Урок развития речи «Поздравление с днем рождения»
Цели:
- ознакомление с правильным составлением поздравления;
- закрепление умения употреблять в речи вежливых форм приветствия, пожелания, прощания, благодарности, извинения, просьбы;
- воспитание вежливости, доброты, искренности, правильных норм культуры общения.
Оборудование:
- CD-записи: песенка крокодила Гены или фрагмент мультфильма “Про Крокодила Гену”,
- фонограмма песни “Если добрый ты…”;
- ширма, декорации, куклы, карточки для слов, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока. Сегодня у нас урок по теме “Культура общения”
- Повторение пройденного материала.
Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, смелых и суровых, чистых и ясных. Но есть особые, волшебные слова. Соберем их на этот диск.
Дети пишут слова на карточки. Учитель собирает слова. Открывает диск. Слова-карточки превращаются в слова на экране. Дети читают слова с экрана:
1.Формы приветствия:
- здравствуйте
- доброе утро
- добрый день
- добрый вечер
2.Формы прощания:
- до свидания
- до скорой встречи
3.Формы благодарности:
- спасибо
- большое спасибо
- благодарю вас
4.Формы пожеланий:
- всего хорошего
- всего доброго
- будьте здоровы
- спокойной ночи
- приятного аппетита
5.Формы извинения:
- простите, пожалуйста
- извините, пожалуйста
6.Формы просьбы:
- пожалуйста
- будьте добры
- будьте любезны
- прошу вас
Ученик читает стихотворение М. Танича “Волшебные слова”
Извини.
Пожалуйста,
Прости
И разреши.
Это не слова. А ключик от души.
Кроме нашей спутницы-
Таблицы умножения-
Есть еще таблица-
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “пожалуйста”-
Волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “пожалуйста”-
Волшебные слова!
- Знакомство с новым материалом.
На экране- фрагмент мультфильма “Про крокодила Гену” (с песенкой крокодила Гены “Пусть бегут неуклюже…”)
- — Из какого мультфильма этот отрывок? Кто автор историй про крокодила Гену?
- — Про какой праздник поет крокодил Гена?
- — Что это за праздник — день рождения? (День, в который человек родился.)
- — От какого слова образовалось слово “рождение”? (От слова “родиться”)
- — Подберите родственные слова к слову “рождение”. (На экране появляются слова- родиться, родители, род, родственники, родословная, новорожденный)
- — Как еще называют день рождения ? ( Именины )
- — Раньше слово “именины” имело другое значение. Через какое-то время после рождения ребенка крестили в церкви и там давали ему имя. Называли его обычно по имени того святого, память которого церковь отмечала в этот день. Отсюда “именины”-день, в который человек получил свое имя.
А теперь посмотрите сценку кукольного театра “Как медвежонок Ивашка зверей к себе в гости звал” (Ведущий, волк, лиса, заяц, белка, медвежонок)
Ведущий. “Доброе утро, Ивашка, вставай!- сказала утром мама- медведица. Зови гостей. Сегодня твой день рождения!” Посмотрел медвежонок на стол, а там и орехи, и мед, и малина, и капуста. Протянул лапу. “Нельзя!- сказала мама.- Сначала гостей собери”. Пошел медвежонок по лесу и встретил зайца.
Медвежонок. Эй ты, косой!
Заяц. Это ты меня?
Медвежонок. Тебя, тебя, глупый! Один ты у нас в лесу косой! Валяй ко мне в гости! Капусты полопаешь!
Заяц. Нет уж! Не хочется что-то.
Медвежонок. Ну, не хочешь — как хочешь.
Ведущий.Пошел дальше. А навстречу ему лиса.
Медвежонок. Эй, ты , рыжая воровка, чеши ко мне в гости, сладким чайком угощу!
Лиса. Ах, какой грубиян !
Медвежонок. Убежала чего-то. Кого бы еще позвать? А-а-а! Вот волк бежит. Эй ты, серый разбойник! Дуй ко мне на день рождения! Только морду помой!
Ведущий. А волк в кусты. Только ветки зашумели.
Побрел Ивашка дальше. Перед ним белочка с ветки на ветку перепрыгнула. Увидел он ее да как закричит.
