Весенний праздник первой борозды

ТЕМА: ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В XIX – В НАЧАЛЕ XX века

ТЕМА: ПРАЗДНИК ПЕРВОЙ БОРОЗДЫ У НАРОДОВ

ДАГЕСТАНА В XIX – В НАЧАЛЕ XX века

Традиционно в Дагестане особенно в горных ее районах наблюдалось продолжительная, снежная и морозная зима, которая сказывалась на запасах продуктов питания, как для домашних животных, так и для самих жителей. По этой причине все жители с нетерпением ждали прихода весны, с которым они связывали начало новой жизни, обильных урожаев, корма для скота и пробуждения всей природы после долгой зимы. Большим весенним праздником народов горного Дагестана был праздник первой борозды. Постоянного дня в году для проведения этого праздника не существовало. Отмечали его в зависимости от погодных и почвенных условий в середине или в начале марта.

В каждом селение были опытные земледельцы, которые по определённым признакам устанавливали время начала пахоты, предваряемое праздником первого плуга. Главное внимание обращалось на температуру и влажность почвы. Во многих аварских селениях поднимали почву лопатой и бросали: если она падала не комком, а рассыпалась, значит, пора было начинать пахоту. После этих процедур сельские власти объявляли о дне проведения первой борозды, а в некоторых сельских обществах назначали также ведущего праздника. Он должен был взять на себя не только проведение ритуальной борозды, но и все основные расходы по устройству торжества. В большинстве же случаев ведущий знал о своей миссии ещё за год до праздника и готовился к нему. 1 До совершения обряда первой борозды, т. е. до выхода плуга, никто не имел права начинать весеннюю пахоту, так как считалось, что урожай хлебов, обилие влаги для полей зависят от удачливости пахаря, проведшего первую борозду. Поэтому первым пахарем старались выбрать удачливого, известного, опытного земледельца, состоятельного хозяина. Зажиточность ведущего должна была обусловить богатый урожай. В больших селениях праздник проводился в порядке очереди ежегодно каждым кварталом. Со всего квартала или селения заранее несли продукты к устроителю праздника, а во многих селениях обязанность проведения праздника, выполнение всей материальной стороны его брал на себя первый пахарь, который иногда делал это безвозмездно, а в ряде случаев получал во временное пользование определённый участок пашни. В первый день сенокоса все жители села косили с этого участка сено для первого пахаря этого года. Женщины из числа его родственников собирали для него по селу молоко одного дня дойки. 2 У жителей некоторых селений /Бакни, Бускри, Хуршни, Дибгалик, Тлярата, Цагни, Гуладты, Харбук, Усиша, Бутри, Карбачи-махи/ принято было после окончания жатвы и обмолота привозить первому пахарю несколько мешков соломы из общественного фонда. О сроках проведения первой ритуальной запашки сельские власти ставили население в известность заранее, чтобы люди могли подготовиться не только к празднику, но и к последующей затем весенней страде, чтобы они могли закончить все другие дела до этой важной даты в жизни земледельца. После объявления для праздника началась всеобщая подготовка к нему: в домах, ведущих праздник, пекли хлеб, резали

1 Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды нагорного Дагестана в нач. XIX – XX в. Л., 1988. С.121.2. Гаджиалиева Д.Г. Праздник первой борозды. Журнал Начальная школа,1963.№3.С.43.

