Праздники народов Чукотки.
Обычаи и праздники коряков
«Оленные люди» — так переводится на русский язык слово «коряки» — живут на Камчатке, Чукотке и в Магаданской области. Их около 10 тыс. человек. Охотничье снаряжение, мифы, обряды,
праздники коряков имеют много общего с традициями жителей Аляски. Известный этнограф В. И. Иохельсон выдвинул гипотезу, согласно которой «оленные люди» пришли на Дальний Восток из Америки. Современные исследователи не отрицают сходства коряков с индейцами, однако объясняют его по-другому: у тех и других были общие предки — древние охотники Сибири.
Встреча и проводы зверя
В основе многих обычаев и праздников коряков лежал древний миф об умирающем и воскресающем звере. Когда охотник возвращался с добычей, обитатели стойбища спешили ему навстречу, чтобы торжественно встретить «гостя» — медведя, тюленя, лисицу. Женщины держали в руках горящие головни. Издавна у коряков это был знак особого уважения к гостю. Одна из участниц обряда надевала звериную шкуру и исполняла старинный танец. Танцуя, она просила зверя «не сердиться и быть добрым к людям». Обитатели жилища, где жил охотник, готовили праздничное угощение и предлагали его «гостю». Если добычей был медведь, в его честь забивали домашнего оленя.
Праздник возвращения солнца
Этот праздник коряки отмечали в конце декабря, после зимнего солнцестояния, когда продолжительность светового дня начинала увеличиваться. Накануне праздника оленеводы обязательно совершали перекочевку и устанавливали стойбище на новом месте. Затем ждали приезда гостей. Это были обитатели других оленеводческих стойбищ, а также жители прибрежных поселков, морские охотники. Начинался праздник рано утром. Женщины с помощью деревянного огнива, имевшего вид человеческой фигурки, разжигали огонь. Мужчины забивали оленей. Считалось, что их приносят в жертву «тому, кто наверху» — солнцу. Голову самого крупного жертвенного оленя надевали на шест и поворачивали на восток. Кровью оленей «кормили» огнива, а мясом угощали всех участников праздника. После обильной трапезы, которая сопровождалась пением и танцами, начинались спортивные состязания. Главным из них были гонки на оленьих упряжках.
Обычаи и праздники чукчей
Чукчи — в наши дни их численность составляет немногим более 15 тыс. человек — населяют крайний северо-восток России, Чукотку. Название этого далекого арктического края означает в переводе «земля чукчей». Русское слово «чукчи» произошло от чукотского «чаучу» — «богатый оленя ми». У чукчей тысячелетняя история. Их далекие предки пришли в Арктику из центральных районов Сибири, когда на месте Берингова пролива существовал обширный перешеек, соединявший Азию и Америку. Так часть жителей Северо-Восточной Азии перешла по «Берингийскому мосту» на Аляску. В традиционной культуре, обычаях и праздниках чукчей прослеживаются черты, сближающие их с индейскими народами Северной Америки.
Праздник байдары
Согласно старинным представлениям чукчей, все, что окружает человека, имеет душу. Есть душа у моря, есть — у байдары, лодки, обтянутой моржовой кожей, на которой еще и сегодня бесстрашно выходят в океан морские арктические зверобои. Вплоть до недавнего времени каждую весну, для того чтобы море приняло байдару, охотники устраивали специальный праздник. Начинался он с того, что лодку торжественно снимали со столбов из челюстных костей гренландского кита, на которых она хранилась долгой чукотской зимой. Затем приносили жертву морю: бросали в воду куски вареного мяса. Байдару подносили к яранге — традиционному жилищу чукчей, — и все участники праздника обходили вокруг яранги. Первой шла самая старая женщина в семье, затем хозяин байдары, рулевой, гребцы, остальные участники праздника. На следующий день лодку переносили на берег, снова совершали жертвоприношение морю и лишь после этого байдару спускали на воду.
