Зимние русские праздники урок

Зимние праздники Руси.
план-конспект урока (3 класс) на тему

Познакомить обучающихся с православными праздниками января.

воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям;

— систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях русского

— развивать творческие способности учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
Зимние праздники Руси. 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Зимние праздники Руси.

Цель: Познакомить обучающихся с православными праздниками января.

— воспитывать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям;

— систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях русского

— развивать творческие способности учащихся.

— Сегодня на занятии нашего кружка мы с вами работаем над каким проектом?

( «Ой, ты зимушка-зима» )

— Какой план мы составили для работы над проектом? («Под небом голубым», «Почемучкины вопросы», «Снежные кружева», «Белые краски зимы», «Игры наших бабушек», «Зимние праздники Руси» )

— Давайте вспомним какую работу по плану мы уже выполнили?

( играли в игры на свежем воздухе, отвечали на «почемучкины вопросы», вырезали

снежинки для новогоднего праздника, знакомились с творчеством художников,

поэтов о зиме, разучивали игры «Дядя Трифон » , «Сиди, сиди, Яша», знакомились

со старинными праздниками Руси )

— А сейчас вы внимательно послушайте стихотворение и подумайте, о каком зимнем празднике идёт речь.

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат;

Очи матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи,

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарён Марии лик.

Звёздный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ливан.

— Что помогло вам выйти на этот праздник?

( Очи матери в ясли глядят, озарён Марии лик, горит высоко звезда далёких стран )

— Что вы знаете о Рождестве?

— Кто встречал Рождество? Где встречали?

— Я хочу расширить ваши знания об этом празднике и предлагаю посмотреть и послушать. ( показ презентации )

— Что вы нового узнали об этом празднике?

— А вы, что нибудь знаете об этом празднике?

Считалось, что в это время по земле ходит маленький Бог, поэтому в это время люди старались совершить как можно больше добрых дел.

(выступление 1 группы)

(Нашей группе было задание найти колядки)

— И сейчас мы хотим вас научить колядовать.

1. Приходила Коляда накануне Рождества.

Кто даст пирога – тому полон хлев скота,

Овин с овсом, жеребца с хвостом!

Кто не даст пирога – тому куричья нога!

2. Открывай, дядя, окошки,

Подай-ка нам лепёшки;

В коробейку – копейку,

В колпачок — пятачок.

3. Уж ты, дядька добренький,

Подай кулич сдобненький,

Не режь, не ломай,

Крошки на пол не кидай.

4. Коляда, коляда,

С Рождеством поздравляй

— А я знаю ребята, что Святки не обходились без святочных игр и затей. Давайте и мы сейчас поиграем. Подберите рифмы (хором).

Чистый, яркий, белый, гладкий,

Словно листик из… (тетрадки)

Ныне утром выпал снег,

Слышан лёгкий санок… (бег)

Крыши дач, в болоте кочки

И опавшие… (листочки)

И дорогу, и лужок –

Всё-то, всё закрыл… (снежок)

Позабыты книги, сказки;

На дворе скрипят… (салазки)

Скрип и крики детворы

И над речкой у… (реки)

Шепчет Боре няня строго:

Погуляй пойди… (немного)

Но смотри, седой мороз

Ущипнёт тебя за… (нос)

Мёрзнут уши, ноги, руки,

Но не знают дети… (скуки)

Так им весело зимой,

Что нельзя зазвать… (домой)

(продолжение рассказы Вики)

(выступление 2 группы)

— А мы исследовали какие загадки загадывали на Святки и теперь предлагаем вам их отгадать.

Землю в белый свет одела.

Кто такова? ( Зима )

Летом – спят, зимой – бегут,

В гору деревяшка,

А с горы коняшка. ( Сани )

Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит, а стоять не велит.

Без рук на окнах рисует,

Без зубов за носы кусает. ( Мороз )

Без рук, без ног

К земле приклоняет. ( Ветер )

— А ещё играли в весёлые игры. Поиграем?

1 игра «Дядя Трифон».

Хоровод движется по кругу. В центре водящий «Трифон». Дети произносят слова:

Как у дяди Трифона

Было семеро детей,

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так!

После слов «вот так» «Трифон» показывает движение или позу, все повторяют, кто не смог тот водящий.

2 игра «Сиди, сиди, Яша»

Хоровод. В центре «Яша», с завязанными глазами. Дети произносят слова:

Для своей потехи.

(Яша «грызёт орехи». При последнем слове, дети хлопают в ладоши, а Яша

с завязанными глазами кружится)

(Дети продолжают говорить слова)

Свои руки наложи,

Имя правильно скажи.

(По окончании песни «Яша» подходит к кому-нибудь, дотрагивается и отгадывает кто это.

(продолжение рассказа Вики)

(выступление 3 группы)

— Нашей группе надо было найти гадания, которые использовали девушки на Святках.

