- Праздники и календари. Праздники христианства и иудаизма. план-конспект урока (4 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Разработка урока «Еврейский календарь» план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- ОРКСЭ Презентация «Праздники иудаизма»
- Оставьте свой комментарий
Праздники и календари. Праздники христианства и иудаизма.
план-конспект урока (4 класс) по теме
Эта разработка урока к курсу «Основы мировых религиозных культур» в 4 классе к уроку №23-24.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_orkse.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
средняя школа №318
с углубленным изучением итальянского языка
По модулю: «Основы мировых религиозных культур»
По теме: Праздники и календари.
Учитель начальных классов:
Тема урока: Праздники и календари.
Праздники иудаизма и праздники христианства.
По программе: « Школа XXI века».
Тип урока: знакомство с новым материалом.
1.Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира
2.Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира
3.Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем.
4.Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.
- самоопределение
- целеполагание
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
- учёт разных мнений
- анализ, сравнение, обобщение
- извлечение из текстов необходимой информации
- выполнение действий по алгоритму
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- самооценка на основе критерия успешности
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность.
Основные термины и понятия : Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.
Средства наглядности : фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников христиан, иудеев), презентация выполненная учителем.
1.Организация деятельности учащихся.
2.Проверка домашнего задания.
-На предыдущем уроке мы узнали о различных религиозных обрядах и обычаях. Вспомните их.
-Как возникли те или иные обряды? Приведите примеры в разных религиозных культурах (подношение богам, причащение и другие). Слайд
-Для чего они нужны?
3.Сообщение темы урока.
-Помимо повседневных обрядов в каждой религии есть праздники и праздничные обряды.
-А почему они выделены как праздничные? (самое важное событие)
-Кто-нибудь может назвать главные праздники христианства или других религий?
-Вот сегодня мы и узнаем о главных обрядовых праздниках христианства и иудеев.
4.Обсуждение темы урока.
- Назовем еще раз главные праздники христианства. Слайд
(Рождество, Троица, Пасха, Крещение, Вознесение)
— Что объединяет их? С чьим именем они связаны?
- У вас на столах карточки с названиями этих праздников. Расположите эти праздники в хронологическом порядке. Работа в парах.
Проверим выполнение задания. Слайд
(Рождество – 7января, Крещение – 19 января , Пасха- 15 апреля , Вознесение -24 мая , Троица – на пятидесятый день после Пасхи)
-Чтобы запомнить последовательность всех праздников, что по- вашему мнению, необходимо? (календарь)
Существует православный календарь. Слайд
- Давайте разберем каждый из этих праздников. Начнем с Рождества.
-Чему посвящен этот праздник?
-Кто знает, как христиане празднуют его?
-Каждый из праздников имеют свои ритуалы. Об этом мы узнаем из учебника.
- Работа с учебником с. 63-64. Комментированное чтение.
-Что общего у этих праздников в подготовке? (пост)
-Что такое пост? (словарная работа)
-Почему пост — Великий? (самый большой)
-Найдите предложение, в котором говорится что главное во время поста (стать лучше, работать над собой).
-Как вы это понимаете?
-Как называется неделя перед Пасхой? (Страстная седмица)
-Какие особенности Пасхального богослужения?
-Кто из вас был в храме? Изменилось ли его убранство?
- Самостоятельное чтение с.64-65.
-Что значит Вознесение? Как вы это поняли?
-Какой праздник является рождением христианской церкви? (Троица)
-Назовите особенности празднования Троицы.
- Итог: Назовите еще раз христианские праздники.
Игра «Узнай праздник» по картинке. Слайд
5.Исследовательская деятельность. Работа в группах.
-Еще на уроке мы должны узнать о главных праздниках иудеев. Над этим заданием вы будете работать в группах. У вас на столе лежит памятка-подсказка.
Вы должны кратко письменно ответить на вопросы памятки. У каждой группы свой праздник.
Кроме учебника у вас есть дополнительная литература, которая вам поможет.
