- Классный час «Праздники и обычаи русского народа»
- Ход урока
- I. Организационная часть
- II. Постановка проблемы и задач урока
- III. Открытие новых знаний
- Первая группа
- Вторая группа
- Третья группа
- Четвертая группа
- Пятая группа
- Шестая группа
- IV. Закрепление пройденного материала
- V. Итог занятия
- Урок на тему «Праздники и обряды русского народа «
- Презентация к уроку
- Ход урока
- 1. Организационный момент
- 6. Обобщение.
Классный час «Праздники и обычаи русского народа»
Цели:
- Рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия.
- Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
- Укреплять интегрированные связи предмета технологии с другими науками – историей, МХК.
Оборудование: репродукции картин, энциклопедии, рисунки.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Постановка проблемы и задач урока
Учитель: Почему русский народ бережно хранит свои традиции?
– Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения7
– Для подтверждения или опровержения этой гипотезы нам с вами необходимо на уроке подобрать доказательства.
– К концу урока мы должны ответить на вопрос, какие черты характера в человеке воспитывают традиции и праздники русского народа?
III. Открытие новых знаний
Для проведения урока ученикам предлагается межгрупповая деятельность. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Каждая группа заранее получает задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях русского народа.
Учитель: История русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем – Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе.
Представитель от каждой группы, одетый в народный костюм, рассказывает об обычаях, которые изучили.
Первая группа
Праздник урожая
Первой заботой крестьян в их повседневной жизни и во время праздников был урожай. Недаром главным обрядовым блюдом и во время новогодних праздников, и на свадьбах был хлеб – каравай. На каравае лепили из теста важнейшие символы – плуг и миртовое дерево. На рождество хозяин дома прячется за пирогами и желает, чтобы на будущий год их было еще больше. Этот обряд был очень древним. Весь год земледельцев делился на две половины: летнюю – время пахоты, сева, обеспечения урожая, его сбора, и зимнюю – время подготовки к новому урожаю. Лето было главным сезоном, недаром слово “лето” означает и “год” в целом.
Вторая группа
Новый год и святки
В 1700 г., во времена Петра Великого, было установлено считать началом Нового года 1 января, а не 1 сентября, как было раньше.
Главным зимним праздником был праздник начала земледельческого года – Новый год. После принятия христианства этот праздник совпал с праздником Рождества и святками, которые следовали за Рождеством. В течение 12 дней праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз. По древним верованиям, в эти дни определялась судьба будущего урожая, возрождения всей природы. В это время, самое темное в году, нечистая сила вырывалась с того света и угрожала всему мирозданию. Поэтому на святки бывали “святые вечера” и “страшные вечера”. Во время праздников по улицам ходили не только колядующие с благопожеланиями – колядками, но и ряженые в образе чертей и прочих демонов. Само слово “колядка” – песенка-благопожелание восходит к временам Византии и Древнего Рима: календами там называли начало месяца, нового календарного цикла. За исполнение величаний детям дарили вкусную еду, в том числе вареные свиные ножки. Ряженые, облаченные в звериные шкуры, со страшными масками, изображали не только нечистую силу, но и животных , олицетворявших плодородие: козу, коня и т.п. “Где коза ходит, там жито родит”,- пели ряженые. Они разыгрывали смешные сценки, во время которых коза или конь умирали, а потом вновь оживали: жизнь торжествовала над смертью. В нечистую силу рядились специально для того, чтобы показать ее смешной и нестрашной для людей всего мира. На святках гадали на будущий урожай и судьбу. Девушки пытались узнать имя своего “суженого”, будущего мужа. Время от Нового года до Крещения воспринималось как время чудес, гаданий, игр и представлений.
Третья группа
Крещение (19 января)
Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят, что Крещение – такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются “Орешки” или “В жребий”. Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.
Масленица
Самым веселым праздником можно считать праздник проводов зимы, который у русских называется масленицей, в честь древнего обрядового блюда – масленого блина. Масленица – это время блинов. Оладий, сырников, хвороста, пирогов и пышек. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась. Масленица сопровождалась обильными пиршествами и гуляниями: катанием с гор, ряженьем, кулачными боями и другими потехами. Кульминацией праздника были костры. Пока горел костер, кричали: “Молоко сгорело” или “Масленица сгорела, в Ростов полетела!”. Наряжали чучело, которое должно было воплощать Масленицу. Его воздвигали в центре гуляний, а в конце праздника сжигали. Вместе с Масленицей сгорала и зима. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, – Прощеное Воскресение. По обычаю все “прощались”, то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид.