  • Например, загадывали желания и считали колья на заборе: если четное число, то желание сбудется, если нечеткое, то не сбудется.
  • Парни и девушки ходили с огарком свечи под чье-нибудь окно и слушали, о чем в этом доме говорят. В зависимости от услышанного предсказывали, как пойдет жизнь в новом году.
  • Писали двадцать карточек со своими пожеланиями и клали их под подушку. Наутро же вставали с постели, наугад доставали три карточки, написанные на них желания должны исполниться.
  • Гадание на лук проводилось так. Резали его на 12 частей. Каждая долька обозначала месяц года. Посыпали их солью. Наутро смотрели на какой дольке соль намокла, тот месяц и будет сырым.

А, хотите ещё одно гадание? Давайте вместе!

Надо загадать желание, завязать глаза и пройти под шарфом, чтобы не задеть его, тогда желание сбудется.

Вика: Так заканчивались Святки с их весельем, песнями, гаданиями и озорством. Праздником Крещения завершался зимний цикл рождественских праздников, который отмечается 19 января.

— Что интересного вы узнали о Святочных днях? (в эти дни люди одевались в костюмы и ходили колядовать, играли в игры, загадывали загадки, разыгрывали разные истории и любимой народной забавой было гадание)

— Кто из вас встречал Крещение 19 января?

— Как оно проходило? Что вас удивило?

— А сейчас давайте послушаем … , которая расскажет про праздник Крещения.

— Что вы нового узнали об этом празднике?

— Ребята, над каким пректом мы с вами работаем? («Ой, ты, зимушка-зима»)

— Какую тему исследовали? («Зимние праздники Руси)

— Ребята, а что вы наблюдали? ( наблюдали, как проходили праздники в старинные

— Интересно ли было?

— Дети, скажите, а, что у нас получилось? (книга)

— Какие затруднения у вас были при подготовке материала?

— А, что бы ещё хотели узнать?

— Я думаю, что наша книга будет пополняться ещё новыми материалами о праздниках на Руси.

— Готовясь к заключительному празднику «В гостях у тётушки Федотьи» вы ещё можете поискать интересный материал.

— А сейчас друзья давайте «нарисуем картину» вашего настроения.

— Я вижу, что наша картина получилась прекрасная. Сколько белизны, чистоты, красоты добавили вы в природу.

— А для всех у нас есть пожелание.

Желаем счастливого Нового года,

Во всех начинаньях хорошей погоды!

Пусть сбудется всё, что у вас на примете,

Пускай почитают родителей дети!

Пусть горе обходит сторонкою хату,

Пусть вам живётся легко и богато!

А на прощанье желаем тому,

Кто был сегодня в нашем дому:

Чтобы все здоровы были,

Чтобы праздники любили

И обряды не забыли!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На основе этого мероприятия показать детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет. Задачи:Закрепить знания и навыки, полученные на уроках по.

Кузьминки -первый зимний праздник. Это мероприятие разработано для младших школьников. Здесь много познавательного материала. Ребята с огромным удовольствием принимали в нем участие.

Сценарий с презентацией рождественских праздников.

Святки- так называют 12 святых дней с Рождества до Крещения.По древнерусскому верованию в продолжение святок о.

Мероприятие способствует развитию творческих способностей детей, воспитанию эстетических чувств, любви к природе.

Сценарий зимнего праздника «Снежная Королева» для учащихся начальной школы.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/10/28/zimnie-prazdniki-rusi

План-конспект к занятию по композиции «Зимние народные праздники»

Подойдёт и взрослым и детям

План-конспект занятия. Пурнова Оксана Евгеньевна.

Методические рекомендации : Данный урок по композиции проводится в 1 классе ДШИ с учащимися 11 лет. Тема урока рассчитана на 12 академических часа и делится несколько этапов. На первом этапе преподаватель должен закрепить знания учащихся по теме и «Праздничный народный костюм» и познакомить с «Зимними народными праздниками». На следующих этапах учащиеся познакомятся с праздниками весны, лета, осени.

Тема: Зимние народные праздники .

Вид занятия : Рисование на заданную тему.

Тип занятия : комбинированный.

Образовательные : способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков.

Развивающие : формировать умения и навыки в работе с гуашью, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.

Воспитывающие : воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства.

1. Закрепить знания учащихся об особенностях русском народного праздничного костюма.

2. Познакомить учащихся с разнообразием зимних народных праздников.

3. Закреплять навыки и умение работать с художественными материалами.

4. Совершенствовать приемы построения композиции.

5. Учить анализировать свою работу и работу одноклассников.

Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.

Оборудование для преподавателя:

Иллюстративный материал с изображением русского народного костюма. Приложение 1.

Плакат с изображением пейзажа русской деревни, праздничными гуляньями и наряженными людьми. Приложение 2.

