Урок по теме праздник наурыз

Открытый урок » Здравствуй, Наурыз!»
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Урок музыки с элементами таксономии Блума

Скачать:

Вложение Размер
urok_muzyki_taksonomiya_bluma_nauryz.doc 621.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок музыки с элементами таксономии Блума

Шпекбаева Назира Батыргалиевна, учитель музыки

Тема урока: Здравствуй, Наурыз.

Цель урока : Рассказать о народных традициях, праздниках, гуляниях, степных обычаях казахов.

Ученики умеют сравнивать и сопоставлять различные национальные праздники, знают о празднике Наурыз. Умеют сочинять мелодии из подручных инструментов.

І. Организационный момент

Учитель: Встали все красиво, подравнялись, исполним музыкальное приветствие:

Дети: Здравствуйте, учитель!

Учитель: Прозвенел звонок!

Дети: Начался урок!

Учитель: Тихонько сели.

ІІ. Психологический настрой

Учитель: Ребята давайте немного поиграем. Игра называется «Дотроньтесь до …», например «Дотроньтесь до желтого» вы должны быстро найти в комнате или одежде что-то желтое и дотронуться до него. Задания: дотронуться до высокого, низкого, шершавого, мягкого , круглого, бумажного, стеклянного, живого.

А теперь мы должны с вами поделиться на группы, скорее всего поменяться местами. Прошу вас выбрать для себя фигуру. На обратной стороне мы увидим надписи минор и мажор. Давайте вспомним что же это такое мажор, какими красками можно изобразить мажор, какими красками минор.

Деление на группы. Минор и мажор

Распевание. Гамма С — Dur с помощью ручных знаков (Показываю детям нотный стан и скрипичный ключ).

Учитель: И так, мы знаем что звуки поселились в музыкальной стране в своих квартирках, которые называются ноты. А следит за порядком в этой стране скрипичный ключ, он всегда находится в начале нотного стана.

Чтобы звуки не перепутали свои квартирки, каждая нота имеет свое название. ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Давайте вместе с вами споем распевку вверх и вниз с помощью ручных знаков.

Учитель: Давайте вместе споем

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

Не забываем как Ручки у нас лежат? Ножки как у нас стоят?

Мы, разок, мы, другой

Посмотрели за собой!

Мы тихонько все сидим.

Мы нисколько не шалим.

Мы разок, мы другой,

Посмотрели за собой.

Ребята, я не зря повесила сюда нотный стан. Сегодня за каждый ответ я буду давать вам нотку, а у каждого из вас есть ступенька. В конце урока в соответствии с тем сколько вы наберете нот, вы получите оценку.

Учитель: На прошлом уроке мы с вами разучивали песню посвяшенную кому? Я попросила вас выучить и спеть песню своим мамам. Кто из вас сделал это? Ну тогда давайте все вместе исполним песню.

Исполнение песни «Мама»

  1. Знание «Наурыз» в исполнении Розы Рымбаевой.

Учитель: Скажите, отчего всюду капли сверкают,

Блестят на асфальте и с веток свисают?

Скажите, отчего солнце греет руки мои

Игриво и звонко запели ручьи,

И солнышко землю опять пригревает?

Ведь мы Наурыз все сейчас отмечаем.

А с праздником этим тепла и добра

На Родину нашу приходит весна.

Так кто же весной приготовил сюрприз?

Сегодня, ребята мы с вами поговорим о замечательном празднике – Наурыз. Наурыз – древний праздник, это праздник изобилия, радости. Его отмечают в ночь с 21 на 22 марта, когда уравнивается продолжительность дня и ночи, поэтому 22 марта считают днем весеннего равноденствия. Казахи называют этот день «днем великого Улуса» и считают его священным. В этот день люди прощают друг другу обиды, желают счастья, изобилия, богатства. Рано утром люди выходили на улицу с угощениями, старики сажали деревья, все приветствовали зарю, окропляли родники маслом, опрыскивали деревья молоком. Народ веселится, звучат песни, айтысы, джигиты проводят состязания, всех приглашают за праздничный дастархан. Пребывая в хорошем настроении, люди поют песни и обязательно песню о дастархане. Эта песня есть у нас в книжках на стр 59. Сейчас мы прослушаем песню и одновременно поработаем с текстом на доске. Техника работы с текстом называется «Мудрые совы»

СЛУШАНИЕ ПЕСНИ «Казакы дастарканым» муз. М. Ильясова.

