Зимний национальный праздник карелов сюндума

Традиционные зимние карельские праздники

На протяжении многих веков карельские праздничные традиции были связаны со сменой времен года и видов деятельности. Появление христианства внесло свои особенности. Но праздники не перестали быть веселыми и яркими, наполненными глубоким смыслом и национальным колоритом. Многие из них живут в Карелии до сих пор.

Народные праздники Карелии Редактировать

Издавна карельские праздники и обрядовые ритуалы были ориентированы на народный календарь, который был одновременно аграрным, скотоводческим и промысловым. Существовавшие обряды были связаны с той или иной сферой жизни. Одни проводились для хорошего урожая, другие – для предотвращения падежа скота, третьи – для удачи на охоте и рыбалке.

Во времена, когда карелы преимущественно занимались добычей зверя и рыболовством, у них в ходу был лунный календарь. Даже само название «месяц» по-карельски звучит как «kuu», что означает также «луна». Когда основным видом деятельности стало земледелие, лунный календарь сменился солнечным. Он был связан с прохождением светила через важные для аграриев точки: зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия.

Позднее христианские ритуалы переплелись с языческими элементами, став частью народной культуры. В каждой деревне широко и весело отмечался престольный праздник, связанный с почитанием святого, чье имя носил сельский храм. Устраивались ярмарки, игрища, увеселения. В село приезжали гости из других деревень. Так удавалось поддерживать деловые и семейные связи с соседями.

Зимние праздники Редактировать

На зиму приходятся праздники, связанные с началом годового цикла и обновлением. При этом дохристианские традиции совмещаются с православными.

1. Рождество (25 декабря/7 января)

Это праздник начала года. Его основное название «syndy» (сюндю) означает «рождение». Имя «Сюндю» объединяет и Христа, и мифическое существо, спускавшееся в канун Рождества с неба либо, по другим представлениям, появлявшееся из водного мира. Некоторые исследователи считают, что это существо было посланцем умерших предков − syndyzet.

На Рождество после церковной службы дворы обходили христославцы – в основном, дети, которые пели колядки и гимны во славу Христа. Хозяева угощали их рождественским блином, давали монеты.

На каждом праздничном столе были сканцы – пирожки с начинкой из пшена или творога. Сканец или ржаной хлебец было принято хранить под образами до весны. Его брали с собой на поле, когда начинался сев овса, а потом скармливали скотине.

2. Святки (25 декабря – 6 января / 7−18 января)

Исследователь А.Конкка в статье «Великий Сюндю: святочный дух с ликом спасителя» отмечает, что в некоторых районах Карелии (Заонежье, Сямозеро) Святки начинались раньше и назывались «кривыми». Они продолжались с 12 по 24 декабря. В это время гадали мало, в основном, ходили ряженые 2 .

Традиционно принто считать время святок 25 декабря по 6 января (по новому стилю 7 — 18 января)

На Святки продолжалось колядование. По дворам также ходили ряженые. Северные карелы называли их хухляками, людики именовали самокрутками, ливвики − смутами. Они перевоплощались в животных, людей, часто женщины переодевались в мужскую одежду и наоборот. Их лица скрывали маски. Ряженые пели, плясали, показывали сценки, но старались остаться не узнанными.

Карелы верили, что на Святки необычайно крепка связь двух миров – нашего и потустороннего. Поэтому святочные гадания считались самыми верными. Молодежь ходила «слушать сюндю» у проруби, на перекрестках дорог, на полях, у амбаров, под окнами домов. Гадали о будущем урожае, свадьбе, дальней дороге, здоровье. При этом использовались различные предметы: зеркала, кольца, свечи, блины и другие.

Читайте также:  Сценарий праздника по дорожному движению детском саду

У северных карелов существовало верование не в Сюндю, а в Виеристя – злую ведьму, старуху с длинными черными волосами. Она появлялась и летом, в день солнцестояния. Виеристя могла перемещаться с неба на землю и под воду. Ее очень боялись.

3. Крещение (6 января/19 января)

После праздничной крещенской службы священник освящал крестообразную прорубь – «иордань». В нее окунались все гадавшие на Святки, ряженые, а также те, кто хотел очиститься от грехов и запастись здоровьем на год вперед.

Масленица – праздник окончания зимы. Она отмечалась накануне Великого поста. На нее пекли блины, стол был богатым. Часто устраивали совместные трапезы – складчины. На Масленицу катались на лошадях в празднично украшенных санях, пели песни, скатывались с горки 3 .