- Название праздника
- В чем заключается суть
- Как готовятся к празднику
- Традиционное угощение
- Какие ритуалы, вещи с ним связаны
- Как отмечается в Санкт-Петербурге Слайд
-Давайте проверим. Оцените свою работу в группе.
-На какие вопросы мы ответили?
-С чем связаны праздники у христиан?
-С чем связаны праздники у иудеев?
-Что показалось вам самым интересным и важным?
7.Игра «Угадай предмет»
-Вспомним праздники, о которых сегодня мы с вами говорили. Для этого вам необходимо узнать предмет и назвать праздник. Слайд
(кулич, маца, береза, ханукальная лампа, иудейский ларец с благовоньями, крашенные яйца, треугольное печенье, «христовы лапотки», хороводы)
8.Задание на дом:
Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках иудаизма и христианства.
Задай им вопросы. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
Узнайте, какие еще есть праздники.
Литература: 1.А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапова. Основы мировых религиозных культур. 4-5 класс Издательство: Просвещение
2.Этнокалендарь Санкт-Петербург 2010 ЗАО «Фрегат»
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/12/15/prazdniki-i-kalendari-prazdniki-khristianstva-i-iudaizma
Разработка урока «Еврейский календарь»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Методическая разработка урока в 4 классе по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы иудейской культуры»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_kursu_orkse_modul_osnovy_iudaizma_na_temu_evreyskiy_kalendar_metodista_zeygman_o.a.docx | 44.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
» Средняя общеобразовательная школа № 1″,
город Лабытнанги, ЯНАО
Методическая разработка урока в 4 классе
по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»
(модуль «Основы иудейской культуры»)
на тему: «Еврейский календарь»
Зейгман Ольга Алексеевна,
методист МАОУ «СОШ № 1»
г. Лабытнанги, ЯНАО
Актуальность изучения модуля « Основы иудейской культуры» обусловлена тем, что для российского государства иудейская культура не является традиционной и массовой. Численность исповедующих иудаизм сегодня в России точно определить достаточно трудно. Ориентируясь на примерные оценки, можно предположить, что в настоящее время в России насчитывается около 1 миллиона иудеев.
Проблема приобщения к ценностям традиционной культуры иудеев становится, прежде всего, не политической, а образовательной проблемой. В содержании образования недостает этой составляющей, которая могла бы помочь нам повысить качество образования по гуманитарным базовым предметам — литературе, русскому языку, истории, искусству. Естественно, эта составляющая связана с самобытностью еврейского народа, с менталитетом, с глубинными основами национальной еврейской культуры.
Иудаизм — неотъемлемая часть истории и культуры еврейского народа, духовно-нравственное ядро культуры, и поэтому никакое целенаправленное познание еврейской культуры и приобщение к ней невозможно без получения систематических знаний об иудаизме. В осознании того, что есть Россия как государство и кто есть мы – народ России, российский народ, россияне, необходимо изучать культуру, историю, религию всех народов, проживающих на территории нашей страны.
Данная методическая разработка направлена на совершенствование педагогического мастерства в области проектирования урока на тему: « Еврейский календарь» в модуле «Основы иудейской культуры».
Данный урок разработан на основе системно – деятельностного подхода, при этом максимально используются принципы психологической комфортности и творчества, использованы элементы современных педагогических технологий.
Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определено своеобразие еврейского календаря и его отличие от традиционного григорианского календаря, изучение хронологической последовательности иудейских праздников и их связь с жизнью человека, что позволит более глубоко изучить культуру и традиции еврейского народа, их роль в духовном-нравственном воспитании подрастающего поколения.
В методической разработке определены организационные условия проведения занятия с обучающимися, содержание учебного материала, подобраны оптимальные формы, методы и средства обучения, использованы элементы современных педагогических технологий.
Урок № 25 на тему « Еврейский календарь » проводится с обучающимися 4 класса и занимает особое место в курсе ОРКСЭ, так как расширяет знания обучающихся об иудаизме и показывает своеобразие формирования и развития еврейского народа.
