- Праздники древних римлян
- Начало года
- Луперкалии
- Паренталии и Фералии
- Матроналии
- Квинкватрии
- Парилии
- Флоралии
- Весталии
- Сатурналии
- Праздники Древнего Рима
- Содержание
- Январь
- Февраль
- Апрель
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Декабрь
- Ссылки
- См. также
- Смотреть что такое «Праздники Древнего Рима» в других словарях:
- Римский календарь и основные праздники
- Читайте также
- Календарь
- Календарь на 200, 300, 400 лет
- Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники
- Мусульманское летосчисление и основные праздники
- Календарь
- Календарь
- КАЛЕНДАРЬ
- Календарь
- Счисление и календарь
- Календарь и праздники
Праздники древних римлян
Почти каждый день в римском календаре был посвящен богу или богине, в честь которых устраивали торжественные шествия, заканчивавшиеся жертвоприношениями.
Начало года
После реформы календаря, проведенной Юлием Цезарем , римляне стали считать, что новый год начинается 1 января. В этот день они приносили в жертву Янусу, богу всякого начала , финики, инжир и мед, чтобы начинающийся год был сладким и приятным.
1 января старались воздерживаться от ссор, поэтому в этот день все суды были закрыты.
Луперкалии
В феврале римляне отмечали древнейший земледельческий праздник Луперкалии. Они приносили жертвы у подножия Палатинского холма, где, по легендам, волчица нашла Ромула и Рема, основателей Рима . Во время Луперкалий жрецы бегали по городу обнаженными и ударяли встречных в знак очищения ремнями из шкур жертвенных животных.
Паренталии и Фералии
Также в феврале во время Паренталий (родительских дней) и Фералий вспоминали умерших. Считалось, что в это время души из царства мертвых возвращаются на землю; чтобы их умилостивить, римляне на перекрестках дорог и у могил оставляли венки из фиалок, хлеб и вино. Это были дни общественного траура, когда закрывались все храмы.
Матроналии
В память об объединении общин латинян и сабинян, произошедшем благодаря сабинским женщинам ,
1 марта справляли праздник Матроналий. Замужние женщины, матроны, приносили в жертву Юноне цветы и просили ее о помощи при родах.
Квинкватрии
Во второй половине марта были главные торжества в честь Минервы . Они назывались Квинкватрии и продолжались 5 дней. Школьники в первый день Квинкватрий освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за обучение. Если в это время шла война, то она прерывалась на время празднеств. На второй день Квинкватрий обязательно устраивали гладиаторские игры.
Парилии
Парилии, или Палилии, — древний пастушеский праздник — отмечали 21 апреля, в день основания Рима. Пастухи и сельская молодежь устраивали веселые игры и прыгали через костры.
Флоралии
В конце апреля — начале мая справляли Флоралии, праздник — в честь Флоры, богини цветов и юности. В эти дни двери домов украшали венками, а женщины надевали разноцветные платья, что было запрещено в другое время.
Весталии
9 июня римляне отмечали праздник в честь Весты, богини домашнего очага . Они украшали цветочными гирляндами мельничные жернова, растирающие зерно, и ослов, вращающих их. В этот день девы-весталки пекли особый хлеб и все пекарни были закрыты.
Сатурналии
Согласно легендам, древнеиталийский бог посева и жатвы Сатурн был когда-то царем в Лации. Царствование его было временем добра и справедливости, всеобщего благоденствия, любви и братства. В память об этом золотом веке римляне справляли в конце декабря Сатурналии. Суды и школы закрывались, всякие работы прекращались, и даже наказания не приводились в исполнение. Хозяева приглашали к своему столу рабов и прислуживали им, это служило напоминанием о том, что когда-то все были равны. Во время Сатурналий римляне пировали, шутили и дарили друг другу подарки, чаще всего свечи из воска и сладости.