Материалы для учащихся: краски гуашь, простые карандаши, кисти, лист

Музыкальный ряд: народные мелодии; частушки

Сообщение нового материала.

Самостоятельная работа учащихся на заданную тему.

Подведение итогов урока.

Организационный момент (негромко звучит народная музыка).

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомиться с особенностями русской культуры. Повторим элементы народного праздничного костюма. Познакомимся с зимними народными праздниками.

Итак, тема сегодняшнего урока « Зимние народные праздники ». Но для начала, давайте вспомним какую праздничную одежду носили на Руси (Сарафан, рубаха, понева, кокошник)

Учитель.: Давайте представим куда можно пойти в этой одежде? (На праздник)

Учитель: Да, умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.

Все люди любят праздники. Праздник — это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления

Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с народными праздниками. У славян много праздников. Все они праздновались нашими предками ещё до принятия христианства. А начнем это знакомство с зимних праздников.

Учитель: Может, кто-то знает, какие зимние праздники существовали на Руси и до сих пор их отмечают? (Масленица, Новый год, Рождество.).

Учитель: Народный календарь начинался с Нового года . Раньше этот праздник отмечался 1 сентября, но Петр 1 изменил этот порядок. Украшением праздника стали считать сосновые, еловые или можжевеловые ветви — символ долголетия, здоровья, бессмертия.

Все славянские народы отмечали Святки . На Руси они продолжались от Рождества (7января) до Крещения (19 января). В это время не работали, а веселились и угощались, чтобы не накликать несчастья. На Святки, разрешалось баловство. Обычно ближе к полуночи дети и подростки ходили по дворам и шалили. А молодые девушки гадали. Между Новым годом и Крещением они пытались предугадать свою судьбу, суженого-ряженого.

Раз в крещенский вечерок девушки гадали:

За ворота башмачок сняв с ноги, бросали.

Снег пололи; под окном слушали; кормили

Счетным курицу зерном; ярлык воск топили;

В чашу с чистою водой клали перстень золотой…

Во время Святок существовал обычай колядования. Коляде оказывали почести, ее боялись, так как она была олицетворением самой зимы. Группа людей ходила от избы к избе и пела песни колядки, желая хозяевам здоровья, счастья, богатства, обильного урожая. Выслушав колядующих, хозяйка одаривала их чем-нибудь вкусным, поэтому заканчивались колядки напоминанием:

Пришла Коляда на кануне Рождества!

Мы ходили, мы искали Коляду святую

По всем дворам, по проулочкам.

Нашли Коляду на Петровом на дворе!

Подай коляде блин да лепешку в заднюю окошку,

Еще того мало – дайте сала!

Еще одним зимним праздником была Масленица , которая символизировала , переход зимы к весне. Масленица продолжалась неделю и каждый день имел своё название: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыши», среда – «лакомка», четверг — «широкая масленица», пятница – «тещины вечерки», суббота – «золовкины посиделки», Воскресенье – «прощенный день» , «проводы».

Основным кушаньем на Масленицу были блины. Блин – это символ солнца. Им угощали всех родных и близких.

Как на масленой неделе из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи, все румяны, горячи!

Масленица, угощай! Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару — разбирайте! Похвалить не забывайте.

Молодоженам в эти дни желали богатства, детей, здоровья. Нарядившись молодые выезжали в санях на лошадях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе, а так же ездили с подарками к теще на блины.

Главное место в этом празднике занимали обряды встречи и проводов наряженного соломенного чучела Масленицы, которое олицетворяло Зиму. На чучело надевали рубаху и сарафан, а на голову повязывали платок. В начале недели ее вывозили на санях за околицу деревни, а в конце недели с песнями провожали. Чучело сжигали, а то что оставалось, разбрасывали по полю. По поверьям, это способствовало богатому урожаю.

Учитель : А теперь мы будем выполнять практическую работу на уроке. Для начала необходимо разработать эскиз композиции. Определиться с основным колоритом. А затем приступить к работе на основном листе. Так как все праздники проходят зимой, то какую цветовую гамму вы будете использовать? (Ответы учащихся).

Подведение итогов урока:

Учитель : Что нового вы узнали? С какими зимними праздниками вы познакомились? (Ответы учащихся)

Учащиеся выставляют свои работы на мольбертах и анализируют (что удалась, что нет).

Оценка работ преподавателем.

Т.Б. Сапожникова, О.А.Коблова. Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «ДПИ2 в жизни человека». Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2007.

Н. А. Горяева. О.В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М. Просвещение, 2007.

Источник статьи: http://infourok.ru/plankonspekt-k-zanyatiyu-po-kompozicii-zimnie-narodnie-prazdniki-3654702.html

Читайте также:  Открытка с праздником пенсионера
Оцените статью
Adblock
detector