Балет китайский праздник новерр

НОВЕ́РР

  • В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 167-168

    Скопировать библиографическую ссылку:

    НОВЕ́РР (Noverre) Жан Жорж (29.4.1727, Па­риж – 19.10.1810, Сен-Жер­мен-ан-Ле), франц. тан­цов­щик и ба­лет­мей­стер. Ре­фор­ма­тор и тео­ре­тик хо­рео­гра­фич. иск-ва. Учил­ся у Ж. Д. Дю­пре и Л. Дю­пре. В 1740-х гг. в па­риж­ском те­ат­ре «Опе­ра-Ко­мик», в при­двор­ной опе­ре в Бер­ли­не, в Мар­се­ле. С 1750 в Лио­не (в 1751–52 воз­глав­лял ба­лет­ную труп­пу как ба­лет­мей­стер). В 1754 в «Опе­ра-Ко­мик» по­ста­вил свой пер­вый из­вест­ный ба­лет «Ки­тай­ский празд­ник». В этом и в по­сле­дую­щих по­став­лен­ных там же ба­ле­тах («Ис­точ­ник юно­сти», 1754; «Фла­манд­ские уве­се­ле­ния», 1755) при­дер­жи­вал­ся прин­ци­па жи­во­пис­но­сти, бе­ря за об­ра­зец стан­ко­вые кар­ти­ны, го­бе­ле­ны, из­де­лия из фар­фо­ра. В 1755 и 1756–57 га­ст­ро­ли­ро­вал в Лон­до­не по при­гла­ше­нию Д. Гар­ри­ка . Зна­ком­ст­вом со зна­ме­ни­тым ак­тё­ром Н. объ­яс­нял пе­ре­лом в сво­их эс­те­тич. взгля­дах – от­каз от изо­бра­зи­тель­но­сти во имя дей­ст­вен­но­сти хо­рео­гра­фии. В 1757 по­ста­вил в Лио­не ба­лет «Рев­ность, или Празд­не­ст­ва в се­ра­ле» (му­зы­ка пред­по­ло­жи­тель­но Ф. Гар­нье), в ко­то­ром от­чёт­ли­во про­сту­пи­ли дей­ст­вен­ные мо­ти­вы, на­ме­ти­лись дра­ма­тич. ха­рак­те­ры. В кн. «Пись­ма о тан­це и ба­ле­тах» (1760) Н. из­ло­жил свои взгля­ды на ба­лет как са­мо­сто­ят. спек­такль с креп­кой сю­жет­ной ин­три­гой, ло­гич­но и по­сле­до­ва­тель­но раз­ви­тым дей­ст­ви­ем, с ге­роя­ми – вы­ра­зи­те­ля­ми силь­ных стра­стей. При­зна­вал за ба­ле­том пра­во на­ру­шать клас­си­ци­ст­ские един­ст­ва мес­та, вре­ме­ни и дей­ст­вия в ин­те­ре­сах глав­но­го – ло­ги­ки раз­ви­тия сю­же­та, под­чи­нён­ной за­ко­нам му­зы­ки. Н. упо­ря­до­чил и раз­вил струк­тур­ные фор­мы ака­де­мич. ба­лет­но­го тан­ца – соль­но­го и ан­самб­ле­во­го. На­чал осу­ще­ст­в­лять свою ре­фор­му в Штут­гар­те; в 1762 на сце­не при­двор­но­го те­ат­ра по­ста­вил ба­лет «Ад­мет и Аль­це­ста» Ж. Ж. Ро­доль­фа и Ф. Дел­ле­ра, а так­же «Ри­наль­до и Ар­ми­да», «Пси­хея и Амур», «Смерть Гер­ку­ле­са» (все на му­зы­ку Ро­доль­фа). В 1763 соз­дал один из сво­их про­слав­лен­ных ба­ле­тов – «Ме­дея и Язон» Ро­доль­фа. Эти и др. ба­ле­ты Н. шли ме­ж­ду ак­та­ми опер, обыч­но по три ба­ле­та в од­ном спек­так­ле и, сле­до­ва­тель­но, бы­ли ко­рот­ки. Вме­сте с тем ка­ж­дый, от­ве­чая по смыс­лу то­му или ино­му ак­ту опе­ры, яв­лял со­бой раз­вёр­ну­тое и за­кон­чен­ное це­лое, час­то по­де­лён­ное на неск. эпи­зо­дов – ак­тов. Со­дер­жа­ние оп­ре­де­ля­лось пре­им. кру­гом ми­фо­ло­гич. тем, от анак­ре­он­тич. ба­се­нок в га­лант­ном ду­хе до ге­ро­ич. и тра­гич. ис­то­рий, час­то за­им­ст­во­ван­ных из ре­пер­туа­ра совр. дра­мы и опе­ры. Н. об­ра­щал­ся так­же к ро­ма­нам, сказ­кам, вост. эк­зо­ти­ке. В 1767 за­клю­чил кон­тракт с опер­ным те­ат­ром Ве­ны, где со­труд­ни­чал с К. В. Глю­ком (ба­ле­ты в опе­рах «Па­рис и Еле­на» и «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка»). В кон. 1760-х – сер. 1770-х гг. по­ста­вил ба­ле­ты на му­зы­ку Й. Стар­це­ра («Дон Ки­хот», «Род­жер и Бра­да­ман­та», «Пять сул­танш», «Адель де Пон­тье», «Ос­тав­лен­ная Ди­до­на», «Го­ра­ции и Ку­риа­ции» и мн. др.), на му­зы­ку Ф. Ас­пель­май­ра («Ацис и Га­ла­тея», «От­мщён­ный Ага­мем­нон», «Ифи­ге­ния в Тав­ри­де», «Апел­лес и Кам­пас­па») и др. В эпо­ху на­ро­ж­дав­шей­ся эс­те­ти­ки сен­ти­мен­та­лиз­ма Н. бы­ли близ­ки идеи Ж. Ж. Рус­со: по­эти­за­ция ес­теств. чувств и от­но­ше­ний, воз­вра­ще­ние че­ло­ве­ка к при­ро­де и т. д. Рус­сои­ст­ские мо­ти­вы ото­зва­лись в ба­ле­те «Бел­тон и Эли­за», по­став­лен­ном в Ми­ла­не (1775). Зна­чи­тель­но по­влия­ли на прак­ти­ку Н. итал. опе­ра-буф­фа и франц. ко­мич. опе­ра. Поль­зу­ясь сце­на­рия­ми ко­мич. опе­ры, он вы­вел на ба­лет­ную сце­ну об­ра­зы лю­дей из на­ро­да, а жан­ро­вые осо­бен­но­сти её му­зы­ки от­ра­зи­лись на хо­рео­гра­фии. Пан­то­мим­ное дей­ст­вие ба­лет­ных ко­ме­дий, уст­рем­ля­ясь к сча­ст­ли­вой раз­вяз­ке, за­кан­чи­ва­лось празд­ни­ком – тан­це­валь­ным ди­вер­тис­мен­том. При­ме­ром мо­жет слу­жить ба­лет «Доб­ро­де­тель­ная из­бран­ни­ца в Са­лан­си» на му­зы­ку де Байю (1775, Ми­лан), со­чи­нён­ный че­рез год по­сле по­яв­ле­ния од­но­им. опе­ры А. Э. М. Грет­ри.

