Афиша Хабаровского края
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник статьи: http://www.culture.ru/afisha/khabarovskii-krai/festivali-i-prazdniki
Афиша Хабаровского края
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник статьи: http://www.culture.ru/afisha/khabarovskii-krai/prazdniki
Новый год на земле шаманов: в Сикачи-Аляне возрождают древние традиции
13 февраля, 2019
«Улэнди балдиосу! Кэситуэри баросу! Баяди биусу!» — именно так приветствовали людей, которые собрались в Доме культуры национального нанайского села Сикачи-Алян, чтобы вместе отметить Новый год по лунному календарю. Традиции празднования там собирают буквально по крупинкам, тем ценнее данное торжество для представителей коренных малочисленных народов, проживающих на территории Хабаровского края. Корреспондент сайта Habinfo.ru не мог пропустить это событие и вместе с гостями праздника прошёл обряд очищения и оценил национальную кухню аборигенов. О том, как это было, читайте в нашем материале.
Под защитой Луны
Лунный календарь — один из самых древних на земле. Появился он вместе с необходимостью предков отсчитывать дни, а наблюдая за спутником нашей планеты было проще всего. Правда такое летоисчисление накладывало ряд особенностей. Например, негидальцы (прим. ред. — малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье) начинали год исходя из положения Большой Медведицы, а нанайцы — по появлению на звёздном небе созвездия Зари осиктани (Голова медведя).
Как рассказали нашему корреспонденту в Сикачи-Аляне, нанайцы верили, что Луна — это тусклый медный щит (прим. ред. — они называли его «толи»), который помогает обороняться от злых духов во время камлания (ритуалов). Кроме того, небесное тело стало для аборигенов символом молчания, тишины и смерти, а его свет освещал загробный мир буни. Луна была предметом поклонения, к которому обращались как к божеству, которое поможет в трудное время.
Самый древний лунный календарь из всем известных — китайский. Изобрели его в XVI веке до нашей эры. Один цикл длится 60 лет. Однако учёные утверждают, что применять подобные календари начали ещё в каменном веке
Один из самых известных лунных календарей — китайский. Именно эта страна в представлении большинства людей и ассоциируется с празднованием Нового года «не как у всех». Однако только на территории Хабаровского края насчитывается восемь народностей, которые издревле жили по такому же летоисчислению. Есть множество пересечений: например, символом Нового года как в Поднебесной, так и у нанайцев является дракон — именно изображениями этого мифического существа, которого они называют Сиймур, накануне праздника украшались жилища. Ему также предназначались различные подношения.
В лунном году было 12 месяцев (354 суток) — он опережал тропический на 11 суток
Шло время и лунный календарь стал неудобен для многих народов (хотя в ряде мусульманских стран им пользуются до сих пор). Причина проста — начало нового года не приходилось на какой-то определённый день, а переносилось по сезонам. По этой причине периодически стали вводить дополнительный 13 месяц. В итоге, сначала его сменил лунно-солнечный календарь, а затем и вовсе перешли на юлианский, а позже — григорианский. В Китае «лунный» Новый год не забыли, но, чтобы отделить его от западного, назвали «праздником весны». Сейчас традиции решили возродить и аборигены Хабаровского края.
Потерянные традиции
Новый год по лунному календарю начался в ночь с 4 на 5 февраля (второе новолуние после зимнего солнцестояния) — празднуют его обычно на протяжении 15 дней. Примечательно, что отмечать начинали с восходом солнца. Для коренных народов Приамурья это было время, когда они могли завершить свою традиционную деятельность и сделать небольшую передышку перед наступлением весны, когда зверя и рыбы снова будет становиться больше и природа подарит свежую зелень. К сожалению, о традициях празднованиях Нового года по лунному календарю коренными народами Приамурья сохранилось крайне мало информации — до наших дней дошли очень немногие предания. В основном, всё передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. Только в последние годы этим вопросом начали заниматься особенно тщательно и собирать информацию по крупицам.
Из воспоминаний нанайского писателя Андрея Пассара: «Мужчины заканчивали сезон охоты. Большая семья собиралась вместе. Утром молились солнцу, потом готовили вкусную еду. Во всём руководили шаман и старшая женщина рода»
По словам заведующей отделом традиционной культуры Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры (КНОТОК) Надежды Ефимовны Кимонко, у приамурских удыгейцев, например, во время празднования Нового года проходил общий сбор стойбищ. Они все вместе отмечали, готовили еду. Обязательно отдавалась дань хозяину места Цевену (прим.ред. — нанайцы называют его Дюли) — их кормили, благодарили. Охотники и рыбаки просили удачного промысла, женщины — здоровья и процветания в семье.
Заведующей отделом традиционной культуры Краевого научно-образовательного творческого объединения культуры (КНОТОК) Надежда Ефимовна Кимонко
— В советское время все перешли на одобренными государством праздники и вопрос с Новым годом по лунному календарю никто даже не поднимал. Я помню, что традиции тогда толком не соблюдались, но у моего дедушки был календарь — это такие деревянные палочки, по которым считали дни недели и месяцы, — рассказала Надежда Ефимовна Кимонко.
