Национальные религиозные праздники караимов
ПЕСАХ (ТЫМБЫЛ ХЫДЖИ)
Праздник Песах напоминает нам о выходе народа Израиля от египетского рабства. Древнееврейское слово «песах» происходит от глагола «пасах» — миновать, проходить мимо. Подразумевается, что ангел-истребитель, посланный осуществить одну из египетских казней за издевательство египтян над народом Израиля — истребить всех египетских первенцев — «от первенца фараона до первенца раба, сидевшего в тюрьме», должен был обойти, пройти мимо домов верующих в Бога — как евреев, так и уверовавших в Единого Бога египтян, которые окропили косяки своих домов кровью ягненка.
Библия подробно описывает, как надо отмечать Песах (Исход, 12:14 — 13:10). Всю неделю верующие не употребляют в пищу ничего квасного, включая хлеб, сделанного из дрожжевого теста. На пасхальной неделе всё квасное — «хомец» перестаёт быть кошерным. Вместо этого едят пресный хлеб (на караимском языке — тымбил, соответственно праздник Песах по- караимски называется Тымбыл Хыджы — праздник опресноков. Тымбыл едят с медом. В течение пасхальной недели этот пресный хлеб, а также мед, соль, перец стоят на столе. На праздник едят баранину, пьют вино. В первый вечер глава семьи за семейным столом рассказывает историю освобождения верующих из египетского плена и странствий по пустыне, благословляет застолье и делит пресный тымбыл по числу присутствующих, раздавая его вместе с горькими овощами — чесноком, луком, перцем, хреном. Они символизируют горькую судьбу израильтян в египетском рабстве. Пасхальные блюда все печеные — яйца, мясо, рыба и т. д.
Первый и последний день — праздничные, остальны — полупраздники. Это один из трех годовых паломнических праздников — хаг (хадж), когда мужчины Израиля совершали паломничество в Иерусалим, в Храм.
ШАВУОТ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА, АФТАЛАР ХЫДЖЫ)
Пятидесятница — один из главных годовых праздников, установленных Торой:
«От второго дня после субботы, то есть со дня, когда принесёте как жертву потрясания сноп, сосчитайте себе семь полных недель и, посчитав аж до следующего дня после седьмой субботы пятьдесят дней, принесите новое хлебное приношение Господу. . В тот самый день созовите священное собрание, и оно святым будет для вас, никакой тяжёлой работы не делайте. Это вечное постановление во всех жилищах ваших для поколений ваших.» (Лев. 23:15-21. Также см. Числ. 28:26-31).
Праздник отмечается на пятидесятый день после Пасхи, откуда и происходит название. Еще одна его название — Шавуот — то есть »недели», объясняется тем, что с первого дня Пасхи его отделяют семь недель. Слово »шавуот» можно понять и как »клятвы». В этот день Моисей получил на горе Синай Десять Заповедей — основу завета между Богом и народом Израиля. Господь поклялся соблюдать свои обеты, а народ — хранить Его заповеди.
Пятидесятница — один из трех годовых праздников, наряду с Пасхой и Кущами, которые называются »хаг» — паломничество (на арабском — хадж). В древние времена верующие совершали в эти дни паломничества в Иерусалим: »Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей ». (Втор. 16:16).
Паломничество в храм совершается даже из отдаленных краёв, чтобы поблагодарить Бога за урожай, за земные плоды. Поскольку это праздник жатвы, в этот день приносили в храм приношение — пожертвование из муки свежей пшеницы.
Этот весенний, зеленый праздник отмечается в воскресенье. Блюда готовят также весенние, на стол ставят много зелени, овощей, готовят блюда из сыра, пекут семирядку — в честь семи недель, прошедших от Пасхи — пирог с прослойками теста и сыра. Готовят и ватрушки, рулеты с творогом.