Четвертая группа
Благовест (22 марта)
День весеннего солнцестояния 22 марта, когда день был равен ночи, считался днем пробуждения земли. Он совпадал с праздником Благовещения. До Благовещения спящую Мать-землю нельзя было тревожить полевыми работами: пахать, вбивать в нее колья и т.п. в противном случае наступят засуха и неурожай. Считалось, что змеи земные выходят в этот день из земли. Не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, чувильки, печенья в форме птиц. В православии день 22 марта посвящен Сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сoроками. Говорят, что на Сoроки из-за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день песенками, закличками и печеными жаворонками призывали приход весны.
Пасха
Пасху называют в православии праздником праздников. Пасха – самый большой христианский праздник. Встречая ее, все, кто только мог, отправлялись на полунощницу и крестный ход. После этого семьями встречали восход солнца, наблюдая, как оно “играет”. Символ Пасхи – крашеное яйцо. Поэтому начиная с Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами – красными (пасхальными), желтыми (покрашенными на весенний Егорьев день – 6 мая) и зелеными (троицкими). Крашеные яйца катали по земле и озимям, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приемов, цель которых – способствовать возрождению и расцвету природы.
Пятая группа
Праздник Ивана Купала
День летнего солнцеворота,22 июня, также был одним из главных праздников. В самую короткую ночь устраивались гуляния с купанием и прыжками через костер. Этот день был близок дню Иоанна Крестителя. Церковь запрещала праздновать Купалу: народные праздники считались “бесовскими игрищами”. Считалось, что травы в ночь на Купалу приобретают чудодейственную целебную силу. Поэтому их собирали ведуньи. Нечистая сила также была особенно опасна в этот день. Ее воплощения: чучела Мары, Купалы, ведьмы – сжигали на купальских обрядовых кострах.
Шестая группа
Праздник жатвы. Воздвижение. (27 сентября)
Считалось, что к этому сроку весь урожай с полей сдвинулся на гумно и в амбары. Во время окончания жатвы особенно почитался последний сноп. Считалось, что в нем воплощается плодородие. Этот сноп хранили до нового урожая. Иногда на полях из последних колосьев плели ритуальную ржаную “бороду”, которую называли бородою Бога или Ильи. А иногда приписывали древнему славянскому божеству – Волосу. Осеннее солнцестояние 22 сентября, близкое христианскому празднику Воздвижения, замыкало годовой цикл древнего календаря. Земля на Воздвижение отходила к зимнему сну. Это был срок окончания летовки для лягушек, змей и разных букашек. Змеи и птицы “двигались” на тот свет, в иной мир, в страну тепла, которая называлась “Вырей”, “ирей” или “рай”. В старину не советовали 27 сентября ходить в лес, чтобы случайно не встретиться со “змеиной свадьбой” – клубком катящимися к зимним норам змеями.
Таким образом, обычаи и праздники русского народа всегда отражали суть времени и образ жизни людей.
IV. Закрепление пройденного материала
Учитель: Используя репродукции картин, определите, какие праздники на них запечатлены. Составьте из предложенных репродукций коллаж годового цикла русского народа.
V. Итог занятия
Учитель: С какими народными традициями и обрядами вы познакомились?
– Как исторические события влияют на культуру человеческого бытия?
– Что воспитывают в людях народные традиции?
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/534920
Урок на тему «Праздники и обряды русского народа «
Презентация к уроку
1) образовательная: познакомить учащихся с праздниками и обрядами русского народа.
2) воспитательная: воспитание любви и интереса к культуре русского народа.
3) развивающая: развитие вокально-хоровых навыков – дикции на материале р.н.п. “Блины”.
Ход урока
1. Организационный момент
Вступительная беседа. – Ребята, какое время года наступило? (Зима)
– Русский народ к месяцу декабрь подобрал поговорки. Послушайте и скажите, как вы их понимаете? (слайд №2)
1) “Декабрь спросит, что лето припасло” ( )
2) “Декабрь – шапка зимы” ( )
Издавна существовали приметы: “В декабре большой иней, бугры снега, глубоко промёрзлая земля – к урожаю”.
– А какие зимние праздники издавна отмечали на Руси ?( Новый год, Рождество, Святки)
– В календарь российских праздников вернулось Рождество Христово. (Слайд № 3). Рождество – особое время для христиан, кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки.
Рождество – это семейный праздник. Обычно повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг. Отсюда в Рождественскую ночь зажигают свечи на ёлках, дети поют песни-колядки.
