Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников (из опыта работы)
наталья белова
Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников (из опыта работы)
В последнее время в нашем обществе наметилась тенденция возрастанию интереса к национальному, исконно русскому наследию и богатству. Одним из способов передачи этих знаний дошкольникам является непосредственное участие детей в народных праздниках, где ребята в игровой, непринужденной обстановке узнают много нового об обрядах и традициях своего народа.
Для взрослых людей череда многочисленных будничных дней, зачастую монотонных, изредка заменяется праздниками, суть которых мы часто не понимаем, так как в общественной и личной памяти утеряны представления о их значении и традициях празднования. Проведение праздников заменилось просто застольем, и иногда отличия видятся только в том, что на Новый год праздничный стол соседствует с елкой.
У детей по сравнению со взрослыми — другое измерение времени. И каждый день может и должен быть для них праздником, если об этом позаботятся взрослые. Дети еще умеют «праздновать жизнь». Все, что приносит радость, может стать праздником для ребенка. В детстве, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья, формируется внутренний мир личности, так важно, чтобы ребенок воспринимал и познавал мир сквозь призму радости, положительных эмоций, которые повышают его активность и любознательность, способствуют духовному росту.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок совместно с родителями, согласно народному календарю.
Задача педагогов, по нашему мнению, состоит в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций отечественной культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков, вводя его произведения во все виды занятий, по капельке добавляя в повседневную жизнь детского сада. А вершиной этой работы становятся наши праздники, которые являются результатом сотворчества детей и сотрудников в области народного словесно-поэтического, музыкального, танцевального, драматического искусства.
Значения народных праздников заключается в том, что они дают возможность проявить свои чувства и мысли, пробуждают эмоциональные чувства и переживания, стимулирует оптимистическое настроение.
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. На мой взгляд, именно система знаний, представленных в опыте работы, поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Основное место в моей работе занимают народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Широко использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В праздниках, как и в подвижной деятельности детей на прогулке, использовались народные игры. Для приобщения детей к народному искусству была создана папка по ознакомлению ребят с произведениями живописи о народных гуляниях.
Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей, в том числе формирование знаний о народных праздниках, приобщение детей к народным традициям и культуре в целом. Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, духовно-нравственные нормы, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данной тематике помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.
Опыт работы в данном направлении показал, что светлое, радостное общение детей и взрослых – важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиций. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить народные праздники для себя и потомков. Прежде всего, хочется отметить, что задача педагогов должна состоять в том, чтобы соединить обучение и воспитание через изучение традиций отечественной культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков, вводя его произведения во все виды деятельности.
Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.
Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, какими словами приманить весну, как зайти в новый дом. Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, впитывая в себя церковную, православную религиозную обрядность.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. А через знакомство детей с историей возникновения народных праздников, традициями их встречи и проведения происходит усвоение детьми истоков русской культуры и способствует воспитанию нравственно-патриотических чувств.
Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития.
Непосредственное участие детей в таких народных праздниках как «Святки», «Масленница», «Осеннины» и других, проводимых в дошкольном учреждении, оставляет у детей массу положительных, ярких впечатлений. Ребята узнают много нового об истории возникновения народных праздников, традициях их встречи и проведения.
Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.
Анкета для родителей. Фольклорный кружок 1. Хотелось ли вам, чтобы ваш ребенок посещал занятия фольклорного/ казачьего/ кружка «Калинка»: 1. Хотелось ли вам, чтобы ваш ребенок.
Проект «Русская Масленица» Актуальность проекта: Россия богата своими традициями,обычаями,и конечно же,народными праздниками. Одним из таких праздников является Масленица-это.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/rol-narodnyh-prazdnikov-v-duhovno-nravstvenom-vospitani-doshkolnikov-iz-opyta-raboty.html
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям
Ольга Рыбакова
Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям
«РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К
РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ»
«Русский народ не должен терять своего
нравственного авторитета среди
других народов – авторитета, достойно,
завоеванного русским
искусством литературой» Д. С. Лихачев
Мир фольклора – мир народной мудрости.