Источник статьи: http://sitekid.ru/istoriya/drevnij_rim/prazdniki_drevnih_rimlyan.html
Праздники Древнего Рима
Содержание
Январь
- 1 — Праздник Юноны, праздник Эскулапа, праздник Ведийова
- 3 — 5 Компиталии, праздник Мира
- 8 — Праздник Юстиции
- 9 — Агоналии, посвящённые Янусу
- 11 — 15 Карменталии, посвящённые Карменте, Ютурналии, посвящённые Ютурне
- 12 — Компиталии, посвящённые Ларам
- 16 — Праздник Конкордии
- 17 — Праздник Фелицитас
- 19 — 12 февраля Форканалии
- 24 — 26 Sementivae (Паганалии)
Февраль
- 1 — 2 праздник Юноны Соспиты
- 2 — праздник Цереры
- 5 — 17 праздник Конкордии
- 12 — праздник Каллисто
- 13 — 22 Паренталии; праздник Весты
- 13 — 15 — Луперкалии посвящённые Фавну
- 17 — Квириналии посвящённые Квирину, праздник Форнакс
- 21 — Фералии посвящённые Юпитеру
- 22 — Праздник Конкордии, Каристии
- 23 — Терминалии посвящённые Термину
- 27 — Эквирии посвящённые Марсу
- 1 — Римский Новый год, Матроналии посвящённые Юноне, праздник Весты, 1 — 24 Ферии (Feriae Marti) посвящённых Марсу
- 7 — праздник Ведийова
- 8 — праздник Ариадны и Вакха
- 10 — Праздник Венеры
- 14 — Вторые Эквиррии посвящённые Марсу, Мамуралии посвященные Мамурию
- 15 — праздник Анны Перенны, праздник Юпитера
- 16 — 17 Вакханалии посвящённых Вакху
- 17 — Либералии посвящённые Либеру и Либере, Агоналии посвященные Марсу
- 19 — 23 Квинкватрии посвящённый Марсу и Минерве
- 23 — Тубилюстриум
- 30 — Праздник Салюс
- 31 — Праздник Луны
Апрель
- 1 — Венералии посвящённые Венере Обращающей Сердца (лат.Verticordia ) и Фортуне Вирилис («Мужской»)
- 2 — Праздник Плеяд
- 4 — 10 Мегалесции (лат.Megale(n)sia ) посвящённые Кибеле
- 5 — праздник Фортуны
- 9 — Лемурии в честь Лемуров
- 12 — 19 Цереалии в честь Цереры
- 15 — Fordicidia в честь Теллус
- 21 — Палилии (или Парилии) посвящённые Палес
- 23 — Виналии Приория (лат.Vinalia Priora ) посвящённые Юпитеру
- 25 — Робигалии (лат.Robigalia ) посвящённые Робиге
- 28 — 1 мая (4 мая) — Флоралии посвящённые Флоре
- 3 —4 — Празднества Доброй Богини (лат.Bona Dea ), праздник Хирона, Геркулеса и Ахилла
- 7 — 15 — Лемурии
- 10 — 11 — Праздник Ориона
- 11 — Матралии, посвящённые Матуте
- 13 — Квинквартры посвящённые Минерве
- 14 — Тиберналии посвящённые Тиберину, Праздник Быка (Taurus)
- 15 — Меркуралии, посвящённые Меркурию, праздник Весты
- 20 — Праздник Кастора и Поллукса
- 21 — Агоналии посвящённые Вейовису
- 23 — Тубилустрий посвящённый Вулкану
- 26 — 31 — Праздник Дианы, секулярные игры, посвящённые Прозерпине
Август
- 13 — праздник невольников (servorum dies)
- 24 — один из трёх дней, в которые был открыт мундус
Сентябрь
Октябрь
- 1 — Праздник Цереры (1-5), праздник Фидес
- 5 — один из трёх дней, в которые был открыт мундус
- 9 — Праздник Венеры, праздник Счастья (Felicitas)
- 11 — Медитриналии посвящённые Медитрине
- 13 — Фонтиналии посвящённые Фонту
- 15 — Эквиррии посвящённые Марсу, скачки на Марсовом поле
- 19 — Армилустрий в честь Марса
Декабрь
- 4 — Праздник Доброй Богини (Bona Dea)
- 5 — Фауналии посвящённые Фавну
- 11 — Агоналии посвящённые Солнцу Индигету (Sol Indiges)
- 15 — Консуалии посвящённые Консу
- 17 — 23 Сатурналии посвящённые Сатурну
- 19 — Опалии посвящённые Опс
- 21 — Дивалии, праздник Ангерона
- 23 — Ларенталии посвященные Ларенте
- 25 — Dies Natalis Solis Invicti — праздник солнца
Ссылки
См. также
- Праздники Древнего Рима
Древнеримская религия и мифология | ||
---|---|---|
