- Художественные элементы зимних святок
- Понятийно-концептуальный модуль
- Что будем делать с полученным материалом:
- Все темы данного раздела:
- Художественные элементы зимних святок
- Повышение оригинальности
- Результат поиска
- Перейти к полному тексту работы
- Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
- Смотреть похожие работы
- СВЯТКИ: От Рождества до святого Крещения.
Художественные элементы зимних святок
Художественные элементы зимних святок — раздел Образование, Понятийно-концептуальный модуль А) Музыкальные Элементы Праздника: Народные Календарные Песни (Колядки, Авсен.
а) музыкальные элементы праздника: народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, шедровки), подблюдные песни в обряде гадания; рождественские церковные песнопения, духовные стихи;
б) танцевальные элементы праздника: святочные хороводы, круговые; семейная тематика танцев; имитация работ с нитками.
в) изобразительные элементы праздника: изготовление «Вифлеемских звезд», вертепов, масок («личин») ряженых, чучел и пугал;
г) театрально-игровые элементы праздника: традиционный обход дворов колядовщиками со «звездой» как имитация шествия волхвов, отраженного в библейском предании; сценки ряженых, элементы театрализации в традиционных святочных играх («в покойника» и др.); постановка народных драм, вертепные представления.
Связь художественных элементов праздника с древними обрядово-магическими и ритуальными формами обращения славян к силам природы и духам предков с целью обеспечить благополучие в своем доме, «здоровье овечье и человечье».
Городские традиции славления, ряжения, украшения елок, художественного оформления поздравительных открыток, организации рождественских праздников и балов в период после реформ Петра 1.
Эта тема принадлежит разделу:
Понятийно-концептуальный модуль
Содержание курса понятийно концептуальный модуль художественное.. импровизационность.. вариативность практическое осуществление импровизационности фольклорный процесс постоянное колебание..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественные элементы зимних святок
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Все темы данного раздела:
Понятийно-концептуальный модуль
1.1. Формирование понятий «Народная художественная культура», «Народное художественное творчество». НХТ как основа художественной культуры общества.
Фольклор в системе народной художественной культуры
Фольклор – бытовая традиционная для этноса культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путём устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечно
Специфика фольклора
1.Устная форма создания, распространения и бытования – основополагающая особенность фольклора. 2.Традиционность.Коренное свойство фольклора. Главным пр
Видо-жанровая структура фольклора
Поэтические роды в фольклоре – наиболее крупные классификационные единицы, объединяющие виды и жанры фольклора на основании разных способов отображения реальной жизни. Как и в литературе, в фоль
Художественная самодеятельность в структуре народной культуры
Художественная самодеятельность – социально-организованное творчество, ориентированное на воспроизводство и развитие существующих образцов (произведений, изделий) элитарной, массовой или фольклорно
Мифологические истоки народной художественной культуры. Мифы древних славян
Понятие о мифе, мифологии. Мифологическая картина мира. Мифы как древнейший пласт этнических культур. Образы древнеславянской мифологии. Древнеславянская мифология как воплощение языческой картины
Зимние святки
Период празднования от Рождества до Крещения (с 7 по 19 января по новому стилю). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника: древний культ солнечных божеств (Коляды и др.); библейские
Масленица
Период празднования (последняя неделя перед Великим Постом). Происхождение, языческий и христианский смыслы праздника. Масленица как персонаж праздника. Традиционные названия каждого из дней маслен
Обряды и ритуалы осеннего цикла
Осенний цикл народных праздников включает в себя: — праздник жатвы (Зажинки, Дожинки), проводится в августе-сентябре в зависимости от региона; — Покров день (14 октября);
Традиционный свадебный обряд
Свадьба — время наибольшей полноты жизни. Сакральное время проведения: после Красной Горки (весна), после Покрова дня (закончились полевые работы), Мясоед (от Крещения до Масленицы). Основ
Народные гуляния в городах
Многолюдные гулянья и праздники всегда входили в городской быт. Сначала они копировали крестьянскую традицию: те же сроки и формы (ряженье на святках, катание на лошадях и с ледяных гор, завиван
Игровые формы народной художественной культуры
Понятия «игра», «игровая деятельность», «игровая культура». Природа и функции игровой деятельности. Классификация игр. Понятие о народной игре. Происхождение и эволюция народных игр, их св
Устное народное творчество
Понятие «устное народное творчество». Взаимосвязь устного народного творчества с другими видами народного художественного творчества, с народной картиной мира, с древ неславянской мифолог
Народное музыкальное творчество
Народное песенное творчество: понятие и видо-жанровая структура. Песня — музыкально-поэтическая (синкретичная) форма фольклора. П. могла бытовать в единстве с танцем, дра
Народное театральное творчество
Понятие «фольклорный театр». Обрядовые, ритуальные и мифологические истоки фольклорного театра. Фольклорный театр и древние мистерии. Элементы драматического действия в древних игрищах и хороводах.
