Урок литературы 5 класс некрасов накануне светлого праздника

Урок литературы 5 класс некрасов накануне светлого праздника

Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 39-41

УРОК 39
Н. А. НЕКРАСОВ. «ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ
В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ. »
(ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС»)

Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Поэтический образ русской женщины. Тяготы и невзгоды в её жизни и их преодоление. Стойкость характера «велича вой славянки». Развитие представлений об эпитете. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности учащихся.
Практическая работа. Составление таблицы «Внешность и черты характера русской крестьянки» (с использованием цитирования).
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть отрывков из поэмы и устного рассказа о поэте. Поиск сведений о поэте с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Подготовка сообщения «Некрасовские места на карте России». Чтение и восприятие стихотворения «На Волге» (для внеклассного чтения). Создание иллюстраций к отрывкам из поэмы Некрасова, подготовка к их презентации и защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Концерт-миниатюра, в котором прозвучат ранее изученные и самостоятельно прочитанные стихи Некрасова, например «Школьник», «Женская доля», «Внимая ужасам войны. », «На Волге» (фрагменты), «Накануне светлого праздника» и др.

II. Обобщающая беседа:

О каких жизненных впечатлениях и душевных переживаниях Некрасов писал стихи?

Какие темы и проблемы он поднимает в своём творчестве?

III. Рассказ учителя о детстве и начале литературной деятельности Некрасова

Показ презентации, в которую учитель включит несколько портретов Некрасова и фотографий памятников поэту, изображения литературных мест, связанных с его именем (Карабиха, Петербург), репродукции картин русских художников, которых увлекала крестьянская тема: Венецианова, Аргунова, Тропинина и др.

Рассказ о матери Некрасова (могут прозвучать цитаты о матери из стихотворения «Рыцарь на час», «Родина», «Мать»).

IV. Чтение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и материалов практикума «Читаем, думаем, спорим. ».

Ответы на вопросы о биографии поэта:

Где прошло детство Некрасова?

Какие картины жизни с детства волновали душу поэта?

Какие впечатления о матери стали основой его будущих стихотворений?

Какие трудности он испытал в Петербурге?

Как он их преодолевал?

IV. Чтение и обсуждение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях. »).

V. Аналитическая беседа:

Выпишите из текста слова и выражения, которые являются синонимами к слову крестьянка
(«царица», «красавица», «нарядная матка»).

Почему именно эти слова выбрал поэт? Как понять строки «С походкой, со взглядом цариц», «Лицо величаво», «И по сердцу эта картина / Всем любящим русский народ»?

Какие черты русской крестьянки поэт считает главными? Запишите их в два столбика:

Какой смысл вкладывал поэт в слово красавица? Какой, по его мнению, должна быть красивая женщина?

Какие черты характера русской крестьянки восхищают поэта?

Как внутренняя стойкость, трудолюбие, смелость, терпение отразились в её внешности?

Какие жизненные трудности приходилось преодолевать русской крестьянке? Как она с ними справлялась?

Каково авторское отношение к крестьянке? Докажите свои мысли текстом.

Создайте устную иллюстрацию «Величавая славянка», используя слова и выражения из текста.

Рассмотрите иллюстрацию художника А. Пластова к поэме «Мороз, Красный нос». Что делают герои? Какое у них настроение?

VI. Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Обучение выразительному чтению (см. урок 33), рецензирование чтения одноклассников.

VIII. Работа со словарём литературоведческих терминов.

Комментирование термина эпитет.

Выяснение отличия эпитета и обычного определения. Подбор примеров из отрывка.

IX. Прослушивание фрагментов поэмы в актёрском исполнении.

Работа с вопросами и заданиями 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение», рецензирование актёрского чтения.

Домашнее задание

Выучить наизусть отрывок «Есть женщины в русских селеньях. » или отрывок «Не ветер бушует над бором. » (по выбору).

Подготовить устный рассказ о Некрасове.

Подготовиться к чтению по ролям первой части стихотворения «Крестьянские дети».

Индивидуальные задания.

Найти дополнительную информацию о литературных местах, связанных с именем Некрасова, в справочной и художественно-публицистической литературе, ресурсах Интернета (под руководством учителя) и подготовить сообщение «Некрасовские места на карте России».

Нарисовать свои иллюстрации к стихам Некрасова.

УРОК 40
Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ».
ТРУД И ЗАБАВЫ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕТЕЙ

Основное содержание урока
Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы. Приобщение к труду взрослых.