СУККОТ (ПРАЗДНИК КУЩЕЙ, АЛАЧЫХ ХЫДЖЫ)
Праздник кущей (на караимском — Алачых хыджы) — последний из трёх больших годовых праздников (наряду с Пасхой и Пятидесятницей), которые называют гебрайским словом хаг (арабский аналог — хадж – паломничество). В библейские времена существования Иерусалимского Храма все израильские мужчины должны были осуществить на этот праздник паломничество в святой город Иерусалим. С тех пор в этот день принято здороваться »Хаг Самеах!» »Радостного хаджа!» Этот день — напоминание о временах выхода из египетского рабства, »дома рабства», когда народ Израиля жил в кустах. Гебрайское название праздника — Суккот — значит »шалаш», »халабуда». После выхода из Египта, когда еще не были изготовлены шатры для жизни в пустыне, израильтяне жили в импровизированных жилищах из ветвей.
33. И сказал Господь Моисею:
34. «Скажи сынам Израилевым так: с пятнадцатого дня этого седьмого месяца — праздник кущей, семь дней в честь Господа.
35. В первый днеь священное собрание. Никакой работы не работайте.
36. Семь дней будете приносить огненные жертвы Господу; восьмой день будет у вас священное собрание возжигать огненные жертву Господу: это торжественное собрание; никакой работы не работайте.
39. В пятнадцатый день седьмого месяца, как соберёте урожай с земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день будет полный отдых, и восьмой день полный отдых.
40. В первый день выберете себе самые роскошные плоды с деревьев, пальмовые ветви, ветви широколиственных деревьев, и ивняка, что над оврагом, и будете веселиться пред Господом Богом вашим семь дней;
41. Поэтому так празднуйте его как праздник в честь Господа семь дней ежегодно; установление вековечное для ваших поколений; в седьмой месяц празднуйте его.
42. В кущах будете жить семь дней; всякий туземец из Израиля будет жить в кущах,
43. чтобы потомки ваши знали, что в кущах поселил я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской, Я Господь, Бог ваш «. (Левит, 23:33-43).
Библия напоминает о праздновании дней Праздники кущей после сбора урожая. Этот праздник — в конце сельскохозяйственного года, когда плоды земледельческого труда уже заботливо собраны, и пора поблагодарить Господа, который дает земле плодовитость.
Праздник продолжается 8 дней, последний, 8 день называется «Днём собрания»: в этот день священники-левиты читали и объясняли народу Святое Писание. 1 и 8 дней праздники, 6 дней между ними — полупраздники. В 8 день оканчивается годовой круг чтения Торы, и вновь начинается чтение первой главы Книги Бытия.
В первый день праздника Кущей читается Книга Левит, от 22:27 и конца 23 главы. На 8 день читается последняя глава Книги Второзакония.
Но три большие библейские праздники связаны не только с событиями прошлого и земледельческим циклом, но и этапами жизни каждого человека: Пасха — весенний праздник, воспоминание о днях юности, Пятидесятница — праздник первой жатвы — ассоциируется со зрелым возрастом, когда человек подводит первые итоги своего земного труда. Праздник кущей напоминает об осени жизни, когда земная деятельность человека уже заканчивается, и, получив её плоды, человек с благодарностью к Творцу стоит на пороге встречи с Ним. Если на Пасху верующие читают Песнь Песней, гимн юности и любви, то на Кущи читают книгу Екклесиаста, который напоминает, что все на свете суета. Но грустить не надо, ведь это веселый праздник с щедрым застольем и вином.
Принято устраивать обильные застолья с фруктами и овощами, виноградным вином. Дома украшаются ветвями и цветами. Около кенассы украшают беседку, развешивают в ней фрукты и овощи. В местах более северных, где выращивали рожь и пшеницу в кенасса торжественно вносили венок из колосьев, украшенный цветами, который висел там до следующего праздника урожая.
ЙОМ ТЕРУА. (БЫРГЫ КЮНЮ, ДЕНЬ ГРОМКОГО ТРУБЛЕНИЯ)
Праздник Йом Теруа установлен Библией.
Господь сказал Моисею: «Скажи сынам Израилевым так: Первый день седьмого месяца будет для вас большим памятным отдыхом, под игру праздничных труб, со святым собранием. Никакой работы не делайте, приносите огненные жертвы Господу «. (Лев. 23:23-25).
