- Зимние осетинские праздники
- Зимние осетинские праздники доклад
- ЗИМНИЕ ОСЕТИНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
- Цыппурс
- Карчыты Асхав
- Ног Аж
- День Артгананта
- Праздник Доныскафан
- Бынаты Хицауы Ахсав
- Праздник Ногбон
- Дыгуры Уастырджи
- Праздник Нафы Дзуара
- Комахсан
- РОССИЯ КАВКАЗ АЛАНИЯ 4K
- Вспоминаем зимние праздники: традиционное осетинское новогоднее застолье
- Традиционные новогодние праздники осетин
Зимние осетинские праздники
Праздник духовного очищения Цыппурс отмечается за неделю до наступления Нового года по старому стилю. В этот день после захода солнца осетины разжигают костры, в которых сгорают все беды. Считается, что те, кто развел самый большой и яркий огонь, будут отмечены свыше особым счастьем. В честь праздника накрываются богатые столы с аракой, тремя треугольными пирогами (уалибах) и другими яствами.
Многие древние осетинские праздники забываются. Примером тому — Карчыты Ахсав, связанный с культом скота и домашней птицы. В этот день нельзя было ходить в гости и выпускать на улицу обитателей курятника и хлева.
Январь
- Ног Аж (Новый год).
Осетины традиционно отмечают его 1 января. На столы выставляют осетинские пироги, множество напитков и яств, фрукты и шашлык. Если в семье есть дети, то обязательно украшают елку.
Рано утром в первую субботу после Ног Аж семьи, которые потеряли в течение прошедшего года близких людей, разжигают возле дома огонь. Соседи бросают в пламя поленья, говорят умершему «рухсаг» («да пребудешь ты в царстве света») и желают, чтобы перед этим домом больше не разжигали таких костров. Женщины пекут пироги, в 9-10 часов у костра накрывается поминальный стол. До начала трапезы пироги и другие яства посвящаются усопшему. Смысл Артгананта в том, чтобы умерший получил долю тепла в самый холодный зимний месяц.
Так называются поминки по усопшим в течение предыдущего года, собираемые спустя неделю после Нового года. Для Баданта закалывают жертвенных животных, готовят напитки, кушанья, пироги, сладости, покупают овощи и фрукты. Мужчины зажигают свечи, посвящая покойнику яства. Затем обходят дома, где в прошлом году кто-то умирал, и зажигают свечи.
Справляется спустя 6 дней после Нового года. Утром невестка или другая молодая женщина брала басылта (булочки) и шла за водой. Чтобы набрать воды, нужно было бросить в прорубь басылта. Считалось, что та семья, которая раньше всех это сделает, получит Божью благодать. Принесенной водой обрызгивали стены дома, углы, пол, умывались ею и оставляли впрок.
Бынаты Хицауы Ахсав.
Этот праздник покровителя жилища отмечается в 1-ю неделю Нового года в ночь на среду. В старину покровителю жертвовали барана или козленка, теперь режут петуха или курицу. Мясо ставится на стол вместе с напитками и осетинскими пирогами. Глава дома просит Бынаты Хицауы оградить жилище от несчастий.
По легенде, люди и черти когда-то жили вместе, но между ними началась вражда. Уастырджи прогнал чертей, однако люди продолжали бояться и, чтобы добиться их расположения, отмечали Хайраджыты Ахсав. Сегодня традиция сохранилась: стол накрывается в полночь, выставляются пироги и другие яства, режут петуха или курицу. Пищей, приготовленной в этот праздник, нельзя угощать посторонних.
Осетинский Новый год по старому стилю (Ногбон) приходится на 12-14 января. На рассвете каждая семья разжигает огонь. Молодежь обходит костры с песней «Сой-сой». Почетное место на столе занимает артхурон – пирог, олицетворяющий солнце. Угощать им посторонних нельзя. На Ногбон также пекут осетинские пироги в честь Сарызада, Сафа и Быната Хицауа.
Дыгуры Уастырджи (Уастырджи Дигорского ущелья).
Ежегодно 15 января этот праздник отмечают жители Дигорского ущелья. Торжество длится неделю, каждая семья печет пироги, жертвует ягненка или барана и молит Уастырджи о благополучии и здоровье.
Отмечается в Дигорском ущелье на третьей неделе Нового года, в ночь на воскресенье. На Фацбадан нельзя в течение пяти дней ходить в соседние районы в гости. На протяжении четырех дней каждая семья праздновала Фацбадан дома, готовила пироги, шашлык и другие блюда, а на пятый устраивался коллективный кувд (молитвенная трапеза) в святилище Идауаги.
Февраль
- Нафы Дзуара.