    Источник статьи: http://bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/2666975

    Жан Жорж Новер и его реформы

    Занятие № 21. Жан Жорж Новер и его реформы.

    Лекция 17. Жан Жорж Новер и его реформы.

    Протесты и пожелания, закономерные эстетики Просвещения, удалось теоретически обосновать и отчасти воплотить выдающемуся французскому балетмейстеру 18 в. Ж.-Ж. Новеру.

    Он явился, по существу, самым последовательным продолжателем традиций классицизма в балете (которые во многом усовершенствовал), но и самым активным его реформатором. Новер отказался от пышности и зрелищности во имя психологической осмысленности и философской углубленности содержания балетного спектакля, его целостности и стройности.

    Читайте также:  Языческие праздники конца лета

    Жан Жорж Новер родился в Париже 29 апреля 1727 года. В день его рождения весь балетный мир празднует Международный День танца.

    С 1743 г. Новер выступает как танцовщик в парижском театре комической оперы. 1755-57 г. возглавляет балетную труппу в Лондонском театре «Друри-Лейн».1760-67 г. – работает в театрах Штутгарта. 1776-80 г. – балетмейстер «Гранд-Опера» в Париже. 1781-94 г. с перерывами работает в Лондоне.

    До нас дошли 80 названий балетов Новера, 24 хореографические постановки на оперной сцене и 11 дивертисментов. Его произведения долго не сходили со сцен многих театров, а его теоретическое наследие до сих пор актуально. Теория, подкрепленная практикой, принесла Новеру славу «отца современного балета».