»В седьмой месяц, в первый день месяца, будет у вас священное собрание; никакой работы не делать: будет это день громких труб для вас». (Числ. 29:1).
Во времена существования Скинии и Храма в этот день приносились пожертвования. (Числ. 29:2-6).
»Йом» на лешон кодеш — день, »Теруа» — громкое трубление. На караимском языке праздник называется Быргы Кюню — день радостного празднования.
Традиционно с этого времени начинают отсчет нового гражданского года.
По караимской традиции седьмой библейский месяц Тишри называют Айруксы-ай — Святой месяц, поскольку в нем кроме Йом Теруа отмечают также Йом Киппур (День отпущения грехов) и Суккот (праздник Кущей).
Всякая работа, кроме приготовления пищи для праздничного стола, запрещена. А пищи готовят много: накрывают щедрый стол с вином и мясом. Ставят на стол и круглый сдобный кюльче с медом. В этом году Йом Теруа отмечают 10 сентября. С этого дня начинаются приготовления ко Дню отпущения грехов.
ЙОМ КИППУР (БОШАТЛЫХ)
В Библии этому дню посвящены такие строки:
»Господь сказал Моисею: «Десятый день седьмого месяца будет днем покаяния; священное собрание будет у вас, вы будете умерщвлять самих себя и приносить огненные жертву Господу. Не делайте никакой работы в тот день, ибо это день покаяния, чтобы искупить вас пред Господом Богом вашим. Посему кто не будет умерщвлять себя в тот день, искоренится из народа своего. Каждый, кто в тот день будет делать какое дело, истреблен будет мною из людей его. Никакой работы не делайте: установление вековечное для ваших потомков во всех жилищах ваших. Это полнейший отдых для вас — вы будете умерщвлять самих себя; в девятый день сего месяца вечером, от вечера до вечера будете полностью отдыхать. (Левит, 23:26-32).
Также о Дне Покаяния говорится в Книге Левит (16:29-34), Числа (29:7-11). Во времена существования Первого Храма это был единственный день в году, когда первосвященник мог войти в Святая Святых, где хранился Ковчег Завета.
Йом Киппур (на караимском языке — Бошатлых) — »суббота суббот», день, когда верующие просят друг у друга прощения, прощают обиды другим, придерживаются строгого поста (суточный пост без еды), воздерживаются от всякой работы, осмыливают свои грехи и просят их отпущения в искупительных молитвах. Читаемые в этот день покаянные молитвы основаны на псалмах и текстах пророков. В кенассах читают главу 16 книги Левит и гафтару из книги пророка Исайи, глава 58.
Источник статьи: http://karaites.narod.ru/karaim-prazdniki.html
Национальные религиозные праздники караимов
Навигация
Праздники, посты и отличительные субботы на 5779 (3) — 5783 (7) годы
Шаббат тэшува (суббота покаяния)
Пурим (первый день)
Шаббат гадол (великая суббота)
Шаббат негама (суббота утешения)
* — в 5781 году 7 Ава выпадает на Субботу, а значит пост отмечается на следующий день, в воскресенье.
О караимских праздниках.
Праздниками у караимов называются дни, которые служат воспоминанием великих благодеяний для народа, сотворенных Господом. Кроме праздников у караимов есть дни, носящие характер полупраздника. Проведение праздников и полупраздников отличается содержанием молитв, продолжительностью богослужения, запретом выполнения любой работы (или дозволения необходимой работы), праздничной трапезой, украшением жилищ и т.д.
Одним из отличий караимской религии от других религий является отсутствие праздников, не указанных в книгах Священного Писания. Перечень и определение дат всех праздников и полупраздников указано в Торе и в книге Эсфири.
Одним из полупраздников является новолуние (Рош ходэш), оно отличается от будничного дня более продолжительным Богослужением с чтением дополнительных, установленных специально для этого дня, молитв.