Праздник кита
В конце промыслового сезона, поздней осенью или в начале зимы, береговые чукчи устраивали праздник кита. В его основе лежал обряд примирения охотников с убитыми животными. Люди, облаченные в праздничные одежды, в том числе в специальные непромокаемые плащи из моржовых кишок, просили прощения у китов, тюленей, моржей. «Это не охотники убили вас! Камни скатились с горы и убили вас!» — пели, обращаясь к китам, чукчанки. Мужчины устраивали поединки борцов, исполняли танцы, воспроизводившие полные смертельной опасности сцены охоты на морских животных.
На празднике кита непременно приносились Жертвы Кэрэткуну — хозяину всех морских зверей. Ведь это от него, считали жители Чукотки, зависит успех на охоте. В яранге, где проходил праздник, вывешивали сплетенную из сухожилий оленя сеть Кэрэткуна, устанавливали вырезанные из кости и дерева фигурки зверей и птиц. Одна из деревянных скульптур изображала самого хозяина морских животных. Кульминацией праздника было опускание в море китовых костей. В морской воде, считали чукчи, кости превратятся в новых зверей, и на следующий год у берегов Чукотки снова появятся киты.
Праздник молодого оленя (Кильвэй)
Так же торжественно, как у береговых жителей праздник кита, отмечался в континентальной тундре Кильвэй — праздник молодого оленя. Его устраивали весной, во время отела. Начинался праздник с того, что пастухи пригоняли стадо к ярангам, а женщины раскладывали священный костер. Огонь для такого костра добывали только трением, так, как это делали люди многие сотни лет назад. Оленей встречали громкими криками и выстрелами, чтобы отпугнуть злых духов. Этой цели служили и бубны-ярары, на которых поочередно играли мужчины и женщины. Нередко вместе с оленеводами в празднике принимали участие жители береговых селений. Их заранее приглашали на Кильвэй, и чем зажиточнее была семья, тем больше гостей съезжалось на праздник. В обмен на свои дары жители прибрежных селений получали оленьи шкуры и оленину, которая считалась у них деликатесом. На празднике молодого оленя не только веселились по случаю рождения оленят, но и выполняли важную работу: отделяли важенок с телятами от основной части стада, чтобы пасти их на самых обильных пастбищах. В ходе праздника часть взрослых оленей забивали. Это делалось для того, чтобы заготовить мясо впрок для женщин, стариков и детей. Дело в том, что после Кильвэя обитатели стойбища делились на две группы. Пожилые люди, женщины, дети оставались на зимних стоянках, где ловили рыбу и собирали летом ягоды. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь, на летние стоянки. Располагались летние пастбища к северу от зимних кочевий, неподалеку от побережий полярных морей. Длительный переход со стадом был трудным, нередко опасным делом. Так что праздник молодого оленя — это еще и прощание перед долгой разлукой.
Обычаи и праздники эскимосов
Народ, который мы называем эскимосами, живет на Чукотском полуострове. Это самый крайний северо-восток азиатской части России. Эскимосов там всего 1700 человек. Однако это не весь народ, а лишь его небольшая часть, потому что эскимосы живут еще в США, Канаде и на острове Гренландия. Насчитывает этот народ в мире более 100 тыс. человек. Эскимосы — морские зверобои и охотники. Они охотятся на китов, моржей, тюленей, нерпу и питаются мясом этих животных. Сами себя эскимосы называют инуитами, что означает «настоящие люди».
