Зимние забавы народные праздники

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
методическая разработка

Сценарий праздника в детском саду для детей подготовительных групп.

Скачать:

Вложение Размер
stsenariy_russkie_narodnye_zimnie_zabavy.docx 19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника « РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ » в детском саду для детей подготовительных групп

Целевые ориентиры: у детей развита крупная и мелкая моторика; дети подвижны, владеют основными движениями, контролируют свои движения и управляют ими; проявляют любознательность; обладают элементарными представлениями о природном и социальном мире; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми.
Образовательные задачи: Способствовать приобретению опыта детьми в двигательной деятельности – бегать в разных направлениях не сталкиваясь друг с другом. Способствовать формированию волевых качеств, умению действовать в команде для достижения результата деятельности. Актуализировать представления детей о русских народных играх, забавах традициях.
Развивающие задачи: Способствовать развитию у детей танцевальных навыков, координации движений, гибкости, ловкости. Способствовать развитию внимания, воображения, любознательности, познавательной мотивации и эмоциональной отзывчивости.
Воспитательные задачи: Воспитывать у детей чувства отзывчивости, дружбы и взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей: физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное развитие.
Интеграция видов детской деятельности: двигательная, коммуникативная, игровая.
Формы работы с детьми: физические упражнения; упражнение на развитие крупной моторики рук; подвижные игры.
Атрибуты: снежинки, ленты красного и синего цвета, полотна голубого и белого цвета.
Технические средства: музыкальный центр; музыкальные фонограммы.
Место проведения: музыкальный зал

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Скажите, а вы зиму любите? (Предполагаемые ответы детей: да) . Ребята, а вы знаете, во что можно играть на улице зимой? Какие вы знаете зимние игры и забавы? (Предполагаемые ответы детей: игра в снежки; катание на санках, на лыжах и т.д.) . Смотрите, ребята, к нам гости идут – Иван да Марья.
Иван: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
Марья: Здравствуйте, честной народ! А, что это у вас за гулянья?
Ведущий: Мы с ребятами решили вспомнить, какие зимние игры и забавы бывают.
Иван: А хотите узнать, как в старину ребятня и взрослые на улице играли, да зиму встречали. (Предполагаемые ответы детей: да) .
Марья: Ребята, а вы знаете, как зимние месяцы называются? (Предполагаемые ответы детей: да, декабрь, январь и февраль) .
Иван: Да, только декабрь, студнем называли и говорили так: «Декабрь год кончает, а зиму начинает, все успеет побелить, замостить, загвоздить и саням ход дать!
Марья: Январь в старину называли трескуном, просинцом, переломом зимы. Потому что январь – году начало, зиме середина. Январь – зимы государь, всему году запевала.
Иван: Январю – морозы, февралю – метели! Вьюги да метели повсюду полетели; бегут по свету, а следа нету. Не зря февраль называли метельником, бокогреем и свадебником.
Ведущий: А вот если зима задерживалась, как у нас сейчас?
Марья: Тогда дети её всегда кликали.
Иван: А вы знаете зимнюю закличку? (Предполагаемые ответы детей: да) .
Ведущий: Ребята, вспомним, как можно зиму зазывать. Выходи вперед, становись в хоровод, будем зимушку славить.

Хоровод «Приходи Зима!»

Дети идут по кругу, произнося слава заклички:
Приходи, зима!
Приходи бела,
С морозами трескучими,
Со снегами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, с колядой,
С масленицей молодой! (Выполняют два раза, второй раз идут в противоположном направлении) .
Марья: Ребята, а приметы зимние вы знаете? Как можно догадаться о приближении морозов? (Предполагаемые ответы детей:

— Зимой дым столбом – к морозу.
— Кошка в клубок – мороз на порог.
— Кошка скребет пол – будет ветер или метель.
— Туманный круг около солнца – к метели.
— Сильно блестят зимою звезды – к морозу).
Иван: Молодцы! А еще одну примету знаю, чем больше вы сейчас потанцуете, тем лучше будет урожай.
Ведущий: Я льдинку-снежинку сейчас закручу, а вы потанцуйте, чтобы посевы от холода не погибли.
Танец «Снежные хлопья»

Марья: Все пословицы и приметы складывались народом из покон веков, и передавались из поколения в поколение. Кроме пословиц народ придумывал игры на все времена года. Даже зимой в игры играли и мороза не боялись. А вы мороза не боитесь? (Предполагаемые ответы детей: нет)
Иван: А мы сейчас в игру сыграем и проверим!

