Фольклорный праздник «Ярмарка»
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Материал для учителей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka.odt | 64.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклорный праздник «Ярмарка»
Описание работы: Материал для учителей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями.
Форма : праздничная программа
Возраст : учащиеся 3–х классов
— формирование представления о народной художественной культуре;
— пробудить интерес к народному искусству;
-приобщить детей к русской культуре;
-воспитание гражданственности и патриотизма.
-Познакомить детей с историей возникновения ярмарочных гуляний, расширить знания о ярмарке;
-Способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;
-Воспитывать культуру общения, эстетический вкус детей.
подбор детьми частушек, загадок, информации об истории возникновения ярмарочных гуляний и о ярмарке; подготовка танцев, инсценировок сказок; изготовление пригласительных билетов для гостей праздника.
Плакат с названием мероприятия, столы, скатерти, старинная посуда, угощения, самовар, кокошники и разноцветные передники, музыкальное сопровождение.
— самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
— умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
— формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
— умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
— удерживать цель деятельности до получения ее результата
— анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности
— оценивать результаты деятельности
— проявлять понимание и уважение к ценностям культуры русского народа
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
— оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
— проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь
Ведущий 1. За лесные зори, умытые росами.
За русое поле с колосьями рослыми,
Ведущий 2. За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россией!
1. Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
2. На ветру шумят рябины.
Каждый слушать их готов!
Сколько песен у России –
Столько во поле цветов.
3. Кто сложил её — не знаю.
Только песня та добра.
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
4. А слова её простые
Душу трогают до слёз.
Сколько песен у России –
Столько в рощицах берёз.
5. Песни русские такие,
Что охота подпевать,
Сколько песен у России –
Никому не сосчитать!
Ведущий 1. Есть в природе нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреные моды,
От души они, от доброты.
Ведущий 2. Гость, войди! Традиций не нарушим.
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье:
Хлебосольство и открытый дом!
Ведущий 1. Скоморохи и шуты,
Собираются на ней,
Чтобы радовать гостей.
Ведущий 2. Скоморохи, шуты, гармонисты и циркачи если собираются вместе, чтобы радовать народ, это значит что началась ярмарка.
(Звучит фонограмма НАРОДНАЯ МУЗЫКА )
Ведущий 1. Здравствуйте, люди добрые!
Ведущий 2. Милости просим!
Ведущий 1. Если величать — так на пороге встречать.
(Звучит фонограмма НАРОДНАЯ МУЗЫКА )
Ведущий 1.: Добро пожаловать на нашу ярмарку!
Ведущий 2.: В старину у нас очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарки считалась праздником, а народная мудрость гласит: «Любая душа празднику рада!»
Ведущий 1.: Ярмарки в старину бывали разные: весенние, летние, осенние и зимние. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки. Начинались они после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери
Ведущий 2.: Зимние ярмарки начинались после православного праздника, который назывался Введение во храм Пресвятой Богородицы. Поэтому первые зимние ярмарки назывались Введенскими, за ними следовали Рождественские ярмарки.
Ведущий 1.: На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
Ведущий 2.: Хотите побывать на старинной ярмарке?
1-й скоморох.
Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовет!
2-й скоморох.
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья.
Что душа твоя желает —
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдешь!
Ждет вас программа изрядная.
Разными разностями обильная,
Все участники – артисты сильные.
Будьте,как дома,не стесняйтесь,
По ярмарке нашей прогуляйтесь!
Направо пойдешь – весело время проведешь.
Налево пойдешь – все, что ищешь найдешь.
Прямо пойдешь — тоже не пропадешь.
А вот назад пойдешь – пожалеешь.
Праздничное веселье начинается!
Песня на мотив коробейники
Зазываю вас, друзья,
На базар сегодня я!
На славянский, на базар,
Показать лицом товар.
Сколько здесь товару –
Увидишь не сразу.
А вот и первая лавка.
Да, много товару в ней.
1. А из разных мест.
Вот румяные блины.
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем,
Разбирайте, хватит всем!
2.Выбор здесь широкий очень.
Ешьте, пейте, кто что хочет:
Чай, горячие ватрушки.
Булочки, баранки, сушки.
Ко мне подходи, со мною торг веди.
Иль продам, иль подарю!
3..Вот посуда «хохлома».
Из неё испить водицы
Сколько хочешь можно.
4.А вот игрушка дымковская,
5.А вот матушкин платок.
Ведущий 1. А сейчас для всех для вас
Будет русский перепляс.
Кто станцует веселей?
Подходи сюда скорей.
Танец «Русская кадриль».
