- Возрождение народного праздника «Жыен»
- К списку практик
- Возрождение народного праздника «Жыен»
- Джиен
- Содержание
- Литература
- Татарские праздники: национальные, религиозные. Культура Татарстана
- Специфика татарских праздников
- Маулид Ан-Наби — рождение Пророка Мухаммеда
- Праздник весны — Навруз Байрам
- Рамадан — начало поста
- Ляйлятуль-кадр — ночь Могущества и Предопределения
- Праздник разговения — Ураза-байрам
- Праздник жертвоприношения Курбан-байрам
- Ат-Ташрик — продолжение Курбан Байрама
- Татарский праздник Сабантуй
- Встреча весны
- Нардуган
- День образования Республики
- Заключение
Возрождение народного праздника «Жыен»
К списку практик
Возрождение народного праздника «Жыен»
Аннотация. Проект предусматривает сохранение и пропаганду культурного и исторического наследия народов района; равноправное развитие национальной культуры народов, населяющих район, посредством проведения народного праздника «Жыен». Результатом реализации проекта является возрождение традиций проведения народного праздника «Жыен», способствующего решению задачи воспитания любви к семье, малой Родине, чувства причастности к ее истории, к истории своего рода, народа.
Постановка проблемы. Жыен (джиен) — древний и значимый народный праздник башкирского и татарского народа. Истоки народного праздника — в родоплеменных организациях тюркских народов. Сама джиенная организация была тесно связана с историей развития больших родственных коллективов, представлявших собой группу семей, образовавшуюся в результате разрастания и деления одной большой семьи. Отделившиеся семьи стремились поддерживать связь со своими родичами, оставшимися на прежней территории. В определенный период года, обычно летом, в свободное от сельскохозяйственных работ время устраивались съезды родственников. На тесную связь праздника с древними родственными отношениями указывает этимология самого термина «жыен», который употреблялся в значении большой семьи или объединения нескольких родственных семей, совета, встречи родичей, народного схода, мира.
В Башкортостане, в том числе и на дюртюлинской земле, издревле существовали традиции проведения жыен (джиен). Однако после революции джиены начали утрачивать свои былые, характерные только для них, особенности. В советское время сабантуй, в древности праздновавшийся до начала весенне-полевых работ, стал праздноваться после них и занял, таким образом, время проведения праздника. Поэтому в наши дни этот массовый праздник часто отождествляют с сабантуем. Однако это не верно. Жыен был общинным праздником встречи, общения, совета, всеобщего веселья, каждый из которых имел свою определенную территорию, общеизвестное название и свои обычаи.
В современных условиях, когда население вновь обратилось к собственным корням и к своей богатейшей истории, народный праздник «Жыен» способен стать одним из тех праздников, который послужит сохранению национальных традиций и преемственности поколений.Восстановление прежнего значения жыен, воссоздание забытого праздника в Дюртюлинском районе, где проживают представители более 30 этнических общностей, позволяет приобщить население к духовно-нравственным основам, к народному творчеству. Важность проекта состоит в обеспечении условий для свободного, равноправного развития национальных культур, удовлетворении культурных, информационных, духовных запросов местного сообщества.
Период реализации: июнь – июль.
Цели и задачи. Возрождение и сохранение национальных традиций, обрядов, обычаев, промыслов; изучение истории своего рода, народа, родного края; сохранение преемственности поколений; воспитание у населения чувства патриотизма и любви к родному краю.
Механизм реализации. Народный праздник «Жыен» собирает на красочно оформленный майдан (площадь) жителей, во главе с аксакалами известных родов села (передовиков труда, знатных людей, коллективов самодеятельного творчества); приглашенных гостей. Народный праздник открывают аксакалы села. С приветственным словом выступает официальная делегация, приглашенные гости. Праздник продолжается награждением передовиков труда, вручением памятных подарков золотым юбилярам.
До начало театрализованного пролога и состязаний участники народного праздника имеют возможность прогуляться по этнофольклорным подворьям, которые знакомят с бытом деревенской семьи, ремеслами умельцев декоративно-народного творчества и национальной кухни, где у каждого подворья представлены шежере (родословная), с которыми знакомят старейшины родов.
Аксакалы каждого рода обсуждают насущные проблемы, для принятия решения по текущим вопросам собираются в совещательной юрте. Представители каждого рода на сцене представляют свою театрализованную культурную программу. Украшением народного праздника становятся круговые игры молодежи, пляски на майдане, сопровождаемые народными песнями и хороводами.
