Зимние осетинские праздники
Праздник духовного очищения Цыппурс отмечается за неделю до наступления Нового года по старому стилю. В этот день после захода солнца осетины разжигают костры, в которых сгорают все беды. Считается, что те, кто развел самый большой и яркий огонь, будут отмечены свыше особым счастьем. В честь праздника накрываются богатые столы с аракой, тремя треугольными пирогами (уалибах) и другими яствами.
Многие древние осетинские праздники забываются. Примером тому — Карчыты Ахсав, связанный с культом скота и домашней птицы. В этот день нельзя было ходить в гости и выпускать на улицу обитателей курятника и хлева.
Январь
- Ног Аж (Новый год).
Осетины традиционно отмечают его 1 января. На столы выставляют осетинские пироги, множество напитков и яств, фрукты и шашлык. Если в семье есть дети, то обязательно украшают елку.
Рано утром в первую субботу после Ног Аж семьи, которые потеряли в течение прошедшего года близких людей, разжигают возле дома огонь. Соседи бросают в пламя поленья, говорят умершему «рухсаг» («да пребудешь ты в царстве света») и желают, чтобы перед этим домом больше не разжигали таких костров. Женщины пекут пироги, в 9-10 часов у костра накрывается поминальный стол. До начала трапезы пироги и другие яства посвящаются усопшему. Смысл Артгананта в том, чтобы умерший получил долю тепла в самый холодный зимний месяц.
Так называются поминки по усопшим в течение предыдущего года, собираемые спустя неделю после Нового года. Для Баданта закалывают жертвенных животных, готовят напитки, кушанья, пироги, сладости, покупают овощи и фрукты. Мужчины зажигают свечи, посвящая покойнику яства. Затем обходят дома, где в прошлом году кто-то умирал, и зажигают свечи.
Справляется спустя 6 дней после Нового года. Утром невестка или другая молодая женщина брала басылта (булочки) и шла за водой. Чтобы набрать воды, нужно было бросить в прорубь басылта. Считалось, что та семья, которая раньше всех это сделает, получит Божью благодать. Принесенной водой обрызгивали стены дома, углы, пол, умывались ею и оставляли впрок.
Бынаты Хицауы Ахсав.
Этот праздник покровителя жилища отмечается в 1-ю неделю Нового года в ночь на среду. В старину покровителю жертвовали барана или козленка, теперь режут петуха или курицу. Мясо ставится на стол вместе с напитками и осетинскими пирогами. Глава дома просит Бынаты Хицауы оградить жилище от несчастий.
По легенде, люди и черти когда-то жили вместе, но между ними началась вражда. Уастырджи прогнал чертей, однако люди продолжали бояться и, чтобы добиться их расположения, отмечали Хайраджыты Ахсав. Сегодня традиция сохранилась: стол накрывается в полночь, выставляются пироги и другие яства, режут петуха или курицу. Пищей, приготовленной в этот праздник, нельзя угощать посторонних.
Осетинский Новый год по старому стилю (Ногбон) приходится на 12-14 января. На рассвете каждая семья разжигает огонь. Молодежь обходит костры с песней «Сой-сой». Почетное место на столе занимает артхурон – пирог, олицетворяющий солнце. Угощать им посторонних нельзя. На Ногбон также пекут осетинские пироги в честь Сарызада, Сафа и Быната Хицауа.
Дыгуры Уастырджи (Уастырджи Дигорского ущелья).
Ежегодно 15 января этот праздник отмечают жители Дигорского ущелья. Торжество длится неделю, каждая семья печет пироги, жертвует ягненка или барана и молит Уастырджи о благополучии и здоровье.
Отмечается в Дигорском ущелье на третьей неделе Нового года, в ночь на воскресенье. На Фацбадан нельзя в течение пяти дней ходить в соседние районы в гости. На протяжении четырех дней каждая семья праздновала Фацбадан дома, готовила пироги, шашлык и другие блюда, а на пятый устраивался коллективный кувд (молитвенная трапеза) в святилище Идауаги.
