НОВЕ́РР
В книжной версии
Том 23. Москва, 2013, стр. 167-168
Скопировать библиографическую ссылку:
НОВЕ́РР (Noverre) Жан Жорж (29.4.1727, Париж – 19.10.1810, Сен-Жермен-ан-Ле), франц. танцовщик и балетмейстер. Реформатор и теоретик хореографич. иск-ва. Учился у Ж. Д. Дюпре и Л. Дюпре. В 1740-х гг. в парижском театре «Опера-Комик», в придворной опере в Берлине, в Марселе. С 1750 в Лионе (в 1751–52 возглавлял балетную труппу как балетмейстер). В 1754 в «Опера-Комик» поставил свой первый известный балет «Китайский праздник». В этом и в последующих поставленных там же балетах («Источник юности», 1754; «Фламандские увеселения», 1755) придерживался принципа живописности, беря за образец станковые картины, гобелены, изделия из фарфора. В 1755 и 1756–57 гастролировал в Лондоне по приглашению Д. Гаррика . Знакомством со знаменитым актёром Н. объяснял перелом в своих эстетич. взглядах – отказ от изобразительности во имя действенности хореографии. В 1757 поставил в Лионе балет «Ревность, или Празднества в серале» (музыка предположительно Ф. Гарнье), в котором отчётливо проступили действенные мотивы, наметились драматич. характеры. В кн. «Письма о танце и балетах» (1760) Н. изложил свои взгляды на балет как самостоят. спектакль с крепкой сюжетной интригой, логично и последовательно развитым действием, с героями – выразителями сильных страстей. Признавал за балетом право нарушать классицистские единства места, времени и действия в интересах главного – логики развития сюжета, подчинённой законам музыки. Н. упорядочил и развил структурные формы академич. балетного танца – сольного и ансамблевого. Начал осуществлять свою реформу в Штутгарте; в 1762 на сцене придворного театра поставил балет «Адмет и Альцеста» Ж. Ж. Родольфа и Ф. Деллера, а также «Ринальдо и Армида», «Психея и Амур», «Смерть Геркулеса» (все на музыку Родольфа). В 1763 создал один из своих прославленных балетов – «Медея и Язон» Родольфа. Эти и др. балеты Н. шли между актами опер, обычно по три балета в одном спектакле и, следовательно, были коротки. Вместе с тем каждый, отвечая по смыслу тому или иному акту оперы, являл собой развёрнутое и законченное целое, часто поделённое на неск. эпизодов – актов. Содержание определялось преим. кругом мифологич. тем, от анакреонтич. басенок в галантном духе до героич. и трагич. историй, часто заимствованных из репертуара совр. драмы и оперы. Н. обращался также к романам, сказкам, вост. экзотике. В 1767 заключил контракт с оперным театром Вены, где сотрудничал с К. В. Глюком (балеты в операх «Парис и Елена» и «Орфей и Эвридика»). В кон. 1760-х – сер. 1770-х гг. поставил балеты на музыку Й. Старцера («Дон Кихот», «Роджер и Брадаманта», «Пять султанш», «Адель де Понтье», «Оставленная Дидона», «Горации и Куриации» и мн. др.), на музыку Ф. Аспельмайра («Ацис и Галатея», «Отмщённый Агамемнон», «Ифигения в Тавриде», «Апеллес и Кампаспа») и др. В эпоху нарождавшейся эстетики сентиментализма Н. были близки идеи Ж. Ж. Руссо: поэтизация естеств. чувств и отношений, возвращение человека к природе и т. д. Руссоистские мотивы отозвались в балете «Белтон и Элиза», поставленном в Милане (1775). Значительно повлияли на практику Н. итал. опера-буффа и франц. комич. опера. Пользуясь сценариями комич. оперы, он вывел на балетную сцену образы людей из народа, а жанровые особенности её музыки отразились на хореографии. Пантомимное действие балетных комедий, устремляясь к счастливой развязке, заканчивалось праздником – танцевальным дивертисментом. Примером может служить балет «Добродетельная избранница в Саланси» на музыку де Байю (1775, Милан), сочинённый через год после появления одноим. оперы А. Э. М. Гретри.
Источник статьи: http://bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/2666975
Жан Жорж Новер и его реформы
Занятие № 21. Жан Жорж Новер и его реформы.
Лекция 17. Жан Жорж Новер и его реформы.
Протесты и пожелания, закономерные эстетики Просвещения, удалось теоретически обосновать и отчасти воплотить выдающемуся французскому балетмейстеру 18 в. Ж.-Ж. Новеру.
