Меню

Ярмарка как элемент праздника

Фольклорный праздник «Ярмарка». Приобщение детей к русской культуре

Елена Ильинская
Фольклорный праздник «Ярмарка». Приобщение детей к русской культуре

Цель: приобщение детей к русской культуре, традициям, обрядовым

праздникам.

— расширять представления дошкольников о традициях русской Ярмарки,

обобщать и закреплять знания о празднике;

— развивать любознательность, интерес к народному творчеству;

— привлекать детей к активному разнообразному участию в празднике,

формировать стремление активно участвовать в развлечениях;

— восптывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;

— вовлечь родителей и детей в участие в празднике.

Ход праздника

Участок оформлен как ярмарка. На прилавках – столах выставка изделий

народного промысла: деревянные ложки, расписные подносы,

павлопосадские платки, матрешки, русские народные инструменты,

валенки, баранки, пирожки, блины, русский самовар. В центре- ширма

Выходят дети и ведущая, исполняют песню «На ярмарке» муз. и сл.

Ведущая. Ой, вы, гости дорогие, приглашаем всех на ярмарку веселую!

Собирайтесь сюда, гости желанные, скоморохи и гудошники. Начинается

веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями.

Дети (по очереди).Приехали, приехали

С конфетами, с орехами!

Со сладкими леденцами,

С веселыми бубенцами!

С игрушками, побрякушками,

С песнями, частушками!

(Вместе) Подходи честной народ —

Ярмарка уж у ворот!

Ведущая. Как полагается по русскомуобычаю, отведайте хлеба-соли.

Представление начинается, ярмарка открывается! А какая же ярмарка без

Под любую плясовую музыку выбегают скоморохи.

Скоморохи (по очереди)

Здравствуйте, почтенные господа!

Мы приехали на ярмарку сюда!

На ваш товар поглядеть,

Извините нас в том,

Что мы в платье худом!

Мы развеселые потешники,

Известные скоморохи и насмешники!

За медный, за пятак

Покажем все эдак и так!

Довольны будете здорово,

Удовольствия – три короба!

Плясовая скоморохов вместе с детьми.

Ведущая. Кто бараночки несет,

Кто поделки разные,

Подходи, честной народ!

Балаган на празднике!

Проводится представление Петрушки (кукла бибабо, ширма).

Сам хожу, брожу, шевелюсь,

Никого в мире не боюсь!

Доброго здравия вам, ребята. Здравствуйте (кланяется)

Я Петрушка, Петрушка –

Всегда весело пою,

К вам навстречу я спешу.

Подходи, народ честной,

За медный, за пятак

Покажу все этак и так.

Сколько ребят собралось, умных да смышленых. Сейчас я вас проверю –

загадки загадаю про товары, что на ярмарку попали.

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку уголок

Сложен красочный (платок)

Не страшны зимой морозы

Ни большим, ни маленьким

Что нам зимушки угрозы –

Мы обуем … (валенки)

Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет

Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки,

Пляшут Маша и Антошка

Под веселую (гармошку)

Выпускает жаркий пар

Древний чайник (самовар)

Три струны, ее узнай-ка!

Вы отгадали все загадки, уважили Петрушку. Потешьте меня, ребята.

Продавец. Вот игрушки для души

Ох, матрешки хороши.

Пока матрешки друг в дружке

Молчат, не поют частушки

А поставишь их в ряд –

Запоют все вместе в лад.

Ведущий. Эх, матрешки, выходите,

Друг на друга поглядите,

Гостям нашим поклонитесь

И немного покружитесь.

Песня – танец «Матрешки»

Ведущая. Вы на ярмарку пришли

Чтоб товар себе купить

Девочка. Поторгуемся, ребята?

Может, что приобретем!

Мальчик. Поторгуемся, девчата,

Заодно для всех споем.

Частушки (Мальчики – торговцы, девочки – покупатели)

Наши ленты и платки!

Время даром не теряйте –

Ой, вы, девочки – красотки,

При любой они погодке

И нарядны, и легки!

Ох, торговцы – зазывалы,

Больно цены высоки!

Покупатель тут бывалый,

Тут народ не дураки.

Не торгуйтеся, мамаша,

Ваша дочка неплоха!

Разоденьте вашу Машу

Вмиг найдете жениха!

Ничего себе обнова,

Это платье уж не ново,

Это платье ношено!