Главные боги | Wikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое «Праздники Древнего Рима» в других словарях:Кухня Древнего Рима — «Розы Гелиогабала». Картина, иллюстрирующая рассказ «Истории августов» … Википедия Архитектура Древнего Рима — История Древнего Рима Основание … Википедия История древнего Израиля и Иудеи — Карта Палестины 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля Часть серии статей об Истории еврейского народа … Википедия История Древнего Израиля и Иудеи — Карта Эрэц Исраэль 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля … Википедия Цереалии — Празднование цериалий на картине «Весна» Лоуренса Альма Тадемы Цереалии (лат. cerealia) древнеримский праздник и игр … Википедия Флоралии — У этого термина существуют и другие значения, см. Флоралии (значения). Флоралии (лат. ludi florales) в Древнем Риме праздник римской богини весны Флоры, который отмечался с 28 апреля по 3 мая. Во время праздника люди, украшенные… … Википедия Луперкалии — (лат. Lupercalia) древнеримский языческий фестиваль, связанный с пастушеским культом. Фестиваль проводился каждый год с 13 по 15 февраля в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема … Википедия Лары — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия Сатурналии — У этого термина существуют и другие значения, см. Сатурналии (значения) … Википедия Лемурия (праздник) — Лемурии (лат. Lemuria), лемуралии (Lemuralia) праздники мертвых в Древнем Риме. Они проводились 9, 11 и 13 мая. Считалось, что в эти дни души блуждают по миру в виде призраков вампиров, которых называли лемурами или ларвами. Отец… … Википедия Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/673406 Римский календарь и основные праздникиРимский календарь и основные праздники Самый древний римский календарь был аграрным, то есть основывался на сроках проведения сельскохозяйственных работ. Он насчитывал десять неравных месяцев: в некоторых не было и двадцати дней, в некоторых — тридцать пять, а то и больше. Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе. Двенадцатимесячный лунный календарь ввел легендарный римский царь Нума Помпилий, который добавил два новых месяца: январь и февраль. Ученые расходятся во мнениях, когда начало года было перенесено с 1 марта на 1 января: при Нуме или уже при Юлии Цезаре. Некоторые месяцы римского года были напрямую посвящены тем или иным богам. Так, январь — месяц Януса, март — Марса, май — богини плодородной земли Майи, июнь — Юноны, супруги Юпитера. Остальные месяцы назывались просто пятым, шестым и так до десятого. Правда, когда начало года было перенесено с марта на январь, все сместилось и март превратился в третий месяц года, а значит, пятый по счету месяц стал седьмым, шестой — восьмым и так далее. Римскими названиями этих месяцев мы пользуемся по сей день: девятый месяц года, сентябрь, мы именуем седьмым (от латинского septem — семь), десятый, октябрь — восьмым (octo — восемь), одиннадцатый и двенадцатый — девятым и десятым соответственно (novem и decem — девять и десять). Слово «февраль» происходит от латинского februare, что означает «очищать», так как февраль считался месяцем религиозного очищения, а «апрель» — от aperire, «открывать», так как именно в апреле появлялись первые побеги растений. Откуда же возникли названия «июль» и «август»? В древности они назывались просто «пятый» и «шестой», но получили новые имена в честь Юлия Цезаря и его преемника Октавиана Августа. Император Домициан тоже попытался дать месяцам свои имена, назвав сентябрь «германиком», а октябрь «домицианом», но после его смерти к ним вернулись прежние названия. Числа месяца римляне определяли, отсчитывая их от трех главных дней, первоначально связанных с лунным календарем: это календы, ноны и иды. Календы — первый день месяца, который приходился на новолуние, ноны — день первой четверти луны, а иды — середина месяца, полнолуние. В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы — иды на 13-е, а ноны на 5-е число. От календ, нон и ид дни отсчитывались