- Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника
- Об истоках традиций
- Что делать на Святки
- Как отмечают Святки православные
- Чем угощают во время Рождественских Святок
- Как украшают дома
- Святочные гадания
- Окончание Святок 19 января
- Как отмечают праздник католики
- СВЯТКИ: От Рождества до святого Крещения.
Рождественские Святки 6-19 января: история и традиции праздника
Есть в христианской традиции особый праздник – отмечают его в период начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня Крещения Господнявключительно 19 января.
На период Святок приходятся три праздника — Сочельник (6 января), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января). Эти две святочные недели относят к периоду веселья и отдыха, формы которых могут быть различными. А поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.
Об истоках традиций
История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.
Что делать на Святки
Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения – ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви.
К Святкам, 6 января, заканчивается Рождественский пост. В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику Рождества Христова, который отмечают 7 января.
В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились.
7 января празднуют Рождество и включают в застолье мясные блюда. Подробнее о том, что подают на стол в Сочельник и на Рождество читайте здесь.
Л. Соломаткин. «Славильщицы», 1868 г.
Как отмечают Святки православные
Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения — первые три дня Рождества (включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество), а также в канун и первый день старого Нового года (ночь с 13 на 14 января); канун Крещения.
Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок, славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив – требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.
Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое».
Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд – христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда (чаще всего это были дети либо молодежь) ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка – символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками.
Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей.
Ольга Кваша. Колядки. 1976 г.
В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи.
Чем угощают во время Рождественских Святок
Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении – скорее, еда была символом праздника. На стол подавали пряники и пироги, а также традиционную кутью (в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник) — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна (пшеницы, ячменя, пшена) с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром – напитком из сухофруктов, подслащенным медом.
Январь – время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное – из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами.
Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка – его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу.
Надежда Полуян-Внукова. Рождественский вечер
Как украшают дома
В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи – их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня.
В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток.
Константин Маковский. «Святочные гадания», 1890-ые
Святочные гадания
Церковь не одобряет святочные гадания. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой
В пору Святок было принято гадать о будущем. То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре. Девушки уединялись в каком-нибудь помещении – приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску. И пусть такая игра не открывала завесы будущего – в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье.
Окончание Святок 19 января
Заканчивались Рождественские Святки в день Крещения Господня – 19 января (другие названия — Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день). Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду – для этого во льду проделывали крестообразную прорубь. Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках – как вольных, так и невольных.
В ожидании Крестного хода на Богоявление. 1898 г. Автор неизвестен
Как отмечают праздник католики
Католической церковью этот период именуется Рождественским временем. Он длится от сочельника Рождества (вечер 24 декабря) до дня Крещения Господня (первое воскресенье после торжества Богоявления). Основу такого времени составляет Октава Рождества: она состоит из 8 дней и заканчивается 1 января – в день Торжества Пресвятой Богородицы.
Весь этот период считается очень торжественным: духовенство появляется на литургиях в кипенно-белых праздничных облачениях. В последний день Святок – 6 января – католики устраивают Карнавал. Его кульминация обычно приходится на три дня, предваряющие Великий пост. И хотя сроки этих торжеств строго регламентированы церковным календарем, по сути празднества тесно связаны с язычеством – с проводами зимушки-зимы и встречей долгожданной весны.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://mypensiya.mirtesen.ru/blog/43112967184/Rozhdestvenskie-Svyatki-6-19-yanvarya:-istoriya-i-traditsii-praz
СВЯТКИ: От Рождества до святого Крещения.
СВЯТКИ — то-то радость!
Переход от старого года к новому на Руси издавна знаменовался Святками — самым любимым и веселым праздником. Эти двенадцать дней — от рождественского сочельника до Крещения Господня (19 января по новому стилю) — в соответствии с канонами Русской Православной Церкви, освящены великими событиями Рождества Христова и называются Святками.
Главная роль «внутри» Святок отводилась Рождеству Христову, нынешнему Старому Новому году (Васильев день) и Крещению, которые как бы делили праздники на две части — «святые вечера» и «страшные вечера», каждая со своими традициями и забавами.
Коляда, коляда, пригласите со двора!
В хату к вам сейчас придем
И станцуем, и споем.
Хозяев прославляем,
Счастья вам желаем!
Коляда, коляда, вам – забава, нам – еда.
Не скупитесь, поделитесь, вот мешок – пирог сюда!
На Руси люди всегда считали: как святочную неделю проведешь, так и вся твоя жизнь в этом году пройдет. Именно по этой причине в старину люди старались реализовать все свои планы в эти дни. Если вы хотите всю жизнь жить богато, то надевайте всю неделю только самые лучшие свои вещи. Хотите кушать вкусно, тогда в святочную неделю ешьте то, что вы любите больше всего.
Сон, приснившийся на святки, обязательно будет вещим. В этот день любые сведения, полученные из потустороннего мира, являются предсказанием.
Святки — пора неуемного веселия, шуток, забав и всеобщей радости! Время подарков и взаимных угощений!
