Весенний праздник у удмуртов
ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ ПРИКАМЬЯ
Празднуется так же, как и повсеместно, в ночь на 1 января.
Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки)
Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия – Толсур. Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника – Ымусьтон (Рождест венский), Толсур кезьытълс (Рождественские морозы).
Народные обычаи, свойственные празднику Толсур: уборка в доме, приготовление кушанья, пива и кумышки (вотский самогон), приглашение гостей, назначение к этому дню свадеб (сюан). Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр) с участием молодежи. Обрядовые обычаи праздника – это ряженье (портмаськон) для отпугивания злых духов, а также вечера загадок (мадиськон жыт) и поговорок (визькыл), где играли в жмурки (чимали), пели и плясали.
Вой дыр (Масленица)
Вой дыр – последний праздник в зимнем сезоне календарного года. Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). Праздник начинался в нырысету нунал (понедельник) – вой пырон (встреча Масленицы) и завершался в арня нунал (воскресенье) – вой келян (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани (кошёвки), а у детей – спуск с пологих горок, много было гармошек. А женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели. Старались прокатиться на прялке, чтобы лён вырос высокий.
Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.
Удмуртские деревни разделялись на две группы. В деревнях первой праздновалось начало масленицы, в деревнях второй – её проводы.
Йо Кеян (Проводы льда)
Проводится во время весеннего половодья, ледохода (дата подвижная, связанная с конкретным событием – вскрытием реки). Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому – провожали лёд.
Быдзымнал, Акаяшка (Пасха)
Начало нового земледельческого цикла сопровождалось обрядами изгнания Шайтана, чтобы не испортил праздника, защитой дома в ночь на Великий четверг (в 2008 году это 24 апреля) от нечистой силы.
Акаяшка – весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: Акашка (первая борозда), Геры поттон (вывоз сохи) и Гырон потон (выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню), надевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, кумышку; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в куале (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья (род) выезжала на свой участок (межу) земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли и сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка (куды) засеянное заделывали граблями (мажес).
Праздник продолжался три дня (вывоз сохи, проводы льда и чествование сохи) и сливался с Пасхой – Акашка уй (букв. «Пасхальная ночь»). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца. Существовало поверье: в первый день Пасхи надо христосоваться с усопшими, зарывать яйцо в могилу.
Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе.
Гербер, Гырон быдтон, Гершид
Это один из значительных праздников – молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае. Праздник известен почти всем этническим группам удмуртов, хотя названия могут быть разные: Гербер (т.е. после плуга), Гершид (буквально: гери шид, т.е. суп (каша) в честь плуга), Гырон быдтон (завершение вспашки).
Гырон быдтон проводится на лугу в самое красивое время – в период цветения. По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы. Классический Гырон быдтон продолжается несколько дней. На нем пожилые люди ведут неспешную беседу, молодежь занята хороводами, играми, соревнованиями, организовывали скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.
За праздником Гербер следовал церковный праздник Петров день, наступающий 12 июля. Удмурты его называли Куарсур (буквально: «Праздник травы»). В сельской местности с этого дня дружно начинался нырысете турнан (первый покос). Считалось, что лучшее сено то, которое скошено перед самым цветением коренных луговых трав. По народной примете, в Петров день наступает лето красное, певчие птицы перестают петь. В этот день в церковных приходах совершаются богослужения во имя апостолов Петра и Павла.
Куриськон, Пужмерлы Вось
Большие праздники-моления с жертвоприношением после окончания весенних полевых работ.
Семык Келян (Троица)
Празднуется по православному календарю. До этого дня нельзя купаться и заготавливать веники.
Выль жук (Ильин день)
Выль жук – осенний праздник в честь нового урожая. Выражение означает «новая каша, приготовленная из ячменя первого помола». По традиции в этот день все кушанья готовили из нового урожая. На родовом току (кутсаськон инты) молотили снопы цепями (кулэс), и зерно провеивали на ветру (тол шорын) с помощью деревянных лопат. После помола пекли хлеб из муки свежего урожая, а также варили овсяной кисель. Кроме того, хозяева с полей приносили колосья ржи (уег) и ячменя (йыды), листья овощей, окунали их в суп и освящали, а затем молились, прося у Бога (Инмар) обильного урожая в будущем. Пучок из разных колосьев и листьев овощей каждая семья вывешивала в своем святилище – куале.