Неповторимый национальный колорит придают празднику состязания и народные игры: конные скачки, национальная борьба на поясах корэш; национальные игры «Плетение косы», «Разбей горшок», «Монета в катыке» и др. Программа праздника отличается разнообразием конкурсов: «Печэнчабуярышы» (конкурс сенокосцев), «Букэн кису ярышы» (конкурс «Распиливание бревна»).
На детской площадке организовываются игры, езда на тройках, на площадке «Народные умельцы» — выставка-продажа и мастер-классы по изготовлению изделий народных промыслов, где все желающие могут попробовать себя в искусстве резьбы по дереву, вязания, вышивания и т.д. Продолжаются праздничные мероприятия концертной программой профессиональных артистов. В конце празднования совет аксакалов выносит решение по всем вопросам жизнедеятельности сел.
Источник и объем финансирования: средства местного бюджета- 100 тыс. руб., внебюджетные средства — 110 тыс. руб.
Муниципальные нормативные документы. Программа «Развитие культуры в муниципальном районе Дюртюлинский район Республики Башкортостан».
Целевая аудитория. Проект актуален для всех категорий населения. Количество задействованной аудитории — более 5 тыс. человек.
Результаты реализации, количественные и качественные показатели. Проведение народного праздника «Жыен» способствует:
— возрождению и сохранению национальных традиций, обрядов, обычаев, промыслов;
— совершенствованию деятельности по воспитанию населения в духе патриотизма, гражданственности;
— сохранению исторической памяти поколений, связи с исторической родиной, духовных ценностей; укреплению семейных и семейно-родственных связей.
— популяризации значения жыен как своеобразного народного схода, встречи родичей.
Проведены «Миңештеҗыены», «Яүбәзеҗыены», «Күәш җыены». Количество задействованной аудитории -более 15 тыс. человек.
Источник статьи: http://www.forum.urc.ru/node/3242
Джиен
Общественно-территориальная единица с определенными социально-историческими и культурно-бытовыми функциями, родовая община; татарский календарный праздник. Җыен
Содержание
Джиен как традиционная форма объединения у казанских татар (в отдельных местах) существовала до начала 1930-х гг. (см. Община).
В раннефеодальный период, пока еще сохранялась экономическая база родового строя – коллективная собственность на пахотные земли, луга, пастбища и пр., – действовал унаследованный от древнетюркских предков территориально-окраинный принцип социальной организации булгар.
Жители нескольких (иногда более десятка) соседних селений объединялись в джиен, на основе патронимии (архаичная форма большого родственного коллектива) формировали определенный джиенный округ. Он именовался по названию головного села, в котором проводились все общественно-значимые мероприятия: сходы (собрания), советы старейшин, праздник джиен.
От 3 до 20 джиенных округов, в свою очередь, составляли более крупные объединения некогда родственного населения. Эти до известной степени замкнутые экономические, культурные ячейки общества получили в научной литературе название «конфедерации джиенных округов». Было установлено совпадение большинства центров джиенных конфедераций с центрами феодальных округов.
Основы джиенной организации – экономические, кровно-родственные отношения, территориальная целостность – разрушались постепенно, по мере изживания феодальной раздробленности, и более ускоренными темпами – после присоединения Казанского ханства к Русскому государству (1552).
В условиях быстрого развития товарно-денежных отношений джиен из древне-родовой общины преобразовались в более сложные, а впоследствии – в сельские общины.
Если социально-организационная функция джиена постепенно утрачивалась, то их культурно-бытовая роль не только сохранялась, но и возрастала. Большая часть головных сёл джиенных округов и конфедераций, куда ежегодно в определенные дни стекались народные массы для праздничного увеселения, превращалась также в центры ярмарочной торговли.
К началу XIX в. ослабели не только родственные связи внутри общин, но отчасти была подорвана основа их национальной замкнутости: в традиционном празднике татар начали принимать участие соседние народы: русские, чуваши, марийцы, удмурты. В ряде мест татары и после насильственного крещения продолжали праздновать джиен, более того, из-за совпадения джиена с тем или иным христианскими праздником стали соответственно называть свои празднества – Тихон Джиен, Троица Джиен, Петрау Джиен и т. д. Особенно это было характерно для позднеобразованных джиенов казанских татар, переселившихся в XIV–XVII вв. в восточные и юго-восточные районы Татарстана, на Северо-Запад Башкирии.
