«Изучение традиций русского и татарского народа. Праздники Масленица и Навруз-Байрам».
Каждый год в России празднуется множество государственных и религиозных праздников. Весной мы празднуем Масленицу и Навруз. Но почему-то празднуем в разное время. Мне стало интересно, что это за праздники такие, Масленица и Навруз? Мне захотелось сравнить эти праздники и выяснить, похожа ли Масленица на Навруз. Поэтому цель моей работы – сравнение обычаев и традиций празднования праздника Масленицы и Навруз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navruz_i_maslenitsa.docx | 41.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Буинска РТ
Районная научно-практическая конференция школьников
«Иностранный язык – диалог культур»
Тема: «Изучение традиций русского и татарского народа. Праздники Масленица и Навруз-Байрам».
ученица 4 а класса
МБОУ «СОШ №1 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Научный руководитель: учитель
английского языка Нахтармина
2. Масленица: история и традиции праздника ………………………………..3
Каждый год в России празднуется множество государственных и религиозных праздников. Весной мы празднуем Масленицу и Навруз. Но почему-то празднуем в разное время. Мне стало интересно, что это за праздники такие, Масленица и Навруз? Мне захотелось сравнить эти праздники и выяснить, похожа ли Масленица на Навруз. Поэтому цель моей работы – сравнение обычаев и традиций празднования праздника Масленицы и Навруз.
Данная цель определила задачи:
- Узнать значение слов «Масленица» и «Навруз».
- Изучить литературные источники и источники сети Интернет с целью получения информации об обычаях, традициях, символах этого праздника.
- Провести сравнение и сделать вывод, похож ли праздник Масленицы на Навруз-Байрам.
- Из бесед с учениками нашей школы узнать, имеют ли они представление о народных праздниках;
- Познакомить своих одноклассников с историей этих праздников.
Гипотеза состоит в том, что праздники, традиции, обряды у разных народов разные, в чём-то схожие, но самое главное в них — жизнелюбие, вера в дружбу между всеми народами Земли! Нами была выдвинута гипотеза – если сравнить праздники Масленицы и Навруз, то можно выявить схожие и отличительные черты.
Таким образом, объектом нашего исследования становится праздники Масленица и Навруз, а предметом — сходства и различия.
Методы, использованные в данной работе:
Актуальность изучения темы заключается в том, чтобы помочь школьникам осознать общность идеи праздника, при различии в традициях, культуре празднования Масленицы и Навруз, преодолеть непонимание, непринятие другой культуры, воспитывать толерантность, исключить случаи экстремизма
Масленица: история и традиции праздника.
Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. В этот день празднуются проводы Зимы и встреча Весны. Это — веселые проводы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту. Так происходило со многими праздниками, но масленица – наиболее яркий пример.
Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.
Исстари сложилось убеждение, что «не потешишь на широкую Масленицу — значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Поэтому Масленицу всегда встречали широко, весело: на улицах устраиваются забавы и игры, гулянья с песнями, плясками, ряжеными. На Масленицу было принято «есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду». Ряженые, балаганы, взятия снежных городков, кулачные бои, купания в прорубях, лазания по шесту за призом, игры с медведями, музыка, пение, пряники самые разные (лепные, резные, жатые, печатные да расписные), застолья, сжигание соломенного чучела Масленицы — всё это развлечения, происходившие на праздновании Масленицы.
Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа). С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно » на горке» — на какой — нибудь возвышенности.
Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы в специальных куплетах. В этих песнях Масленицу обзывают (в связи с Великим постом, который наступает сразу после обильных пиров масленичной недели) обманщицей, объедалой, блиноедой и другими обидными прозвищами. Соломенное чучело, наряженное в праздничную одежду или же в лохмотья, всей толпой выносили из селения и швыряли в воду или разрывали на части. Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие.
Жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии — взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.
Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. Начинается с традиционной «стенки», когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что «все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых».
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники. Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц — тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны.
Широко праздновали Масленицу на Руси! Недаром же в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки — «не все коту Масленица, будет и Великий пост», «не житье, а Масленица».
Масленица — самый веселый и сытный народный праздник , длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл «касаточка», «сахарные уста», «целовальница», «честная масленица», «веселая», «пеpепелочка», «пеpебуха», «объедуха», «ясочка». Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно.
Понедельник — это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям качаться на качелях, причем, чем выше, тем многим лучше.