Хорошо вы танцуете,
Только что за ярмарка
Без русской без частушки?
Ведущий 1. Эй, сударушки-подружки,
Чтобы было веселей!
1.Пропоем мы вам частушки
Замечательны таки,
Что пойдут плясать старушки,
Затанцуют старики!
2. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Что мне делать с вами?
Для хороших, для гостей.
Пляшете вы сами.
4. Я плясала в три ноги,
Сапоги мои лежат.
5. Ой, пол, провались.
На доске остануся,
С частушкой не расстануся.
6. Ах гармошка заиграла,
Значит надо выходить
И самой повеселиться
И других повеселить!
7. Ах, гармошечка — гудок
Свое дело знает
Она в Сашиных руках
Хорошо играет.
8. Уж я топну ногой,
Да притопну другой
Выходи ко мне , Ванюша
Попляши-ка ты со мной!
9. Ставлю ногу на носок,
А потом на пятку,
Стану русскую плясать,
А потом вприсядку!
Ох довольно мы напелись,
Дайте смену новую
Ой, спасибо гармонисту
За игру весёлую!
Ведущий 1. Давно известно всем на свете
Искусство русских мастеров
В них красота родной природы
И мудрость древняя веков.
Ведущий 2. На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на дудочке игрец.
Ведущий 1. И блоху он покует,
Дом добротный возведет,
Утварь всю по дому справит.
Чашей полной дом тот станет.
Песня «Во кузнице»
Ведущий 1. Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Как будем дальше продолжать:
Песни петь или играть?
На нашей ярмарке и песне место найдется, и пляске, и игре. Давайте-ка выйдем в круг и сыграем!
Игра Золотые ворота
Пропустите вы меня,
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет,
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз Не пропустим вас!
Молодцы, ребята, браво!
Вы играете на славу!
От меня вам комплименты,
А от вас – аплодисменты.
Ну, а ярмарка продолжается,
И товар, что ни час прибавляется!
Ну-ка сядем-ка рядком,
Да поговорим ладком!
(Сказка) «Щи из топора»
Солдат
Эх гороховый ты шут,
Голова бедовая
Расскажу тебе как тут
Наелся я уж до сыта.
Возвращался я со службы
Ночь застала на пути
Впереди село большое
Я решил туда зайти.
Постучался в крайний дом
Вот что случилося потом-
СЛАЙД 16
ХОЗЯЙКА: Это кто стучится там?
СОЛДАТ: Это я – солдат Иван.
ХОЗЯЙКА: Чтоб тебя, Вань, разнесло!
Глядя на ночь принесло.
СОЛДАТ: Ты, хозяйка, не кричи,
Полезай скорей с печи.
Пусти гостя на порог,
Весь до ниточки продрог.
ХОЗЯЙКА (громко):
Погоди-ка, не стучи.
(Тихо.) Надо спрятать калачи.
Уберу чугун за печку
(Громко.) Погоди, зажгу я свечку.
(Открывает дверь Солдату.)
Входи, Ванечка, входи да с дороги отдохни.
(Иван садится на скамейку.)
СОЛДАТ: А не дашь ли ты мне, мать,
Щей немного похлебать?
Я ведь много дней не ел.
Вроде даже похудел.
ХОЗЯЙКА: Я-то ты, милый человек,
У меня и крошки нет.
Я сама давно не ела,
Тоже малость похудела.
СОЛДАТ: Что же делать? Не беда.
Сварим щи из топора!
ХОЗЯЙКА: Это, как же так, сынок?
СОЛДАТ: Дай, хозяйка, чугунок.
Я налью в него водицы,
Положу туда топор…
Дай, хозяюшка, крупицы,
Соли, сала…
ХОЗЯЙКА: Ох, хитер!
СОЛДАТ: Ой, кипит! Ну и навар.
Ставь, хозяйка самовар.
Угощу тебя я щами,
А ты чаем с калачами.
(Кушают, причмокивают.)
ХОЗЯЙКА: Ай, да щи из топора,
Ну, ты, Ваня, голова.
СОЛДАТ: Хорошо с тобой, хозяйка,
Да в дорогу мне пора.
ХОЗЯЙКА: Чтоб не долог был твой путь.
Дам тебе я что-нибудь.
Вот тебе кусочек сала,
И пятак – не будет мало.
СОЛДАТ: Вот спасибо тебе, мать,
Буду долго вспоминать.
Благодарю за сказ солдат
Послушать был тебя я рад .
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/02/06/folklornyy-prazdnik-yarmarka
Фольклорный праздник «Ярмарка». Приобщение детей к русской культуре
Елена Ильинская
Фольклорный праздник «Ярмарка». Приобщение детей к русской культуре
Цель: приобщение детей к русской культуре, традициям, обрядовым
праздникам.