– Ребята, кто знает, что такое колядки? ( )
– У славянских народов поздравительные рождественские песни назывались колядками. Их пели, когда заходили с поздравлениями в каждый дом, желая здоровья, хорошего будущего урожая, богатства, лада и мира в семье. Колядующих одаривали подарками, угощением. Считалось, чем больше дары, тем больше богатства будет в доме хозяина!
– Сейчас прозвучит песня “Тихая ночь” композитора Франца Грубера, которая стала Международным рождественским гимном.
– Послушайте внимательно и скажите как звучит мелодия песни, какое настроение передаёт музыка? (видео Ф. Грубер “Тихая ночь”)
Анализ – (музыка звучит светло, ласково, тепло, нежно, настроение немного грустное).
Рождество-это снег, тихо падающий за окном, это запах свечей и ёлки, это звёздные ночи и рождественские напевы.
(Слайд №4) – Ребята, чей портрет вы видите? (это П.И.Чайковский)
П.И.Чайковский – великий русский композитор, любил все времена года, он даже написал сборник фортепианных пьес под названием “Времена года”. В Петербурге, где долгое время жил П.И.Чайковский издавался журнал, под названием “Нувелист”, от слова “новелла”, что значит – небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П.И.Чайковским. Каждая пьеса имела название одного из месяцев года, 12 месяцев в году, 12 номеров журнала и 12 пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, которые стали называться “Времена года”.
К месяцу Декабрь поэт В.Жуковский подобрал эпиграф (слайд №5)
“Раз в крещенский вечерок девушки гадали, за ворота башмачок, сняв с ноги бросали”. (Слайд №6)
– Кто знает, что это за гадание? (куда укажет носок башмачка, там и суженого нужно искать).
Декабрь – последняя пьеса в альбоме “Времена года”. Она называется “Святки”. Святки – это старинный праздник, который отмечается после Рождества. Святки – от слова “святой”. На Святки славили будущий урожай, поздравляли друг друга, всем желали здоровья, счастья. Святки – самый весёлый крестьянский праздник. Праздновали святки и стар и млад. Но тон задавала молодёжь! Песни и пляски, гадания и игры – скучать было некогда!
Музыка “Декабря”, пожалуй не рассказывает нам именно о святках. Композитор хотел в звуках музыки выразить свои чувства в связи с приходом зимы.
– Послушайте пьесу “Декабрь” и скажите, как музыка рисует картины природы?
– может ли настроение соответствовать времени года ?(видео П.И.Чайковский “Декабрь”
Анализ – какое было настроение? (грустное, задумчивое). И это понятно, ведь расставаться всегда грустно. Эта пьеса последняя в альбоме “Времена года”. Композитор прощается со своими слушателями. (Слайд №7)
…концерт окончен. Музыка вдруг смолкла, но так ли это? Кажется сейчас она звучит… И будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас…
– А когда отмечается этот праздник вы мне сами расскажите. Как он называется? (слайд №8) (Масленица)
– А по какому случаю праздновали Масленицу? (когда провожали зиму).
– Что делали из соломы? (чучело)
Из соломы мастерили чучело Масленицы, везли его в поле, пели и плясали вокруг него, а потом сжигали. (Слайд№9).Хозяйки на масленицу пекли блины, которые напоминали жаркий круг солнца. И взрослые и дети катались на санях, пели масленичные песни. С одной из таких песен мы с вами познакомимся, называется она “Блины”.
– Какое настроение передаёт песня? Как она звучит?
(Видео р.н.п. “Блины”) (настоение праздничное, радостное, звучит весело)
Р.н.п. “Блины” – разучивание по мелодическим фразам.
Что за праздник изображён на слайде? (слайд№10) (Сабантуй)
Это русский праздник или башкирский? (башкирский)
Когда отмечается этот праздник? (летом) Правильно, Сабантуй ещё называют “праздником плуга”, и отмечают его тогда, когда урожай посажен и засеяны хлеба.
– Какие состязания устраиваются на этом празднике? ( )
– Какой главный приз этого праздника? (баран)
– В каком виде спорта нужно состязаться, чтобы получить главный приз праздника? (в борьбе). Таким образом, приз получает самый сильный.
Есть ещё один из любимейших русских праздников, вы мне сами его назовёте. (Слайд№11) (Пасха)
– Что делал русский народ на Пасху? (Пекли куличи и красили яйца).
6. Обобщение.
– С какими русскими народными праздниками мы познакомились? (Святки, Рождество, Масленица, Пасха).
Я сейчас проверю, как вы усвоили урок. На доске вывешены символы, каким праздникам они соответствуют. (дети сами распределяют символы в соответствии с праздниками).
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/610298