В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки — в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.
Особенно следилось за тем, чтобы никто не был обойден заботой в эти святые дни.
В первый день навещали родителей и родных, еще нужно было молиться об усопших, ведь в это время их души рядом с нами, стоять службу в церквях, заказывать панихиды по умершим. Существует поверье, что в ночь на 8 января все покойники сходятся в храм и им правят службу покойные священники. А за праздничным столом обычно ставили лишние приборы – по количеству родственников, умерших в прошедшем году.
Второй день Святок должен быть посвящен посещению больных, третий — сирот, четвертый — заключенных. Считалось, что рождественская радость должна коснуться всех, даже преступников. С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле. Рассказывают, что в древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.
Только после того, как все почести предкам и другим нуждающимся были отданы, начиналось всеобщее веселье.
Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.
В первый святочный день нужно стоять службу в церквях и вести себя пристойно. Зато уже в вечер следующего дня, на улицы высыпали всевозможные ряженые, в вывернутых наизнанку шубах и с лицами, измазанными в саже. С гоготом и свистом впрягались они в телегу, в которую сажали набитую соломой тряпичную куклу – Коляду, обряженную в шубу и белую посконную рубаху. Лихим голосом выкрикивали: «Веселись, ребятки, наступили Святки!» – и начиналась настоящая святочная вакханалия, которая продолжалась почти десять дней. Вся, так называемая культурная программа праздника, состояла из всевозможных игрищ: хождений по избам ряженых, посиделок, кулачных и снежных боев, гаданий. Некоторым из этих традиций русские люди следуют до сих пор.
Зимние святки начинались с колядования.
Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень — мифологические персонажи песен — должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми с колядками — незамысловатыми песенкими. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки:
А бывает коляда
Кончается колядование песнями-заклинаниями. Колядовавшие обещают семье в новом году всех благ. Закончив петь, колядующие получали в подарок специальное обрядовое печенье, выпеченные из теста фигурки домашних животных, съестные припасы, а иногда и деньги.
По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Именно эту нечистую силу и представляли ряженые, которые надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. Ряженье должно сопровождаться играми, весельем, при этом желательно, чтобы зрители становились участниками действий ряженых.
Традиционно Святки делились на две части — «святые вечера» (от Рождества до Васильева вечера) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). «Страшные вечера» считались в народе временем разгула нечистой силы, от которого людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне — символ очищения и возвращения порядка.
Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым годом, а также связана с представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.
В старину русские верили, что радость от прибавления тепла, увеличения длины дня, уменьшения продолжительности ночи не дает покоя злым силам, которые мстят людям и поэтому устраивают им различные неприятности. По легенде, Бог, отмечая рождение сына, велел открыть преисподнюю, чтобы выпустить оттуда нечистую силу повеселиться на празднике. Поэтому именно в разгар святок гуляет по святой Руси нечисть.
А поскольку святки, по народному поверью, — время особого разгула нечисти, то люди ставили мелом кресты на окнах и дверях, чтобы не вошла в жилище нечистая сила или вообще недобрый человек.
Зимние святки всегда были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали посиделки. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.
Причем, Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость.
«Высший свет» также радосто предавался народным забавам, внося в них изящество и шарм. Также в это время устраивалсь многочисленные балы, особенно Балы-маскарады. Немного позднее зародилась традиция благотворительных балов.
Заметим, что дореволюционные Рождественские номера журналов публиковали трогательные святочные рассказы, рассказывали о благотворительности, о тех, кто нуждается в заботе и участии. (Причем, писать о гаданиях и прочих вещах считалось плохим тоном)
Вот пример бесхитростного литературного произведения неизвестного автора, соответствующий основному настрою этих дней:
«Праздник великий настал уже снова;
Всюду веселье, пиры, торжество.
Вспомним, какое поведал нам слово
Тот, чье справляем сейчас Рождество:
«Каждый да будет всегда милосердным
К слабым, сиротам, убогим, больным!
Тем, что имеет, поделится с бедным
И назовет его братом своим!
Так окажите же, други, участье:
Многие встретят в нужде Рождество!
Доброе дело — великое счастье.
Это — святое души торжество!»
Еще Святки — это время любимых зимних забав — катаний на санях и тройках,коньках и лыжах. Время строительства снежных крепостей, игры в снежки. Веселые святочные дни ассоциируются со смеющимися румяными лицами, смехом, незамысловатыми, радостными и веселыми вещами.
Незримое присутствие духов среди живых людей в эти святые дни обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
«Настали Святки! То-то радость,
Гадает ветреная младость.
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв неотвратимо –
И все равно – надежда им
Лжет детским личиком своим».
А.С.Пушкин
Испокон веков на Руси устраивали гадания для барышень на женихов в период святок. Да и сами святочные посиделки — это не обычная вечеринка. Девушки и юноши собирались, чтобы присмотреться друг к другу. А вот сразу после Святок наступало время свадеб. А потому святочное время было проникнуто особым романтическим флером кокетства и ухаживаний Именно в это время начинались так называемые ярмарки невест, причем эти ярмарки устраивались во всех слоях русского общества.