назад, например говорили: «Это было в пятый день перед июньскими календами». Календы принадлежали Янусу, богу всех начинаний, а иды считались днем, посвященным Юпитеру, — в середине каждого месяца жрец Юпитера приносил в жертву овцу. В культурном европейском контексте особую известность получили мартовские иды, став понятием нарицательным, так как в этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь. В году римляне отмечали более пятидесяти праздников в честь разных божеств. О некоторых, самых интересных и важных, мы расскажем подробнее. В поздние времена в январские календы, первого числа, римляне отмечали праздник нового года. В этот день приносили ладан и вино в жертву Янусу, богу начала и конца; принято было желать друг другу добрых начинаний и дарить деньги, так как на медных ассах изображался сам двуликий Янус. Янусу же был посвящен и январский праздник Агоналии, приходившийся на 9-е число, когда богу приносились очистительные жертвы.
Приготовления к празднику. Художник Л. Альма-Тадема 15 февраля справляли посвященный Фавну, покровителю стад, праздник Луперкалии. Церемонию проводили жрецы одной из древнейших коллегий — луперки, которые собирались в пещере Луперкаль у подножия Палатинского холма, в самом древнем святилище Рима, где, по преданию, волчица вы кормила близнецов Ромула и Рема. Там луперки приносили в жертву козу или козла, одного из самых плодовитых животных, а после устраивали пир. На пиру двух юношей из благородных семей подводили к месту заклания животных, и там один жрец касался их лбов окровавленным жертвенным ножом, а второй тут же стирал кровь смоченной в молоке шерстяной тряпицей.
Пан. Художник М. Врубель Затем луперки нарезали из козьих шкур ремни и, вооружившись этими ремнями, в одних набедренных повязках бежали вокруг Палатинского холма, а после по Священной дороге, главной улице Рима, до основания Капитолия и обратно. Всех встречных луперки били ремнями, и бездетные женщины специально подставлялись под удары луперков, так как считалось, что это поможет им забеременеть. Существуют различные мнения об истоках и значении этого праздника. Еще в античности знали несколько легенд о происхождении Луперкалий. Согласно одной из них, Ромул и Рем после победы над Амулием с ликованием помчались туда, где их вскормила волчица. Суть праздника — подражание этому бегу, окровавленный нож ко лбам двух юношей прикладывают как напоминание об опасностях и убийствах, окружавших близнецов, а очищение молоком — символ пищи, которой были вскормлены Ромул и Рем. Античные авторы полагали Луперкалии церемонией очищения, так как весь февраль, последний месяц древнего календаря, считался месяцем очистительных обрядов. Возможно также, что цель обрядов луперков — увеличение плодородия. Еще бытует мнение, что Луперкалии — не что иное, как праздник первого выгона стад на луга, и обряды луперков символизируют защиту скота от волков, поскольку лесной бог Фавн считался покровителем стад и пастухов, а «луперк» переводится как «гонитель волков». В феврале же проводились и Паренталии, родительские дни, исчислявшиеся с 13-го по 21-й день месяца. Это были дни поминовения умерших, когда у могил родственников или на дорогах оставляли цветы, преимущественно фиалки, фрукты, соль и хлеб. Считали, что праздник этот введен в обиход благочестивым Энеем, который стал ежегодно приносить жертвы своему отцу Анхизу. В поминальные дни закрывались храмы всех богов, запрещалось совершение браков, а римские должностные лица снимали знаки своей власти. Бытовало мнение, что в это время по земле путешествуют души мертвых и вкушают оставленные им приношения. Заканчивались Паренталии большим празднеством, Фералиями, когда на Палатинском холме приносили жертвы манам. 