В ареалах исконных компактных поселений казанских татар, например в Заказанье, где джиен существовал с глубокой древности, значительно дольше сохранялись родственно-общинные отношения и классический сценарий джиенного праздника.
Проводился джиен в весенне-летний период, с конца посевных работ до начала сенокоса. Деревни одного округа праздновали джиен в определенной очередности. В течение 3–5 дней устраивались семейные торжества с приемом гостей из соседних деревень, молодежные гулянья и вечерние игрища.
К празднику приурочивали открытие сельских ярмарок, свадебные церемонии и т.д.
В 1920–1930-х гг. джиен постепенно растворился в другом народном празднике – Сабантуе.
Литература
Хисамутдинов Г.М. Общественные отношения // Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.
Уразманова Р.К. Праздники // Татары. М., 2001.
Источник статьи: http://tatarica.org/ru/razdely/narody/tatary/obryady-i-prazdniki/kalendarnye-obryady-i-prazdniki/dzhien
Татарские праздники: национальные, религиозные. Культура Татарстана
У многих людей Россия ассоциируется с православием. Когда речь заходит о праздниках, на ум сразу же приходит Пасха, Рождество и прочие. Тем не менее Россия — это многонациональная страна, где дружно уживается и органично сочетается сразу несколько культур и религий. Особый интерес представляют татарские праздники. Они отражают нерушимую веру в единство Аллаха, а также любовь и уважение к самой Республике.
Специфика татарских праздников
Подавляющее большинство населения Республики Татарстан исповедует Ислам. Именно этот факт и определяет специфические особенности, которыми характеризуются татарские праздники. Рано утром мужчины и мальчики совершают намаз, после чего отправляются на кладбище, чтобы почтить память своих умерших родственников. Тем временем женщины занимаются приготовлением угощений.
Раньше каждый религиозный праздник отмечался на протяжении нескольких дней, а потому с поздравлениями люди отправлялись к своим родственникам и просто соседям, а главное — к родителям (если последние жили отдельно). На протяжении 2-3 суток столы ломились от яств, а потому каждый, кто входил в дом имел право угоститься. Также раздавали еду беднякам и бездомным. В некоторых населенных пунктах эта традиция до сих пор сохраняется.
Маулид Ан-Наби — рождение Пророка Мухаммеда
Мухаммед — это один из самых почитаемых пророков в Исламе. Тем не менее отмечать праздник стали только через 300 лет после прихода данной религии. Дата, на которую приходится рождение пророка Мухаммеда, точно неизвестна, а потому праздник было решено приурочить ко дню его смерти. Это 12 число третьего месяца Исламского календаря.
Казалось бы, тот факт, что праздник приурочен ко дню смерти пророка, должен задать некий траурный тон. Тем не менее это не совсем так. В Исламе дни рождения не принято отмечать громко. Такие торжества, обычно, проходят тихо и скромно. А вот смерть воспринимается, как переход в вечную жизнь. Таким образом, эта дата отмечается в более торжественной атмосфере.
Праздник весны — Навруз Байрам
Рассматривая татарские праздники, нельзя обойти стороной Навруз Байрам. Мусульмане отмечают его с глубокой древности. Этот праздник приурочен ко дню весеннего равноденствия (20-21 марта). Праздник имел огромное значение для земледельцев. Кроме того, по мусульманскому календарю этот день является точкой отсчета Нового года.
На сегодняшний день культура Татарстана значительно преобразилась, а праздники приобрели новое значение. Так, Навруз Байрам символизирует дружбу и согласие между народами. В этот день принято ходить друг к другу в гости с самыми разными угощениями. Главным блюдом праздничного стола являются круглые лепешки из разных видов злаков и бобов, а также сумаляк (блюдо из пророщенной пшеницы). Остальные блюда также приготовлены, преимущественно, из растительных продуктов, чтобы является символом плодородия земель.
Современное значение праздника — это все-таки встреча Нового года, преимущественно в кругу семьи. Дети ходят по домам, читая стихи, за что получают конфеты и прочие угощения (прослеживается аналогия с празднованием Старого Нового года у славян).