Вы бы лучше не скупились,

Грош – не лошадь со двора.

Мы же так к вам торопились,

Вон в лаптях уже дыра!

Коли парни сбавят цену

Иль дадут с отсрочкою,

Я кольцо себе надену,

Да еще с цепочкою!

Ой, платок узором вышит!

Милый, купишь мне такой?

Притворился, что не слышит,

Притворился, что глухой!

Выходят девицы. На плечах у них красочные шали. Танец с платками.

Девочки (по очереди)

— Я купила шаль с каймой, бархатистой, расписной!

— За такую шаль – золото не жаль!

— А у меня платок – во всю голову цветок!

— А на моем платочке – мелкие цветочки!

— А вот теплый полушалок – прекрасный подарок!

Ведущий. Глазам не верю! Неужели, идут цыгане? В самом деле! Сейчас

начнут гадать и за рукав тянуть, любого смогут обхитрить и обмануть.

Звучит мелодия «Цыганской песни», на середину выбегают Цыган и

Цыганка, ведут медведя. Дети становятся в круг. Цыгане с медведем

танцуют в кругу. Цыганка гадает (раздает мини-открытки с пожеланием).

Цыганка. Ну-ка, мишенька, пройдись по ярмарке, попляши хорошенько, да

Цыган. Перетягивание каната – трудная работа. Только нашим силачам

поиграть охота! Гей, гей! Силачи! Не сидите на печи! Обнимай канат

Читайте также:  Реферат что за праздник ивана купала

покрепче — и к себе волочи!

Игра «Перетягивание каната».

Продавец. Ай-да-да! Ай-да-да!

Все пожалуйте сюда!

Ребята, ребята! Живите богато!

Заходите все в наш ряд,

Покупайте все подряд!

Полюбуйтесь на товары:

Ложки, плошки, самовары,

Бочки золоченые, узоры крученые!

«Шумовой оркестр» исполняют дети

Продавец. У нас игрушечки славные,

Долго не торгуйтесь!

Ребенок. А вот ведерки дубовые,

Девочка. (1) Я на ярмарку ходила, себе ведра купила.

Девочка. Что дала?

Девочка (1). Рубль дала, коромысло – полтора. За водицей я пойду и

Выходят девицы. На плечах у них коромысло. Танец

Ведущая. Вот как весельчаки – балагуры позабавили. На нашей ярмарке и

песне место найдется, и пляске, и игре. Давайте-ка выйдем в круг и сыграем.

Игра «Тетера». Взрослые берутся за руки, образуют воротики, дети

«змейкой» проходят через ворота, пропеваяпотешку.

Тетера шла, моховая шла,

По ельничку, по березничку.

Проходи, кому охота!»

Сама прошла. Всех детей провела,

А самого маленького оставила!

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают ворота,

задерживая одного или нескольких детей. Теперь они встают в воротики,

Ребенок. Разойдись, народ,

Меня пляска берет.

Себя людям покажу!

Мы по кругу все пойдем

Дружно спляшем и споем.

Продавец. Кому пирожки? Горячие пирожки?

С пылу, с жару, гривенник за пару!

Спешите и торопитесь!

Подходи, не зевай, хлеба покупай!

Караваи, калачи, пышки, пышки горячи!

Вот румяные блины!

Во все стороны равны!

Что за праздник без блинов!

Налетай без лишних слов.

Ведущая. Чтобы гости не грустили, мы столы уже накрыли.

На блины вас приглашаем, пир горой начинаем.

Угощайтесь, гости дорогие!

А за праздник всем спасибо!

Вот и ярмарке конец!

Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре Дошкольный возраст — период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Ярмарка «Дары осени». Приобщение детей к русскому фольклору Ярмарка «Дары осени» Задачи:-формирование системы знаний о русских народных традициях, проведения ярмарочных гуляний -познакомить с.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

«Праздник русской березки». Обобщение опыта «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» Праздник русской берёзки. Цель: актуализировать знания учащихся о березе как одной из самых распространенных деревьев нашей местности.

Приобщение детей к истокам русской культуры МБДОУ Д/С №87 Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». Воспитатель: Серебрякова С. А. 2017г. Раннее.

Приобщение детей старшего возраста к русской культуре через тряпичную куклу Разработка и реализация проекта для детей старшего дошкольного возраста «Куклы из бабушкиного сундука» Мы живём в удивительное время:.