27 февраля и 14 марта отмечали посвященный Марсу праздник Эквирии, предположительно основанный его сыном Ромулом, когда проводились конные состязания на Марсовом поле и ритуальное очищение коней. Праздники предшествовали месяцу бога войны и символизировали начало времени военных походов. Закрывали «военный сезон» октябрьские иды, праздник Октябрьского коня с приношением Марсу жертвенных животных. В марте и октябре проходили и шествия салиев, знаменующие начало и конец времени военных действий. В мартовские календы римляне праздновали Матроналии, устраиваемые в честь богини Юноны. В нем принимали участие только замужние женщины — свободные жительницы Рима. По преданию, праздник этот был также учрежден Ромулом в знак почтения к римским женам, остановившим битву с сабинянами. В тот же день на Эсквилинском холме был заложен храм Юноны Луцины, покровительницы деторождения, которой женщины молятся в Матроналии, прося безболезненных родов. И в этот день домочадцы преподносят подарки римским матерям и женам.
Приготовления в Колизее (фрагмент). Художник Л. Альма-Тадема С 19 по 23 марта проводились Квинкватрии в честь Минервы. На второй день празднеств устраивали гладиаторские бои как отражение воинственной натуры этой богини, в остальное же время Квинкватрии справляли те, чьим занятиям Минерва покровительствовала: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, различные ремесленники и художники, врачи и поэты. В июне проходили малые трехдневные Квинкватрии, устраиваемые флейтистами.
Весна. Художник Л. Альма-Тадема В честь Цереры, богини плодородия и земледелия, возник праздник Цереалии, приходящийся на дни с 12 по 20 апреля. В основном Цереру чествовали плебеи, так как культ богини получил наибольшее распространение среди простого народа, особенно в сельской местности. Даже в Риме храм Цереры находился у подножия Авентинского холма, в районе, где жили преимущественно плебеи. В жертву Церере приносили свиней, люди же в эти дни надевали белые одежды, собирали праздничные угощения и посылали друг другу цветы. В мае проводили Лемурии, призванные задобрить неспокойные души умерших, и Флоралии, торжества в честь Флоры, богини цветения. С 7 по 15 июня устраивали Весталии в честь Весты, хранительницы очага, а в разгар лета, 23 июля, отмечали Нептуналии, посвященные богу всех потоков Нептуну, прося его предотвратить засуху. О праздновании Нептуналий известно немного: строились хижины из ветвей, в которых, надо полагать, и отмечали торжество, предаваясь обильным возлияниям. Во времена империи в это же время шли игры в честь Нептуна. Осень в Риме была временем публичных игр, посвященных Юпитеру, — Римских в сентябре и Плебейских в ноябре, в декабре же римляне пышно отмечали праздник Сатурналии. Сатурналии проходили с 17 по 23 декабря и ознаменовывали окончание всех земледельческих работ. Название праздника связано с тем, что именно Сатурну римляне приписывали изобретение земледелия. Сатурналии носили характер общенародного фестиваля: на это время приостанавливались все государственные дела, нельзя было объявить войну, закрывались суды, прекращались занятия в школах и запрещалось наказывать преступников. Празднество начиналось с жертвоприношения в храме Сатурна, после чего устраивался пир для сенаторов и всадников. В римских семьях в честь Сатурна закалывали свинью и дарили подарки, среди которых были восковые свечи и выпеченные из теста фигурки. Первые — в честь того, что окончание Сатурналий приходится на зимнее солнцестояние, самую долгую ночь в году, после которой солнечный день начинает прибывать; вторые символически замещали человеческие жертвоприношения, видимо, полагавшиеся Сатурну в древности.