А вот и самые популярные гадания «на женихов»:
*** Гадание с валенком на «сторону», в какую выйдешь замуж
Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок сапог, туфельку на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.
*** Гадание с зеркалами на образ будущего жениха
Это хорошо известное из литературы гадание нередко используется и сейчас. Девушка садится в темноте между двумя зеркалами, зажигает свечи и начинает вглядываться в «галерею отражений», надеясь увидеть своего жениха. Лучшим временем для этого гадания считается полночь.
*** Гадание на быстроту и очередность выхода замуж
Оно заключается в том, что девушки отрезают нити одинаковой длины и поджигают их. Первой выйдет замуж та, у которой быстрее всех сгорит нитка. Если нитка потухла сразу и меньше половины сгорело, то замуж не выйдешь.
Но не только о женихах гадали в «страшные» святочные вечера. О жизни и смерти, о будущем, о том, как сложится год.
Лучшим временем для гадания считалась ночь перед Новым Годом или Крещением.
(Только не забудьте: перед тем как приступить к гаданию, надо снять с себя нательный крест и пояс, развязать все узлы на одежде и распустить волосы.)
*** В полночь гадальщицы приходили на перекресток или к запертой церкви и по услышанным звукам – радостным или печальным — предрекали себе свадьбу или смерть.
*** Самые отчаянные приходили в лунную ночь к проруби, ложились на заботливо подстеленную нянюшками воловью шкуру и смотрели в воду.
*** Или накрывали стол в пустой комнате и со словами «суженый-ряженый, приди ко мне поужинать» ожидали его появления. Приход суженого знаменовался жуткими завываниями ветра и стуками. Здесь важно было не сробеть и, когда суженый назовет свое имя, успеть сказать: «Чур моего места, чур моей загадки». Иначе добра от него не жди.
*** Еще более страшным являлось гадание с зеркалом, которое для девиц, склонных к истерии, не раз окачивалось нервным срывом. Не случайно святочные вечера назывались в народе «страшными».
*** В полумраке (освещайте комнату свечкой, а не электричеством) каждая подружка берет по чистому листу бумаги, комкает его, кладет на плоскую тарелочку и поджигает. Смотрите, как отражаются тени на стене. Попытайтесь разгадать, что означает тень от сгоревшей бумаги, — это ждет вас в будущем.
*** Нужно взять тазик и наполнить наполовину водой. На его края развесить записочки о разных событиях надписями вниз. Например, свадьба, рождение, беременность, смерть, болезнь, радость, дорога, удача, счастье, безумная любовь и т. д. Потребуется маленькая плавающая свечка или же огарочек обычной свечи, установленный в половинку скорлупы грецкого ореха. Тот, кто гадает, опускает свечу посередине тазика на воду. Двигать свечку или дуть на неё нельзя. Какую записку свечка подожжёт, таким и будет предсказание.
Еще приводим популярное гадание с курицей, неоднократно описанное в классической литературе:
*** Берут ночью куриц с насести, приносят в комнату и дают им клевать пшеницу, ячмень или просо. Если они клюют шибко, и в одну сторону, — то быть скоро замужем; если клюют не скоро и беспрестанно поворачиваются, – то суженые их обманывают; если курицы мешают клевать друг другу, и начинают драться, — то суженые будут за них ссориться и драться. Иные гадают одними петухами, наблюдая те же приметы, за исключением того, что если они поют при клевании, то это означает скорое исполнение желаний. Другие, сняв куриц с насести, приносят их закрытыми в комнату, где заранее приготовлены вещи в трех разных сосудах: вода в одной чашке, хлеб зерновой в другой, кольца в третьей. Каждая девушка гадает своею курицею: чья прежде начнет клевать зерно, верный знак, что у нее будет бедный муж; чья начнет пить воду, будет пьяница; если схватит золотое кольцо, – богатый муж; серебряное, — посредственного состояния, а медное, — бедный муж. Когда заноет курица, — неминуемая смерть кому-либо из родных.
Крамской Иван Николаевич. Святочное гадание. 1870
*** А еще можно просто взять умную книгу. Загадайте два числа: первое — номер страницы, второе — строка сверху или снизу. Откройте книгу и прочитайте загаданное. Оно относится к вашему настоящему или будущему.
Гадания на Святки позволяют «достучаться» до душ предков и получить через них ответы на животрепещущие вопросы о будущем.
Стоит ли говорить, как сильно не поощрялось вся эта безудержная вакханалия с ряжением и гаданием церковью!
Но уже в последние дни Святок народ начинал усердно прорубать проруби в виде креста, чтобы в день Святого Крещения смыть с себя все грехи этих веселых дней.
Остается добавить, что радует, что в последнее время отмечается интерес к исконным традициям празднования этих замечательных святых дней.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://xvastunishka.mirtesen.ru/blog/43407844680/SVYATKI:-Ot-Rozhdestva-do-svyatogo-Krescheniya…