Если Ногбон пришелся на новолуние, то Нафы Дзуара отмечается в следующее новолуние, если на четвертую фазу луны – то через месяц. Ответственными за торжество назначаются две семьи, которые закалывают на кувд жертвенных животных, пекут осетинский пирог гуыдын. В праздник принято возносить молитвы божеству Нафа.
Начинается в новолуние, через 5-6 недель после наступления Нового года. Обычно приходится на второе февральское воскресенье, длится две недели, в течение первой можно было есть мясо, в течение второй – только молочную пищу, включая традиционные пироги. На столы выставлялось множество молочных супов, пирогов и других яств.
Источник статьи: http://www.pir-ok.ru/zim-os-pr.htm
Зимние осетинские праздники доклад
Огонь — символ очищения
Цыппурс — первый зимний праздник, справлявшийся за неделю до наступления Нового года у осетин. Празднование было приурочено ко дню зимнего солнцестояния по юлианскому календарю, то есть старому стилю.
В это время люди начинали поклоняться и возносить молитвы возвратившемуся солнцу, отнятое у народа зимой. Возрождение небесного светила было началом нового времени, которое знаменовало приход тепла и света.
Празднество сопровождало разжигание костров. Огонь — это символ очищения. В нём сгорали все беды, страхи и грехи.
Считается, что в этот день открываются врата между двумя мирами, и любая нечисть, проникшая в обитель живых с той стороны, принесёт с собой истинное зло, поэтому ангелы покровительствуют людям, а люди разводят костры, свет и огонь побеждают зло и не позволяют попасть сюда
Понятие «цыппурс» берёт своё начало от иранского слова «catvarsat», что означает «сорок». Происхождение названия объяснимо тем, что празднеству обязательно предшествовал сорокадневный пост, который соблюдался с целью избавления души от скверны незадолго до наступления Нового года.
Согласно исследованию В.И. Абаева, в период существования дохристианского календаря алан, «цыппурс» соответствовал празднику огня — «æртхурон», который ещё называют языческим предшественником Рождества и Нового года.
В праздничный день традиционно проводились мероприятия по духовному очищению. После захода солнца осетины выходили на улицу для традиционного разжигания костров, через которые молодые юноши и девушки любили прыгать. Считалось, что тот, кто развёл самый яркий огонь, будет отмечен высшим счастьем.
В праздник «цыппурс» родители с детьми посещали святилища, где молились за небесное покровительство для своих чад. После всего устраивались пиршества в честь новорожденных мальчиков, а юноши и вовсе отправлялись к пастуху, выпрашивать козленка, которого потом закалывали и угощались
Огненные язычки, что виднеются по всей Осетии в этот день, означают не только «возрождение» солнца, но и знаменует начало нового аграрного года и цикла сельскохозяйственных работ.
Прыжки через костёр — одно из развлечений молодёжи
У каждого пламени накрывался богатый праздничный стол с тремя пирогами, различными яствами и аракой. Старший застолья произносил традиционную молитву с обращением к «цыппурс» как к духу-покровителю нартов, у которого просили обильного урожая и благости.
Для того чтобы год был богатым, каждая семья готовила большой осетинский пирог æртхурон, дословно «Огонь-Солнце». Его ставили в центр стола. Кусочек пирога обязательно отведывал каждый член семьи, а вот посторонним его давать не полагалось
Позже вся семья отправлялась обходить с прошениями собственные хозяйственные помещения. Первый в хлев заходил тот член семьи, который отличался своей добротой и удачливостью. Он заносил с собой сено, которым поочерёдно кормил каждое животное. Следом за ним шёл старший, благословляя домашний скот. Двери помещения прочно закрывались. Для защиты от тёмных сил на косяке оставляли колючки.
Данные обряды свидетельствуют о давней истории происхождения праздника. Оно восходит ещё к дохристианскому периоду, — к язычеству. Поклонение солнцу практиковалось у многих народов, в этом выражалось отношение каждого из них к окружающей действительности, в которой рождение, смерть и воскресение солнца были важнейшими вехами в деятельности крестьянина-земледельца.
Источник статьи: http://chetour.me/pochitaj/all/all/Cyppurs
ЗИМНИЕ ОСЕТИНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Большинство туристов предпочитают путешествовать летом, а зиму проводить дома. Но тот, кто решится поездить по Северной Осетии в холодное время года, обязательно получит уникальные впечатления и эмоции, ведь зимой осетины отмечают 11 праздников, каждый из которых имеет свой национальный колорит. Познакомимся с ними поближе. Конечно, они имеют труднопроизносимые названия, но из песни слова не выкинешь.