скот и т. д. Молодежь готовилась к соревнованиям. В селениях Ругуджа, Телетль и некоторых других лошадей и быков, предназначенных для участия в соревнованиях, готовили за несколько месяцев-хорошо кормили, делали массаж, не выводили на водопой, чтобы не сглазить, Также содержали собак и петухов. 1 Весь ритуал первой запашки был насыщен действиями, имевшими магический смысл и символический характер. В назначенный день с утра в доме устроителя праздника или на сельской площади собирались в одних селениях только мужчины, в другой все жители села, без различия пола и возраста, для угощения. Тем, кто по какой-либо причине не смог прийти, отправляли угощения домой. В ряде сельских обществ существовали символические способы добровольного возложения на себя обязанностейведущего на будущий год. Так, у ахвахцев села Цвалкилколо тот, кто при угощении в доме первого пахаря брал из массы грудинку, тем самым возлагал на себя обязанности ведущего проведения праздника на будущий год. После угощения в доме первого пахаря вызвавшийся проводить праздник в следующем году получал пирог с пожеланиями: « Да не будетзасухи, да будет урожай хорошим, а люди здоровыми! Пусть будет счастье и мир, а ты сам будешь здоров и удачлив!» 2 Затем присутствующая молодёжь торжественно несла пирог и деревце в дом будущего хозяина праздника. После проведения праздника прошение мужчины во главе с муллой, а также родные и близкие будущего ведущего несли в его дом эти хлебы, наколов их один на другой на острую палку и поверх них нанизывав куски мяса. После угощения пахарь, одетый чаще всего в шубу, вывороченную мехом наружу, в пушистой папахе, с горским плугом, и сопровождающие его представители духовенства, а также сельчане шли на место проведения борозды. Вывороченная шуба пахаря должна была обеспечить густые всходы, обильный урожай. Чтобы урожай был обильным, на рога быков, предназначенных для запряжения в плуг, надевали ритуальные хлеба (аварцы), хинкалы, баранки (даргинцы), рога смазывали жиром (лезгины), смесью бузы и толокна (лакцы). Быков украшали разноцветными амулетами против сглаза. При выходе первого пахаря из дома в спину ему бросали муку. Когда процессия шла по селу, женщины из домов поливали его водой, произнося при этом пожелания: «Да будет лето масленым, осень богатой, да будет путь ваш добрым, да настигнет вас удача, да уродится поле, да будет достаточно

Читайте также:  Праздники всех родов войск россии

1 Магомедсалихов Х.Г. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 2004. С.100. 2 Хасбулатов Х.М. Обряды, традиции и верования дагестанцев. Махачкала,2003. С.7.

влаги, да будут сенокосы в густых травах». В это время пахаря забрасывали комьями земли, снегом, сухим коровьим навозом, хлебцами с запеченными в них яйцами, стараясь бить побольнее. Однако камнями, даже мелкими, бить не разрешалось. Считалось, что это может вызвать град. Такое осыпание представляло собой магический акт, который должен был содействовать обилию урожая: как в изобилии сыпались на пахаря комья земли, также обильно должен потом идти дождь и сыпаться хлеб в закрома. В горных даргинских селениях смазывали лицо грязью первому пахарю, а тем, кто проводил с ним ритуальную борозду, запихивали землю за ворот, в карманы, в рот. Все эти действия не вызывали у тех, кто им подвергался, обиды. Они были закономерны во время обряда ритуальной запашки и относились к серии обрядов имитативно-продуцирующего цикла. Для проведения обрядовой запашки не требовалось выхода на настоящую пашню. Это был чисто символический акт, означавший начало полевых работ, поэтому мог быть произведён как на участке, так и на любом месте, например, на току. Даже в тех случаях, когда проводился на поле, вспаханном и засеянном в этот день, участок позже вторично перепахивали и засеивали. Как правило, процедура проведения первой борозды была чисто мужским делом, и женщины в некоторых селах были пассивными зрителями. Однако в некоторых сельских обществах отдельных народов и этнических групп женщины принимали определенное участие в обряде. 1 Развлекательная сторона преобладала во второй части праздника, посвященной увеселению собравшихся и включающей в свой состав соревнования, игры и веселье. Программа соревнований была очень разнообразной и насыщенной: в неё входили скачки на лошадях, бег молодых людей, подростков, детей, метания камней различными способами, борьба схватки специально подготовленных быков, собак, петухов. Призы для победителей заготавливал обычно устроитель праздника. Это были большого размера хлеба в виде калачей, утыканные яйцами, орехами, а иногда даже монетами.

1 Хасбулатов Х.М.Уркарах: история, культура, традиции. Махачкала, 2006. С.12.

Таким образом, праздник первой борозды, являющийся древнейшим у народов Дагестана, открывал хозяйственный год и качестве такового обставлялся целой серией магико-символических действий, призванных обеспечить и усилить производительные силы природы и человека 1 .

