Урок литературы 5 класс некрасов накануне светлого праздника
Уроки литературы в 5 классе[1]
Уроки 39-41
УРОК 39
Н. А. НЕКРАСОВ. «ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ
В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ. »
(ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС»)
Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Поэтический образ русской женщины. Тяготы и невзгоды в её жизни и их преодоление. Стойкость характера «велича вой славянки». Развитие представлений об эпитете. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности учащихся.
Практическая работа. Составление таблицы «Внешность и черты характера русской крестьянки» (с использованием цитирования).
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть отрывков из поэмы и устного рассказа о поэте. Поиск сведений о поэте с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя). Подготовка сообщения «Некрасовские места на карте России». Чтение и восприятие стихотворения «На Волге» (для внеклассного чтения). Создание иллюстраций к отрывкам из поэмы Некрасова, подготовка к их презентации и защите.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Концерт-миниатюра, в котором прозвучат ранее изученные и самостоятельно прочитанные стихи Некрасова, например «Школьник», «Женская доля», «Внимая ужасам войны. », «На Волге» (фрагменты), «Накануне светлого праздника» и др.
II. Обобщающая беседа:
О каких жизненных впечатлениях и душевных переживаниях Некрасов писал стихи?
Какие темы и проблемы он поднимает в своём творчестве?
III. Рассказ учителя о детстве и начале литературной деятельности Некрасова
Показ презентации, в которую учитель включит несколько портретов Некрасова и фотографий памятников поэту, изображения литературных мест, связанных с его именем (Карабиха, Петербург), репродукции картин русских художников, которых увлекала крестьянская тема: Венецианова, Аргунова, Тропинина и др.
Рассказ о матери Некрасова (могут прозвучать цитаты о матери из стихотворения «Рыцарь на час», «Родина», «Мать»).
IV. Чтение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и материалов практикума «Читаем, думаем, спорим. ».
Ответы на вопросы о биографии поэта:
Где прошло детство Некрасова?
Какие картины жизни с детства волновали душу поэта?
Какие впечатления о матери стали основой его будущих стихотворений?
Какие трудности он испытал в Петербурге?
Как он их преодолевал?
IV. Чтение и обсуждение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» («Есть женщины в русских селеньях. »).
V. Аналитическая беседа:
Выпишите из текста слова и выражения, которые являются синонимами к слову крестьянка
(«царица», «красавица», «нарядная матка»).
Почему именно эти слова выбрал поэт? Как понять строки «С походкой, со взглядом цариц», «Лицо величаво», «И по сердцу эта картина / Всем любящим русский народ»?
Какие черты русской крестьянки поэт считает главными? Запишите их в два столбика:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_lit_nekrasov.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
«На Волге». Раздумья о судьбе народа.
Урок по литературе в 5 классе
Учитель Перцева Н.А.
МКОУ «Быковская ООШ»
- Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты лирического героя стихотворения, раздумья поэта о судьбе народа;
- Развивающие: развитие навыков выразительного чтения; развитие понятия об эпитете;
- Воспитательные: воспитание уважения к людям труда, уважения к истории родной земли.
Форма урока : беседа
Оборудование : портрет писателя, выставка книг, рисунки учащихся, картина И.Репина «Бурлаки на Волге» , мультимедийный проектор
Словарная работа : бурлаки – рабочие, которые в артели тянули на бечеве суда против течения; бечева – толстая верёвка, канат; расшива – большое плоскодонное парусное судно с острым носом и острой кормой, баржа – грузовое судно.
- Краткий рассказ о поэте (на слайдах)
Н.А.Некрасов родился, как и Н.В.Гоголь, на Украине, в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Детство Николая Некрасова прошло в селе Грешнево Ярославской губернии, в родовом имении отца-помещика. Здесь, на Волге, в окружении прекрасной русской природы, он с детства видел все ужасы крепостного права, подневольного труда крестьян и бурлаков, тянущих гружёные баржи на Волге. Поэт на всю жизнь сохранил в своей душе любовь к русской природе и ненависть к бесправию и угнетению. Лучшие воспоминания о детстве связаны у Некрасова с замечательным образом матери. Это была образованная и добрая женщина. В 1832 году Некрасов поступил в гимназию в Ярославле, там он познакомился с поэзией Пушкина и Лермонтова, сам стал писать стихи.