На праздник Выль жук приходился Ильин день. Этот религиозный праздник христиан удмурты отмечали 2 августа ежегодно. На празднование дня Ильи-пророка верующие приносили в церковь вареное мясо (голову и бок) и раскладывали его перед образами, а священник, отслужив молебен, освещал святой водой кушанье и кумышку. Отведав даров, он угощал ими прихожан. Из сельскохозяйственных работ к Ильину дню убиралась рожь, а затем начиналось боронование пара, посев ржи и сбор бобовых (гороха). Время начала посева ржи определялось тем, «когда воробьи стаями начнут садиться на птичью гречу». На Ильин день выпекали уег нянь колды (каравай ржаного хлеба), резали барана и вдоволь угощали приглашенных гостей.
Пукрол, Пукро (Покров)
Праздник Покров день – Пукро (Пукрол) удмурты отмечают каждый год 14 октября. К Покрову дню люди утепляли свое жилье. Снаружи дома делали завалинки, а изнутри промазывали щели и оконные рамы. Совершается куриськон – моление духу голбца (погреба).До Покрова дня с полей собирался весь урожай зерновых, шел обмолот. Около Покрова дня происходили малые поминки (пичи кисьтон), а в Покровскую субботу – поминки на могилах (шай вылын кисьтон).
После Покрова дня играли свадьбы, а молодежь приходила в кенос (клеть), чтобы посмотреть невесту и ее одеяние (доськут). В Покров день тоже проводилась обрядовая игра – ряженье с участием девушек и ряженых путем перемещения из одного дома в другой.
Этот праздник знаменует конец хороводов, начало посиделок.
Источник статьи: http://interprazdnik.narod.ru/udmurt.htm
Весенний праздник у удмуртов
Живые традиции народов России запись закреплена
УДМУРТСКИЙ ПРАЗДНИК ПЛУГА «АКАШКА» («АКАЯШКА»)
Большим событием в деревне всегда было начало весенних полевых работ (Гырыны потон, Кидыс поттон, Акашка), которое сопровождалось различными обрядами и народным весельем. С введением православия важный сельскохозяйственный праздник Акашка оказался приуроченным к Пасхе. Поэтому в ряде мест у южных удмуртов Пасха именуется Акашкой (праздник плуга). В день Акаяшки все члены семей в праздничной одежде (женщины в чалмах, в белых платьях, мужчины тоже во всем белом), взяв праздничные кушанья, шли на яровое поле. Глава семьи вспахивал небольшой участок и начинал его засевать. В лукошко вместе с зерном клали вареные яйца, выкрашенные в желтый цвет, и сеятель разбрасывал их по полосе, «чтобы зерно уродилось с яйцо».
От булг., ср чуваш. ак – плуг и яшка – похлебка, букв.: плужная похлебка в значении плужный пир, праздник. Праздник «Акаяшка» проводился у удмуртов в период весенней пахоты и включал в себя целый комплекс обрядов. Наиболее известными были гуждор (проталинка), йо келян (проводы льда), геры поттон (вывоз плуга), геры сектан (выезд на пахоту). Устраивались моления в честь Инмара – бога неба и воршуда — духа предка-покровителя рода, посвящали им белого быка. Моления проводились в рощах или под деревьями, после прохождения первой борозды соху/плуг подвешивали на елку, ритуальный хлеб, предназначенный для божеств, также возносили на елку, жилище и посуду убирали березовыми или еловыми ветками.
Во время молений жрец должен быть в белом костюме, т. к. среди удмуртов этот цвет наиболее почитается. Считалось, что жреца – восяся – слышат божества, именно он проводил обряды жертвоприношения, моления.
Сейчас полотенце не у всех удмуртов является обязательным атрибутом обряда, хотя раньше именно в него заворачивали специальную глиняную посуду для священной каши. Со временем из жизни уходят носители обрядов, старинные традиционные удмуртские обряды упрощаются, некоторые их элементы исчезают.
Акашка – один из древнейших и, пожалуй, самый важный в календарном цикле праздник, о чем свидетельствует обилие жертвоприношений разным божествам и специальная мелодия «акашка гур», которую пели только в этот период. Сроки проведения назначались деревенским сходом (кенеш) в зависимости от погодных условий. Под влиянием христианского календаря совпал с Пасхой (Будзиннал, Великтэм, Паска). Все ритуальные действия праздника — конные состязания молодежи до или после выезда в поле, символическая вспашка первой борозды и разбрасывание яиц вместес зерном, объезд дворов верховыми и дарение им яиц – направлены на успешное проведение земледельческих работ, повышение благосостояния крестьянского хозяйства. Обязательными было моление старейшин в родовом святилище (куала) и гостевание родственников с исполнением напева акашка гур, вось гур.