Специалисты упоминают про ещё одну традицию. Так, празднования Нового года для нанайцев было сопряжено также обязательным поминанием предков. Аборигены обращались к духам в предновогоднюю ночь и просят их помощи в будущем. В дневное время также проводились обряды, но посвящались они уже добрым силам. Не забывали также и о богах, главным из которых, согласно преданиям, являлся Боа Эндури — ему возносили молитвы с просьбами о здоровье и хорошем промысле зверя и рыбы.
Что касается блюд, которые подавали нанайцы на Новый год, то их было в изобилии. Как говорят этнографы, одним из самых желанных кушаний были бионси — это такие традиционные пельмени. Также неотъемлемой составляющей застолья были различные блюда из рыбы, в частности и тала. Талу также делают и из картофеля — этот салат прошёл через столетия и любим уже не только нанайцами. Опередим часто задаваемый вопрос и скажем, что спиртных напитков на новогоднем столе в традиционной культуре нанайцев не было.
— Сейчас очень многие обрусели, но некоторые блюда остались. Например, это картофельная тала, — её часто делаем, она нравится всем. Готовим напиток «буда», который не все понимают — он делается из молока, крупы и дудника. Ещё есть десерт «моси» — его изготавливают из рыбьих шкур, которые особым образом выделывают, варят и толкут, а потом в полученную массу вливают молоко и засыпают ягоды. Получается как холодец или желе, — поведали нам в Сикачи-Аляне.
На земле шаманов
За возрождение традиций выступают большинство представителей коренных малочисленных народностей Приамурья. По мнению людей, это позволит укрепить национальную культуру сплотить аборигенов. В числе активно продвигающий идею — директор Дома культуры села Сикачи-Алян Ирина Владимировна Бирилёва. Уже второй год она организует в своём учреждении празднование Нового года по лунному календарю. В этот день в гости в Сикачи-Алян собираются даже люди из ближайших сёл и деревень.
— Сикачи-Алян оторван от мест компактного проживания нанайцев — это, естественно, сказалось на меньшем сохранении традиций. Можно сказать, что мы первые начали забывать свои обычаи. Но остались сказания, которые передаются столетиями из поколения в поколение. Оттуда мы знаем, что раньше в дни Нового года в Сикачи-Аляне собиралось много шаманов — они открывали этот праздник. Также сюда приезжали люди из большого числа стойбищ. Шаманы ходили по юртам, камлали. Считалось, что их визит несёт счастье, — поделилась своими знаниями Ирина Владимировна.
Организовать сейчас подобное немыслимо тяжело, но директор всё же не опускает рук и вот уже во второй раз пытается погрузить своих земляков в мир традиционных нарядов, ритуалов, песен, танцев и национальных блюд. На этот раз праздничное мероприятие получило название «Как наши деды встречали Новый год». В организации мероприятия Ирине Владимировне помогали хабаровский народный танцевальный коллектив «Синкурэ», этно-музыканты Виктор Бондаренко и Олег Мальцев, а также автор и исполнитель эстрадной песни Алексей Актанко.
Открывали празднование Нового года традиционными ритуалами — местная шаманка провела Обряд очищения и обряд «Мэури» (прим.ред. — встреча гостей). После чего все собравшиеся на торжество люди проследовали в зрительный зал, где их ждал концерт и небольшая лекция об истории праздника. Как отметила Надежда Ефимовна Кимонко, программа специально была составлена таким образом, чтобы люди смогли оценить не только культуру народов Приамурья, но и других восточных стран, которые ранее пользовались лунным календарём. В завершении праздника гостей ждала дегустация национальных блюд аборигенов.
Держаться вместе
Как сказала Надежда Ефимовна Кимонко, самое главное при праздновании Нового года, и не важно по какому он календарю, — это встреча людей. И тогда, и сейчас этого ждут больше всего. Раньше собирались живущие в разных стойбищах, они обменивались новостями, делились опытом и даже знакомились, чтобы в дальнейшем сыграть свадьбу. Время проходит, многое меняется, но, как и в прошлом, человеку важна общность. А с этим сейчас туго…
— Сейчас люди разрознены, несмотря на относительную транспортную доступность. Ведь раньше были только олени и собственные ноги. Вот такими вещами, как подобными торжествами или национальными фестивалями мы стараемся объединить всех. Как и наши предки мы точно также обмениваемся новостями и знаниями, знакомимся, горюем и радуемся, — подытожила Надежда Ефимовна.
- «Жизнь коренных народов Хабаровского края: шаманский хамаран», читайте материал по ссылке.
О себе говорить не любит, но коллеги и читатели имеют свое мнение. По образованию строитель, в журналистику пришел ради интереса. Гармонично сочетает профессию и призвание. Пишет не только словом, но и кадром. Фоторепортажи Александра хочется смотреть, а статьи – читать.
Источник статьи: http://habinfo.ru/kmns-habarovskogo-kraya/