Февраль
- Нафы Дзуара.
Если Ногбон пришелся на новолуние, то Нафы Дзуара отмечается в следующее новолуние, если на четвертую фазу луны – то через месяц. Ответственными за торжество назначаются две семьи, которые закалывают на кувд жертвенных животных, пекут осетинский пирог гуыдын. В праздник принято возносить молитвы божеству Нафа.
Начинается в новолуние, через 5-6 недель после наступления Нового года. Обычно приходится на второе февральское воскресенье, длится две недели, в течение первой можно было есть мясо, в течение второй – только молочную пищу, включая традиционные пироги. На столы выставлялось множество молочных супов, пирогов и других яств.
Источник статьи: http://www.pir-ok.ru/zim-os-pr.htm
В Осетии встретили первый зимний праздник Цыппурс
Праздником примирения и духовного очищения, начала нового цикла жизни и поворота солнца на весну считается Рождество в Осетии. В традиционном народном календаре оно называется Цыппурс. И это – один из самых ярких и самобытных праздников. О том, как он отмечается, — репортаж нашего корреспондента.
Цыппурс считают днем духовного очищения. Его название восходит к древнеиранскому слову, которое означает – сорок, празднику предшествует сорокадневный пост. Как только стемнеет, возле домов разжигают костры из соломы или корневищ девясила – «тоболахъ», которые издают сильный треск.
«Люди перепрыгивают через костер, потому что хотят очиститься, и они все верят в то, что огонь уносит, сжигает все нечистоты и негатив, который скапливается», — рассказывает житель Владикавказа Арават Будаев.
По народным поверьям огонь отгоняет от дома все плохое. Поэтому стараются, чтобы костер был больше и ярче, тогда в новом году хозяева будут счастливы. Молодежь прыгает через костры, приговаривая: «Пусть все зло сгорит в огне».
В этот день в дома приносят ветки разных колючих растений: облепихи, терновника, можжевельника. Их крепят к окнам, дверям и новым постройкам. Таким образом, люди оберегают свое жилье от всякого зла. Эти обереги хранятся порой несколько лет. А к празднику пекут традиционные три пирога, символизирующие надежду на спокойную и обеспеченную жизнь в новом году. Молитвы, которые возносят в этот день, как говорят старейшины, идут прямо к Богу.
«Три пирога символизируют три стихии – солнце, воздух и земля. Всевышнему, сотворившему этот мир, осетины испокон веков молятся тремя пирогами. А вот на святилище в горной местности осетины приносят три треугольных пирога», — поясняет преподаватель Горского аграрного университета Аслан Хосаев.
Чем обильнее стол, тем богаче будет наступающий год. Почетное место на столе занимает пирог «Артхурон» – «Огонь солнечный». В начинку обычно прячут ткань, кольцо, деревяшку, монету, все это считается символами благополучия. Посторонних угощать этим пирогом не полагалось, он только для членов семьи. Кому что доставалось в куске пирога, то и ожидало человека в следующем году. Кольцо – к свадьбе, деревяшка – к новоселью, а ткань – к обновкам.
Цыппурс открывает в Осетии череду новогодних празднеств. Это и мистический «Хайраджиты ахсав» (Ночь чертей) и «Ногбон» (Новый день) и «Фыссанахсав» (Ночь судьбы). Но Цыппурс знаменует и поворот солнца на лето, возрождения новой жизни, новых надежд. Поэтому традиционно в Осетии в эти дни звучит молитва, которая не меняется уже много веков – «Да удлинится наша жизнь так же, как сегодня удлиняется день».
Источник статьи: http://smotrim.ru/article/998260
Зимний национальный праздник осетин доклад 7 класс
Огонь — символ очищения
Цыппурс — первый зимний праздник, справлявшийся за неделю до наступления Нового года у осетин. Празднование было приурочено ко дню зимнего солнцестояния по юлианскому календарю, то есть старому стилю.