К праздникам относятся:
— Шавуот (праздник Седьмиц или Пятидесятница);
— Йом Теруаг (день начала гражданского года);
— Йом Киппур (День Прощения);
— Суккот (Кущи, Праздник урожая);
— Пурим (праздник Эсфири). 1
Праздники Песах, Шавуот и Суккот называются историческими в память о давно прошедших событиях Библейской истории и паломническими (шалош регалим). В дни этих праздников все мужчины обязаны явиться в храм, поклониться святыне, совершить «хаг» — паломничество. Йом Тэруа и Йом Киппур называются религиозными праздниками.
Суббота является седьмым днем недели, она – первое, что освятил Господь. Этому дню полностью посвящена Четвертая Заповедь Бога.
В книге «Главные основы Караимского Законоучения» 2 о Субботе сказано: «Суббота есть суббота для Бога и для нас. В основе этой заповеди заложен принцип многих благословений. Она дает нам возможность приблизиться к Богу, служит более прочным связующим звеном между Богом и нами, причем этот образ приближения и связи рельефно выражается в усердном богослужении и изучении Закона Божия. Суббота указывает на сближение и объединяет членов караимской семьи. Через соблюдение этой заповеди человек сохраняет свое здоровье и телесные силы на возможно большее время, ибо закон субботнего отдыха есть также закон сохранения и поддержания нашей жизни, и, наконец, суббота, по мнению наших ученых, есть зеркало будущей вечной жизни.»
«Благословение (Богом) дня субботы – есть благословение телесных и умственных способностей человека и указание на то, что усовершенствованием этих двух даров человек достигает высшей своей цели, дабы озариться светом истинной жизни и избавить душу свою от смерти. Посему каждый верующий должен в сей день употребить все старание свое для занятия Божественным учением» (Адерет Ильягу. Шаббат, Перек 10).
Величайшая важность соблюдения Субботы подтверждается запретом выполнять в этот день любые работы, даже приготовление пищи. Однако, если возникает опасность или угроза жизни (пожар, стихийные бедствия, защита Отечества, оказание помощи тяжело больному, спасение утопающего и т.д.), закон Субботы может быть нарушен.
Субботу необходимо отмечать не только посещением кенасы, участием в общественном богослужении, чтении Торы и Пророков, но и, в соответствие с семейным бюджетом, украшением жилища, употреблением лучшей пищи и ношением хорошей одежды.
У караимов существуют следующие отличительные субботы:
Шаббат Гадол (Великая Суббота) — суббота, предшествующая празднику Песах;
Шаббат Негама (Суббота Утешения) — суббота, следующая за постом 10 Ава;
Шаббат Тешува (Суббота Покаяния) — суббота, предшествующая празднику Йом Киппур.
Годовой праздничный цикл начинается с праздника Песах, который у караимов является наиболее значимым. Праздник начинается вечером 14 Нисана и продолжается семь дней. 4 ;Библейские события, в память о которых установлен этот праздник, происходили в те далекие времена, когда израильский народ жил в рабстве в стране египетской под властью фараона. Увидев притеснения, которые чинили египтяне, Господь послал пророка Моисея, (мир ему), чтобы он вывел израильтян из «дома рабства». Когда же Моисей, (мир ему), обратился к фараону с просьбой отпустить народ в пустыню для принесения жертвы, то сердце фараона ожесточилось, и он просьбы не исполнил, но еще больше стал притеснять народ. И тогда Господь послал на египтян десять казней, целью которых было явить фараону и всему Египту величие и мощь Превечного. Последней казнью, стало умерщвление всякого первенца в стране египетской. Израильтянам же было дано постановление заколоть жертву – песах – ягненка, не достигшего года, и обмазать кровью жертвы косяки дверей своих домов. И только дома, на косяках дверей которых была кровь, Господь «миновал», и первенцев пощадил.
Ночь, в которую Господь проходил по стране египетской, была последней для израильтян в «доме рабства» — физического и духовного.
Первый и седьмой дни Песах считаются праздничными (микра кодеш), а промежуточные дни считаются полупраздничными (хол га-моэд). Последний праздничный день называется Шевии ачерет – собрание седьмого дня.
В первый и последний день праздника Песах в кенасе совершается богослужение, для которого установлены специальные молитвы, и запрещается всякая работа, кроме приготовления пищи: «А в день первый священное собрание, в седьмой день священное собрание да будет у вас, никакой работы не должно делать в них; только съестное, необходимое для каждого, может быть изготовлено вами» 5 (Шемот, 12:16).