    Первые известные балеты Новера – «Китайский праздник» и «Фламанские увесиления». Они открыли первый период творчества Новера, как переходный к созданию ДЕЙСТВЕННОГО БАЛЕТА.

    В это время в балете было принято ориентироваться на живопись. Основой мизансцен спектаклей Новера того времени была историческая картинка. В постановке балетов он придерживался принципов живописности. На сцене действовали типажи, но отсутсвовали личности. Показываемые характеры передавали общее движение спектакля, но в них не было внутреннего движения. Композиция, оживая и двигаясь, возвращалась к исходной изобразительной статике.

    Балеты были сочинены в форме ДИВЕРТИСМЕНТА*, но каждый танец был неразрывно связан с общим замыслом.

    Несмотря на недостатки, первые балеты Новера существенно отличались от всего ранее известного публике и принесли ему огромную популярность.

    2 период творчества Новера (с 1754 г. )

    Перелом в своих творческих взглядах (отказ от изобразительности во имя действенности хореографии) Новер обяснял знакомством со знаменитым актером Девидом Гаррисом (искусство актера, поражало психологизмом и достоверностью) великим исполнителем шекспировских ролей. Новер мечтал о том, что когда нибуть трагедии Щекспира будут идти на балетной сцене. Чтобы совершить задуманное необходимо было доказать, что балет – серьезное искусство.

    В 1763 г. состоялась премьера самого известного балета-трагедии Новера «Медея и Язон». Сюжет был выбран под влиянием моды на кровавые сюжеты с ужасоми и убийствами. «Медея и Ясон» стал самым ярким балетом десятилетия. Зритель ходил на него, чтобы мыслить и сопериживать. Балет перестал восприниматься как искусство легкомысленное.

    В первые была сделана сложная система декораций для балета, художником были разработаны сценические костюмы.

    Новер начал бороться с импровизацией актеров. Балеты были продуманы до мелочей, выверено каждое движение, жест, взгляд. Музыка, считал Новер, должна представлять своего рода программу, которая устанавливает и предопределяет движения и игру каждого танцовщика. д влиянием просветительской мысли. Преклоняясь перед авторитетом Вольтера и Дидло, Новер показал на балетной сцене идеи высокого долга и глубокие чувства. Новер вывел на балетную сцену людей изнарода.

    Теоретические взгляды Новера были изложены в 1760 году в «Письма о танце и балетах». Хореограф разрабатывал этот труд несколько лет. В ней было пятнадцать глав – писем. Главным в нем было:

    Балет – самостоятельный спектакль с конкретной сюжетной линией; действие в нем должно развиваться логично и последовательно; его герои могут быть носителями высоких чувст, идей высокого долга; художественное оформление (декорации) балетного спектакля должно точно отражать эпоху и место действия.

    Новер продолжал работать над эти трудом всю жизнь. Он дополнял и разъяснял сказанное, вводил новые факты, имена, примеры, выбрасывал устаревшее. Новер умер 19 октября 1810 года в бедности, не успев закончить ни статью о балете, ни «Танцевальный словарь». Он оставил колоссальное наследство, обобщившее опыт балетного театра XVIII века. Он создал форму многоактного балета, а его серьезные познания в анатомии позволили расширить технику танца и исполнительские возможности артистов балета.

    Осуществляя свою реформу, Новер вносит изменения и в балетный костюм – упрощает обувь, облегчает и укорачивает платья, навсегда устраняет маски, а в постановках балетных комедий допускает присутствие народно-бытовых костюмов.

    В конце 18 в. Новер объявляет непримиримую войну дивертисменту и изгоняет его из своих постановок. В его спектаклях хореографические фрагменты соединяются выразительной танцевальной пантомимой. Все это становится настолько выразительным, что естественно и свободно существует под музыку. Так возникает действенный танец. Уивер (английский балетмейстер-новатор) назвал такой танец сценическим. Сам Новер подразделял танец на два вида: «Первый – механический, второй – действенный. Первый интересен только разнообразием темпов, равновесием, изяществом поз, техникой и т. д. Второй – душа первого. Душа придает танцу жизнь, выразительность, пленяет сердце зрителей.

    Читайте также:  Холодный как айсберг каждый день как праздник

    В результате новаторской реформы, осуществленной Жаном Жоржем Новером, балет окончательно выделился из оперного спектакля и обрел самостоятельность.

    Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/504/83871.php

    Теоретики балета

    Новер Жан Жорж

    (Noverre, Jean-George) (1727–1810), французский артист, крупнейший балетмейстер, реформатор и теоретик хореографического искусства.

    Родился в Париже 29 апреля 1727. Ученик Луи Дюпре, Новер дебютировал в качестве танцовщика в 1743 и работал в разных театрах Франции, в 1755–1757 – в Лондоне.

    Первая постановка — «Китайский балет» (1749г.) в театре Комической оперы в Париже. В 1754 Новер ездил на гастроли в Лондон по приглашению крупнейшего английского актера Д. Гаррика, воззрения которого оказали значительное влияние на дальнейшее творчество Новера.

    Уже в эти годы Новер пришел к мысли о создании танцевального спектакля, независимого от оперы (в состав которой балет ранее входил). Ратовал за приобщение балета к серьезной тематике, создание спектакля с развивающимся действием и действенными характеристиками. Главным выразительным средством балетов Новера стала пантомима (подчас отанцованная), реже – развитой танец, который в его глазах олицетворял бессодержательную дивертисментность, господствовавшую в балетных сценах предшествующей эпохи.

    По возращении во Францию Новер осуществил ряд реформаторских постановок в Лионе (1758-1760), а затем продолжил свою деятельность в Штутгарте, в Вене и Милане. В течение многих лет Новер был лишен возможности работать в Париже, поскольку направление его искусства было чуждо придворным кругам. Лишь в 1775 году он получил приглашение в Парижскую оперу, где работал до 1780 года. В последующие годы осуществил ряд постановок в Англии и других странах; занимался литературно-теоретической деятельностью.

    Идейной основой важнейших преобразований, осуществленных Новером в хореографическом искусстве, была эстетика французских просветителей (Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ж.-Ж.Руссо и др.)

    Утверждая идейность и демократическую направленность балета, который должен был, по мысли Новера, оказывать воспитательное воздействие на зрителя «третьего сословия», Новер боролся за более глубокую связь хореографического искусства с литературой, призывал к созданию балетов на тему современной жизни, обращался к сюжетам, заимствованным из истории и мифологии. Взамен лишенного драматургической цельности пышного оперно-балетного представления Новер создал балет-пьесу, в котором содержание музыки раскрывалось в драматических, пластически-выразительных образах.

    Тем самым он превратил балетный спектакль в самостоятельный вид сценического искусства. Для творчества Новера характерна разработка жанра героического «трагического балета» с сильно развитой сюжетной понтомимой («Медея и Ясон», «Орфей и Эвридика», «Адель де Понтье», « Горации и Куриации» и др.) Он реформировал балетный костюм, а также отменил маски и другие условные атрибуты придворных балетов.

    Новер поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. Многие его балеты прошли премьерами в Штутгарте (с 1762), где он был директором Балетной школы и где музыку писал композитор Ж.-Ж.Родольф, и в Вене (в 1767–1776), где его сотрудниками были композиторы К.Глюк, Й.Старцер (Штарцер), Ф.Аспельмайер. В 1776–1781 Новер возглавлял балетную труппу Парижской оперы (тогда Королевской Академии музыки), но встретил сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра; в 1780–1790-х годах работал преимущественно в Лондоне.

    Наиболее значительные постановки Новера – Медея и Язон (музыка Родольфа, 1763), Адель де Понтье (музыка Старцера, 1773), Апеллес и Кампаспа (музыка Аспельмайера, 1774), Горации и Куриации (по пьесе П.Корнеля, музыка Старцера, 1775), Ифигения в Авлиде (музыка Э.Миллера, 1793). Большинство этих спектаклей повествовали о драматических событиях и сильных страстях. Вслед за Вольтером и Дидро Новер проводил на балетной сцене идею о подчинении долгу. В отдельных постановках заметно также тяготение к провозглашаемым Ж.-Ж.Руссо идеям права человека на естественное чувство и близость природе (Белтон и Элиза, композитор неизвестен, первая половина 1770-х годов).

    Новер оказал большое влияние на развитие европейского балета конца XVIII в. Образцом балета, осуществленного в принципах Новера, является дошедший до наших дней балет «Тщетная предосторожность», поставленный учеником и последователем Новера, балетмейстером Ж. Добервалем. Свои эстетические взгляды Новер изложил в обширном труде «Письма о танце и балетах» («Lettres sur la danse et sur les ballets»), изданном в 1760 в Лионе и Штутгарте, уже при его жизни неоднократно издававшемся на различных языках (наиболее полное русское издание 1804-1807 гг.).