Приобщение к русской народной культуре. Мини-музей в ДОУ Воспитание любви к родному краю, К родной культуре, К родной речи – Задача первостепенной важности, И нет необходимости это доказывать.

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» Цели: Вызвать у детей интерес к истории и национальными традициями России. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие.

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи» Муниципальное образовательное учреждение Ореховская Средняя Школа структурное подразделение детский сад. Проект «Приобщение детей к русской.

Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством изучения традиционного народного костюма Белгородчины Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины. «Только тот, кто любит,.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/folklornyi-prazdnik-jarmarka-781037.html

Методические рекомендации по проведению фольклорного праздника «Всех нас ярмарка зовет!»

В современном мире, в современных семьях, к сожалению, отдается предпочтение иностранным мультфильмам и героям. Дети играют в «монстров», «вампиров», выпускаются игрушки с их образами. Чему учиться нашим детям у этих героев? Добру, ласке, милосердию? Поэтому мы решили обратиться к нашим истокам, к традициям русской культуры. Русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

Автор: admin
Дата записи

В современном мире, в современных семьях, к сожалению, отдается предпочтение иностранным мультфильмам и героям. Дети играют в «монстров», «вампиров», выпускаются игрушки с их образами. Чему учиться нашим детям у этих героев? Добру, ласке, милосердию? Поэтому мы решили обратиться к нашим истокам, к традициям русской культуры. Русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская песня, русское поэтическое слово способствуют воспитанию в детях любви к Родине, к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Нет периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.

Фольклорный праздник – элемент национальной культуры, синтез практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи. Вот почему приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям целесообразно проводить именно в такой форме. При этом дети не только получают новые знания, но и непосредственно становятся участниками этого действия.

Читайте также:  Статус праздника день защитника отечества

Огромное воспитательное значение для ребенка дошкольного возраста имеет сама атмосфера народного праздника, в ходе которой дети получают представление о народном танце, русском костюме, народных промыслах, тем самым приобщаясь к истокам этнической культуры.

Именно в фольклорном празднике дети могут применить все свое умение, навыки народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Проведение фольклорных праздников стало традицией для нашего дошкольного учреждения: «Масленица», «Осенины», «Ярмарки», «Рождественские колядки», «Капустные посиделки» и т.д. Дети с удовольствием исполняют народный репертуар, «проживают» его, а он, в свою очередь, делает их богаче духовно.

Ярмарка – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно время с увеселениями, развлечениями. И недаром говорят в народе: «Шум, как на ярмарке». Веселые Скоморохи-потешники зазывают гостей. Лотошники расхваливают свой товар, начинает работать карусель. Здесь же разворачивается и гулянье: кто-то пускается в пляс, кто-то поет песни. Гости покупают товары, угощаются чаем из русского самовара, калачами, пирогами. Ярмарка веселится, шумит, живет. Все ярко, пестро!

Данный материал будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Цели:

– познакомить детей с традициями русского народа;

– создать атмосферу радости, непринужденного веселья.

Задачи:

– знакомить детей с особенностями народных праздников на примере ярмарки;

– обогащать знания детей о русском народном творчестве, показывать своеобразие и красоту русского фольклора;

– воспитывать любовь и интерес к народной музыке;

– приобщать детей к музицированию на русских народных инструментах;

– содействовать пониманию национального колорита музыки, танцев, песен русского народа;

– развивать память, мышление, воображение, выразительность речи.

– активизировать личностные качества детей.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие: развитие любознательности, интереса детей к фольклору, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об отечественных традициях и праздниках.

Речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие интонационной культуры речи.

Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия со сверстниками, становление самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости.

Художественно-эстетическое развитие: восприятие фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве, овладение подвижными играми с правилами.

Оформление зала: зал оформлен соответственно теме – на центральной стене висит баннер с изображением осенней природы, столы с товарами у центральной стены, по боковым стенам висят павлово-посадские платки.

Действующие лица: взрослые (Скоморохи), дети (лотошники).

Оборудование и реквизит: деревянные ложки, карусель, стулья с самоварами, детские столы, картошка по числу игроков, ведра детские, аппаратура, аудиозапись, угощение, костюмы, подсолнухи, товары для лотошников.

Музыкальный репертуар:

1. Вход Скоморохов – «Московская кадриль» (муз. В. Темнова, сл. О. Левицкого, («минус»)).