Русская народная игра «Два мороза».
На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями «дом» и «сад». Расстояние между ними от 10 до 20 шагов. Выбираются два «мороза». Все остальные — играющие. Они собираются за линией дома, а посередине, на улице, стоят два «мороза». «Морозы» обращаются к ребятам со следующими словами:
«Мы два брата молодые,
Два мороза удалые».
Один из них, указывая на себя, говорит:
«Я- Mopoз — Красный нос».
Другой: «Я — Мороз Синий нос».
И вместе: «Кто из вас решится
В путь — дороженьку пуститься?»
Все ребята отвечают:
«Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!»
После этих слов, играющие бегут из «дома» в «сад». Морозы ловят — «замораживают» перебегающих и те сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том же месте, где их осалили. Затем «морозы» опять обращаются к ребятам с теми же словами. Ребята, ответив, перебегают обратно в «дом», по дороге выручая «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них рукой. Морозы же ловят ребят, стараясь не дать возможности выручить «замороженных».
Иван: Замечательно! А знаете, ребята, что и раньше, наши прапрабабушки и прапрадедушки, когда были детьми, так же строили крепости, катались с горы и лепили снеговиков. Попробуем и мы с вами, хоть и снега мало, слепить снеговика.

Музыкальная игра – ускорялка «Снег руками нагребаем»
(Выполняют движения по тексту с ускорением темпа движений)
Снег руками нагребаем
Лепим, лепим ком большой
И ещё раз нагребаем,
Лепим, лепим ком другой.
Лепим руки, лепим ноги
Чтобы бегал по дороге
Лепим глазки, лепим бровки
И огромную морковку.
Иван: Ох, и наигрался я, даже рука разболелась

Ведущий : Ничего Иван, сейчас мы тебя полечим!

Русская народная игра «Дударь»
Водящий – дударь, изображающий больного, становится в центре круга, играющие идут по кругу со словами, после ответа на вопрос «Что болит?», играющие берутся за названные места у соседа по хороводу и опять идут по кругу со словами. Нужно крепко держаться за названные части тела, не допуская размыкания круга.
«Дударь, дударь, дударище
Старый, старый, старичище,
Его во колоду, его во сырую воду
Дударь, дударь,
Что болит?» — «Голова!»
После нескольких кругов, водящий на вопрос «Что болит?», отвечает «Ничего не болит!». Играющие отвечают «Вот и полечили!».
Иван: Спасибо, ребята!
Марья: Ой, ветерок подул.
Иван: Какой ветерок? Южный или Северный?
Марья: Я не знаю? А что есть какая-то разница?
Ведущий: ребята, расскажите Марье, чем отличается Южный ветер от Северного? (Предполагаемые ответы детей: южный ветер тёплый, а северный – холодный) Верно! Ребята, помните есть даже такая русская народная игра, сыграем в неё? (Предполагаемые ответы детей: да)

Русская народная игра «Северный и Южный ветер»
Выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту – это северный ветер, другому красную — это южный ветер. Остальные игроки свободно бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше игроков, дотронувшись до них рукой. Замороженные, останавливаются и поднимают руки вверх, соединив пальцы. Южный ветер стремиться разморозить детей, также дотрагиваясь рукой и восклицая: «Свободен!»
Иван: Я ещё одну зимнюю игру вспомнил, очень весёлую. Чтобы в неё поиграть надо найти себе пару. Поиграем? (Предполагаемые ответы детей: да)