Праздник начала весенней охоты (Атыгак)
Иногда этот праздник называют иначе — «праздник спуска байдары на воду». Устраивают его в конце весны — начале лета. Именно в это время начинается сезон охоты на морских животных. Та семья, которая имеет байдару (а их имеют далеко не все), с помощью родственников и соседей спускает ее к морю. Байдара — это легкая, быстроходная лодка. Она представляет собой деревянный каркас, обтянутый моржовой шкурой. В большую байдару могли поместиться до 25 человек. Именно в байдаре пойдет на промысел группа охотников. Пока мужчины заняты лодкой, женщины готовят еду: варят мясо, делают что-то типа котлет из мяса, сала и нерпичьего жира, а также особое блюдо из корней и трав, собранных еще летом. А потом все взрослые члены семьи — мужчины и женщины — начинают раскрашивать себе лица черным графитом или сажей, рисуя несколько линий вдоль носа, на подбородке, под глазами. Это не просто украшение, это магический обряд. Количество этих линий напрямую связано с тем морским животным, которое, как считает эта семья, приносит им счастье, — с моржом, тюленем, китом, нерпой. Затем все надевают праздничную белую одежду. В старые времена это была особая одежда, сшитая из кишок морских зверей. Затем все идут к берегу моря, несут с собой приготовленную еду. Хозяин байдары режет принесенное мясо на мелкие кусочки и бросает их в море и в воздух. Это жертва духам ветра и хозяину морских зверей. От них зависит удача на охоте. Часть мяса бросают тут же в разожженный костер — это жертва духу огня.
Праздник моржей (Наскуныхкылык)
В конце июля обычно заканчивалась охота на моржей. Начинался период штормовой погоды, и морские охотники не рисковали на своих байдарах уходить далеко от берега на промысел моржа. Тогда наступало время очередного праздника. В день праздника вынимали из ледника тушу моржа. Хозяин юрты или приглашенный им шаман начинал бить в бубен, созывая на угощение разных духов, от которых зависит жизнь, здоровье и охотничья удача человека. Хозяин относил часть приготовленной еды на берег моря, бросал ее небольшими кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!»
После того как мясо было поделено между родственниками, череп моржа относили на специальную скалу — жертвенное место «хозяйке морских зверей». Как и во время праздника начала весенней охоты, все семьи гуляют по очереди, но каждая приглашает к себе всех жителей поселка.
Праздник кита (Поля)
Кит — главное промысловое животное эскимосов, самое опасное с точки зрения охоты на него и самое желанное, потому что кит — это много-много мяса и жира. Им может наесться сразу весь поселок, им можно надолго запастись впрок. Праздник устраивает тот, кто убил (загарпунил) кита. К нему собираются все жители поселка. Кита разделывают прямо на берегу и тут же его едят. Во время праздника делают изображения китов — деревянные скульптуры, — которые подвешивают в разных углах яранги. На празднике используется мелко размельченный графит, который, подброшенный в воздух, магически воспроизводит фонтан, выпускаемый плывущим в океане китом. На празднике кита, как обычно, гуляют всем поселком. Во многих семьях хранятся амулеты с изображением кита. В честь кита исполняют специальный танец, воспроизводящий все этапы охоты на него. Любопытно, что этот танец исполняется всеми участниками, сидя на одном месте: движутся только руки и голова.
Источник статьи: http://anadir.bezformata.com/listnews/prazdniki-narodov-chukotki/23682477/
Праздник Кита на Чукотке — праздник прародителя целого народа
Поселок Лаврентий на Чукотке — одна из самых восточных точек России. Даже в советские времена это место считали медвежьим углом и приезжали за длинным рублём-северными надбавками. Рублей сейчас почти не осталось, а медведей по-прежнему много. Температура воздуха в конце июля — плюс пять. Бутылка водки стоит 190 рублей. Главное событие, к которому в Лаврентии готовятся весь год — Праздник Кита. Поселки Лаврентий и соседнее Лорино — главные центры китобойного промысла. Добывать кита разрешается только коренным жителям и только для еды.
Китобои и звероловы со всей Чукотки собираются здесь, чтобы с помощью вот такого гарпуна забить кита и затем разделать его по национальному обычаю.
Коренные жители — чукчи и эскимосы — считают кита своим прародителем.