Праздник имеет два названия: «хаг га-песах» — праздник пасхи», и «хаг га-мачот» — праздник опресноков.
Перед наступлением праздника в доме надо сделать тщательную уборку, чтобы удалить так называемый «хъамеч» (квасное) – любой продукт, при взаимодействии которого с водой происходит процесс брожения. Во все дни праздника хлеб можно есть только пресный, не имеющий закваски, который называется опресноками или «мачот». Это делается в соответствии с текстом Священного писания: «Семь дней ешьте пресный хлеб, с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших…» (Шемот, 12:15).
Песах – единственный праздник, подготовка к которому обозначена в Тора и для которого определен какой-то норматив продуктов: печеное мясо и опресноки, запрет на квасное. Пасхальный стол караимов должен включать печеное мясо, опресноки, горькие овощи, вино; праздничная трапеза может быть дополнена иными блюдами, отвечающими пасхальной и гастрономической традиции местных условий.
Суббота, предшествующая Песах называется Великою – Шаббат гадол. В этот день в кенасе читают повествование об исходе из Египта.
Слово «шавуот» переводиться как «седьмицы», то есть «недели». Такое название объясняется тем, что праздник Шавуот (именуемый еще Пятидесятницей 6 ) отмечается через «семь седьмиц» после первой пасхальной субботы – «Отсчитайте себе от дня, следующего за субботой, от того дня, в который приносите сноп возношения, семь полных недель» (Вайикра, 23:15-16).
Праздник Шавуот имеет двойной смысл, в соответствии с двойственной природой человека: духовной и материальной. Во-первых, это праздник жатвы (дарования человеку материальной пищи), так как со дня «возношения снопа» (из ячменной жатвы), который следовал за пасхальной субботой, отсчитывалось 49 дней (семь седьмиц) и на пятидесятый день приносилась жертва из пшеничной жатвы. Отсюда его дополнительное название «хаг га-качир» — «праздник жатвы». В Священном Писании этот праздник еще называется «хаг га-биккурим» — праздник первого плода. Во-вторых, это праздник дарования Торы (дарования человеку духовной пищи), так как примерно в этот день пророку Моисею, (мир ему), на горе Синай была вручена Господом Тора. Отсюда еще одно его название праздника – «матан Тора», то есть «дарование Торы», которое у караимов более употребляемое, чем все остальные.
У караимов праздник Шавуот, или Матан Тора, всегда выпадает на воскресенье, первый день недели по караимскому календарю, и это во все времена было отличительным догматом их религии.
Торжественнее всех новомесячий отмечается седьмое – начало месяца Тишри – «И в седьмой месяц, в первый день месяца, будет у вас священное собрание, никакой работы не делайте, пусть будет это у вас день веселия» (Бемидбар, 29:1). Первый день месяца Тишри носит название Йом Теруаг – «день ликования».
Первый день месяца Тишри считается началом так называемого «гражданского года», по которому ведут летоисчисление. Отсюда его второе название – «Рош га-Шана», то есть «Новый Год», которое у караимов менее употребительно, чем Йом Теруаг.
Йом Теруаг празднуется один день, в который запрещается вся работа кроме приготовления пищи. В кенасах в этот день читаются специальные молитвы, а в домах накрывается праздничный стол.
Праздник Йом Теруаг предшествует празднику Йом Киппур, и десять дней, которые разделяют эти два праздника, от 1-го до 10-го Тишри, называются «десять дней покаяния». Как следует из названия — это дни покаяния, во время которых по ночам в кенасах необходимо читать специальные покаянные молитвы, называемые «селихот». В эти дни принято просить прощения у людей, перед которыми мы провинились, и самим прощать людям их провинности. Это является подготовкой к самому значительному дню в жизни каждого караима – ко дню Йом Киппур.