Народно танцевальное творчество
Древние истоки народных танцев. Танцевальные элементы в древних культах, обычаях и ритуалах. Пляски скоморохов. Древние свистопляски. Русские народные танцы: происхождение, художественно-э
Изобразительное творчество. Традиции лубка
Традиционные формы изобразительного творчества. Использование росписи (настенной, потолочной)в оформлении русского жилища, церквей. Иконопись. Традиции иконописи.
Народная художественная культура в современном образовательном пространстве
Актуальнейшими проблемами нашего времени являются: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия – природного мира. Российское общество начинает п
Основы педагогического проектирования этнохудожественных образовательных систем
Понятие «образовательная система» и «этнохудожественное образование». Роль системного подхода к развитию этнохудожественного образования. Основные компоненты этнохудожественной
Организация народного художественного творчества в современных условиях
«Организация» — «организовать» — «основать, создать (какое-либо учреждение, общественное объединение и т.д.); подготовить, наладить; объединить для какой-либо цели» (Русский толковый словарь Лоп
Научно-методическое обеспечение народного художественного творчества
5.2.1.Система научно-методического обеспечения НХТ формировалась постепенно. Период её становления охватывает довольно значительный период. Первые признаки методической деятельности в Рос
Современное состояние домов народного творчества
ДНТ координируют всю творческую, организационно-методическую и издательскую деятельность по развитию любительского и традиционного народного искусства в России. Тип ДНТ – государственное у
Источник статьи: http://allrefs.net/c12/45kgn/p8/
Художественные элементы зимних святок
а) музыкальные элементы праздника: народные календарные песни (колядки, авсени, таусени, виноградья, шедровки), подблюдные песни в обряде гадания; рождественские церковные песнопения, духовные стихи;
б) танцевальные элементы праздника: святочные хороводы, круговые; семейная тематика танцев; имитация работ с нитками.
в) изобразительные элементы праздника: изготовление «Вифлеемских звезд», вертепов, масок («личин») ряженых, чучел и пугал;
г) театрально-игровые элементы праздника: традиционный обход дворов колядовщиками со «звездой» как имитация шествия волхвов, отраженного в библейском предании; сценки ряженых, элементы театрализации в традиционных святочных играх («в покойника» и др.); постановка народных драм, вертепные представления.
Связь художественных элементов праздника с древними обрядово-магическими и ритуальными формами обращения славян к силам природы и духам предков с целью обеспечить благополучие в своем доме, «здоровье овечье и человечье».
Городские традиции славления, ряжения, украшения елок, художественного оформления поздравительных открыток, организации рождественских праздников и балов в период после реформ Петра 1.
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Источник статьи: http://studopedia.org/5-135546.html
Повышение оригинальности
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Информация:
Описание (план):
Тема: Народная художественная культура зимних святок.
1. Периодика празднования.
2. Происхождение: языческий и христианский смысл праздника.
3. Элементы театрализации языческих мифов и библейских сюжетов рождения и крещения Христа.
5. Связь художественных элементов с обрядово-магическими, ритуальными и развлекательными: традиции и современность.
Народная художественная культура зимних святок.
Периодика празднования.
Зимние святки — рождественско-новогодние праздники (с 24 декабря по 6 января ), по своему происхождению связанные с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря. Зимние святки делились на «святые вечера» (25 декабря — 1 января) и «страшные вечера» (1 января — 6 января). Их разделял Васильев день (1 января).
В настоящее время это зимние праздники, начинающиеся с Рождественского сочельника 6 января и заканчивающиеся Крещением 19 января.
Происхождение: языческий и христианский смысл праздника.
Элементы театрализации языческих мифов и библейских сюжетов рождения и крещения Христа.
Христианизация Руси происходила в жестокой борьбе церкви против народных обычаев. Ставшее синонимом кабалы, христианство повсеместно встречало упорное сопротивление народных масс. Всё это вынуждало церковь создавать новый, христианский пантеон святых и христианские праздники из старого, «языческого» материала.