Цыппурс
За неделю до Нового года мы бегаем по магазинам, покупая мандарины и елку, а осетины празднуют цыппурс. Этот день у них приурочен к зимнему солнцестоянию и имеет глубокий смысл. Считается, что праздник является своеобразным символом возрождения, ведь Солнце «повернулось» к лету и скоро начнет оживать природа.
Основные события разворачиваются вечером. Разжигаются огромные костры, чем больше — тем лучше. В них символически сгорает все плохое. Организуется застолье, центром которого считается непременное блюдо — специальные пироги уалибах.
Молодежь и люди более почтенного возраста проводят время по-разному. Юноши и девушки веселятся, поют, устраивают прыжки через огонь и танцы. Остальные ведут приятные беседы или молятся.
Карчыты Асхав
Этот праздник имел большое значение для сельской местности. Он отмечается практически перед Новым годом. Издревле у осетин был культ домашнего скота, и Карчыты Асхав — его отголосок.
В этот день домашние животные не могут выходить на улицу, а их хозяева — в гости. Люди проводят вечер в кругу семьи, за праздничным столом.
Ног Аж
Под этим названием скрывается хорошо знакомый нам Новый год. Его празднование предполагает неизменную елку и застолье. Отличительная черта — в полночь уважаемый старший родственник читает специальную молитву, в которой поручает свое семейство воле Бога.
День Артгананта
Это событие не очень подходит под определение праздника, да и отмечают его далеко не все. День приходится на первую субботу января и связан с почитанием умерших.
Поэтому отмечают его только те, у кого в ушедшем году были потери. Умерший должен знать, что его любят и помнят, поэтому рядом с домом сооружают костер с пожеланиями умершему «царства света». Неподалеку от него располагается стол с угощениями.
Праздник Доныскафан
Он знаменует шестой день наступившего года. Ранним утром одна из женщин семьи отправлялась к речке. С собой она должна взять особые булочки, которые разламывались на кусочки и бросались в воду.
Затем женщина должна набрать воды и произнести специальную молитву. После этого отправляется домой. Вода, которую она принесла, считалась целебной и обладающей особыми качествами.
Бынаты Хицауы Ахсав
Это еще один праздник, который отмечается в первые несколько дней наступившего года. Согласно поверью, каждое жилище находится под охраной духа, которого надо почитать и задабривать.
Именно с этой целью члены семьи резали барана, накрывали роскошный стол и просили духа о дальнейшем покровительстве. Интересный факт — в доме в этот день не должно быть никаких гостей и вообще посторонних людей.
Праздник Ногбон
Еще один праздник, проходящий в январе. В сущности, это наш Старый Новый год. Снова разжигается костер, и члены семьи поют специальную песню, несколько раз обходя огонь по кругу.
Обязательно и очередное застолье, для которого непременно пекут особый пирог, являющийся символом Солнца. Гостей можно угощать любыми яствами со стола, кроме этого пирога.
Дыгуры Уастырджи
Этот праздник распространен исключительно в селениях Дигорского ущелья. В течение недели люди проводят время в песнях и танцах, ходят в гости, возносят горячие молитвы божеству Уастырджи. Начало приходится на 15 января.
Праздник Нафы Дзуара
Его основная идея — почитание еще одного божества Нафы. Дата праздника зависит от дня, в который проходил Ногбон, учитывая фазы Луны. Скажем, Ногбон был в новолуние, значит, день Нафы будет также отмечаться в новолуние. Осетины приносят в жертву животных и молятся божеству. Традиционно печется еще один специальный пирог — гуыдын.
Комахсан
Зимние праздники завершаются этим событием. Строго говоря, Комахсан — это двухнедельное гуляние, которое отдаленно можно сравнить с привычной нам Масленицей. Конечно, есть свои кулинарные традиции. Первую неделю осетины готовят много блюд из мяса, а в течение второй недели на столе появляются молочные продукты и множество пирогов.
Хотите провести зиму весело — отправляйтесь в Северную Осетию!
РОССИЯ КАВКАЗ АЛАНИЯ 4K
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/georgykavkaz/zimnie-osetinskie-prazdniki-6002be8cd0d4386c9fa00163
Вспоминаем зимние праздники: традиционное осетинское новогоднее застолье
Прошли декабрь и январь, и с наступлением последнего зимнего месяца мы решили вспомнить и рассказать о том, как традиционно отмечают новогодние праздники в Осетии-Алании. И начнем мы с Нового года, к которому осетины, как и все народа мира, тщательно готовятся, а традиции и ритуалы празднования передают из поколения в поколение.