— расширять представления дошкольников о традициях русской Ярмарки,
обобщать и закреплять знания о празднике;
— развивать любознательность, интерес к народному творчеству;
— привлекать детей к активному разнообразному участию в празднике,
формировать стремление активно участвовать в развлечениях;
— восптывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях;
— вовлечь родителей и детей в участие в празднике.
Ход праздника
Участок оформлен как ярмарка. На прилавках – столах выставка изделий
народного промысла: деревянные ложки, расписные подносы,
павлопосадские платки, матрешки, русские народные инструменты,
валенки, баранки, пирожки, блины, русский самовар. В центре- ширма
Выходят дети и ведущая, исполняют песню «На ярмарке» муз. и сл.
Ведущая. Ой, вы, гости дорогие, приглашаем всех на ярмарку веселую!
Собирайтесь сюда, гости желанные, скоморохи и гудошники. Начинается
веселое представление с играми, потехами, с хороводами и песнями.
Дети (по очереди).Приехали, приехали
С конфетами, с орехами!
Со сладкими леденцами,
С веселыми бубенцами!
С игрушками, побрякушками,
С песнями, частушками!
(Вместе) Подходи честной народ —
Ярмарка уж у ворот!
Ведущая. Как полагается по русскомуобычаю, отведайте хлеба-соли.
Представление начинается, ярмарка открывается! А какая же ярмарка без
Под любую плясовую музыку выбегают скоморохи.
Скоморохи (по очереди)
Здравствуйте, почтенные господа!
Мы приехали на ярмарку сюда!
На ваш товар поглядеть,
Извините нас в том,
Что мы в платье худом!
Мы развеселые потешники,
Известные скоморохи и насмешники!
За медный, за пятак
Покажем все эдак и так!
Довольны будете здорово,
Удовольствия – три короба!
Плясовая скоморохов вместе с детьми.
Ведущая. Кто бараночки несет,
Кто поделки разные,
Подходи, честной народ!
Балаган на празднике!
Проводится представление Петрушки (кукла бибабо, ширма).
Сам хожу, брожу, шевелюсь,
Никого в мире не боюсь!
Доброго здравия вам, ребята. Здравствуйте (кланяется)
Я Петрушка, Петрушка –
Всегда весело пою,
К вам навстречу я спешу.
Подходи, народ честной,
За медный, за пятак
Покажу все этак и так.
Сколько ребят собралось, умных да смышленых. Сейчас я вас проверю –
загадки загадаю про товары, что на ярмарку попали.
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку уголок
Сложен красочный (платок)
Не страшны зимой морозы
Ни большим, ни маленьким
Что нам зимушки угрозы –
Мы обуем … (валенки)
Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Без нее в деревне скучно,
Вместе с ней поют частушки,
Пляшут Маша и Антошка
Под веселую (гармошку)
Выпускает жаркий пар
Древний чайник (самовар)
Три струны, ее узнай-ка!
Вы отгадали все загадки, уважили Петрушку. Потешьте меня, ребята.
Продавец. Вот игрушки для души
Ох, матрешки хороши.
Пока матрешки друг в дружке
Молчат, не поют частушки
А поставишь их в ряд –
Запоют все вместе в лад.
Ведущий. Эх, матрешки, выходите,
Друг на друга поглядите,
Гостям нашим поклонитесь
И немного покружитесь.
Песня – танец «Матрешки»
Ведущая. Вы на ярмарку пришли
Чтоб товар себе купить
Девочка. Поторгуемся, ребята?
Может, что приобретем!
Мальчик. Поторгуемся, девчата,
Заодно для всех споем.
Частушки (Мальчики – торговцы, девочки – покупатели)
Наши ленты и платки!
Время даром не теряйте –
Ой, вы, девочки – красотки,
При любой они погодке
И нарядны, и легки!
Ох, торговцы – зазывалы,
Больно цены высоки!
Покупатель тут бывалый,
Тут народ не дураки.
Не торгуйтеся, мамаша,
Ваша дочка неплоха!
Разоденьте вашу Машу
Вмиг найдете жениха!
Ничего себе обнова,
Это платье уж не ново,
Это платье ношено!
Вы бы лучше не скупились,
Грош – не лошадь со двора.
Мы же так к вам торопились,
Вон в лаптях уже дыра!
Коли парни сбавят цену
Иль дадут с отсрочкою,
Я кольцо себе надену,
Да еще с цепочкою!
Ой, платок узором вышит!