После принятия христианства в качестве государственной религии происходило календарное соприкосновение древних языческих праздников с новыми, церковно-государственными, обязательными. Нередко они совпадали по срокам, но нередко и расходились.
Заключение.
Зимние святки имели два происхождения и два смысла праздника: языческий и христианский.
Языческое происхождение уходит своими корнями глубоко в прошлое. Празднование совершается по народным обычаям: колядование, гадания, игры у костра, песни, пляски и веселье.
Христианское появилось после принятия христианства в 944 году, после чего основным смыслом праздника стало крещение Иисуса Христа.
Поэтому во время празднования происходит пересечение языческих обычаев и христианства.
В современности этот праздник проходит с соблюдением обоих направлений традиций.
Список используемой литературы.
1. Электронная библиотека российских диссертаций
2. Каталог Российской Государственной Библиотеки
3. Электронный ресурс «Научная сеть» interpretive.ru/dictionary/395/word/%D1%C2%DF%D %C
Перейти к полному тексту работы
Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru
Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник статьи: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=46744
СВЯТКИ: От Рождества до святого Крещения.
СВЯТКИ — то-то радость!
Переход от старого года к новому на Руси издавна знаменовался Святками — самым любимым и веселым праздником. Эти двенадцать дней — от рождественского сочельника до Крещения Господня (19 января по новому стилю) — в соответствии с канонами Русской Православной Церкви, освящены великими событиями Рождества Христова и называются Святками.
Главная роль «внутри» Святок отводилась Рождеству Христову, нынешнему Старому Новому году (Васильев день) и Крещению, которые как бы делили праздники на две части — «святые вечера» и «страшные вечера», каждая со своими традициями и забавами.
Коляда, коляда, пригласите со двора!
В хату к вам сейчас придем
И станцуем, и споем.
Хозяев прославляем,
Счастья вам желаем!
Коляда, коляда, вам – забава, нам – еда.
Не скупитесь, поделитесь, вот мешок – пирог сюда!
На Руси люди всегда считали: как святочную неделю проведешь, так и вся твоя жизнь в этом году пройдет. Именно по этой причине в старину люди старались реализовать все свои планы в эти дни. Если вы хотите всю жизнь жить богато, то надевайте всю неделю только самые лучшие свои вещи. Хотите кушать вкусно, тогда в святочную неделю ешьте то, что вы любите больше всего.
Сон, приснившийся на святки, обязательно будет вещим. В этот день любые сведения, полученные из потустороннего мира, являются предсказанием.
Святки — пора неуемного веселия, шуток, забав и всеобщей радости! Время подарков и взаимных угощений!
В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки — в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.
Особенно следилось за тем, чтобы никто не был обойден заботой в эти святые дни.
В первый день навещали родителей и родных, еще нужно было молиться об усопших, ведь в это время их души рядом с нами, стоять службу в церквях, заказывать панихиды по умершим. Существует поверье, что в ночь на 8 января все покойники сходятся в храм и им правят службу покойные священники. А за праздничным столом обычно ставили лишние приборы – по количеству родственников, умерших в прошедшем году.
Второй день Святок должен быть посвящен посещению больных, третий — сирот, четвертый — заключенных. Считалось, что рождественская радость должна коснуться всех, даже преступников. С собой всегда несли особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле. Рассказывают, что в древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.
Только после того, как все почести предкам и другим нуждающимся были отданы, начиналось всеобщее веселье.
Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.
В первый святочный день нужно стоять службу в церквях и вести себя пристойно. Зато уже в вечер следующего дня, на улицы высыпали всевозможные ряженые, в вывернутых наизнанку шубах и с лицами, измазанными в саже. С гоготом и свистом впрягались они в телегу, в которую сажали набитую соломой тряпичную куклу – Коляду, обряженную в шубу и белую посконную рубаху. Лихим голосом выкрикивали: «Веселись, ребятки, наступили Святки!» – и начиналась настоящая святочная вакханалия, которая продолжалась почти десять дней. Вся, так называемая культурная программа праздника, состояла из всевозможных игрищ: хождений по избам ряженых, посиделок, кулачных и снежных боев, гаданий. Некоторым из этих традиций русские люди следуют до сих пор.
Зимние святки начинались с колядования.
