Урок «Праздники и традиции»
Разделы: Технология
- создать положительную мотивацию для выполнения раздела “Рукоделие”, умение поддерживать духовно-нравственные традиции предков в изготовлении продуктов деятельности декоративно-прикладного искусства
- развивать знания о традициях, культуре русского народа, своей семьи, возможность реализации их на практике
- воспитывать уважительное отношение к своей национальной истории, народным обычаям и традициям, уважительное отношение к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и его результатам.
Дидактическая цель: развитие познавательной активности, отдельных навыков проектирования: ассоциативного мышления, исследования.
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, практический, самостоятельная работа
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, индивидуально
Тип урока: Урок объяснения нового материала, практическая работа
Методическое оснащение урока:
- Выставка изделий
- Слайдовая презентация
- Бланки с ассоциациями
- Ткань для изготовления оберегов 2-х цветов
- Нитки
- Ножницы
- Образец оберега
- Выпечка
Психологическая подготовка учащихся. Я рада вас видеть, мы снова сегодня будем работать вместе. Надеюсь, у вас будет хорошее настроение.
2.Мотивация — этап актуализации субъектного опыта учащихся
Когда вас посещает хорошее настроение?
Мы с рождения окружены хороводом праздников. Праздники общенародные и церковные, праздники личные и семейные; годовщины приятных событий, юбилеи, встречи. И наши новые праздники, и наши старые, подзабытые религиозные стоят того, чтобы мы вспомнили традиции, сопровождающие их: обычаи дарения подарков, обычаи праздничных столов.
Романова Е.В. 221-598-879
Я думаю, что вы уже догадались, что речь на уроке пойдёт о праздниках и традициях, связанных с ними.
Слайд 1. Объявление темы урока, запись в тетрадь.
Сегодня урок необычный, у него есть имя. Имя урока “Радостный день”.
Слайд 2. Цели урока
3. Этап изучения нового материала
1. Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого
Наши ученицы провели исследование: как следуют традициям наших предков в их семьях?
Слайд 3. Диаграмма с результатами анкетирования
Слайд 4. Определение праздника. Запись в тетрадь.
Слайд 5. Представление праздника
2. Организация внимания. Упражнение “ Мудрые совы”. Самостоятельная работа с текстом. Работа в группах. Каждая группа получает своё задание.
Обучаемые получают задание с вопросами.
Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной и неизвестной.
- Какие традиции праздника вы хотели бы продолжить?
- Какие вы встретили пословицы и поговорки?
Слайды с изображениями и фотографиями праздников
Обсуждение. Вывод учителя. На празднике принято дарить подарки. А самые ценные подарки сделаны своими руками. Сегодня мы научимся делать особые подарки – обереги. Физкультминутка
4 этап. Практическая работа “ Изготовление оберега”
Слайд 6. Определение оберега. Запись в тетрадь.
А сейчас у нас появится машина времени, и мы окажемся в древней старине, в 987году. Я буду хозяйкой дома, а вы девушками, которые будут творить обереги для своих суженных.
Романова Е.В. 221-598-879
- Инструктаж по технике безопасности.
- Изготовление работы вместе с учителем
- Вывод
5. Этап первичной проверки знаний
Упражнение на ассоциации. Обучаемым предлагаются задания с ассоциациями. Это карточки с приметами традиций праздников.
Дети должны узнать знакомый им праздник.
6. Подведение итогов
Возвращение к целям урока
7. Рефлексия. Понравился ли вам урок?
8. Домашнее задание: трансформация знаний.
Найти и зарисовать обереги орнаменты для вышивания традиционные для Тамбовской области.
9. Подведение итогов. Вспомните приподнятое настроение, которое посещает нас и до праздника и после. Получается праздник длиною в жизнь, с прелестными народными обычаями и обрядами, которые я, надеюсь, вы возьмёте в свои семьи.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/567437
Конспект урока «Народные праздники и традиции»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)
Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа, развивать понимание названий праздников и их смысл. Расширять кругозор детей, развивать их речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_narodnyh_prazdnikov.docx | 29.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого мероприятия: «Русские народные праздники и традиции»
Цели: Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа, развивать понимание названий праздников и их смысл. Расширять кругозор детей, развивать их речь.
Образовательные: познакомить учащихся с национальными особенностями праздничных обрядов, формировать взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ.
Развивающие: развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности; развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус.
Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее культуре
I. Организационный момент.
Сл. 1. — Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия — очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, т. е. русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и у мели веселиться.
Сл. 2. Праздник — это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. В праздниках и увеселениях люди находили передышку от всевозможных тягот жизни. У наших предков каждый праздник был определенным итогом, подводимый крестьянами после очередного нелегкого трудового периода сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем на ярмарке, где люди обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, весёлые молодецкие забавы .
Сл. 3. На праздник крестьяне надевали не простые наряды, а традиционные праздничные костюмы. Каждый праздник имел свои обряды, которые имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.
— Ребята, а вы любите праздники?
-Какие праздники вы знаете?
-Кто такие наши предки?
Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. А хотите узнать, как? Ну тогда давайте отравимся на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковер, закрывайте глаза и мы отправляемся в путешествие.
Сл. 4. А теперь открывайте глаза и слушайте. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов. На Руси на праздники часто проводились ярмарки.
Сл. 5. Сценка на ярмарке . «Как старик корову продавал»
Дед : — Кому корова? Кому корова?
Вед. 1 : На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Вед. 2 : Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
Вед. 1 : Чего же не нравилась людям она?
Ведь многим была коровёнка нужна!
Покупатель 1 : Хозяин, продашь нам корову свою?
Дед : — Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
Покупатель 2 : Не много ли просишь, старик, за неё?
Дед : — Да где наживаться! Вернуть бы своё!
Покупатель 1 : Уж больно твоя коровёнка худа!
Дед : Танцует, проклятая. Прямо беда!
Покупатель 2 : -Танцует! Вот это да (танец коровы)
Покупатель 1 : — А много ль корова даёт молока?
Дед : — Да мы молока не видали пока.
Ве дущ. 2 : Весь день на базаре старик торговал,
Ведущ. 1 : Никто за корову цены не давал.
Ведущ. 2 : Один паренёк пожалел старика :
Паренёк : — Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Паренёк и ведущие : Подходи честной народ,
Старик корову продаёт.
А корова хороша.
Даёт много молока.
Покупатель 2 : Корова что необычная?
Корова что заграничная?
Корова : Нет, Я самая оптимичная!
Ведущ. 1 : Идёт покупатель с тугим кошельком,
Ведущ. 2 : И вот уж торгуется он с пареньком;
Покупатель 1: — Корову продашь?
Паренёк : — Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
Покупатель 2: — Да так ли! Уж выглядит больно худой!
Паренёк : — Не очень жирна, но хороший удой.
Покупатель 1: — А много ль корова даёт молока?
Паренёк : — Не выдоишь за день — устанет рука.
Ведущ. 1 : Старик посмотрел на корову свою:
Дед : — Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому —
Такая кормилица нужна самому!
II. Сообщение темы урока.
Собрались мы сегодня, чтобы вспомнить старинные мудрые традиции земли русской, ее обычаи красивые, праздники светлые.
III. Работа по новой теме.
Сл. 6. Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Любили это время года за то. Что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран богатый урожай, убран в закрома.
А коль урожай богат – спокойна душа у крестьянина. Не страшна ему долгая, суровая зима. Можно немного отдохнуть и повеселиться.
Сл. 7. Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. Его посвящали встречи осени, окончанию жатвы и началу бабьева лета! Праздновали Успение 28 августа.
В православии Успение относится к числу двунадесятых праздников — то есть двенадцати наиболее важных (после Пасхи) праздников. В праздник по земле нельзя было ходить босиком, а также втыкать в нее любые острые предметы.
На Успение крестьяне часто приносили в церковь семена или колосья разных хлебов для освящения и благословения, в этот день было принято солить огурцы и квасить капусту.
В домах накрывали столы. А жнецы передавали хозяину с хозяйкой венок, сплетенный из колосьев. И венок этот хранился в красном углу избы. Существовало поверье, что он приносит удачу и охраняет дом от нечистой силы.
По Успению предсказывали погоду на Старое бабье лето.
Народные приметы
С Успенья солнце засыпает.
Если молодое бабье лето вёдреное — жди ненастья на старое.
Если на Успенье или в эти дни появится радуга — к затяжной и теплой осени.
Много паутины в бабье лето — к ясной и холодной зиме.
На Успенье огурцы солить, на Сергия (8 октября) капусту рубить.
Если погода в этот день хорошая, то старое бабье лето — с 13 по 21 сентября — будет ненастным.
Если в этот день погода тихая и ясная – и осень будет такой же.
Сл. 8. Следующий праздник который отмечают 14 октября это Покров Пресвятой Богородицы . На Руси этот день приходился на время окончание полевых работ и наступления первых холодов. Поэтому на Покров крестьяне утепляли свои жилища и завершали подготовку к зиме. Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Это также была пора свадеб. А те девушки, которые еще не вышли замуж, просили в этот день Богородицу помощи в выборе достойного жениха.
Чтобы детки в семье не болели, принято в этот день обливать их водой через большое решето на пороге дома. Также в этот день считается правильным кормить домашних животных так, чтобы они не могли съесть всего корма. Полагалось испечь специальный хлеб, украшенный различными аппликациями из того же теста – покровский каравай. Нужно было накормить им своих близких, друзей и соседей, а остатки и крошки сохранить до Великого поста.
Полагалось 14 октября отправиться в лес за грибами. Нужно было принести хоть немного и засушить их, стараясь угодить таким образом домовому. По мнению хозяев дома, именно это сказочное создание отвечало за достаток, безопасность и богатство семьи.
Песня «Покров Богородицы»
— Какие праздники отмечали наши предки зимой? (Ответы детей)
Наступил январь – самый холодный, самый суровый месяц. Несмотря на то, что январь – лютый, суровый месяц, на это время приходится много праздничных дней.
Сл. 9. Рождество – 7 января.