При проектировании учебного занятия использованы личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный и системно-деятельностный подходы.
Тема урока № 25: «Еврейский календарь » (1 час).
«Еврейская вера заключается в еврейском календаре»
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности
Вид урока : беседа с элементами проблемного изложения и самостоятельной работы
Цель урока: создание условий для осознания и осмысления обучающимися новых знаний о своеобразии культуры и традиционных праздниках иудеев, применение полученных знаний на практике.
- Дидактическая (обучающая):
- ввести понятия «еврейский календарь», «солнечно- лунная система», «второй адар» (тринадцатый месяц), «Шабат» (суббота), Рош ха-Шана(Новый год), «Песах» (праздник в память исхода евреев из Египта);
- формировать у обучающихся познавательные (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации), регулятивные (умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей), коммуникативные (умение допускать возможность существования различных точек зрения) и личностные (формирование внутренней позиции обучающегося) универсальные учебные действия через активную познавательную деятельность, решение проектных задач.
- Воспитывающая:
- содействовать осмыслению понимания связей и отношений между различными народами нашей многонациональной Родины;
- воспитывать терпимое и уважительное отношение кпредставителям других национальностей, вероисповеданий
- развивать познавательную и социальную активность учащихся;
- содействовать развитию умения самостоятельно применять полученные знания на практике, переносить изученное в новые условия;
- развивать умение работать в команде.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения (педагогические приемы и технологии): метод диалогического изложения материала, эвристический метод, метод частично поисковой учебной деятельности обучающихся; технология групповой деятельности, игровые технологии, технология саморазвития личности обучающегося Г.К. Селевко, компьютерная технология обучения, технология сотрудничества, комплексные (диагностические, коррекционные и формирующие) здоровьесберегающие технологии
Методическое обеспечение: технологическая карта урока, учебно- методический комплект к модулю «Основы иудейской культуры», раздаточный материал, опорные конспекты, мультимедийная презентация, электронное пособие к модулю «Основы иудейской культуры».
Материально – техническое обеспечение: компьютер, мультимедиапроектор.
Межпредметная связь: английский язык, окружающий мир, информатика, литературное чтение.
Основные термины и понятия : солнечно-лунная система летосчисления, Шабат, Рош ха-Шана,Песах.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2015/02/10/razrabotka-uroka-evreyskiy-kalendar
ОРКСЭ Презентация «Праздники иудаизма»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ПРАЗДНИКИ И КАЛЕНДАРИ Учитель начальных классов ГБОУ Школы № 2057 Взнуздаева Наталья Александровна Подготовила: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы мировых религиозных культур ПРАЗДНИКИ ИУДАИЗМА
ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Как праздничные, так и траурные даты указываются по еврейскому календарю, структура которого обусловлена требованиями Торы. Это календарь лунно-солнечный, основывается на специальных вычислениях. Начало месяцев в нем совпадает с новолунием. Таким образом получается, что месяц составляет 29-30 суток.
ЕВРЕЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Год, составленный из таких месяцев, «отстает» от «солнечного» примерно на 12 дней, а согласно еврейской традиции, все значимые даты всегда должны приходиться на назначенные для них времена года. Поэтому в 7 годах из 19-летнего цикла вводится добавочный месяц, получивший название второй адар. Кроме того, начало года не может приходиться на воскресенье, среду или пятницу, его передвигают в этом случае на один или даже два дня.