Источник статьи: http://infourok.ru/tema-prazdnik-pervoy-borozdi-u-narodov-dagestana-v-i-v-nachale-veka-3617848.html

Праздник первой борозды прошел в селе Гигатли

ЦУМАДИНСКИЙ РАЙОН, 25 марта – РИА «Дагестан». В селе Гигатли накануне отметили праздник первой борозды, который является одним из самых массовых мероприятий на селе, связанных с весенне-полевыми работами, началом сельскохозяйственного года. Об этом информагентству сообщили в пресс-службе администрации муниципалитета.

«В празднике приняли участие руководство района и гости из соседних районов. Жители села принимали гостей, решали вопросы, связанные с организацией праздника, проведением первой вспашки и спортивных соревнований.
Обряд первой борозды собрал не только сельчан, но и многих гигатлинцев, проживающих за пределами своего села и за пределами республики.

Мероприятие началось с мавлида в мечети, после которого на ближайшем поле прошла вспашка первой борозды. В рамках мероприятия состоялось также чествование четырех спортсменов выходцев из села, которые завоевали медали на чемпионате СКФО по вольной борьбе», – отметил источник.

Поздравляя жителей района с началом весенне-полевых работ, глава Цумадинского района Анваргаджи Вечедов отметил: «Весенние обрядовые праздники являются сегодня обрядовым праздником. Это, прежде всего, наше духовное, художественно-историческое прошлое, которое является непреходящей ценностью нематериального культурного наследия. Поэтому для нас очень важно сохранить этот этнокультурный опыт прошлых поколений, который связывал крепкими узами человека с окружающим миром».

В своем выступлении глава района акцентировал внимание и на Послании Главы РД Владимира Васильева Народному Собранию РД, подчеркнув важность развития горных территорий, и призвал гигатлинцев возрождать свое село, землю и сады, которые сегодня находятся в упадке. В рамках официальной части выступили также и гости мероприятий, которые поздравили всех жителей с началом полевых работ, пожелали плодотворного года и хорошего урожая.

Больше важных и актуальных новостей в Telegram-канале РИА «ДАГЕСТАН». Подписывайся!

Источник статьи: http://riadagestan.ru/news/tsumadinskiy_rayon/prazdnik_pervoy_borozdy_proshel_v_sele_gigatli/

Урок «Праздник первой борозды»

Урок культура и традиции народов Дагестана(КТНД) в 4 классе

Шахбанова Эльмира Зейнутдиновна

Праздники. О т прошлого к настоящему.

изучение традиций праздника первой борозды в нашей республике .

развивать интерес к народным праздникам.

помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей.

осознать необходимость сохранения культурных ценностей каждого народа и национальности.

изучить и проанализировать научно-историческую литературу и архивы по данной теме

узнать как праздновали праздник первой борозды народов нашей республики

осмыслить ценности, которые несут праздники

проанализировать мнение сверстников об этом празднике .

воспитывать эмоционально-положительное отношение к прошлому нашей республики.

Эпиграф к уроку:

Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет,но если отнять у

современного человека этот

нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников,

обрядов — тогда он все забудет и всему разучится,и должен будет

все начинать сначала.

У жителей нашей республики в прошлом были разнообразные традиционные национальные праздники, которые в основном связаны с живым миром природы. В наше время чаще всех проводятся праздники современные и позабыты многие праздники которые праздновали наши предки.

Традиционная культура наших народов складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.

Дагестанцы с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Я попросила вас , ребята изучить материалы о национальных праздниках и сделать свои выводы. Итак к каким выводам вы пришли?

Ученица — что каждый праздник имеет определенное значение и связан с определенным обрядом. национальный праздник связан с совершением каких – либо обрядов;

праздник имеет определенное символическое значение;

праздник способствует сплочению народа;

праздник показывает гармонию между живым миром природы и коренным народом;

дагестанцы в прошлом – суеверные люди.

Сегодня мы изучим праздник первой борозды. Традиционные национальные праздники народа – это часть культуры с определенным символическим значением и глубинным смыслом , информационная осведомлённость о народных праздниках Республики Дагестан невелика.

С раннего детства мы очень люблю праздники. А на уроке КТНД мы изучали обрядовые праздники , во время которых люди обращались к своим богам и силам природы. Просили у них защиты и удачи в делах. Обрядами сопровождались так же свадьбы, рождения ребёнка, встречи весны и другие.