Рамадан — начало поста
Период с 27 мая по 25 июня приходится на священный месяц Рамадан по мусульманскому календарю. На протяжении указанного периода верующие держат пост, который символизирует душевное очищение и поклонение Всевышнему. Кроме того, считается, что во время Рамадана значительно улучшается здоровье, придавая организму силы и жизненную энергию на весь последующий год.
Пост — это не просто отказ от скоромной пищи. Это воздержание от многих условий и привычных благ окружающего мира. Курение, интимная близость и многие развлечения недоступны человеку с рассвета и до самого захода солнца. И даже дурные помыслы находятся под строгим запретом.
Все взрослые мусульмане обязаны придерживаться поста в Рамадан, если они физически и душевно здоровы. Некоторые послабления есть для женщин в период беременности и кормления, а также во время менструации. Они могут не поститься во время Рамадана, но обязаны восполнить это упущение в любое другое время. Также, чтобы «компенсировать» каждый пропущенный день, можно кормить нищих и нуждающихся.
Ляйлятуль-кадр — ночь Могущества и Предопределения
Все татарские праздники имеют глубокий смысл. Так, на 21 июня приходится ночь Могущества и Предопределения (Ляйлятуль-кадр) — это наиболее значимый момент во время Рамадана. Именно в эту ночь пророку Мухаммеду были ниспосланы первые суры Корана. Стоит отметить, что дата определена весьма приблизительно, так как у историков и ученых нет единого мнения по данному вопросу.
Ночь Могущества и просветления имеет свои неповторимые особенности. мусульмане утверждают, что эта ночь особенно тихая, безмятежная, безветренная и безоблачная. А утром солнце похоже на полную луну. При этом его лучи особенно нежные и не слепят глаза. Это самое лучшее время, чтобы покаяться в своих грехах, а также совершить пропущенные намазы. Также верующие могут подумать о планах на будущее.
Праздник разговения — Ураза-байрам
Татарский праздник Байрам, пожалуй, наиболее известный. Ураза отмечается в первый день месяца Шавваля, который символизирует окончание поста. Его еще называют малым праздником. В этот день мусульмане разговляются, дарят близким подарки, носят угощение соседям.
В религиозные праздники принято собирать в одном доме всех родственников. Считается, что в праздник разговения жилище посещают души умерших. После того как закончится праздничный намаз, принято отправляться на кладбища и в усыпальницы. А в тех семьях, где кто-то умер за последний год, устраивают поминки, на которые приглашаются все близкие и родственники, а также мулла.
Ураза-байрам — это радостный и светлый праздник. С окончанием поста у людей появляется надежда на то, что Всевышний отблагодарит их за терпение. 26 июня на улицах устраивают красочные представления и богатые ярмарки.
Праздник жертвоприношения Курбан-байрам
Рассматривая религиозные праздники мусульман, первое, что приходит на ум — это Курбан-байрам. Это самое главное торжество, в ходе которого осуществляется жертвоприношение во имя Всевышнего. Обычно, праздник символизирует окончание Хаджа (паломничества в Мекку). Главный обряд — это заклание животного. Эту традицию связывают с именем Пророка Ибрахима.
Коран повествует о том, что Всевышний ниспослал испытание Ибрахиму. Во имя своей веры, он должен был принести в жертву любимого сына. Пророк был непоколебим в своей вере, а потому без каких-либо промедлений принял волю Аллаха. В награду за веру и покорность, Всевышний разрешил Ибрахиму отвести на заклание животное вместо ребенка. С тех пор все верующие последовали примеру Пророка, принося в жертву овец.
Мясо животного нужно разделить на 3 равные части. Первой мусульманин обязан накормить бедняков. Вторую готовят в качестве угощения для соседей и родственников. А четвертую часть можно оставить на собственные нужды.
Ат-Ташрик — продолжение Курбан Байрама
Татарские народные праздники тесно взаимосвязаны между собой. Так, в качестве продолжения Курбан-байрама выступает Ат-Ташрик. Это 11-13 дни месяца Зульхиджа по мусульманскому календарю. В это время верующие осуществляют паломничество к долине Мина, где нужно бросать камни в 3 столба, которые символизируют дьявола. На следующее утро проводится коллективная молитва.