2. Вход детей – р.н.п. «Ах, Ярмарка».

3. Песня «Ярмарка» (муз. И. Зубкова, аранж. и сл. Л. Волокитиной).

4. Песня «Осень постучалась к нам» (муз. И. Смирновой, сл. Т. Прописновой).

5. Игра «Собери картошку» – вариации на тему р.н.п. «Светит месяц».

6. Круговая пляска – р.н.п. «Ах, Ярмарка» («минус»).

7. Инсценировка р.н.п. «Семечки».

8. Игра «Уголки» – р.н.м. «Пойду ль, выйду ль я».

9. Песня «Русский чай» (муз. и сл. А. Фроловой).

10. Танец с самоварами – Уральская плясовая (кадриль), музыка из репертуара ансамбля «Русская балалайка».

11. Катание на карусели – р.н.п. «Ах вы, сени, мои сени».

12. Танец с ложками – р.н.п. «Блины» («минус»).

13. Выход детей – песня «Золотая ярмарка» (муз. И. Зубкова, сл. С. Осиашвили, исполняет Л. Николаева).

Ход мероприятия

Под веселую музыку выбегают два скомороха (взрослые), пляшут.

1 скоморох: Здравствуйте, гости дорогие,

Всеми нами желанные!

Как добрым вестям!

2 скоморох: Занимайте места без стеснения,

Билетов не надо –

Предъявите хорошее настроение!

1 скоморох: Но прежде всего, как водится,

Давайте скорей знакомиться!

Мы потешники, скоморохи,

2 скоморох: А я – Антошка! (кланяются)

Вместе: Внимание, внимание!

Открывается веселое гулянье!

1 скоморох: Торопись, честной народ,

В гости ярмарка зовет!

С торговыми рядами,

С пышными пирогами,

2 скоморох: С играми, да плясками,

С песнями, да сказками!

Под веселую музыку в зал входят дети и встают на свои места.

1 ребенок: Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте направо – лавки с товаром,

Гляньте налево – веселье даром!

2 ребенок: Эй, честные господа,

К нам пожалуйте сюда!

Становитесь-ка вы в ряд,

Выбирайте все подряд!

3 ребенок: Подходите, подходите,

Нынче ярмарка у нас,

Покупай все про запас!

4 ребенок: Расступись, честной народ,

Всех нас ярмарка зовет!

Только рот не разевай!

5 ребенок: Пришла ярмарка с добром,

С пряниками и орехами.

С песнями, плясками и потехами!

Пришла ярмарка с добром –

Мы сейчас для вас споем!

Исполняется песня «Ярмарка». К столам подходят лотошники, показывают свой товар.

1 лотошник: Осень – славная пора, любит осень детвора.

Читайте также:  Смешные образы для праздника

Груши, дыни, виноград – все поспело для ребят!

2 лотошник: Овощи! Овощи! Свежие овощи!

Не откуда-то привезенные, а здешние – подмосковные,

Выращенные с любовью, с душой.

Подходи с корзиной большой!

3 лотошник: У нас есть все, как в Греции, даже заморские специи.

Подходи, не робей, денег не жалей!

4 лотошник: Все на ярмарку спешите и гостей с собой берите.

Осень славьте, веселите!

Исполняется песня «Осень постучалась к нам». Дети садятся на места. К столам подходят другие лотошники.

5 лотошник: Осень добрая пришла, нам подарки принесла:

Гречку загорелую и пшеницу спелую.

Свеклу бородатую и морковь хвостатую.

6 лотошник: Думаю, из овощей, лучше всех – картошка.

Без нее не сваришь щей, не поешь окрошки!

Скоморохи: Поскорей возьмите ложку,

Соберите всю картошку!

Проводится игра «Собери картошку ложкой».

Ход игры: 2 команды встают в колонны около обручей, в которых рассыпана картошка. Каждый игрок переносит с помощью ложки картошку в ведро, стоящее на расстоянии от команд. Выполнив задание, игрок передает ложку следующему, сам встает в конец колонны.

2 скоморох: Хотим, чтоб танец начался,

Чтоб ноги устали не знали.

Скоморохи: Чтоб гости, посмотрев на вас,

В ладоши громко хлопать стали!

Исполняется «Круговая пляска».

1 скоморох: А на ярмарке народу прибавляется!

2 скоморох: А на ярмарке торговля продолжается!

К столам подходят лотошники, показывают товары.