Источник статьи: http://wiki-karelia.ru/articles/kultura-regiona/traditsionnye-zimnie-karelskie-prazdniki/

Традиции и обычаи народов Карелии

Карелия — один из самых интересных регионов на Русском Севере. Без преувеличения шикарная природа, множество рек и озёр, идеально подходящих для рыбалки и отдых, плюс огромное количество природных и архитектурных достопримечательностей. Всё это ежегодно привлекает сюда сотни тысяч людей, которые едут в Карелию чтобы отдохнуть и познакомится с самобытной карельской культурой.

Но далеко не в одних только лесах и достопримечательностях заключается богатство Карелии. Самое интересное, что здесь есть — это люди. Люди, в характере которых парадоксально соединяются истинное православие и языческие ритуалы, церковные обряды и древние магические заклинания. Здесь по-прежнему можно найти живые деревни, во многом сохранившие традиционный уклад, рядом с которыми на местах древних захоронений растут священные деревья.

Одна из основных причин формирования такого уникального культурного ареала на территории Республики — её расположение. Карелия всегда находилась как бы на границе двух миров — западного и славянского, католичества и православия. Именно в таких условиях и формировалась традиционная карельская культура, вобравшая в себя черты Востока и Запада, при этом сохранившая своё собственное лицо.

История карельского народа

Карелы — народ финно-угорской группы, сами себя они называют «карьялайзет». По итогам переписи населения 2010 года на территории Республики проживает чуть больше 45 000 людей, относящих себя к карелам. Это менее 10% всего населения региона. Если сравнивать с переписью 1926 года, то численность карельского народа уменьшилась с 100 781 человек, то есть более чем вдвое.

Старинные хроники, в которых впервые упоминаются карелы, относятся к середине X века. Однако предки карел жили на берегах Ладожского озера давно, они именовались племенем весь, из которого впоследствии вышли нынешние вепсы, карелы и некоторые другие северные народы.

До прихода карел на земли Приладожья здесь обитало малочисленное финно-угорское племя саамов (русские называли их «лопари»), занимавшееся охотой и собирательством. Карелы принесли с собой навыки земледелия и скотоводства, опыт построения срубных построек, а так же хорошее знание кузнечного дела. Огромное количество водных ресурсов, сосредоточенных на территории Карелии, способствовало развитию рыболовства.

Жильё и семейные традиции карелов

Дома карелы ставили срубные, без фундамента. Обычно строились рядом с водоёмами, но общего плана застройки для всего поселения не существовало — ставили дома, где больше нравилось. Под одной крышей находились и помещения для животных и жилые комнаты для людей, но эта практика вообще типична для финно-угорских народов.

Читайте также:  Праздники городов красноярского края

Семьи были большие, обычно вместе жило несколько поколений. Быт был очень патриархальный, все подчинялись старшему мужчине в роду. Свадьбы устраивали по расчёту, мнением невесты интересовались мало, всё решалось на семейном совете. Одновременно с этим был широко распространён брак уводом.

Язычество и христианство

Православие в Карелии имеет крепкие и древние корни, недаром здесь до сих пор сохраняется огромное количество церквей и монастырей, в том числе и знаменитый на весь православный мир Валаамский монастырь. Однако языческие верования и традиции здесь никогда полностью не теряли своих позиций. Шаманы, духи и колдуны — неотъемлемая часть карельской культуры.

Верования древних карелов основывались на тесной связи с окружающей человека природой. Люди верили, что у всего живого, в том числе и деревьев, есть душа. Поэтому даже заготовка древесины для строительства дома требовала особого подхода, желательно с участием шамана, читавшего особые заговоры. Срубленные деревья не вывозили из леса сразу, а оставляли на месте рубки на сорок дней — умирать. Существовали у карелов и свящённые рощи духов, в которых деревья рубить было запрещено.

Карсикко

Одушевление деревьев связано у карелов с интересным обычаем изготовления карсикко — особым образом обрубаемого или срубаемого дерева. Делали карсикко по разным причинам: в случае смерти родственника, для привлечения удачи на рыбалке, даже человеку, впервые выезжавшему в город на ярмарку, советовали делать карсикко.

Процедура изготовления карсикко тоже была разной, и зависела не только от причины, но и от местных обычаев. Например, где-то у дерева полностью обрубали все ветки, в других областях оставляли одну верхушку, а кое-где просто срубали несколько веток и оставляли несколько знаков на стволе дерева. Карсикко, изготовленное с упоминанием святого Петра считалось священным и становилось практически иконой. Но во всех абсолютно случаях считалось, что между карсикко и сделавшим его человеком создаётся тесная магическая связь, сохраняющая даже после смерти.

Приметы карелов

Взаимоотношения живых и мёртвых, людей и духов — ключевой элемент традиционных верований карел. Предки и духи окружали человека повсюду. В лесу одни духи, на озере другие, дома третьи. И со всеми нужно было взаимодействовать — задабривать или, наоборот, отпугивать, чтобы не принесли лиха. Для этого использовали различного рода заговоры, обереги, талисманы, соблюдали приметы.