Каждый год мы празднуем много различных праздников. Какие праздники любимы вами?

Особенно любимыми являются Новый год 8 марта, 9 мая и мусульманские праздники.

Амина провела анкетирование учеников нашей школы, а так же провела анкетирование среди соседей и родственников. Давайте ознакомимся с результатами.

Я была очень неприятно огорчена полученными результатами. Большинство моих одноклассников относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и ценности.

С целью выяснения уровня знаний о национальных праздниках был проведен социологический опрос. Я опросила 79 учащихся МКОУ «Чинарская СОШ№1» и жителей села Чинар от 10 до 98 лет.

Им были заданы следующие вопросы:

Много ли праздников в современном мире?

Какие народные праздники Вы знаете?

Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

О каком празднике Вы узнали у своих предков?

Может ли народ обойтись без праздников?

Как праздники влияют на родной язык и культуру?

Может ли современный человек обойтись без знания культуры и праздников своей страны?

Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника?

Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? (вопрос родителям)

На первый вопрос только 14% детей ответили ,что много86% сказали что мало. Напротив взрослые 78%ответили что праздников слишком много. На второй вопрос все опрашиваемые дети называли гос. и религиозные праздники Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год 8 марта , 9мая, 23 февраль, 1 сентября. Но не смогли назвать ни одного народного праздника. Взрослые смогли назвать национ. праздники , но только лишь два : Навруз и Праздник первой борозды.

В третьем вопросе все были единодушны. Отмечают Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год. дни рождения. четвёртый вопрос поставил всех в тупик. На него не смогли дать ответ почти все, кроме бабушки Патимат, которой 98 лет. она назвала несколько праздников. В том числе и парздник первой борозды. На пятый вопрос все дали единодушный ответ –нет ,не может. На вопрос « Как праздники влияют на родной язык и культуру?» и дети и взрослые отвечали , что только лишь положительно, и давали лестные отзывы о влиянии праздников на язык и культуру. Все опрашиваемые изъявили желание оказать помощь в организации и проведении праздников. Взрослым был задан вопрос о необходимости приобщении детей к народной культуре, на который я получила утвердительный ответ.

Итак ознакомимся с праздником первой борозды в Дагестане.

25 марта – Праздник первой борозды в Дагестане.

Праздник первой борозды имеет различные названия у наших народов: оцригьин (авар.- бычья свадьба ), усабухири ( авар. – показ быков ), хъубях I руми ( дарг.- узрение лика пашни ), хъулла мехъ ( дарг.- свадьба пашни ), сук севед йигь ( рутул.- день разбрасывания зерна ), къугъвер сувар ( лезг. – праздник пахоты ).( слайд 4)

Праздник первой борозды состоял из двух частей :

1) обрядовой запашки

2) состязаний, игр и увеселений.

Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний – 20 сентября. Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния – 22 декабря плюс 24 дня, то есть с – 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме – 22 июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22 декабря. ( слайд 5)

Как известно, озимые культуры сеют спустя несколько дней после уборки урожая. У аварцев обряд посева семян называют « Оцбай » («запрячь быка»), у даргинцев – Праздник первой борозды . Праздник первой борозды проводится в середине или конце марта , в зависимости от погоды. Обычно участниками его является мужское население. ( слайд 6) До совершения обрядовой запашки никто не имел права начинать полевые работы. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь кузал »). ( слайд 7) Пахаря одевают в овчинную шубу мехом в наруж у, горскую папаху, а через плечо вешают сумку с зерном. . Он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно – с густыми волосами. Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов и обильного урожая. В соответствии с этими принципами в случае неурожая или засухи вина возлагалась на него. ( слайд 8) Поэтому случалось, что удачливый пахарь проводил эту процедуру несколько раз подряд. К пашне-кормилице крестьянин питал благоговение. Считалось, что на пахоту нужно выходить морально и физически чистым. В больших селениях Праздник первой борозды проводился ежегодно каждым кварталом в порядке очереди. После объявления праздничного дня начиналась к нему деятельная подготовка. В день посева пахаря провожала в поле женщина-мать – старшая и самая трудолюбивая во всем тухуме . ( слайд 9) Она шла впереди и раздавала по пути куски хлеба, чтобы посев был удачным, а урожай обильным. ( слайд 10) На пути к полям пахаря поливают через решето водой, символизирующей дождь, и осыпают конфетами и мелочью, призывая достаток. ( слайд 11) В этот день на место сбора из всех домов женщины несли хлеб, мясо, кувшины с бузой (хмельным напитком горцев, основой для которого служит прокисшее тесто), кашу из семи злаков. Каждая пришедшая с подносом женщина, проделав круг, ставила поднос на общую скатерть. ( слайд 12) Кто был в состоянии это сделать, мог принести сюда мешок зерна или баранью тушу.