С утра рождественского дня было принято хождение из дома в дом со звездой, символизирующей вифлеемскую звезду, а также пение рождественских гимнов, славящих Христа.
Сл. 10. С 7 по 19 января наступали Святки. Это было одно из наиболее праздничных времен года. Главным развлечением было колядование. Колядки – песни, посвященные началу нового года.
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Подавай, не ломай.
А по целому давай!
Кто дает пирога,
Тому скот, живота.
Кто не даст пирога –
Уведем корову за рога!
Сл. 11. В течение двух недель Святок деревенское население собиралось на вечеринки, так называемые «игрища» или «посиделки». Собиралась преимущественно молодежь.
Святочные посиделки отличаются от других посиделок тем, что девушки и парни рядятся, да так, чтобы и подруги, и друзья не узнали. Это своего рода бал – маскарад.
Сл. 12. 19 января – Крещение Господне.
В полночь ходили к проруби за водой, поскольку считалось, что в эту ночь небо открывается и вода становится святою. Этой водой кропили дома, хозяйственные постройки. Крещение завершал длительный цикл праздничных Святок.
Сл. 13. Самым веселым весенним праздником была на Руси Масленица.
Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
В народе каждый день масленицы имеет свое название.
Понедельник именовался «Встречею». В этот день народ встречал Масленицу. Все решали, с кем и как проводить праздник, с кем встречаться на Масляной неделе. В понедельник хозяйки делали маленькие блинчики и давали их детям.
Второй день – Заигрыши.
Начинались игры, на улицах появлялись ряженые. Строили снежный город, или, как его называли, крепость зимы. С утра приглашались парни и девицы покататься на горах, поесть блинов.
А среду добрые люди называли « Лакомкою»
Все принимались усердно навещать друг друга и в гостях обильно угощаться блинами.
В этот день начинали лакомиться блинами даже самые бедные.
Четвертый день – Широкий четверг.
Народ придавался потехам: ряженые, скоморохи, катание на лошадях и с горы, кулачные бои. Все шумело и веселилось. В четверг можно было всяких блинов покушать. Пекли их из разной муки: гречневой, ржаной, пшеничной. И с чем только не подавали: с сыром, яйцами, маслом, творогом, икрой, рыбой, груздями.
Пятница (пятый день) – «Тещины вечерки».
В пятницу приходила в гости родня жены, и зятья угощали своих тещ. Пригласить нужно было накануне, оказать как можно больше почестей.
Шестой день – золовкины посиделки. В этот день навещали родню мужа. Невестка одаривала своих золовок (сестер мужа) подарками.
Сл. 14. И, наконец, наступал последний день Масленицы, воскресенье, который называли «Веселая Масленица».
Сл. 15. Последний день был всеобщим праздником. Всем честным народом провожали Масленицу, побеждали зиму и встречали весну. В заключение праздника Масленицу провожали, т. е. сжигали чучело.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.
Что будем рисовать?
Сл. 16. (елочные игрушки).
IV. Практическая работа.
Дети, как выдумаете, какой праздник к нам приближается? Все мы ждем его, мечтаем о елке, украшенной игрушками. Посмотрите, какие красивые елочные игрушки у меня на столе. Сегодня на уроке мы нарисуем одну из таких игрушек. А в конце урока мы приклеим их на нашу ёлку.
Выполнение работы детьми. Украшение ёлки.
Очень выразительные рисунки получились у вас сегодня. Все игрушки большие, яркие. По вашим рисункам каждый сможет догадаться, что вы очень любите новый год.
V. Подведение итогов.
Сл. 17. Сейчас я предлагаю вам выразить свое настроение, которое испытываете от урока. На доске вы видите так называемое «дерево чувств». На партах лежат разноцветные листочки. Обратите внимание на слайд. На нем вы можете видеть, какое настроение выражает каждый листочек:
оранжевый — радостное, теплое;
желтый — светлое, приятное;
синий — неудовлетворенное, грустное;
черный — упадок, уныние.
Вам необходимо прикрепить к «дереву чувств» тот листочек, который больше соответствует вашему настроению.
Уборка рабочих мест.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского народа: .
Сценарий праздника «Семейные традиции» содержит в себе разработку мероприятия для учащихся начальной школы, в частности для учащихся 4го класса.
Урок окружающего мира по теме «Семейные праздники и традиции» проведён в з классе. Большая предварительная подготовка к уроку вызвала познавательную активность не только детей, но и родите.
Занятие с одной стороны, призвано подготовить учащихся к восприятию праздника с учетом культурных особенностей празднования Пасхи в России и Британии, а с другой стороны, решить учебные задачи повторе.
Материал может быть использован на уроке окружающего мира , во внеурочной деятельности. Здесь вы можите познакомиться с праздниками Масленицы и Пасхи, традициями и обычаями этих праздников.
продолжить знакомство детей с традициями и праздниками русского народа; развивать художественно-эстетический вкус школьников; воспитывать любовь к традициям своего народа; формировать ду.
Представляет собой информационную карту урока с приложением.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2020/02/10/konspekt-uroka-narodnye-prazdniki-i-traditsii