В 1838 году, не закончив Ярославской гимназии, оставив в деревне под Ярославлем, где прожил семнадцать неполных лет, нежно и горячо любимую мать, которую больше никогда не увидит, взял с собой тетрадку своих стихов и 150 рублей и отправился учиться в Петербург, в университет. Поэт не подчинился отцу, желавшему, чтобы сын поступил в военное учебное заведение – Дворянский полк. За это он был лишён материальной поддержки со стороны отца. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. Н.Некрасов стал вольнослушателем Петербургского университета, а чтобы достать денег на проживание, давал уроки, писал неграмотным письма и прошения, составлял объявления и афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили, всё равно ел не каждый день, ходил зимой в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя.
Кто бы подумал, что вот этот вечно дрожащий от холода и голодный юноша через 20 лет станет состоятельным господином, известным поэтом. Но ничего не свалилось с неба. 20 с лишним лет упорного труда и, конечно талант. Талант не бывает без воли. Н.Некрасов стал большим поэтом и выдающимся журнальным редактором. Под его руководством выходил журнал «Современник», затем – «Отечественные записки». Некрасов первый открыл читателям Достоевского и Толстого, напечатав их первые художественные произведения. Некрасов писал молодому Толстому: «Вы ещё больше сделаете, когда поймёте, что в нашем отечестве роль писателя – есть прежде всего роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных».
Героями некрасовской поэзии стали крестьянские дети и крестьянские женщины, петербургский нищий люд и волжские бурлаки, ямщики и каторжники. Многими это было принято с отвращением («фу, как можно!»), но многими с восхищением. Белинский, услышав одно из стихотворений Некрасова («В дороге»), воскликнул: «Да знаете ли Вы, что вы поэт – и поэт истинный?»
- По-разному относятся сейчас к поэзии Некрасова. Не всем понятны чувства поэта, с какими он защищал беднейших, обиженных и оскорблённых. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Некрасова (достаточно сложным). А с какими стихотворениями поэта вы уже знакомы? Давайте почитаем отрывки из этих произведений, посмотрим на ваши рисунки.
На слайде — названия некоторых произведений Некрасова:
«Дедушка Мазай и зайцы»
«Мороз, Красный нос»
«Размышления у парадного подъезда»
«Кому на Руси жить хорошо» (поэма)
Дети читают наизусть известные им отрывки из стихотворений Некрасова.
- Чтение стихотворения «На Волге» учителем.
- Беседа по вопросам:
— Понравилось ли вам, ребята, стихотворение? Понятно ли вам, о чём оно?
— Можно ли стихотворение разделить на части? Почему?
— Какой вспоминается поэту Волга? Какие слова передают чувства восторга и восхищения русской рекой? ( величава, колыбель моя, родная река )
— Прочтите ту часть, где волжский пейзаж оказался противопоставленным всем остальным. В чём выражается это противопоставление? ( Я не узнал реки родной: «с трудом ступает на песок моя нога», «прибрежных птиц знакомый крик зловещ, пронзителен и дик», «горько рыдал», «назвал рекою рабства и тоски»
Запись в тетради:
Волжский пейзаж Волжский пейзаж
до встречи с бурлаками после встречи с бурлаками
— Какие чувства испытал мальчик, первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Какие слова поразили мальчика и показались непонятными? (Сравним изображённых в стихотворении бурлаков с изображёнными на картине И.Репина «Бурлаки на Волге»)
— Какие изобразительные средства использует поэт? Вспомните, что такое эпитет? Найдите эпитеты в стихотворении, описывающие Волгу, бурлаков ( величава, река рабства и тоски, похоронный крик, угрюмый, изнеможённые черты, спокойно-безнадёжный взор, унылый, сумрачный бурлак).
— Что думает поэт о судьбе бурлаков и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?
- Заключительные слова учителя: Многие стихи Н.А.Некрасова стали песнями, вдохновили художников и композиторов. Ф.М.Достоевский сказал на могиле Н.Некрасова, что по своему таланту он не ниже Пушкина. Я думаю, что и среди вас, ребята, будут те, кто проникнется искренними чувствами поэта, полюбит его стихи.
Домашнее задание (по выбору):
— выучить наизусть отрывок из стихотворения;
— ответить письменно на вопрос 3 или 4 в учебнике.
Подведение уроков урока. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.
Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от.
Уроки литературы по творчеству Н.А.Некрасова в 5 классе.
Урок литературы в 5 классе средней школы. Беседа и интерпретация стихотворения.
Цели:1) Обучающие: познакомить с биографией и чертами личности поэта, проанализировать образы стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге», раскрыть черты лирического гер.
Урок построен в соответствии с ФГОС,применяется ИКТ,аудиосопровождение.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/02/02/konspekt-uroka-po-literature-v-5-klasse-n-a-nekrasov-na-volge
Adblockdetector