Учитель: А теперь я хочу узнать понимаете ли вы какой это праздник?Посмотрите на доску какой еще праздник вы видите? В чем различия Нового года и празднования Наурыз, ведь это тоже Новый год.Почему его называют Новым годом?

Практическая часть урока

Учитель: Национальные песни и инструменты:

1. Казахский национальный инструмент. (домбыра)

2. Певец –импровизатор, поэт, народный певец-сказитель,который участвует в айтысе? (акын)

3. Как называется музыкальный инструмент, на котором играл Коркыт ата? (Кобыз)

4. Песня с которого начинается праздник? (Тойбастар)

5. Как называется песенное словестное соревнование? (айтыс)

Как правило, раньше в праздник проводился айтыс.

Что такое айтыс?

Айтыс в день Наурыза символизирует Добро и Зло, борьбу Зимы и Весны.

Задание. Проведение айтыса.

Приглашаются два произвольно выбранных учениками в роли Зимы и Весны. Каждый из участников должен найти аргументы в пользу своего времени года. Победитель получает приз.

Задание 1: Раздаются различные рисунки, нужной найти такие которые подходят этому празднику. Проанализируйте почему вы взяли тот или иной рисунок?

Задание 4. Изобразить сказку с помощью разных предметов.

Сказка Трусливый заяц

Жил-был в лесу заяц-трусишка. Пришла весна и зайчик решил прогуляться по лесу.Вышел заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит! (1)

Испугался заяц и бежать. (2)

Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит! (3)

Бросился заяц бежать. (4)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает! (5)

Побежал заяц из леса к речке. (2)

А на берегу речки лягушки сидели. (7)

Увидели они зайца и прыг в воду. (8)

Обрадовался заяц, что лягушки его испугались — и смело поскакал обратно в лес. (9)

ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ: кастаньеты, пакет, карандаш, металлофон , пластмасовые бутылки

1 — шуршим пакетом

2, 4, 6 — быстро встряхиваем кастаньеты (из подручных инструментов)

3 — стучим карандашем

5 — шлёпаем руками по ногам

7 – издать голос лягушки

8 — проводим палочкой по металлофону ( из подручных инструменто)

9 — используем пластмасовые бутылки

Учитель: Ребята сегодня у нас был необычный урок.Мне хочется, чтобы вы сейчас сказали как вы поняли тему нашего урока. А как вы его поняли я увижу из того, где вы расположите свои ноты на нотном стане. У нас вы знаете пять ступеней, на какой из этих ступеней вы сегодня находитесь. Прошу подойти к доске.

ІҮ. Домашнее задание

Учитель: Нарисовать Наурыз.

На этой веселой ноте мы заканчиваем занятие. Спасибо за внимание!

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/11/28/otkrytyy-urok-zdravstvuy-nauryz

Наурыз — начало нового дня
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

интегрированный урок в 1 классе

Скачать:

Вложение Размер
integrirovannoe_zanyatie_nauryz.docx 30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила и провела

Школы – лицея № 27

Дружок Анна Сергеевна

Интеллектуальная игра «Наурыз – начало нового дня» (интегрированное занятие по математике и русскому языку).

Тема: познакомить учащихся с историей возникновения праздника , значением праздника для казахского народа.

Цель: расширение знаний учащихся о празднике Наурыз.

Задачи: обогатить знания учащихся о празднике Наурыз.

Совершенствовать вычислительные навыки учащихся, орфографическую зоркость учащихся.

Воспитывать любовь и уважение к традициям Республики Казахстан.

Оборудование: плакаты для оформления, карточки,

— Сегодня у нас необычный урок. Сегодняшний наш урок посвящен празднику, который уже очень скоро будет праздноваться в Казахстане. Это праздник – Наурыз.

Наурыздыхалқымыз (Амиржан)
Жыл басы санайды
Көнермейсалтымыз
Көп елге тарайды.

Наурыз – начало года (Яна)
Так считает наш народ.
И обычаи народа
Людям всем передаёт.

Наурызбенқұттықтап (Акдаулет)
Алысжақпенқауышты
Көктемдегіжарқынсәт
Көңілдергеауысты.

С Наурызом поздравляем (Аня).
Взрослых мы и малышей.
Счастья, радости желаем
И весенних тёплых дней.

— Что вы знаете об этом празднике?

Наурыз — это великий праздник. Это Новый год, который отмечается во многих странах Востока. Слово Наурыз с персидского означает «нау — новый», «рыз» — день. Значит «Наурыз» — это «начало нового года».на праздниках,
как известно проводят много различных конкурсов и игр, для того, чтобы узнать самого ловкого, сильного, умелого и , конечно же, умного. Вот и нам придется решить и выполнить несколько заданий для того, чтобы больше узнать о празднике Наурыз.