Медвежонок. Чего ты, вертихвостка, зря перед глазами мелькаешь! Скачи ко мне в гости, орехов получишь!
Белочка. Фу, невежа. Не нужны мне твои орехи!
Ведущий. Вернулся медвежонок домой грустный-грустный. Отказались звери к нему в гости идти.
- — Так почему же звери не захотели идти на день рождения к медвежонку? (Он невежливо их приглашал, грубо обращался к ним.)
- — А что приносят гости, когда идут на день рождения? (Подарки.)
Послушайте стихотворение Игоря Шевчука “Подарок”.
Ученик читает стихотворение.
На день рождения Кактусу
Подарок подарили
И поздравления Кактусу
Любезно говорили:
Примите, милый Кактус.
От нас сегодня в дар
Прекрасный- распрекрасный
Большой воздушный.
Бах!
- — Удачный ли подарок подарили Кактусу?
- — Можно ли дарить то, что тебе самому не нужно? (Это неприлично).
- — Как надо принимать подарки? ( Принять, рассмотреть, обязательно поблагодарить, выразить признательность тому, кто подарил, независимо от того, понравился подарок или нет .)
- — Какие слова говорят, когда поздравляют с дне рождения, что желают?
Почитайте два поздравления.
1. Дорогой дедушка! Поздравляю тебя с днем рождения. Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе. Целую. Коля.
2. Мой дорогой дедушка! Поздравляю тебя с днем рождения! Я хочу, чтоб ты никогда не болел, чтобы чаще приезжал к нам в гости. Долгих лет жизни тебе и благополучия. Я постараюсь тебя не огорчать. Целую тебя. Твой внук Коля.
Какое поздравление лучше? Почему? Итак, поздравление должно состоять из обращения, поздравления и пожелания. Поздравление должно быть добрым и искренним, содержать теплые слова,которые приятно будет получить родным и близким. Сейчас составим поздравление с днем рождения для любимого друга или подруги и запишем в тетради.( Затем дети читают поздравления)
- Домашнее задание.
У каждого из вас есть свой любимый сказочный герой. Представьте, что у него день рождения. Напишите ему свое поздравление.
- Итог урока.
К нам пришло электронное письмо. Интересно, от кого оно?
На урок культуры речи
Так хотелось мне попасть.
Но пришлось мне задержаться-
Нужно землю утеплять.
Но зато пришлю вам гостью,
Будете довольны вы.
А узнать ее нетрудно,
Это Фея Доброты.
Ваша Зимушка – Зима.
Появляется Фея Доброты.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
В день морозный рада,
Вас увидеть я.
Только что на улице
Я встретилась с Зимой
Очень много всяких дел
У нее самой:
Покрасить белой краской
Дома и окошки
Засыпать нужно снегом
Кусты и дорожки,
Луга замести и укутать поля,
Чтоб стала просторней
И краше земля.
Всех не перечислить хлопот у Зимы
Вот попросила матушка Зима,
Чтоб на урок к вам нынче я пришла.
— Мы очень рады тебе, Фея Доброты. А в подарок дарим песню “Если добрый ты. ” (Дети поют и выполняют движения )
Фея. Спасибо, дети! Очень хорошая песня.
Настанет, друзья, счастливое время
Настанут чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Пусть грубость исчезнет навеки
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Ребенок вертелся на стуле,
Шумел и ко всем приставал,
Ему прописали пилюли-
Он принял и вежливым стал.
Грубить не станут дети,
Не будут грызть ногтей,
И станут все на свете
Любить таких детей.
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
Я довольна вами ,дети,
Так Зиме и передам.
От нее подарки эти
Я сегодня вам отдам.
Фея Доброты раздает детям подарки.
До свидания, ребята! Желаем вам добрыми детьми расти, хорошо себя вести.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/512989
Урок риторики по теме «Поздравление»
план-конспект урока на тему
Урок открытия новых знаний по деятельностной технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок на тему «Поздравление» | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая цель урока :
усвоение учащимися особенностей поздравления, его структуры и средств выражения,
обучение умению составлять поздравления в устной и письменной форме,
формирование установки на внимание к адресату, учету его интересов, характера.