Игра «Снег, лед, кутерьма».
Игроки разбегаются по площадке в разных направлениях под музыку и бегают, пока звучат слова: «Снег, лед, кутерьма. Здравствуй зимушка – зима!» Музыка останавливается и воспитатель говорит: «В пары все вставайте коленками (лбами, ладошками, ушами, плечами) примерзайте. Игроки находят свою пару и «примерзают» заданными частями тела.
Марья: Молодцы ребята, здорово играли!
Иван: Да, хорошо поиграли, а теперь нам пора прощаться и домой отправляться. До свидания!
Ведущий: Спасибо Иван, спасибо Марья, что вспомнили вместе с нами русские народные игры, которые любили наши предки. Мы постараемся их не забывать, будем чаще в них играть. До свидания!

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2019/12/15/russkie-narodnye-zimnie-zabavy

Зимние народные праздники. У каждого времени свои обычаи.
методическая разработка (старшая группа)

Скачать:

Вложение Размер
Зимние праздники. Святки 100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Золотой ключик»

Выполнила музыкальный руководитель:

Груздева Ольга Викторовна

Старший дошкольный возраст.

Январь: «Зимние народные праздники» У каждого времени свои обычаи.

Совместная с родителями деятельность

НОД «Как на Святки пришли колядки»

Цель: Формировать представление о зимних праздниках, о традициях празднования.

Беседа «Рождественские колядки» (рассказ о праздниках, которые проводятся в период зимних святок). Цель: повысить познавательный интерес детей к родной истории.

Ситуативный разговор «Коляда-коляда накануне Рождества», «Символы рождества». Цель: формировать интерес к русским народным традициям.

Рассматривание рождественских костюмов.

Игры с ряжением в уголке.

Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

Рассматривание иллюстраций: «Святочные вечера», «Великий праздник Рождества», «Ночь в деревне»

Цель: формировать интерес к изобразительному искусству, закреплять знания детей об особенностях проведения зимних народных праздников.

Чтение: рассказы о святочных гаданий, разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок. Цель: приобщать детей к словесному искусству, знакомить детей с рождественскими приметами, развивать речь детей . Прослушивание аудиозаписей русских народных песен, колядок.

Прогулка: Народные подвижные игры «Бабка Ежка», «Горелки», «Звонарь», «Два Мороза».

.Цель: знакомить детей с русскими народными играми, развивать двигательную активность.

Коллективная работа: Газета «Коляда, коляда накануне Рождества»

Цель: воспитывать дружеские отношения в работе, выполнять задуманное до логического конца.

Свободное рисование «Символы Рождества»

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления.

Д/и «Времена года», «Сложи картинку»

Цель: развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.

Выставка детских рисунков на тему «Веселая коляда».

Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления о народном празднике «Святки»,.

Поделки из соленого теста вместе с мамой:

Цель: вызвать у детей радостные эмоции, развивать творчество в совместной деятельности детей и родителей.

Народная газета «Коляда, коляда накануне Рождества» (приметы, поговорки).

Цель: способствовать закреплению интереса к народному празднику Святки, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй.

непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

в старшей группе

Тема: «Зимние праздники. Как на Святки пришли колядки»

Цель: Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси .

Задачи образовательные, развивающие, воспитательные:

— закрепить знания детей о зимних праздниках, колядках;

— учить передавать характер колядок при их исполнении, обогащать словарный запас;

— развивать вокально-хоровые и артистические способности;

— совершенствовать общую и мелкую моторику, выразительность движений;

— воспитывать гостеприимство, умение проявлять черты русского характера-доброжелательность, смекалку, задор, удаль;

— воспитывать чувство патриотизма, любовь к народной культуре.

— отгадывание загадок, разучивание колядок;

— рассматривание иллюстраций на тему «Святочные вечера», «Великий праздник Рождества»;

— чтение: рассказы о святочных гаданиях;

-знакомство с русскими народным зимними играми;

— прослушивание аудиозаписей русских народных песен, колядок.

