праздники (историко-
этнографический очерк). Кызыл: Тувкнигоиздат.
5. Шагаа двадцать лет спустя (2006) // Урянхай, №3(3), 2006.
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/01/13/issledovatelskiy-proekt-obryady-shagaa