Специально готовили и инвентарь, быков: рога, копыта смазывали жиром , рога обвязывали красной ленточкой ( красный цвет символизировал амулет против злых духов, сглаза), а также вешали на рога ритуальный хлеб барта ( слайды 13,14)

В назначенный день на сельской площади собирались все жители селения. После коллективной трапезы все присутствующие во главе с главным пахарем шли на место проведения ритуальной борозды. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. ( слайд 15) С началом хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали разнообразными действиями магического характера ( слайд 16, 17) В некоторых селениях в первую борозду клали баранью тушу, яйца, сладости: землю угощали, приобщали её к своей трапезе, веря что этим можно умилостивить её – увеличить её плодородие.

После проведения ритуала первой борозды все мужчины и дети шли на праздничную трапезу « свадьбу пашни». ( слайды 18-23)

Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов, собак. В состязаниях могли участвовать гости из других селений. Во время танцев юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. ( слайд 24-29) Однако самый главный забег — между ребятами, которые собираются жениться в этом году. Главный приз — выпеченная из теста кукла, которую победитель по обычаю дарит своей невесте.

Следует отметит, что первоначально игры и состязания устраивались не ради развлечения, а являлись ритуальными праздниками силы и ловкости и были призваны содействовать плодородию почвы. По представлениям древнего земледельца, все эти состязания в силе, ловкости, выносливости должны были придать зеле силу, вызвать урожайность. В играх, споре, состязаниях молодёжи, возможно, противопоставляются зима и весна. Шум , который при этом производила молодёжь, должен был, по поверью, отпугнуть всё злое.

После «вывоза» плуга каждая семья получала право пахать и засевать своё поле. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.

Праздники у каждого народа отражают национальную и культурную значимость, их самобытность. В соблюдении и праздновании праздников запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение традиций составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Соблюдение и сохранение праздников придает каждой национальности неповторимое своеобразие, особую выразительность, красоту, образность.

Праздники — неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня.

В процессе работы я сделала для себя немало интересных открытий, связанных с историей праздников. Таким образом, традиционные национальные праздники народа занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами как одно из средств возрождения своей культуры.

Давайте сформулируем выводы по сегодняшнему уроку.

В ходе дискуссии дети сделали следующие выводы:

традиционные праздники народа – часть их культуры и они воспринимаются ими как одно из средств возрождения своей культуры;

у каждого праздника свое символическое значение;

почти все праздники были связаны с живым миром природы;

богатейшие и разнообразные традиции народов представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.

Что вам особенно понравилось на уроке?

Что было для вас интересным, необычным?

Домашнее задание . Написать проектную работу на тему «Праздники старины»

Миловский А. Кубачинские смотрины // Вокруг света. – 1983. — № 5 (2512).

Булатова А.Г., 1974. Селскохозяйственный календарь и календарные праздники. Махачкала

Бутаев А.Г. 1912. Из жизни нагорного Дагестана. Дагестанские областные ведомости Темир Хан-Шура

Гаджиева С. Ш. и др. материальная культура даргинцев. Махачкала

Пржецлавский П.Г., 1867 Дагестан, его нравы и обычаи. Вестник Европы СПб.№9

.Гаджиев Г. А. Духовная культура народов Южного Дагестана (XVIII – начало ХХ в.). 1995 г. // Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.3. Д.819.

Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/prazdnik_pervoj_borozdi_115410.html

Оцените статью
Adblock
detector