Молодежь рядилась и обходила все дома в деревне со святочными песнями. Коляда и Овсень — мифологические персонажи песен — должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
По всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов молодежью или детьми с колядками — незамысловатыми песенкими. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки:
А бывает коляда
Кончается колядование песнями-заклинаниями. Колядовавшие обещают семье в новом году всех благ. Закончив петь, колядующие получали в подарок специальное обрядовое печенье, выпеченные из теста фигурки домашних животных, съестные припасы, а иногда и деньги.
По преданию, в течение восьми дней после рождения Иисуса Христа бродит по земле нечистая сила, рыскает по улицам, пугает прохожих. Именно эту нечистую силу и представляли ряженые, которые надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. Ряженье должно сопровождаться играми, весельем, при этом желательно, чтобы зрители становились участниками действий ряженых.
Традиционно Святки делились на две части — «святые вечера» (от Рождества до Васильева вечера) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год и до Крещения Господня). «Страшные вечера» считались в народе временем разгула нечистой силы, от которого людей освобождало великое водосвятие на Крещение Господне — символ очищения и возвращения порядка.
Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым годом, а также связана с представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.
В старину русские верили, что радость от прибавления тепла, увеличения длины дня, уменьшения продолжительности ночи не дает покоя злым силам, которые мстят людям и поэтому устраивают им различные неприятности. По легенде, Бог, отмечая рождение сына, велел открыть преисподнюю, чтобы выпустить оттуда нечистую силу повеселиться на празднике. Поэтому именно в разгар святок гуляет по святой Руси нечисть.
А поскольку святки, по народному поверью, — время особого разгула нечисти, то люди ставили мелом кресты на окнах и дверях, чтобы не вошла в жилище нечистая сила или вообще недобрый человек.
Зимние святки всегда были шумным и веселым праздником: жгли костры, собирались на игрища, устраивали посиделки. В Святки принято ходить в гости, навещать больных, стариков, дарить подарки. На Святки отменяются все посты, угощения обильны и разнообразны.
Причем, Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость.
«Высший свет» также радосто предавался народным забавам, внося в них изящество и шарм. Также в это время устраивалсь многочисленные балы, особенно Балы-маскарады. Немного позднее зародилась традиция благотворительных балов.
Заметим, что дореволюционные Рождественские номера журналов публиковали трогательные святочные рассказы, рассказывали о благотворительности, о тех, кто нуждается в заботе и участии. (Причем, писать о гаданиях и прочих вещах считалось плохим тоном)
Вот пример бесхитростного литературного произведения неизвестного автора, соответствующий основному настрою этих дней:
«Праздник великий настал уже снова;
Всюду веселье, пиры, торжество.
Вспомним, какое поведал нам слово
Тот, чье справляем сейчас Рождество:
«Каждый да будет всегда милосердным
К слабым, сиротам, убогим, больным!
Тем, что имеет, поделится с бедным
И назовет его братом своим!
Так окажите же, други, участье:
Многие встретят в нужде Рождество!
Доброе дело — великое счастье.
Это — святое души торжество!»
Еще Святки — это время любимых зимних забав — катаний на санях и тройках,коньках и лыжах. Время строительства снежных крепостей, игры в снежки. Веселые святочные дни ассоциируются со смеющимися румяными лицами, смехом, незамысловатыми, радостными и веселыми вещами.
Незримое присутствие духов среди живых людей в эти святые дни обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
«Настали Святки! То-то радость,
Гадает ветреная младость.
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Всё потеряв неотвратимо –
И все равно – надежда им
Лжет детским личиком своим».
А.С.Пушкин
Испокон веков на Руси устраивали гадания для барышень на женихов в период святок. Да и сами святочные посиделки — это не обычная вечеринка. Девушки и юноши собирались, чтобы присмотреться друг к другу. А вот сразу после Святок наступало время свадеб. А потому святочное время было проникнуто особым романтическим флером кокетства и ухаживаний Именно в это время начинались так называемые ярмарки невест, причем эти ярмарки устраивались во всех слоях русского общества.
А вот и самые популярные гадания «на женихов»:
*** Гадание с валенком на «сторону», в какую выйдешь замуж
Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок сапог, туфельку на дорогу и по направлению «носка» валенка узнают сторону, в какую выйдут замуж.
*** Гадание с зеркалами на образ будущего жениха
Это хорошо известное из литературы гадание нередко используется и сейчас. Девушка садится в темноте между двумя зеркалами, зажигает свечи и начинает вглядываться в «галерею отражений», надеясь увидеть своего жениха. Лучшим временем для этого гадания считается полночь.