Йом Киппур является единственным праздником, который имеет исключительно религиозное значение. Переводится его название как «день прощения» или «день искупления». Йом Киппур отмечается 10-го Тишри и является днем раскаяния в грехах, совершенных за год – «Но в десятый день седьмого месяца этого – день искупления, священное собрание будет у вас, и смиряйте души ваши, и приносите огнепалимые жертвы Богу. Никакой работы не делайте в этот самый день, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Богом, Всесильным вашим» (Вайикра, 23:27-28).
Йом Киппур является днем строгого поста, «от вечера и до вечера» необходимо воздерживаться от пищи и воды, от всяческих удовольствий, и, конечно же, от любой работы. Это день полного покоя и молитвы, во время которой каждый караим вспоминает свои прегрешения, совершенные за год, и просит у Бога прощения. Особенность Йом Киппур отмечается в Священном Писание еще одним его названием – «шаббат шаббатон», то есть «суббота суббот».
В Йом Киппур в кенасах Богослужение должно проводится круглосуточно. Одним из важных и священных обрядов при Богослужении является благословение молящихся, которое совершает газзан вечером по завершении Йом Киппур. Вынув свиток Торы из алтаря («арон га-ккодеш») и, держа его в руках, газзан обращается к молящимся и благословляет их в молитве – «Бог богов да услышит вопль наш». По окончании благословения все молящиеся прикладывается поочередно к свитку Торы.
Суккот празднуется в 15-й день 7-го месяца Тишри – «С пятнадцатого дня седьмого месяца – праздник Суккот, семь дней для почитания Бога» (Вайикра, 23:34). Как и Песах, праздник Суккот длится семь дней, из которых первый и последний являются праздничными, а промежуточные между ними пять дней полупраздничными. Но в отличие от Песах, восьмой день Суккота, завершающий праздничную неделю, также является праздничным и носит название «шемини ачерет», что значит «восьмое собрание». При этом день Шемини Ачерет не входит в общее число дней Суккота.
Суккот празднуется в память о том, как израильский народ во время странствования по пустыне, после исхода из Египта, жил в шалашах – «суккот». В Священном Писании есть постановление о том, что все семь дней праздника надо жить в специально сделанных шалашах: «В шалашах живите семь дней; каждый житель страны в Израиле должен жить в шалаше. Дабы знали поколения ваши, что в шалашах поселил я сынов Израиля, когда вывел их из страны египетской, Я – Бог Всесильный ваш» (Вайикра 23, 42-43). Во дворе каждой кенасы имелась «сукка» – металлический или деревянный остов шалаша, где в течение всех семи дней праздника утром и вечером читалась краткая молитва с воспоминанием о том времени, когда израильтяне жили в шалашах. В кенасах Суккот отмечается специальными молитвами, установленными для этого праздника.
Суккот является также и благодарственным торжеством по случаю сбора урожая – «В 15-й день седьмого месяца, когда соберете произведения земли, празднуйте праздник Превечного семь дней; в первый день и в восьмой день – покой» (Вайикра, 23:39). Именно поэтому сукка, находящаяся при кенасе, украшается на праздник различными плодами.
Заключительный, восьмой день праздника, называется также Симхат Тора (Торжество Торы). В этот день читают последнюю 54-ю параша Торы «Вэзот гъа-ббераха», которая завершает годовой цикл чтения Священного Писания.
Суккот – это праздник большого веселья и радости. В этот день караимы благодарят Господа за дарованный им урожай, а сооруженные на время праздника шалаши служат напоминанием о временном нашем пребывании на этой земле.
Праздник Пурим отмечается два дня: 14 и 15 Адара.
События, послужившие основой для праздника, происходили в 360-ом году до нашей эры в персидской державе Ахеменидов (в Священном Писании – Парас и Мадай) во время правления царя Артаксеркса III (в Священном Писании – Агашверош). Царский вельможа Аман, оскорбившийся тем, что привратник Мордехай не пожелал кланяться перед ним, задумал истребить не только самого Мордехая, но и весь его народ. Выбирая день для осуществления своего плана, Аман кидал жребий, то есть «пур» (множ. «пурим»), откуда и пошло название праздника. Жребий выпал на 14-й день Адара, который, благодаря Божественному вмешательству, осуществленному через царицу Эстер и ее дядю Мордехая, превратился вместо дня гибели народа в день праздника и веселья.