Собрать мозаику, решив примеры.

— Посмотрите, какая картинка у вас получилась. Знаете ли вы кто изображен на этой картине?

— Почему Наурыз празднуется весной, в марте? А потому, что по мифологии, 21 марта с неба сойдет Қыдыр ата, именно он воздаст по заслугам, честным, добрым, трудолюбивым людям. Достаток и изобилие, счастье и благополучие, здоровье и процветания — все это принесет собой Кыдыр Ата. Қыдыр ата согревает землю, чтобы все живое после долгой зимы расцвело, обновилось. А с 21 на 22 марта сравниваются день и ночь, начинается, как говорят ученые, космическая весна, новая жизнь.

4. « Магическое число»

— Скажите, ребята, хотите ли вы узнать магические число, которое в праздник Наурыз является обязательным?

— Для этого вам надо решить уравнение. ( каждый решает уравнение, затем проверяем по эталону и один ребенок из группы объясняет решение.)

10 – х = 3 х + 2 = 9 х – 1 = 6 1 + х = 8 х – 3 = 4

— Чему равен корень ваших уравнений. Значит магическое число – это число 7.

— Как вы думаете, почему это число является обязательным, как вы думаете?

— 7 дней недели – временные единицы бесконечности вселенной.каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей. Так же на Наурыз готовят ритуальное блюдо, которое на праздничном столе является главным – это блюдо Наурыз – коже. Сколько ингридиентов входит в это блюдо? (7)

— Наурыз- коже должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни.

-Вам даётся список ингредиентов для приготовления Наурыз- коже. — Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

Ингредиенты: в…да, г…рох, сах…р, мясо, сол…, карта, к…ртофель, ж…р, лу… , мука, морко…ь, злаки, м…л…ко.

Правильный ответ: вода, мясо, соль , жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко.

— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

— Напротив аксакала должны быть поставлены 7 чаш с наурыз – коже.

5. Физ. минутка .Игра «Веселая тюбетейка»

Пока играет музыка ребята передают тюбетейку, как только музыка заканчивается, тот на ком осталась тюбетейка отгадывают загадки. Чтобы отгадать загадки надо вспомнить каз.яз.

Он растёт не в огороде,
А растёт в большущем поле
Очень нужен он нам
Хлеб чудесный – это …(нан)

Любят все с ним играть
Все узнают – это мяч.
Он по полу скок – скок
Мяч весёлый – это …(доп)

Вам в бидон его нальют
Все ребята тёплым пьют.
Молоко назвали — …(сут)

Вяжет всем ребятам варежки и шапки
Все узнали без труда
Это бабушка — …(апа)

Смастерит он вам лошадку
Даст в свисточек погудеть
Вы узнали – это дед.
А по – казахски скажем без труда
Дедушка милый – это …(ата)

— До прихода Наурыза люди приводят свои дома в порядок, в честь праздника сажают деревья и цветы. Считается, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной.

— Сейчас отгадайте загадку.

Была степь пуста кругом

Появился в степи дом.

Как его называют?

Все в степи об этом знают.

— О каком доме идет речь? Что вы знаете о юрте?

Сделать фонетический разбор слова юрта. ( проверка самостоятельно по эталону).

— Скажите, ребята, только ли казахский народ празднует Наурыз?

— Праздник Наурыз празднуют все народы Казахстана, которые живут в едином стремлении жить в мире и согласии друг с другом, построить процветающее государство.

— Как вы думаете сколько национальностей проживает в нашей республике?

— Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами должны вспомнить быстрый счет и найти сумму чисел.

11 + 2 + 3 + 50 + 9 + 18 + 7 + 26 =

— 126 национальностей проживает в нашей республике и все мы живем дружно, сплоченно в нашей республике Казахстан.

— Наш урок подходит к концу. Скажите ребята, что вы узнали сегодня на уроке?

— Свою оценку уроку вы покажите на весенней цветочной поляне. Если вам урок понравился возьмите цветок оранжевого цвета подпишите его и приклейте на полянку, если не очень – розового цвета, ну а если вам было скучно на уроке, тогда приклейте цветок желтого цвета.