Главным новогодним атрибутом во всем мире является, пожалуй, праздничный стол. В Осетии-Алании к новогоднему столу принято подавать басылта – традиционные новогодние булочки разных форм, изображающие фигурки, а также традиционный ритуальный пирог артхурон, название которого дословно переводится как солнечный огонь – еще одно свидетельство присутствия культа солнца в культуре предков осетин. В артхурон было принято класть много сыра, топленого масла, отварных зерен и яиц, что делало его очень сытным. Новый год был одним из главных семейных праздников, а артхурон олицетворял родовое единство и близость семьи, поэтому он делился поровну между всеми ее членами. Также на стол обязательно подавали, как это принято и в наши дни, три традиционных осетинских пирога, шашлык (осет. физонаг), осетинское пиво — баганы и много других яств. Считалось, что чем разнообразнее праздничный стол, тем больше благополучия и богатства принесет новый год.
Кроме того, существовал особый обряд для незамужних осетинок – специально для них пекли цахджын гуылта (пироги, начиненные солью). Незамужняя девушка должна была съесть такой пирог, не запивая его водой, считалось, что после этого во сне к ней придет суженый. После новогоднего застолья молодые люди колядовали, переходя от дома к дому с песнями и плясками, за которые получали подарки.
Источник статьи: http://assa.su/about/media/articles/vspominaem-zimnie-prazdniki-traditsionnoe-osetinskoe-novogodnee-zastole.html
Традиционные новогодние праздники осетин
Новый год — праздник, особенно любимый всеми. С ним у осетин связаны определенные обычаи и верования. По традиции за неделю до Нового года в Осетии отмечают Цыппурс, в некоторой степени соответствующий православному Рождеству.
В прежние времена в день праздника подростки набирали веток с колючками и украшали ими весь дом. Царило веселье: дети прыгали через костры, которые традиционно разводили на улице из соломы или корневищ девясила. В праздничную ночь готовилось сытное угощение для домочадцев и гостей — было принято обязательно навещать друг друга и поздравлять.
В ночь на среду после Цыппурса осетины отмечают Бынаты Хицауы ахсав (ночь Домового) или Хайраджыты ахсав (ночь чертей).
Название праздника уже говорит о его характере. По древним поверьям люди и черти когда-то жили вместе, но между ними началась вражда. Святой Уастырджи изгнал чертей. Люди, опасаясь, что нечистая сила продолжает находиться рядом, совершают различные обряды, чтобы она обходила стороной их дома. Еще в начале ХХ века из ясеневого дерева (кæрзбæлас) в этот день делали обереги в виде шипов или заколок, которые укрепляли на верхней одежде, головных уборах, дверных и оконных проемах. Как и колючки на ветках, они оберегали дом, его обитателей и их хозяйство от возможных воздействий демонических сил.
Покровителю жилища Бынаты Хицау приносились в жертву либо козленок, либо курица. Мясо разделывали крупными кусками, при этом старались не нарушить целостность костей. Ритуальную выпечку, напитки и отварное мясо ставили на стол, гасили светильник и выходили на некоторое время из комнаты. Затем возвращались в помещение и, прежде чем приступить к трапезе, осматривали еду. Считалось, что ни один кусок жертвенной пищи не должен исчезнуть.
Этот праздник отмечают в Осетии по сей день.
В ночь с 13 на 14 января празднуется Ногбон (новый день), соответствующий старому Новому году. Ногбон связан с солнечным циклом. Вероятно, поэтому молились: «Да удлинится наша жизнь так же, как удлиняется день».
Ночь накануне праздника считается особенно значимой. Пекут традиционные пироги с сыром, готовят из пшеничной муки печенье — басылтæ в виде фигур людей, животных и разных предметов, чтобы одаривать ими гостей. Также пекли специальный большой пирог æртхурон, символизировавший солнце. Каждый член семьи должен был съесть кусок этого пирога. Угощать посторонних им не разрешалось.
Вечером перед домом разжигали костры. Каждому хотелось, чтобы его костер был больше. Люди собирались вокруг костров. Глядя, как догорает огонь, высказывали пожелание, чтобы несчастья сгорели в пламени.
После этого семья в полном составе собиралась в доме вокруг праздничного стола. Глава семьи произносил молитву с просьбой о счастье, изобилии в грядущем году.
Ряженая молодежь обходила дома, устраивая веселые представления. Праздновали допоздна. Утром первый гость, переступивший порог дома, рассыпал по полу горсть зерен кукурузы, пшеницы, охапку соломы, щепки с пожеланием стольких же удач, сколько зерен рассыпано на полу.
noar.ru желает всем жителям Осетии здоровья, удачи и радости в новом году!
Пресс-служба Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ
Источник статьи: http://osradio.ru/etnografija/43386-tradicionnye-novogodnie-prazdniki-osetin.html