Используемые технологии: исследовательская, игровая деятельности, здоровьесберегающая, интерактивная.

Оборудование и материалы:

— аудиозаписи с народной музыкой;

— костюмы для ряжения, лукошки, корзины, восьмиконечная звезда, просо ;

-атрибуты для гадания;

— угощенье (печенье, конфеты)

Дети под муз. входят в зал друг за другом и садятся на стульчики.

Ребята, сегодня мы поговорим о зимних народных праздниках.

Совсем недавно мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их две недели. С 8 по 19 января. Это очень торжественный, светлый и радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа — сына Божьего, который был послан в наш мир, чтобы спасти всех людей.

В святочные дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения, ходили в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины да лапти, выполнять грязную работу запрещалось. Потому что эти дни считались святыми.

В ночь перед Рождеством молодёжь и дети ходили колядовать. Они переодевались в разные костюмы, брали с собой мешок для гостинцев и шли от двора ко двору. Но не просто стучали в двери и просили угощение или денег, а пели специальные песни – колядки. Бога славили, хозяев тешили. Колядовать – это значит петь песни, частушки о хорошем, добром, желать здоровья людям.

А за это люди их благодарили и давали деньги, конфеты, пироги, пряники.

Ой, ребята, к нам кто-то стучится. Давайте откроем дверь и посмотрим.

Открывается дверь, входят дети другой группы с воспитателем, в костюмах, с разрисованными лицами.

Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядовщиков встречайте,
Нас улыбкой привечайте!

Поют колядки:
Приходила коляда

С Новым годом поздравляй!

Подымай с постели,

Кто не даст пирога,

Мы корову за рога!

Кто не даст пышку,

Тому в лоб шишку!

Хвостиком вертит,
-А вы, люди, знайте,

-За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Жить вам вместе лет до двести!

-Счастья вам, да крепкого здравия!
Со святым Рождеством Христовым,
С наступающим Новым годом!

М узыкальный руководитель:

Ох, веселые ребятки к нам пришли на колядки.

Да замерзли вы, небось? Ведь на улице мороз!

Дети:
Как на улице мороз подмораживает нос!

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тёпленький пирог, или маслица, творог,

Или денежку копьём, или рубль серебром!

М узыкальный руководитель:

Ой, а мороз-то, какой нынче крепкий! Давайте погреемся!

Игровой массаж «Мороз» (выполняют все дети)

(слова — О.Новиковской)

Ой, мороз, мороз, мороз — похлопывание ладошками по предплечьям
Щиплет щеки, щиплет нос — движения по тексту
Щиплет уши, щиплет губы — движения по тексту
Забирается под шубы — поглаживание руками по бокам
Чтоб согреться – посмотри
Все как следует потри:
Щеки, носик, уши, губы — потирание пальчиками щек, носа, ушей, губ
Пар пошел уже от шубы — похлопывание себя ладошками по телу.

С Новым годом всех поздравляем,

Двор хозяйский зерном осыпаем (все дети берут зерно у ведущей)

Сеем, веем, посеваем ,

С Новым годом поздравляем (сыплют зерно)

Воспитатель : Для чего посыпаем?

Чтобы курочки водились,

Чтобы свинки поросились,

Чтоб коровушки телились,

А кобылки жеребились!

Чтобы счастье и веселье

Было в доме круглый год ! Чтоб гостей — невпроворот!

М узыкальный руководитель:

Ай, да, молодцы, колядовщики! Грех таких не одарить. Припасла я вам специальных пряничков. Называются они Козули. Делают Козули в форме зверей и птиц по старинным рецептам. Открывайте свой мешок!

(музыкальный руководитель кладёт в мешок Козули)

Ребята, раз вы получили угощенье, надо и отблагодарить хозяйку.

Исполняется песня «Ай, спасибо хозяюшке» (обраб. Н. Сорокина)

1.Ай, спасибо хозяюшке

За мягкие пирожки!

За мягкие пирожки!