Например, у рыбаков, варивших на берегу уху из свежего улова, существовала традиция «приглашать» святого Петра — покровителя всех рыболовов. При этом нельзя было забывать и о духе озера — грозном водяном, которого обязательно нужно было задобрить перед выходом на рыбалку, а в случае удачного улова отблагодарить.

Были свои приметы у карельских земледельцев. Например, сеять полагалось только на растущую луну, а в поле нужно было выходить затемно и желательно на голодный желудок, чтобы «разжалобить землю». Если сажали репу, то в поле обязательно прятали хворостину, чтобы «отгоняла» от посевов зайцев.

Праздники у карелов

В Карелии, как и во многих других регионах нашей страны, некоторые православные праздники имеют свои особенности. Например, на Пасху здесь не принято ездить в гости, праздник считается чисто семейным, хотя куличи здесь так же освящают и яйца тоже красят. На Троицу здесь часто проводятся кулачные бои между парнями, а девушки в это время слушаю кукушек, стараясь по голосам птиц разгадать свою судьбу.

Читайте также:  Звуки праздника 23 февраля

Много в Карелии и чисто языческих праздников. Некоторые из них сохранялись на протяжении всей истории, а некоторые были возрождены современными энтузиастами. Поскольку Карелия туристический регион, то в летний сезон здесь всегда проходит огромное количество разного рода фестивалей, в том числе и связанных с языческими праздниками. Если надумаете ехать в Карелию летом, обязательно поищите, какие мероприятия проходят в округе. В большинстве случаев точно найдёте что-нибудь интересное.

Источник статьи: http://sorola.ru/articles/traditsii-i-obychai-narodov-karelii/

Самобытные рождественские и новогодние традиции в Карелии

Традиции и обычаи карелов всегда привлекали внимание путешественников и исследователей своей самобытностью. В них переплелись языческие верования и христианские каноны. Особого внимания заслуживают новогодние и рождественские традиции.

Период зимних праздников у карелов, начиная Рождеством Христовым и заканчивая Крещением Господнем, назывался «сюндума». Немаловажное значение имел первый день Нового года и Рождества. По событиям этого дня определяли, каким будет год.

Перед Новым годом карелы убирали свои жилища, стирали одежду, мылись в бане.

В период новогодних и рождественских праздников запрещалось что-либо давать из дома, так как это сулило убытки. Кроме того, считалось, что если первым гостем в этот день будет пожилой мужчина, особенно с бородой, то в семье будет достаток, а если придет женщина, это воспринималось как плохой знак.

Люди всячески старались избегать визита нежелательного первого гостя: прогоняли метлой, ругали, запирали двери, а женщины в первый день Нового года и Рождества находились дома.

Хозяйки старались как следует запастись водой из колодца, поскольку она была символом достатка в молочных продуктах.

На праздничном столе у карелов было принято изобилие различных блюд, что сулило сытный грядущий год. Среди них были «пряженые» пироги с разной начинкой, ячневая каша, овсяные блины.

Как и у многих народов России, у карелов также было принято колядование. Хозяева домов одаривали колядующих гостинцами. Щедрым хозяевам за угощения и подарки желали благополучия и достатка, а жадных ругали и пророчили всякие напасти.

В эти дни было принято бурно веселиться, предаваться забавам.

В дни святок было популярно ряжение, в котором принимали участие взрослые, дети, молодежь. Люди рядились в животных, птиц и людей разных профессий, этнической принадлежности. Ряженые прятали лица под масками, чтобы не быть узнаваемыми и не накликать на себя беду, разыгрывали театрализованные представления, такие как «лошадь и всадники» и другие. Во время представлений нельзя было произносить ни слова, в ход шли пантомима и танцы.

Накануне Нового года и Крещения были приняты гадания . Особенно интересны гадания на «пряженых» пирогах с начинкой из толокна, сахарного песка и других продуктов. Пироги с солью сулили молодым людям женитьбу в будущем году. Девушки через первый овсяный блин глядели на улицу, в надежде увидеть жениха, смотрели на свое отражение в воде колодца, гадая на будущее. Было принято класть под подушку маленький кусочек хлеба с праздничного стола для того, чтобы снились вещие сны.

Также были популярны гадания на углях лучин, слушания нечисти у проруби и в других местах.

Карелы чтят, передают из поколения в поколение традиции и обычаи своих предков на протяжении многих веков.

Источник статьи: http://tdkarjala.ru/stati/article_post/samobytnye-rozhdestvenskie-i-novogodnie-tradicii-v-karelii

Оцените статью
Adblock
detector