Песни, игры, сказки, загадки, потешки, прибаутки – все, что есть в фольклоре открывает нам красоту и добро окружающего мира, помогает понять как много мы можем сделать, чтобы с каждым днем самим становиться, хоть чуточку лучше.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность патриота. Чтобы воспитать такую личность необходимо предоставить ребенку условия, в которых он бы ощутил бы духовную жизнь своего народа, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации.
Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города. Праздник способствует и сближению родственников. Одновременно он носит образовательную функцию. Нельзя не согласиться с М. М. Бахтиным, который полагает, что любой праздник является первичной формой культуры. А С. А. Шмаков считает, что культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, из совокупности разных культур.
В нашем детском саду развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка — цель всего нашего коллектива. В последние годы заметно улучшилась тенденция проведения в детских садах народных праздников.
Это важно с точки зрения воспитания у дошкольников представлений о разнообразии национальной культуры, развитию интереса к русским народным традициям.
Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное – это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру: рассказать им о традициях праздника, его организации, гостевом этикете. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус.
Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву,на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе школьника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию.
При проведении старинных русских праздников, радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Музыкально — фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет фольклор. Сценарии праздников составляются так, чтобы каждый ребенок стал участником праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль. Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие в празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы — прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей.
Декорации и детали сливаются на празднике в единое целое. Народные праздникиразнообразны по форме: вечера игр – игротеки, спортивные развлечения, театрализованные представления.
К праздникам готовимся всем коллективом. В родительских уголках помещается информация об истории праздника, обычаях, угощениях. Родители помогают приготовить костюмы, русские кушанья.
Дошкольников веселит мягкий юмор потешек, успокаивает лирическая народная песня, вызывает радость задорная пляска, частушка. Проявляется уверенность в своих силах, ощущение радости.
Основная направленность праздников — формирование детско-взрослой нравственной общности. При правильной работе взрослых с детьми по организации праздниковв сознании ребенка появляется различие: понимание данной ребенку жизни — и исторической жизни народа; представление о государстве и народе, и понимание его собственной жизни, жизни семьи, товарищей, группы.
Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.
Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду?
Народные праздники делятся на: календарные, религиозные, фольклорные, семейные. Как вы думаете, какие праздники относятся к календарным? Это Новый год, Рождество, святки, 1апреля. Народные – Масленица, Троица, Покров, Кузьминки, Никола Зимний, Солнцеворот, Ивана Купалы. А религиозные – Рождество, Пасха, День Ильи Пророка.
Вот и в нашем саду проходят такие праздники как «Осенины на Руси», «Ярмарка», «Посиделки» «Новый год за собой рождество ведет», «Святки», «День славянской письменности», «Масленица», «Троица». В «Рождество Христово», дети ходили со звездой — славили Христа; «Святки», дети ходили и поздравляли детей другой группы колядкой и раздавали угощение – «козульки»; встречали и провожали Масленицу; зазывали весну, закликали птиц; «ПАСХА» исконно русский праздник, праздник полностью был пропитан русскими песнями, танцами.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. И поэтому был составлен еще один праздник «Праздник народных игр», на котором дети вспоминали и играли в русские народные игры с мячом, с канатом. Все были довольны и веселы.
Каждый праздник в старину имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы и, самое главное, особенные ритуалы в церковном богослужении
Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских музыкальных инструментах. Ребят старшего возраста знакомим с другими народными инструментами, такими, как дудка, трещотка, гусли, балалайка.Для фольклорного ансамбля нам удалось сделать простейшие шумовые инструменты из подручного материала: ложки с бубенцами, полешки, погремушки и др. Знакомство с этими инструментами, исполнение под аккомпанемент песен, плясок способствует музыкальному развитию детей.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям старшего дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д. Фрезер, М. Мид)
Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной культуры, истории, вхождение в них.
Я всем желаю крепкого здоровья, добрых начинаний, крепкой и дружной семьи. А чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, которыми могут стать традиции наших предков, связанные с главными православными праздниками, земледельческим народным календарём, обычаями русского народа.
Масленица Одним из основных направлений работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре,.
Приобщение дошкольников к национальной культуре Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое,.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/-priobschenie-doshkolnikov-k-ruskim-narodnym-tradicijam.html