2.Да спасибо тому,

Кто хозяин во дому!

Кто хозяин во дому!

Веселые у нас ребятишки. Будем надеяться, что доброта людей принесёт в новом году сытость, счастье и веселье.

Вам, ребята, понравилось, как детки колядовали? А вы хотели бы колядовать?

Давайте выучим с вами колядку и будем потом колядовать.

Разучивание колядки (по выбору)

Музыкальный руководитель:
Весь вечер колядовщики ходили по домам, пели колядки, их угощали и поздно вечером все шли в один дом, ставили стол в центре избы, высыпали на него угощение и садились в круг, как солнышко вокруг него. Этим обрядом снимали с еды все плохое, а потом приступали к трапезе. После застолья приходило время игр и хороводов. Я вас приглашаю в хоровод.

(по выбору музыкального руководителя)

А ещё, накануне Рождества девушки всегда гадали. Они хотели узнать, что их ждёт нового в жизни, как будут звать жениха, когда они выйдут замуж.

Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки. На улице холодно, поэтому гадать мы будем в зале.

«Гадание на горшках»

Посередине зала ставится лавка, на ней 6 закрытых горшков. Девочки идут по кругу и поют (или проговаривают слова)

Горшочек с вершочек, Скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется? Плохое — пусть останется.

Девочки по очереди достают из горшков вещицы (музыкальный руководитель комментирует)

— полотенце — Ждёт тебя дорога, интересное путешествие.

— булка — В твоём доме достаток будет, благополучие.

— колечко — К тебе гости бегут, жениха ведут.

— лента — Лента – к богатству и прибыли.

— пуговица — Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

— прутик — А это к веселью, к новой игре.

М узыкальный руководитель:

Зимний вечер тёмен, долог – насчитаю сорок ёлок.

Скину шубку на снежок – все пожалуйте в кружок!

Подходите, мальчики, к нам в круг, будем играть в игру.

Проводится народная игра

(можно «Гори ясно»)

М узыкальный руководитель:
Есть обычай на Руси
Хочешь — бабушку спроси
В полночь выходил народ
Да из собственных ворот
В руках валенок держали,
Через плечо его кидали
Где носом упадет —
Там парочку себе найдет.

(два человека бросают валенок – выбирают себе пару для пляски)

По выбору музыкального руководителя. Можно по типу «Приглашение»

(после танца дети не садятся )

Музыкальный руководитель:
А еще примета есть — если звездочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится. Загадали желание? Ловите! Только берегите звездочку, а иначе ничего не сбудется.

(бросает детям звездочки, вырезанные из золотистой и серебристой бумаги)

Вот и узнали вы сегодня о старинном, немного позабытом, но очень интересном праздничном обряде России – матушки, который передаётся из века в век нашим детям, внукам.

Я думаю, что когда вы подрастёте, то обязательно будете веселиться на Святки правильно. А чтобы вы не забывали сегодняшнее наше занятие, у меня для вас ещё один подарок. Это кукла. Сделана она так, как это делали люди много веков назад – из соломки, мочала и цветных лоскутков. Берите её и не забывайте русских народных традиций.

\Шапка и шубка — вот и весь Мишутка.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

У маленькой Сани перевернулись сани.

Шапкой Саша шишку сшиб.

На улице Снеговик, снеговикова жена, снеговиковы детки.

А мне не до Снеговика, не до снеговиковой жены, не до снеговиковых деток.

На зиму приходился шумный и весёлый праздник — Рождество Христово со святками. Святки (или святые вечера) устраивали в конце декабря — начале января. В эти дни детвора собиралась ватагами и ходила по домам колядовать. Остановившись под окнами чьей-нибудь избы, ребятишки пели особые рождественские песенки — колядки. Содержание их было традиционным — пожелание хозяину, его дому и семье благополучия и процветания:

* * *
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай Бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём
И богатством;
И создай вам, Господи,
Ещё лучше того!
(осьмина — старая мера сыпучих тел, равная ста литрам)

* * *
Пришла коляда
Вперёд Рождества,
Вперёд Масленицы.
Зашла коляда
К вам во двор,
У вас на дворе
Стоит тын железной,
А у этого тына
Вереюшки точёные,
Столбы золочёные,
Дай вам, Господи,
Скота, живота,
Корову с телёночком,
Овцу с ягнёночком,
Лошадь с жеребёночком,
Свинью с поросёночком.