Вторник — «заигрыш». В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).
Среда — «лакомка». На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.
Четверг — «разгуляй». В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» — то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг — оборона или взятие снежного городка.
Пятница — «тещины вечера», когда зять едет «к теще на блины».
Суббота — «золовкины посиделки». В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.
Воскресенье — это заключительный «прощеный день», когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело , олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.
Широко праздновали Масленицу на Руси! Масленица, как правило — это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был — помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы.
Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать ее веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
С днями Масленицы связано много шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок : «Без блина не масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица», «Масленица объедуха, деньги приберуха», «Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить», «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост», «Боится Масленица горькой редьки да пареной репы» (т.е. поста).
Навруз – праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар.
Навруз в переводе с фарси означает «новый день». Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.
В сентябре 2009 года Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Навруза .
Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Его отмечали еще до VII века до н.э. Он считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: «В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».
Считается, что происхождение праздника – древнеиранское, связанное с культом Солнца. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта , в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.
Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.
Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.
Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз – чтобы стать основой для праздничного блюда.
Перед Наврузом нужно покаяться в грехах , примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили — чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут.
Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице. Обязательно стирается одежда, особенно детская – ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.
Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения . В «среду радости» (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.
Навруз – это время гаданий. Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют – останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого.
Сам праздник начинается затемно , когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его «хафт-син». Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син». Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу , которое, принимая сей дар, должно позаботиться о богатом урожае.
Кроме того на столе ставится зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно подают на стол большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.
На Навруз готовится плов — в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману). Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами.
Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах – соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.
После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год , а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.
Праздничный ритуал не ограничивается застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз , а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера длятся веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.
В древние времена Навруз праздновали 13 дней . В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие.
Сходства и различия праздника Масленица с праздником Навруз.
Таким образом, проанализировав разные источники и сравнив праздник Масленицы и праздник Навруз можно сделать следующие выводы: многие обычаи и традиции очень похожи, несмотря на то, что в каждого народа есть свои отличия, связанные с некоторыми культурными, климатическими особенностями.
Самое первое отличие — дата празднования. Навруз отмечается 21 марта, в день весеннего равноденствия. Масленица – восьмая неделя до Пасхи, которая отмечатся в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник «кочует» во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю
Следующее отличие: традиционная еда. На Навруз – сумалак, на Масленицу – блины. Но нельзя есть мясную пищу. На масленицу можно есть молочные продукты и рыбу.
Ещё одно отличие в том, как проходят праздничные мероприятия.
В целом, традиции празднования Масленицы и Навруз очень похожи.
И Масленица и Навруз – древнейшие праздники, связанные с культом Солнца, с культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.
Оба праздника начинаются с поминания предков.
Наврузу предшествует ряд подготовительных дней, когда люди очищают свои жилища и души – запрещено ругаться, ссориться. Перед Наврузом нужно покаяться в грехах , примириться с недругами, простить долги.
На Масленицу в прощеное Воскресенье — просят прощения у родных и знакомых за все обиды.
А Чистый понедельник считали днем очищения от греха и скоромной пищи.
На празднике Навруз жгут костры — с огнём уходили все беды, несчастья. Обычай сжигать чучело Масленицы сохранился и сейчас.
Символическая цифра «7» характерна и для Навруз ( семь продуктов на столе) и для Масленицы ( семь дней гуляний).
И обязательно все праздники сопровождаются подарками. Принято одаривать и угощать не только родственников, друзей и знакомых, но даже нищих, больных и тех, кому трудно.
В заключение я задаю себе вопрос: Чем была полезна для меня эта работа?
Во-первых , я узнала много нового и интересного.
Во-вторых, я научилась работать с дополнительной литературой, анализировать полученные данные.
В-третьих , я поняла, что современные школьники мало знакомы с обычаями других народов, и моя задача: познакомить их поближе.
А что изменилось за это время вокруг меня?
Мой класс стал дружнее, у меня появилось больше друзей. Я поняла, что праздники, традиции, обряды у разных народов разные, но что-то в них есть общее, одинаковое. Это доброе отношение людей друг к другу, уважение традиций каждого народа, вера в счастливое будущее, мир на всей Земле!
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/07/02/izuchenie-traditsiy-russkogo-i-tatarskogo-naroda-prazdniki-maslenitsa-i