    Читайте также:  Праздник хора глюк анализ произведения

    В последние годы жизни Новер занимался преимущественно интеллектуальным трудом, однако последователи артиста ставили его балеты по всей Европе (в том числе в России). Бессмертный труд Новера «Письма о танце» до сих пор является примером вдумчивого, тщательного анализа балетного искусства и входит в золотой фонд балетной критики и балетоведения. Выдвинутые автором постулаты, сделанные им выводы, намеченные рекомендации, написанные в середине 18 века, на заре балетного театра, верны и актуальны и по сю пору.

    Реформы Новера как создателя действенного балета (ballet d’action) оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета, а некоторые его идеи не потеряли значения и в наши дни: главные из них – требование взаимодействия всех компонентов балетного спектакля, логического развития действия и характеристик действующих лиц. Новера называют «отцом современного балета».

    Умер Новер в Сен Жермен-ан-Ле 19 октября 1810.

    День рождения Новера, 29 апреля, теперь стал праздником, отмечаемым во всем мире как Международный День Танца.

    Ниже приводится краткое содержание одного из его самых известных произведений:

    « Письма о танце и балетах».

    1. Письмо первое:Рассуждение о пантомиме и жесте: о технике нынешних танцев по сравнению с древней.
    О жесте: «столь полезные для жизни, бесполезные для театра».

    2. Письмо второе: Два вида танца: механический (технический) и пантомимический (действенный).
    Что должен иметь танцовщик-мим? Техника или действие, или то и другое. Немногие это могут. Может ли соединиться в одном человеке и техника и эмоции?
    О таланте.

    3. Письмо третье: О качествах, необходимых балетмейстеру.

    Балетмейстер — это призвание, а не ремесло. Кто может стать балериной: танцовщица должна знать музыку, темпы, знать рисунок и планировку движений, знать «сочетание» рук и ног.

    Балетмейстер творит, а не копирует. Балетмейстер должен много читать, учить историю.

    Балетмейстер должен завести три тетради: 1.исторические сюжеты

    2. мифологические сюжеты

    3. литературно- поэтические сюжеты

    Общение с художниками.

    Продумать сюжет, отбросить лишнее.

    По мнению Новера, не надо заменять выразительность жеста ничего не говорящей техникой. В балетном произвдении должно быть не больше 3-х актов и 4-х персонажей.

    Балетмейстер должен исполнять, разъяснять и воздействовать.

    Балетмейстером должны быть изучены история, мифология, античная поэзия и науки.

    Познания в геометрии.

    Балетмейстер — это «хорошо отлаженная машина». Нужны познания в технике.

    Знать живопись, анатомию.

    Балетмейстер должен увидеть в танцовщике (ученике) его способности, его жанр.

    Должен хорошо слышать музыку.

    Балетмейстер должен иметь обширные знания.

    6. Письмо шестое:

    Курс учения балетмейстера.

    Балетмейстер должен быть наблюдательным.

    Например: наблюдение за ремесленниками и различными сторонами жизни.

    На танец можно переложить и трагедию, и комедию.

    Все, что преподнесено для живописи, годится и для танца.

    В танце можно выразить не только прекрасное, но и низменное.

    Трудность в том, чтобы украшать природу, но не искажая ее.

    Балетмейстер, не знающий танца в совершенстве, способен сочинять лишь посредственные произведения.

    Новер понимал под танцем лишь «серьезное содержание».

    Краски должны играть на сцене, быть в правильных пропорциях.

    Краски и костюмы должны быть резко выделены. Должен быть выдержан рост актеров (сравнение с живописью), «декорации должны служить средством оттенения Балета»

    7. Письмо седьмое: О выборе сюжета

    Сюжеты из истории могут дать богатейшие образы и величайшие средства выразительности.

    Но разнообразие должно быть девизом балетмейстера. Не только трагедии!

    8. Письмо восьмое: О композиции балетов

    «Балетмейстер есть последовательность картин, связанных между собой действием, составляющим сюжет балета».

    Сцена — это «полотно, на котором сочинитель преображает свой замысел. Музыка, декорации, костюмы — это краски. А сам сочинитель- живописец».

    Труд Новера состоит из 15 «писем».

    Поделитесь новостью с друзьями:

    Источник статьи: http://balletrf.ru/entsiklopediya-baleta/teoretiki-baleta/42-nover

    Оцените статью
    Adblock
    detector