7 лотошник: Здесь продается индийский чай!

8 лотошник: Есть говорящий попугай!

9 лотошник: Куры и утки!

Несутся трижды в сутки!

10 лотошник: Загляните к нам в палатку!

Есть конфеты, шоколадки!

11 лотошник: Чашки, блюдца,

Никогда не бьются!

12 лотошник: Пироги, булки, калачи, только-только из печи!

Вкусны, румяны, горячи!

13 лотошник: Жареные семечки – русская забава!

Щелкаются семечки налево и направо!

Подходи, не ленись! Покупай, не стыдись!

Целиком забирай, да в карман засыпай!

Готовятся атрибуты для инсценировки.

Исполняется инсценировка песни «Семечки». Исполняется стихотворение «Чудаки» Ю. Владимирова.

1 ребенок: Я послал на базар чудаков,

Дал чудакам пятаков.

Один пятак – на кушак,

Другой пятак – на колпак,

А третий пятак – так.

2 ребенок: По пути на базар чудаки

Перепутали все пятаки.

Который пятак – на кушак?

Который пятак – на колпак?

А который пятак – так?

Вместе: Вот ведь глупые чудаки,

Перепутали все пятаки!

Скоморохи: Приглашаем детвору на веселую игру!

Проводится русская народная игра «Уголки».

По углам зала поставить 4 стула.

В игре участвует 5 детей. По считалке из них выбирается водящий.

4 детей рассаживаются на стулья по 4 углам зала, водящий ходит внутри по кругу.

Дети пропевают слова:

Одолжи свой уголок

За зеркальце, за мыльце,

За белое полотенце!

После слов все дети бегут по кругу под музыку. С окончанием музыки пытаются занять стул – уголок. Кому не достался уголок, становится водящим.

Считалка для игры «Уголки»:

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто ее возьмет, тот вон пойдет!

Ребенок: Тары-бары-растабары, посидим у самовара.

Тары-бары-растабары, выпьем чай из самовара.

Чаю сладкого попьем, нашу песенку споем!

Исполняется песня «Русский чай».

1 скоморох: В пляске туфель не жалей, за столом заварки!

Скоморохи: Потанцуйте веселей, то-то станет жарко!

Поставить 6 стульев спинками вперед с прикрепленными к ним изображениями самоваров. Исполняется «Танец с самоварами».

1 скоморох: На ярмарке не только торговали, но и веселились.

2 скоморох: Подходите! Карусель кружит без остановки!

Скоморохи: На веселой карусели вас прокатим ловко!

Вынести ленты для игры.

Проводится игра «Катание на карусели».

Выходит лотошник, показывает ложки.

Лотошник: На товары поглядите: привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка, и не кольца, и не брошки –

Скоморохи: Ну-ка! Где там ложкари? Пляску, что ли б, завели?

Исполняется «Танец с ложками». Скоморохи выносят угощение для детей.

1 скоморох: Ярмарка удалась на славу! Всем на радость, на забаву!

Гости улыбаются, домой собираются!

2 скоморох: Спасибо всем за посещение! А вас, детишки, ждет угощение!

Скоморохи раздают детям угощения.

1 скоморох: Вот и солнце закатилось. Наша ярмарка закрылась!

Скоморохи: Приходите снова к нам! Рады мы всегда гостям!

Под веселую музыку Скоморохи с детьми выходят из зала.

Фотографии с мероприятия

Список литературы:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий Отменить ответ

О сайте

«Слово учителю» – электронное издание Городского методического центра департамента образования Москвы. Оно было создано в 2014 году для обмена педагогическим опытом и развития образовательного пространства столицы.

Здесь публикуются авторские статьи с результатами педагогических и управленческих образовательных инноваций, сценарии уроков для педагогов-практиков, методистов, молодых ученых и учителей.

Авторы могут получить Электронное свидетельство о публикации на почту.

Найдите нас

Адрес
109004, Москва, Товарищеский переулок, 22.

CЛОВО

УЧИТЕЛЮ

Cвидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57282 от 12 марта 2014 г. ISSN 2313-1136
Все права защищены. При цитировании материалов ссылка на сайт «Слово учителю» обязательна.

Источник статьи: http://slovo.mosmetod.ru/2017/05/15/kabkova-n-a-metodicheskie-rekomendatsii-po-provedeniyu-folklornogo-prazdnika-vsekh-nas-yarmarka-zovet/