Он явился, по существу, самым последовательным продолжателем традиций классицизма в балете (которые во многом усовершенствовал), но и самым активным его реформатором. Новер отказался от пышности и зрелищности во имя психологической осмысленности и философской углубленности содержания балетного спектакля, его целостности и стройности.
Жан Жорж Новер родился в Париже 29 апреля 1727 года. В день его рождения весь балетный мир празднует Международный День танца.
С 1743 г. Новер выступает как танцовщик в парижском театре комической оперы. 1755-57 г. возглавляет балетную труппу в Лондонском театре «Друри-Лейн».1760-67 г. – работает в театрах Штутгарта. 1776-80 г. – балетмейстер «Гранд-Опера» в Париже. 1781-94 г. с перерывами работает в Лондоне.
До нас дошли 80 названий балетов Новера, 24 хореографические постановки на оперной сцене и 11 дивертисментов. Его произведения долго не сходили со сцен многих театров, а его теоретическое наследие до сих пор актуально. Теория, подкрепленная практикой, принесла Новеру славу «отца современного балета».
Первые известные балеты Новера – «Китайский праздник» и «Фламанские увесиления». Они открыли первый период творчества Новера, как переходный к созданию ДЕЙСТВЕННОГО БАЛЕТА.
В это время в балете было принято ориентироваться на живопись. Основой мизансцен спектаклей Новера того времени была историческая картинка. В постановке балетов он придерживался принципов живописности. На сцене действовали типажи, но отсутсвовали личности. Показываемые характеры передавали общее движение спектакля, но в них не было внутреннего движения. Композиция, оживая и двигаясь, возвращалась к исходной изобразительной статике.
Балеты были сочинены в форме ДИВЕРТИСМЕНТА*, но каждый танец был неразрывно связан с общим замыслом.
Несмотря на недостатки, первые балеты Новера существенно отличались от всего ранее известного публике и принесли ему огромную популярность.
2 период творчества Новера (с 1754 г. )
Перелом в своих творческих взглядах (отказ от изобразительности во имя действенности хореографии) Новер обяснял знакомством со знаменитым актером Девидом Гаррисом (искусство актера, поражало психологизмом и достоверностью) великим исполнителем шекспировских ролей. Новер мечтал о том, что когда нибуть трагедии Щекспира будут идти на балетной сцене. Чтобы совершить задуманное необходимо было доказать, что балет – серьезное искусство.
В 1763 г. состоялась премьера самого известного балета-трагедии Новера «Медея и Язон». Сюжет был выбран под влиянием моды на кровавые сюжеты с ужасоми и убийствами. «Медея и Ясон» стал самым ярким балетом десятилетия. Зритель ходил на него, чтобы мыслить и сопериживать. Балет перестал восприниматься как искусство легкомысленное.
В первые была сделана сложная система декораций для балета, художником были разработаны сценические костюмы.
Новер начал бороться с импровизацией актеров. Балеты были продуманы до мелочей, выверено каждое движение, жест, взгляд. Музыка, считал Новер, должна представлять своего рода программу, которая устанавливает и предопределяет движения и игру каждого танцовщика. д влиянием просветительской мысли. Преклоняясь перед авторитетом Вольтера и Дидло, Новер показал на балетной сцене идеи высокого долга и глубокие чувства. Новер вывел на балетную сцену людей изнарода.
Теоретические взгляды Новера были изложены в 1760 году в «Письма о танце и балетах». Хореограф разрабатывал этот труд несколько лет. В ней было пятнадцать глав – писем. Главным в нем было:
Балет – самостоятельный спектакль с конкретной сюжетной линией; действие в нем должно развиваться логично и последовательно; его герои могут быть носителями высоких чувст, идей высокого долга; художественное оформление (декорации) балетного спектакля должно точно отражать эпоху и место действия.
Новер продолжал работать над эти трудом всю жизнь. Он дополнял и разъяснял сказанное, вводил новые факты, имена, примеры, выбрасывал устаревшее. Новер умер 19 октября 1810 года в бедности, не успев закончить ни статью о балете, ни «Танцевальный словарь». Он оставил колоссальное наследство, обобщившее опыт балетного театра XVIII века. Он создал форму многоактного балета, а его серьезные познания в анатомии позволили расширить технику танца и исполнительские возможности артистов балета.
Осуществляя свою реформу, Новер вносит изменения и в балетный костюм – упрощает обувь, облегчает и укорачивает платья, навсегда устраняет маски, а в постановках балетных комедий допускает присутствие народно-бытовых костюмов.
