Речевые ошибки
Основные причины речевых ошибок:
Встречаются следующие виды многословия:
1. Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Пример:
Все гости получили памятные сувениры . Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный , очень малюсенький , очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.
2. Использование лишних слов . Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.
Пример:
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Дружба».
3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками «пестрят» не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Пример:
Руководители предприятий настроены на деловой настрой .
4. Расщепление сказуемого . Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться — вести борьбу , убирать — производить уборку .
Пример:
Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор .
5. Слова-паразиты . Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п.; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий.
Пример:
В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест .
Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
Пример:
Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего . У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: «. не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду «. Так получается — «страница телевидения».
При выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы), всегда должно быть мотивировано условиями контекста.
Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками.
Пример:
А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей . И только контекст помогает разобраться: «ямочный ремонт» — это ремонт ям.
Источник статьи: http://gramma.ru/RUS/?id=10.4
Все гости получили памятные подарки
ЗАДАНИЕ № 6 — проверка владения речевыми навыками
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК, которые теоретически могут встретиться в задании № 6
1. ПЛЕОНАЗМ Они встретились в марте МЕСЯЦЕ. Все гости получили ПАМЯТНЫЕ сувениры.
2. НЕУДАЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ: Охотник увидел барса, но ОН (охотник? барс?) был не из трусливых.
3. НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ Ученики ПРИСТАЛЬНО СЛУШАЛИ рассказ экскурсовода.
4. УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА в НЕСВОЙСТВЕННОМ ЕМУ ЗНАЧЕНИИ: Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актёр в золоченом АМПЛУА.
5. НЕОПРАВДАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОСТОРЕЧНЫХ СЛОВ: Раскольников ШАНДАРАХНУЛ старуху-процентщицу топором по голове.
6. НЕРАЗЛИЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ: На выпускной она ОДЕЛА длинное ПЛАТЬЕ.
7. УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ ДРУГОГО СТИЛЯ: Я ПРОЖИВАЮ в новом многоэтажном доме.
Очевидно, возможны какие-то ещё варианты. Так что будьте бдительны.
НАИБОЛЕЕ ВЕРОЯТНЫЙ ВАРИАНТ — ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПЛЕОНАЗМОМ, КОТОРЫЙ НУЖНО НАЙТИ И УБРАТЬ.
Страшного в этом ничего нет. Если русский язык для вас родной и вы хотя бы иногда читаете хорошие книги, то плеоназмы режут вам ухо.
Но всё же приглядимся к ним внимательнее.
ВИКИПЕДИЯ определяет их так:
Плеона́зм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста; а также языковое выражение, в котором имеется подобное дублирование.
С этим вполне можно согласиться.
Проще увидеть плеоназмы в примерах:
«Мы поднялись ВВЕРХ по лестнице». (Как будто можно подняться вниз!)
«Каждый покупатель получает БЕСПЛАТНЫЙ подарок». (А бывают платные подарки??)
«ДРУГОЙ альтернативы нет».
Получили с марте МЕСЯЦЕ (Как будто бывает март не месяц!)
Вернулся НАЗАД (Как будто можно вернуться вперёд!)
Повторил СНОВА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ предоплата
Коллега ПО РАБОТЕ (Коллег по дому не бывает, они называются соседями!))
Труп МЁРТВОГО человека
Прейскурант ЦЕН
ПОСТОЯННАЯ константа
ВПЕРВЫЕ познакомился и т.п.
Откуда берутся плеоназмы?
Есть несколько причин.
1. Отсутствие образованности. Ещё Пушкин призывал изучать значение слов.
Не понимая, что сувенир — это «памятный подарок», люди охотно используют словосочетание «памятные сувениры».((
2. Ошибочное убеждение в том, что повторённая информация усваивается лучше в любом случае. Лучше-то лучше, но не путём речевых ошибок!
3. Стремление казаться образованным. (См. пункт первый!))
4. Привычка слышать определённые словосочетания, такие, как «март месяц». Не знаю, как вам, а мне «март месяц» казался ужасным ещё до того, как я узнала, что такое плеоназмы. На самом деле это канцеляризм, получивший широкое распространение, когда в разных «инстанциях» люди начали заполнять готовые бланки и просто вписывать перед словом «месяц» его название.
Вот список выражений, которых следует избегать, с сайта https://www.proza.ru/2014/05/19/1480
— совместная встреча, совместное соглашение, совместный союз, совместное сотрудничество, взаимное сотрудничество
— мемориальный памятник, памятный сувенир, народный фольклор, биография жизни, своя\моя автобиография
— молодая девушка, молодой парень, пожилой старик
— незаконные бандформирования, заведомая клевета, порочащая клевета, патриот родины
— коллега по работе, свободная вакансия, самое выгоднейшее, наиболее оптимальное решение, ответы отвечающих, ностальгия по родине
— система СИ, СD-диск, VIP – персона, деревянные изделия из древесины, яблочная шарлотка, первый дебют
Источник статьи: http://vk.com/topic-33330890_35829799
классификация речевой ошибки
Основные причины речевых ошибок:
Многословие
Лексическая неполнота высказывания
Новые слова
Встречаются следующие виды многословия:
1. Плеоназм (от греч. pleonasmos — избыток, чрезмерность) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов.
Пример:
Все гости получили памятные сувениры. Сувенир — подарок на память, поэтому памятные в этом предложении — лишнее слово. Разновидностью плеоназмов являются выражения типа очень огромный, очень малюсенький, очень прекрасный и т. п. Прилагательные, обозначающие признак в его предельно сильном или предельно слабом проявлении, не нуждаются в уточнении степени признака.
2. Использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте.
Пример:
Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин «Дружба».
3. Тавтология (от греч. tauto- то же самое logos — слово) — повторение однокоренных слов или одинаковых морфем. Тавтологическими ошибками «пестрят» не только сочинения учащихся, но и газеты и журналы.
Пример:
Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
4. Расщепление сказуемого. Это замена глагольного сказуемого синонимичным глагольно-именным сочетанием: бороться — вести борьбу, убирать — производить уборку.
Пример:
Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. Может быть, в официально-деловом стиле такие выражения уместны, но в речевой ситуации лучше: Ученики решили убрать школьный двор.
5. Слова-паразиты. Такие слова засоряют речь, особенно устную. Это разнообразные частицы, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, не оправданные содержанием и структурой высказывания: вот, ну, это и т. п. ; словечки типа: знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п. Но эта речевая ошибка, встречающаяся сплошь и рядом в устной речи, иногда просачивается и на страницы печатных изданий.
Пример:
В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест.
7. Лексическая неполнота высказывания.
Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова.
Пример:
Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. У Куприна, может, и нет ничего лишнего, но в этом предложении не хватает (и даже не одного) слова. Или: «. не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду». Так получается — «страница телевидения».
При выборе слова необходимо учитывать не только его семантику, лексическую, стилистическую и логическую сочетаемость, но и сферу распространения. Употребление слов, имеющих ограниченную сферу распространения (лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы) , всегда должно быть мотивировано условиями контекста.
Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками.
Пример:
А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей. И только контекст помогает разобраться: «ямочный ремонт» — это ремонт ям.
Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/58185108
Adblockdetector