Урок праздник путешествие по стране литературии 6 класса

Литературная викторина «Путешествие по стране Литературии 6 класса»
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Итоговый урок по литературе, 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
literaturnaya_viktorina_puteshestvie_po_strane_literaturii_6_klassa.docx 22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина «Путешествие по стране Литературии 6 класса»

  1. Продолжи:
  1. Александр Сергеевич … (Пушкин)
  2. Михаил Юрьевич … (Лермонтов)
  3. Николай Семёнович … (Лесков)
  4. Антон Павлович … (Чехов)
  5. Виктор Петрович … (Астафьев)
  6. Александр Иванович … (Куприн)
  1. Узнайте автора и произведение по началу.
  1. В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный.

И собрали в городе вече и сказали:

— Вот уже скоро умрём от голода. Сдадимся печенегам — может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрём.

( «Сказание о белгородском киселе»)

  1. В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время, как он находился в отъезжем поле. Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, устроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околодке, в чем и не прекословили ему соседи, приезжавшие к нему гостить с своими семействами и собаками. В будни ходил он в плисовой куртке, по праздникам надевал сертук из сукна домашней работы; сам записывал расход, и ничего не читал, кроме Сенатских Ведомостей. Вообще его любили, хотя и почитали гордым. (А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка»)
  2. Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. ( А.С. Пушкин. «Дубровский»)
  3. На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флер-д’оранжем. Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. (А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»)
  4. Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь. Я, с своей стороны, лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой трогательной истории да придал устному рассказу письменную форму. ( А.И. Куприн. «Чудесный доктор»)
  5. Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.

— Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!

( В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой»)

  1. Узнайте героя по описанию.
  1. Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и следственно балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон… (Лиза из «Барышни-крестьянки)
  2. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени…(Кирила Петрович Троекуров из «Дубровского»)

3) …на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны… (Левша)

  1. Узнайте автора и произведение по пейзажу.
  1. День был ясный, летний. Сверху пекло. Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины башмачки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, наверное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, выставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой. Березовые листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем куреве. Над Енисеем солнечно мерцало. Сквозь это мерцание едва проглядывали красные жерла известковых печей, полыхающих по ту сторону реки. Тени скал лежали недвижно на воде, и светом их размыкало, рвало в клочья, будто старое тряпье. Железнодорожный мост в городе, видимый из нашего села в ясную погоду, колыхался тонким кружевцем, и, если долго смотреть на него, — кружевце истоньшалось и рвалось. (Ф.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»)
  2. Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя; ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой веселостию…(А.С.Пушкин «Барышня-крестьянка»)
  3. Через 10 минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошаный луг, на котором паслась опутанная лошадь… (А.С. Пушкин «Дубровский»)
  1. Подбери пару.
  1. Володя — … (Лидия Михайловна)
  2. Порфирий — … (Луиза)
  3. Алексей — … (Лиза)
  4. Владимир — … (Маша)
  5. Грей — … (Ассоль)
  6. Цветок — … (Даша)

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/02/24/literaturnaya-viktorina-puteshestvie-po-strane-literaturii-6

Конспект урока обобщения по литературе в 6 классе «Путешествие в страну Литературию»

Турнир знатоков литературы

«Путешествие в страну Литературию» (6 класс).

Дидактическая цель: Проверить знания учащихся 6 класса по курсу литературы за пройденный учебный год.

Цели по содержанию урока:

Создать условия для обобщения пройденного учебного материала путем использования различных видов игрового материала.

Формировать умение систематизировать материал, обобщать, делать выводы, правильно и связно выражать свои мысли.

Воспитывать культуру общения, уважение друг к другу, уверенность в себе, развивать у детей любознательность и интерес к предмету.

Форма урока: урок-викторина (турнир знатоков).

Класс делится на несколько команд (можно по рядам), представители команд отвечают по очереди, определяемой жребием. Викторина состоит из разделов.

Вступительное слово учителя. Организация игры.

— Дорогие друзья! Мы закончили изучение курса литературы 6 класса и на сегодняшнем уроке проведем турнир знатоков литературы. Нам предстоит проверить себя, что и как мы запомнили. Наверное, мы, внимательно прочитав произведения русских и зарубежных писателей и поэтов, узнали больше, чем раньше. Посмотрим, так ли это?

(Конкурсы 2,3,4,5,6 на листочках, раздаются всем командам).

Конкурс-разминка «Знаешь ли ты?»

Задание: Назовите произведения по их началу и концу, вспомните автора.

Вопросы на 1 тур (команды отвечают поочередно)

1. Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. («Левша», Н.С.Лесков)

2. В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. («Кладовая солнца», М.М.Пришвин)

3. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне. Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовет ее к себе безмолвным голосом своего благоухания. («Неизвестный цветок», А.П.Платонов)

4. Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он же утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень! («Бежин луг», И.С.Тургенев).

5. На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. («Толстый и тонкий», А.П.Чехов)

6. В лето 997. Пришли печенеги и стали под Белгородом. И не давали выйти из города. Осада затянулась, и был в городе голод сильный. И собрали в городе вече и сказали:

— Вот уже скоро умрем от голода. Сдадимся печенегам – может, они хоть кого-то оставят в живых, а то все умрем. («Сказание о Белгородском киселе» из «Повести временных лет», древнерусская литература).

7. Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит…

(«Железная дорога», Н.А.Некрасов)

8. Раз у отца, в кабинете,

Саша портрет увидал,

Изображен на портрете

Был молодой генерал.

Конкурс «В стране Литературии»

Задание: Соедините имена и фамилии русских и зарубежных писателей

Михаил Юрьевич Лондон

Михаил Михайлович Брэдбери

Антон Павлович Лесков

Афанасий Афанасьевич Твен

Виктор Петрович Некрасов

Николай Алексеевич Пришвин

Рей Дуглас Чехов

Николай Семенович Сетон-Томпсон

Конкурс «Литературное лото».

Задание: Вспомните произведения, в которых встречаются эти имена и фамилии

Конкурс «Шерлок Холмс, мсье Пуаро, лейтенант Коломбо и другие».

Задание: По описанию портрета литературного персонажа или характеристики назовите героя, а также произведение, в котором он фигурирует, и автора (по 3 карточки каждой команде).

«Первому старшему изо всех, …., вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, и богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы». (Федя, «Бежин луг», Тургенев).

«Ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете. Отец любил ее до безумия… Она не имела подруг и выросла в уединении, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиной, имела прекрасный голос и большие музыкальные способности». (Маша Троекурова, «Дубровский», Пушкин)

Этот герой «только что пообедал на вокзале», и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем. (Толстый, «Толстый и тонкий», А.П.Чехов)

«Она была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни седые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и легли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх». (Настя, «Кладовая солнца», М.М.Пришвин).

«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутног чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; и тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне». (Лидия Михайловна, «Уроки французского», В.Г.Распутин).

«Известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром, трость и сумка с новеньким никелевым замочком выказывали горожанина». (Эгль, «Алые паруса», А.С.Грин).

Задание: вспомните, в каких произведениях события происходят в следующих местах:

Поместье Ненарадово, Жардино

Село возле Блудова болота в районе города Переславль-Залесского

Райцентр, улица Подкаменная

Конкурс «Магический прямоугольник».

Задание: найти в «магическом прямоугольнике» зашифрованные названия стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Н.Майкова, А.А.Прокофьева, Д.С.Самойлова. Читаться они могут слева направо, справа налево, по горизонтали или вертикали, могут «ломаться» под прямым углом. Определите автора каждого стихотворения.

«Утес», «Бородино», «Тучи», «Листок» — Лермонтов

Конкурс «Лирические струны» (карточки выдаются обеим командам).

Задание: каждая команда должна продолжить стихотворение, у которого дана только 1 строчка. Назвать стихотворение и автора.

1. Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры,

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

(«Зимнее утро», Пушкин)

2. Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

3. Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Их тощая зелень,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

4. Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

(«Учись у них – у дуба, у березы», Фет)

5. Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

(«Весна, весна! как воздух чист!», Баратынский)

6. Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу,

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Конкурс «Блиц-турнир», команды отвечают поочередно.

Вопросы для блиц-турнира:

Как греки называли свои сказки? (мифы)

Знаменитый русский баснописец — … (Крылов)

Название имения Троекурова — … (Покровское)

Какой псевдоним взял себе Дубровский? (Дефорж)

На сколько лет Настя старше Митраши? (на 2 года)

Как называется болото, где заблудились дети? (Блудово)

Назовите прозаические жанры (повесть, роман, рассказ)

Кто подковал блоху? (Левша)

Город, в котором родился Пушкин? (Москва)

Как называется образное определение? (эпитет)

Кто автор стихотворения «полей»? (Николай Рубцов)

Как называется рассказ Рея Брэдбери, в котором события происходят на Марсе? («Зеленое утро»)

Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (поэма Гомера, Гесиода)

Название имения Дубровского — … (Кистеневка)

Как называли Настю в «Кладовой солнца»? (золотая курочка на высоких ножках)

Кто из чиновников помогал Троекурову в тяжбе за имение Дубровского? (Корнет)

Кто воспитывал М.Ю.Лермонтова в детские годы? (бабушка Елизавета Арсеньевна)

Кому посвятил свой рассказ «Уроки французского» В.Г.Распутин? (учительнице, матери трагически погибшего писателя и драматурга Александра Вампилова)

Закончите название произведения Д.Никитина «Мой первый друг, мой друг…» (бесценный)

Как звали собаку Насти и Митраши? (Травка)

Кому кузнец Вакула достал черевички? (Оксане – своей возлюбленной)

Назовите автора стихотворения «Тучи» (Лермонтов)

9. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

— Итак, закончился наш сегодняшний турнир, и, хотя он обнаружил и победителей, и проигравших, можно смело сказать, что литературу в 6 классе мы с вами усвоили очень хорошо.

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-obobscheniya-po-literature-v-klasse-puteshestvie-v-stranu-literaturiyu-1498205.html

Читайте также:  Календарь израиля с праздниками
Оцените статью
Adblock
detector