В конце 18 в. Новер объявляет непримиримую войну дивертисменту и изгоняет его из своих постановок. В его спектаклях хореографические фрагменты соединяются выразительной танцевальной пантомимой. Все это становится настолько выразительным, что естественно и свободно существует под музыку. Так возникает действенный танец. Уивер (английский балетмейстер-новатор) назвал такой танец сценическим. Сам Новер подразделял танец на два вида: «Первый – механический, второй – действенный. Первый интересен только разнообразием темпов, равновесием, изяществом поз, техникой и т. д. Второй – душа первого. Душа придает танцу жизнь, выразительность, пленяет сердце зрителей.
В результате новаторской реформы, осуществленной Жаном Жоржем Новером, балет окончательно выделился из оперного спектакля и обрел самостоятельность.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/504/83871.php
Теоретики балета
Новер Жан Жорж
(Noverre, Jean-George) (1727–1810), французский артист, крупнейший балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства.
Родился в Париже 29 апреля 1727. Ученик Луи Дюпре, Новер дебютировал в качестве танцовщика в 1743 и работал в разных театрах Франции, в 1755–1757 – в Лондоне.
Первая постановка — «Китайский балет» (1749г.) в театре Комической оперы в Париже. В 1754 Новер ездил на гастроли в Лондон по приглашению крупнейшего английского актера Д. Гаррика, воззрения которого оказали значительное влияние на дальнейшее творчество Новера.
Уже в эти годы Новер пришел к мысли о создании танцевального спектакля, независимого от оперы (в состав которой балет ранее входил). Ратовал за приобщение балета к серьезной тематике, создание спектакля с развивающимся действием и действенными характеристиками. Главным выразительным средством балетов Новера стала пантомима (подчас отанцованная), реже – развитой танец, который в его глазах олицетворял бессодержательную дивертисментность, господствовавшую в балетных сценах предшествующей эпохи.
По возращении во Францию Новер осуществил ряд реформаторских постановок в Лионе (1758-1760), а затем продолжил свою деятельность в Штутгарте, в Вене и Милане. В течение многих лет Новер был лишен возможности работать в Париже, поскольку направление его искусства было чуждо придворным кругам. Лишь в 1775 году он получил приглашение в Парижскую оперу, где работал до 1780 года. В последующие годы осуществил ряд постановок в Англии и других странах; занимался литературно-теоретической деятельностью.
Идейной основой важнейших преобразований, осуществленных Новером в хореографическом искусстве, была эстетика французских просветителей (Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо и др.)
Утверждая идейность и демократическую направленность балета, который должен был, по мысли Новера, оказывать воспитательное воздействие на зрителя «третьего сословия», Новер боролся за более глубокую связь хореографического искусства с литературой, призывал к созданию балетов на тему современной жизни, обращался к сюжетам, заимствованным из истории и мифологии. Взамен лишенного драматургической цельности пышного оперно-балетного представления Новер создал балет-пьесу, в котором содержание музыки раскрывалось в драматических, пластически-выразительных образах.
Тем самым он превратил балетный спектакль в самостоятельный вид сценического искусства. Для творчества Новера характерна разработка жанра героического «трагического балета» с сильно развитой сюжетной понтомимой («Медея и Ясон», «Орфей и Эвридика», «Адель де Понтье», « Горации и Куриации» и др.) Он реформировал балетный костюм, а также отменил маски и другие условные атрибуты придворных балетов.
Новер поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. Многие его балеты прошли премьерами в Штутгарте (с 1762), где он был директором Балетной школы и где музыку писал композитор Ж.-Ж.Родольф, и в Вене (в 1767–1776), где его сотрудниками были композиторы К.Глюк, Й.Старцер (Штарцер), Ф.Аспельмайер. В 1776–1781 Новер возглавлял балетную труппу Парижской оперы (тогда Королевской Академии музыки), но встретил сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра; в 1780–1790-х годах работал преимущественно в Лондоне.
Наиболее значительные постановки Новера – Медея и Язон (музыка Родольфа, 1763), Адель де Понтье (музыка Старцера, 1773), Апеллес и Кампаспа (музыка Аспельмайера, 1774), Горации и Куриации (по пьесе П.Корнеля, музыка Старцера, 1775), Ифигения в Авлиде (музыка Э.Миллера, 1793). Большинство этих спектаклей повествовали о драматических событиях и сильных страстях. Вслед за Вольтером и Дидро Новер проводил на балетной сцене идею о подчинении долгу. В отдельных постановках заметно также тяготение к провозглашаемым Ж.-Ж.Руссо идеям права человека на естественное чувство и близость природе (Белтон и Элиза, композитор неизвестен, первая половина 1770-х годов).