Чукча-девушка: «Это символ красоты, символ силы. И у нас очень много легенд — от кита произошел человек. Женщина — и кит, и родился у них ребенок, китеночек, и от этого произошел народ Чукотки».
И с тех пор прародитель-кит продолжает кормить детей-людей. Его мясо — это здоровье, еда и сила, жир — свет и тепло. Из него делают местные свечи-жирники. Если коренные жители перестают питаться свежим мясом — у них уже к 20 годам выпадают зубы, и они даже могут умереть.
Перед охотой чукотские девушки танцуют и просят прощения у кита. Мужчины тем временем проверяют лодки, оружие и гарпуны. Случайностей быть не должно — кит в среднем в полтора раза длиннее самой большой лодки, и всего один удар хвостом может привести к гибели.
Охота началась, и вот — первый фонтан на горизонте. Китобои немедленно пошли на перехват, но мы остаёмся на месте — чтобы кит не испугался и не бросился на лодки рыбаков. Вы видите, как три китобоя стоят на носу катера и готовы бросать гарпуны.
Эдуард Рыбхыргын, китобой: «Выслеживаем, когда вынырнет, догоняем его и успеваем гарпун всадить — так и ловим.
— А сколько гарпунов надо?
— Смотря какой кит, обычно — 8″.
Проходит полчаса. Чтобы кит не мучился, в него стреляют из мощного карабина бронебойными пулями.
Раньше, когда ружей не было, на кита ходили с длинным копьём. И сейчас на Чукотке лучший из охотников делает просто невозможное: на скорости 20-30 кмч прыгает с лодки на скользкую спину отбивающегося кита, втыкает гарпун и — обратно в лодку. Когда кит затихает, его буксируют к берегу. Уже в лодке охотники начинают лакомиться китятиной — для них это самый большой деликатес».
Коренные жители из поселка Лаврентий довольны — этого кита, которого они только что добыли, хватит, по крайней мере, на месяц. Высшая точка Праздника Кита — обряд благодарения. Перед тем, как приступить к еде, охотники и жители поселка просят дух кита простить их.
Чукча: «Это очень вкусно — попробуйте».
Первый и самый лучший кусок — почетному гостю, губернатору Чукотки Александру Назарову. И после этого — общий пир. Лучшее лакомство — МАНДАК, свежая китовая кожа с жиром. Украинцам, а их здесь очень много ещё с советских времен, это особенно нравится.
Хохол: «Вкусное, диетическое сало — питательное».
А вот рецепт для наших зрителей — вареная китовая кожа по-чукотски.
Алла Йойол: «Режем жир, закидываем в кастрюлю, вывариваем минут 20 и готово к употреблению.
Другой чукотский деликатес — КОПАЙКА. Неподготовленному человеку и стоять рядом, когда ее едят, невозможно. Берется китовое мясо, жир, кладется в мешок и закапывается на месяц. Там оно, как бы это помягче сказать, самопереваривается — расщепляется на аминокислоты. Зато в итоге получается масса, в одной чайной ложке которой — все витамины на целый день. Если копайку не есть — цинга и потом смерть. Поэтому здесь, на Чукотке, призывы «зеленых» не убивать китов откровенно не понимают. А недовольным говорят — везите из Америки мясо, витамины, кормите нас, а там посмотрим.
Чукча: «В этом нет трагедии. Наш народ берет столько, сколько ему нужно, и не больше».
Конечно, эта картина — разделка кита — ни у кого не может вызвать положительных эмоций, но все, с кем довелось общаться, говорили — запретить промысел кита — значит похоронить чукотский народ, который без китового мяса не выживет. В соответствии с международными конвенциями, России разрешается вылавливать до 135 серых китов в год для того, чтобы они были использованы коренными народами Севера России и Чукотки.
Источник статьи: http://www.1tv.ru/news/2000-08-05/298738-prazdnik_kita_na_chukotke_prazdnik_praroditelya_tselogo_naroda