Основные виды деятельности учащихся.
Устный рассказ о поэте. Обсуждение картин русских художников, изображающих крестьянских детей. Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Поиск незнакомых слов и определение их значения. Чтение и обсуждение стихотворения (по частям). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устное иллюстрирование.
Самостоятельная работа Подготовка к чтению наизусть и инсценированию отрывка «Мужичок-с-ноготок». Письменный ответ на вопрос: «Почему автор называет крестьянских детей — „счастливый народ!“?» Создание иллюстраций к стихотворению, подготовка к их презентации и защите.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Рассказ учителя о коротком детстве русских крестьян.

История создания стихотворения «Крестьянские дети».

Показ слайдов презентации и обсуждение картин русских художников, изображающих крестьянских детей: «Дети, бегущие от грозы» К. Е. Маковского, «Захарка», «Жнецы» А. Г. Венецианова, «Тройка» В. Г. Перова и др.

Какими изображены крестьянские дети на этих полотнах?

Что можно сказать об их детстве, отношении к жизни?

Почему у крестьянских детей было такое короткое детство?

II. Комментирование незнакомых слов и понятий,
вынесенных в сноски, а также слов: умиленье, нега, вологжанин, лудильщик, шерстобит, турка, наипаче, потрафлять, долото, бурав, лукошко, оскома, рига, дровни, хворост, дать стречка.

III. Чтение и обсуждение стихотворения «Крестьянские дети» (по частям):

Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы

1. Чтение стихотворения по ролям от начала до слов «Услышит, молчи!».

Каково авторское отношение к крестьянским детям? Докажите свои мысли текстом.

Какие черты барина-охотника поразили крестьянских детей? Почему?

Почему дети решили, что перед ними не барин?

2. Чтение стихотворения от слов «О, милые плуты!» до слов «Что новый прохожий, то новый рассказ».

Почему автор считает, что в жизни крестьянских детей «много поэзии слито»? Как вы понимаете эти слова?

Почему крестьянские дети тянулись к рабочим людям, проходившим через деревню?

Что они узнавали у прохожих, чему у них учились?

3. Чтение стихотворения от слов «Ух, жарко!» до слов «Живого в деревню тащат с торжеством».

Чем занимались крестьянские дети летом?

С каким настроением автор описывает занятия детей?

Можно ли назвать такую жизнь вольной? Докажите своё мнение.

Докажите, что описанные занятия крестьянских детей являются игрой, забавами.

Приобщение к труду взрослых

4. Чтение стихотворения со слов «Довольно, Ванюша. » до слов «. в недра землицы родной».

Почему крестьянским детям приходилось рано приучаться к труду?

Что такое «нарядная сторона труда»? Как вы понимаете это выражение?

Почему автор так подробно описывает процесс изготовления хлеба? Чем являлся хлеб для крестьян? Чем является хлеб для человека сегодня?

Какую «другую сторону медали» показывает автор? Как понять выражение: «Но вырастет он, если Богу угодно»?

Чем удивил автора «мужичок-с-ноготок»? Почему автору показалось, что он попал «в детский театр»? Опишите устно мальчика Власа.

О каких «русских мыслях» задумывается автор? Почему им «нет смерти»? О чем эти мысли и почему в них много и злобы, и боли, и любви одновременно?

Какое вековое наследство автор призывает хранить крестьянских детей?

Почему в двух последних четверостишиях этого фрагмента так много глаголов в повелительном наклонении?

5. Чтение финальной части стихотворения от слов «Теперь нам пора возвратиться к началу. » до конца.

Какое представление показал крестьянским детям пёс Фингал?

Что особенно развеселило детей?

Какие отношения между барином и крестьянскими детьми показаны в этом отрывке?

Как дети относились к барину, когда подсматривали за ним через щели сарая в начале стихотворения?

Почему они перестали его бояться, когда встретились лицом к лицу?

Почему поэт называет сарай театром?

IV. Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—4 и 6—8 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Обучение выразительному чтению отрывка со слов «Ух, жарко. » до слов «. у, страшный какой» (см. алгоритм работы в уроке 33)
и рецензирование чтения одноклассников.

Домашнее задание

Выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения и подготовиться читать его выразительно.

Письменно ответить на вопрос: «Почему автор называет крестьянских детей — „счастливый народ!“?»

Групповое задание.

Подготовить чтение по ролям сцены встречи главного героя с Власом.

Индивидуальное задание.

Нарисовать свои иллюстрации к стихотворению.

УРОК 41
Н. А. НЕКРАСОВ. «КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ».
ЯЗЫК СТИХОТВОРЕНИЯ

Основное содержание урока
Речевые характеристики персонажей. Анализ языка стихотворения. Авторская речь. Подготовка к сочинению по картине.