Новер оказал большое влияние на развитие европейского балета конца XVIII в. Образцом балета, осуществленного в принципах Новера, является дошедший до наших дней балет «Тщетная предосторожность», поставленный учеником и последователем Новера, балетмейстером Ж. Добервалем. Свои эстетические взгляды Новер изложил в обширном труде «Письма о танце и балетах» («Lettres sur la danse et sur les ballets»), изданном в 1760 в Лионе и Штутгарте, уже при его жизни неоднократно издававшемся на различных языках (наиболее полное русское издание 1804-1807 гг.).
В последние годы жизни Новер занимался преимущественно интеллектуальным трудом, однако последователи артиста ставили его балеты по всей Европе (в том числе в России). Бессмертный труд Новера «Письма о танце» до сих пор является примером вдумчивого, тщательного анализа балетного искусства и входит в золотой фонд балетной критики и балетоведения. Выдвинутые автором постулаты, сделанные им выводы, намеченные рекомендации, написанные в середине 18 века, на заре балетного театра, верны и актуальны и по сю пору.
Реформы Новера как создателя действенного балета (ballet d’action) оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета, а некоторые его идеи не потеряли значения и в наши дни: главные из них – требование взаимодействия всех компонентов балетного спектакля, логического развития действия и характеристик действующих лиц. Новера называют «отцом современного балета».
Умер Новер в Сен Жермен-ан-Ле 19 октября 1810.
День рождения Новера, 29 апреля, теперь стал праздником, отмечаемым во всем мире как Международный День Танца.
Ниже приводится краткое содержание одного из его самых известных произведений:
« Письма о танце и балетах».
1. Письмо первое:Рассуждение о пантомиме и жесте: о технике нынешних танцев по сравнению с древней.
О жесте: «столь полезные для жизни, бесполезные для театра».
2. Письмо второе: Два вида танца: механический (технический) и пантомимический (действенный).
Что должен иметь танцовщик-мим? Техника или действие, или то и другое. Немногие это могут. Может ли соединиться в одном человеке и техника и эмоции?
О таланте.
3. Письмо третье: О качествах, необходимых балетмейстеру.
Балетмейстер — это призвание, а не ремесло. Кто может стать балериной: танцовщица должна знать музыку, темпы, знать рисунок и планировку движений, знать «сочетание» рук и ног.
Балетмейстер творит, а не копирует. Балетмейстер должен много читать, учить историю.
Балетмейстер должен завести три тетради: 1.исторические сюжеты
2. мифологические сюжеты
3. литературно- поэтические сюжеты
Общение с художниками.
Продумать сюжет, отбросить лишнее.
По мнению Новера, не надо заменять выразительность жеста ничего не говорящей техникой. В балетном произвдении должно быть не больше 3-х актов и 4-х персонажей.
Балетмейстер должен исполнять, разъяснять и воздействовать.
Балетмейстером должны быть изучены история, мифология, античная поэзия и науки.
Познания в геометрии.
Балетмейстер — это «хорошо отлаженная машина». Нужны познания в технике.
Знать живопись, анатомию.
Балетмейстер должен увидеть в танцовщике (ученике) его способности, его жанр.
Должен хорошо слышать музыку.
Балетмейстер должен иметь обширные знания.
6. Письмо шестое:
Курс учения балетмейстера.
Балетмейстер должен быть наблюдательным.
Например: наблюдение за ремесленниками и различными сторонами жизни.
На танец можно переложить и трагедию, и комедию.
Все, что преподнесено для живописи, годится и для танца.
В танце можно выразить не только прекрасное, но и низменное.
Трудность в том, чтобы украшать природу, но не искажая ее.
Балетмейстер, не знающий танца в совершенстве, способен сочинять лишь посредственные произведения.
Новер понимал под танцем лишь «серьезное содержание».
Краски должны играть на сцене, быть в правильных пропорциях.
Краски и костюмы должны быть резко выделены. Должен быть выдержан рост актеров (сравнение с живописью), «декорации должны служить средством оттенения Балета»
7. Письмо седьмое: О выборе сюжета
Сюжеты из истории могут дать богатейшие образы и величайшие средства выразительности.
Но разнообразие должно быть девизом балетмейстера. Не только трагедии!
8. Письмо восьмое: О композиции балетов
«Балетмейстер есть последовательность картин, связанных между собой действием, составляющим сюжет балета».
Сцена — это «полотно, на котором сочинитель преображает свой замысел. Музыка, декорации, костюмы — это краски. А сам сочинитель- живописец».
Труд Новера состоит из 15 «писем».
Поделитесь новостью с друзьями:
Источник статьи: http://balletrf.ru/entsiklopediya-baleta/teoretiki-baleta/42-nover