* * *
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле — копнами,
На столе — пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, хозяюшка!

За коляду полагалось вознаграждение — что-нибудь вкусненькое. Среди колядовщиков имелся даже специальный носитель мешка для подарков. После колядования его участники дружно съедали собранные лакомства. Если хозяйка жадничала, то колядовщики напоминали ей:

* * *
Хозяюшка,
Открывай сундучок,
Доставай пятачок!
Открывай коробейки,
Доставай копейки!

Подавай пирога!
А не дашь пирога — так намнём бока

С Рождеством святым, чудесным
Поздравляю от души!
На просторах на небесных
Звездочка плывёт в тиши.

Снег идёт на Рождество,
падает, как милость Божья.
Снег идёт – и волшебство
в этот день случиться может.

В этот день мы говорим
О рождении Христа.
В этот день молчать не могут
Наши детские уста.

И сердца желают славить,
Не смолкая ни на миг.
Прославляйте Бога с нами!
Не молчите – Он велик.

Вот и снова Рождество —
Сил небесных торжество:
В этот день Христос пришел,
Чтоб спасти наш мир от зол.
Слава вечная Ему,
Побеждающему тьму.
Поздравляем всей душой
С этой радостью большой.

Мальчик-Бог в яслях родился
Среди осликов, ягнят.
И звездою озарился
Вифлеемский двор и сад.

И подумал ослик серый,
Поглядев Младенцу в глазки:
“Он пришел с добром и верой,
Состраданием и лаской!”

А щеночек-лежебока
Подглядел из конуры,
Как пришли волхвы с Востока,
Принесли свои дары.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ
Ольга Гузова

Снег ложится белый-белый
на пригорки и дома;
искрой-инеем оделась
старорусская зима.

Неподвижность синей речки…
И не надо ничего —
на расписанном крылечке
притаилось Рождество.

Колыбельку покачает
и отгонит тучи прочь…
Все сомненья развенчает
та Рождественская ночь.

Сегодня день рождения
У Господа Христа.
Ему хвалою пения
Наполнены уста.

Сердечки наши детские –
Живой для Духа дом –
Как ясли Вифлеемские
Христу мы отдаём.

Как ёлочки зелёные,
Хотим мы вечно жить
И, Господом спасённые,
Всегда Ему служить.

ХОРОШО!
Галина Везикова

Я ещё не умею читать
И немножко умею считать,
Но я знаю, что праздник настал –
День рожденья Иисуса Христа!

И я слышал о том, что Христос
Людям счастья и радость принёс.
Хорошо, что ко всем Он пришёл,
И что есть Рождество – хорошо!

ПЕРЕД СВЕТЛЫМ РОЖДЕСТВОМ

Утром ёлку наряжали,
И немножечко устали.
Посидим под ней, сестрёнка,
До чего ж прекрасна ёлка!

Позолочена верхушка,
По всей ёлочке – игрушки,
Огоньки гирлянд мерцают,
Словно звездочки сияют.

А ещё у нашей ёлки
Пахнут сказочно иголки,
Наполняя миром дом
Перед Светлым Рождеством.

Пословицы о Рождестве

На улице петровки, в избе рождество.

Не к рождеству идет, к великодню.

На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова.

В день рождества Христова хозяину не годится со двора идти: овцы заблудятся.

Под рождество и под крещенье жгут навоз среди двора, чтоб родители на том свете согревались.

Просим прощенья за ваше угощенье: к нашему крещенью, рождества похлебать, масленицы отведать.

Спереди покров, сзади рождество.

Не покрыл покров, не покроет и рождество.