В первый день веселого и радостного праздника Пурим в кенасах читается «мегилат Эстер», то есть книга Эсфири, в которой подробно описываются эти события. Кроме того на праздник Пурим принято дарить подарки близким людям и делать подаяния бедным.
Временной промежуток между праздниками Пурим и Песах в простом году составляет один месяц, в високосном году – два месяца.
У караимов имеется 5 постов, которые установлены в память о трагических событиях, произошедших в Иерусалиме во время войны с вавилонским царем Навуходоносором.
1. Пост 9 Таммуза. Совершается в память об осаде и взятии Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором – «В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли. И взят был город, и побежали все военные ночью по дороге к воротам, между двумя стенами; Халдеи же стояли вокруг города, и царь ушел дорогою к равнине…» (Мелахим II, 25:3-4). Об этих же событиях рассказывает пророк Ирмеягу: «В девятый год Седекии, царя Иудейского, в десятый месяц пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и обложил его. А в одиннадцатый год Седекии, в четвертый месяц, в девятый день месяца город был взят» (Ирмеягу, 39:1-2).
2 и 3. Пост 7 и 10 Ава. Совершается в память о сожжении Иерусалима и первого Храма вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. – «В пятый месяц, в седьмой день месяца пришел Навузарадан, начальник телохранителей, раб царя Вавилонского в Иерусалим, и сжег дом Господень, и дом царя, и все дома в Иерусалиме» (Мелахим II, 25:8-9).
4. Пост 24 Тишри (пост Гедальи). Совершается 24-го Тишри в память об убийстве иудейского царя Гедальи. Гедалья был поставлен наместником Иудеи вавилонским царем Навуходоносором после разрушения Иерусалима, и был убит в этот день заговорщиками – «В седьмой месяц пришел Измаил, сын Нафиви, сын Элишамы, из племени царского, с десятью человеками, и поразил Гедалью, и он умер» (Мелахим II, 25:25).
5. Пост 10 Тевета. Совершается в память о начале осады Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором – «В десятый месяц, в десятый день месяца пошел Навуходоносор, царь Вавилонский он, и все войско его против Иерусалима, и осадило его…» (Мелахим II, 25:1-2).
Кроме 5-ти постов у караимов имеются еще скорбные дни, которые длятся с 9 Таммуза до 10 Ава, то есть с первого поста до второго. Это промежуток времени между взятием Иерусалима и его сожжением. Во все эти дни по субботам в кенасах читается книга Эха (Плач Иеремии) и другие места из пророков. В десять дней месяца Ава необходимо воздерживаться от мясной пищи, а 10-й день Ава, который называется Недава («подаяние»), после чтения в кенасах книги Иова и поминовения умерших на кладбище, делаются пожертвования (курбан) бедным семьям. После поста на Йом Киппур, пост Недава, установленный в память о сожжении Иерусалима и первого Храма, является самым важным.
1 В 30-х годах ХХ столетия у караимов Литвы библейские названия праздников заменяют тюркскими (Песах на Мачалар хыджы, а позже на Тымбыл хыджы, Шавуот на Афталар Хыджы, Суккот на Алачых хыджы, Йом Киппур на Бошатлых, Пурим на Кыныш). В Крыму такой смены не происходило, и праздники сохраняли свои библейские названия даже в переводах Священного Писания на караимский язык.
2 Прик С. «Главные основы Караимского Законоучения». Одесса, 1917.
3 Слово «песах» означает «перешагивать, миновать, пропускать».
4 «В первый месяц четырнадцатого дня вечером – Песах Превечному, и в пятнадцатый день сего месяца праздник опресноков» (Вайикра, 23:5 — 6) .
5 Если день не выпадает на субботу.
6 Караимская Пятидесятница, часто совпадая по дате с православной Троицей, ничего общего не имеет с этим христианским праздником и, поэтому, не может соответствовать ей.
Источник статьи: http://karaimspiritual.org/bogosluzheniya/prazdniki-i-posty-/