— способствовать формированию организационной, коммуникативной
и оценочной компетентностей учащихся;
— воспитывать вежливое, внимательное отношение к окружающим людям.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Методы обучения: проблемно-диалогические, практические.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Средства обучения: учебник-тетрадь, поздравительные открытки, опорные слова на карточках.
1. Мотивация к учебной деятельности ( создаются условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки).
Ребята, сегодня предпоследний день календарной зимы, наступает весна и она несет нам немало приятных событий. Каких. Конечно, одно из них – праздник 8 Марта. Кого вы будете поздравлять в этот день. Хотели бы вы, чтобы ваши поздравления были грамотными, красивыми и искренними, чтобы их было приятно слушать или читать. Итак, тема нашего урока. (Открывается запись на доске.) Чему же мы будем учиться на уроке. Поздравление – это один из видов речевого жанра, а когда мы применяем наши речевые знания и умения, мы учимся успешному общению. А умение общаться – это одна из составляющих успешности человека.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
А может быть, мы умеем поздравлять и не надо этому учиться? Давайте попробуем составить поздравление, которое будет написано или произнесено. Адресата и событие выберите сами. (Выслушивается несколько ответов) Все ли у ребят получилось хорошо?
3. Выявление места и причины затруднения.
В чем вы затруднились. Поздравляли, в основном, близких, события — дни рождения или праздники. И самое главное затруднение – это пожелания, они у вас получились какими-то однообразными, как будто все поздравляли одного человека.
4. Построение проекта выхода из затруднения путем проблемного диалога и реализация построенного проекта.
У меня в руках две открытки, это поздравления от моих бывших учеников. Посмотрите, как они оформлены, послушайте написанные на них поздравления и предположите, какое из них мне больше понравилось. Ваши предположения, и верные и неверные, помогут нам узнать необходимые нам сведения.
На первой открытке напечатан только исходный текст, на второй – рукописный текст:
1. Мы с Вами столько нового узнали,
Вы дарите души своей тепло!
И с каждым днем все больше понимаем –
Нам с вами очень-очень повезло!
Желаем Вам во всем большой удачи
И чтоб сбылась заветная мечта,
Жизнь Ваша становилась только ярче,
Цветы чтоб окружали Вас всегда!
Спасибо за любовь и за терпенье,
За радость достижений и побед!
Улыбок Вам, в работе – вдохновения
И много впереди чудесных лет!
2. Дорогая Светлана Захаровна!
От всей души поздравляем Вас с этим замечательным праздником – Днем учителя!
Желаем Вам, чтобы Вы никогда не болели, чтобы в вашей семье все было хорошо, и чтобы
у Вас всегда были умные и послушные ученики. Мы Вас помним и любим!
7а класс; 04 . 10. 12
(Выслушиваются предположения детей, они обосновывают свое мнение.)
Я была рада обоим поздравлениям, но получить второе поздравление мне было гораздо приятнее. Почему? Подумайте сами… Во-первых, если я по рассеянности оставила бы первую открытку в учительской, любой учитель, прочитав ее, мог бы принять это поздравление в свой адрес. Почему. Да, в нем нет обращения ко мне. Во-вторых, если честно признаться, я не помню, какой мой выпуск поздравил меня этой открыткой – 7ой класс, 11ый или те ребята, которые уже закончили школу? Почему я не помню этого. Здесь нет подписи. А почему мне пришлось по душе поздравление из 2ой открытки. . Оно было составлено самими детьми, в нем есть эмоциональное обращение, в котором выражены чувства ребят, есть словосочетание «от всей души», и это поздравление действительно душевное и теплое. Стихи из первой открытки были красивыми, в них тоже звучали добрые пожелания, но сочинил-то их поэт, а не сами дети, поэтому это поздравление для меня не было достаточно искренним. Я уверена, что ребята хотели мне сделать приятное, но они не знали, как правильно составить поздравление. А вы, исходя из того, что мы сейчас обсудили, могли бы сделать некоторые выводы – из каких частей должен состоять текст письменного поздравления. (После ответов детей открываются опорные слова схемы поздравления:
Обращение должно быть ласковым, приветливым. Какие слова, кроме имени поздравляемого, можно использовать в обращении. В поздравлении. (Ответы детей корректируются в том ключе, что все зависит от того, кто является адресатом – близкий человек, знакомый, друг и т. д.) Таблица дополняется:
Обращение (Дорогие, милая, уважаемый…)
Поздравление (От всей души, сердечно, горячо, с удовольствием)
Пожелания (Желать надо то, что для адресата важно, к чему он стремится, пожелания могут быть связаны с его деятельностью, подчеркивать его достоинства)
Подпись ( Может дополняться словами «ваш», «помнящий Вас», «любящий Вас»)
Поздравление и пожелание выражают чувство радости по поводу каких-то хороших событий, произошедших в жизни адресата. Они должны звучать тепло и искренне, чтобы адресату было приятно их читать. Таким образом, поздравление несет в себе следующую информацию: я тебя (Вас) помню, считаю близким человеком, ценю как человека, думаю о том, чтобы у тебя (Вас) было все хорошо, кроме того, я напоминаю о себе.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Мы говорили сейчас о письменном поздравлении. А ведь поздравления бывают и устные, когда адресант и адресат непосредственно общаются друг с другом. Чем будет отличаться устное поздравление от письменного. Оно может быть выражено одним предложением, а не текстом. Искренность и теплоту такого поздравления можно выразить мимикой, радостным тоном, жестами.