В это время люди начинали поклоняться и возносить молитвы возвратившемуся солнцу, отнятое у народа зимой. Возрождение небесного светила было началом нового времени, которое знаменовало приход тепла и света.
Празднество сопровождало разжигание костров. Огонь — это символ очищения. В нём сгорали все беды, страхи и грехи.
Считается, что в этот день открываются врата между двумя мирами, и любая нечисть, проникшая в обитель живых с той стороны, принесёт с собой истинное зло, поэтому ангелы покровительствуют людям, а люди разводят костры, свет и огонь побеждают зло и не позволяют попасть сюда
Понятие «цыппурс» берёт своё начало от иранского слова «catvarsat», что означает «сорок». Происхождение названия объяснимо тем, что празднеству обязательно предшествовал сорокадневный пост, который соблюдался с целью избавления души от скверны незадолго до наступления Нового года.
Согласно исследованию В.И. Абаева, в период существования дохристианского календаря алан, «цыппурс» соответствовал празднику огня — «æртхурон», который ещё называют языческим предшественником Рождества и Нового года.
В праздничный день традиционно проводились мероприятия по духовному очищению. После захода солнца осетины выходили на улицу для традиционного разжигания костров, через которые молодые юноши и девушки любили прыгать. Считалось, что тот, кто развёл самый яркий огонь, будет отмечен высшим счастьем.
В праздник «цыппурс» родители с детьми посещали святилища, где молились за небесное покровительство для своих чад. После всего устраивались пиршества в честь новорожденных мальчиков, а юноши и вовсе отправлялись к пастуху, выпрашивать козленка, которого потом закалывали и угощались
Огненные язычки, что виднеются по всей Осетии в этот день, означают не только «возрождение» солнца, но и знаменует начало нового аграрного года и цикла сельскохозяйственных работ.
Прыжки через костёр — одно из развлечений молодёжи
У каждого пламени накрывался богатый праздничный стол с тремя пирогами, различными яствами и аракой. Старший застолья произносил традиционную молитву с обращением к «цыппурс» как к духу-покровителю нартов, у которого просили обильного урожая и благости.
Для того чтобы год был богатым, каждая семья готовила большой осетинский пирог æртхурон, дословно «Огонь-Солнце». Его ставили в центр стола. Кусочек пирога обязательно отведывал каждый член семьи, а вот посторонним его давать не полагалось
Позже вся семья отправлялась обходить с прошениями собственные хозяйственные помещения. Первый в хлев заходил тот член семьи, который отличался своей добротой и удачливостью. Он заносил с собой сено, которым поочерёдно кормил каждое животное. Следом за ним шёл старший, благословляя домашний скот. Двери помещения прочно закрывались. Для защиты от тёмных сил на косяке оставляли колючки.
Данные обряды свидетельствуют о давней истории происхождения праздника. Оно восходит ещё к дохристианскому периоду, — к язычеству. Поклонение солнцу практиковалось у многих народов, в этом выражалось отношение каждого из них к окружающей действительности, в которой рождение, смерть и воскресение солнца были важнейшими вехами в деятельности крестьянина-земледельца.
Источник статьи: http://chetour.me/pochitaj/all/all/Cyppurs
Осетинский Новый год: Артхурон и «хорошая нога»
Доктор исторических наук и первый президент Южной Осетии Людвиг Чибиров рассказал о значении Нового года для осетинского народа и древних традициях празднования
Для осетин новогодний праздник испокон веков считался одним из самых главных семейных праздников, проводы старого года традиционно сопровождаются сакральными обрядами, которые передаются из поколения в поколение. О том, какое значение имеет Новый год для осетинского народа и древних традициях его празднования рассказал корреспонденту Sputnik Диане Валиевой доктор исторических наук Людвиг Чибиров.