ПРАЗДНИКИ ИУДАИЗМА В еврейской традиции история народа и религия неразрывно связаны и равно почитаемы. Большая часть праздников основана на событиях, описанных в священных книгах. Есть и особые даты календаря — траурные — в ознаменование трагических поворотов еврейской истории. С каждым праздником или трагической датой связаны определенные обычаи.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕВРЕЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ Прекращение, запрет работы. Разрешается, однако, готовить пищу (последнее не распространяется на Шабат и Йом Кипур); Предписание “веселиться” (кроме Йом Кипура и постов). В праздничные дни не соблюдают траура, и даже семидневный траур по умершему переносят на следующий за праздником день; Праздничная трапеза. Порядок праздничных трапез в целом одинаков: сначала произносится благословение над вином (киддуш), затем совершается ритуальное омовение рук, после чего следует благословение на хлеб и собственно сама трапеза;
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕВРЕЙСКИХ ПРАЗДНИКОВ “Священное собрание”, т. е. собрание всех членов общины для совершения праздничных церемоний и богослужения; Проведение обряда “авдала” — разделение праздника и будней; Все еврейские праздники начинаются вечером, с заходом солнца, так как считается, что в этот момент зарождается новый день.
ПЕСАХ – ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК ИУДЕЕВ В этот день верующие вспоминают об освобождении народа из египетского рабства и бегство в Землю Обетованную. Отмечают этот праздник 7 дней.
ПЕСАХ – ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК ИУДЕЕВ В течении праздника запрещено есть квасной хлеб. Вместо него едят мацу – хлебцы, приготовленные без дрожжей. Эта традиция связана с тем, что, согласно Библии, евреи бежали из Египта в спешке и не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепёшек.
ПЕСАХ – ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК ИУДЕЕВ Праздник начинается с застолья, проводимого в соответствии со строгим ритуалом. Все блюда на столе имеют символическое значение: горькая зелень напоминает о горьких годах египетского рабства; блюдо из тёртых яблок, фиников, орехов и вина цветом напоминают глину, из которой евреи делали кирпичи для египетских домов.
ШАВУОТ (ПЯТИДЕСЯТИЦА) Через 50 дней после Песаха наступает Шавуот – праздник отмечаемый в память о даровании Моисею Богом десяти заповедей на горе Синай. В этот день синагоги украшают цветами и зелёными ветвями. В этот день начинают обучать детей иудейским традициям.
ШАВУОТ (ПЯТИДЕСЯТИЦА) Во время праздника к столу подают молочные продукты и воздерживаются от мясного. По традиции подают блюда из молока и мёда и творожные ватрушки.
СУККОТ – ПРАЗДНИК КУЩЕЙ Во время сорокалетнего странствования по Синайской пустыне евреи жили в шалашах, поэтому на следующий праздник – Суккот они должны построить шалаш – сукку и, по возможности, прожить в нём какое-то время.
ХАНУКА Ханука празднуется в память чуда, произошедшего в честь победы евреев в восстании против иноземного царя Антиоха, некогда властвовавшего в Палестине. Восставшие захватили Иерусалим и хотели освятить храм оливковым маслом, но его было мало. Но случилось чудо, и светильник, заправленный этим маслом горел 8 дней. Поэтому и праздник этот отмечают в течении 8 дней.
ПУРИМ Весёлый праздник Пурим связан с воспоминанием с о чудесном избавлении евреев от истребления, задуманного злодеем Аманом. Об этой истории рассказывается в одной из библейских книг. Во время празднования Пурима при упоминании имени Амана все присутствующие начинают шуметь, трещать специальными трещотками. На праздничный стол в этот день подают особое треугольное печенье, которое называют «ушами Амана».
ЛАГ-БАОМЕР Лаг-Баомер — это праздничный день еврейского календаря, отмечающий годовщину кончины великого мудреца и каббалиста рабби Шимона бар Йохая, автора книги Зогар. В этот день устраивают пикники и прочие увеселения, жгут костры и стреляют из лука.
РОШ-АШАНА В Рош-Ашана провозглашается царство Б-га над всем миром. Ежегодно в этот день Всевышний творит суд над человечеством, предопределяя, что должно случиться с людьми и народами в наступающем году.
ЙОМ-КИПУР Йом-Кипур – День Искупления – завершает «десять дней раскаяния», начинающиеся в Судный День — Рош-Ашана. В Йом-Кипур утверждается приговор, вынесенный каждому на предстоящий год.