Основные виды деятельности учащихся.
Выразительное чтение стихотворения по ролям. Комментирование лексики, определение её стилистической окраски. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций учебника к стихотворению (по плану, предложенному учителем). Составление плана сочинения по иллюстрации учебника. Презентация и защита собственных иллюстраций.
Практическая работа Составление речевых характеристик персонажей (по группам). Составление таблицы «Значение и стилистическая окраска устаревших и просторечных слов в стихотворении».
Самостоятельная работаСочинение по одной из иллюстраций к стихотворению. Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном (И. Е. Репин. «Бурлаки»). Чтение повести «Муму». Подготовка сообщения на тему «Жизнь людей в эпоху крепостного права» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

I. Практическая работа по анализу языка стихотворения «Крестьянские дети» (в группах):

Г р у п п ы 1—2.
Речевые характеристики персонажей.

Г р у п п а 3.
Язык стихотворения.

Г р у п п а 4.
Авторская речь.

1. Речевые характеристики персонажей

Г р у п п а 1.
Перечитайте диалог детей в начале стихотворения. Охарактеризуйте особенности их речи:
Встречаются ли в их речи грубые или неправильно произнесённые слова? Приведите примеры.

Как характеризует детей употребление таких слов:
черти, гляди-тко, чай (междометие), вона, погляди-тко, стволина, прибьёт, такому-то гусю?

Что можно сказать об эстетическом восприятии мира крестьянскими детьми по употреблению ими таких слов и выражений, как:
ай, важная штука; как солнце горит; замочки резные.

Г р у п п а 2.
Послушайте, о чём говорят герой и мужичок-с-ноготок (чтение по ролям).

Какие слова и обороты речи мальчика Власа говорят о том, что он хочет выражаться, как взрослый, и чувствует себя взрослым?

Какие слова в его речи имеют просторечный оттенок?

Перечитайте финальную часть стихотворения. Выполните задание 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

2. Анализ языка стихотворения

Г р у п п а 3.
Выполните задания 1 и 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Выпишите из стихотворения слова, которые в современном языке считаются устаревшими или просторечными и прокомментируйте их лексическое значение и стилистическую окраску, заполнив таблицу, например:

Источник статьи: http://literatura5.narod.ru/urok-literatury-5-kl-nekrasov.html

Конспект урока по литературе в 5 классе «Н.А.Некрасов. «На Волге». Раздумья о судьбе народа».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Цели:

1) Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты лирического героя стихотворения, раздумья поэта о судьбе народа;

2) Развивающие: развитие навыков выразительного чтения; развитие понятия об эпитете;

3) Воспитательные: воспитание уважения к людям труда, уважения к истории родной земли.

Форма урока: беседа

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, рисунки учащихся, картина И.Репина «Бурлаки на Волге» , мультимедийный проектор

Словарная работа: бурлаки – рабочие, которые в артели тянули на бечеве суда против течения; бечева – толстая верёвка, канат; расшива – большое плоскодонное парусное судно с острым носом и острой кормой, баржа – грузовое судно.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_po_lit_nekrasov.docx 20 КБ

Предварительный просмотр:

«На Волге». Раздумья о судьбе народа.

Урок по литературе в 5 классе

Учитель Перцева Н.А.

МКОУ «Быковская ООШ»

  1. Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты лирического героя стихотворения, раздумья поэта о судьбе народа;
  2. Развивающие: развитие навыков выразительного чтения; развитие понятия об эпитете;
  3. Воспитательные: воспитание уважения к людям труда, уважения к истории родной земли.

Форма урока : беседа

Оборудование : портрет писателя, выставка книг, рисунки учащихся, картина И.Репина «Бурлаки на Волге» , мультимедийный проектор

Словарная работа : бурлаки – рабочие, которые в артели тянули на бечеве суда против течения; бечева – толстая верёвка, канат; расшива – большое плоскодонное парусное судно с острым носом и острой кормой, баржа – грузовое судно.

  1. Краткий рассказ о поэте (на слайдах)

Н.А.Некрасов родился, как и Н.В.Гоголь, на Украине, в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Детство Николая Некрасова прошло в селе Грешнево Ярославской губернии, в родовом имении отца-помещика. Здесь, на Волге, в окружении прекрасной русской природы, он с детства видел все ужасы крепостного права, подневольного труда крестьян и бурлаков, тянущих гружёные баржи на Волге. Поэт на всю жизнь сохранил в своей душе любовь к русской природе и ненависть к бесправию и угнетению. Лучшие воспоминания о детстве связаны у Некрасова с замечательным образом матери. Это была образованная и добрая женщина. В 1832 году Некрасов поступил в гимназию в Ярославле, там он познакомился с поэзией Пушкина и Лермонтова, сам стал писать стихи.