Татарский праздник Сабантуй
Помимо религиозных, стоит отметить ряд народных праздников, которые занимают важное место в татарской Культуре. Сабантуй — это главный из них. Ранее дату праздника определяли аксакалы. Незадолго до назначенного дня дети начинали ходить по домам, собирая крупы, яйца, масло и другие продукты. Из них ребята варили кашу в огромном котле. Также накануне праздника собирали подарки, которые предназначены для победителей состязаний, которые должны были проводиться на следующий день.
Татарский праздник Сабантуй начинается с того, что ранним утром дети начинают собирать крашеные яйца. за ними следуют юноши, которые разъезжают на украшенных повозках и поют праздничные песни. Все добытые яйца складывают в одну корзину и относят торговцу, а на вырученные деньги покупают угощения, которые едят прямо в поле или у кого-то дома. Также в каждом доме пекутся особые шарики из теста. К сожалению, на сегодняшний день эта традиция практически нигде не поддерживается.
Неотъемлемая часть праздника — это борьба на кушаках. Для начала в них принимают участие дети и старики, а потом, в бой вступают молодые мужчины. Далее проводятся скачки. А ближе к вечеру начинаются гуляния для молодежи.
Сегодня Сабантуй — это национальный праздник. Он проводится и в маленьких селах, и в больших городах. Развлекательная программа значительно обогатилась. Так, если раньше женщины могли быть лишь зрителями, то сегодня они могут принимать участие в представлениях и конкурсах. Имеют место выступление артистов и коллективов художественной самодеятельности.
Встреча весны
Кякук сяйе — это татарский и башкирский праздник, который символизирует встречу весны. Это торжество берет свое начало еще в тот период, когда имели место доисламские верования. Оно неразрывно связано с башкирским культом птиц. Праздник, обычно, проводится в период с апреля до июля. Точная дата устанавливалась по времени прилета кукушек.
Организатором торжества должна выступать пожилая и мудрая женщина, которая досконально знает традиции. Он надевает яркое платье, а также красный кафтан, который украшен звенящими монетками. На голову женщина надевает платок и специальную высокую шапочку. Остальные женщины и дети также должны были одеться ярко и празднично. Все собирались на горе, на лужайке или у водоема для чаепития с беляшами, блинами, чак-чаком и прочими угощениями.
Праздник начинается с особого обряда, который призван умилостивить кукушек. Под корни деревьев дети выливают молоко и кладут яйца, а на ветки повязывают яркие ленты. Пожилые женщины в это время читают особые молитвы, прося у кукушек изобилия и благополучия. Следующим этапом является сбор хвороста и разведение костра для приготовления чая. Молодежь в это время устраивает игры и развлечения.
Во время чаепития все внимательно слушают пожилых женщин, которые рассказывают легенды и поучительные истории. После этого все занимаются гаданием и загадывают желания. Остатки еды раскладывают по земле и по веткам, чтобы задобрить кукушку.
Нардуган
Нардуган — это крупный праздник, который отмечают 21-22 декабря после дня зимнего солнцестояния. Считается, что именно в это время рождается главное светило, а значит, дни будут становиться все более длинными. В этот день принято готовить угощения для родных и соседей. Также проводятся веселые гуляния с театрализованными постановками. Пожалуй, самая интригующая часть праздника — это гадания на судьбу.
День образования Республики
Татарские национальные праздники не менее важны, чем религиозные и обрядовые. Так, 30 августа 1990 года Верховным Советом Татарской ССР был провозглашен суверенитет Республики. Эта дата и считается днем основания. Несмотря на то что после распада Советского Союза Татарстан продолжает существовать, как субъект Российской Федерации, праздник остается важным и значимым для жителей.
День образования Республики Татарстан является выходным. Кроме того, эта дата также считается днем рождения Казани. Все города и села в этот день украшают, а жители выходят на гуляния и участвуют в многочисленных массовых мероприятиях, и концертах. Ночью жителей Республики радуют праздничными салютами.
Заключение
Праздники татарского народа представляют огромный интерес для историков и для простых людей, которые интересуются культурой и обычаями данной местности. Все этапы истории народа нашли свое отражение в торжествах. И Казанское ханство, и Московское государство, и Русское государство, и СССР — все эти периоды наложили свой неповторимый отпечаток на местные обычаи. Здесь есть место как традиционным мусульманским праздникам, так и языческим обрядам. Каждый из них таит в себе глубокий смысл.
Источник статьи: http://www.syl.ru/article/299991/tatarskie-prazdniki-natsionalnyie-religioznyie-kultura-tatarstana