Той деп бүгін көңіл шіркін тасиды,

Той деп бүгін халқым шашу шашады. ( Дария)

Құрметті окушылар. Сізді Наурыз мерекесімен құттықтаймын. Сізге зор денсаулық, бақыт, жақсылык тілеймін. Жүздереңізге нұр,құшақтарынызға гүл тілеймің.

  • На этом наш праздник заверше. Всех с праздником.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2017/01/19/nauryz-nachalo-novogo-dnya

Конспект урока история Казахстана с презентацией, 5 класс. Праздник Наурыз

м А р т
к У м ы с
б е с б а Р м а к
ш а н Ы р а к
к о б ы З
II. Операционный этап
Тема сегодняшнего урока: Праздник Наурыз. Народные празники казахов.
Откройте тетради, запишите тему урока.
(Постановка цели урока)
5. Фронтальная беседа: У казахского народа, как и у других этносов, есть свои обычаи и традиции национальной культуры.
Учитель задает новый вопрос: «А какие традиции вы знаете?»
6. Задание на соотношение«Обычаи и традиции» заполни схему
Шашу Осыпание (сладостями) во время радостного события
Тусау кесе Разрезание пут малышу во время первого шага
Шилдехана Праздник в честь рождения младенца
Беташар Открытие лица невесты
Бесик той Первое укладывание ребенка в колыбель
Суынши Сообщение радостной новости
7. Беседа
– Как вы думаете, зачем люди придумали праздники?
– Нужны ли праздники нам с вами?
Размышления детей.
Слово учителя:
Нет человека, который не любил бы праздники. Праздники улучшают взаимоотношения между людьми. Праздники воспитывают уважение к обычаям и традициям разных народов.
А какой празник мы отмечаем в предверии весны? («Наурыз»?)
– Что вам известно о празднике Наурыз?
– Какие интересные моменты происходят на этом празднике?
– Какими обычаями сопровождается праздник Наурыз?
– Что бы вам хотелось узнать о празднике Наурыз?
Все сведения, которые называют дети, заносятся учениками в таблицу ЗХУ
8. Информация о Наурызе. Работа в тетради
Знаю Хочу узнать Узнал

9. Работа с информацией учебника стр.98
«Праздник Наурыз»

12. Беседа:
– Как вы думаете, почему Наурыз считается особым праздником?
– Как этот праздник празднуют в вашей семье?
– Какими традициями он сопровождается?
Учитель подводит итог:
– Человек, который любит свою страну, уважает и чтит праздники и традиции своего народа, является достойным гражданином страны. Народные праздники и традиции – это часть истории и культуры государства. Поэтому каждый человек любящий свою Родину должен стремиться знать праздники и традиции своей земли.
13. Просмотр отрывков из видеофильма о праздниках и традициях казахского народа
По итогам просмотра фильма учитель и дети делятся своими мнениями.
1. Как называется традиция осыпания конфетами? (Шашу)
2. Как называется традиционное блюдо «Наурыза»? (наурыз-коже)
3. Из скольких компанентов оно состоит (7)
14. Физ. Минутка «Кора-жорга»
15. Игра на внимание.Если согласны, то хлопните в ладоши. Если не согласны, то топайте ногой. (5 мин)
— Наурыз – праздник казахстанцев.
— Национальное блюдо казахов – блины
— Наурыз это новый год по восточному календарю.
— Национальное жилище казахов – юрта.
— На масленицу пекут бауырсаки.
— Степной цветок Казахстана – роза
— Верблюды едят колючки.
— Казахи – гостеприимный и дружелюблый народ.
— Бишпармак готовят итальянцы
— Кумыс готовят из молока коровы.
— Байга национальная игра казахов.
— Наурыз – праздник весны и дружбы

III. Рефлективный этап. 15 мин
16.Закрепление:
Что узнали нового о празднике «Наурыз»
Метод «Синквейн» по теме «Наурыз»:
1. одно слово- существительное
2. два — глагола
3. три — прилагательных
4. предложение
5. ассоциации
17. Рефлексия : Поднимите цветок — понравился урок — красный тюльпан, так себе — желтый тьльпан, не понравился — синий тюльпан.
7. Итог урока: суммативное оценивание, анализ оценок.
18. Д/з: параграф 20 читать, пересказывать, ответить на вопросы. Написать эссе на тему «Наурыз –день равнодействия»,сделать зарисовку (на выбор)

Источник статьи: http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-nikolaevna-tembaeva/razrabotka-uroka-istorija-kazahstana-5-klas-tema-prazdnik-nauryz-narodnye-prazniki-kazahov.html

Читайте также:  Праздник папы во франции
Оцените статью
Adblock
detector