В 1838 году, не закончив Ярославской гимназии, оставив в деревне под Ярославлем, где прожил семнадцать неполных лет, нежно и горячо любимую мать, которую больше никогда не увидит, взял с собой тетрадку своих стихов и 150 рублей и отправился учиться в Петербург, в университет. Поэт не подчинился отцу, желавшему, чтобы сын поступил в военное учебное заведение – Дворянский полк. За это он был лишён материальной поддержки со стороны отца. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. Н.Некрасов стал вольнослушателем Петербургского университета, а чтобы достать денег на проживание, давал уроки, писал неграмотным письма и прошения, составлял объявления и афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили, всё равно ел не каждый день, ходил зимой в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя.

Кто бы подумал, что вот этот вечно дрожащий от холода и голодный юноша через 20 лет станет состоятельным господином, известным поэтом. Но ничего не свалилось с неба. 20 с лишним лет упорного труда и, конечно талант. Талант не бывает без воли. Н.Некрасов стал большим поэтом и выдающимся журнальным редактором. Под его руководством выходил журнал «Современник», затем – «Отечественные записки». Некрасов первый открыл читателям Достоевского и Толстого, напечатав их первые художественные произведения. Некрасов писал молодому Толстому: «Вы ещё больше сделаете, когда поймёте, что в нашем отечестве роль писателя – есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных».

Героями некрасовской поэзии стали крестьянские дети и крестьянские женщины, петербургский нищий люд и волжские бурлаки, ямщики и каторжники. Многими это было принято с отвращением («фу, как можно!»), но многими с восхищением. Белинский, услышав одно из стихотворений Некрасова («В дороге»), воскликнул: «Да знаете ли Вы, что вы поэт – и поэт истинный?»

  1. По-разному относятся сейчас к поэзии Некрасова. Не всем понятны чувства поэта, с какими он защищал беднейших, обиженных и оскорблённых. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Некрасова (достаточно сложным). А с какими стихотворениями поэта вы уже знакомы? Давайте почитаем отрывки из этих произведений, посмотрим на ваши рисунки.

На слайде — названия некоторых произведений Некрасова:

«Дедушка Мазай и зайцы»

«Мороз, Красный нос»

«Размышления у парадного подъезда»

«Кому на Руси жить хорошо» (поэма)

Дети читают наизусть известные им отрывки из стихотворений Некрасова.

  1. Чтение стихотворения «На Волге» учителем.
  2. Беседа по вопросам:

— Понравилось ли вам, ребята, стихотворение? Понятно ли вам, о чём оно?

— Можно ли стихотворение разделить на части? Почему?

— Какой вспоминается поэту Волга? Какие слова передают чувства восторга и восхищения русской рекой? ( величава, колыбель моя, родная река )

— Прочтите ту часть, где волжский пейзаж оказался противопоставленным всем остальным. В чём выражается это противопоставление? ( Я не узнал реки родной: «с трудом ступает на песок моя нога», «прибрежных птиц знакомый крик зловещ, пронзителен и дик», «горько рыдал», «назвал рекою рабства и тоски»

Запись в тетради:

Волжский пейзаж Волжский пейзаж

до встречи с бурлаками после встречи с бурлаками

— Какие чувства испытал мальчик, первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Какие слова поразили мальчика и показались непонятными? (Сравним изображённых в стихотворении бурлаков с изображёнными на картине И.Репина «Бурлаки на Волге»)

— Какие изобразительные средства использует поэт? Вспомните, что такое эпитет? Найдите эпитеты в стихотворении, описывающие Волгу, бурлаков ( величава, река рабства и тоски, похоронный крик, угрюмый, изнеможённые черты, спокойно-безнадёжный взор, унылый, сумрачный бурлак).

— Что думает поэт о судьбе бурлаков и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?

  1. Заключительные слова учителя: Многие стихи Н.А.Некрасова стали песнями, вдохновили художников и композиторов. Ф.М.Достоевский сказал на могиле Н.Некрасова, что по своему таланту он не ниже Пушкина. Я думаю, что и среди вас, ребята, будут те, кто проникнется искренними чувствами поэта, полюбит его стихи.

Домашнее задание (по выбору):

— выучить наизусть отрывок из стихотворения;

— ответить письменно на вопрос 3 или 4 в учебнике.

Подведение уроков урока. Рефлексия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от.

Уроки литературы по творчеству Н.А.Некрасова в 5 классе.

Урок литературы в 5 классе средней школы. Беседа и интерпретация стихотворения.

Цели:1) Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты лирического гер.

Урок построен в соответствии с ФГОС,применяется ИКТ,аудиосопровождение.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/02/02/konspekt-uroka-po-literature-v-5-klasse-n-a-nekrasov-na-volge

Читайте также:  Национальный удмуртский праздник гербер
Оцените статью
Adblock
detector