ПЯТНАДЦАТОЕ АВА Пятнадцатое Ава, несомненно, самый загадочный день еврейского календаря. Талмуд рассказывает, что много лет назад пятнадцатого Ава «иерусалимские девушки выходили плясать в виноградники» и что «всякий, кто был не женат, шел туда», чтобы выбрать себе невесту. Пятнадцатое Ава является праздником грядущего Освобождения.
ТУ-БИШВАТ Отмечая новый год деревьев, иудеи анализируют слова Торы, в которой человек сравнивается с фруктовым деревом… Ту-Бишват — это пора, когда самые раннецветущие деревья в Земле Израиля пробуждаются от зимнего сна и начинают новый цикл плодоношения
10 ТЕВЕТА (АСАРА-БЭТЕВЕТ) Десятого числа месяца Тевет в 3336 году от Сотворения мира (425 г. до н. э.) войска вавилонского царя Навухаднецара осадили Иерусалим. Асара-Бэтевет отмечается как день траура, поста и раскаяния.
ШМИНИ-АЦЕРЕТ и СИМХАТ-ТОРА Шмини-Ацерет, праздник, который посвящают молитве о дожде, а Симхат-Тора отмечает завершение цикла чтений недельных глав Торы в течение года. В этот день евреи читают заключительную часть Торы и опять начинают первую ее главу.
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ и ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ПРАЗДНИКИ Кроме значимых дат, отмечаемых всего один раз в год, в еврейской традиции статус праздника имеют и даты, соотносящиеся с более короткими временными промежутками — месяцем и неделей. Иными словами, в еврейской традиции каждое новомесячье (Рош Ходеш) и конец каждой недели (суббота, шабат) также являются праздниками.
ШАБАТ Шабат – суббота, седьмой день недели у евреев. К седьмому дню Творец завершил свои дела и отдыхал в этот день. Согласно Торе, Создатель благословил и освятил субботу. В субботу запрещён любой труд, всё, что связано с денежными расчетами и повседневной работой (вплоть до приготовления пищи), а также все разговоры на “будничные” темы. Суббота входит в еврейский дом в момент зажигания субботних свечей. Вечером в пятницу, обязательно до захода солнца, хозяйка дома зажигает субботние свечи и произносит благословение на зажигание свечей. После этого считается, что Суббота началась.
РОШ-ХОДЕШ Новомесячье Рош Ходеш Первый день месяца (или последний день предыдущего месяца, если он состоял из 30 дней) — Рош Ходеш — полупраздничный день в еврейском календаре. Освящение Рош Ходеш — это основа всех праздников еврейского календаря и связанных с ними заповедей, поскольку от правильного установления Рош Ходеш зависят даты всех остальных праздников. Хотя традиция не запрещает работать в этот день, существует обычай, не рекомендующий женщинам выполнять работу, которую можно перенести на другой день.
ТРАУРНЫЕ ДНИ В еврейской истории есть четыре особо печальные даты, связанные с разрушением страны, Иерусалима, Храма и рассеянием еврейского народа. Эти дни отмечаются постом, специальными молитвами и обычаями.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Как праздничные, так и траурные даты указываются по еврейскому календарю, структура которого обусловлена требованиями Торы. Это календарь лунно-солнечный, основывается на специальных вычислениях.
Начало месяцев в нем совпадает с новолунием. Таким образом получается, что месяц составляет 29-30 суток.
Год, составленный из таких месяцев, «отстает» от «солнечного» примерно на 12 дней, а согласно еврейской традиции, все значимые даты всегда должны приходиться на назначенные для них времена года. Поэтому в 7 годах из 19-летнего цикла вводится добавочный месяц, получивший название второй адар.
Кроме того, начало года не может приходиться на воскресенье, среду или пятницу, его передвигают в этом случае на один или даже два дня.
Номер материала: 456955
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник статьи: http://infourok.ru/orkse_prezentaciya_prazdniki_iudaizma-456955.htm