— Новый год – любимый всеми народами праздник, который торжественно отмечается почти во всех уголках земного шара. Это один из немногих праздников, объединяющих духом радости и волшебства людей разной культуры, национальности и социального статуса. Разумеется, торжество такого масштаба не могло обойти веяние массовой культуры, в результате чего появился ряд обязательных международных атрибутов праздника. Несмотря на это, в первую очередь, Новый год ритуальный праздник, и у каждого народа сохранились архаичные традиции и обычаи, приуроченные ко дню, который приходится на проводы старого года у разных наций.
Старый Новый год
— Зимний цикл осетинской календарной обрядности начинается с двух праздников – Цыппурс (Рождество) и Новый год. Празднование Цыппурс проводилось в преддверии Нового года, а в первую среду после него, осетины отмечают Бынаты хицауы ахсав – ночь домового в честь покровителя жилища. Особенность праздника в том, что жертвенную пищу, приготовленную в этот вечер, могут употреблять только члены семьи, а гостей можно угощать отдельными блюдами.
— Спустя ровно неделю от праздника Цыппурс в ночь с 13 на 14 января осетины справляли Новый год. В Осетии обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря по 1 января появился с указом Петра I в XVIII веке. В дореволюционный период большинство осетинских семей все еще основные праздничные мероприятия проводили с 13 на 14 января и декабрьскому Новому году не придавали особого значения. Сейчас, наоборот, все торжества перенесли на ночь с 31 декабря, а старый Новый год справляют фактически по инерции. В любом случае, Новый год для осетин очень важный праздник, который с размахом отмечают все семьи.
Ритуальная новогодняя пища
— К праздничному столу приготавливали различного вида лепешки с сыром, новогодние булочки в виде различных фигурок, так называемые басылта, а также большой ритуальный пирог Артхурон, который буквально переводится как «огонь солнечный» или «дитя солнца» – это подтверждение того, что наши предки почитали культ солнца и огня. В начинку обильно клали лучший сыр, яйца, масло, отварное зерно и злаки, поэтому он получался очень сытным. Пирог был еще и символом родового единства, его делили между всеми членами семьи. Новогодний стол обязательно должен был отличаться широким ассортиментом различных блюд. Сохранилось предание, что чем больше блюд, тем богаче будет год.
— Для незамужних девушек пекли цахджын гуылта – пироги с начинкой из соли, которые нельзя запивать. Было поверье, что к девушке, обуреваемой жаждой, во сне придет суженый, чтобы напоить водой.
Новогодние обряды
— На Цыппурс и Новый год разжигали костры, чтобы в огне сгорело все плохое, что было в прошлом году, и люди встретили Новый год очищенными от всего неприятного. Костры зажигались ночью и должны были гореть до утра – чем продолжительнее и выше пламя костра, тем больше семья будет избавлена от невзгод предыдущего года. В огонь домашнего очага подбрасывали большое полено, которое символизировало обеспеченность семьи дровами и огнем. Этот очаг ни в коем случае не должен потухнуть в течение будущего года.
— Большое значение придавалось молитве старшего в семье, который старался озвучить все пожелания, так как считалось, что именно в это время Бог распределяет все доброе и хорошее на будущий год и если забыть упомянуть о чем-то важном, можно лишиться этого блага в новом году. После обильного застолья молодежь ходила по соседним домам с песнями и веселыми представлениями, за которые ребята получали новогодние подарки.
— На утро соседи ходили друг к другу в гости с поздравлениями, но особенно большое значение придавалось тому, кто первый переступит порог дома в новом году. Это должен был быть обязательно человек с «хорошей ногой» – молодой мужчина или мальчик. Впоследствии, если год оказывался счастливыми, все благодарили человека, переступившего порог первым. Но если в новом году случалось какое-то несчастье, именно в адрес этого бедного человека сыпались всяческие проклятия.
— Сейчас уже многое поменялось в нашей жизни и в праздновании праздника, но для нашего народа его суть осталась той же – для осетин это издревле остается одним из самых значимых и почитаемых праздников.
Источник статьи: http://sputnik-ossetia.ru/South_Ossetia/20200113/5562729/novyj-god-tradicii-obryady.html