Милый, купишь мне такой?
Притворился, что не слышит,
Притворился, что глухой!
Выходят девицы. На плечах у них красочные шали. Танец с платками.
Девочки (по очереди)
— Я купила шаль с каймой, бархатистой, расписной!
— За такую шаль – золото не жаль!
— А у меня платок – во всю голову цветок!
— А на моем платочке – мелкие цветочки!
— А вот теплый полушалок – прекрасный подарок!
Ведущий. Глазам не верю! Неужели, идут цыгане? В самом деле! Сейчас
начнут гадать и за рукав тянуть, любого смогут обхитрить и обмануть.
Звучит мелодия «Цыганской песни», на середину выбегают Цыган и
Цыганка, ведут медведя. Дети становятся в круг. Цыгане с медведем
танцуют в кругу. Цыганка гадает (раздает мини-открытки с пожеланием).
Цыганка. Ну-ка, мишенька, пройдись по ярмарке, попляши хорошенько, да
Цыган. Перетягивание каната – трудная работа. Только нашим силачам
поиграть охота! Гей, гей! Силачи! Не сидите на печи! Обнимай канат
покрепче — и к себе волочи!
Игра «Перетягивание каната».
Продавец. Ай-да-да! Ай-да-да!
Все пожалуйте сюда!
Ребята, ребята! Живите богато!
Заходите все в наш ряд,
Покупайте все подряд!
Полюбуйтесь на товары:
Ложки, плошки, самовары,
Бочки золоченые, узоры крученые!
«Шумовой оркестр» исполняют дети
Продавец. У нас игрушечки славные,
Долго не торгуйтесь!
Ребенок. А вот ведерки дубовые,
Девочка. (1) Я на ярмарку ходила, себе ведра купила.
Девочка. Что дала?
Девочка (1). Рубль дала, коромысло – полтора. За водицей я пойду и
Выходят девицы. На плечах у них коромысло. Танец
Ведущая. Вот как весельчаки – балагуры позабавили. На нашей ярмарке и
песне место найдется, и пляске, и игре. Давайте-ка выйдем в круг и сыграем.
Игра «Тетера». Взрослые берутся за руки, образуют воротики, дети
«змейкой» проходят через ворота, пропеваяпотешку.
Тетера шла, моховая шла,
По ельничку, по березничку.
Проходи, кому охота!»
Сама прошла. Всех детей провела,
А самого маленького оставила!
На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают ворота,
задерживая одного или нескольких детей. Теперь они встают в воротики,
Ребенок. Разойдись, народ,
Меня пляска берет.
Себя людям покажу!
Мы по кругу все пойдем
Дружно спляшем и споем.
Продавец. Кому пирожки? Горячие пирожки?
С пылу, с жару, гривенник за пару!
Спешите и торопитесь!
Подходи, не зевай, хлеба покупай!
Караваи, калачи, пышки, пышки горячи!
Вот румяные блины!
Во все стороны равны!
Что за праздник без блинов!
Налетай без лишних слов.
Ведущая. Чтобы гости не грустили, мы столы уже накрыли.
На блины вас приглашаем, пир горой начинаем.
Угощайтесь, гости дорогие!
А за праздник всем спасибо!
Вот и ярмарке конец!
Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре Дошкольный возраст — период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.
Ярмарка «Дары осени». Приобщение детей к русскому фольклору Ярмарка «Дары осени» Задачи:-формирование системы знаний о русских народных традициях, проведения ярмарочных гуляний -познакомить с.
Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.
«Праздник русской березки». Обобщение опыта «Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры» Праздник русской берёзки. Цель: актуализировать знания учащихся о березе как одной из самых распространенных деревьев нашей местности.
Приобщение детей к истокам русской культуры МБДОУ Д/С №87 Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». Воспитатель: Серебрякова С. А. 2017г. Раннее.
Приобщение детей старшего возраста к русской культуре через тряпичную куклу Разработка и реализация проекта для детей старшего дошкольного возраста «Куклы из бабушкиного сундука» Мы живём в удивительное время:.
Приобщение к русской народной культуре. Мини-музей в ДОУ Воспитание любви к родному краю, К родной культуре, К родной речи – Задача первостепенной важности, И нет необходимости это доказывать.
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» Цели: Вызвать у детей интерес к истории и национальными традициями России. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие.
Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи» Муниципальное образовательное учреждение Ореховская Средняя Школа структурное подразделение детский сад. Проект «Приобщение детей к русской.
Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством изучения традиционного народного костюма Белгородчины Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины. «Только тот, кто любит,.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/folklornyi-prazdnik-jarmarka-781037.html