Похлебал молочка накануне рождества, да нечто вздрагивается.

Пост холодный (рождественский), пост голодный (петровский), пост великий да пост лакомка (успенский).

Дуй не дуй, не к рождеству пошло, к великодню.

Лапти плести — родится кривой; шить на рождество — уродится слепой.

Русские народные игры Нижегородского края

Выбирают Бабу-Ягу, остальные ребята становятся друг за другом змейкой. Баба-Яга стоит отдельно. Ребята ходят

вокруг Бабы-Яги змейкой и ведут диалог:

-Баба-Яга, что ты делаешь?

-Баба –Яга, и для чего тебе земля?

-А для чего тебе ямка?

-А для чего тебе мёд?

-Малых деток приманивать.

С последними словами Баба-Яга пытается схватить последнего. Ребята бегут врассыпную. Кого поймала Баба-Яга, тот выходит из игры. Игра начинается каждый раз с начала, пока всех не переловит.

Дети встают парами. Впереди лицом к участникам стоит водящий. Все выкрикивают слова. После слов «Гори, гори ясно» последняя пара разбегается, а водящий должен одного из них поймать. Кого поймали, тот встаёт на место водящего. Образовавшаяся новая пара встаёт впереди.

Чтобы не погасло,

Посмотри на небо,

Раз, два, не воронь,

На расстоянии 3-4 шагов от каждого края площадки проводится еще одна черта. Огороженные места теперь будут называться домиками , а место между ними — улицей .

Выбираются двое водящих , один — Мороз-красный-нос , другой — Мороз-синий-нос . При наличии цветных носов на резиночке восторгу вообще не будет конца.

Морозы становятся посреди площадки — улицы, остальные дети прячутся в один из домов.

Морозы хором произносят:

Мы два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я — мороз Красный нос,
Я — мороз Синий нос
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?

Все дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

После этих слов дети пытаются перебежать на противоположную сторону площадки, в другой дом.

Водящие Морозы стараются их осалить — «заморозить».

Игроки, настигнутые Морозами, останавливаются, замерев — они замерзли, пострадали от мороза.

Остальные ребята собираются в доме, Морозы повторяют свою кричалку, ребята свою, и опять перебегают через улицу в противоположный дом.

Морозы также пытаются их осалить. Только теперь игроки могут размораживать своих осаленных друзей, коснувшись их рукой. Вырученные игроки «отмирают » и убегают за черту вместе с другими игроками.

Через некоторое время выбираются новые водящие- Морозы и игра начинается сначала.

Дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий. Он идет по кругу и приговаривает:

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящему возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза в ладоши, кланяется и встает за водящим. Теперь они вдвоем идут по кругу, приговаривая:

Отгадай, откуда звон.

На слово «звон» водящий опять хлопками и поклоном приглашает следующего игрока включиться в игру. Так игра продолжается до тех пор, пока сзади водящего не окажется 4—6 человек.

После этого дети, оставшиеся в кругу, хлопают, а водящий и выбранные им играющие приплясывают. С окончанием музыки водящий и другие играющие должны встать парами. Кому пары не хватило — тот становится водящим.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В разработке подобран материал о зимних народных праздниках России. Информация может быть полезна воспитателям ДОУ при составлении утренников, досугов. Содержит стихи, пословицы, поговорки к каж.

Информация для родителей на стенд «Музыкальная минутка». Реализация проекта «Календарь народных праздников.

Данная методическая разработка направлена на развитие познавательной и творческой активности, коммуникативных навыков, речи у детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельнос.

Данная методическая разработка направлена на развитие познавательной и творческой активности, коммуникативных навыков, речи у детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность: зн.

памятки для родителей.

Цель: Формировать представление о зимних праздниках и развлечениях, о традициях празднования (семейные, народные, мировые).

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/10/19/zimnie-narodnye-prazdniki-u-kazhdogo-vremeni-svoi-obychai

Читайте также:  Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стиль речи
Оцените статью
Adblock
detector