С 2004 года работниками Центра удмуртской культуры муниципального образования «Киясовский район» до начала весенне-полевых работ ежегодно проводится праздник Акашка. Народные гуляния интересны не только старожилам деревни Карамас-Пельга, но и молодежи. Именно здесь они перенимают старинную удмуртскую традиционную культуру от людей старшего поколения. Важно отметить, что в Карамас-Пельге еще есть старожилы, которые знают старинные мелодии, напевы, моления не только своей деревни, но и близлежащих населенных пунктов.
Республиканский Дом народного творчества Удмуртской Республики.
«Каждый год перед выходом на весенние полевые работы в нашей деревне Шамардан проводили праздник «Акашка» , с целью изгнания злых сил и чествования бога и духов — покровителей земли. У них просили хорошего урожая. Этот важный для деревенских жителей праздник посвящался началу весенней страды.
Сроки выхода на сев определялись решением деревенского схода и зависели ещё от готовности почвы. Также учитывались и некоторые календарные сроки, раньше или позже которых выходить в поле не рекомендовалось. Назначая дату проведения праздника, выбирали наиболее «легкий» день. При благоприятных погодных условиях к основному севу приступали сразу после проведения «Акашки», а если весна выдавалась холодной и затяжной, то позднее.
В назначенный день все жители деревни собирались на поле, недалеко от деревни. Все приходили с выпечкой и напитками. Назначали старейшего, уважаемого человека среди жителей деревни. Он на лошади распахивал первую борозду. Затем брал лукошко с зерном и крашенными яйцами. Приступая к севу, он обращался к Инмару и просил хорошего урожая, чтобы теплые дожди были вовремя, чтобы зерно уродилось круглое, крупное, как яйцо, а колосья были длинными и большими.
Яйца раскидывал вместе с зерном по полю, и дети и молодёжь с радостью собирали их, стараясь набрать как можно больше, и приносили своим родителям, бабушкам и дедушкам. А те в свою очередь благодарили ребятишек и говорили: «Пусть вырастет хлеб с это яйцо».
Считалось, что после проведения обряда «Акашка» земля уже готова к севу. Говорили так: «Акашка проведена, теперь земля полностью готова к севу». Землю же до этого обряда не трогали, запрещалось её даже копать и рыхлить.
После завершения этого обряда начиналась трапеза. Садились на краю поля все со своей большой родней и начинали угощать друг друга.
Потом начинались игры. Молодые парни устраивали скачки на лошадях, мужчины мерялись силами, наперегонки бегали дети и молодые женщины, соревновались на ходулях.
Но особо хочется отметить скачки на лошадях — это было самым зрелищным, ярким и важным моментом на празднике. Победитель скачек получал подарок — полотенце от девушки. Ему была честь и хвала.
Веселились, играли в разные игры, плясали, водили хороводы молодые люди до позднего вечера. Затем молодежь с песнями ходила по деревне до самого утра» (Феликс Сабреков, д. Шамардан).
Источник статьи: http://vk.com/wall-144961270_1504
Праздник Гербер, история, фото и видео с описанием
Всем, привет! В этой статье хочу рассказать об Удмуртском национальном празднике Гербер, который сейчас стал широко праздноваться, покинул пределы, сел и деревень и разлетелся далеко за пределы Удмуртии.
Это большой праздник Удмуртского народа, подведение итогов весенне-полевых работ, чествование передовиков и просто отдых перед напряженной летней страдной порой. С 1992 года Гербер стал общереспубликанским праздником, а с 2015-го он проводится также и в Москве, куда съезжаются гости со всей России и из-за границы.
История праздника
Гербер — это праздник завершения посевных работ, возможность обратиться к богу, поблагодарив за удачно проведенные земледельческие работы и попросить хорошего урожая.
Зародился этот праздник в далекие языческие времена, когда удмурты, вотяки и другие окрестные народности поклонялись различным богам. Кроме Инмара и Кылдысина, хозяина земли, воды, леса, было много других богов. И всем нужно было поклоняться, чтить и уважать.
В разных районах Удмуртии праздник Гербер называли по-разному: Гырон быдтон, Гужем юон, Куарсур. Действо тоже отличалось, но не на много, основа везде оставалась, курыськон — молитва с просьбой о богатом урожае, после всех посевных работ. У южных удмуртов праздник так и называется “Гырон быдтон” — окончание пахоты.
Гербер переводится как геры — плуг, бер — после, то есть после плуга, пахоты, после окончания посевных, полевых работ. У земледельца в этот период, после посевной, перед сенокосом появлялась небольшая передышка. Языческие моления посвящались радости и предвкушению большого урожая, народ шел с молитвой и поклоном о хорошем урожае, пожертвованиями к богам.