*** Гадание на быстроту и очередность выхода замуж
Оно заключается в том, что девушки отрезают нити одинаковой длины и поджигают их. Первой выйдет замуж та, у которой быстрее всех сгорит нитка. Если нитка потухла сразу и меньше половины сгорело, то замуж не выйдешь.
Но не только о женихах гадали в «страшные» святочные вечера. О жизни и смерти, о будущем, о том, как сложится год.
Лучшим временем для гадания считалась ночь перед Новым Годом или Крещением.
(Только не забудьте: перед тем как приступить к гаданию, надо снять с себя нательный крест и пояс, развязать все узлы на одежде и распустить волосы.)
*** В полночь гадальщицы приходили на перекресток или к запертой церкви и по услышанным звукам – радостным или печальным — предрекали себе свадьбу или смерть.
*** Самые отчаянные приходили в лунную ночь к проруби, ложились на заботливо подстеленную нянюшками воловью шкуру и смотрели в воду.
*** Или накрывали стол в пустой комнате и со словами «суженый-ряженый, приди ко мне поужинать» ожидали его появления. Приход суженого знаменовался жуткими завываниями ветра и стуками. Здесь важно было не сробеть и, когда суженый назовет свое имя, успеть сказать: «Чур моего места, чур моей загадки». Иначе добра от него не жди.
*** Еще более страшным являлось гадание с зеркалом, которое для девиц, склонных к истерии, не раз окачивалось нервным срывом. Не случайно святочные вечера назывались в народе «страшными».
*** В полумраке (освещайте комнату свечкой, а не электричеством) каждая подружка берет по чистому листу бумаги, комкает его, кладет на плоскую тарелочку и поджигает. Смотрите, как отражаются тени на стене. Попытайтесь разгадать, что означает тень от сгоревшей бумаги, — это ждет вас в будущем.
*** Нужно взять тазик и наполнить наполовину водой. На его края развесить записочки о разных событиях надписями вниз. Например, свадьба, рождение, беременность, смерть, болезнь, радость, дорога, удача, счастье, безумная любовь и т. д. Потребуется маленькая плавающая свечка или же огарочек обычной свечи, установленный в половинку скорлупы грецкого ореха. Тот, кто гадает, опускает свечу посередине тазика на воду. Двигать свечку или дуть на неё нельзя. Какую записку свечка подожжёт, таким и будет предсказание.
Еще приводим популярное гадание с курицей, неоднократно описанное в классической литературе:
*** Берут ночью куриц с насести, приносят в комнату и дают им клевать пшеницу, ячмень или просо. Если они клюют шибко, и в одну сторону, — то быть скоро замужем; если клюют не скоро и беспрестанно поворачиваются, – то суженые их обманывают; если курицы мешают клевать друг другу, и начинают драться, — то суженые будут за них ссориться и драться. Иные гадают одними петухами, наблюдая те же приметы, за исключением того, что если они поют при клевании, то это означает скорое исполнение желаний. Другие, сняв куриц с насести, приносят их закрытыми в комнату, где заранее приготовлены вещи в трех разных сосудах: вода в одной чашке, хлеб зерновой в другой, кольца в третьей. Каждая девушка гадает своею курицею: чья прежде начнет клевать зерно, верный знак, что у нее будет бедный муж; чья начнет пить воду, будет пьяница; если схватит золотое кольцо, – богатый муж; серебряное, — посредственного состояния, а медное, — бедный муж. Когда заноет курица, — неминуемая смерть кому-либо из родных.
Крамской Иван Николаевич. Святочное гадание. 1870
*** А еще можно просто взять умную книгу. Загадайте два числа: первое — номер страницы, второе — строка сверху или снизу. Откройте книгу и прочитайте загаданное. Оно относится к вашему настоящему или будущему.
Гадания на Святки позволяют «достучаться» до душ предков и получить через них ответы на животрепещущие вопросы о будущем.
Стоит ли говорить, как сильно не поощрялось вся эта безудержная вакханалия с ряжением и гаданием церковью!
Но уже в последние дни Святок народ начинал усердно прорубать проруби в виде креста, чтобы в день Святого Крещения смыть с себя все грехи этих веселых дней.
Остается добавить, что радует, что в последнее время отмечается интерес к исконным традициям празднования этих замечательных святых дней.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://s30513627090.mirtesen.ru/blog/43407844680/SVYATKI:-Ot-Rozhdestva-do-svyatogo-Krescheniya…
Adblockdetector