Праздник урожая. Художник Л. Альма-Тадема В дни Сатурналий улицы Рима были запружены людьми, которые приветствовали друг друга традиционными выкриками: «Io, Saturnalia!» В течение всего фестиваля продолжались пиры, гулянья, различные игры, так что праздник пользовался большой любовью у римского народа. На время Сатурналий рабы уравнивались в правах со свободными людьми — возможно, в память о всеобщем равенстве, царившем на земле в Золотой век Сатурна. Это, пожалуй, самая известная особенность Сатурналий: рабы получали право сидеть за одним столом с хозяевами, свободно распоряжаться собой и даже ругать господ и отдавать им распоряжения. Этот повторявшийся из года в год распорядок праздников и обрядов составлял неотъемлемую часть жизни римского общества. Данный текст является ознакомительным фрагментом. Продолжение на ЛитРес Читайте такжеКалендарьКалендарь В средневековой Франции были введены и получили распространение хорошо нам знакомые временные точки отсчета. Начало летосчисления, положенное Рождеством Христовым, 25 декабря первого года, было установлено в 532 г. Дени Ле Пти. Религиозное происхождение Календарь на 200, 300, 400 летКалендарь на 200, 300, 400 лет Вспомним о цикле Солнца и вернемся к таблице на стр. 163. Через каждые 28 лет дни недели вновь возвращаются «на свои места» и весь круг повторяется в неизменном порядке. Значит, достаточно составить календарь на 28 лет, и он будет служить хоть и не Буддийский календарь и буддийские религиозные праздникиБуддийский календарь и буддийские религиозные праздники Хотя буддизм наряду с Буддой и его многочисленными перевоплощениями признает еще 1000 богов и божеств, которые якобы населяют небо и каждый из которых «заведует» какой-нибудь маленькой, конкретной «отраслью» Мусульманское летосчисление и основные праздникиМусульманское летосчисление и основные праздники Последовательный отсчет времени от выдающейся даты – летосчисление – у разных народов всегда был неодинаковым. В зависимости от политических и религиозных мотивов каждое государство или народ решали эту задачу КалендарьКалендарь Для народа, жившего на перекрестке многообразных влияний, трудно уточнить историю календаря. Евреи пользуются различными способами летосчисления. Их календарь отражает прогресс их знаний:они восприняли лунно-солнечный, как только он был изобретен египтянами. КалендарьКалендарь К этой теме не так-то легко приступить, поскольку известно, что понятие времени и способ его использования меняются вместе с происходящими изменениями культур и эпох. Уже на языковом уровне становится ясно, что древний исландский язык не располагал КАЛЕНДАРЬКАЛЕНДАРЬ Галлы, сообщает Цезарь, не желавший вникать в сложности их календаря, «измеряют длительность не только по числу дней, но и по числу ночей». Было бы проще сказать, что их календарь был лунным, он встречается у многих древних цивилизаций. К счастью, Плиний Старший КалендарьКалендарь Предпосылки Свойственные земледельческим народам потребности предопределяют, что в ходе своего культурного развития они вынуждены изобрести или заимствовать календарную систему. Исходя из периодичности земледельческих циклов и желая точно знать время, Счисление и календарьСчисление и календарь Термин «новая хронология», введенный А. Фоменко и Г. Носовским, строго говоря, не вполне удачен, поскольку «новых хронологий» и в прошлом было немало, например, «советская хронология» — «годовщины Великого Октября», начало которой считалось от 7 Календарь и праздникиКалендарь и праздники Само слово «календарь» появилось в Риме. Оно произошло от названия первых дней месяца – календ. Как уже говорилось, составление календаря у римлян было прерогативой специальных жрецов, которые нередко использовали это в собственных целях. Источник статьи: http://history.wikireading.ru/28494 Adblockdetector |