Работа по учебнику.
73. Рассматриваем рисунок. Обращаем внимание на приветливые, радостные выражения лиц участников поздравления. Прочитываем слова на плакатах, объясняем слово «лауреат» с использованием толкового словаря, составляем предложения-поздравления, тренируемся в произношении: радостным тоном, тоном восхищения, дружеского расположения:
От всей души поздравляем лауреатов конкурса с победой.
Лауреатов конкурса от всей души поздравляем с победой.
На поздравления в ситуации непосредственного общения адресат должен ответить благодарностью. (Большое спасибо за сердечное поздравление. Я очень рада вашим поздравлениям и т. д.)
74. Ученики заполняют оставленные строчки. Например:
Знакомых с новосельем с радостью
друга с днем рождения от всей души
победителей с успехом с удовольствием
родных с праздником искренне
6. Закрепление в творческих заданиях.
а) Инсценировка. Предположим, кто-то из наших мальчиков, занимающихся в музыкальной школе, занял призовое место на конкурсе юных музыкантов. Одноклассники, т. е. вы, поздравляете его с этим радостным событием.
б) Работа в группах.
1ая группа состоит из мальчиков. Задание: составить поздравление с праздником 8 Марта девочкам. Обратить внимание: Так как адресат не один, пожелать надо то, что будет приятно всем девочкам.
2ая и 3я группы – смешанные. Задание: составить поздравления с наступающим праздником от нашего класса учителю рисования Ольге Александровне и учителю музыки Ольге Владимировне.
После выполнения – проверка с взаимооценкой.
7. Включение в систему знаний.
Анализ стихотворения С. Маршака «Пожелание друзьям» (текст у каждого ученика).
Желаю вам цвести, расти, Пусть каждый день и каждый час
Копить, крепить здоровье. Вам новое добудет.
Оно для дальнего пути – Пусть добрым будет ум у вас
Главнейшее условье. А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
Предлагается назвать предложения с пожеланиями и охарактеризовать их. Поэт желает друзьям самого главного: здоровья и процветания. Он также желает того, чтобы в жизни его друзей были открытия, успехи. Но самое главное пожелание заключено в словах:
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Человек с добрым умом и умным сердцем способен делать людям много добра, он будет внимательным к людям, тактичным. В конце стихотворения поэт желает друзьям «всего хорошего», т. е. быть успешными во всем, но при этом замечает, что оно «дается нам недешево». Успешности во всем, хорошего отношения к себе надо заслужить трудом, усилиями силы воли, хорошими поступками и делами, уважительным отношением к людям.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Чему мы учились на сегодняшнем уроке. Я думаю, что полученные знания и умения обязательно пригодятся вам в жизни.
9.Домашнее задание и нацеливание на дальнейшую деятельность.
Составьте поздравления с праздником своим мамам, на следующем уроке мы их отредактируем и оформим в виде открыток. А открытки изготовим на уроках труда.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/01/26/urok-ritoriki-po-teme-pozdravlenie