Определенного дня празднования не было, кто-то приурочивал праздник с выходом на сенокос, а кто-то просто окончание пахоты (гырон быдтон). У удмуртов праздник Гербер начинался с коллективной молитвы о хорошем урожае. Совершали ритуальные жертвоприношения, закалывали бычка, теленка или барана (от состояния общины, поселения) и после обрядового захоронения головы и копыт варили кашу с мясом, сваренную из зерна всех видов: ячменя и овса, пшена и гречки.
Каждая семья приносила свои выпечку и приготовленные угощения, водку-кумышку или праздничный сур (пиво). Где-то накрывали общий стол, а где расходились по своим столам, но кумышкой и пивом ходили и угощая всех. Девушки надевали свои самые красивые наряды, а парни устраивали состязания, желая сыскать их расположение, присматривая себе невест. После сытной трапезы веселились, играли, плясали, водили хороводы, пели до самого вечера.
Современный Гербер
Шли годы, и постепенно празднование Гербера стали связывать с христианскими праздниками, а затем и Советскими, где чествуют сельских тружеников, победителей и передовиков, награждение лучших хлеборобов. Это уникальная возможность увидеть в одном месте жителей с разных мест и национальное искусство и ремесла одного из наиболее крупных финно-угорских народов.
По-прежнему в котлах варится каша, и народ веселится и гуляет. Кое-где еще проводят обряды с молитвой и обрядовыми подношениями богам, но все это делается чисто символически, больше для публики. С 1992 года праздник стал общереспубликанским и празднуется каждый год.
На Республиканском Удмуртском национальном празднике Гербер разворачиваются целые городки торговых палаток и ремесленников со всей Республики. Здесь можно не только приобрести продукцию народных промыслов, но и попробовать самому что-нибудь изготовить.
У гостей праздника есть возможность познакомиться со старинными удмуртскими традициями, попробовать блюда национальной кухни: перепечи, табани, горячую кашу, принять участие в мастер-классах по удмуртским танцам и национальным играм.
На большой сцене проходят главные торжества – театрализованное представление и выступление официальных лиц и гостей, артистов. На Республиканский Гербер приезжают первые лица Республики и гости со всей России и зарубежья.
Удмуртский народ добрый и очень гостеприимный, к ним в гости охотно приезжают татары и марийцы, русские и башкиры, соседи-пермяки. Разнообразием национальных костюмов расцвечен весь огромный луг, вся территория празднования. Кто хоть раз побывал на Гербере и прикоснулся, ощутил, попробовал красоту и национальный вкус праздника. Тот никогда не забудет, как умеет веселиться Удмуртский народ, какие мелодичные складывает песни.
Гербер в деревне Ушур
Широта и размах праздника зависит от организаторов и спонсоров, устраивающих гуляниях, в деревнях он поскромнее, в районе более богат, на уровне республики уже большое национальное гуляние.
В отдельно взятом колхозе, селе или деревне праздники проходят куда скромнее, и все зависит от организаторов, главы сельского поселения, директоров, председателей, руководителей организаций находящихся здесь.
В деревне Ушур где мы побывали на празднике как, наверное, везде началось с того, что перед народом выступил один из руководителей ЗАО “Развитие”, затем чествование передовиков колхоза, концерт и каша. Каша нынче удалась на славу, многие бегали за добавкой.
На деревенский праздник Гербер приезжали гости из Игринского района, выступили со своей программой, пели, развлекали, веселили публику. Работниками Ушурского дома культуры были организованы игры и аттракционы с призами. До позднего вечера продолжался праздник, всем было весело, пели, плясали, каждый нашел себе развлечение по душе.
Заключение
Вот так празднуется Гербер, главный национальный праздник Удмуртской Республики, имеющий тысячелетнюю историю. Главная и традиционная часть праздника, на который съезжаются гости, творческие выступления коллективов, обрядовая каша, моление, мастер-классы, игровые площадки.
Буду рад если статья о праздник Гербер была полезна, и Вы узнали как проходит это мероприятие в деревнях и на республиканском уровне. Если после прочтения статьи и просмотра видео ролика появились вопросы, пишите в комментариях, обязательно отвечу.
А еще советую, побывать и своими глазами все посмотреть. Когда все увидите и узнаете, Ваши вопросы исчезнут сами собой. Желаю удачи!
Источник статьи: http://vkorepanov.ru/prazdnik-gerber